Митин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 3. - С. 15-19.
3. Троян, А.Н. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие / А.Н. Троян. - М. : Сфера, 2005. - 160 с.
4. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент : учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - СПб. : Питер, 2002. - 400 с.
REFERENCES
1. Akimenko, V.I. and Kovalev, G.E. (2007), “System approach to management of preparation process in sailing”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 3-17.
2. Mitin, A.E., Filippova, S.O. and Mitin, E.A. (2009), “Methodical approaches to development of humanitarian technologies in physical culture and an assessment of efficiency of their application”, Physical culture: education, education, training, No. 3, рр. 15-19.
3. Trojan, A.N. (2005), Management of preschool education, publishing house “Sphere”, Moscow.
4. Fatkhutdinov, R.A. (2002), Innovative management, publishing house “Peter”, St. Petersburg.
Контактная информация: mitin.75@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.10.2013.
УДК 37.71:373(438)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ В
ШКОЛАХ ПОЛЬШИ
Инна Витальевна Мордвинова, аспирант,
Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренко (СумГПУ имени А. С. Макаренко), г. Сумы, Украина
Аннотация
В статье проанализированы содержательные основы здоровьесберегающего воспитания младших школьников Польши: учебные, воспитательные программы, проекты по укреплению здоровья младших школьников. Задачей школы является здоровьесберегающее воспитание, направленное на формирование выработки привычки заботиться о своем здоровье и здоровье других людей, а также на создание благоприятных условий для здоровья. В польских школах на всех этапах обучения укрепление здоровья осуществляется с помощью физического воспитания, биологии, естествознания (окружающая среда), семейного воспитания и межпредметных связей. Польские школы работают по таким образовательным и профилактическим программам, как: профилактическая программа борьбы со СПИДом и ВИЧ-инфекциями, «Чистый воздух вокруг нас», «Мой ребенок идет в школу», «Стакан молока», «Держи форму», «Фрукты в школе», «Здоровое питание и физическая активность в школах», «Не курите передо мной, пожалуйста».
Ключевые слова: содержательные основы, здоровьесберегающее воспитание, младшие школьники, начальная школа, учебные и профилактические программы, проекты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p104-110
CONTENT BASES FOR HEALTH SAVING EDUCATION AT POLISH SCHOOLS Inna Vitalievna Mordvinova, the post-graduate student,
Sumy State Pedagogical University by А.S. Makarenko,
Sumy, Ukraine
Annotation
Content bases of health saving education of junior schoolchildren of Poland are analyzed in the article: educational and prophylactic programs, projects aimed at strengthening the health of junior schoolchildren. The task of school is the health saving education aimed at the training the habit to care of the own health and health of other people, and at creation of favorable conditions for health. The Polish
schools at all stages of education the strengthening is carried out by means of the physical education, biology, natural science (environment), domestic education and intersubject connections. Polish schools work under such educational and prophylactic programs, as: prophylactic program for fighting against AIDS and HIV-infections, "Clean air round us", "My child goes to school", "Glass of milk", "Keep yourself fit", "Fruits at school", "Healthy feed and physical activity at schools", "Does not smoke at me, please".
Keywords: content bases, health saving education, junior schoolchildren, initial school, educational and prophylactic programs, projects.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека является высшей ценностью каждого государства. На первом месте стоит здоровье детей - будущего страны. На состояние детей разных возрастных групп особое влияние оказывает загрязнение окружающей среды, жизненный уровень семей, недостаточный уровень медицинского обслуживания и образ жизни. Отношение к собственному здоровью во многом зависит от уровня сознательности человека, понимания его значения для себя и общества в целом. Для детей младшего школьного возраста примером формирования здорового образа жизни и умения управлять своим здоровьем есть учитель и родители. С раннего возраста детские дошкольные учреждения и начальные школы обязаны прививать основные знания и закладывать потенциал здоровья на весь период их сознательной жизни.
В контексте нашего исследования особое значение имеют работы: М. Балицкого, М. Блахтера, И. Божека, С. Волошина, Х. Вороны-Полянской, Б. Воунаровской, Т. Гарст-кой, С. Гигиерской, М. Демела, Г. Долины-Зигмунт, Д. Дороти, Л. Зашенского, И. Йон-чика, И. Карского, А. Кедзиорека, К. Конаршевского, К. Крушевского, М. Лобоского, Х. Мишунского, A. Пашкевича, К. Пухальского, С. Слонской, М. Соколовской, К. Сос-нинского, К. Степника, Б. Суходольского и др.
Цель статьи - раскрыть содержательные основы здоровьесберегающего воспитания младших школьников в общеобразовательных школах Польши.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Под содержательными основами здоровьесберегающего воспитания младших школьников Польши понимаем анализ учебных, воспитательных программ, проектов по укреплению их здоровья.
Согласно Постановлению министра национального образования от 23 ноября 2008 г. укрепление здоровья было введено в учебные программы всех типов школ. Основными задачами укрепления здоровья в школах являются: знакомство друг с другом, выявление и решение собственных проблем со здоровьем, понимание того, что такое здоровье, зачем и как заботиться о нем, развитие чувства ответственности за свое здоровье и здоровье других людей, укрепление чувства собственного достоинства и уверенности в своих способностях, развитие личных и социальных навыков, которые способствуют благополучию и позитивной адаптации к задачам и проблемам повседневной жизни, подготовка к участию в мероприятиях по вопросам здравоохранения и создания здорового сообщества [7, С. 12].
Укрепление здоровья в польских школах подверглось изменениям согласно статусу и месту здоровья в основной учебной программе 1999 г. В основном учебном плане второго, третьего и четвертого степеней образования отмечается: «Важной задачей школы является здоровьесберегающее воспитание, направленное на формирование выработки привычки заботиться о своем здоровье и здоровье других людей, а также на создание благоприятных условий для здоровья» [7, С. 19].
В начальной школе укрепление здоровья происходит с помощью физического воспитания, естествознания (окружающая среда) и семейного воспитания, большую роль играют межпредметные связи. На основании анализа учебной программы ученики I-III классов начальной школы должны знать: как ухаживать за своим телом; как правильно
питаться; что такое физическая активность; к чему может привести отказ от профилактических прививок; для чего необходимо соблюдать технику безопасности и т. д. [7].
Второй этап обучения (1У-У классы начальной школы) включает межпредметные связи: естествознание, физическое воспитание и семейное воспитание. Ученики должны знать: что такое инфекционные заболевания; зачем необходимо соблюдать технику безопасности (в школе, на перемене, на уроках, во время внеклассных мероприятий и физических нагрузок, пребывания на экскурсии, в походе, в воде, в горах, на дороге); как бороться с угрозами для здоровья или жизни; уход за телом; оказание первой помощи при травмах [7, С. 21].
Третий и четвертый этапы обучения характеризуются изучением ряда учебных дисциплин, а именно физического воспитания, биологии и семейного воспитания. Физическое воспитание содержит блок «Воспитание для здоровья» и преподается как интегрированный курс в течение одного семестра. Ученики должны знать правила соблюдения личной гигиены, принципы профилактики заболеваний, уметь оказывать первую неотложную помощь при травмах и ранениях, уметь преодолевать стресс. Как и в украинских учебных программах, отведено количество часов на экскурсии во время каникул и проведение здоровьесберегающих мероприятий [7, С. 22].
Введение укрепления здоровья в учебные программы является новым вызовом для польских школ. Специалисты отрасли и координатор школьного воспитания отвечают за укрепление здоровья через различные учебные предметы, согласование реализации дополнительных образовательных программ, взаимодействие педагогов со школьной медсестрой, школьным психологом и другими организациями. Важным элементом здоро-вьясберегающего воспитания в школах - соблюдение санитарных норм, соответствие освещения классных комнат, мебели и т. д.
Следовательно, введение укрепления здоровья в школьные учебные программы играет важную роль в воспитании у учащихся привычки вести здоровый образ жизни. Педагоги, ученики и их родители должны понимать важность и необходимость изучения учебной дисциплины и способствовать созданию комплексной программы по укреплению здоровья для данной категории учащихся.
В 2009 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования, Министерством здравоохранения и министром спорта и туризма, направленное на: обеспечение взаимодействия в области укрепления здоровья и профилактики проблем детей и подростков в школах и в местных сообществах, принятие мер по реализации программ по развитию здравоохранения «Школы для здоровья в Европе»; продвижение идеи сети школ содействия здоровью и дальнейших действий на местном уровне, проведение сертификации системы школ и учреждений, которые находятся в сети школ укрепления здоровья; демонстрацию успешного опыта и обмена опытом между школами и образовательными учреждениями в области укрепления здоровья и профилактики проблем детей и подростков; распространение знаний и опыта в области укрепления здоровья и профилактики проблем детей и подростков в результате международного сотрудничества; содействие деятельности, осуществляемой в области укрепления здоровья и профилактики проблем детей и молодежи в средствах массовой информации.
В Польше на протяжении многих лет разрабатываются различные образовательные и воспитательные профилактические программы для детей и подростков разного возраста, которые реализуются в учебных заведениях. Эти программы охватывают различные аспекты здоровья, такие, как: питание, предотвращение курения, употребления наркотиков, профилактика ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и др.
Санитарно-эпидемиологические станции различных воеводств Польши предлагают школам разнообразные образовательные программы и программы профилактики, организацию и проведение внутренних тренингов для учителей и других сотрудников школы в области здоровьесберегающего воспитания [7, С. 22].
Польские школы работают по таким образовательным и профилактическим программам, как: профилактическая программа борьбы со СПИДом и ВИЧ-инфекциями, «Чистый воздух вокруг нас», «Мой ребенок идет в школу», «Стакан молока», «Держи форму», «Фрукты в школе», «Здоровое питание и физическая активность в школах», «Не курите передо мной, пожалуйста» и др.
В процессе обучения и воспитания младших школьников отмечают такие праздники по ведению здорового образа жизни: Всемирный день здоровья (7 апреля), Всемирный день без табака (31 мая), Европейский день осведомленности об антибиотиках (8 ноября), Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря). В эти дни проводят информативные и развлекательные праздники, соревнования, выставки, конкурсы.
Профилактическая программа борьбы со СПИДом и ВИЧ-инфекциями (Krajowy Program Zwalczania AIDS i Zapobiegania Zakazeniom HIV, 1993 г.) реализуется в соответствии с Постановлением Совета министров от 13 сентября 2005 г. Национальной программы по борьбе со СПИДом и профилактики ВИЧ-инфекции. Целевая группа - дети разных возрастов и взрослые. Исполнители - администрация школы, педагоги, ученики, санитарно-эпидемиологические станции различных воеводств Польши. Программа направлена на определение государственной политики по вопросам ВИЧ/СПИДа и борьбы с их социальными последствиями. Основные задачи программы: уменьшение распространения ВИЧ-инфекции среди детей путем обеспечения адекватного доступа к информации, образованию и услугам по профилактике ВИЧ/СПИДа (проведение долгосрочных профилактических и образовательных программ для детей и молодежи, организация кампании в СМИ, расширение сети выполнения тестов по ВИЧ-консультированию путем профессионального, международного обмена опытом в борьбе с ВИЧ/СПИДом); улучшение качества жизни и доступа к медицинской помощи для людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и их семей путем поощрения и поддержки деятельности неправительственных и общественных организаций в области профилактики ВИЧ-инфекции, содействия интеграционным проектам с пациентами [6, С. 11840-11843]. Результативность программы: способствует осведомленности учащихся о СПИДе и ВИЧ-инфекциях, предупреждению заболеваний, поощрению учащихся и их родителей к осуществлению бесплатного тестирования на выявление ВИЧ/СПИДа, пропаганде здорового образа жизни.
Программа «Чистый воздух вокруг нас» (Czyste powietrze wokol nas, 1997 г.) создана по инициативе министра образования К. Хала (K. Hal). Она финансируется Министерством образования, Ассоциацией по освобождению от табачной зависимости детства. Целевые группы - дети в возрасте 5-6 лет, посещающие детские садики и школу, их родители и опекуны. Исполнители - учителя, администрация школы, ученики и их родители. Основная цель программы: повышение компетентности родителей по защите детей от воздействия табачного дыма, формирование в учащихся способности справляться с ситуациями, когда они находятся в прокуренном помещении или когда взрослые курят табак рядом с детьми. Задачи: повышение осведомленности родителей о важности их роли в развитии здоровья детей, особенно в профилактике борьбы с курением табака; улучшение родительских навыков для поддержки детей в социальных ситуациях, когда они подвергаются воздействию табачного дыма, способности распознавать различные пары сигаретного дыма; осведомленность детей о местах, где они могут подвергаться воздействию табачного дыма и его негативному влиянию на здоровье формирующегося организма [3, С. 8-24]. Результативность: согласуется с основной учебной программой начального образования; позволяет организовать различные мероприятия для детей с использованием общей методологии; повышает осведомленность родителей об опасности пассивного и активного курения; учит детей и взрослых уверенности в себе, защищать свои права; учит детей, как действовать в ситуациях, где другие люди курят сигареты; расширение знаний о вреде курения; не требует больших инвестиций в экономику; имеет хорошие учебные и воспитательные материалы.
Образовательная программа «Мой ребенок идет в школу» (Moje dziecka idzie do szkoly, 2002 г.) разработана областной санитарно-эпидемиологической станцией г. Познань (А. Василевская). Рассчитана на учащихся первых классов и их родителей. Целью программы является повышение осведомленности родителей и их детей о ведении здорового образа жизни, их роли в формировании здоровой личности и их убежденности в необходимости проведения профилактических мероприятий. Задачи: развитие соответствующих навыков ведения здорового образа жизни; расширение знаний родителей об элементах здорового образа жизни, их роли в формировании здорового образа жизни; убеждения по поводу обоснованности превентивных мер в школе и дома [1, С. 1-8]. Результативность: осведомленность родителей о соответствии учебной мебели и школьных вещей; соблюдение рациона питания учащихся в школе и дома; преодоление страха у детей и их родителей; содействие ведению здорового образа жизни.
Программа «Стакан молока» (Szklanka mleka, 2004 г.) разработана по инициативе Европейского Союза. Целевая группа - учащиеся разных возрастов. Исполнители - администрация школы, педагоги, учащиеся и родители. Целью программы является развитие у детей и взрослых привычек правильного питания путем увеличения употребления молока и молочных продуктов. Задача: поощрение детей и молодежи к употреблению молока и молочных продуктов; содействие принципам здорового питания; развитие хороших привычек питания; осознание питательной ценности молока и молочных продуктов [5, С. 2]. Результативность: увеличилось количество школ, участвующих в программе (14 500 учебных заведений); потребление молока и молочных продуктов не вызывает увеличения веса и жировых отложений у детей, способствует здоровому питанию и осознанию того, что овощи, фрукты, соки и молочные продукты являются современной привычкой здорового образа жизни и инвестициями в будущее.
Создателем образовательной программы «Держи форму» (Keep Fit, 2006 г.) является Польская федерация пищевой промышленности. Программа рассчитана на учащихся V-VI классов начальной и средней школы, родителей и опекунов. Основная цель программы: образование для устойчивого развития здорового образа жизни среди школьников, пропаганда принципов активного образа жизни и сбалансированной диеты, основанная на индивидуальной ответственности и свободном выборе. Задачи: углубление понимания важности сбалансированной диеты и физической активности; формирование изменений в отношении и поведении детей, связанных с правильным питанием, адекватной качественной медицинской деятельностью; соответствующая информированность учащихся о правильности выбора продуктов питания; предоставление знаний в области гигиены и безопасности пищевых продуктов в магазинах и школе. Результативность: осведомленность учащихся о правильном и рациональном питании, поощрение к физической активности и ведению здорового образа жизни.
Профилактическая программа «Фрукты в школе» (Owoce w szkole, 2009 г.) инициирована Европейским Союзом, она направлена на учащихся I-III классов начальной школы. Исполнители - администрация школы, педагоги, ученики и их родители. Основной целью программы является преодоление ожирения у детей школьного возраста путем ввода правильного и здорового питания, предотвращение возникновения ряда заболеваний. Задачи: внесение изменений в ежедневный рацион учащихся; увеличение потребления фруктов и овощей; пропаганда здорового образа жизни через проведение здоровьесберегающих мероприятий [4, С. 3-12]. Результативность: увеличилось число (до 80%) учащихся, которые правильно питаются; усилились убеждения детей и их родителей вести здоровый образ жизни и меньше употреблять жирную пищу.
Европейский проект «Здоровое питание и физическая активность в школах» (Zdrowe zywienie i aktywnosc fizyczna w szkolach, 2009 г.) разработан по инициативе ВООЗ. Основная цель: снизить распространенность избыточной массы тела и ожирения у детей и подростков и рассчитана на учащихся начальных и средних школ. За выполнение
программы отвечает администрация школы, педагоги, ученики и их родители. Задачи: создание, осуществление и оценка эффективной национальной политики и практики в области здорового питания и физической активности в школах во всех государствах-членах Европейского Союза; поддержка разработки и реализации программ здорового питания и физической активности в государствах-членах на основе доказанных фактов, используя здоровьесберегающее воспитание. Результативность: способствует уменьшению количества детей с лишним весом, введению здорового питания и занятию физической культурой.
Программа «Не курите передо мной, пожалуйста» (Nie pal przy mnie, prosz§, 2010 г.) создана педагогами, врачами, психологами Института матери и ребенка г. Варшава (J. Szymborski, W. Polska, E. Lata, A. Dzielska, M. Maranska). Рассчитана на учащихся I-III классов начальной школы. Исполнители - администрация школы, педагоги, ученики и их родители. Основной целью программы является снижение воздействия пассивного курения на детей. Конкретные цели программы: повышение уровня знаний ответственности за свое здоровье; развитие навыков, необходимых для заботы о своем здоровье и здоровье близких [2, С. 6-20]. Результативность: расширяет осведомленность учеников о здравоохранении, формирует ответственное отношение у детей к своему здоровью, способствует разъяснению о вреде сигаретного дыма, связанным с пассивным курением.
Анализ образовательных и профилактических программ, предлагаемых в школах, показывает, что их разрабатывают различные правительственные и неправительственные учреждения и организации на национальном, областном, районном и местном уровнях.
ВЫВОДЫ
Приведенные выше программы по ведению здорового образа жизни направлены на: повышение уровня осведомленности учеников и их родителей о вреде пассивного и активного курения, создание видимых зон, свободных от курения, соблюдение рациона питания учащихся в школе и дома; увеличение количества учащихся, которые ежедневно потребляют молоко и молочные продукты, овощи и фрукты; уменьшение количества детей с лишним весом; здоровое питание и ведение здорового образа жизни. Перспективы дальнейших исследований заключаются в раскрытии методических основ здоровьесберегающего воспитания в общеобразовательных школах Польши.
ЛИТЕРАТУРА
1. Lesnivskaya, К. My child in kindergarten and school: A guide for parents of students with special educational needs [Электронный ресурс] / К. Lesnivskaya, Е. Pukhala // URL : available at: www.zsl-goraj.cil.pl/dokumenty/mdps.pdf. - Дата обращения 11.11.2013.
2. Do not smoke in front of me, please: anti-tobacco education program for pupils of I-III class
of elementary school [Электронный ресурс] / J. Szymborski, M. Korzyka-Stallmach, A. Sito, W. Za-tonski. Warsaw : The Office Of The Ombudsman. Wszechnica Poland-School Society of Universal Knowledge, 2009. 22 s. // URL :
www.gis.gov.pl/ckfinder/userfiles/files/PZ/Materia%C5%82y%20PT/nie%20pal%20przy%20mnie%20pr osze%20druk.pdf. - Дата обращения 11.11.2013.
3. Program pre-school education on tobacco «The clean air around us» [Электронный ресурс] /
J. Szymborski, A. Dobrowolska, A. Dzielska, Z. Juczyfski, T. Kowalczyk, M. Lewandowska, N. Ogifska-Bulik, W. Zatofski ; National educational program for preschool children, their parents and guardians . Warszawa : Departament Public health and health promotion, 2008. 31 s. // URL :
http://gis.gov.pl/ckfinder/userfiles/files/PZ/Materia%C5%82y%20PT/BroszuraCzystePowietrze2008.pdf.
- Дата обращения 07.11.2013.
4. Program Unii Europejskiej «Owoce w szkole» [Электронный ресурс] / Agencja Rynku Rolnego. Warszawa, 2013. 20 s. // URL : http://www.owocewszkole.org/index.php/o-programie. - Дата обращения 08.11.2013.
5. Program Unii Europejskiej «Szklanka mleka» [Электронный ресурс] / Biuro Wspierania
Konsumpcji. Warszawa : ARR, 2010. 8 s. // URL :
http://www.arr.gov.pl/data/00321/szklanka_mleka_2011.pdf. - Дата обращения 11.11.2013.
6. Regulation of the Council of Ministers of 13 September 2005 on the national programme for AIDS Control and prevention HIV / Internet-based System of legal acts // Official messenger. - 2005. -Nr 189, poz. 1590. - S. 11840-11843.
7. Vounarovskaya, B. Organizing and conducting health education in schools: guide for school administrators and teachers of primary classes / B. Vounarovskaya. - Warsaw : The European Social Fund, 2011. - 201 s.
REFERENCES
1. Lesnivskaya, К. and Pukhala, Е. (2011), "My child in kindergarten and school: A guide for
parents of students with special educational needs", available at: www.zsl-
goraj.cil.pl/dokumenty/mdps.pdf (accessed 11 November 2013).
2. Shimborskiy, Y., Zatonskiy, B., Koshik-Stelmakh, M. and Cito, A. (2009), "Do not smoke in
front of me, please: anti-tobacco education program for pupils of I-III class of elementary school", available at:
www.gis.gov.pl/ckfinder/userfiles/files/PZ/Materia%C5%82y%20PT/nie%20pal%20przy%20mnie%20pr osze%20druk.pdf (accessed 11 November 2013).
3. Shimborskiy, Y., Dzhielska, A., Dobrovolskaya, A., Zatofskiy, B., Kovalchuk, T.,
Levandovskaya, M., Ogifskaya-Bulyk, Kh. and Yushifskiy, Z. (2008), "The clean air around us", available at:
http://gis.gov.pl/ckfinder/userfiles/files/PZ/Materia%C5%82y%20PT/BroszuraCzystePowietrze2008.pdf (accessed 7 November 2013).
4. The program of European Union (2013), "A fruits in school", ARR, Warsawа, available at: http://owocewszkole.org/index.php/o-programie (accessed 8 November 2013).
5. The program of European Union (2011), "A glass of milk", ARR, Warsawа, available at: www.arr.gov.pl/data/00321/szklanka_mleka_2011.pdf (accessed 11 November 2013).
6. Regulation of the Council of Ministers (13 September 2005) about "The national program of fight against AIDS and prophylaxis HIV infection", Internet-based system of legal acts, Warsaw, legislative herald, Item № 189, pp. 11840-11843.
7. Vounarovskaya, B. (2011), Organizing and conducting health education in schools: guide for school administrators and teachers of primary classes, The European Social Fund, Warsaw.
Контактная информация: mordvinowa@gmail.com
Статья поступила в редакцию 22.11.2013.
УДК 796.92.093.642
ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ БИАТЛОНИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ВО ВРЕМЯ ВЕДЕНИЯ СТРЕЛЬБЫ
Евгения Викторовна Мурашко, доцент,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Константин Степанович Дунаев, доктор педагогических наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка)
Аннотация
В статье определена структура и последовательность выполнения комплекса действий на основе одноциклового дыхания и выполнении выстрела в серии. Несмотря на высокую ЧСС и наличие гипоксии после лыжной гонки перед стрельбой, одноцикловое дыхание в биатлонной соревновательной стрельбе возможно и успешно применяется, но бессистемно, начиная с уровня кандидатов в мастера спорта. Такие данные свидетельствуют о необходимости обучения технике одноциклового дыхания низкоквалифицированных биатлонистов. Одноцикловое дыхание в биатлонной стрельбе ритмизирует весь комплекс подготовительных действий между выстрелами, тем самым уменьшает интервал между выстрелами до 1,6±0,2 с, что отличается от общепринятых методических рекомендаций с 3-х секундным интервалом стрельбы.
Ключевые слова: стрелковая подготовка, квалифицированные биатлонисты, техника ды-