Можно сказать, что проект и геймификация в образовании преследуют одинаковые цели. Не изменяя содержание образования, используя новую форму подачи материала, привлекают наших учеников к обучению, иными словами, повышают учебную мотивацию.
В последние годы произошел взрывной рост интереса к играм, заставивший говорить о геймификации как об одном из ключевых трендов образования. Развивающая игровая среда постепенно становится реальным конкурентом традиционным учебным курсам. Продвинутые школы уже сейчас активно используют в работе подобные компоненты.
Но пока игровая педагогика скорее роскошь или эксперимент [4]. Для внедрения геймификации в образование необходимы, как минимум, два условия: обновление давно устаревшей компьютерной техники и программного обеспечения; подготовка к этому процессу учителей (среди которых есть много противников геймификации). А наши дети давно готовы. Ведь «жизнь - игра, и все, что нужно - лишь знать, как играть».
Литература
1. Википедия [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %С0 %98 %Б0 %B3 %Ш %80 %Б0 %BE %Ш %84 %Б0 %Б8 %Б0 %BA %С0 %Б0 %Б1 %86 %Б0 %B8 °/(Ш %8F.
2. Роль игры в психическом развитии ребенка. Здоровье и народная медицина. Медицина. Психология. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://medic.social/vozrastnaya-psihologiya_783/шl-igryi-psihicheskom-razvitii-39647.html.
3. Образовательные веб-квесты. Быховский Ярослав Семенович. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ito.edu.rU/1999/III/1/30015.html.
4. Игра захватывает школу // кусочки утопии: нас ждет геймификация образования. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://luckyea77.livejournal.com/831284.html
Content lines of the integrated course «Art» for pupils of 8-9 classes
of secondary schools Kamyshova N. (Russian Federation) Содержательные линии интегрированного курса «Искусство» для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ Камышова Н. В. (Российская Федерация)
Камышова Надежда Викторовна / Kamyshova Nadezhda - аспирант, учитель искусства, черчения, мировой художественной культуры, кафедра рисунка,
Российский государственный педагогический университет (РГПУ) им. А. И. Герцена, Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя школа № 531,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются содержательные линии интегрированного курса «Искусство» в общеобразовательной школе, обладающие связью с современными явлениями в социально-культурном пространстве: района, города, страны, мира, а также актуальностью в информационном изучении. Автором представлены единицы содержания интегрированного курса «Искусство» и их иерархия.
Abstract: the article considers the substantive lines of the integrated course «Art» in a secondary school, having communication with the modern phenomena in the socio-cultural space: district, city, country, world, as well as the relevance of the information in the study. The author presents the content of units of the integrated course «Art» and their hierarchy.
Ключевые слова: интегрированный курс «Искусство», содержательные линии, общеобразовательная школа, современное искусство.
Keywords: integrated course «Art», content lines, secondary school, modern art.
DOI: 10.20861/2410-2873-2016-14-001
Интегрированный курс «Искусство» для 8-9 классов отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представления школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества [1, с. 50]. Таким образом, цель общего художественного образования в более полном участии исторической духовной культуры и современного искусства, заполонившего информационное пространство, обеспечить формирование целостного мировосприятия и миропонимания учащихся основной школы.
Основное содержание интегрированного курса «Искусство» представлено содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества» и «Современные технологии в искусстве», где учащиеся постигают многообразие видов и жанров искусства, развивают понятийный аппарат художественного языка, осознают роль традиций и новаторства разных народов, размышляя об образной природе и силе воздействия искусств, рассматривая живопись, скульптуру, ДПИ, кино, театр и т. д.
Таблица 1.Единицы содержания интегрированного курса «Искусство» и их иерархия
Иерархичность Единица содержания Представленность е интегрированном курсе
1 уровень Содержательные лнннн Искусство как духовный опыт человечества
Современные технологии в искусстве
2 уровень Модули Искусство в жизнн современного человека Искусство открывает новые грани мира Искусство как универсальный способ общения Красота в искусстве и жизни Прекрасное пробуждает доброе Воздействующая сила искусства Искусство предвосхищает будущее Дар созидания Искусство н открытие мнра для себя
3 уровень Темы Темы в контексте интегрированного курса «Искусство»
4 уровень Ключевые понятия Цвет, свет, звук, тембр, ритм, перспектива, композиция, колорит и т. д.
В таблице 1. показан принцип системности, реализуемый содержанием интегрированного курса «Искусство» на всех уровнях: основа на ключевых понятиях образовательной области «Искусство»; включение в тематическое планирование процесса интеграции.
Для реализации образовательного процесса учащихся 8-9 классов в интегрированном курсе «Искусство» необходимо определить содержательную часть, которая обладает связью с современными явлениями в социально-культурном пространстве: района, города, страны, мира, а также актуальностью в информационном изучении и освоении.
Потенциал современного искусства, в котором развивается поколение учащихся 8 -9 классов, необходимо проанализировать с точки зрения эмоционально-ценностного отношения в образовательно-воспитательном контексте. Необходимость в анализе современного искусства возникает при наличии ряда проблем:
- большой обхват современного искусства, где нравственный акцент смещается в сторону утилитарности художественного образа и его бессмысленного репродуцирования в коммерческих целях;
- расширение свободного доступа социальных пространств, досягаемых для учащихся 8-9 классов, где проблема презентации искусства выходит в разнообразном тиражировании искаженных форм;
- заполнение ареала искусства от компетентностных профессионалов до «досуговых любителей»;
- противоречия искусствоведческих критиков в объективной оценке ценности и аутентичности произведений искусства в мировом пространстве.
Однако современный уровень тиражирования видов искусств в социально-культурном пространстве учащихся 8-9 классов позволяет обеспечить образовательный процесс просмотром, прослушиванием, редактированием с точки зрения информирования и перспективой на создания собственных художественно -творческих продуктов.
Техническое расширение коммуникационных возможностей современной техники позволяет выйти художественно-творческому процессу за пределы школьного образовательного пространства во внеурочную деятельность и найти продолжение в тематическом развитии художественной идеи, технологическом воплощении творческого продукта или специализированном обучении учащихся в предметной области «Искусство».
Насыщение информационных ресурсов спектром разнообразных форм человеческой деятельности в искусстве позволяет компилировать мнение профессиональных критиков и различных форумов с личностной точкой зрения учащихся.
И все-таки вопрос содержательной части интегрированного курса «Искусство» остается открытым, так как для реализации содержания государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО) и сохранения преемственности рекомендована только примерная программа, разработанная Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство» для 8-9 классов: примерные программы основного общего образования по искусству; учебно-методический комплект по предмету «Искусство», рекомендуемый Министерством образования и науки РФ.
Литература
1. Сергеева Г. П. Музыка. 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. Сборник рабочих
программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие
для учителей общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э.
Кашекова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 104 с.