Научная статья на тему 'Содержательные и структурные характеристики внутриличностной коммуникации'

Содержательные и структурные характеристики внутриличностной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
333
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / INTRAPERSONAL COMMUNICATIONS / SELF-DETERMINATION / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мацута В. В.

Представлены результаты исследования внутриличностной коммуникации. Автором описываются ее содержательные и структурные характеристики. Подчеркивается роль внутриличностной коммуникации в процессах самоопределения и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article results of research of intrapersonal communications are presented. The author describes its substantial and structural characteristics. The role of intrapersonal communications in self-determination and self-development processes is underlined.

Текст научной работы на тему «Содержательные и структурные характеристики внутриличностной коммуникации»

УДК 159.923.2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В.В. Мацута (Томск)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (грант № 09-06-00395а «Сравнительный анализ творческого потенциала участников коммуникативно-образовательных пространств различных культур»).

Аннотация. Представлены результаты исследования внутриличностной коммуникации. Автором описываются ее содержательные и структурные характеристики. Подчеркивается роль внутриличностной коммуникации в процессах самоопределения и саморазвития. Ключевые слова: внутриличностная коммуникация; самоопределение; личностное развитие.

Перед человеком стоят задачи самоопределения, для осуществления которых ему необходимо использовать и развивать личностные ресурсы, одним из которых является внутриличностная коммуникация.

С целью изучения содержательных и структурных особенностей внутриличностной коммуникации, а также ее роли в процессах самоопределения было проведено эмпирическое исследование. Методологической основой исследования послужили концепция коммуникативного пространства В.И. Кабрина [2], теории социального интеракционизма [5, 7, 8], экзистенциально-гуманистические теории личности [3, 4, 6].

В исследовании приняли участие 325 человек. Авторы в процессе работы использовали метод моделирования коммуникативного мира (ММКМ), методику личностного дифференциала, самоактуализационный тест (САТ) и проективный графический тест «Автопортрет». Материалами исследования послужили рефлексивные самоотчеты и дневниковые записи респондентов. Для количественного и качественного анализа данных применялись: контент-анализ, кластерный анализ по Евклидовой метрике и методу Уорда, корреляционный анализ по критерию Пирсона, метод интерпретации проективных тестов.

Научное определение внутриличностной коммуникации (аутокоммуникации) заключается в ее понимании как коммуникации, замкнутой на одном субъекте, выступающем одновременно и коммуникатором, и реципиентом. В обыденном понимании ее определяют как «общение человека с самим собой». В теории Дж.Г. Мида подчеркивается, что значительную часть «БеШьлично-сти человека составляет осознанная внутренняя «беседа», организованная по типу межличностной коммуникации [8]. Подобное общение является интериоризиро-ванной формой социальных отношений [5, 7, 8]. Вероятно, поэтому его структура, как показывают результаты контент-анализа, аналогична структуре межличностного общения: она включает субъекта, темы, отражающие его намерения и цели, партнеров, формы, средства и функции общения [1. С. 47-48].

По нашему мнению, главной характеристикой внутриличностной коммуникации является ее тематическое содержание. Именно оно во многом определяет осталь-

ные структурные элементы коммуникативной ситуации. Темы выражают главные ценности и смыслы субъекта, его интересы и проблемы в различных сферах жизнедеятельности. Посредством анализа тематического содержания внутриличностной коммуникации обнаруживаются намерения и цели ее субъекта. Намерение определяет, что, зачем и почему человек хочет сообщить самому себе, хотя сам он может этого не осознавать. Однако в некоторых ситуациях подобное общение человеком осознается (когда необходимо решить проблему, принять решение и т.д.). В этом плане по намерению можно судить о функциях внутриличностного общения. Например, из потребности поддержать себя в трудной ситуации следует терапевтическая функция.

Важным параметром внутриличностной коммуникации является партнер по общению. Партнерами могут быть образы реальных людей (наиболее значимых для субъекта) и вымышленные собеседники. Собеседники выражают свойственные человеку представления и смыслы. Это особенно характерно для вымышленных партнеров, поскольку они являются «элементами» личности человека как субъекта внутриличностного общения. Подобное общение возможно, поскольку партнеры обладают разными смыслами - психологически они не тождественны. Результатом подобного общения может стать либо полное различение смысловых позиций и как следствие - «конфликт» собеседников, либо появление результирующего смысла. Таким образом, конструктивным исходом внутриличностной коммуникации может служить изменение самой личности и ее интеграция [3, 7-8].

Наличие определенного партнера указывает на форму внутриличностного общения. Например, образ реального человека или вымышленного собеседника указывает на диалогическую форму. Возможен и полилог, подразумевающий взаимодействие большего количества собеседников. Диалог и полилог имеют значение для развития личности, поскольку их итогом часто является появление нового смысла.

Как показывают результаты кластерного анализа, внутриличностная коммуникация обладает экзистенциальными и аксиологическими характеристиками, которые являются основным предметом обсуждения в экзи-

37

№ 34

Сибирский психологический журнал

2009 г.

стенциально-гуманистических теориях личности [3-4, 6]. В первый кластер вошли показатели «сущность», самость», «свобода», «осмысленность» и «уединение», выявленные на основе контент-анализа текстов и содержательной части ММКМ. Поиск собственного внутреннего основания связан с самоопределением, с определением своих главных ценностей и смыслов. В процессе внутриличностного общения человек, в том числе благодаря присущим ему искренности, открытости, ответственности (шкалы личностного дифференциала), имеет возможность найти «центр» своей личности и идентифицировать себя с ним. В свою очередь, самоидентификация является основой самопонимания (тексты и содержательная часть ММКМ), самопринятия и самоуважения (шкалы САТа).

Результаты корреляционного анализа показывают, что параметр «самость» положительно коррелирует со шкалой САТа «самопринятие» (г = 0,21; р = 0,01), шкалами личностного дифференциала - спокойствием, открытостью, силой (г = 0,46; г = 0,27; г = 0,26; р = 0,01) и взятыми из текстов показателями - смыслом, свободой, уходом от контактов (г = 0,29; г = 0,25; г = 0,21; р = 0,01).

В ходе внутриличностной коммуникации респонденты обращаются к совести. Выявленный на основе контент-анализа показатель «совесть» коррелирует со шкалами САТа «ценностные ориентации», «самопринятие», «самоуважение» (г = 0,23; г = 0,21; г = 0,26; р = 0,01), с обнаруженными в текстах параметрами «уединение», «самопонимание» (г = 0,36; г = 0,25; р = 0,01). Присутствие в кластере шкалы САТа «ценностные ориентации», корреляция параметров «совесть» и «самоопределение» (г = 0,26; р = 0,01) показывают, что в общении с совестью определяются ценности и смыслы человека. От степени соответствия своего поведения собственным ценностям зависят самопринятие и самоуважение (шкалы САТа), а также методы самовоздействия: самокритика, самоприказ, самовнушение (параметры из текстов и содержательной части ММКМ).

Показатели второго кластера говорят, что в процессе внутриличностной коммуникации человек осуществляет рефлексию, своеобразную «работу над ошибками», опираясь на свой опыт, вспоминая и анализируя поступки и события. Такие показатели, как познание (шкала САТа), решительность и самостоятельность (шкалы личностного дифференциала), высокая рефлексивность (параметр теста «Автопортрет»), позволяют говорить о степени глубины и эффективности внутриличностной коммуникации.

В результате подобной «работы над ошибками» возможно появление новых смыслов и развитие личности. На это указывают корреляции показателей, выявленных на основе контент-анализа: «работа над ошибками» и «самоанализ» связаны со «смыслом» (г = 0,26; г = 0,33; р = 0,01), «переосмыслением» (г = 0,21; г = 0,26; р=0,01) и «открытием нового» (г = 0,26, г = 0,29; р=0,01). Шка-

лы САТа (креативность, ценностные ориентации) связаны со смыслом (г = 0,28; г = 0,26; р=0,01), самоопределением (г = 0,27; г = 0,21; р=0,01) и саморазвитием (г = 0,29; г = 0,24; р=0,01). Немаловажно, что подобная «внутренняя работа» приводит к возникновению позитивных эмоций, о чем говорит присутствие во втором кластере показателей ММКМ: стресс-транс в темах и партнерах, значимых интересах и характеристиках.

Внутриличностная коммуникация способствует изменению и развитию личности. Показатели третьего кластера говорят, что внутриличностное общение способствует развитию, благодаря самораскрытию (показатели ММКМ: вектор роста в темах и открытость значимых тем), умению посмотреть на себя со стороны, стремлению преобразовывать себя (тексты и содержательная часть ММКМ)), самосензитивности (шкала САТа), удовлетворенности собой (показатель ММКМ: транс в партнерах и личных характеристиках) и стремлению к мудрости (тексты и содержательная часть ММКМ).

Полученные данные согласуются с корреляциями: показатели ММКМ «вектор роста в темах, партнерах и личных характеристиках» связаны со шкалой личностного дифференциала «открытость»: г = 0,24; г = 0,28; г = 0,34; р = 0,01. Параметр «самоизменение», взятый из текстов, связан с параметрами «самопознание» и «мудрость» (г = 0,22; г = 0,23; р = 0,01), показателем ММКМ «центрация в партнерах» (г = 0,39; р=0,01), шкалой личностного дифференциала «честность» (г = 0,24; р = 0,01). Показатели, выявленные на основе контент-анализа «самоанализ», «самоинтерес», шкалы САТа «самосензитивность» и «познание», коррелируют с показателем ММКМ «вектор роста в характеристиках»: г = 0,21; г = 0,23; г = 0,29; г = 0,25; р = 0,01.

Категории контент-анализа, вошедшие в четвертый кластер, показывают, что именно диалогическое общение способствует изменению и развитию личности. С помощью партнера, которым является внутренний собеседник или субличность, человек планирует, моделирует различные ситуации деятельности и общения, пытается познать других людей, осуществляет социальное сравнение и социальную рефлексию. Показатель «партнер» коррелирует со взятыми из текстов параметрами «моделирование», «социальная рефлексия», «познание»: г = 0,23; г = 0,27; г = 0,26; р = 0,01. Можно сказать, что в целом респонденты удовлетворены подобным видом общения. Показатели ММКМ (транс в значимых интересах, центрация в партнерах и личных характеристиках) говорят, что респонденты стремятся к ценностной и рефлексивной внутриличностной коммуникации.

Полученные результаты согласуются с основными принципами человеко-центрированного подхода К.Р. Роджерса, теории личности А.Г. Маслоу и концепции экзистенциальной коммуникации К. Ясперса [3, 4, 6]. В перечисленных подходах внутриличностная ком-

38

Общая психология и психология личности

муникация понимается как процесс самопознания и самоопределения, ведущий к конструктивным изменениям, самоактуализации и развитию личности.

Можно заключить, что внутриличностная коммуникация является непременным условием процессов самооп-

ределения и саморазвития. Это позволяет считать ее важным внутриличностным процессом, способствующим сохранению, развитию и реализации Я человека в различных условиях его жизнедеятельности (особенно в настоящее время глобализации и утраты индивидуальности).

Литература

1. КабринВ.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл, 2005.

248 с.

2. Кабрин В.И. Ментальная структура и динамика коммуникативного мира личности: методология, методы, эмпирические исследования.

Томск: УПТ ТГУ, 2002.

3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Киев, 2004.

4. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.

5. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544 с.

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527 с.

7. Blumer H. Symbolic Interactionism. Perspective and Method. University of California Press, 1986. P. 208.

8. Mead G.H. Mind, self, society: From the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago: University of Chicago Press, 1967. P. 440.

SUBSTANTIAL AND STRUCTURAL DESCRIPTIONS OF THE INTRAPERSONAL COMMUNICATIONS Matsuta V.V. (Tomsk)

Summary. In article results of research of intrapersonal communications are presented. The author describes its substantial and structural characteristics. The role of intrapersonal communications in self-determination and self-development processes is underlined.

Key words: intrapersonal communications; self-determination; personality development.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.