ОСНОВНАЯ ТЕМА
УДК 37.072
Содержательные аспекты взаимосвязей и взаимодействия образования и права
В статье автор анализирует существующие понятийные и содержательно-смысловые составляющие взаимосвязей и взаимодействия двух ключевых социальных институтов: образования и права.
Ключевые слова: образование, право, социальный институт, общественные отношения, законодательство, отрасль права, взаимосвязи, понятие, педагогическая деятельность.
М.З. Баяхчян
Во все времена вокруг понятия «образование» возникало много дискуссий разнопланового характера. В современных социально-экономических условиях обсуждение проблем образования представляется особенно актуальным, поскольку образование является одним из ключевых аспектов многостороннего процесса социализации личности, с помощью которого человек приобретает систему знаний, общепринятых ценностей и моделей поведения, необходимых ему для активного участия в жизни общества.
Характеристика системы образования, ее формы и сущности определяются общим состоянием социокультурного пространства. Например, системные изменения в экономической, социальной, политической, культурной жизни России и мирового пространства в целом, произошедшие в последнее двадцатилетие, спровоцировали формирование новых подходов к пониманию обществом ценностных ориентиров, отдав приоритет правам и свободе личности, развитию системы общечеловеческих ценностей, построению демократического, правового государства, созданию гражданского общества, изменению иерархии общественных отношений.
Происходящие в настоящее время правовые, экономические и социальные реформы в нашей стране должны привести к созданию нового по содержанию правового пространства, в том числе и в образовательной сфере.
© Баяхчян М.З., 2014
135
Содержательные аспекты взаимосвязей и взаимодействия образования и права
Образованию как сложно структурированному, динамично изменяющемуся социальному институту принадлежит свое место в правовом пространстве общей системы общественных отношений, и потому роль и значение образования в современной действительности требуют обстоятельного изучения.
Образование и право, выступая в качестве ключевых социальных институтов, роль и значение которых в развитии общества переоценить невозможно, органически взаимосвязаны между собой. В качестве основных понятийных и содержательно-смысловых составляющих взаимосвязей и взаимодействия этих двух институтов социума рассмотрим право на образование, образовательное право и правовое образование.
По мнению известного правоведа Ягофарова Д.А.: «Каждая из этих составляющих характеризует не столько аспекты сочетаемости образования и права как понятий, сколько особые явления социальной действительности в целом и ее социально-правовой компоненты в частности» [4].
В самом общем плане каждая из этих граней может быть представлена следующим образом.
Право на образование — понятие, отражающее гарантируемое обществом и его институтами, прежде всего и главным образом государством, притязание (т.е. обращенное к обществу (государству) требование) всякого человека на его результативную социализацию в соответствии с его социально обусловленными потребностями и интересами. В этом смысле право на образование выступает одним из элементов развернутой системы прав и свобод человека, обладая одновременно признаками и естественного права, и конституционного права человека.
«Образовательное право» — термин, обозначающий несколько одноименных понятий.
Во-первых, под образовательным правом понимается комплексная отрасль права, предметом регулирования которой являются образовательные отношения. По мнению профессиональных специалистов, проблема выделения образовательного права в качестве правовой отрасли, пусть и комплексной, в настоящее время относится к числу весьма дискуссионных в среде юридической научной общественности (Е.Д. Волохова, С.В. Куров, В.М. Сырых, В.И. Шкатулла, М.Ю. Федорова, Д.А. Ягофаров и др.).
Во-вторых, в понятии «образовательное право» отражается совокупность законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов (прежде всего актов федеральных органов государственной власти и актов органов государственной власти субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления, локальных актов), регулирующих отношения в сфере образования. В этом контексте понятие «образовательное право» является равнозначным понятию «образовательное законодательство», толкуемому в широком смысле термина «законодательство».
В-третьих, понятие «образовательное право» может характеризовать отдельное субъективное право того или иного субъекта образовательного
136
Содержательные аспекты взаимосвязей и взаимодействия образования и права
правоотношения, предоставляемого и гарантируемого действующим образовательным законодательством. Например, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [2], студенты обладают рядом прав (свобод): выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой (п. 1 ст. 16); участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (п. 2 ст. 16) и др. Именно эти права (свободы) в образовательно-правовой практике часто обозначаются как «образовательные права (свободы)».
В-четвертых, термином (и одноименным понятием) «образовательное право» обозначается наименование учебной дисциплины, входящей в блок дисциплин предметной подготовки. Под тем же названием в последние годы подготовлено несколько учебников и учебных пособий (учебники В.И. Шкатуллы, учебные пособия В.М. Сырых, Ю.А. Кудрявцева, М.Ю. Федоровой, А.Д. Ягофарова и др.), входящих в учебно-методическое обеспечение данной дисциплины.
В-пятых, образовательное право в последнее время обоснованно рассматривается как одно из актуальных и перспективных научных направлений, находящееся на стыке целого ряда научных дисциплин — педагогики, правоведения, философии образования и права, теории обучения, общей теории права и ряда отраслевых юридических и социолого-правовых наук (гражданского права, административного права, социологии права и др.).
Признанные эксперты в области права Е.В. Буслов, Ю.А. Кудрявцев, В.М. Сырых, В.И. Шкатулла считают, что под таким углом зрения можно говорить о том, что предмет образовательного права представляет собой особое строение и содержание общественных отношений, складывающихся в сфере образования [1]. Эти отношения, имея немало общего с другими видами отношений правового воздействия, обладают тем не менее такими уникальными чертами, которые отсутствуют в других сферах жизнедеятельности.
В связи с этим можно говорить о двух относительно самостоятельных и в то же время органически взаимосвязанных типах отношений в сфере образования, особенности регулирования которых связаны с правовыми средствами и дают основания говорить о специфике предмета образовательного права и, следовательно, об относительной самостоятельности последнего как комплексной отрасли права.
Первый тип отношений в сфере образования связан непосредственно с организацией и управлением образовательной деятельностью (образовательного или, иначе, педагогического, процесса). Это, главным образом,
137
Содержательные аспекты взаимосвязей и взаимодействия образования и права
педагогические отношения (т.е. собственно образовательные отношения в главном значении термина «образование»), психолого-педагогические, организационно-управленческие, нравственно-воспитательные и иные отношения, которые прямо и непосредственно связаны с процессами обучения и воспитания.
Второй тип отношений в сфере образования, подлежащих урегулированию правом, связан с необходимостью материального, кадрового, финансового и иного рода обеспечением деятельности по достижению образовательных целей и задач. Подобные отношения регулируются нормами соответствующих отраслей права: трудового права (прием на работу педагогических работников вспомогательного персонала и заключение соответствующих трудовых договоров (контрактов); установление режима рабочего дня и отдыха и т.д.), гражданского права (установление организационно-правовых форм образовательных учреждений, заключение различного рода хозяйственных договоров и т.д.); финансового права (установление системы оплаты труда педагогического состава, установление размера оплаты за обучение и др.); налогового права (установление налогового режима деятельности образовательных учреждений, определение вида и размера налоговых льгот и т.д.) и др.
К данному типу отношений можно было бы отнести и отношения, связанные с обеспечением права на образование; но, учитывая особую значимость этого аспекта (с позиции конституционных гарантий), в настоящее время ему уделено особое место и со стороны законодателя, и со стороны субъектов правоприменения.
Представленная структура отношений в сфере образования дает основания говорить о действительно уникальной особенности предмета образовательного права, которое, аккумулируя в себе возможности (правовые средства и механизмы) различных отраслей права, использует их для достижения и решения главных целей и задач, которые стоят перед образованием как общественным институтом в целом, а также целей и задач, отражающих особенности различных уровней и форм образования. Тем самым образовательное право включает в себя институты и нормы тех отраслей права (законодательства), которые регулируют прямо или опосредованно соответствующие отношения в сфере образования (в том числе отношения между учителем и учеником, учителем и родителями ученика, родителями и администрацией образовательного учреждения, образовательным учреждением и органом управления образования по вопросам учебно-методического характера и т.д.).
С содержательной точки зрения образовательное право наиболее полно раскрывает систему образовательного законодательства. Известно, что понятие «законодательство» может применяться как в узком, так и в широком смыслах. В первом случае под законодательством понимается совокупность только законодательных актов (в России — федеральных за-
138
Содержательные аспекты взаимосвязей и взаимодействия образования и права
конов и законов субъектов РФ). В широком же смысле законодательство представляет собой всю совокупность нормативно-правового массива (законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также локальных нормативно-правовых актов).
Термин «образовательное право», употребляемый в ином значении, чем обозначение комплексной отрасли права, чаще всего выступает синонимом термина «образовательное законодательство» именно в широком его толковании. При этом, исходя из уточнений специалистов, следует, что локальные нормативно-правовые акты, т.е. акты, издаваемые администрацией образовательного учреждения, не включены в понятие законодательства в широком смысле. В то же время локальные акты с полным основанием могут и должны включаться в понятие «нормативно-правовой образовательный массив».
Применительно к Российской Федерации как федеративному государству можно говорить о нескольких критериях дифференциации образовательного законодательства.
По юридической силе, характеризующей место и роль нормативно-правового акта в иерархии отраслевого законодательства, выделяются:
а) федеральные законы;
б) законы субъектов Российской Федерации;
в) подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти;
г) подзаконные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам образования;
е) локальные акты образовательных учреждений (входящие в общий нормативно-правовой образовательный массив).
По критерию образовательно-правовой компетенции выделяются несколько уровней такой компетенции, отражающейся в соответствующих нормативно-правовых актах:
— конституционная компетенция;
— федеральная компетенция;
— региональная компетенция (включающая компетенцию субъектов РФ и органов местного самоуправления);
— компетенция образовательных учреждений.
Так, вопросы образования, как показывает анализ п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Что же касается местного самоуправления, то вопросы образования, находящиеся в их ведении, определяются уже законодательством РФ и субъектов РФ. В частности, Законом «Об образовании в Российской Федерации» [3] в ст. 28—32 такая законодательная граница управленческой компетентности, включающая в себя компетенции образо-
139
Содержательные аспекты взаимосвязей и взаимодействия образования и права
вательных учреждений и компетенции по изданию нормативно-правовых актов по вопросам образования, между этими тремя субъектами управления образованием проведена достаточно отчетливо.
Останавливаясь на последней из основных понятийных и содержательно-смысловых составляющих взаимосвязей и взаимодействия образования и права, на правовом образовании, считаю целесообразным отметить, что именно этот компонент мне представляется наиболее значимым в системе мер по профилактике и преодолению правового нигилизма (коммент. 1) в обществе, поскольку именно качественное правовое образование могло бы стать надежным фундаментом системы построения правового государства (коммент. 2) в нашей стране.
Характеризуя понятие правового образования в широком смысле применительно к системе педагогической деятельности, можно сказать, что оно непосредственно взаимодействует с ключевыми аспектами социальноправовой действительности:
— системой педагогических и организационных мер по правовому обучению и воспитанию различных категорий населения;
— целенаправленной педагогической деятельностью, направленной на формирование у обучающихся системы правовых знаний, их умений и навыков правомерного поведения в правовой сфере, а также на формирование и развитие общей и специальной правовой культуры (правовое воспитание).
В заключение, исследуя содержательные аспекты взаимосвязей и взаимодействия образования и права, представляется целесообразным обратить внимание на то, что правовая подготовка людей (взаимодействующих субъектов) не исчерпывается их формальными юридическими знаниями, а также на то, что необходимо учитывать еще и уровень практического владения этими знаниями и целевые установки государства и общества в отношении предназначения системы образования в целом.
Комментарии
1. Правовой нигилизм— негативное, скептическое отношение к праву, неверие в возможность обеспечить с помощью правовых средств реализацию интересов общества и гражданина. Нигилизм правовой находит свое выражение на уровне массового обыденного сознания (соединение юридической неосведомленности со стойкими предубеждениями и стереотипами), а также в управленческой деятельности (чиновничья иерархия ставит престиж своей власти, ведомственные интересы выше права и закона). Как правило, правовой нигилизм присущ обществам авторитарного типа, где не развиты демократические и правовые институты, отсутствует традиционное уважение к праву и закону (Современный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio. com/biblio/dict.aspx?key).
140
Содержательные аспекты взаимосвязей и взаимодействия образования и права
2. Правовое государство — в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права. Российская Федерация провозглашается правовым государством в ст. 1 Конституции РФ 1993 г. Правовое государство является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права (Большой юридический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/dict.aspx?key).
Литература
1. Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие. М., 2000.
2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/135916/.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/.
4. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие. М., 2005.