Научная статья на тему 'Содержательные аспекты УИРС'

Содержательные аспекты УИРС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симоненко З.Г., Ткалич В.Л.

В статье анализируются содержательные аспекты УИРС, вытекающие из анализа тенденций организации современного учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симоненко З.Г., Ткалич В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательные аспекты УИРС»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УИРС З.Г. Симоненко, В.Л. Ткалич

В статье анализируются содержательные аспекты УИРС, вытекающие из анализа тенденций организации современного учебного процесса.

Введение

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности является неотъемлемой составляющей высшего профессионального образования, включенной в Государственный образовательный стандарт. Предварительным этапом НИР является УИРС, во время проведения которой происходит последовательное ознакомление со всеми этапами научной исследовательской работы и обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы. Особенностями проведения УИРС являются массовость, непрерывность и проведение в учебное время.

В настоящее время в тенденциях организации современного образовательного процесса высшей школы прослеживаются следующие факторы: повсеместное внедрение информационных технологий в учебном процессе, увеличение доли учебной самостоятельной работы студентов (СРС) за счет сокращения аудиторных занятий.

В статье рассматриваются содержательные аспекты УИРС в свете наметившихся тенденций образовательного процесса высшей школы.

Основная часть

В процессе выполнения УИРС результат определяется актуальностью и глубиной исследований, проводимых кафедрами вуза, четкостью сформулированной задачи, широким участием в этих исследованиях профессоров и преподавательского состава, кураторством руководителя и личной инициативой студента.

Общие методические вопросы проведения УИРС (программы, пособия, план эксперимента и т. д.) разрабатываются и выдаются руководителями, ответственными за проведение УИРС на кафедрах.

УИРС целесообразно начинать с первого курса и вести на протяжении всего периода обучения студентов в вузе. Элементы научного поиска и научных исследований включены во все виды учебной работы. Поэтому анализ содержания УИРС осуществляется в два этапа.

Первый этап - подготовительный этап для младших курсов. Задачей этого этапа является формирование интереса студентов к специальности и научно-исследовательской деятельности при изучении общеобразовательных дисциплин. Студентов знакомят с методологическими основами научных исследований, формируют представление о научно-техническом творчестве, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук. Младшим курсам с целью формирования творческого подхода к вопросам исследования читается курс лекций «Концепции современного естествознания».

Содержание УИРС на этом этапе включает в себя реферирование отдельных тем изучаемых курсов, поиск справочной, научной, учебной литературы, составление библиографии по определенным темам, участие в разработке учебно-методических пособий (таблиц, макетов, моделей), изготовление по заданиям кафедр чертежей, схем, плакатов и т. д.

Второй этап - формирование исследовательских навыков и умений для студентов старших курсов, получающих специализацию на выпускающих кафедрах. Задачей этого этапа является развитие научно-исследовательской активности студентов, обучение

студентов методологии научного исследования, подготовка студентов к творческой производственной и научной деятельности.

Содержание УИРС может варьироваться от курсовой работ до выполнения выпускной квалификационной работы, содержащей итоги самостоятельных наблюдений. При этом студенты осваивают различные виды работ: конспектирование, аннотирование, составление тезисов, обзоров и рефератов, патентный поиск.

В процессе выполнения УИРС происходит ознакомление с современными методами научного исследования, техникой эксперимента, с навыками самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, выполнения расчетов с использованием современной вычислительной техники, овладение основами программирования и современными компьютерными технологиями, проверки достоверности и точности результатов измерений, обработки и анализа полученных результатов, анализа полученных результатов, а также с реальными условиями работы в научных и производственных коллективах, с требованиями техники безопасности.

Содержательные аспекты УИРС в образовательном процессе высшей школы представлены на рис.1.

Рис.1.Содержание УИРС в образовательном процессе высшей школы: СРС - самостоятельная работа студентов, МРП - методическая работа преподавателя, ВВУР - внеаудиторное время самостоятельной работы студента

Усиление методической роли преподавателя заключается в том, что он выступает не только в роли транслятора нового знания на аудиторных занятиях, но и в роли организатора познавательной деятельности студента, проводника в потоке информации, специалиста, готового к объяснению и обсуждению любых вопросов, связанных с освоением программы соответствующего учебного курса.

Перенос в преподавательской деятельности центра тяжести с передачи готового знания на организацию работы студентов по самостоятельному получению этого знания требует от преподавателя большой подготовительной работы по методическому обеспечению учебного процесса.

СРС является одним из компонентов повышения качества подготовки специалистов, и для ее обеспечения необходимо создание студентам оптимальных условий для формирования навыка самообразования.

Наличие обеспечивающих СРС средств, представленных на рис. 2, учитывается при планировании учебного процесса и увеличении доли СРС в общем объеме времени обучения. Сюда входит: внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, доступ обучающихся в Интернет, доступ к электронным ресурсам Университета, учебно-

методическое обеспечение УИРС. С расширением применения средств вычислительной техники, связи и базовых информационных технологий (ИТ) разрабатываются и поддерживаются прикладные ИТ при доступе к электронным ресурсам, таким как электронные учебники, системы информационного обеспечения и контроля усвоения знаний, системы дистанционного обучения, автоматизированная система курсового проектирования или выпускной квалификационной работы. В состав компьютерных технологий входят операционные системы, языки программирования и технологии их использования (компиляторы, библиотеки, СЛБЕ-технологии и т.д.), системы управления базами данных, экспертные и другие интеллектуальные системы.

ИРС в условиях открытого доступа в Интернет предусматривает освоение учебного материала в ходе интерактивного общения с компьютером; повторение и закрепления усвоенных навыков, промежуточный и итоговый контроль полученных знаний, корректировку процесса обучения и его результатов и т.д. Можно привести многочисленные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса.

Роль преподавателя на всех этапах заключается в научно-методическом и организационном сопровождении УИРС. Содержание методической работы преподавателя (МРП) представлено на рис. 3.

При этом интеграция учебного процесса с УИРС может осуществляется через традиционные и инновационные формы: Интернет-лекции, научные семинары различной методической направленности и т. д.

Оперативная обратная связь «студент - преподаватель» в условиях новых информационных технологий дает педагогу необходимую информацию о результатах СРС, которая имеет индивидуально-личностный характер, а также позволяет увидеть творческий рост каждого студента в процессе обучения.

Выбранные кафедрой формы контроля УИРС по каналу обратной связи доводятся до сведения студентов.

Организация УИРС возможна посредством выдачи индивидуальных заданий, которые являются одной из форм индивидуально-дифференцированного подхода к СРС. Большое значение для активизации творческого потенциала студента имеют формы контроля и оценки его работы.

Преподаватель в процессе УИРС оказывает методическую помощь студентам в организации их самостоятельной работы, при необходимости корректирует творческий процесс.

Обратная связь "Студент -преподаватель"

Учебно-методическое

Содержание аудиторных занятий и различных форм СРС (ВВУР)

«держание МРП в процессе ыполнения УИ1

Текущий оперативны контроль за УИРС

Интеграция учебного процесса с УИРС

Индивидуальные

задания, ранжированные по степени сложности, творческие задания

Итоговые Семестровые Графики работы УИРС

Рис. 3.Содержание МРП в процессе выполнения УИРС

Быстрое развитие информационных технологий, стремительный рост объема научной информации, развитие междисциплинарных областей знаний делает уязвимой систему образования, нацеленную лишь на углубленную узкую специализацию. В связи с этим возникает необходимость внедрения методологии научного творчества в учебный процесс. Впервые основные положения новой методологии основанной на ОИП были сформулированы в Великой Хартии университетов (1988), провозгласившей в качестве основного принципа организации учебного процесса его неразрывную связь с исследовательской деятельностью.

Суть принципа заключается в привлечении студентов к активной познавательной деятельности, в «ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности, воспитании культуры мышления, овладении методологией науки и, в конечном итоге, на подготовку специалиста, способного находить пути решения проблем, возникающих в производственной и научной сфере» [1].

Реализация ОИП в УИРС может иметь свои специфические особенности. На младших курсах, например, следует говорить лишь об элементах исследовательского подхода в учебном процессе, на старших - существенная часть учебного процесса может быть организована по ОИП, поскольку у студентов уже появляется определенный багаж знаний по фундаментальным дисциплинам. Задание на УИР целесообразно формулировать так, чтобы оно имело перспективный характер. Успехи и наклонности студента определяют характер задания и его объем.

Результаты учебно-исследовательской работы по различным направлениям специализации (ГРВ, массоперенос, качество элементной базы ЭВС, САПР, схемотехника, элементы и системы управления, экспертные системы, математическое обеспечение прикладных задач проектирования,. информационные технологии в образовании, защита информации) оформляются в виде отчетов. Лучшие работы студентов рекомендуются и направляются на ежегодные вузовские и другие студенческие научно-технические конференции, конкурсы, выставки.

Заключение

Практика организации УИРС на факультете показывает, что осознание студентом содержания работы, важности ее выполнения, значимости полученных результатов стимулирует работу студентов, повышает их творческую активность.

Не должно быть резкой грани между УИРС и НИРС: они должны совпадать по тематике, а второе должно быть продолжением первого.

Проведенный анализ содержательных аспектов УИРС позволяет отметить недостатки в организации УИРС, в первую очередь, отсутствие кафедральных методических пособий по УИРС и новых форм сотрудничества с кафедрой прикладной математики в научной и методической деятельности.

Литература

1. Братенникова А.Н., Василевская Е.И., Лахвич Ф.Ф. Обучающе-исследовательский принцип как средство реализации преемственности при формировании адаптивных компетенций специалиста. //Адаптация к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Мат. межд. конф. Барановичи: БГВПК, 2001. Ч. 2. С. 29-33.

2. Свиридов В.В. Об учебной литературе, отвечающей требованиям обучающе-исследовательского принципа подготовки студентов // Обучающе-исследовательский принцип в системе подготовки кадров: проблемы, поиски, решения. Материалы международной конференции. Минск. 1997. С.74-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.