Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мерзлякова Екатерина Александровна, Свеженцева Карина Игоревна, Зимина Елена Александровна

Исследование посвящено содержательным аспектам современной стратегии развития компании. В условиях высококонкурентного рынка и постоянно изменяющейся внешней среды каждая организация должна разрабатывать долгосрочную стратегию развития. Такая стратегия позволяет следовать актуальным тенденциям на рынке и адаптировать бизнес к решению современных задач обеспечения конкурентоспособности и финансовой устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мерзлякова Екатерина Александровна, Свеженцева Карина Игоревна, Зимина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT ASPECTS OF THE MODERN DEVELOPMENT STRATEGY OF THE COMPANY

The study is devoted to the substantive aspects of the modern development strategy of the company. In today’s highly competitive market and constantly changing external environment, each organization must develop a long-term development strategy. This strategy allows you to follow current market trends and adapt your business to meet modern challenges of ensuring competitiveness and financial stability.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_12_149 УДК 338.2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ

РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

Мерзлякова Екатерина Александровна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, е-mail: ek_mer@mail.ru

Свеженцева Карина Игоревна,

магистрант, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия

Зимина Елена Александровна,

аспирант, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия

Исследование посвящено содержательным аспектам современной стратегии развития компании. В условиях высококонкурентного рынка и постоянно изменяющейся внешней среды каждая организация должна разрабатывать долгосрочную стратегию развития. Такая стратегия позволяет следовать актуальным тенденциям на рынке и адаптировать бизнес к решению современных задач обеспечения конкурентоспособности и финансовой устойчивости.

Ключевые слова: стратегия развития организации; стратегическое управление; стратегический менеджмент.

UDC 338.2

CONTENT ASPECTS OF THE MODERN DEVELOPMENT STRATEGY OF THE COMPANY

Merzlyakova Ekaterina Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Russia, е-mail: ek_mer@mail.ru

Svezhentseva Karina Igorevna,

graduate student, Southwestern State University, Kursk, Russia Zimina Elena Alexandrovna,

PhD student, Southwestern State University, Kursk, Russia

The study is devoted to the substantive aspects of the modern development strategy of the company. In today's highly competitive market and constantly changing external environment, each organization must develop a long-term development strategy. This strategy allows you to follow current market trends and adapt your business to meet modern challenges of ensuring competitiveness and financial stability.

Keywords: organization development strategy; strategic management; strategic management.

Разработка стратегии долгосрочного развития является ключевым аспектом обеспечения эффективного функционирования компании. Прохождение всех этапов планирования, разработки и воплощения стратегии долгосрочного экономического развития,

будь то стратегия выхода на рынок или стратегия опережения конкурентов, представляет собой сложный и продолжительный процесс, требующий тщательной подготовки и учета влияния факторов внутренней и внешней среды [3; 5].

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Ученые отмечают, что особенно актуально применение стратегических подходов и принципов менеджмента в современных условиях, характеризующихся активным внедрением цифровых сервисов и услуг, приводящих к смене традиционных бизнес-моделей ведения бизнеса [1; 2; 9].

В экономической науке сложились достаточно устойчивые представления о содержании стратегии развития организации, зачастую встречающиеся из которых представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Содержательные аспекты дефиниции «стратегия развития организации»

(составлено на основе [4; 6; 8; 11; 12])

Авторы Содержание

Усачева И.Ю., Демина В.В. Стратегия организации отражает ее развитие, которое основывается на балансе между внешними возможностями и внутренним потенциалом организации

Павлюкова А.В. Стратегия развития организации является результатом непрерывного процесса, который точкой старта имеет определение предназначения хозяйствующего субъекта и завершается контролем за исполнением поставленных целей

Сердченков Д.А. Стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, и он базируется на условии, что все изменения в среде предсказуемы, детерминированы и поддаются полному контролю и управлению

Сапунов А.В. Стратегия - это план, разрабатываемый в долгосрочной перспективе. Миссией программного стратегического развития является определенная конечная цель, которая определяет смысл функционирования компании

Таскинбайкызы Ж. Стратегия развития должна определять как концепцию и приоритеты развития (перспективы и принципы поведения), так и программу действий (план и приемы), выступать связующим звеном системы (позиция). Несомненно, эффективность стратегии напрямую зависит от искусства управления, то есть от человеческого фактора

Таким образом, большинство авторов определяют стратегию как процесс планирования по использованию существующих у предприятия ресурсов и обеспечения их эффективного использования.

Обобщив концептуальные аспекты теории стратегического менеджмента, следует обозначить основные принципы стратегии развития организации (рис. 1).

Рисунок 1 - Принципы стратегии развития организации

Реализация принципов диктуется необходимостью учета следующих условий:

- компания должна точно представлять конечный результат своих управленческих решений. Должны быть сформулированы цель, задачи, методы и способы функциони-

рования предприятия;

- внешняя среда организации нестабильна, а в современных условиях - высоко турбулентна, поэтому стратегия развития должна быть гибкой, адаптивной к изменяющимся условиям хозяйствования;

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

- стратегия организации должна быть эффективной, что отражается на достижении целевых показателей, прежде всего - финансовых;

- стратегия рассчитана на долгосрочное развитие, то есть должна включать в себя планы и прогнозы на обозримое будущее, а в идеале иметь несколько этапов развития с несколькими вариантами исхода в зависимо-

сти от потенциальных угроз и модели поведения конкурентов и потребителей;

- результативность заключается в достижении поставленных целей и выполнении задач, миссия организации должна быть выполнена.

Целевыми ориентирами для разработки и реализации стратегии развития организации являются следующие (рис. 2).

Цели упр явления стратегнческнмр азвнтнем компании

Достичь эффективных условий для бизнеса Разработать единый план действий

Координировать действия аппарата управления и работников Определить общую направленность всех бизнес-процессов Обеспечить высокую резупьтптивно сть экономической деятельности

Рисунок 2 - Цели стратегии развития организации

Поведение компании в той или иной среде зависит от ее жизненного цикла. В современной литературе по стратегическому менеджменту выделяют разнообразные типы стратегий организаций. Стратегии роста задействованы, когда организация наращивает производство, привлекает новых кли-

ентов, активно совершенствует продукцию или услуги. В случае, когда организации приходится сокращать масштабы производства, оптимизировать расходы, то это поведение можно охарактеризовать как антикризисное. Представим следующую классификацию стратегий экономического развития (рис. 3).

Рисунок 3 - Классификация бизнес-стратегий (на основе [3; 7; 10; 13]) НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Стоит отметить, что при подходе к выбору стратегии необходимо рационально оценивать внутренний потенциал организации и факторы внешней среды. Так, если продукция компании или ее услуги являются новыми на рынке или имеют явное преимущество среди аналогов, следует прибегать к стратегиям концентрированного роста, то есть расширение бизнеса за счет проникновения и захвата большей доли посредством разработки нового продукта или переход к новому виду деятельности в рамках своей отрасли. Когда у предприятия недостаточно потенциала для расширения производства или на рынке суровые конкурентные преимущества, то в данном случае стоит прибегать к страте -гиям интегрированного роста [13]. Стратегии диверсифицированного роста применяются организациями, для которых дальнейшая деятельность на рынке с имеющимся ассорти-

ментом продукции или услуг является невыгодным или невозможным.

В условиях нестабильного рынка и потенциальных угроз компании следуют антикризисным стратегиям. В кризисных ситуациях, если перед компанией стоит цель рассчитаться по текущим обязательствам, то она придерживается стратегии ликвидации или выхода. Если в интересах компании остаться на рынке, то в этом случае говорят о стратегии сокращения (сокращение экономической деятельности) или поворота (смена ассортимента продукции или услуг или ориентиров).

На практике большинство компаний имеет возможность реализовывать сразу несколько стратегий. Это справедливо в отношении многоотраслевых компаний, подразделения которых базируются в разных сегментах рынка. На долгосрочном отрезке времени компания также может реализовывать последо-

Рисунок 4 - Алгоритм разработки и реализации стратегии развития организации ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

вательность отличных стратегий в рамках общего целевого направления, что является свидетельством комбинирования стратегий.

При разработке стратегии развития компании необходимо учитывать следующие аспекты:

- во-первых, компания представляет собой целостную, самостоятельно функционирующую систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем, поэтому в бизнес-стратегии учитывается потенциал всех подразделений организации;

- во-вторых, компания - это саморегулируемая система, и при формировании стратегии необходим тщательный анализ возможностей и угроз, сопровождающих деятельность организации. Использование менеджментом компании принципов и подходов стратегического управления является принципиально важным;

- в-третьих, в современных условиях макроэкономической нестабильности учет факторов внешней среды является краеугольным камнем в формировании стратегии развития бизнеса.

Представим авторское видение механизма разработки и реализации стратегии развития организации (рис. 4).

Список литературы_

Представленный механизм отражает потребность тщательного подхода к реализации каждого из этапов. Если первый этап требует глубокого анализа, объективного мышления, то второй этап представлен в виде циклического процесса, когда реализация стратегии подвергается постоянному мониторингу и аудиту достижения целевых функций, что может привести к корректировке параметров стратегического развития. Таким образом, разработка и реализация стратегии долгосрочного развития компании представляет собой гибкий механизм, включающий в себя не только полноценный анализ внутреннего потенциала, но и учет факторов внешней среды. Выбирая наиболее оптимальную стратегию развития компании, нужно учитывать специфические особенности сферы деятельности и производственного процесса, управленческие процессы и технологию. Поэтому современным предприятиям необходимо решать такие задачи, как рациональное использование производственного потенциала, повышение технико-технологического уровня и инновационности производственных процессов, обеспечение устойчивых параметров конкурентоспособности.

1. Колмыкова Т. С., Клыкова С. В. Роль цифровых финансовых сервисов и технологий в развитии современной архитектуры экономического пространства // Регион: системы, экономика, управление. 2021. № 2 (53). С. 11-17.

2.Колмыкова Т. С., Клыкова С. В., Макаров Н. Ю. «Цифровизация» как новая парадигма социально-экономического развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 5. № 11 (107). С. 5-9.

3.Кочербаева А. А., Самайбекова З. К. Роль стратегического управления в развитии организации // Страте-гирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 1. С. 67-78.

4. Павлюкова А. В. Разработка стратегии развития как инструмент повышения эффективности деятельности компании // Заметки ученого. 2021. № 5-1. С. 546-550.

5.Разумовская Е. А., Трофименко Л. А., Соколов А. П. Влияние пандемии COVID-19 на сферу кредитования физических лиц в Российской Федерации // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 3. № 2. С. 35-45.

6.Сапунов А. В. Методические подходы к разработке стратегии развития организации // Modern Science. 2020. № 10-2. С. 132-138.

7. Сергиевич Т. В. Теоретико-методологические подходы к исследованию бизнес-модели // Экономическая наука сегодня: сб. науч. ст. / БНТУ. Минск, 2022. Вып. 15. С. 36-48.

8.Сердченков Д. А. Сущность и содержание стратегии современной организации // Наука и образование: новое время. 2016. № 6 (17). С. 64-67.

9.Ситникова Э. В., Колмыкова Т. С., Астапенко Е. О. Влияние цифровизации на тенденции развития банковской деятельности в регионах России // Регион: системы, экономика, управление. 2020. № 1 (48). С. 71-76.

10. Степанов Е. В. Сущность и виды стратегии организации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 6. № 12(108). С. 38-43.

11. Таскинбайкызы Ж. Стратегия развития компании как инструмент эффективного планирования // Наука через призму времени. 2022. № 5(62). С. 27-30.

12. Усачева И. Ю., Демина В. В. Содержание дефиниции «стратегический менеджмент» в процессе развития теории стратегического управления // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2017. № 3. С. 61-69.

13. Шелобаева И. С. Оценка изменений состояния внешней и внутренней среды как фактор устойчивого развития предприятия // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2019. № 1-1. С. 94-98.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

References_

1. Kolmykova T.S., Klykova S.V. The role of digital financial services and technologies in the development of modern architecture of economic space. Region: systems, economics, management. 2021. No. 2 (53). Pp. 11-17.

2. Kolmykova T.S., Klykova S.V., Makarov N.Yu. «Digitalization» as a new paradigm of socio-economic development. Economics and management: problems, solutions. 2020. V. 5. No. 11 (107). Pp. 5-9.

3. Kocherbaeva A.A., Samaibekova Z.K. The role of strategic management in the development of an organization. Strategy: theory and practice. 2022. V. 2. No. 1. Pp. 67-78.

4. Pavlyukova A.V. Development of a development strategy as a tool to improve the efficiency of the company. Notes of a scientist. 2021. No. 5-1. Pp. 546-550.

5. Razumovskaya E.A., Trofimenko L.A., Sokolov A.P. Impact of the COVID-19 pandemic on retail lending in the Russian Federation. Journal of Applied Research. 2021. V. 3. No. 2. Pp. 35-45.

6. Sapunov A.V. Methodological approaches to the development of an organization's development strategy. Modern Science, 2020, No. 10-2, pp. 132-138.

7. Sergievich T.V. Theoretical and methodological approaches to business model research. Economics today: coll. scientific Art. /BNTU. Minsk, 2022, is. 15. Pp. 36-48.

8. Serdchenkov D.A. Essence and content of the strategy of a modern organization. Science and education: new time. 2016. No. 6 (17). Pp. 64-67.

9. Sitnikova E.V., Kolmykova T.S., Astapenko E.O. Influence of digitalization on banking development trends in Russian regions. Region: systems, economics, management. 2020. No. 1 (48). Pp. 71-76.

10. Stepanov E.V. Essence and types of organization strategy. Economics and management: problems, solutions, 2020. V. 6, No. 12(108). Pp. 38-43.

11. Taskinbaykyzy Zh. Development strategy of the company as a tool for effective planning. Science through the prism of time. 2022. No. 5(62). Pp. 27-30.

12. Usacheva I.Yu., Demina V.V. The content of the definition of «strategic management» in the development of the theory of strategic management. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Economy. 2017. No. 3. Pp. 61-69.

13. Shelobaeva I.S. Assessment of changes in the state of the external and internal environment as a factor in the sustainable development of an enterprise. Bulletin of the Tula branch of the Financial University. 2019. No. 1-1. Pp. 94-98.

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.