Научная статья на тему 'Содержательные аспекты альтернативной концепции налогового регулирования неоиндустриального развития и основные инструменты реализации'

Содержательные аспекты альтернативной концепции налогового регулирования неоиндустриального развития и основные инструменты реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Экономика 4.0 / налоговое регулирование / неоиндустриальное развитие / ресурсосбережение / рециклинг / мотивация к трудосбережению / энергоэффективность экономики / циркулярная экономика / Economy 4.0 / tax regulation / neo-industrial development / resource saving / recycling / motivation to save labor / energy efficiency of the economy / circular economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Юрьевна Сидорова

Изменения, происходящие в социальной и экономической жизни мирового сообщества, переход к неоиндустриальному типу развития, необходимость локализации последствий COVID‑19, требуют изменения системы налогового регулирования, формирования его новых инструментов, которые отвечают современным реалиям. Целями исследования являются рассмотрение содержательных аспектов альтернативной концепции налогового регулирования неоиндустриального развития и определение основных механизмов ее реализации. Автором проанализированы особенности последних, выявлены возможности их использования для достижения поставленной цели и предложены меры по их адаптации для новых условий. В статье представлены базовые элементы альтернативной концепции налогового регулирования, которая включает три составляющие: человек-производство-общество, а также цели: ресурсосбережение, рециркуляция ресурсов, мотивация к трудосбережению, энергоэффективность экономики, циркулярная экономика, и налоги: парафискалитеты (утилизационный сбор, экологический налог), система ресурсных налогов (углеродный налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду), акцизы на горюче-смазочные материалы, налог на прибыль организации и транспортный налог. Отмечено, что неоиндустриальному развитию во многом способствует переход от режима поддерживающего налогообложения к стимулирующему. В ходе работы были использованы методы анализа (в том числе сравнительного) и аналогии. Практическая значимость работы состоит в разработке общей характеристики концепции налогового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елена Юрьевна Сидорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content Aspects of the Alternative Concept of Tax Regulation: Neo-Industrial Growth and Primary Implements for Fulfillment

The changes have being taken place in the social and economic life of the world community and the transition to a neo-industrial type of growth, as well as the need to localize the consequences of COVID‑19 require the tax regulation system transformation together with the formation of new tools that meet modern realities. The objectives of the study are to consider the substantive aspects of the alternative concept of tax regulation of neo-industrial development and to determine the fundamental mechanisms for its implementation. The author analyzed the features of the latter, identified the possibilities of the apply to reach the goal and proposed measures to adapt them to new conditions. The paper presents the basic elements of an alternative concept of tax regulation, which includes three components: man — production — society, as well as goals: resource saving, recycling, labor-saving motivation, energy efficiency of the economy, circular economy, and taxes: para-fiscal economy (recycling fee, ecological tax), system of resource taxes (carbon tax, payment for negative environmental impact), excise tax on fuels and lubricants, tax on natural resources. The author highlighted that neo-industrial development is largely facilitated by the transition from the supportive taxation regime to the stimulating one. The work used methods of analysis (including comparative) and analogy. The practical significance of the work lies in the development of a general characteristic of the tax regulation concept.

Текст научной работы на тему «Содержательные аспекты альтернативной концепции налогового регулирования неоиндустриального развития и основные инструменты реализации»

50

МЕТОДИКИ и ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / METHODS AND PRACTICAL EXPERIENCE

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2022-9-6-50-60 УДК 33.336.13(045) JEL H2, H25

(CC) ]

Содержательные аспекты альтернативной концепции налогового регулирования неоиндустриального развития и основные инструменты реализации

Е. Ю. Сидорова

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Изменения, происходящие в социальной и экономической жизни мирового сообщества, переход к неоиндустриальному типу развития, необходимость локализации последствий COVID-19, требуют изменения системы налогового регулирования, формирования его новых инструментов, которые отвечают современным реалиям. Целями исследования являются рассмотрение содержательных аспектов альтернативной концепции налогового регулирования неоиндустриального развития и определение основных механизмов ее реализации. Автором проанализированы особенности последних, выявлены возможности их использования для достижения поставленной цели и предложены меры по их адаптации для новых условий. В статье представлены базовые элементы альтернативной концепции налогового регулирования, которая включает три составляющие: человек-производство-общество, а также цели: ресурсосбережение, рециркуляция ресурсов, мотивация к трудосбережению, энергоэффективность экономики, циркулярная экономика, и налоги: парафискалитеты (утилизационный сбор, экологический налог), система ресурсных налогов (углеродный налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду), акцизы на горюче-смазочные материалы, налог на прибыль организации и транспортный налог. Отмечено, что неоиндустриальному развитию во многом способствует переход от режима поддерживающего налогообложения к стимулирующему. В ходе работы были использованы методы анализа (в том числе сравнительного) и аналогии. Практическая значимость работы состоит в разработке общей характеристики концепции налогового регулирования.

Ключевые слова: Экономика 4.0; налоговое регулирование; неоиндустриальное развитие; ресурсосбережение; ре-циклинг; мотивация к трудосбережению; энергоэффективность экономики; циркулярная экономика

Для цитирования: Сидорова Е. Ю. Содержательные аспекты альтернативной концепции налогового регулирования неоиндустриального развития и основные инструменты реализации. Учет. Анализ. Аудит = Accounting. Analysis. Auditing. 2022;9(6):50-60. DOI: 10.26794/2408-9303-2022-9-6-50-60

ORiGiNAL PAPER

Content Aspects of the Alternative Concept of Tax Regulation: Neo-industrial Growth and Primary implements for Fulfillment

E. Yu. Sidorova

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The changes have being taken place in the social and economic life of the world community and the transition to a neo-industrial type of growth, as well as the need to localize the consequences of COVID-19 require the tax regulation system transformation together with the formation of new tools that meet modern realities. The objectives of the study are to consider the substantive aspects of the alternative concept of tax regulation of neo-industrial development and to determine the fundamental mechanisms for its implementation. The author analyzed the features of the latter, identified the possibilities of the apply to reach the goal and proposed measures to adapt them to new conditions. The paper presents the basic elements of an alternative concept of tax regulation, which includes three components: man - production - society, as well as goals: resource saving, recycling, labor-saving motivation, energy efficiency of the economy, circular economy, and taxes: para-fiscal economy (recycling fee, ecological tax), system of resource taxes (carbon tax, payment for negative environmental impact), excise tax on fuels and lubricants, tax on natural resources. The

© Сидорова Е. Ю., 2022

УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 9, № 6'2022

BY 4.0

author highlighted that neo-industrial development is largely facilitated by the transition from the supportive taxation regime to the stimulating one. The work used methods of analysis (including comparative) and analogy. The practical significance of the work lies in the development of a general characteristic of the tax regulation concept. Keywords: Economy 4.0; tax regulation; neo-industrial development; resource saving; recycling; motivation to save labor; energy efficiency of the economy; circular economy

For citation: Sidorova E. Yu. content aspects of the alternative concept of tax regulation: Neo-industrial growth and primary implements for fulfillment. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analusis.Auditing. 2022;9(6):50-60. (in Russ.). Doi: 10.26794/2408-9303-2022-9-6-50-60

введение

Влияние экономики на человека, производство и общество значительно, а масштабы изменений становятся все более глобальными. Неуклонно растет государственное вмешательство в хозяйственную деятельность, и среди прочих используемых при этом методов правительства различных стран довольно активно применяют налоговое регулирование, поскольку:

• общество чувствительно к изменению в налоговой системе;

• бюджетный дефицит является серьезным сдерживающим фактором в стабилизации экономической ситуации и развитии государства.

Назрела необходимость переосмысления современных принципов налогового регулирования и формирования нового научного взгляда на его инструменты в нынешних условиях.

постановка проблемы

Новая реальность характеризуется такими особенностями, как (рис. 1):

• все более широкое внедрение цифровых технологий;

• наличие у человека новых кибернетических свойств;

• превращение производства в более индивидуальное и роботизированное.

Несмотря на изменения целей и задач, инструменты налогового регулирования в условиях неоиндустриального развития остаются неизменными, а именно — ресурсосбережение, рециркуляция ресурсов, мотивация к трудосбережению, повышение энергоэффективности экономики в целом. Но, к сожалению, то, что они не в полной мере отвечают новым реалиям, многие авторы при проведении научных исследований по обозначенной проблеме упускают. В силу этого следует провести анализ существующих инструментов налогового регулирования, определить их применимость для построения альтернативной концепции налогового регулирования и возможность

их адаптации, а также разработать новые инструменты для более эффективного налогового стимулирования цифровой экономики. По нашему мнению, необходимость нововведений обусловлена тем, что «новой экономике 4.0» присущи такие принципиально иные свойства, как Big data, проведение операций в режиме реального времени, цифровая автоматизация процессов производства и потребления на основе информационных технологий, самоисполняемые смарт-контракты экономических субъектов на выполнение хозяйственных транзакций.

исследование вопроса

По мнению целого ряда исследователей, главными определяющими чертами неоиндустриального развития экономики являются:

• превращение транснациональных корпораций в один из четырех элементов мирового хозяйства;

• увеличение экономической активности государства, в том числе в части налогового регулирования;

• объединение государства и бизнеса для реализации экономических и социальных функций первого, что возможно реализовать через парафи-скалитет;

• развитие образования и фундаментальной науки, что напрямую связано с расширением творческих навыков человека, а также роботизацией производства, становлением инновационной экономики;

• развитие цифровых технологий, необходимость цифровизации всех сфер жизни экономики и общества, активное использование больших данных.

Неоиндустриальное развитие ознаменует новые принципы производительных сил и экономики в целом. Профессор И.А. Майбуров отмечает: «В рамках классической экономической теории фискальное предназначение налогов рассматривается как единственная фундаментальная причина их необходимости, при этом не отвергается роль государства как

www.AccouNTING.FA.Ru

Рис 1 / Fig. 1. Общество, человек и производство в условиях Экономики 4.0 / Society, human and production

in Economy 4.0

Источник/Sourse: заимствовано из [1, с. 24] / according to [1, p. 24].

регулятора отрицательных эффектов от взимания налогов и необходимости выбора оптимальной их совокупности с точки зрения как пополнения бюджета, так и приумножения общественного богатства»1.

Начиная с конца XIX в. происходило формирование капиталистических отношений в экономике при государственном вмешательстве (кейнсианское экономическое течение). В настоящее время очевидно, что налоговое регулирование используется государством для социально-экономического развития общества. Общеизвестно, что во все времена налогообложение выполняло и выполняет две основные функции2:

1. Фискальную, способствующую мобилизации финансовых ресурсов государства.

2. Регулирующую, включающую в себя социальную, перераспределительную, стимулирующую и сдерживающую подфункции.

Налоговое регулирование — взаимосвязанный двуединый процесс гармонизации налоговых отношений и налоговой среды и стимулирования устойчивого роста и развития всех участников этих отношений, для чего требуются изменения институтов, элементов налоговой системы, мотивов.

Первая составляющая является константой (которая не должна меняться под влиянием экономических

1 Майбуров И. А., Соколовская А. М. Теория налогообложения. Продвинутый курс. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2017. С. 181.

2 Майбуров И. А., Абрамов М. Д., Агарков Г. А., Барулин С. В., Батуева Д. Д. Налоговая политика. Теория и практика. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2010. 519 с.

факторов); вторая (стимулирующая) — подчинена целенаправленной деятельности государства, которая зависит от конъюнктуры рынков и стадии экономического цикла. При этом ключевой фундаментальной идеей при формировании альтернативной концепции налогового регулирования неоиндустриального развития является переход от поддерживающего налогообложения к стимулирующему.

Рассмотрим таковое на примере концепция рентного налогообложения. С. Кильман оценивает действующую налоговую политику в отношении недропользования как «сугубо фискальную, социально несправедливую и несбалансированную, не способствующую экономически объективному распределению рентных доходов между обществом и участниками процесса создания ренты» [2, с. 21]. С. Киперман предлагает «ввести рентный налог, который будет взиматься в бюджет» на том основании, что все ресурсные налоги в мире имеют рентную природу [3, с. 96]. В российской практике к рентным относят налог на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), водный, земельный, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее — НДД), а также сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Кардинально другой позиции придерживается В. И. Павлов, заявляющий, что в рамках инновационной парадигмы налогообложения должны существовать «три основных источника бюджетных доходов: экономическая рента, часть квазиренты и налог на доходы физических лиц, сумма которого исчисляется с индекса соотношения дохода (заработной платы)

рециркуляция циркулярная

ресурсов экономика

ресурсосбережение

Рис. 2. Взаимосвязь ресурсосбережения, рециркуляции ресурсов, циркулярной экономики с позиции контурного мышления

Источник: разработано автором.

физического лица и минимальной оплаты труда или прожиточного минимума» [4, с. 96].

В качестве наиболее частых предложений по инструментам налогового регулирования, которые необходимо использовать при формировании его альтернативной концепции для неоиндустриального развития, различные исследователи предлагают: прогрессивную шкалу налогообложения доходов, увеличение налоговых ставок на недвижимое имущество физических лиц, введение налога на роскошь. Хотя данные инструменты позволяют снизить неравенство в обществе, они не стимулируют совершенствование человека, социума и производства в обсуждаемом ключе. Подтверждение тому можно найти в статьях С. Губанова, Л. С. Бляхмана [5], Р. А. Кучукова [6], С. Д. Бодрунова [7] и др. [8-9].

Ряд ученых предлагают отказаться от взимания НДС на всех стадиях инновационного цикла, в межотраслевых и инновационных территориально-производственных кластерах; более мягкие идеи — это введение налога с оборота вместо НДС (при сохранении НДС отмечается полезность снижения ставок и улучшения администрирования вычетов по данному налогу). Однако это также представляется сомнительным, поскольку:

• тренды на увеличение косвенного налогообложения очевидны и используются по всему миру;

• налоговое администрирование косвенных налогов развито более высоко, чем прямое налогообложение.

Ряд экономистов говорит о необходимости стимулирования инновационной деятельности бизнес-

resource circular

recycling economy

resource saving

Fig. 2. The link between resource saving, resource recycling and circular economy from the contour thinking point

Source: developed by the author.

субьектов, однако, по нашему мнению, это однобокий взгляд на эпоху неоиндустриального развития, поскольку в данном предложении упускается необходимость совершенствования человека и общества.

Таким образом, в дискуссии российских ученых-экономистов о новой индустриализации обосновывается потребность в переходе от поддерживающего налогообложения к стимулирующему, призванному содействовать не только преодолению деиндустриализации, инновационным преобразованиям, становлению новых секторов экономики, но и инклюзивному и устойчивому экономическому развитию. Однако комплексные исследования, касающиеся налогового стимулирования ресурсосбережения в неиндустриальной экономике, нам неизвестны.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что основные направления налогового регулирования в настоящий момент должны обеспечивать: ресурсосбережение, рециркуляцию ресурсов, мотивацию к трудосбережению, энергоэффективность экономики. При этом несомненно, что более эффективно определить его необходимые инструменты позволит лишь комплексное исследование первых трех из всех перечисленных позиций.

Контурное мышление позволяет представить взаимосвязь вышеописанных понятий следующим образом (рис. 2).

Таким образом, возникает усиливающаяся обратная связь, «когда изменение состояния системы служит сигналом к усилению первоначального изменения. Иными словами, система обеспечивает большее изменение в том же направлении» [10, с. 53] (рис. 3).

www.accounting.fa.ru

Рис 3. Усиливающая положительная обратная связь для циркулярной экономики при налоговом стимулировании ресурсосбережения и рециркуляции ресурсов

Источник: разработано автором.

Fig. 3. Reinforcing positive feedback for circular economy with tax incentives for resource conservation

and resource recycling

Source: developed by the author.

Важно понимать, что налоговое стимулирование ресурсосбережения даст возможность частично выполнить цели по разумному потреблению. Если из продукции, закончившей свой жизненный цикл благодаря стимулированию рециркуляции ресурсов, получить таковые вторично и использовать их для производства, это приведет к запуску циркулярной экономики.

К категории ресурсосбережения автор относит:

• рациональное формирование ресурсов;

• их результативное использование и стремление при этом к минимальному ресурсопотреблению;

• минимизация потерь или сведение их к нулю;

• выявление и эффективное использование неиспользуемых резервов;

• сокращение ущерба для окружающей среды («зеленая экономика»);

• сокращение дефицита факторов производства;

• разумное потребление;

• уменьшение ресурсных рисков в хозяйственной и иной деятельности.

В качестве одного из способов экономии ресурсов называется увеличение технологической структуры добывающей и обрабатывающей промышленности. Это достигается путем широкомасштабного оснащения производства наиболее доступными технологиями, определяемыми «на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев

достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения»3.

Новшества такого рода позволяют использовать при выпуске продукции меньше сырья, приводят к разумному его потреблению, снижают дефицит факторов производства, в результате чего происходит рациональное изменение структуры экономики. При этом доля ресурсоемкого снижается, т.е. происходит или прямая экономия, обусловленная технологической модернизацией, или косвенная, связанная с изменением структуры промышленности. Одновременно применение налоговых инструментов для стимулирования подобных инноваций будет приводить к перестройке отраслей экономики.

При формировании альтернативной концепции налогового регулирования неоиндустриального развития важно определить релевантную классификацию ресурсосбережения. В работе Л. Ш. Лозовского и Е. Б. Стародубцевой говорится, что «к экономическим ресурсам (источникам и средствам обеспечения производства) относят природные (сырьевые, геогра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_165823/ (дата обращения: 15.03.2022).

фические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые ресурсы (денежный капитал)»4, однако, это не является строго однозначным.

По мнению В. Т. Рязанова, «стратегической целью неоиндустриализации выступает формирование в российской экономике спроса на инновации с их ориентацией на наукоемкие и высокотехнологичные производства, обеспечение трудосбережения» [11, с. 20]. С.А. Толкачева, развивая эту идею, отмечает, что «для коррекции экономической политики в целях неоиндустриализации необходимо: наличие адекватной коммерческой финансовой системы, способной конвертировать сбережения населения и свободные средства бизнеса в инвестиции; наличие достаточных аналитических мощностей под контролем государства; активная роль государства в развитии промышленности, наличие эффективных государственных программ; наличие крупного или ассоциированного среднего бизнеса с собственными аналитическими мощностями, позволяющими выстраивать отраслевые стратегии; наличие механизма тесного взаимодействия между крупным частным бизнесом и государством; наличие человеческого капитала в достаточном объеме и качестве; лояльное восприятие населением и ведущими внутриполитическими игроками новой парадигмы развития; благоприятный внешнеполитический климат, конструктивные отношения с главными центрами инженерно-научной, экономической, военной и политической мощи; создание сетевых институтов взаимодействия производителей и потребителей продукции»5. На рациональное потребление оказывает существенное влияние НДПИ, однако это самостоятельная тема исследования и достаточно подробно его результаты отражены в нашей публикации [12].

В целях формирования альтернативной концепции налогового регулирования неоиндустриального развития необходимо определить субъект, несущий ответственность за загрязнение среды, безопасную утилизацию и захоронение отходов. Наиболее правильно, чтобы плательщиком являлся «загрязнитель» и налогообложение касалось источника возникновения проблемы. Для развитых стран характерна концепция расширенной ответственности производителя,

4 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М; 2017. 222 с.

5 Условия и факторы неоиндустриального развития. URL: http://www.fa.ru/org/science/epipeb/Documents (дата обра-

щения: 15.03.2022).

подразумевающая его обязательства по улучшению экологических характеристик товара на всех этапах его жизненного цикла, и особенно на стадии утилизации и захоронения отходов, финансируемая за счет совершенствования его материального состава, организации безотходного производства, развития рециклинга [13]. Сам же механизм расширенной ответственности производителя может финансироваться четырьмя способами:

• парафискалитет по утилизации продукции (или экологический налог), сущность которого в том, что после окончания жизненного цикла ее необходимо утилизировать, при этом сбор (на проведение такого рода действий) включается в ее стоимость;

• утилизация продукции осуществляется производителем самостоятельно либо с помощью другого бизнес-субьекта на основе договора;

• механизм залога, когда потребитель может вернуть парафискалитет за утилизацию продукции, если он ее самостоятельно для этого передает, и она больше не будет использоваться по прямому назначению;

• последний собственник, применяющий продукцию, обязан заплатить парафискалитет по ее утилизации.

Европейский союз уже предпринимает шаги по введению стимулирующих мер по «рециркуляции ресурсов». Из данных Евростата следует, что поставщики российских товаров с большим углеродным содержанием должны платить ЕС не меньше 1,1 млрд евро в год углеродного налога. Исходя из импорта в ЕС за 2020 г., таким компаниям предложено платить налог с поставок стоимостью почти 7 млрд евро — 7,3% общего импорта товаров из России в ЕС, или 16,3 млн т. [14]. Таким образом, углеродный налог для России становится фактически равнозначен дополнительной адвалорной пошлине в размере 16% от стоимости товаров (заметим, что для поставщиков российского железа и стали он становится равным 655 млн евро, а азотных удобрений — 398 млн евро). В странах ЕС планируется увеличение углеродного налога для сокращения выбросов парниковых газов к 2030 г. не менее чем на 55% по сравнению с уровнем 1990 г., налогом планируется обложить поставки в ЕС цемента, электроэнергии, удобрений, железа и стали, алюминия. В дальнейшем, по мнению чиновников ЕС, налог может распространиться и на другие товары, например на нефтепродукты6.

6 Ведомости (онлайн). 26.07.2021. URL: https://www. vedomosti.ru/economics/news/2021/07/26/879497-uglerodnii-nalog-es (дата обращения: 15.03.2022).

www.AccouNTING.FA.Ru

Таким образом, реализация ресурсосбережения и рециклинг ресурсов позволят перейти к циркулярной экономике, которая ради будущего человечества сократит чрезмерное потребление. В то же время данный тренд будет усиливаться из-за COVID-19, приведшего к резкому сокращению доходов бизнес-единиц и домашних хозяйств (см. таблицу).

Важно понимать, что движение к циркулярной экономике развитые страны ЕС, США и Япония начали уже давно, а вот распространение COVID-19 стало катализатором, запустившим данный механизм, после чего страны, начиная с декабря 2019 г., принимают пакеты налоговых мер по сглаживанию последствий эпидемии [15]. При этом все они продолжают работу над сокращением материалоемкости и трудоемкости своей продукции. Циркулярная экономика предполагает совместное использование последней и покупку услуг, в то время как традиционная подразумевает приобретение товаров, применяемых в течение кратковременного периода, в то время как материалы, из которых они изготовлены, используются несколько раз. При этом после Второй мировой войны (в условиях ограниченного количества продукции) ситуация была диаметрально противоположной, т.е. товар служил довольно продолжительное время, но материалы, из которых он был сделан, использовались однократно. Для циркулярной экономики важен не только процесс изготовления, но и переработки продукции, жизненный цикл которой закончен, сведение к минимуму отходов на этих двух этапах. В результате научно-технического прогресса массовое производство привело к ускорению темпов индустриального развития, удешевлению стоимости ресурсов и одновременно к сокращению времени их употребления, быстрому моральному устареванию, расширению ассортимента товаров и ряду других факторов.

выводы

Разработанная в результате исследования общая характеристика концепции налогового регулирования неоиндустриального развития состоит в следующем:

1. Налогообложение основывается на двух основных функциях: фискальной и регулирующей, причем в последней выделяется несколько подфункций: социальная, задача которой заключается в обеспечении повышения уровня благосостояния общества с помощью инструментов налогового регулирования; перераспределительная, выражающаяся в использовании рентного налогообложения сырьевого сектора и напрямую связанная с социальной, являясь одной из ее составляющих. Суть стимулирующей подфун-

кции — в реализации программы развития производства, направленной на создание емкого внутреннего рынка как основного источника благополучия, позволяющего обеспечить достаточное количество рабочих мест, высокий уровень заработной платы, а также создание системы защиты собственного производителя и рынка. Сдерживающая подфункция обеспечивает формирование рециркулярной экономики и сокращение потребления ограниченных природных ресурсов с целью устойчивого развития экономики РФ.

К основным направлениям налогового регулирования неоиндустриального развития относятся ресурсосбережение, рецеркуляция ресурсов, мотивация к трудосбережению и повышение энергоэффективности экономики.

2. Для стимулирования внедрения ресурсосберегающих технологий предлагается использовать следующие налоговые инструменты:

• парафискалитеты в виде утилизационного сбора и экологического налога;

• систему ресурсных налогов:

- углеродный налог;

- плату за негативное воздействие на окружающую среду (освобождение от налога на имущество организаций возможно в течение трех лет со дня постановки на учет вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ или, имеющих высокий класс энергетической эффективности, определяемый в соответствии с законодательством РФ);

- право применять повышенный коэффициент при начислении амортизации имущества организаций с высокой энергетической эффективностью в целях налогообложения (не выше 2);

- инвестиционный налоговый кредит;

3. Акцизы на горюче-смазочные материалы.

4. Налог на прибыль организации (для оборудования предлагается использовать ускоренную амортизацию и амортизационную премию).

5. Транспортный налог:

• эффективнее применять ст. 361 п. 3 НК РФ7 в редакции «допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств,

7 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 21.11.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу 04.12.2022). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28165/74259166683667ce2b14c160 952f1885c5b83961/ (дата обращения: 08.12.2022).

Таблица / Table

Динамика доходов населения в реальном выражении, прирост в % (сценарий «базовый») / Dynamics of household income in real terms, growth in % (the "base" scenario)

Показатели / Indicators 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2020-2024, накопленный, % / 2020-2024, accumulated, % ВВП в 2019, % / GDP in 2019, %

Доходы / Income 1,5 -8,5 1,2 1,1 -0,1 -0,3 -6,8 56,3

Доходы от предпринимательской деятельности / Income from entrepreneurial activity 1,3 -24,2 2,9 -0,5 -0,9 -4,5 -26,6 3,4

Оплата труда наемных работников / Wages and salaries of employees 1,5 -9,1 1,4 2 0,4 0,3 -5,3 32,7

Работники организаций / Employees of organizations 3,9 -5,7 0,99 1,6 0 -0,3 -3,6 22,8

Внебюджетники / Non-budget workers 5,7 -7 2,2 2,3 0,2 0,3 -2,4 16,8

Бюджетники / Budget workers -1 -2,2 -2,5 -0,2 -0,4 -1,8 -6,9 6,1

Прочие занятые / Other employed -4,2 -18,4 3,2 3,4 1,4 2 -9,9 8,5

Расхождение / Divergence 39,1 -12,2 3,6 3,7 1,6 1,8 -2,4 1,4

Социальные выплаты / Social payments 1,1 4,4 0,7 -0,8 0 0 4,2 10,7

Доходы от собственности / Income from property -2,9 -12,2 3,6 3,7 1,6 1,8 -2,4 2,5

Другие доходы / Other income -1,6 -16 -1 -1,1 -3,4 -3,5 -23,4 7

Обязательные платежи и взносы / Compulsory payments and contributions 4,3 -10,6 1,6 1,8 0,3 -0,1 -7,4 7,2

Располагаемые доходы / Disposable income 1 -8,2 1,2 0,9 -0,1 -0,3 -6,8 49,2

Источник/Source: разработано автором по материалам газеты «Ведомости» (онлайн). URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/news/2021/07/26/879497-uglerodnii-nalog-es (дата обращения: 15.03.2022.) / developed by the author based on Vedomosti (online). URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2021/07/26/879497-uglerodnii-nalog-es

Рис. 4. Базовые элементы альтернативной концепции налогового регулирования

неоиндустриального развития

Источник: разработано автором.

Fig. 4. Basic elements of the alternative concept of tax regulation of neo-industrial development

Source: developed by the author.

а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса» в части устанавливания повышенных дифференцированных ставок исходя из срока эксплуатации автомобиля (чем он больше, тем выше должен быть коэффициент транспортного налога);

• аналогично: чем выше экологический класс автомобиля, тем ниже поправочный коэффициент для расчета транспортного налога.

Вышеприведенные меры стимулирования внедрения ресурсосберегающих технологий можно использовать при разработке изменений в НК РФ, поскольку они имеют практический характер.

Базовые элементы альтернативной концепции налогового регулирования неоиндустриального развития представлены на рис. 4 и могут быть использованы Министерством финансов России при создании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

СПИСОК источников

1. Kniaziev S. I. Formation of smart industry in Ukraine under the conditions of the Fourth industrial revolution. Diss. Dr. Sci. (Econ.). Kyiv: Institute of Industrial Economics of the National Academy of Sciences of Ukraine. 41 p.

2. Кимельман С. А. Неоиндустриализации препятствует государство-рантье. Экономист. 2011;(8):18-26.

3. Кимельман С. А., Куклина Е. А. Система платного недропользования в Росси: современное состояние т перспективы развития. Управленческое консультирование. 2013;(4):95-108.

4. Павлов В. И. Механизм прогрессивного налога на доходы физических лиц, минимизирующего налоговое администрирование. Вестник академии экономической безопасности МВД России. 2010;(6)94-100.

5. Бляхман Л. С. Промышленная политика — основа перехода к новой модели экономического роста. Проблемы современной экономики. 2013;(1):7-17.

6. Кучуков Р. А. Неоиндустриальная модель и роль государственного сектора. Экономист. 2013;(6):16-26.

7. Бодрунов С. Д. Модернизация экономики и бюджетная политика. Экономическое возрождение России. 2015;4(46):43-47.

8. Новицкий Н. А. и др. Основные направления инвестиционной политики в контексте задач новой индустриализации. Новицкий Н. А., ред. М.: Институт экономики РАН; 2013. 62 с.

9. Глазьев С. Ю. и др. О стратегии развития экономики России. Глазьев С. Ю., ред. М.: ООН РАН; 2011. 52 с.

10. О'Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс; 2006. 235 с.

11. Рязанов В. Т. Новая индустриализация России: стратегические цели и текущие приоритеты. Экономическое возрождение России. 2014;2(40)17-25.

12. Zasko V., Sidorova E., Komarova V., Boboshko D., Dontsova O. Digitization of the customs revenue administration as a factor of the enhancement of the budget efficiency of the russian federation. Sustainability. 2021;13(19):1-15.

13. Goncharenko L., Sidorova E. J., Malkova Y., Tikhonova A., Advokatova A. S. Possible scenarios for changing the taxation procedure for operations with precious metals and their economic consequences. Academy of Strategic Management Journal. 2021;20(1):1-9.

14. Sidorova E., Kostin A., Sebechenko E., Kostyukhin Y., Boboshko D., Vikhrova N., Kostina O. Formation of a sustainable mechanism of preferential vat taxation of exports as evidenced by the russian federation practice. Economies. 2021;9(4):25-38.

15. Sidorova E., Polezharova L., Rezvantseva P., Turishcheva T., Skryabin O. Impact of "hidden" tax preferential regimes on an optimal investment project model in russia (on the example of a german automobile company). Journal of Management Information and Decision Science. 2021;24(6):1-15.

REFERENCES

1. Kniaziev S. I. Formation of smart industry in Ukraine under the conditions of the Fourth industrial revolution. Diss. Dr. Sci. (Econ.). Kyiv: Institute of Industrial Economics of the National Academy of Sciences of Ukraine. 41 p.

2. Kimelman S. A. Neoindustrialization hinders the state rentier. Ekonomist = The Economist. 2011;(8):18-26. (In Russ.).

3. Kimelman S. A., Kuklina E. A. System of paid subsoil use in Russia: current state and prospects for development. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Management Consulting. 2013;(4):95-108. (In Russ.).

4. Pavlov V. I. Mechanism of progressive taxation of physical persons' income minimizing tax administration. Vestnik akademii ekonomicheskoi bezopasnosti MVD Rossii = Bulletin of the Academy of Economic Security of the MIA of Russia. 2010;6):25-33. (In Russ.).

5. Blyakhman L. S. Industrial policy — the basis of the transition to a new model of economic growthю. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics. 2013;(1):7-17. (In Russ.).

6. Kuchukov R. A. Neoindustrial model and the role of the public sector. Ekonomist = The Economist. 2013;(6):16-26. (In Russ.).

7. Bodrunov S. D. Modernization of the Economy and Fiscal Policy. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia. 2015;4(46):43-47. (In Russ.).

8. Novitsky N. A. et al. Main directions of investment policy in the context of the tasks of new industrialization. Novitsky N. A., ed. Moscow: Institute of Economics RAS; 2013. 62 с. (In Russ.).

9. Glazyev S. Y. et al. On the strategy of economic development in Russia: preprint. Glazyev S. Y., ed. Moscow: DSS RAS, 2011. 52 с. (In Russ.).

10. O'Connor J., McDermott I. The Art of Systems Thinking: The Essential Knowledge of Systems and Creative Approach to Problem Solving. Moscow: Alpina Business Books; 2006. 235 с.

11. Ryazanov V. T. New industrialization of Russia: strategic objectives and current priorities. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia. 2014;2(40)17-25. (In Russ.).

12. Zasko V., Sidorova E., Komarova V., Boboshko D., Dontsova O. Digitization of the customs revenue administration as a factor of the enhancement of the budget efficiency of the russian federation. Sustainability. 2021;13(19):1-15.

13. Goncharenko L., Sidorova E. J., Malkova Y., Tikhonova A., Advokatova A. S. Possible scenarios for changing the taxation procedure for operations with precious metals and their economic consequences. Academy of Strategic Management Journal. 2021;20(1):1-9.

14. Sidorova E., Kostin A., Sebechenko E., Kostyukhin Y., Boboshko D., Vikhrova N., Kostina O. Formation of a sustainable mechanism of preferential vat taxation of exports as evidenced by the Russian Federation practice. Economies. 2021;9(4):25-38.

15. Sidorova E., Polezharova L., Rezvantseva P., Turishcheva T., Skryabin O. Impact of "hidden" tax preferential regimes on an optimal investment project model in russia (on the example of a german automobile company). Journal of Management Information and Decision Science. 2021;24(6):1-15.

информация об авторе / about the author

Елена Юрьевна Сидорова — доктор экономических наук, доцент, профессор департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет, Москва, Россия

Elena Yu. Sidorova — Dr. Sci. (Econ.), Associate Professor, Professor of the Department of Taxes and Tax

Administration, Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-4385-7173

Ejsidorova@yandex.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; после рецензирования 29.06.2022; принята к публикации 09.12.2022. The article was submitted on 10.01.2022; revised on 29.06.2022 and accepted for publication on 09.12.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.