Научная статья на тему 'Содержательность понятия духовности в единстве образовательного и духовного поля культуры'

Содержательность понятия духовности в единстве образовательного и духовного поля культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
255
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИДЕАЛЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ / SPIRITUALITY / MORALITY / CULTURAL VALUES / IDEALS / SOCIAL AND CULTURAL COMPONENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Айснер Л. Ю.

В статье рассматривается понятие духовности с точки зрения формирования современной личности в процессе образования и развития духовно-нравственных и культурных ценностей. Подчеркивается необходимость в подготовке индивида к социально-культурной жизни в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALITY CONCEPT CONTENT-RICHNESS IN THE UNITY OF EDUCATIONAL AND SPIRITUAL CULTURAL FIELD

Spirituality concept with relation to the modern person formation in the process of formation and development of the spiritual and moral and cultural values is considered in the article. Need of an individual preparation for the social and cultural life in a society is emphasized

Текст научной работы на тему «Содержательность понятия духовности в единстве образовательного и духовного поля культуры»

УДК 130 Л.Ю. Айснер

СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОНЯТИЯ ДУХОВНОСТИ В ЕДИНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ДУХОВНОГО ПОЛЯ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается понятие духовности с точки зрения формирования современной личности в процессе образования и развития духовно-нравственных и культурных ценностей. Подчеркивается необходимость в подготовке индивида к социально-культурной жизни в обществе.

Ключевые слова: духовность, нравственность, культурные ценности, идеалы, социокультурный компонент образования.

L.Yu. Aisner SPIRITUALITY CONCEPT CONTENT-RICHNESS IN THE UNITY OF EDUCATIONAL AND SPIRITUAL CULTURAL FIELD

Spirituality concept with relation to the modern person formation in the process of formation and development of the spiritual and moral and cultural values is considered in the article. Need of an individual preparation for the social and cultural life in a society is emphasized.

Key words: spirituality, morality, cultural values, ideals, social and cultural component of education.

Духовная жизнь человека - феномен, который, как и культура, отличает его бытие от природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, вырабатывается более глубокое и тонкое отношение к нему, происходит процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности: от того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Понятие духовности, необходимое для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека, особенно важно при идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы. Сложность их решения выражается в том, что хоть они и имеют общечеловеческую основу, но всякий раз в конкретном историческом времени и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное возрождение личности, обретение духовной культуры и зрелости.

В настоящее время проблема духовности привлекает внимание не только богословов, но и историков, психологов, культурологов, рассматривающих ее в религиозном и историко-культурном контексте. Понимание термина «духовность» является неоднозначным: духовность связана со смыслом, назначением человека, его ценностными ориентирами, целями - это то, ради чего человек живет и действует.

Ни для кого не является секретом, что в течение длительного времени в наше стране происходило разрушение традиционных для России духовных, нравственных, моральных ценностей и идеалов. В результате большая часть общества стала не способна самоопределиться в новых, современных условиях жизни, не отвергая при этом общечеловеческих ценностей. Данные процессы происходят в виду отсутствия как в самом обществе, так и в государстве, целенаправленной системы формирования духовнонравственных ценностей и идеалов. Большая часть нашего общества полагает, что нравственные ценности должны воспитываться и прививаться в семье, другая часть считает, что за воспитание нравственности должна отвечать школа, духовности - церковь.

Семья, как одна из традиционных общественных ценностей, не справляется сегодня с задачей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения ввиду кризиса семейных ценностей и кризиса семьи в целом. Большое количество разводов, снижение общего жизненного уровня населения, рост преступности среди несовершеннолетних и другие негативные процессы, происходящие сегодня в нашем обществе, привели к изменению политики государства в отношении института семьи. 2008 год был объявлен в России годом семьи. Государство с целью увеличения роста рождаемости стало материально стимулировать граждан, выплачивая за рождение второго ребенка так называемый «материнский капитал», увеличивая выплаты по уходу за ребенком и т.п. Однако одними социально-экономическими мерами преодолеть «кризис семьи» невозможно. Кризис семейных ценностей - это не только кризис социальноэкономический, а в большей степени кризис духовный, нравственный, моральный - кризис воспитания.

Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, но отношения к природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Внутренней основой самоопределения личности является совесть, как категория нравственности. Нравственность же, в свою очередь, является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека. Таким образом, духовная жизнь - это важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой и проявляется подлинно человеческая сущность.

Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня осознается не только обществом, но и государственными институтами. Очевидно, что школа учит не только наукам, она приобщает ребенка к культуре общества, учит его морали, воспитывает, прививает нравственные идеалы, готовит ребенка к социокультурной жизни в обществе. Структура духовной жизни общества довольно сложна и многогранна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать общественное и индивидуальное сознание, духовные потребности, духовную деятельность и производство, духовные ценности, духовное потребление, духовные отношения, проявления межличностного духовного общения. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает - она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

Необходимость духовно-нравственного воспитания, потребность в изучении духовно-нравственной культуры в целом, а также расширение знаний о культурных корнях православия, является естественной закономерностью современного состояния общества. Разрыв с прошлым народа - его религией, культурой, национально осознанным историческим бытием - ведет к разрушению самосознания народа, к его духовной и физической гибели. Необходимо сознавать, что основы любой культуры как таковой всегда лежат в духовной жизни. Недаром слово «культура» происходит от слова «культ». Культурное богатство народа, нации, создается в основном религией и духовно-религиозным мировоззрением и мироощущением. Наша культура православная по происхождению, по содержанию и если русский человек не имеет понятия о православии, то он никогда не сможет быть по-настоящему культурным. У него не будет понятийного аппарата, он не будет понимать и ценить того, о чем говорят, о чем свидетельствуют памятники традиционной православной культуры. Культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека; это освоенный и овеществленный человеком опыт его жизнедеятельности. Более узкое понимание значения культуры, сведенное к какому-либо ее аспекту, превратит образование и культуру во взаимодополнительные категории. Л.М. Мосолова подчеркивает: «Говоря языком синергетики, образование должно быть «аттрактором» культуры, т.е. тем, что сделает современника более жизнеспособным. В этом плане образование должно ярко выделять ту линию культуротворчества, которая укрепляет и развивает основы гуманности человека, его соответствие общине, государству и миру, подводит его к вечно искомому и меняющемуся идеалу «homo harmo» [6, с. 5]. Н.Б. Крылова придерживается мнения, что «Образование есть относительно самостоятельный механизм запуска новых форм культуры, и наоборот: культура есть относительно самостоятельный механизм запуска новых форм образования» [5, с. 70]. Образовательная среда является частью культурной среды в целом, она выступает идеалообразующей стороной культуры, что не противоречит тезису о самостоятельном механизме запуска новых форм культуры, так как следование идеалу является составной частью этого механизма.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя несколько аспектов, одним из которых является аксиологический. Создание системы ценностей - это одновременно и основа, и цель воспитательного процесса. Русский философ И.А. Ильин писал: «Образование не должно отделяться от духовного

воспитания... Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо для России. И обратно..., все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами» [3]. Нравственность - это то, как человек живет и действует. Духовность и нравственность существуют в неразрывном целостном единстве. Мировоззрение, как целостная картина мира, как основа миропонимания, и есть педагогический эквивалент духовности, т.е. та ее сторона, которая поддается педагогическому влиянию.

Наша цивилизация - это христианская православная цивилизация. Те ценности, которые мы сегодня разделяем, так называемые общечеловеческие ценности - это в действительности христианские ценности. Целостность воздействия религии на человека выражается в том, что нет такой деятельности, такого поведения, такой сферы бытия, которые были бы чужды религиозному влиянию, не имели бы с религией никакого соприкосновения, не подвергались бы оценке с религиозных позиций. Базовыми ценностями православно-христианской культуры являются милосердие, целомудрие, смирение, послушание, терпение, умеренность, трудолюбие. Сегодня существует потребность в целостном воспитательном процессе, который бы органично соединил бы воспитательные силы школы, церкви и жизненной среды.

Образование играет особую роль в духовно-нравственном возрождении России: это уникальная сфера жизни народа, общества, где воедино соединяются духовное и материальное; прошлое, настоящее и будущее; происходит преемственная передача культуры от поколения к поколению; зарождается и формируется облик современного человека.

Сегодня государственные институты совместно с РПЦ разработали концепцию о включении в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «духовно-нравственная культура». Данная концепция предполагает, что в новом поколении федеральных образовательных стандартов будет присутствовать отдельная образовательная область учебного плана «духовно-нравственная культура», в рамках которой будет предусмотрено изучение с учетом культурной и религиозной принадлежности родителей и учащихся таких культурологических предметов, как «Основы православной культуры», основы культуры других традиционных религий России и предмета «Философия и этика». Попытки создать некий единый для всех школьников курс духовно-нравственной культуры на всеобщей мировоззренческой основе -это путь в никуда. Общие гражданские ценности, патриотизм воспитываются и прививаются при изучении основных гуманитарных предметов - истории, обществознания, литературы и т.д. Духовность и нравственность же следует прививать с учетом мировоззренческих и культурных особенностей разных социальных групп общества.

Для школы важно дать современным школьникам систематические знания о духовной культуре и этических традициях своего народа, его религии, причем в согласии с тем вероучением или убеждением, которого придерживаются в семье, - это задача, которую призвана решить современная российская школа, откликаясь на запрос семьи, общества и государства.

Многие явления современного образования, благодаря развитию антропологии, культурологии,

философии и педагогики с принципами культуросообразности, стали рассматривать во взаимосвязи с его содержанием и качеством. В благоприятных для личностного развития условиях процесс культурации способствует формированию продуктивного, созидающего, культуротворческого человека. Процесс современного обучения направлен на формирование у учащихся новых качеств личности - межкультурной толерантности, политкорректности, социального партнерства и сотрудничества. На достижение этих целей направлено сегодняшнее культуро- и личностно-ориентированное образование, содержанием которого является не только определенное количество знаний и умений, которые необходимо усвоить, но и формирование целостной культуры человека, способов постижения им мира и себя в этом мире, а методы преподавания в большей степени направлены на активизацию и гуманизацию личностного сознания человека.

Литература

1. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: курс лекций. - Уфа, 2004.

2. Бенин В.Л., Жукова Е.Д. Культурные традиции и современные проблемы взаимодействия образовательных сред Европы и России // Образование и наука. - 2009. - № 7(64). - С. 67-80.

3. Дмитрий, Архиепископ Тобольский и Тюменский // Духовно-нравственные ценности в

образовательном пространстве России: докл. Всерос. НПК: 04.03.2008 г. -ihtus.ru/112008/st03.shtml

4. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.

5. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М., 2000.

6. Мосолова Л.М. Культурология и регионалистика как интеллектуально-образовательная тенденция нашего времени и наследие Петербургии // Культура Петербургского региона в науке и образовании. -СПб., 2000.

7. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.

1B9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.