Научная статья на тему 'Содержательное расширение понятия “аддиктивное поведение” в социологии'

Содержательное расширение понятия “аддиктивное поведение” в социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
449
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADDICTIVE BEHAVIOR / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / SOCIAL ACTION / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лилюхин Андрей Михайлович

В статье рассматривается проблема условий заимствования социологией понятия “аддиктивное поведение” из психологии. Социологи, изучающие аддиктивное поведение как вид отклоняющегося поведения, содержательно расширяют границы этого понятия и рассматривают его не столько как свойство личности, сколько как коллективный или индивидуальный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantial Expansion of the Concept of Addictive Behavior in Sociology

This article examines the problem of the borrowing conditions of addictive behavior concept by sociology from psychology. Sociologists who study addictive behavior as a type of deviant behavior, substantially expand this concept and consider it not so much as a personality trait, but as a collective or individual process. Deviant behavior is studied not as an individual property of the individual, but as a process collectively or individually, in which the individual takes possession of them. Now to measure it using the new qualitative methods of empirical research, when the study of deviant behavior is particularly important its interpretation. Borrowing sociology concepts from psychology of addictive behavior must be accompanied by substantial expansion of its generic concept deviant behavior. This is due to the fact that sociology along with the identification of the physiological and psychological bases of deviant behavior, determines its place in the system of interactions “individual” “group” and the social structure of society. This allows you to explore deviant behavior not as an individual property of the individual, but as a collective or individual process. This “request” satisfy the quantitative and qualitative methods of empirical research.

Текст научной работы на тему «Содержательное расширение понятия “аддиктивное поведение” в социологии»

УДК 316.624.2

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЯ "АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ" В СОЦИОЛОГИИ

А.М. Лилюхин

Современная научная литература располагает устойчивым определением аддиктивного поведения. Его рассматривают как одну из форм деструктивного поведения, "выражающуюся в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами: фармакологическими (применение психоактивных веществ) и нефармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний" [1]. Это определение аддиктивного поведения предложил член-корреспондент АН ВШ Ц.П. Короленко. Он, как и зарубежные коллеги, исходит из того, что аддикция представляет собой деструктивный процесс, а сам термин (от англ. аddiction) означает пагубную привычку, пристрастие к чему-либо, порочную склонность [2, р. 32].

Цель данного исследования - содержательное расширение понятия отклоняющегося поведения. Основная задача работы нами представляется как исследование данного рода деятельности в рамках коллективного или индивидуального процесса, а не только лишь как индивидуальное свойство личности. В основу работы легли исследования отечественных и зарубежных авторов в области социологии и социальной психологии.

Современные российские исследователи интерпретируют аддиктивное поведение как одну из форм отклоняющегося, девиант-ного поведения с формированием стремления к уходу от реальности, связанную со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации, путем искусственного изменения своего психосоциального со-

Лилюхин Андрей Михайлович - аспирант кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионо-ведения Южного федерального университета, 344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 160, т. 8(863)2370377, е-та1Ыа1аь1ата2008@уаМех.га, т. 8(863)2014415.

стояния, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия [3].

Однако определяя аддиктивное поведение как деструктивное, девиантное, делинк-вентное, ученые столкнулись с проблемой установления его границ. В противном случае невозможно выявить специфику аддиктивного поведения, поскольку оно будет охватывать как все виды отклоняющегося поведения, так и выступать элементом социального поведения индивидов и групп [4]. Поэтому аддиктивное поведение включает злоупотребление различными веществами (например, алкоголь, табакокурение, экстези), которые изменяют психическое состояние человека, но только до того момента, как от них сформировалась устойчивая физическая зависимость. А.Е. Личко распространил этот термин и на случаи без индивидуальной психической зависимости [5].

Таким образом, специфика аддиктив-ного поведения заключается в том, что оно не включает болезненное состояние индивида, а предполагает нарушения нормативного поведения. Для его корректирования используются психотерапевтические приемы в целях психопрофилактики, а используемое в крайних случаях лечение направлено на дезинтоксикацию, если в этом есть необходимость. Следовательно, главными при аддиктивном поведении являются не медицинские, а воспитательные мероприятия.

Типологий видов аддиктивного поведения много и они чрезвычайно широки. Они включают употребление алкоголя, никотина; употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды; участие в азартных играх, включая компьютерные; сексу-

Andrey Lilyukhin - Southern Federal University, 160 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: dalai-lama2008@yandex.ru, tel. +7(863)2370377.

альное аддиктивное поведение; переедание или голодание; работоголизм; просмотр телепередач и длительные прослушивания музыки на низкочастотных ритмах; нездоровое увлечение литературой в стиле "фэнтези", женскими романами; сектанство и т. д. Совершенно очевидно, что виды аддиктивного поведения различаются по своему содержанию, развитию и последствиям для индивида и социальных групп. Но они имеют общее аддиктивное основание - зависимость, хотя она может иметь различный характер, например, психический (как в случае с прослушиванием музыки) или физиологический (как в случае с наркоманией). Зависимость от принятия алкоголя, наркотиков и различных химических препаратов при аддиктивном поведении ограничивается желанием изменить психическое состоянии, тогда как алкоголизм, наркомания и токсикомания являются болезнью.

Интересно, что носители аддиктивно-го поведения внешне соглашаются и даже демонстрируют угрызения совести из-за своей приверженности ему, но продолжают вести прежний образ жизни. Они каждый раз предлагают новые причины, оправдывающие это поведение, например, что голодание необходимо для здоровья. Это вызвано устойчивостью стиля жизни, способом формирования которого является естественное свойство психики автоматически закреплять стереотипы и формы поведения (привычки). Поэтому, чтобы понять, почему так сложно избавиться от аддиктивного поведения или как появляется зависимость от него, необходимо рассмотреть его психофизиологические основания.

Так, С.Ф. Смагин, обращаясь к авторитету психологов и физиологов - С.Л. Рубен-штейна и И.П. Павлова, полагает, что в основе аддиктивного поведения лежит привычка, означающая "не столько появление нового умения, сколько нового мотива или тенденции к автоматически выполняемым действиям. Другими словами, привычка - это действие, выполнение которого становится потребностью" [6]. С физиологической точки зрения приобретение привычки сопровождается образованием в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию. Система устойчивых нервных связей составляет основу

динамических стереотипов, обеспечивающих привычный образ действия. Их основная функция - вызывать эмоционально положительные состояния в период реализации привычки или, наоборот, отрицательные переживания в условиях, мешающих ее осуществлению. Поэтому со временем привычки, наносящие вред здоровью, начинают восприниматься как необходимые и даже приятные. Именно подобные негативные привычки, по мнению ученых-психологов, формируют аддитивное поведение.

При описании причин аддиктивного поведения как ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния психологи выделяют личностные особенности и воздействия социальной среды. Личностные особенности индивида с аддитивным поведением определяются его соматической и физиологической предрасположенностью, т.е. низкой переносимостью психологически дискомфортных состояний. Стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой - это установка, связанная с последствиями перенесенных психических травм или компенсаторная реакция психики на стресс.

Средовое воздействие на формирование аддиктивного поведения в социальной психологии чаще всего изучается с позиций экзистенциального подхода. В частности, подчеркивается, что изменение настроения индивида в процессе принятия препаратов или сосредоточении на определенных предметах создает иллюзию внутреннего благополучия. Оно полностью вытесняет человеческое общение, поскольку окружение воспринимается носителем аддиктивного поведения как объект манипуляции. Аддиктивное поведение исключает динамику межличностных отношений как обмена мнениями и усвоения опыта, стимулирующими развитие индивида. Вместо этого происходит концентрация внимания на заранее предсказуемой эмоции, которая достигается привычным способом. Эта эмоция исключает изменение - она стабильна и предсказуема и поэтому ограничивает развитие личности. Следовательно, аддиктивное поведение ведет к нарушению коммуникаций, уходу от реальности, нарастанию социальной изоляции как бегства от реальной жизни. Для индивидов с аддиктивным поведением

характерна иллюзия контроля своих эмоций. Однако этот контроль чаще всего подменяется быстрым переходом от одной формы аддиктивного поведения к другой, например, замена алкоголизации "работоголизмом".

Таким образом, в современной психологии аддиктивное поведение изучается как деструктивное, поскольку оно ориентировано на изменение психического состояния. Вместе с тем аддиктивное поведение исключает формирование устойчивой физической зависимости. Достигается это посредством естественного свойства психики автоматически закреплять динамические стереотипы и привычные формы поведения. Поэтому для преодоления аддиктивного поведения используются психотерапевтические приемы и воспитательные мероприятия, учитывающие личностные и социальные причины его появления. Эти технологии разрабатываются с учетом низкой степени переносимости индивидов психологически дискомфортных состояний и нарушений межличностной коммуникации в виде нарастания социальной изоляции.

Поведение личности традиционно являлось предметом изучения психологией и в широком смысле интерпретировалось как "осознанная или неосознанная реакция на внешние и внутренние изменения..., то есть как внешне фиксируемая сторона деятельности, исключающая возможность свободного целеполагания" [7, с. 4]. Следовательно, поведение индивида не целенаправленно, а ситуативно.

В отличие от психологии социальной единицей измерения в социологии является социальное действие, сознательно ориентированное на поведение людей. Согласно М. Ве-беру, который впервые ввел это понятие в социологию, основным признаком социальности действия является субъективное осмысление индивидом возможных вариантов поведения людей, вступающих во взаимодействие [8, с. 80]. Сознательную ориентацию субъекта действия на ответную реакцию со стороны другого М. Вебер определил через понятие "ожидания". Подобное действие не может быть импульсивным, основанным на подражании или заражении как действия индивида в толпе, изучением которых занимается психология. Ученый акцентировал внимание на рациональности как основном атрибуте

социального действия. Он использовал рациональность в качестве критерия различных типов социального действия в зависимости от меры и степени ее проявления. Речь идет о целерациональном, ценностно-рациональном, аффективном и традиционном типах действия [9].

Заслуга М. Вебера заключалась в том, что в своей концепции социального действия он рассматривал человека как причину социальных процессов, а не как следствие. Развивая теорию социального действия, американский социолог Т. Парсонс, наоборот, определял социальное действие не как активную причину социальных процессов, а как пассивное следствие социокультурных, глубинных психологических механизмов. Сознательная ориентация действия индивида стала определяться институционализированной системой ценностей в виде принудительных норм поведения. Подобный подход сближает понятия социального действия и поведения, поскольку рациональность замещается сознательностью как работы механизмов мозга и человеческого восприятия. При этом сознательное ставится в зависимость от бессознательного. На этом основании Т. Парсонс включил концепцию социального действия в теорию социального поведения. Однако, по мнению признанных российских социологов Ю.Н. Давыдова и В.Н. Фомина, в случаях, когда Т. Парсонс переходил от "системного" объяснения социального действия к его "понимающему" истолкованию, то нарушал общие методологические принципы своей теории [8, с. 112].

Последующие содержательное наполнение понятия социального поведения осуществляюсь под влиянием структурно-функциональных и бихевиористских концепций. В рамках структурно-функциональных теорий социальное поведение рассматривалось как соответствующее статусным ожиданиям, т.е. как социальная роль. Бихевиористы обосновывали зависимость психических расстройств от ненадлежащего исполнения индивидом своих социальных ролей.

В современных теориях социологии действия (акционизм) подчеркивались связи социального действия и коллективного труда в системе социальных отношений. Благодаря новаторскому и смыслообразующему характеру социального действия, создаются новые

институты и возникают новые социальные связи. Содержательное наполнение понятия поведения ограничивается его интерпретацией как отклика на определенную ситуацию.

Таким образом, социологическое изучение поведения тесно связано с психологическими исследованиями. Однако социологи рассматривают поведение в системе отношений "индивид" - "группа" - "общество", т.е. в рамках социальной структуры и социальных взаимодействий, где определяющим является социальное действие как социальная единица измерения. Социальное поведение в теоретической социологии рассматривалось как реакция индивида на внешние и внутренние изменения, которая исключает возможность свободного целеполагания. Как составляющая социального действия, оно ориентировано на выполнение социальной роли, соответствующей статусным ожиданиям, и, следовательно, нормативно. В настоящее время социальное поведение рассматривается как атрибут социального действия [8, с. 134].

Эмпирические исследования отклоняющегося поведения начали осуществляться с 20-х гг. XX в. в рамках позитивистского направления социологии, и связаны с именем П. Парсонса что было вызвано стремлением создать эмпирически доказательную основу объяснения социального поведения как особого рода общественного явления. С этой целью использовался принцип объяснения, базирующийся на количественных методах, а отклоняющееся поведение как результат воздействия социальной среды и окружения [8, с. 124]. Количественные методы не лишены определенной фрагментарности и заданности объяснительных посылок, но, несмотря на это, по нашему мнению, являются весьма эффективным познавательным инструментом.

Переход от принципа "объяснения" отклоняющегося поведения к принципу их "понимания" происходит в 30-е гг. ХХ в. под влиянием феноменологии и понимающей социологии. Новый принцип ставит под сомнение независимость социальных структур, социальных процессов от идей, мнений, стереотипов сознания, включенных в них индивидов. Отклоняющееся поведение изучается не как индивидуальное свойство личности, а как процесс - коллективный или индивидуальный, в ходе которого индивид овладевает

им. Теперь для его измерения используются новые качественные методы эмпирического исследования, когда при изучении отклоняющегося поведения особое значение приобретает его интерпретация. Качественно ориентированные методы делают акцент на понимании "сознательно-волюнтативных" аспектов человеческого действия [8, с. 24].

Таким образом, анализ исследований отечественных и зарубежных авторов в области социологии и социальной психологии показал, что заимствование социологией понятия ад-диктивного поведения из психологии должно сопровождаться содержательным расширением его родового понятия - отклоняющееся поведение. Это вызвано тем, что социология наряду с выявлением физиологических и психических оснований отклоняющегося поведения, определяет его место в системе взаимодействий "индивид" - "группа" и социальной структуры общества. Это позволяет исследовать отклоняющееся поведение не как индивидуальное свойство личности, а как коллективный или индивидуальный процесс. Подобный "запрос" удовлетворяют количественные и качественные методы эмпирического исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: НГПУ, 2001. 245 с. С. 8-9.

2. Segal В., Korolenko С. The study of addictive behavior in Alaska and Siberia. A review of a coopérative relationship and implications for research in circumpolar nation. - 8th International Congress on Circumpolar health. Yukon, Whithehorse, 1999. Р. 21-39.

3. См., напр.: Чернобровкина Н.И. Теоретическое расширение понятия социального контроля: от конформизма к инструментализму // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. С. 153-155.

4. Залыгина Н.А. Аддиктивное поведение молодежи. Минск: Наука, 2004. 196 с. С. 45.

5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2010. 256 с. С. 47.

6. Смагин С.Ф. Аддиктивное поведение // Нева. 2006. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http:// magazines.russ.ru/neva/2006/1/ss16.html

7. Гришко И.В. Концептуализация понятия "аддиктивное поведение" // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 34. С. 1-10.

8. См.: Давыдов Ю.Н., Фомина В.Н. Вебер М. // Современная западная социология. Словарь. М.: Наука, 1996. 432 с. С. 80.

9. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с. С. 634-646.

REFERENCES l.Korolenko Ts. P., Dmitrieva N. V. Psikhosotsial'naya addiktologiya [Psychosocial addictology]. Novosibirsk: NGPU, 2001, 245 p., pp. 8-9. 2.Segal V., Korolenko S. The study of addictive behavior in Alaska and Siberia. A review of a cooperative relationship and implications for research in circumpolar nation. 8th International Congress on Circumpolar health. Yukon, Whithehorse, 1999, pp. 21-39.

3.Chernobrovkina N.I. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2012, no. 7, pp. 153-155.

4.Zalygina N.A. Addiktivnoe povedenie molodezhi [Addictive behavior of young people]. Minsk, Nauka, 2004, 196 p., p. 45.

5.Lichko A. E. Psikhopatii i aktsentuatsii kharaktera u podrostkov [Psychopathy and the accentuation of character in adolescents]. St.Petersburg, Rech', 2010, 256 p., p. 47.

6.Smagin S. F. Neva, 2006, no. 1, available at: http:// magazines.russ.ru/neva/2006/1/ss16.html

7.Grishko I.V. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2015, no. 3, pp. 1-10.

8.Davydov Yu.N., Fomina V.N. M. Veber [M. Weber]. Sovremennaya zapadnaya sotsiologiya. Slovar' [Modern Western sociology. Vocabulary]. Moscow, Nauka, 1996, 432 p., p. 80.

9.Veber M. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, Progress, 1990, 808 p., pp. 634-646.

23 апреля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.