СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПОНЯТИИНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
В. И. МЕЛЬНИКОВА, аспирант
Российский государственный торгово-экономический университет
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования посредством его основного субъекта — Банка России. Основной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен, что особенно актуально в период мировой финансово-экономической рецессии. Однако среди экономистов долгое время ведется дискуссия по вопросам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка, обусловленная модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом.
Отцом денежно-кредитной политики признан Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, видный экономист современности. Его теорией пользуются многие правительства, его ставят в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым [7].
Ускорение темпов роста промышленного производства во второй половине XIX в. в России, сопровождавший эти процессы рост товарооборота и резко увеличившаяся в масштабе всей страны потребность в оборотных денежных средствах предъявили новые требования к кредитной системе, сделали необходимой ликвидацию ее прежней структуры. Уже одно то, что главным объектом кредитования были поместья, а размеры ссуд определялись количеством крепостных душ, оказывалось в полном противоречии с наступающей буржуазной эпохой.
Развитие капитализма в России требовало создания соответствующей капитализму кредитной системы. В течение сравнительно короткого времени в России была создана кредитная система, игравшая важнейшую роль аккумуляции денежных
средств. В конце периода промышленного капитализма кроме Государственного банка, Дворянского банка и Крестьянского банка поземельного кредита имелось 39 акционерных коммерческих банков, несколько сотен обществ взаимного кредита, свыше 200 городских банков и довольно многочисленная сеть сберегательных касс [3].
В России до 60-х годов прошлого столетия банковская система была централизованной и находилась под жестким контролем государства. В период реформ 1960-х гг. правительство создает прообраз двухуровневой банковской системы во главе с Государственным банком России [1].
Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление государственной экономической политики и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране [4, а 126]. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения и стабильности внешнеэкономических связей, т. е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.
Согласно основным направлениям нынешней государственной денежно-кредитной политики главной целью российской экономики является снижение инфляции до 9—10 % в 2010 г., до 7—8 % в 2011 г. и до 5—7 % в 2012 г. [8].
Специфика экономических и организационных основ денежно-кредитной политики определяется спецификой ее объектов и субъектов. Объектами являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектом выступают прежде всего Банк
%
к МБ: МБз у/ / МБ2
/ М
Рис. 1. Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики: MS1 — денежное предложение при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении; MS2 — денежное предложение при гибкой денежно-кредитной политике; MS3 — денежное предложение при допущении изменения и массы денег в обращении, и ставки процента; М — количество денег в обращении, у. д. е.
России с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении Центральный банк РФ использует различные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их структуру в общей массе денег в денежном обороте.
Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги [2, с. 493].
Предложение денег графически обычно отображается вертикальной прямой, поскольку предполагается, что на каждый момент времени создано определенное фиксированное количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (рис. 1).
Предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране.
Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то графиком денежного предложения действительно будет вертикальная прямая (МБ1). Это означает, что предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится для ограничения инфляции.
Целью денежно-кредитного политики государства может быть и поддержание фиксированной процентной ставки процента. Такая политика носит название гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики график денежного предложения — горизонтальная прямая (МБ2). Это означает, что целевой ориентир денежно-кредит-
ной политики — не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.
Третий вариант графика денежного предложения — наклонная линия (М83). Такая графическая форма денежного предложения свидетельствует, что денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении, и ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целью поддержание достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики [2, с. 494].
В целом денежный рынок при различных вариантах денежно-кредитной политики может быть графически показан, как на рис. 2.
На рис. 2 точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет «цену» равновесия на денежном рынке. Это равновесная процентная ставка, т. е. альтернативная стоимость хранения денег, не приносящих процентов. Равновесие на денежном рынке подвижное, т. е. оно постоянно меняется под воздействием ряда факторов.
Представим себе, что меняется предложение денег, а спрос на них остается постоянным. При увеличении предложения денег, когда оно описывается линиями МБ1 и М83, возникает их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьшить количество своих денежных запасов, не приносящих процентов, путем покупки других финансовых активов (например, облигаций). Спрос на них растет, цены соответственно увеличиваются. Процентная ставка, или альтернативная стоимость хранения денег, не приносящих процентов, падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте.
Если предложение денег выросло, то:
— график предложения денег перемещается вправо (в случае МБ1) или вправо вдоль линии М83. Это означает, что существующее равновесие нарушилось, возникает временное неравновесие;
— при неизменном спросе на деньги равновесная ставка процента снижается;
— в результате устанавливается новое равновесие при большем предложении денег и меньшей процентной ставке.
При уменьшении предложения денег происходят обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента.
0
MSl
MS
Ге
0
* MD - общий спрос на деньги.
Рис. 2. Денежный рынок при различных вариантах денежно-кредитной политики
Допустим теперь, что меняется спрос на деньги, а предложение остается неизменным (линия MS1). Например, спрос возрос вследствие увеличения номинального валового национального продукта (ВНП), т. е. требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но в случае неизменного предложения денег равновесие может установиться только при увеличении цены денег (номинальной ставки процента).
Если спрос на деньги возрос, то:
— кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх, показывая нарушение существующего равновесия на денежном рынке;
— при неизменном предложении денег процентная ставка повысится.
При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке установится при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.
Если проводится гибкая денежно-кредитная политика (линия MS2), то увеличение спроса на деньги должно компенсироваться ростом денежного предложения, чтобы не произошел рост процентной ставки.
В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики. Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелательный, то с помощью денежно-кредитной политики можно сгладить эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем
самым — повышения деловой активности за счет увеличения инвестиционного спроса [4, а 129].
Рассматривая денежный рынок, мы предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она может меняться под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что отражается и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах. Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие * м изменения скорости обращения денег на национальную экономику, то он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (возрастает) скорость обращения денег.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по вопросам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом.
И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — спрос на деньги и их предложение [2, а 509].
Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними пороками. Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные, с целью достижения «эффективного совокупного спроса», высокого уровня занятости и максимально возможных темпов роста производства. Сам механизм денежно-кредитного регулирования с точки зрения кейнсианского подхода выглядит следующим образом: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что в свою очередь приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликатив-
ный эффект инвестиций — к изменению уровня национального производства.
Однако кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк для проведения денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и как при этом изменится величина ВНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.
В связи с изложенным кейнсианцы считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.
Формирование теории монетаризма в 60—70-е годы ХХ в. происходило в условиях возрождения традиций неоклассического направления в экономической теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаристы особое значение придают денежно-кредитной сфере: «Деньги — главная движущая сила рыночный экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма — М. Фридмен.
Монетаристкий подход базируется на убеждении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в ней, носят экзогенный характер и являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку».
Монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно — нашими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей» [6, с. 12].
Монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объемом национального производства более тесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном (слабо выраженном) снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительной дефляции проявляются чистые убытки. Таким образом, динамика валового на-
ционального продукта следует непосредственно за динамикой денег.
Причинно-следственная связь между предложением денег и национальным производством, номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм воздействия посредством промежуточной категории — «портфель активов», т. е. совокупности всех ресурсов, которыми обладает индивидуум [2].
Количественная теория денег, подчеркивает Фридмен, это прежде всего теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богатством, для фирм деньги являются капитальным благом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и в конечном счете это приводит к росту национального производства и валового национального продукта. Исходя из этого, Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении [2, с. 511].
Как часть общегосударственной экономической политики денежно-кредитная политика должна соответствовать общей цели развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия. В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста [5, с. 110]. Иногда говорят, что цель государственного регулирования экономики заключается в одновременном достижении всех поставленных целей в «магическом четырехугольнике» (рис. 3).
Денежно-кредитная политика является одной из составных частей, подсистемой государственной экономической политики, включающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономическую политику. Если цель развития национальной экономики состоит в том, чтобы обеспечить достаточный экономический рост, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта.
Однако эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики,
Макроэкономическое равновесие
Стабильный уровень цен
Высокий уровень занятости
Индекс цен -ц-
- Показатели -^ Уровень безработицы
Рост цен до 1% в год _ Отдельные задачи _^ Безработица
на уровне естественной
«Магический четырехугольник»
Равновесиевнешне-торгового баланса
Экономический рост
Внешнеторговый баланс
Положительный
Показатели
' Отдельные задачи
внешнеторговый баланс
Рис. 3. Схема «магического четырехугольника»
которые имеют свою специфику, осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменения рыночной конъюнктуры. Поэтому цели денежно-кредитной системы ранжируются. Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и денежное тарге-тирование, и стабилизация валютного курса [5].
В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования коммерческих банков и т. п.
Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации экономики и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Кроме того, промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Скажем, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять установленный рынком курс национальной валюты. И наоборот, при выборе цели денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, надо учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для
Рост реального ВНП
Оптимальные темпы экономического роста
стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т. п.
В общем, целью денежно-кредитной политики является регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, который включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Современная денежно-кредитная политика зачастую выглядит «плаванием против течения», она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать «перегрева» конъюнктуры.
Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т. е. количественные ограничения кредита).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что денежно-кредитная политика широко используется государством в процессе государственного регулирования экономики, и ее основополагающей целью является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Кредитно-денежная политика, как и любая другая, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, большую консервативность в политическом отношении. В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельность государства, его органов прежде всего по динамике параметров экономического роста, качества жизни, что требует дальнейшего развития социальной сферы.
Список литературы
1. Банковское дело: учебник / под ред. Г. Г. Коробовой. М.: Экономистъ, 2005.
2. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О. И. Лаврушина. 7-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2008.
3. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты / Г. Г. Фетисов. М.: Экономика, 2006.
4. Организация деятельности Центрального банка: учебник / Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин,
И. Д. Мамонова; под общ. ред. Г. Г. Фетисова. 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2008.
5. Основы банковского дела: учеб. пособие / кол. авт. под ред. О. И. Лаврушина. М. : КНОРУС, 2008.
6. Фридмен М. Если бы деньги заговорили... М.: Денд, 1999.
7. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: учеб. пособие для вузов / пер. с англ. Д. В. Виноградова, под ред. М. Е. Дорошенко. М. : Аспект Пресс, 1999.
8. URL: http://www.rian.ru.
CNews
'Conferences
агентство маркетинговых коммуникации
18 марта 2010 года в гостинице «Золотое кольцо» (г. Москва) Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и CNews Analytics при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
проводят круглый стол
«Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России»
ИТ-аутсорсинг стал одной из самых модных тем для обсуждения в 2009 году. Изменившиеся экономические условия и глобальная тенденция сокращения издержек стимулировали новый всплеск интереса к выведению части функций предприятия вовне. Тем более, что к настоящему моменту для этого сформировалось уже достаточно возможностей - как на технологическом, так и на бизнес-уровне.
Однако, вступая в своего рода новую «эпоху», ИТ-аутсорсинг в России «натыкается» на старые «подводные камни». Наиболее осведомленные - и что печально для поставщиков, достаточно крупные заказчики - по-прежнему уверены, что предложение на этом рынке остается недостаточно зрелым, и избегают заключения крупных контрактов.
Актуальные вопросы, которые будут обсуждаться на круглом столе:
• Каковы перспективы аутсорсинга в России в новых экономических условиях?
• Какая поддержка могла бы поддержать ИТ-поставщиков?
• Кому сегодня выгоден ИТ-аутсорсинг?
• Каких новых сервисов не хватает рынку?
С докладами выступят:
Попова Мария, старший аналитик CNews
Аксенов Евгений, ведущий преподаватель Школы ИТ-менеджмента АНХ при Правительстве РФ Македонский Сергей, президент НП АСТРА Шевченко Владимир, ИТ-директор Группы ABB
Шеленцов Сергей, руководитель службы интеграции информации и операционной отчетности Вымпелком
К участию в круглом столе приглашаются представители ИТ-компаний: системные интеграторы и поставщики ИТ-решений, а также представители отделов ИТ различных отраслей экономики. Регистрация: http://events.cnews.ru/events/18_03_10.shtml
Дополнительная информация по телефонам: +7 (495) 363-11-57, доб. 50-35,50-78, 50-77 e-mail: events@cnews.ru, Алексей Четвернин, Армен Айвазов, Елена Серова.
http://events. cnews. ru/