Подготовка будущего специалиста к экологоориентированной профессиональной деятельности
И.В. Буркина
Содержательно-модельное позиционирование экологической компетентности будущих педагогов
В статье представлен взгляд на содержательно-модельное позиционирование экологической компетентности будущих дошкольных педагогов с точки зрения интегративности и значимости данной проблемы для обновления содержания дошкольного образования и перехода его к альтернативной целостно-системной организации открытого функционирования.
Ключевые слова: экологическая компетентность, будущий дошкольный педагог, содержательно-модельное позиционирование.
В 70-е гг. XX в. человечество осознало, что цикл обновления содержания образования значительно длиннее цикла обновления технологий. Новые полемичные стандарты дают возможность разрабатывать образовательные программы с целью формирования у ребенка умения ориентироваться в больших объемах информации. Поэтому прежний багаж специфики деятельности педагога сегодня претерпевает качественные изменения в связи с необходимостью выполнять функцию синхронизации, ценностно-целостного соответствия. По мнению А. А. Арламова, деятельность педагога - это не услуга, это служение Человеку как высшей ценности и Отечеству [1]. С нашей точки зрения, в ситуации обеспечения качества деятельности интегративных функциональных систем целостного дошкольного образования, именно экопедагогическая деятельность определяет стратегическую значимость формирования экокультур-ной компетентности будущего педагога дошкольного образования.
Подготовка будущего специалиста к экологоориентированной профессиональной деятельности
Именно экокультурные компетенции априори являются интегративным посылом для содержательно-системного позиционирования подготовки будущих дошкольных педагогов.
Таким образом, интегративная природа компетентности дает нам возможность рассматривать вторую позицию идеологического механизма охраны окружающей среды и природопользования в контексте нашей проблемы.
Согласно ст. 71 Федерального закона «Об охране окружающей среды» система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование. Это позволяет реализовывать принцип непрерывности экологического образования, когда с достаточно раннего возраста на протяжении длительного периода учащиеся получают необходимый объем экологических знаний, который, по замыслу законодателей, с большой степенью вероятности способен в корне изменить их экологическое мировоззрение, сформировав экологическую культуру.
Ст. 72 названного закона устанавливает, что в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний, что с позиций гуманитарных технологий будущего устойчивого развития должно пониматься с позиций компетентностного подхода. В этом смысле компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является новым, а тем более чуждым для российского экологического образования, т. к. ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов действий была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур.
Гуманитарные технологии позволяют рассматривать компетенцию с позиций совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности). С позиций трактовки идеологического механизма экологической культуры это есть не что иное, как самостоятельные компоненты опыта творческой экологической деятельности и опыта эмоционального отношения. Иными словами, идея опыта как самостоятельного образовательного результата, наравне со знаниями и умениями [12], определяется и функционально встраивается
в деятельность интегративных систем целостного дошкольного образования, где императив экологического образования определяет компетентность уровня подготовки будущего дошкольного педагога.
Рассматривая структуру и содержание экологической компетентности как профессионально-педагогическое качество, С.Н. Глазачев и О.Е. Пер-филова указывают на необходимость выделять структурные уровни эко- аль
логической компетентности педагога [5], которые должны опираться на и требования, выдвигаемые проектом Федерального закона № 90060840-з «Об экологической культуре», ст. 10. «Экологическое образование в высших учебных заведениях».
1. Для подготовки квалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих научные знания об основах устойчивого развития, о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, а также обеспечить соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, высшие учебные заведения обеспечивают экологоориентированную подготовку специалистов путем:
- формирования у студентов экологического сознания, трансформируемого в профессиональной деятельности в навыки и умения по организации экологического образования и просвещения людей;
- вовлечения в практическую природоохранную деятельность;
- развития представлений о технико-экономических, организационноправовых, информационных и иных возможностях и путях решения экологических проблем.
2. В профессионально-образовательные программы высшего педагогического образования вводятся предметы базовой эколого-педагогической подготовки, а также комплексная программа непрерывной экологической подготовки студентов.
3. В высших учебных заведениях страны могут создаваться экологические факультеты и специальные кафедры экологии для подготовки специалистов-экологов, а также для подготовки специалистов по эколо-го-просветительской работе.
В этой связи экологические компетенции в подготовке дошкольных педагогов превращаются в наиболее передовой блок инновационных усилий гуманитарных технологий в сфере обеспечения качества деятельности интегративных функциональных систем целостного дошкольного образования. Через призму аспектов готовности к эколого-педаго-гической деятельности педагогов мотивационный, мировоззренческий
технологии
Подготовка будущего специалиста к экологоориентированной профессиональной деятельности
и методический аспекты являются основополагающими при отборе компетенций экологической компетентности. Масштабность задач, которые предстоит решать в связи с экологическими требованиями к профессионализму дошкольных педагогов, позволяет определить экологическую компетентность как ключевую. С нашей точки зрения, экологическая компетентность должна формироваться на глобальном уровне как мировоззренческая, на общеобразовательном - как обязательный компонент и на профессиональном уровне - как составная часть дошкольно-педагогической деятельности. А. А. Нестерова, Л.В. Панфилова указывают на то, что применительно к профессиональной педагогической деятельности суть экологической компетентности заключается в «теоретической и практической готовности педагога к осуществлению экологического образования» [4]. В исследованиях Е.Г. Нелюбиной экологическая компетентность педагога - это «знание основ естественных наук, экологии и экологического образования, способность к деятельности по сохранению окружающей среды и признание особой ценностью жизни как таковой, экологических благ и здоровья человека» [7]. Ф.С. Гайнуллова, И.В. Петрухина, О.Г. Роговая обосновывают необходимость формирования педагогической компетентности у будущих педагогов и уточняют сущность данного процесса, его специфику [3; 9; 11].
Учитывая достоинства вышеуказанных исследований, необходимо указать на слабость изученности данного вопроса с позиций специфики деятельности дошкольного педагога, при этом можно указать на работы Н.В. Кривощековой, О.О. Прокофьевой и Е.И. Снопковой, где они трактуют экологическую компетентность дошкольного педагога как интегративное качество личности, которое может быть раскрыто через общекультурную, специальную и социально-личностную компетенции, и предполагает наличие совокупности интегрированных знаний, умений, убеждений, а также личностных качеств, позволяющих эффективно проектировать экологическое образование дошкольников [6; 10]. Такое позиционирование экологической компетентности будущих дошкольных педагогов в оценке качества деятельности интегративных функциональных систем целостного дошкольного образования позволяет нам определить некоторые методологические основания содержательной стороны рассматриваемого вопроса, которые отвечают требованиям постиндустриального общества и возможностям уникальной природы дошкольного возраста. Отметим, что экологические компетенции в подготовке будущего дошкольного педагога соответствуют критериальным составляющим экологической сущности современного высшего дошкольного образования. Экологическая компетентность тако-
го педагога включает в себя: экологическое сознание; интегративные экопедагогические, системно-синергетические знания, умения, навыки; универсальную экочувствительность в области этнодуховного образа культуры семьи и рода; экоориентированное поведение в сотворческой деятельности совместного поиска Красоты, Истины и Добра; витогенный опыт, на который указывает Г. А. Папуткова, раскрывающий идею внут- аль
иа
ренней заложенности в человеке всей полноты жизненности, проявлен- оц
ной в жизнедеятельности и способствующей устойчивому развитию [8]; вертикально-горизонтальные атрибутивно-функциональные качественно-позитивные отношения с окружающей средой; способность к качественно безопасному обеспечению здоровьесбережения семьи и ребен-ка-дошкольника. Экологическая компетентность в подготовке будущих дошкольных педагогов для обеспечения качества деятельности интегративных функциональных систем целостного дошкольного образования рассматривается как результативный компонент развития и саморазвития личности, где важнейшими критериями, по утверждению Е.Л. Базарова, являются когнитивный, эмоционально-оценочный, мировоззренческий, мотивационно-поведенческий [2]. В целом это дает нам возможность выстроить уровневый императив в следующих значениях.
Уровень новизны - характеризует место полученных знаний в ряду известных и их преемственность.
Уровень конкретизации - полученный результат уточняет отдельные известные теоретические или практические положения, касающиеся обучения, воспитания, методики, истории педагогики и т. д.
Уровень дополнения - полученный результат расширяет известное. Полученное знание открывает новые грани, проблемы, которые ранее не были известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет ее.
Уровень преобразования характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения, воспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная смена точек зрения, парадигм, выдвигается оригинальный подход, отличающийся от известных в данной области. На уровне преобразования различается дискуссионно-гипотетическая и общепризнанная новизна. В первом случае результаты не вполне доказательны, встречают активное противодействие. На этапе общепризнанной новизны такое сомнение исчезает.
Уровень образованности - результат образования, степень развитости способностей личности к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социокультурного опыта, в том числе и собственного. Здесь можно выделить 5 показателей рассматриваемой компетенции:
технологии
Подготовка будущего специалиста к экологоориентированной профессиональной деятельности
- компетенция элементарной грамотности - характеризуется способностью личности использовать основные способы познавательной деятельности;
- компетенция функциональной грамотности - характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности;
- компетенция общекультурная - достаточна для творчески-деятельной самореализации личности, ориентирующейся в ценностях широкого культурного пространства, а также способность личности оценивать безграничность пространственных знаний;
- компетенция допрофессиональная - самодостаточность в осознанном выборе будущей професиональной деятельности и успешного обучения в образовательном пространстве соответствующего высшего учебного заведения;
- компетенция методологическая - самостоятельность в исследовательском подходе к решению широкого спектра задач как теоретического, так и прикладного характера.
Таким образом, интегративность сегодня является ведущей идеей содержательно-модельного позиционирования, которое проходит красной линией в новейших нормативно-правовых документах, отражающих концепты сущности содержания дошкольного образования. И, тем не менее, категории компетенции и компетентности сегодня еще не имеют достаточно доказательного точного определения и в новейшей педагогической литературе эти понятия связывают с ускоренной прозрачностью внутренних движущих сил процесса подготовки будущих дошкольных педагогов.
Библиографический список
1. Арламов А. А. Методологические ориентиры воспитания личности гражданина России // Педагогика. 2010. № 6. С. 27-30.
2. Базаров Е.Л. Развитие экологической компетентности будущих специалистов: Автореф. ... канд. психол. наук. М., 2004.
3. Гануйллова Ф.С. Формирование экологической компетентности будущих учителей начальных классов в условиях вуза: Автореф. ... канд. пед. наук. М., 2004.
4. Гельмеярова С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США: Автореф. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2002. С. 32.
5. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность. Становление, проблемы, перспективы: Учеб. пособие. М., 2008.
6. Кривощекова Н.В. Историография становления и развития педагогических научных школ // Педагогика: традиции и инновации: Материалы между -нар. заоч. науч. конф. / Под общ ред. Г. Д. Ахметовой. Челябинск, 2011.
7. Нелюбина Е.Г. Формирование экологической компетентности студентов педагогического вуза интегративно-проектным методом: Автореф. ... канд. пед. наук. Самара, 2005.
8. Папуткова Г.А. Компетентностно-ориентированное профессиональноэкологическое образование студентов в вузе: Автореф. . д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2008.
9. Петрухина И.В. Формирование экологической компетентности будущего
учителя физической культуры и безопасности жизнедеятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2006. и
10. Прокофьева О.О., Снопкова Е.И. Педагогика: Практикум по использованию методов и приемов технологии развития критического мышления. М., 2009.
11. Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования: Автореф. ... д-ра пед. наук. СПб., 2007.
12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательный стандарты. иКЬ: www.eidos.ru/nrws/compet (дата обращения: 29.08.2011).
технологии