Научная статья на тему 'Содержательно-модельное позиционирование экологической компетентности будущих педагогов'

Содержательно-модельное позиционирование экологической компетентности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркина И. В.

В статье представлен взгляд на содержательно-модельное позиционирование экологической компетентности будущих педагогов дошкольников с точки зрения интегративности и значимости данной проблемы для обновления содержания дошкольного образования и перехода к его альтернативной целостно-системной организации открытого функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATIVE MODEL BASED ON THE CONTENT-MODELLING POSITIONING OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE PRESCHOOL CHILDREN'S TEACHERS

The article presents a look at the content-modeling positioning of ecological competence of future preschool children's teachers in terms of integrity and significance of the given problem for updating the content of preschool education and transition to its alternative holistic system organization of open functioning.

Текст научной работы на тему «Содержательно-модельное позиционирование экологической компетентности будущих педагогов»

Подготовка будущего специалиста к экологоориентированной профессиональной деятельности

И.В. Буркина

Содержательно-модельное позиционирование экологической компетентности будущих педагогов

В статье представлен взгляд на содержательно-модельное позиционирование экологической компетентности будущих дошкольных педагогов с точки зрения интегративности и значимости данной проблемы для обновления содержания дошкольного образования и перехода его к альтернативной целостно-системной организации открытого функционирования.

Ключевые слова: экологическая компетентность, будущий дошкольный педагог, содержательно-модельное позиционирование.

В 70-е гг. XX в. человечество осознало, что цикл обновления содержания образования значительно длиннее цикла обновления технологий. Новые полемичные стандарты дают возможность разрабатывать образовательные программы с целью формирования у ребенка умения ориентироваться в больших объемах информации. Поэтому прежний багаж специфики деятельности педагога сегодня претерпевает качественные изменения в связи с необходимостью выполнять функцию синхронизации, ценностно-целостного соответствия. По мнению А. А. Арламова, деятельность педагога - это не услуга, это служение Человеку как высшей ценности и Отечеству [1]. С нашей точки зрения, в ситуации обеспечения качества деятельности интегративных функциональных систем целостного дошкольного образования, именно экопедагогическая деятельность определяет стратегическую значимость формирования экокультур-ной компетентности будущего педагога дошкольного образования.

Подготовка будущего специалиста к экологоориентированной профессиональной деятельности

Именно экокультурные компетенции априори являются интегративным посылом для содержательно-системного позиционирования подготовки будущих дошкольных педагогов.

Таким образом, интегративная природа компетентности дает нам возможность рассматривать вторую позицию идеологического механизма охраны окружающей среды и природопользования в контексте нашей проблемы.

Согласно ст. 71 Федерального закона «Об охране окружающей среды» система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование. Это позволяет реализовывать принцип непрерывности экологического образования, когда с достаточно раннего возраста на протяжении длительного периода учащиеся получают необходимый объем экологических знаний, который, по замыслу законодателей, с большой степенью вероятности способен в корне изменить их экологическое мировоззрение, сформировав экологическую культуру.

Ст. 72 названного закона устанавливает, что в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний, что с позиций гуманитарных технологий будущего устойчивого развития должно пониматься с позиций компетентностного подхода. В этом смысле компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является новым, а тем более чуждым для российского экологического образования, т. к. ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов действий была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур.

Гуманитарные технологии позволяют рассматривать компетенцию с позиций совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности). С позиций трактовки идеологического механизма экологической культуры это есть не что иное, как самостоятельные компоненты опыта творческой экологической деятельности и опыта эмоционального отношения. Иными словами, идея опыта как самостоятельного образовательного результата, наравне со знаниями и умениями [12], определяется и функционально встраивается

в деятельность интегративных систем целостного дошкольного образования, где императив экологического образования определяет компетентность уровня подготовки будущего дошкольного педагога.

Рассматривая структуру и содержание экологической компетентности как профессионально-педагогическое качество, С.Н. Глазачев и О.Е. Пер-филова указывают на необходимость выделять структурные уровни эко- аль

логической компетентности педагога [5], которые должны опираться на и требования, выдвигаемые проектом Федерального закона № 90060840-з «Об экологической культуре», ст. 10. «Экологическое образование в высших учебных заведениях».

1. Для подготовки квалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих научные знания об основах устойчивого развития, о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, а также обеспечить соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, высшие учебные заведения обеспечивают экологоориентированную подготовку специалистов путем:

- формирования у студентов экологического сознания, трансформируемого в профессиональной деятельности в навыки и умения по организации экологического образования и просвещения людей;

- вовлечения в практическую природоохранную деятельность;

- развития представлений о технико-экономических, организационноправовых, информационных и иных возможностях и путях решения экологических проблем.

2. В профессионально-образовательные программы высшего педагогического образования вводятся предметы базовой эколого-педагогической подготовки, а также комплексная программа непрерывной экологической подготовки студентов.

3. В высших учебных заведениях страны могут создаваться экологические факультеты и специальные кафедры экологии для подготовки специалистов-экологов, а также для подготовки специалистов по эколо-го-просветительской работе.

В этой связи экологические компетенции в подготовке дошкольных педагогов превращаются в наиболее передовой блок инновационных усилий гуманитарных технологий в сфере обеспечения качества деятельности интегративных функциональных систем целостного дошкольного образования. Через призму аспектов готовности к эколого-педаго-гической деятельности педагогов мотивационный, мировоззренческий

технологии

Подготовка будущего специалиста к экологоориентированной профессиональной деятельности

и методический аспекты являются основополагающими при отборе компетенций экологической компетентности. Масштабность задач, которые предстоит решать в связи с экологическими требованиями к профессионализму дошкольных педагогов, позволяет определить экологическую компетентность как ключевую. С нашей точки зрения, экологическая компетентность должна формироваться на глобальном уровне как мировоззренческая, на общеобразовательном - как обязательный компонент и на профессиональном уровне - как составная часть дошкольно-педагогической деятельности. А. А. Нестерова, Л.В. Панфилова указывают на то, что применительно к профессиональной педагогической деятельности суть экологической компетентности заключается в «теоретической и практической готовности педагога к осуществлению экологического образования» [4]. В исследованиях Е.Г. Нелюбиной экологическая компетентность педагога - это «знание основ естественных наук, экологии и экологического образования, способность к деятельности по сохранению окружающей среды и признание особой ценностью жизни как таковой, экологических благ и здоровья человека» [7]. Ф.С. Гайнуллова, И.В. Петрухина, О.Г. Роговая обосновывают необходимость формирования педагогической компетентности у будущих педагогов и уточняют сущность данного процесса, его специфику [3; 9; 11].

Учитывая достоинства вышеуказанных исследований, необходимо указать на слабость изученности данного вопроса с позиций специфики деятельности дошкольного педагога, при этом можно указать на работы Н.В. Кривощековой, О.О. Прокофьевой и Е.И. Снопковой, где они трактуют экологическую компетентность дошкольного педагога как интегративное качество личности, которое может быть раскрыто через общекультурную, специальную и социально-личностную компетенции, и предполагает наличие совокупности интегрированных знаний, умений, убеждений, а также личностных качеств, позволяющих эффективно проектировать экологическое образование дошкольников [6; 10]. Такое позиционирование экологической компетентности будущих дошкольных педагогов в оценке качества деятельности интегративных функциональных систем целостного дошкольного образования позволяет нам определить некоторые методологические основания содержательной стороны рассматриваемого вопроса, которые отвечают требованиям постиндустриального общества и возможностям уникальной природы дошкольного возраста. Отметим, что экологические компетенции в подготовке будущего дошкольного педагога соответствуют критериальным составляющим экологической сущности современного высшего дошкольного образования. Экологическая компетентность тако-

го педагога включает в себя: экологическое сознание; интегративные экопедагогические, системно-синергетические знания, умения, навыки; универсальную экочувствительность в области этнодуховного образа культуры семьи и рода; экоориентированное поведение в сотворческой деятельности совместного поиска Красоты, Истины и Добра; витогенный опыт, на который указывает Г. А. Папуткова, раскрывающий идею внут- аль

иа

ренней заложенности в человеке всей полноты жизненности, проявлен- оц

ной в жизнедеятельности и способствующей устойчивому развитию [8]; вертикально-горизонтальные атрибутивно-функциональные качественно-позитивные отношения с окружающей средой; способность к качественно безопасному обеспечению здоровьесбережения семьи и ребен-ка-дошкольника. Экологическая компетентность в подготовке будущих дошкольных педагогов для обеспечения качества деятельности интегративных функциональных систем целостного дошкольного образования рассматривается как результативный компонент развития и саморазвития личности, где важнейшими критериями, по утверждению Е.Л. Базарова, являются когнитивный, эмоционально-оценочный, мировоззренческий, мотивационно-поведенческий [2]. В целом это дает нам возможность выстроить уровневый императив в следующих значениях.

Уровень новизны - характеризует место полученных знаний в ряду известных и их преемственность.

Уровень конкретизации - полученный результат уточняет отдельные известные теоретические или практические положения, касающиеся обучения, воспитания, методики, истории педагогики и т. д.

Уровень дополнения - полученный результат расширяет известное. Полученное знание открывает новые грани, проблемы, которые ранее не были известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет ее.

Уровень преобразования характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения, воспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная смена точек зрения, парадигм, выдвигается оригинальный подход, отличающийся от известных в данной области. На уровне преобразования различается дискуссионно-гипотетическая и общепризнанная новизна. В первом случае результаты не вполне доказательны, встречают активное противодействие. На этапе общепризнанной новизны такое сомнение исчезает.

Уровень образованности - результат образования, степень развитости способностей личности к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социокультурного опыта, в том числе и собственного. Здесь можно выделить 5 показателей рассматриваемой компетенции:

технологии

Подготовка будущего специалиста к экологоориентированной профессиональной деятельности

- компетенция элементарной грамотности - характеризуется способностью личности использовать основные способы познавательной деятельности;

- компетенция функциональной грамотности - характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности;

- компетенция общекультурная - достаточна для творчески-деятельной самореализации личности, ориентирующейся в ценностях широкого культурного пространства, а также способность личности оценивать безграничность пространственных знаний;

- компетенция допрофессиональная - самодостаточность в осознанном выборе будущей професиональной деятельности и успешного обучения в образовательном пространстве соответствующего высшего учебного заведения;

- компетенция методологическая - самостоятельность в исследовательском подходе к решению широкого спектра задач как теоретического, так и прикладного характера.

Таким образом, интегративность сегодня является ведущей идеей содержательно-модельного позиционирования, которое проходит красной линией в новейших нормативно-правовых документах, отражающих концепты сущности содержания дошкольного образования. И, тем не менее, категории компетенции и компетентности сегодня еще не имеют достаточно доказательного точного определения и в новейшей педагогической литературе эти понятия связывают с ускоренной прозрачностью внутренних движущих сил процесса подготовки будущих дошкольных педагогов.

Библиографический список

1. Арламов А. А. Методологические ориентиры воспитания личности гражданина России // Педагогика. 2010. № 6. С. 27-30.

2. Базаров Е.Л. Развитие экологической компетентности будущих специалистов: Автореф. ... канд. психол. наук. М., 2004.

3. Гануйллова Ф.С. Формирование экологической компетентности будущих учителей начальных классов в условиях вуза: Автореф. ... канд. пед. наук. М., 2004.

4. Гельмеярова С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США: Автореф. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2002. С. 32.

5. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность. Становление, проблемы, перспективы: Учеб. пособие. М., 2008.

6. Кривощекова Н.В. Историография становления и развития педагогических научных школ // Педагогика: традиции и инновации: Материалы между -нар. заоч. науч. конф. / Под общ ред. Г. Д. Ахметовой. Челябинск, 2011.

7. Нелюбина Е.Г. Формирование экологической компетентности студентов педагогического вуза интегративно-проектным методом: Автореф. ... канд. пед. наук. Самара, 2005.

8. Папуткова Г.А. Компетентностно-ориентированное профессиональноэкологическое образование студентов в вузе: Автореф. . д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2008.

9. Петрухина И.В. Формирование экологической компетентности будущего

учителя физической культуры и безопасности жизнедеятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2006. и

10. Прокофьева О.О., Снопкова Е.И. Педагогика: Практикум по использованию методов и приемов технологии развития критического мышления. М., 2009.

11. Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования: Автореф. ... д-ра пед. наук. СПб., 2007.

12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательный стандарты. иКЬ: www.eidos.ru/nrws/compet (дата обращения: 29.08.2011).

технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.