Выпуск 3 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
научный интернет-журнал
УДК 331.104
Карлова Юлия Сергеевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ОАО «СКБ-банк» Операционный офис "Ростовский"
Россия, г. Ростов-на-Дону Ведущий специалист E-Mail: [email protected]
Содержательная сущность конкуренции на рынке труда
Аннотация. В статье приводится авторское уточнение содержательной сущности конкуренции на современном рынке труда. Автор отмечает, что сегодня, в условиях динамично меняющихся рыночных отношений, все более актуальным и значимым вопросом становится проблема конкурентных взаимоотношений и возможности укрепления конкурентных позиций. Без устойчивой позиции не представляется возможным вести рыночную деятельность достаточно эффективно и результативно. В работе исследуется вектор развития трудовых отношений, в результате чего констатируется факт ускорения процессов развития на рынке.
Ключевые слова: рынок труда, конкуренция, субъекты рыночных отношений, бизнесструктуры, устойчивые позиции, функционирование, эффективность, равновесие, спрос, предложение.
1
22EMN314
Выпуск 3 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
В современных условиях динамично меняющихся рыночных отношений все более актуальным и значимым вопросом становится проблема конкурентных взаимоотношений и возможности укрепления конкурентных позиций. Без устойчивой позиции не представляется возможным вести рыночную деятельность достаточно эффективно и результативно. Актуальность рассматриваемой темы объясняется тем, что рынок труда является системой общественных отношений, включающих равновесный баланс интересов и уровень развития между функционирующими на рынке субъектами: бизнес-структурами, государственными структурами и работниками.
Цель статьи состоит в научном уточнении содержательной сущности конкуренции на рынке труда.
Как отмечают многие исследователи, рынок труда как экономическое понятие долгое время понималось как явление, относящееся к капиталистическим странам, а безработица -как результат рыночных взаимодействий (на рынке труда), как результат некой борьбы между трудом и капиталом. Сфера труда является важнейшей областью социально-экономического развития жизни общества. Сфера содержит совокупность рабочей силы, а также ее использование на рынке труда, в конкретных производствах. Содержание понятия «конкуренция» применительно к рынку труда исследуют многие ученые1
Категория «конкуренция» на рынке труда - представляется как соперничество возможностей у различных участников рыночных взаимоотношений на предмет более выгодных условий купли и продажи услуг трудовой деятельности. Конкуренцию определяют также как «запускное устройство» механизма саморегулирования спроса и предложения в условиях рыночной связи партнеров трудовых отношений. Конкурентоспособность укрепляется при установлении научно обоснованных рыночных ориентиров2. И
действительно, конкуренцию можно признать борьбой между участниками на рынке труда, в результате которого образуется некий баланс предложения и спроса, когда цена трудовых услуг практически равна их стоимости. А услуга сегодня признается исследователями как рыночный продукт.3 Рассматривая некую отрасль, в рамках которой стоимость за труд увеличена, следовательно, рост конкуренции среди бизнес-структур обеспечивает рост предложения услуг на рынке труда, а это приводит к снижению цены до ее стоимости. Значимость этого элемента механизма саморегулирования рынка обсуждали классики. Так, неоклассик Ф. Хайек под конкуренцией понимал некую «обнадеживающую процедуру», процесс выявления происходящих регулярно изменений в системе индивидуальных предпочтений, поиска инновационных производственных процессов, инновационных продуктов, способ некоторого «прорыва в будущее», который связан с неким риском и непредсказуемыми результатами 4 . Как итог таких результатов, на практике - часто негативного проявления говорит не о разрушительном характере конкуренции как таковой, а о том, что процессы в экономике проясняются и определяются всегда в условиях изменений и неопределенности. Ф. Хайек отмечал: «Конкуренция представляет ценность только потому и только в той мере, в какой ее рузультаты непредсказуемы и в целом отличны от тех, на которые кто-либо рассчитывал или мог рассчитывать. Эффект конкуренции состоит в том, что
1 Барышникова А.А. О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНЦИЯ» НА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА В ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫх // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 1. С. 53-59; Петрищев М.В. КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА: ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Журнал экономической теории. 2010. № 4. С. 159-165.
2 Сергиенко Е.С. Рыночные ориентиры современных предприятий // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7-2. С. 113-116.
3 Сергиенко Е.С. Услуга как рыночный продукт в социально-экономическом пространстве // Практический маркетинг. 2013. № 9 (199). С. 15-20.
4 Хайек .Ф. Новые элементы в философии, экономике и истории учений. - Спб.: МИЭФ Спб. 2010.- с. 180-183.
2
22EMN314
Выпуск 3 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
некоторые ожидания и намерения не оправдываются»5. Конкуренция
сопровождается многими экономическими правилами. В качестве главных условий обозначают: «общая хозяйственная обособленность каждого участника отношений» или в полной мере свобода участников трудовых взаимоотношений в вопросах предложения и спроса рабочей силы6 . Борьба интересов различных субъектов рыночных отношений развивается по многим направлениям, а отношения «борьбы» вовлечены продавцы рабочей силы за лучшие условия предлагаемых трудовых услуг. Это профессионалы в своей области, работающие над повышением и своей конкурентной позиции. Их услуги нередко являются социально-важными. А, как известно, социальные услуги весьма значимы для каждого жителя общества в целом.7 Стоит сказать об еще одном направлении, по которому возникает предмет конкурентной борьбы, - это приобретатели трудовых услуг. Бизнес-структуры, выступающие в роли приобретателей, желают приобрести продукт (в нашем случае - продукт трудовой деятельности) как можно по более низкой цене, т.е. предоставить меньший объем заработной платы или обеспечить наименее выгодные для современного работника условия осуществления его труда. Выигрывает на рынке тот (ранее потенциальный работодатель), чье предложение соответствует большей цены, в сравнении с установленной на рынке. Жесткое соперничество среди конкурентов возникает в результате противостояние наемных работников и работодателей, находящихся (расположенных) в отношении уровня цен товара, рабочей силы, на разных позициях. Выигрывает тот субъект рыночных отношений, кто сумеет предложить противоположной стороне свои условия, получив положительный результат на это предложение. В итоге всех этих «соревновательных состязаний» в каждый данный момент и в конкретных условиях на рынке труда образуется некая общая цена, которая выражается в заработной плате на рабочую силу, обладающую одними и теми же качественными характеристиками.
Таким образом, конкуренция является той силой, которая уравновешивает и балансирует рыночную силу на рабочую цену. Эту конкуренцию называют ценовой. Определить ее можно так: ценовая конкуренция - это рыночная борьба, в основе которой лежит заработная плата. Кроме ценовой выделяют неценовой вид конкуренции, который характеризуется ситуацией, когда для продавцов имеет важность престижность рабочего места и благоприятные внутренние условия труда, а со стороны покупателей трудовых услуг - особые навыки работника, совокупность его профессиональных возможностей и индивидуально-личностных психологических качеств.
Несомненно, многие черты концепции рынка труда уже установились, но нередко они корректируются и дополняются в процессе научных обсуждений различными учеными. Острые проблемы в области занятости и рынка труда, на наш взгляд - это итог контроля над рыночными изменениями, гибкости субъектов рыночных отношений, их умение адаптироваться по меняющиеся запросы рынка. В будущем увеличение проблем безработицы неизбежно и в случае углубления рыночных изменений, хотя конкретные проявления, возможности и пути решения данных проблем в том и другом случае будут не одинаковыми. В первом случае может увеличиться безработица. В тоже время при усилении рыночных преобразований и формирования рынка труда, рыночные механизмы регулирования будут увеличивать свое воздействие на уровень занятости, приближая его к нормализированному. Во втором случае - крупный отказ от использования рыночных механизмов, государственное управление экономикой вместо ограниченного государственного регулирования.
5 Хайек Ф. Новые элементы в философии, экономике и истории учений. - Спб.: МИЭФ Спб. 2010. - с. 180
6 Пиндайк Р., Фишер С. Макроэкономика. - М.: Издательство МГУ: ИНФРА-М, 2011. - с. 265
7 Сергиенко Е.С. Концептуальная сущность социальных услуг: маркетинговая трактовка их значимости // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 5. С. 131-135.
3
22EMN314
Выпуск 3 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Спрос на труд это потребность работодателей в обеспечении занятости вакантных рабочих мест. Но оценки категорий, составляющих спрос, различны. Спрос на труд предъявляют работодатели, и он складывается из разновидностей вакансий и количества работников, не устраивающих работодателя, так же спрос на труд представляют работодатели, нанимающие работников. Поскольку наем рабочей силы уже произошел, то взаимодействия работодателя и работника переходят уже из рынка труда, в сферу использования рабочей силы, в сферу труда.
Спрос формируется как отношение необходимости экономики в рабочей силе и выражает потребность субъектов бизнес-сообщества в корнеты период времени, в результате сложившихся усилий, в привлечении рабочей силы. По периоду времени занятости можно выделить следующие составляющие спроса на рынке труда:
1. спрос на рабочую силу с кратковременной занятостью - до 1 месяца;
2. спрос на постоянную рабочую силу с частичной занятостью;
3. спрос на временную рабочую силу с неполной или полной занятостью;
4. спрос на постоянную рабочую силу с полной занятостью.
Спрос на труд характеризуется склонностью к достаточно частым изменениям под воздействием многих факторов, которые являются одним из основных вопросов в научном споре и предметом разногласий в экономических теориях. По классическим законам рынка, спрос на рабочую силу зависит от уровня заработной платы принятого работника: с ростом заработной платы спрос на трудовые услуги имеет тенденцию к падению, и наоборот. Так, согласно А. Пигу, «если нарушается «справедливый предел» заработной платы, увязываемый с созданием чистого продукта, создаваемого трудом (иначе говоря, если заработная плата повышается), то уменьшается вознаграждение других факторов производства, и для восстановления справедливости капиталист вынужден сократить предложение товаров (сократив заодно и часть рабочих), чтобы вызвать впоследствии повышение спроса»8.
Важность этого фактора отмечают и другие ученые, если в силу каких-либо причин внешних или внутренних условий, произошел ощутимый рост заработной платы, то в результате этого будет отмечен рост издержек, рост цены выпускаемой продукции и в дальнейшем, упадок спроса на нее, а, в итоге и сокращение спроса на труд. Сегодня в теории выделяют три группы трудоспособного населения, создающего предложение на рынке труда, это - высвобождаемое, незанятое и та часть занятых, которая потенциально желает изменить вид уже осуществляемой деятельности.
Следует отметить, что предложение трудовых услуг находится во взаимозависимости с изменениями заработной платы, на что сегодня указывают многие экономисты. Увеличение заработной платы на рынке труда привлекает и активизирует потенциальных работников, занятых в других областях экономики, и работников, которые ранее не были задействованы на рынке труда; предложение труда находится в прямой зависимости от величины заработной платы; предложение зависит от величины заработной платы, как правило продавцы на рынке труда стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы9. Эренберг, Смит указывают на такие факторы, как нестабильность заработной платы, воздействие профсоюзов, занятость в государственной экономике, законы о минимальной заработной плате. На взгляд П. Самуэльсона предложение труда определяется такими показателями, как: 10
1) численность населения;
8 Пигу А. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 2010. Т.1 - С. 58
9 Макконел К.Р,С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т, 14-е изд. 2010 г.Т.1- с. 268
10 Самуэльсон П. Экономикс М.:Прогресс. 2009. -с. 605
4
22EMN314
Выпуск 3 - 2014 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
2) Наличие самодеятельное населения;
3) среднее число часов, отработанных работниками за конкретный период;
4) квалификацией и, в конечном счете, качеством выполняемого труда.
Многие экономисты, в дополнение к вышеперечисленным, добавляют производительность труда, ситуацию в кредитной финансовой и налоговой системе, задачи профсоюзов, религиозные и культурные традиции; выбор людей в отношении способов использования доходов, не денежные аспекты труда; «демографические, а также связанные с образованием, профессиональной подготовкой факторы»11.
Как отмечает В.В. Лобанова в своем исследовании12: научное осмысление кадрового менеджмента как части менеджмента организации, разработка и внедрение технологий кадрового менеджмента будут способствовать созданию в российских организациях и на предприятиях эффективной системы кадрового менеджмента, что, несомненно, приведет к повышению эффективности их деятельности и росту конкурентоспособности. Стоит согласиться с данным утверждением, а также стоит согласиться и с тем ее утверждением, что обретение управлением человеческими ресурсами стратегического измерения делает кадровую политику более активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для традиционных моделей управления персоналом. Ответственность за реализацию более активной мировой политики возлагается также и на линейных менеджеров, руководителей структурных подразделений.
Исследуя вектор развития трудовых отношений следует констатировать факт ускорения процессов развития на рынке. Ужесточаются требования к потенциальным работникам, совершенствуется уровень подготовки специалистов, все большее количество профессионалов занимаются саморазвитием, вкладывают финансовые, временные, трудовые ресурсы в «себя», формируя и совершенствуя свои компетенции. На практике российские бизнес-структуры все чаще сегодня перенимают методы оценки персонала у западных компаний, которые отличаются более высоким уровнем требований к принимаемым на работу сотрудникам.
В итоге анализа мы можем сделать вывод о том, что в результате эффективного функционирования и уровня развития рынка труда реализуется процесс воспроизводства, объединяются все разнообразные интересы субъектов отношений. А возникающие проблемы и их преодоление субъектами, формирует новый уровень развития рыночных отношений отечественного рынка труда.
11 Кашепов. Рынок труда в России// Общество и экономика. 2010., №1. -с.22
12 Лобанова В.В. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, УЧИТЫВАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА // Система ценностей современного общества. 2011. № 21. С. 189-192.
5
22EMN314
Мир Науки Выпуск 3 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
1. Барышникова А.А. О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНЦИЯ» НА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА В ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫх // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 1. С. 53-59; Петрищев М.В. КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА: ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Журнал экономической теории. 2010. № 4. С. 159-165.
2. Сергиенко Е.С. Рыночные ориентиры современных предприятий // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7-2. С.113-116.
3. Сергиенко Е.С. Услуга как рыночный продукт в социально-экономическом пространстве // Практический маркетинг. 2013. № 9 (199). С. 15-20.
4. Хайек. Ф. Новые элементы в философии, экономике и истории учений. - Спб.: МИЭФ Спб. 2010.- с.180-183.
5. Пиндайк Р., Фишер С. Макроэкономика. - М.: Издательство МГУ: ИНФРА-М, 2011. - с. 265
6. Сергиенко Е.С. Концептуальная сущность социальных услуг: маркетинговая трактовка их значимости // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013.№ 5. С. 131-135.
7. Пигу А. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 2010. Т.1 - С. 58
8. Макконел К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т, 14-е изд. 2010. Т.1- с. 268
9. Самуэльсон П. Экономикс. М.: Прогресс. 2009. - с. 605
10. Кашепов А.В. Рынок труда в России // Общество и экономика. 2010., №1. -с.22
11. Лобанова В.В. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, УЧИТЫВАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА // Система ценностей современного общества. 2011. № 21. С. 189
6
22EMN314
Выпуск 3 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Yulia Karlova
Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian
Federation
OJSC SKB-Bank Operational office "Rostov"
Russia, Rostov-on-don E-Mail: [email protected]
Conceptual essence of competition on the labour market
Abstract. The article provides a scientific clarification of the substantive nature of the competition in today's job market. The author notes that in today's rapidly changing market relations, all the more urgent and important issue is the problem of competitive relations and ways to strengthen competitive positions. Without a stable position, it is not possible to conduct marketing activities effectively and efficiently. This paper investigates the vector of development of labor relations, resulting in the register the fact of accelerating the development of the market.
Keywords: the labour market, the competition, the subjects of market relations, business structure, stable position, the functioning, efficiency, equilibrium, demand, supply
7
22EMN314
Мир Науки Выпуск 3 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
REFERENCES
1. Baryshnikova A.A. O SODERZhANII PONYaTIYa «KONKURENTsIYa» NA INSTITUTsIONAL''NOM RYNKE TRUDA V ISSLEDOVANIYaKh ROSSIYSKIKh UChENYkh // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 1. S. 53-59; Petrishchev M.V. KONKURENTsIYa NA RYNKE TRUDA: POLITEKONOMIChESKIY ASPEKT // Zhurnal ekonomicheskoy teorii. 2010. № 4. S. 159-165.
2. Sergienko E.S. Rynochnye orientiry sovremennykh predpriyatiy // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2013. № 7-2. S. 113-116.
3. Sergienko E.S. Usluga kak rynochnyy produkt v sotsial'no-ekonomicheskom prostranstve // Prakticheskiy marketing. 2013. № 9 (199). S. 15-20.
4. Khayek. F. Novye elementy v filosofii, ekonomike i istorii ucheniy. - Spb.: MIEF Spb. 2010.- s.180-183.
5. Pindayk R., Fisher S. Makroekonomika. - M.: Izdatel'stvo MGU: INFRA-M, 2011. -s. 265
6. Sergienko E.S. Kontseptual'naya sushchnost' sotsial'nykh uslug: marketingovaya traktovka ikh znachimosti // Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2013. № 5. S. 131-135.
7. Pigu A. Ekonomicheskaya teoriya nesovershennoy konkurentsii. M.: Progress, 2010. T.1 - S. 58
8. Makkonel K.R. Ekonomiks: Printsipy, problemy i politika: V 2-kh t, 14-e izd. 2010. T.1- s. 268
9. Samuel'son P. Ekonomiks. M.: Progress. 2009. - s. 605
10. Kashepov A.V. Rynok truda v Rossii // Obshchestvo i ekonomika. 2010., №1. -s.22
11. Lobanova V.V. SOVREMENNYE MODELI I TEKhNOLOGII KADROVOGO MENEDZhMENTA, UChITYVAYuShchIE OSOBENNOSTI KONKURENTsII NA RYNKE TRUDA // Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva. 2011. № 21. S. 189
8
22EMN314