Научная статья на тему 'Содержание устава религиозной организации и контроль за уставной деятельностью'

Содержание устава религиозной организации и контроль за уставной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1359
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УСТАВ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ УСТАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барсукова Лина Ивановна

Цель: Исследование учредительного документа религиозной организации устава в целях определения его содержания. Методология: Использовались историко-правовой, социологический и формально-юридический методы. Результаты: В статье осуществлен анализ ряда правовых проблем, связанных с содержанием устава религиозной организации и осуществлением контроля за ее уставной деятельностью. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть содержание устава религиозных организаций в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents of the charter of the religious organization and control of authorized activity

Purpose: Research of the constituent document of the religious organization the charter for determination of its content. Methodology: Historical and legal, sociological and formallegal methods were used. Results: In article the analysis of a number of the legal problems connected with contents of the charter of the religious organization and control of their authorized activity is carried out. Novelty/originality/value: Article has the high scientific value as is one of the first attempts to consider contents of the charter of the religious organizations in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Содержание устава религиозной организации и контроль за уставной деятельностью»

Барсукова Л.И.

СОДЕРЖАНИЕ уСТАВА РЕЛИГИОЗНОй ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛь ЗА уСТАВНОй

деятельностью

Цель: Исследование учредительного документа религиозной организации - устава в целях определения его содержания.

Методология: Использовались историко-правовой, социологический и формально-юридический методы.

Результаты: В статье осуществлен анализ ряда правовых проблем, связанных с содержанием устава религиозной организации и осуществлением контроля за ее уставной деятельностью.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть содержание устава религиозных организаций в Российской Федерации.

Ключевые слова: религиозная организация, устав религиозной организации, контроль за соблюдением устава.

Barsukova L.I.

CONTENTS OF THE CHARTER OF THE RELIGIOuS ORGANIZATION AND CONTROL OF AuTHORIZED ACTIVITY

Purpose: Research of the constituent document of the religious organization - the charter for determination of its content.

Methodology: Historical and legal, sociological and formal- legal methods were used. Results: In article the analysis of a number of the legal problems connected with contents of the charter of the religious organization and control of their authorized activity is carried out.

Novelty/originality/value: Article has the high scientific value as is one of the first attempts to consider contents of the charter of the religious organizations in the Russian Federation.

Keywords: religious organization, charter of the religious organization, control of observance of the charter.

Жизнь российского общества с конца восьмидесятых годов прошлого столетия претерпевает коренные изменения, как в социально-экономической, так и в политической сферах, которые, естественно, не могут не затронуть и религиозные организации в нашей стране. Отражением этих изменений явилось принятие ряда нормативно-правовых актов, начиная с Закона СССР от 1 октября 1990 года № 1689-1 «О свободе совести и религиозных объединениях», впервые за долгое время закрепившего за религиозными организациями статус юридического лица.

Новый толчок развитию государственно-религиозных отношений придал Федеральный закон от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон о свободе совести), который закрепил, что религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение

богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Пункт 2 ст. 6 Закона о свободе совести определяет, что религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» внесены изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о свободе совести религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиоз-

евразийская -

> 3 (22) 2016 <

- адвокатура

ной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ религиозные организации отнесены к некоммерческим унитарным организациям. В соответствии со ст. 123.26 ГК РФ религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

По состоянию на 1 января 2015 г. В Российской Федерации зарегистрировано 27426 религиозных организаций. По состоянию на 1 января 2014 г. В Российской Федерации зарегистрировано 223218 некоммерческих организаций, из которых федеральному государственному надзору подлежат 195616 некоммерческих организаций, в том числе 26442 религиозные организации (11,9 %). По состоянию на 1 января 2013 г. В Российской Федерации зарегистрировано 219688 некоммерческих организаций, из которых подлежат федеральному государственному надзору 187960, в том числе 25541 религиозная организация (11,6 %) и 5 представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2012 г в Российской Федерации зарегистрировано 219152 некоммерческие организации, в том числе 24624 религиозных организации (11 %) и 5 представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации [1]. С каждым годом количество зарегистрированных религиозных организаций растет, и причины тому - социальные, гносеологические и психологические.

В соответствии со п. 2 ст. 8 Закона о свободе совести религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Некоторые авторы предлагают внести изменения в Закон о свободе совести, в частности М.А. Кула-

гин отмечает, что «официальные данные Росстата свидетельствуют, что большинство религиозных организаций в нашей стране принадлежит к конфессиям, имеющим не двух-, а трехуровневую (трехзвенную) структуру». По этой причине он предлагает ввести в закон понятия централизованной региональной и централизованной общероссийской религиозной организации [2, с. 14].

Пункт 3 ст. 8 Закона о свободе совести определяет, что местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

На основании анализа материалов правоприменительной практики можно проследить, где, в нарушение норм Закона о свободе совести, в уставе религиозной организации предусматривалось, что религиозная организация (централизованная) создана в близлежащих районах субъекта РФ.

Так, например, в своей жалобе местная религиозная организация Евангельских христиан-баптистов города Мытищи «Библейская миссия» оспаривает конституционность п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести, согласно которому местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение нарушает конституционные права членов такой организации, гарантированные статьями 19 (ч. II), 27 (ч. I), 28 и 30 (ч. I) Конституции Российской Федерации.

Из законоположений следует, что, как на момент создания, так и при последующей деятельности местной религиозной организации, не менее десяти ее членов-учредителей должны постоянно проживать в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. При этом по смыслу п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести во взаимосвязи с его ст. 6 одной местностью должна признаваться часть территории Российской Федерации, проживание в границах которой обеспечивает возможность совместного исповедания и распространения веры посредством совершения религиозных обрядов и церемоний.

Конституционный Суд Российской Федерации определил: признать жалобу местной религиозной организации Евангельских христиан-баптистов города Мытищи «Библейская миссия» не подлежащей дальнейшему рассмотрению в

заседании Конституционного Суда Российской Федерации [6].

Пункт 4 ст. 8 Закона о свободе совести определяет, что централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

А.Н. Садков в зависимости от функциональных качеств, обеспечивающих достижение целей, среди религиозных организаций выделяет следующие виды: местную религиозную организацию (религиозная община); монастырскую религиозную организацию (монастырь), централизованную религиозную организацию и религиозное учреждение. Местные и централизованные религиозные организации существуют в форме некоммерческого партнерства. Формой существования монастыря является автономная некоммерческая организация. Религиозные учреждения существуют в форме финансируемого собственником учреждения [7].

Пункт 2 ст. 123.27 ГК РФ определяет, что учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о свободе совести религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

Устав религиозной организации должен содержать сведения: о ее виде; наименовании и месте нахождения; предмете и целях ее деятельности; составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений; об источниках образования ее имущества; о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации; а также иные сведения, предусмотренные Законом о свободе совести.

Пункт 2 ст. 10 Закона о свободе совести определяет, что в уставе религиозной организации указывается:

- наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

- цели, задачи и основные формы деятельности;

- порядок создания и прекращения деятельности;

- структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

- источники образования денежных средств и иного имущества организации;

- порядок внесения изменений и дополнений в устав;

- порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

- другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

На основе анализа материалов правоприменительной практики установлено, что заявление о ликвидации религиозной организации удовлетворяется, когда некоторые положения устава организации не отвечают требованиям российского законодательства, а именно: в уставе не отражена структура организации, не определена компетенция совета организации как исполнительного органа.

Так, Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации религиозной организации Высшее Духовное Управление Даосской Церкви Возрожденной Драгоценности, ссылаясь на то, что деятельность организации осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями законодательства Российской Федерации.

В суде представитель Минюста России Ф.О.В. поддержала заявленные требования и пояснила, что, будучи централизованной религиозной организацией, Высшее Духовное Управление Даосской Церкви Возрожденной Драгоценности не имеет в своей структуре ни одной зарегистрированной местной религиозной организации. Минюст России направил организации уведомление о проведении проверки с требованием представить необходимые документы. Однако организация не представила документы на проверку. По результатам документарной проверки в деятельности организации выявлены грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства, которые, несмотря на предупреждения, не устранены [8].

Подобные споры, когда религиозная организация допускает неоднократные и грубые нарушения российского законодательства, допущенные нарушения носят систематический характер и являются существенными, в связи с чем, в силу п. 1 ст. 14 Закона о свободе совести, имеются правовые основания для ее ликвидации [9, 5], являются многочисленными. Так, на основе рассмотрения статистических данных выявлено, что

евразийская -

> 3 (22) 2016 <

- адвокатура

в 2013 году Минюстом России и его территориальными органами проведено 1355 проверок деятельности религиозных организаций, что на 0,8 % меньше, чем в 2012 г. В отношении религиозных организаций и их должностных лиц в 2013 году составлено 329 протоколов об административных правонарушениях, в суды направлено 114 исковых заявлений о ликвидации религиозных организаций в связи с выявленными нарушениями законодательства и 86 - в связи с прекращением уставной деятельности. В отношении религиозных организаций и их должностных лиц в 2012 году составлено 327 протоколов об административных правонарушениях, в суды направлено 56 исковых заявлений о ликвидации религиозных организаций в связи с выявленными нарушениями законодательства и 53 - в связи с прекращением уставной деятельности. В отношении религиозных организаций и их должностных лиц в 2011 году составлено 316 протоколов об административных правонарушениях (в 2010 - 380), в суды направлено 56 исковых заявлений о ликвидации религиозных организаций в связи с выявленными нарушениями законодательства и 95 - в связи с прекращением уставной деятельности [4].

Согласно п. 2 ст. 25 Закона о свободе совести орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

В соответствии с Письмом Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. «О применении законодательства о религиозных объединениях» (вместе с «Методическими рекомендациями по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций», «Методическими рекомендациями о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») [3] контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей ее деятельности подразумевает проверку со стороны регистрирующего органа соответствия фактической деятельности религиозной организации заявленным в ее уставе целям и задачам.

При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности регистрирующим органам следует обращать особое внимание на соблюдение уставных положений, касающихся структуры и управления религиозной организации, деятельности ее руководящих органов, правомочности принимаемых решений и иных положений, не относящихся к внутренним (ка-

ноническим) установлениям религиозной организации; соблюдение установленного порядка и процедуры внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации религиозной организации и иных действий, имеющих правовые последствия; своевременное информирование религиозной организацией регистрирующего органа об изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; своевременное представление религиозной организацией ежегодной информации о продолжении ее деятельности в установленном Законом объеме.

По результатам контроля за деятельностью религиозных организаций Минюст РФ (территориальные органы) вправе:

- выносить письменные предупреждения (представления) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

- принимать решения о приостановлении деятельности;

- обращаться в суд с заявлениями о ликвидации религиозных организаций;

- обращаться в суд с заявлениями о признании религиозных организаций прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Религиозная организация - организационно-правовая форма «вовлечения» граждан или иных лиц для совместного исповедания и распространения веры, зарегистрированная в установленном законом порядке. Порядок такого «вовлечения» и правовой статус религиозной организации определяют локальные нормативные акты, в первую очередь ее устав. Структура устава определяется, исходя из закона, устанавливающего требования к уставу религиозной организации [1].

Пристатейный библиографический список

1. Барсукова АИ. Гражданско-правовая характеристика учредительных документов: монография / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Долинской. Петропавловск-Камчатский: КамГУ имени Витуса Беринга, 2014.

2. Кулагин М.А. Вещные права религиозных организаций: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 14.

3. О применении законодательства о религиозных объединениях (вместе с «Методическими рекомендациями по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций», «Методическими рекомендациями о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»): Письмо Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. // Бюллетень Минюста РФ. 1998. № 7.

4. Об осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора): доклады за 2012, 2013, 2014 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minjust.ru.

5. Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу № АПГ13-5 от 29 мая 2013 г.

6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 г. № 115-О-О «По жалобе местной религиозной организации Евангельских христиан-баптистов города Мытищи «Библейская миссия» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

7. Садков А.Н. Религиозные организации как субъекты гражданского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2014.

8. Решение Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ13-164 от 27 марта 2013 г.

9. Решение Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ13-158 от 22 марта 2013 г.

References (transliterated)

1. Barsukova L.I. Grazhdansko-pravovaja harakteris-tika uchreditel'nyh dokumentov: monografija / pod red. d-ra jurid. nauk, prof. V.V. Dolinskoj. Petropavlovsk-Kam-chatskij: KamGU imeni Vitusa Beringa, 2014.

2. Kulagin M.A. Veshhnye prava religioznyh organizad]: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2013. S. 14.

3. O primenenii zakonodatel'stva o religioznyh ob#e-dinenijah (vmeste s «Metodicheskimi rekomendacijami po osushhestvleniju organami justidii kontrol'nyh funkdij v otnoshenii religioznyh organizad]», «Metodicheskimi rekomendacijami o primenenii organami justicii nekotoryh polozhenij Federal'nogo zakona «O svobode sovesti i o religioznyh ob#edinenijah»): Pis'mo Minjusta RF ot 24 dek-abrja 1997 g. // Bjulleten' Minjusta RF. 1998. № 7.

4. Ob osushhestvlenii Ministerstvom justicii Rossijskoj Federacii gosudarstvennogo kontrolja (nadzora) v sfere de-jatel'nosti nekommercheskih organizacij i ob jeffektivnosti takogo kontrolja (nadzora): doklady za 2012, 2013, 2014 gg. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.minjust.ru.

5. Opredelenie Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii po delu № APG13-5 ot 29 maja 2013 g.

6. Opredelenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 25 janvarja 2012 g. № 115-O-O «Po zhalobe mest-noj religioznoj organizacii Evangel'skih hristian-baptistov goroda Mytishhi «Biblejskaja missija» na narushenie kon-stitucionnyh prav i svobod punktom 3 stat'i 8 Federal'nogo zakona «O svobode sovesti i o religioznyh ob#edinenijah».

7. Sadkov A.N. Religioznye organizacii kak sub#ekty grazhdanskogo prava: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Volgograd, 2014.

8. Reshenie Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii po delu № AKPI13-164 ot 27 marta 2013 g.

9. Reshenie Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii po delu № AKPI13-158 ot 22 marta 2013 g.

EÜRASIANILEGALIPORTAL

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Наш портал состоит из следующих разделов:

а Законопроекты а Принятые законы а Судебная практика а Пресс-релизы а Юридические статьи а Юридические вузы а Юридическая школа в лицах а Новости а Наши партнеры а Институт законодательства а Бесплатная юридическая консультация

www.eurasialegal.info

Целями проекта являются:

1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.

2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).

Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.