Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 372.4
Содержание требований к личностным результатам обучающихся начальной школы в Российской Федерации и Монголии
А. И. Улзытуева, С. А. Базарова
Забайкальский государственный университет, г. Чита
Аннотация. Введение. В статье авторы актуализируют проблему оценки качества образования в мире, в частности в России и Монголии. Обосновано обращение к работам учёных, исследующих компаративистский, системный подходы.
Материалы и методы. Рассмотрены нормативный, содержательный и организационный компоненты оценки качества образования в России и Монголии, выполнен сравнительный анализ требований к личностным результатам младших школьников в этих странах. Представлены планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в России и анализ этапов модернизации начального образования в Монголии.
Результаты исследования. Как в России, так и в Монголии основополагающей целью начальной школы является становление личности младшего школьника, освоение им умения учиться, его духовно-нравственное развитие. Важной задачей начальной школы обоих государств является формирование у младших школьников структурных компонентов учебной деятельности и универсальных учебных действий, а также сохранение национальной культуры.
Заключение. Резюмируя тенденции модернизации содержания образования в начальной школе Российской Федерации и Монголии, авторы отмечают, что изменения в структурировании содержания начального общего образования связаны со способами организации его усвоения и ориентацией на конечные результаты.
Ключевые
слова: начальное общее образование, личностные результаты обуча-
ющихся, начальное образование в Монголии, управление качеством образования.
Для
цитирования: Улзытуева А. И., Базарова С. А. Содержание требований к личностным результатам обучающихся начальной школы в Российской Федерации и Монголии // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С.525-535. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-525-535
Дата поступления статьи в редакцию: 20 июля 2020 г.
Введение
Перемены в политическом и социально-экономическом развитии России в 21 веке диктуют свои требования к начальному общему образованию. Вследствие происходящих перемен усиливается потребность в определении содержания требований к личностным результатам обучающихся начальной школы. Особым потенциалом для расширения представлений об обучении в начальной школе в России и за рубежом обладает сравнительно-педагогическое исследование.
В настоящее время во всем мире, в частности в России и Монголии, многие учёные, педагоги занимаются проблемой повышения качества образования и разрабатывают разные подходы к оценке личностных результатов обучающихся. Изучение теоретико-практических вопросов повышения качества начального общего образования в России и за рубежом способствует определению оптимальных путей решения обозначенной проблемы.
Целью данной статьи является проведение сравнительного исследования содержания требований к личностным результатам обучающихся в нормативных документах России и Монголии.
Обзор литературы
В рамках изучаемой проблемы целесообразно обращение к исследованиям, выполненным в русле компаративистского подхода. Сопоставление текущего состояния, особенностей и перспектив развития теории и практики педагогического образования в мировом сообществе, сравнение их закономерностей, национальной специфики, особенностей региона позволяют выявить пути и варианты развития национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта.
Сравнение систем образования встречается в работах таких педагогов, как Я. А. Коменский, И. Г. Гарднер, И. П. Бринкман, Э. А. Эверс, И. Ниф, Д. Грисом. Среди российских учёных, посвятивших свои исследования анализу зарубежного опыта, можно выделить П. А. Капниста, П. Г. Мижуева, П. Ф. Каптерева, М. А. Поспелова. Анализ данных работ подтверждает, что система сравнительных исследований активно развивается. Изучается опыт организации образовательного процесса в начальных школах Российской Федерации, Германии, Франции, Финляндии и других европейских стран. Однако отечественные компаративисты не уделяют достаточного внимания изучению опыта начального общего образования в странах-соседях, граничащих с Россией. Так, в качестве сравнительного субъекта государства в контексте исследования определена Монгольская Народная Республика (МНР).
При управлении качеством образования важную роль играет системный методологический подход. При данном подходе исследователи по-разному трактуют понятие «управление качеством образования». Н. А. Селезнева рассматривает управление качеством образования как планомерное воздействие на процессы становления, обеспечения и поддержания развития образова-
тельной организации через реализацию жизненных циклов, получение обратной связи через оценку и контроль [14; 16].
Управление качеством образования, по мнению В. П. Панасюк, - целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на процесс образования в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам [13, с. 16]. Исследователь обращает внимание на актуальность объединения научных, организационных, методических, управленческих, кадровых ресурсов образовательной организации для совместной деятельности по установлению соответствия между функционированием образования и его результатами.
Н. Ф. Ефремова, Т. И. Шамова определяют качество управления образованием совокупностью таких элементов, как качество ресурсов, технологий, потенциалов, результатов [20]. При этом нужно отметить, что основными ресурсами образования являются кадры, научная литература, содержание, оборудование, компьютерное оснащение.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что технология управления качеством образовательного процесса предполагает оценку целевого, организационного, стимулирующего, нормативного, содержательного, критериального и информационного компонентов. Учёт перечисленных компонентов способствует определению текущего состояния образовательного процесса.
Материалы и методы
В рамках нашего исследования рассмотрим нормативный, содержательный и организационный компоненты оценки качества образования в Российской Федерации и Монголии, а также проведём сравнительный анализ требований к личностным результатам обучающихся младших классов в этих странах.
К основным нормативным документам, обеспечивающим качество начального общего образования в России, относятся Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности, таких как овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни [19, с. 90].
Основные положения результатов начального общего образования согласно ФГОС НОО отражены в таблице.
Таблица
Образовательные результаты обучающихся начальных классов
по ФГОС НОО
Table
The educational outcomes of students of primary classes according to the FSES PGE
Предметные Метапредметные Личностные
- усвоенный школьниками во время учебного процесса опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания,его преобразованию и применению; освоенные обучающимися познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия - готовность и способность младших школьников к саморазвитию; - сформированность мотивации к учению и познанию;
- система - ценностно-смысловые
основополагающих установки младшеклассников,
элементов научного в которых проявляются их
знания, лежащая в основе индивидуально-личностные
современной научной позиции, социальные
картины мира компетентности, личностные
качества;
- сформированность основ
гражданской идентичности
В качестве личностных результатов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования можно рассматривать личностные универсальные учебные действия [18, с. 68] трёх блоков:
- самоопределение - предполагает формирование внутренней позиции школьника, т. е. принятие и освоение новой социальной роли ученика, становление основ российской гражданской идентичности личности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, понимать сильные и слабые стороны своей личности;
- смыслообразование - направлено на поиск и установление личностного смысла, т. е. «значения для себя»; определения границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва;
- ценностная и морально-этическая ориентация основана на знании основных моральных норм и на выполнении этих норм при условии понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации, а также развитие этических чувств [18].
Кроме того, к личностным результатам относятся:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) содержит комплекс требований, обеспечивающих получение высоких личностных результатов во время реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) [18]. В процессе обучения в начальной школе необходимо:
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические ценности и потребности; установку на безопасный, здоровый образ жизни, работу и её результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
- обеспечить овладениеначальныминавыкамиадаптации в динамичноизменяющемся и развивающемся мире; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развивать тягу к учебной деятельности, самостоятельность и чувство личной ответственности, в том числе в информационной деятельности; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение предотвращать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций [18].
Указанные личностные результаты отражены во всех образовательных программах начального общего образования. В учебниках по всем предметам начальной школы представлены задания для формирования личностных результатов обучающихся. По мнению А. Г. Асмолова, личностные результаты можно формировать на любом предметном содержании [11]. Таким образом, системой образования Российской Федерации созданы все условия для формирования личностных результатов обучения в начальной школе. Гарантом соблюдения этих условий являются ФГОС НОО; ООП НОО; учебники, входящие в перечень, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации.
Прежде чем обратиться к рассмотрению требований к личностным результатам обучающихся младших классов в школах Монголии, на наш взгляд, следует подробно рассмотреть этапы модернизации начального образования в данном государстве.
Начальная школа - неотъемлемая часть образовательной системы Монголии ввиду наличия в стране социальной, экономической, демографической проблем, среди которых можно выделить разный уровень подготовленности детей к поступлению в школу, отдалённость районов, большой отсев детей на конечном этапе начального образования. Для решения обозначенных проблем правительство Монголии в последние годы больше внимания обращает на управление качеством образования, стимулирует разработку инновационных образовательных программ и реализацию их в практической работе образовательных организаций. Данные направления нашли отражение в Законе об образовании Монголии. В ст. 46.1. 2. Закона об образовании Монголии указано, что «Родители / попечители имеют право вносить предложения и пожелания в отношении деятельности школы и учителя» [6]. Кроме того, в статье 9.2. Закона о начальном и среднем образовании Монголии закреплено понятие «независимой оценки качества образования», а в статье 19.7. прописано, что при школе могут функционировать ученические и родительские организации [7].
Вместе с тем учёные и практики отмечают, что процессы обновления программ обучения и подготовки учителей начального общего образования в Монголии значительно отстают от российских. Сегодня в Монголии обеспеченность учителями начальной школы составляет 95,7 %, однако качество преподавания, по мнению экспертов, требует улучшения, потому что в начальной школе не всегда работают учителя со специализированным образованием. В исследовании, проводимом Министерством образования Монголии в 2009-2019 учебных годах, представлено, что из всех студентов Монголии около 12,8 % обучались в педвузах на бакалавриате и в магистратуре.
Методологические и методические аспекты педагогического образования в Монголии разрабатываются в трудах С. Санжмятава, Ц. Оюуна, С. Соёлжина и др. В учебный план обучения по специальности «Учитель начального образования» квалификационного уровня «бакалавр» входят следующие дисциплины: гуманитарная направленность («Социология», «Иностранный язык»); специальные предметы («Психология развития ребёнка», «Педагогика», «Дефектология», «Дидактика»); специализированные предметы («Лингвистика», «Литература», «Математика», «Человек - природа», «Человек - общество», «Музыка», «Физкультура», «Информатика»). В системе педагогической подготовки учителя начального общего образования в Монголии следует отметить, что общая стратегия профессиональной
подготовки была полностью заимствована из советской школы и до последних лет практически дублировала её. Многие специалисты педагогического профиля получали образование в Советском Союзе. На современном этапе профессиональная подготовка педагога начального образования аккумулирует различные системы мирового образовательного пространства, которые адаптированы к потребностям начальной школы Монголии.
Начальная школа Монголии представлена базовым уровнем (с первого по третий классы) и основным уровнем (с четвёртого по пятый классы), соответственно, для оценки освоения содержания базового и основного уровней в нормативных документах представлены разные критерии. Учебная успешность детей определяется не суммой предметных знаний, а уровнем развития определённых компетенций, с формировавшихся в ходе обучения у младших школьников, наряду с ними оцениваются общие и предметные компетенции.
Теоретические идеи концепции развития начального общего образования Монголии учитывают такие этнические особенности развития и организации начальной школы и социокультурной среды, как включение обучающихся в традиционные виды деятельности монгольского народа; в зависимости от места проживания использование характерных для сельской и городской школы ресурсов и средств обучения обучающегося, формирование бережного отношения к родной природе и её богатствам, гражданское воспитание, приобщение к традициям и ценностям национальной культуры [3].
С 2013-2014 гг. образовательные и личностные результаты младшеклассников в Монголии оцениваются по новым требованиям. Разработчики системы оценки образовательных результатов обучающихся начальных классов опирались на личностно-ориентированный подход, что, по их мнению, даёт возможность выявить динамику развития детей. В качестве инструмента оценки образовательных результатов младшего школьника введено портфолио, в котором должны быть представлены детские практические работы, а также документы, свидетельствующие о сформированности знаний, умений и навыков детей. Таким образом, портфолио должно демонстрировать результаты обучения и достижения ребёнка в начальной школе. Результаты исследования свидетельствуют о том, что оценке личностных результатов в Монголии уделяется большое внимание.
Существуют требования и к личностным результатам младших школьников, среди которых:
- формирование уважения к национальной культуре и традициям, родному языку, любви к своей Родине посредством приобщения к произведениям фольклора, живописи, музыки, ознакомления с национальными ремеслами;
- стремление к защите окружающей среды;
- повышение мотивации к учёбе, к овладению способами умственной деятельности, обработки и анализа информации;
- развитие потребности к самосовершенствованию, раскрытию своих способностей, интересов; формирование культуры здорового образа жизни, овладение правилами речевого поведения и культуры общения [4].
Результаты исследования
Сравнение требований к личностным результатам обучающихся начальной школы в Российской Федерации и Монголии позволяет сделать вывод, что в обеих странах развитию начального образования уделяется большое внимание. Формирование личности младшего школьника, освоение им умения учиться, его духовно-нравственное развитие являются основополагающей целью начальной школы как в России, так и в Монголии, поскольку начальный уровень образования - это фундамент для дальнейшей самореализации человека. Важной задачей начальной школы обоих
государств является формирование у младших школьников структурных компонентов учебной деятельности и универсальных учебных действий. В приоритете обеих стран сохранение национальной культуры, что выражается в сохранении желания общаться на родном языке, что выражается в развитии коммуникативных умений в образовательной и внеучебной деятельности [3].
В России и Монголии существует ряд государственных документов, регламентирующих содержание, результаты и условия образования. В нормативных документах двух стран представлены планируемые результаты освоения основной образовательной программы начальной школы, первое из которых занимают - личностные. Закономерным является тождественность требованиям к образовательным результатам по предметным областям, основных образовательных программ обеих стран. Требования к личностным и метапредметным результатам основной образовательной программы России нашли своё отражение в различных формулировках основной программы начальной школы Монголии. Личностные результаты младших школьников, по мнению монгольских исследователей, отражены в различных аспектах предметных областей и лежат в таких проблемных полях, как мышление, общение, решение возникающих проблем, способность к самообучению, работа с информацией, навыки гигиены, отношение к природе [4].
Анализ нормативных документов, основных образовательных программ, трудов современных исследователей в области начального общего образования показал, что акцент в содержании начального образования двух стран делается на метапредметности, развитии универсальных учебных действий: умении планировать и контролировать свою деятельность, способности к эффективной организации сотрудничества в группе, развитии информационной компетентности и компьютерной грамотности школьников и др.
В Монголии, в отличие от России, воспитательные задачи обозначены более узко, внимание в основном акцентируется на следующих направлениях воспитательной работы: развитие этических, коммуникативных навыков и правил поведения в обществе, воспитание уважения к национальной культуре и традициям монгольского народа, обучение родному языку, языкам и культуре народов мира.
Таким образом, выявление общего и особенного в системе начального общего образования в России и Монголии позволило определить реперные точки оптимизации требований к личностным результатам обучающихся начальной школы в этих странах. Любое взаимодействие всегда приводит к прогрессу, поэтому странам всегда нужно следить за тем, что происходит в других государствах, проводить анализ, исследовать и брать на вооружение прогрессивный опыт. Данная позиция нашла отражение в нашем исследовании.
Заключение
В настоящее время можно говорить об общем информационном образовательном пространстве, в котором происходят процессы обогащения культур, взаимовлияния педагогических технологий, взаимодействие учёных, педагогов-практиков, что положительно сказывается на развитии начального общего образования разных стран. Названные процессы в полной мере относятся к начальному общему образованию России и Монголии.
Резюмируя тенденции модернизации содержания образования в начальной школе Российской Федерации и Монголии, а также требования к личностным результатам обучающихся, отражённые в государственных документах данных стран, следует отметить, что помимо предметных и метапредметных особое внимание также уделяется личностным образовательным результатам обучающихся.
Заявленный вклад авторов
Улзытуева А. И.: научное руководство, идея статьи, проведение критического анализа теоретических и эмпирических материалов, подготовка и оформление текста статьи, введения и заключения, подготовка к публикации.
Базарова С. А.: сбор и анализ материалов, представленных в отечественных и зарубежных публикациях.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы
1. Аванесов B. C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля : дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.01. М., 1994. 339 с.
2. Бабанский Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах) ; пер. Д. Орозалиев. Фрунзе : Мектеп, 1984. 224 с.
3. Бариушанов Н. Этапы реформирования начальной школы Монголии // Наука и школа. 2017. № 2. С. 156-162.
4. Бариушанов Н. Сравнительный анализ модернизации содержания начального образования в России и Монголии в конце XX - начале XXI века : дис. ... канд.. пед. наук
: 13.00.01. М., 2017. 186 с.
5. Богуславский М. Моделирование процесса развития отечественной педагогики ХХ века // 1сторико-педагопчний альманах. 2009. Випуск 1. С. 4-14.
6. Боловсролтой холбогдох тогтоол, тушаал, дурэм, журмын эмхтгэл. III (Сборник правил, приказов и постановлений об образовании, Вып. III). - Улаанбаатар : Гэгээр-лийн яам, 1997. 232 р.
7. Будаева Т.Ч., Намсараев С.Д. Об особенностях дошкольного и общего образования Монголии // БГЖ. 2017. - №4 (21). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ob-osobennostyah-doshkolnogo-i-obschego-obrazovaniya-mongolii (дата обращения: 24.11.2020).
8. Бэхбаатар Батсайхан. Теория и практика становления и развития педагогического образования в Монголии в XX веке : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 2004. 22 с.
9. Вохминова Л. В., Савченко А. П. Проблемы качества начального образования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 148-156.
10. Греченко Е. Ю. Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония» // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб. : Реноме, 2012. С. 67-70.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. М. : Просвещение, 2008. 151 с.
12. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон М. : Проспект, 2019. 192 с.
13. Оюунтуяа Д., Бэгз Н. Роль проблемно-ориентированных информационно-вычислительных систем для развития национальных образовательных систем и национальных научных школ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: информатизация образования. 2017. Т. 14. № 1. С. 100-107.
14. Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством
образовательного процесса : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. СПб., 1998. 49 с.
15. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-докл. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 95 с.
16. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2013. 576 с.
17. Субетто А. И. Квалиметрия: малая энциклопедия. Вып. 1. СПб. : ИПЦ СЗИУ -фил. РАНХиГС, 2015. 244 с.
18. Супрунова Л. Л., Свиридченко Ю. С. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Л. Л. Супруновой. М. : Академия, 2013. 240 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 12.07.2020).
20. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М. : Академия, 2007. 382 с.
References
1. Avanesov V.S Metodologicheskie i teoreticheskie osnovy testovogo pedagogichesk-ogo kontrolya: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.01 [Methodological and theoretical foundations of test pedagogical control: dis ... Ph.D. Ped.sciences: 13.00.01]. M., 1994. 339 p. (in Russian).
2. Babansky Yu.K., Potashnik M.M. Optimizatsiya pedagogicheskogo protsessa: (V voprosakh i otvetakh) [Optimization of the pedagogical process: (In questions and answers)] per. D. Orozaliev. Frunze : Mektep, 1984. 224 p. (in Russian).
3. Bariushanov Nomin. Etapy reformirovaniya nachal'noi shkoly Mongolii [Stages of reforming primary school in Mongolia] Nauka i shkola [Science and School]. 2017. №2. pp. 156-162 (in Russian).
4. Bariushanov Nomin. Sravnitel'nyi analiz modernizatsii soderzhaniya nachal'nogo obrazovaniya v Rossii i Mongolii v kontse XX - nachale XXI veka: dis. ... kand.. ped. nauk: 13.00.01 [Comparative analysis of the modernization of the content of primary education in Russia and Mongolia in the late XX - early XXI century: dissertation ... Ph.D. Ped. Sciences: 13.00.01]. M, 2017. 186 p. (in Russian).
5. Boguslavsky M. Modelirovanie protsessa razvitiya otechestvennoi pedagogiki XX veka [Modeling the process of the twentieth century domestic pedagogy development] Istoriko-pedagogichnii al'manakh [Historical and pedagogical almanac]. 2009. Issue 1. pp. 4-14 (in Russian).
6. Bolovsroltoi kholbogdokh togtool, tushaal, durem, zhurmyn emkhtgel. III [Collection of rules, orders and regulations on education, Issue III]. Ulaanbaatar: Gegeerliin yaam, 1997. 232 p. (in Mongolian).
7. Budaeva T.Ch., Namsaraev S.D. Ob osobennostyakh doshkol'nogo i obshchego obrazovaniya Mongolii [On the features of preschool and general education in Mongolia] BGZh. 2017. № 4 (21) [Elektronnyi resurs] [Electronic resource] URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ob-osobennostyah-doshkolnogo-i-obschego-obrazovaniya-mongolii (date of access: 24.11.2020) (in Russian).
8. Behbaatar Batsaykhan. Teoriya i praktika stanovleniya i razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Mongolii v XX veke : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Theory and practice of the formation and development of teacher education in Mongolia in the XX century: abstract of thesis. ... Ph.D. Ped. Sciences: 13.00.01]. M., 2004. 22 p. (in Russian).
9. Vokhminova L.V., Savchenko A.P. Problemy kachestva nachal'nogo obrazovaniya [Problems of the primary education quality] Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'no-
go universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences]. 2014. № 5. pp. 148-156 (in Russian).
10. Grechenko E.Yu. Formirovanie lichnostnykh rezul'tatov shkol'nikov v protsesse prepodavaniya russkogo yazyka po programme «Garmoniya» [Formation of schoolchildren personal results in the process of teaching the Russian language under the program «Harmony»] Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire : materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, noyabr' 2012 g.) [Theory and practice of education in the modern world: materials of the II Intern. scientific conference (St. Petersburg, November 2012)]. St. Petersburg: Renome, 2012. pp. 67-70 (in Russian).
11. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deistviya v nachal'noi shkole: ot deistvi-ya k mysli: posobie dlya uchitelya [How to design universal educational actions in elementary school: from action to thought: a guide for teachers] / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya and others. M.: Prosveshchenie, 2008. 151 p. (in Russian).
12. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii. Federal'nyi zakon [Federal Law "On Education in the Russian Federation"]. M.: Prospect, 2019. 192 p. (in Russian).
13. Oyuuntuyaa D., Bags N. Rol' problemno-orientirovannykh informatsionno-vychis-litel'nykh sistem dlya razvitiya natsional'nykh obrazovatel'nykh sistem i natsional'nykh nauchnykh shkol [The role of problem-oriented information and computing systems for the national educational systems and national scientific schools development] Vestnik Rossiis-kogo universiteta druzhby narodov. Seriya: informatizatsiya obrazovaniya [Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. Series: informatization of education]. 2017. Volume 14. No. 1. pp.100-107 (in Russian).
14. Panasyuk Vp. Pedagogicheskaya sistema vnutrishkol'nogo upravleniya kachest-vom obrazovatel'nogo protsessa : avtoref. dis. ... d-ra peda. nauk: 13.00.01 [Pedagogical system of intra-school quality management of the educational process: abstract of thesis. ... Doctor of Ped. Sciences: 13.00.01]. St. Petersburg, 1998. 49 p. (in Russian).
15. Selezneva N.A. Kachestvo vysshego obrazovaniya kak ob"ekt sistemnogo issle-dovaniya: lektsiya-dokl [The quality of higher education as an object of systemic research: lecture-report]. M.: Issled. tsentr problem kachestva podgot. spetsialistov, 2004. 95 p. (in Russian).
16. Slastenin V.A.. Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Textbook. manual for stud.of ped. Institutions]. M.: Akademi-ya, 2013. 576 p. (in Russian).
17. Subetto A.I. Kvalimetriya: malaya entsiklopediya. Vyp. 1. [Qualimetry: small encyclopedia. Issue. 1]. SPb. : IPTs SZIU - fil. RANKhiGS, 2015. 244 p. (in Russian).
18. Suprunova L.L., Sviridchenko Yu. S. Polikul'turnoe obrazovanie: uchebnik dlya stud. uchrezhdenii vyssh. prof. obrazovaniya [Multicultural education: a textbook for institutions of higher. prof. education students] / ed. by Suprunova L.L. M.: Akademiya, 2013. 240 p. (in Russian).
19. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyi resurs] [Federal state educational standard of primary general education [Electronic resource]] - Access mode: https://base.garant.ru/197127/53f89421bb-daf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (date of access: 12.07.2020) (in Russian).
20. Shamova T.I.. Davydenko T.M., Shibanova G.N. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami [Management of educational systems]. M .: Akademiya. 382 p. (in Russian).
Requirements to Personal Results of Elementary School Students in Russia and Mongolia
Alexandra I. Ulzytuyeva, Svetlana A Bazarova
Transbaikal State University, Chita
Abstract. Introduction. The paper actualizes the problem of assessing the quality of the world's education with a focus on Russia and Mongolia. The use of the works by the scientists studying the comparative and systemic approaches is substantiated.
Methods and materials. This research addresses normative, conceptual, and organizational components of education quality assessment in Russia and Mongolia. It relies on a comparison of requirements for personal achievements in elementary school students in these countries. The paper presents planned results in mastering the basic educational program of elementary general education in Russia and analysis of stages of elementary education modernization in Mongolia.
Research results. An ultimate goal of elementary school, both in Russia and in Mongolia, is the formation of the personality of younger students, their mastery of the ability to learn, and spiritual and moral development. A crucial objective of elementary schools in both states is to build structural components of educational activities and universal educational actions in younger schoolchildren, and preserve the national culture.
Conclusion. An analysis of trends in the modernization of education content in elementary schools in the Russian Federation and Mongolia indicates that the changes in the structure of the content of elementary general education are associated with the ways of organizing its assimilation and the focus on the final results.
Keywords: elementary general education, personal results of students, primary education in Mongolia.
Александра Ивановна Улзытуева
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования
ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-0998-0327
Забайкальский государственный университет
672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30
тел.: +7 (3022) 416444 e-mail: alendra29@mail.ru
Светлана Анатольевна Базарова
магистрант
ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-5557-339X
Забайкальский государственный университет
672000, Россия, г. Чита, ул. Бабушкина, 129
тел.: +7 (3022) 416444 e-mail: rektorat@zabgu.ru
Alexandra I. Ulzytuyeva
Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education
ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-0998-0327
Transbaikal State University
30 Alexandro-Zavodskaya St, Chita, Russia, 672039
tel.: +7 (3022) 416444 e-mail: alendra29@mail.ru
Svetlana A. Bazarova
Master s Student
ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-5557-339X
Transbaikal State University
129 Babushkin St, Chita, Russia, 672000
tel.: +7 (3022) 416444 e-mail: rektorat@zabgu.ru