Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ'

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УНИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА / СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилюк Н.Н., Тихонова И.В., Барчо О.Ф., Иванова А.И., Суркова С.Э.

Актуальность. Дошкольный возраст является периодом жизни ребенка, когда закладывается фундамент его здоровья. Для решения этой задачи специалисты в области физической культуры и дошкольного воспитания предлагают использовать эстетическую гимнастику в качестве эффективного средства гармоничного развития детей. В соответствии с содержанием Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика (2014) и требований Правил вида спорта «эстетическая гимнастика» (2017) каждой организацией, разрабатывается программа спортивной подготовки. Логическим выходом из этой ситуации является разработка типовой программы спортивной подготовки по эстетической гимнастике, которая бы учитывала всю совокупность научно обоснованных положений современной теории и методики спорта при построении учебно-тренировочного процесса юных спортсменов. Отсутствие подобной типовой программы спортивной подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика актуализирует необходимость ее разработки, в том числе и части содержания технической подготовки на начальном этапе. Цель исследования - обосновать содержание технической подготовки девочек 6-7 лет на начальном этапе занятий эстетической гимнастикой. Методы исследования. В процессе исследования использовались методы: анализ научно-методической литературы, тестирование технической подготовленности, педагогический эксперимент и математическая статистика. Результаты исследования. Обосновано содержание технической подготовки по эстетической гимнастике для девочек 6-7 лет, Основная цель которой овладение базовыми элементами, способствующими развитию пластики движения телом, необходимой для формирования стиля, характерного для эстетической гимнастики и включающего двигательные задания, специально подобранные подвижные игры, музыкально-танцевальные игры, тематические эстафеты, творческие задания, идеомоторную тренировку, упражнения со скакалкой, пружинистые и волнообразные упражнения, выполняемые групповым и фронтальным методами организации занимающихся. Заключение. В результате исследования обосновано содержание технической подготовки по эстетической гимнастике девочек 6-7 лет, позволяющее эффективно овладевать базовыми техническими элементами и развивать необходимую для данного вида гимнастики пластику движения телом на основе использования разработанного состава средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилюк Н.Н., Тихонова И.В., Барчо О.Ф., Иванова А.И., Суркова С.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF TECHNICAL TRAINING FOR GIRLS 6-7 YEARS OLD IN AESTHETIC GYMNASTICS

Relevance Preschool age is the period of a child's life when the foundation of his health is laid. To solve this problem, experts in the field of physical culture and preschool education suggest using aesthetic gymnastics as an effective means of harmonious development of children. In accordance with the content of the Federal Standard of sports training in the field of aesthetic gymnastics (2014) and the requirements of the Rules of the sport "aestheticgymnastics" (2017), each organization develops a sports training program. The logical way out of this situation is to develop a standard program of sports training in aesthetic gymnastics, which would take into account the totality of scientifically based provisions of modern theory and methodology of sports in the construction of the educational and training process of young athletes. The absence of such a standard program of sports training in the field of aesthetic gymnastics actualizes the need for its development, including part of the content of technical training at the initial stage. The purpose of the study is to substantiate the content of technical training of 6-7 year-old girls at the initial stage of aesthetic gymnastics classes. Research methods. In the course of the research, the following methods were used: analysis of scientific and methodological literature, testing of technical readiness, pedagogical experiment and mathematical statistics. The results of the study. The content of technical training in aesthetic gymnastics for girls aged 6-7 years is substantiated, the main purpose of which is to master the basic elements that contribute to the development of body movement plasticity, necessary for the formation of a style characteristic of aesthetic gymnastics and including motor tasks, specially selected outdoor games, music and dance games, thematic relay races, creative tasks, ideomotor training, exercises with jump rope, springy and undulating exercises performed by group and frontal methods of organizing students. Conclusion. As a result of the study, the content of technical training in aesthetic gymnastics for girls aged 6-7 years is substantiated, which allows them to effectively master the basic technical elements and develop the body movement plasticity necessary for this type of gymnastics based on the use of the developed composition of means.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ»

УДК 796.41

РО! 10.53742/1999-6799/1_2023_ с.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ

Н.Н. Пилюк, доктор педагогических наук, профессор ВАК, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики,

И.В. Тихонова, кандидат педагогических наук, доцент ВАК, профессор кафедры теории и методики гимнастики,

О.Ф. Барчо, старший преподаватель кафедры теории и методики гимнастики; А.И. Иванова, студент, С.Э. Суркова, студент.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350089, Россия, г. Краснодар, ул. Будённого, 161; e-mail: nnpilyuk@mail.ru.

Аннотация

Актуальность. Дошкольный возраст является периодом жизни ребенка, когда закладывается фундамент его здоровья. Для решения этой задачи специалисты в области физической культуры и дошкольного воспитания предлагают использовать эстетическую гимнастику в качестве эффективного средства гармоничного развития детей.

В соответствии с содержанием Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика (2014) и требований Правил вида спорта «эстетическая гимнастика» (2017) каждой организацией, разрабатывается программа спортивной подготовки.

Логическим выходом из этой ситуации является разработка типовой программы спортивной подготовки по эстетической гимнастике, которая бы учитывала всю совокупность научно обоснованных положений современной теории и методики спорта при построении учебно-тренировочного процесса юных спортсменов.

Отсутствие подобной типовой программы спортивной подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика актуализирует необходимость ее разработки, в том числе и части содержания технической подготовки на начальном этапе.

Цель исследования - обосновать содержание

технической подготовки девочек 6-7 лет на начальном этапе занятий эстетической гимнастикой.

Методы исследования. В процессе исследования использовались методы: анализ научно-методической литературы, тестирование технической подготовленности, педагогический эксперимент и математическая статистика.

Результаты исследования. Обосновано содержание технической подготовки по эстетической гимнастике для девочек 6-7 лет, Основная цель которой овладение базовыми элементами, способствующими развитию пластики движения телом, необходимой для формирования стиля, характерного для эстетической гимнастики и включающего двигательные задания, специально подобранные подвижные игры, музыкально-танцевальные игры, тематические эстафеты, творческие задания, идеомоторную тренировку, упражнения со скакалкой, пружинистые и волнообразные упражнения, выполняемые групповым и фронтальным методами организации занимающихся.

Заключение. В результате исследования обосновано содержание технической подготовки по эстетической гимнастике девочек 6-7 лет, позволяющее эффективно овладевать базовыми техническими элементами и развивать необходимую

для данного вида гимнастики пластику движения телом на основе использования разработанного состава средств.

Ключевые слова: девочки, эстетическая гимнастика, техническая подготовка, унифицированная программа, содержание

Для цитирования: Пилюк Н.Н., Тихонова И.В., Бар-чо О.Ф., Иванова А.И., Суркова С.Э. Содержание технической подготовки девочек 6-7 лет в эстетической гимнастике // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2023. - №1. - С.

For citation: Pilyuk N., Tikhonova I., Barcho O., Ivanova A., Surkova S. The content of technical training of girls 6-7 years old in aesthetic gymnastics. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2023, no 1, pp. (in Russian).

Актуальность исследования. Известно, что дошкольный возраст является периодом, когда закладывается фундамент здоровья ребенка. В этом возрасте особое внимание должно уделяться формированию всех систем организма, развитию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков. Для решения этой задачи специалисты в области физической культуры и дошкольного воспитания предлагают использовать эстетическую гимнастику в качестве нового, привлекательного и эффективного средства гармоничного развития физических качеств детей [5, 6]. Это относительно новый вид спорта, сочетающий элементы художественной гимнастики, парно-групповой акробатки, танца и технических элементов, которые выполняются под музыкальное сопровождение. Эстетическая гимнастика как вид двигательной активности занимающихся, способствует: развитию координации и гибкости; правильному формированию опорно-двигательного аппарата организма ребенка; развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; правильному, не наносящему ущерб организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, прыжки, повороты в обе стороны); формированию начальных представлений об отдельных видах спорта; изучению подвижных игр с правилами; становлению ценностей здорового образа жизни; овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [1, 2].

В соответствии с содержанием Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «эстетическая гимнастика» (2014) и требований Правил вида спорта «эстетическая гимнастика» (2017) каждой организацией, осуществляющей спортивную подготовку, должна разрабатываться соответствующая программа спортивной подготовки [3, 4, 7]. В ней должны быть указаны требования к освоению ее разделов на каждом этапе многолетней спортивной подготовки в эстетической гимнастике. В частности, у девочек 6-7 лет на

этапе начальной подготовки происходит обучение техническим элементам, которые необходимы в дальнейшем для составления соревновательной композиции.

Очевиден факт, что содержание такой программы, а отсюда и эффективность подготовки юных спортсменов во многом обусловлены квалификационным составом тренерского коллектива, привлеченного к ее разработке. Изначально это ставит все организации, осуществляющие спортивную подготовку по виду спорта эстетическая гимнастика, в неодинаковые условия, что в свою очередь находит отражение в разных итоговых результатах реализации этих программ.

Естественным логическим выходом из этой ситуации является разработка типовой программы спортивной подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика, которая бы учитывала всю совокупность научно обоснованных положений современной теории и методики спорта при построении тренировочного процесса юных спортсменов в процессе многолетней подготовки.

Отсутствие подобной типовой программы спортивной подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика актуализирует необходимость ее разработки, в том числе и в части содержания технической подготовки на начальном этапе.

Цель исследования - обосновать содержание технической подготовки девочек 6-7 лет на начальном этапе занятий эстетической гимнастикой.

Методы исследования. В процессе исследования использовались методы: анализ научно-методической литературы, тестирование технической подготовленности, педагогический эксперимент и математическая статистика.

Результаты исследования.

Основной задачей технической подготовки на начальном этапе занятий эстетической гимнастикой является овладение базовыми техническими элементами (рисунок 1).

С целью развития пластики движения телом, необходимой для формирования стиля, характерного для эстетической гимнастики предлагается следующий состав средств: ассоциативные двигательные задания, специально подобранные подвижные игры, музыкально-танцевальные игры, тематические эстафеты, творческие задания, идеомоторная тренировка, упражнения со скакалкой, пружинистые и волнообразные упражнения.

В существующих в настоящее время программах спортивной подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика для овладения базовыми техническими элементами авторы традиционно рекомендуют применять общеразвивающие упражнения без предмета и с предметами, упражнения с применением гимнастического оборудования, акробатические упражнения, подвижные игры, которые не ориентированы специально на формирование необходимой в эстетической гимнастике пластики движений телом.

На начальном этапе занятий эстетической гимнасти-

БАЗОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ

"Статические" равновесия (на одной ноге; на колене или в позиции "казак")

"Динамические" равновесия ("турлян", "циркуль", повороты)

Прыжки и их варианты

Движения тела (целостная волна, целостный взмах, изгиб, наклон или выпад, расслабление, скручивание, сжатие)

Рисунок 1. Базовые технические элементы в эстетической гимнастике

кой с целью эффективного овладения занимающимися базовыми техническими элементами в состав средств рекомендуется включить упражнения, направленные на развитие пластичности и способности регулировать мышечный тонус, ритмично напрягать и расслаблять мышцы тела в процессе выполнения спортивно-музыкальных композиций. К ним относятся упражнения на равновесия, хореографические упражнения, сюжетно-ролевые игры, творческие задания, а также элементы эстетической гимнастики, соответствующие по степени трудности группам А и B Правил вида спорта.

В содержание существующих программ спортивной подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика для овладения занимающимися базовыми техническими элементами авторы включают преимущественно средства художественной гимнастики, как смежного вида спорта. Это рекомендуется делать с целью получения эффекта положительного переноса сформированного двигательного навыка в эстетическую гимнастику, что оправданно лишь частично.

В содержание технической подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика для занимающихся на начальном этапе предлагается включить, как и в существующих программах, средства, заключающиеся в выполнении комбинаций специальных упражнений, способствующих правильному исполнению коротких этюдов, раскрывающих смысл музыкального сопровождения и имеющих сложную координационную структуру.

Реализация предлагаемого содержания технической подготовки девочек 6-7 лет на начальном этапе занятий эстетической гимнастикой предусматривает использование преимущественно группового и фронтального методов организации занимающихся, кото-

рые должны способствовать развитию у гимнасток представлений об основных элементах «гимнастической школы» движений и хореографии, ориентирах спортивного зала, формах построения и перестроения, «чувства» партнёра по команде, ориентировке в пространстве и во времени. При этом общеразвивающие и специальные упражнения могут выполняться в парах, тройках, группах, командой в целом, синхронно и асинхронно, на месте, в движении и со сменой направления движения.

Подобное предпочтительное для эффективного овладения базовыми техническими элементами выделение какого-либо из методов организации занимающихся в существующих в настоящее время программах спортивной подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика отсутствует. Авторы традиционно рекомендуют применять все (фронтальный, поточный, посменный, групповой, и индивидуальный) методы организации занимающихся при выполнении упражнений в процессе технической подготовки.

С целью проверки эффективности разработанного содержания технической подготовки девочек 6-7 лет на начальном этапе занятий эстетической гимнастикой был организован сравнительный педагогический эксперимент, который проводился на базе гимнастического клуба «Небеса» города Краснодара в 2021-2022 годах. В нем участвовало 30 девочек 6-7 лет, составивших контрольную (п=15) и экспериментальную (п=15) группы. Участницы контрольной группы (КГ) реализо-вывали программу спортивной подготовки, обобщенно включающую содержание раздела технической подготовки нескольких программ спортивных организаций. Участницы экспериментальной группы (ЭГ) реализовывали аналогичную программу спортивной

подготовки с разработанным в исследовании содержанием раздела технической подготовки.

Для определения эффективности разработанного содержания технической подготовки в эстетической

Рисунок 2.

Сравнительные данные прироста показателей технической подготовленности юных гимнасток 6-7 лет контрольной и экспериментальной групп в процессе педагогического эксперимента

статическое равновесие (КГ - 66,7%, ЭГ - 96%);

прыжки и их разновидности (КГ - 68%, ЭГ - 91,6%);

динамическое равновесие (КГ - 35,7%, ЭГ - 76,9%);

движения телом (КГ - 40%, ЭГ - 51,7%)

Анализ представленных результатов тестирования технической подготовленности юных гимнасток контрольной и экспериментальной групп, свидетельствует о статистически достоверном превосходстве показателей экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Сравнительный анализ технической подготовленности юных гимнасток 6-7 лет до и после проведения

гимнастике у участниц контрольной и экспериментальной групп показатели технической подготовленности сравнивались до и после педагогического эксперимента (таблица 1).

педагогического эксперимента подтверждает наибольший прирост исследуемых показателей в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной (рисунок 2):

Полученные результаты свидетельствуют о большей эффективности разработанного содержания технической подготовки для девочек 6-7 лет, занимающихся эстетической гимнастикой, на начальном этапе

Таблица.

Показатели технической подготовленности девочек 6-7 лет, занимающихся эстетической гимнастикой, в

условиях педагогического эксперимента (балл)

Контрольные упражнения (тесты) До эксперимента р После эксперимента р

КГ ЭГ КГ ЭГ

«Статическое равновесие» Равновесие в стойке на одной ноге, другую согнуть вперед (стопа прижата к колену опорной ноги), руки в стороны. Выполняется с обеих ног (фиксация не менее 3 с) 2,4±1,56 2,5±1,52 1,98 р>0,05 4,0±1,88 4,9±1,96 2,28 р<0,05

«Динамическое равновесие». Поворот на 360 градусов, свободная согнута назад, поднята выше горизонтали 2,8±0,09 2,6±0,08 1,88 р>0,05 3,8±1,08 4,6±1,12 2,13 р<0,05

Прыжки и их разновидности. Прыжки толчком двух ног, ноги прямые, высота от пола не менее 5 см, за 20 с (не менее 10 раз) 2,5±0,46 2,4±0,46 2,01 р>0,05 4,2±0,78 4,6±0,88 2,96 р<0,01

Движения телом. Выполняется слитно, в разных направлениях, руки участвуют в движении. Движения проходят через все тело и рефлектируют во всех частях тела 3,0±0,76 2,9±0,68 2,08 р>0,05 4,2±0,56 4,4±0,48 2,32 р<0,05

по сравнению с существующими программами обучения техническим элементам эстетической гимнастики.

Заключение. В результате исследования обосновано содержание технической подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика для девочек 6-7 лет, позволяющее более эффективно, по сравнению с реализуемыми в настоящее время частными программами, овладевать базовыми техническими элементами и развивать необходимую для данного вида гимнастики пластику движения телом на основе использования разработанного состава средств.

Полученные результаты позволяют рекомендовать разработанное и апробированное содержание технической подготовки для девочек 6-7 лет в качестве раздела типовой программы спортивной подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика на этапе начальной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вишнякова С.В., Исаева А.И. Эстетическая гимнастика: учебное пособие. Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2009. 124 с.

2. Исаева А.И. Методика занятий эстетической гимнастикой с девочками 6-9 лет: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 177 с.

3. Правила вида спорта «эстетическая гимнастика» (утв. приказом Минспорта России от 31.08.2017 № 777)

4. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Художественная гимнастика» / Под общ. ред. Р.Н Терехиной. М.: 2016. 326 с.

5. Программа дополнительного образования «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» / Под ред. И.А. Винер. - М.: Просвещение, 2011. 21 с.

6. Программа раннего развития детей (от рождения до 10 лет) / Под общ. ред. Р.Н. Терехиной, Е.Н. Медведевой. - М.: Спорт, 2019. 356 с.

7. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика (утв. приказом Минспорта России от 20.11.2014 № 928).

THE CONTENT OF TECHNICAL TRAINING

FOR GIRLS 6-7 YEARS OLD IN AESTHETIC GYMNASTICS

N. Pilyuk, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Higher Attestation Commission, Head of the Department of Theory and Methods of Gymnastics,

I. Tikhonova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Higher Attestation Commission, Professor of the Department of Theory and Methods of Gymnastics, O. Barcho, Senior Lecturer of the Department of Theory and Methods of Gymnastics; A. Ivanova, student, S. Surkova, student.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, 161 Budyonny St., e-mail: nnpilyuk@mail.ru.

Annotation

Relevance Preschool age is the period of a child's life when the foundation of his health is laid. To solve this problem, experts in the field of physical culture and preschool education suggest using aesthetic gymnastics as an effective means of harmonious development of children.

In accordance with the content of the Federal Standard of sports training in the field of aesthetic gymnastics (2014) and the requirements of the Rules of the sport "aestheticgymnastics" (2017), each organization develops a sports training program.

The logical way out of this situation is to develop a standard program of sports training in aesthetic gymnastics, which would take into account the totality of scientifically based provisions of modern theory and methodology of sports in the construction of the educational and training process of young athletes.

The absence of such a standard program of sports training in the field of aesthetic gymnastics actualizes the need for its development, including part of the content of technical training at the initial stage.

The purpose of the study is to substantiate the content of technical training of 6-7-year-old girls at the initial stage of aesthetic gymnastics classes.

Research methods. In the course of the research, the following methods were used: analysis of scientific and methodological literature, testing of technical readiness, pedagogical experiment and mathematical statistics.

The results of the study. The content of technical training in aesthetic gymnastics for girls aged 6-7years is substantiated, the main purpose of which is to master the basic elements that contribute to the development of body movement plasticity, necessary for the formation of a style characteristic of aesthetic gymnastics and including motor tasks, specially selected outdoor games, music and dance games, thematic relay races, creative tasks, ideomotor training, exercises with jump rope, springy and undulating exercises performed by group and frontal methods of organizing students.

Conclusion. As a result of the study, the content of technical training in aesthetic gymnastics for girls aged 6-7years is substantiated, which allows them to effectively master the basic technical elements and develop the body movement plasticity necessary for this type of gymnastics based on the use of the developed composition of means.

Keywords: girls, aesthetic gymnastics, technical training, unified program, content

References:

1. Vishnyakova S.V., Isaeva A.I. Esteticheskaya gimnas-tika [Aesthetic gymnastics]. Volgograd: FGBOU VPO "VGAFK", 2009, 124 p.

2. Isaeva A.I. Methods of aesthetic gymnastics classes with girls 6-9 years old Candidate's thesis. Volgograd, 2007, 177 p. (in Russian)

3. Pravila vida sporta «esteticheskaya gimnastika» [Rules of the sport "aesthetic gymnastics"] (approved by the order of the Ministry of Sports of Russia dated 31.08.2017 No. 777) (in Russian)

4. Primernaya programma sportivnoi podgotovki po vidu sporta «Khudozhestvennaya gimnastika» [Approximate program of sports training in the sport "Rhythmic gymnastics"] Under the general editorship of R.N. Terekhina. Moscow: 2016, 326 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Programma dopolnitel'nogo obrazovaniya «Garmonich-noe razvitie detei sredstvami gimnastiki» [The program of additional education "Harmonious development of children by means of gymnastics"] Edited by I.A. Viner. Moscow: Enlightenment, 2011, 21 p.

6. Programma rannego razvitiya detei (ot rozhdeniya do 10 let) [Early Childhood Development Program (from birth to 10 years)] Under the general editorship of R.N. Terekhina, E.N. Medvedeva. Moscow: Sport, 2019, 356 p.

7. Federal'nyi standart sportivnoi podgotovki po vidu sporta esteticheskaya gimnastika [Federal standard of sports training in the sport of aesthetic gymnastics] (approved by the order of the Ministry of Sports of Russia dated 20.11.2014 No. 928) (in Russian)

Поступила / Received 31.10.2022

Принята в печать / Accepted 28.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.