Токсикологический вестник № 2 (11 з)
УДК [556.5:574.64] (597)
Содержание ртути в донных отложениях водоемов Южного Вьетнама
Лобус Н.В.
Институт биологии внутренних вод
им. И.Д. Папанина РАН, пос. Борок, Ярославская область
Совместный Российско-Вьетнамский научно-исследовательский и
технологический центр,
г. Нячанг, Вьетнам
Изучено содержание ртути в грунтах рек и водохранилищ Южного Вьетнама (провинция Кхань Хоа и Кан Тхо). Концентрация металла изменяется от 0,01 до 0,1 мг/кг сухой массы. Показано, что для исследованных водоемов характерно более низкое содержание по сравнению с водоемами умеренных и северных широт.
Ключевые слова: содержание ртути, донные отложения, Вьетнам.
Введение. Ртуть и ее соединения относятся к числу наиболее опасных для живых организмов токсических веществ. В отличие от других тяжелых металлов в природном и антропогенном круговороте Hg доминирует атмосферный перенос, что определяет ее повсеместное распространение [10].
В настоящее время в рамках международного сотрудничества предпринимаются специальные меры по сокращению ее применения, уменьшению выбросов и сбросов, контролю над утечкой металла, но интенсивность ртутного загрязнения окружающей среды по-прежнему велика. По оценкам UNEP (программа ООН по окружающей среде, подпрограмма UNEP по химическим веществам, межорганизационная программа по обоснованному управлению химическими веществами IOMC) антропогенные выбросы ртути в 2005 году составили 1,93х103 т/год. Причем более 70% эмиссии металла приходилось на долю стран Юго-Восточной Азии [2].
Большинство химических веществ, попавших в водные бассейны, в конечном счете, аккумулируются в донных отложениях и не выводятся из биогеохимического цикла миграции, а при изменении гидрохимических условий они могут вновь поступать в водную толщу. Для оценки воздействия на окружающую среду, а также разработки и реализации программ по ее охране большое значение имеют сведения об уровнях содержания загрязняющих веществ в компонентах водных экосистем.
Ртутное загрязнение носит глобальный характер, однако, масштабы этого процесса в тропических регионах в настоящее время мало изучены. Не многочисленные публикации касаются преимущественно районов, где ртуть используется при получении золота [1,3,9], а имеющиеся данные по Вьетнаму единичны и не позволяют сделать однозначных выводов [7,11].
Цель работы - установить уровни содержания ртути в донных отложениях водоемов и водотоков Южного Вьетнама.
Материал и методы исследования. Исследования проводили в 2009 году в двух регионах Южного Вьетнама (Рис. 1). В водоемах провинции Кхань Хоа донные отложения (ДО) отбирали в верхнем (ст.1), среднем (ст.2), нижнем (ст. 3) течении р. Кай, эстуарии реки (ст. 4,5) и прилегающей части акватории залива Нячанг в 1 км от устья (ст. 6), в притоках Кхе, Кау, Зау, а также в водохранилищах Суои Зау, Суои Чау, Кам Лам, Да Бан. В дельте Меконга - на реке Хау (ст. 1,2), р. Кхай Лонг (ст. 3,4), р. Кхе (ст. 5,6), р. Кан Тхо (ст. 7,8) (провинция Кан Тхо).
Сбор материала осуществлялся дночерпателем (ДАК-100), глубина захвата 0-10 см. Каждый образец делили на две части, одну высушивали при комнатной температуре, после чего определяли содержание Hg, вторую высушивали при t+105 0С для определения гигроскопической влажности. Концентрацию металла пересчитывали на абсолютно сухой вес.
Определение массовой концентрации общей ртути проводили методом беспламенной атомной абсорбции на анализаторе ртути РА-915+ с использованием приставки ПИРО-915+, ООО «ЛЮ-МЕКС», Санкт-Петербург.
Точность аналитических методов измерения контролировали с использованием сертифицированных образцов почв СДПС ГСО 2498-83 - 2500-83 (НПО «Тайфун», г. Обнинск, Россия).
Результаты обрабатывали статистически с помощью пакета программ STATGRAPHICS Plus 6.0 и представляли в виде средних значений и их ошибок (x±mx). Достоверность различий оценивали, используя метод дисперсионного анализа (ANOVA, LSD-тест) при уровне значимости р<0.05.
Результаты и их обсуждение. Провинция Кхань Хоа: содержание ртути в донных отложениях р. Кай колеблется в пределах 0,01-0,04 мг/кг сухой массы. В верхнем и среднем течении оно варьирует в узком интервале и имеет минимальное значение - 0,009 - 0,019 мг/кг сухой массы (с.м.). Максимальные концентрации Hg в грунтах - 0,04 мг/кг приурочены к акватории реки в пределах г. Нячанг. Значение данного показателя для ДО притоков Кхе и Кау находится на уровне 0,008 мг/кг с.м., среднее содержание металла в грунтах р. Зау составляет 0,027 мг/кг с.м. (табл. 1).
Донные отложения водохранилищ представлены алевритовыми илами (центральная глубоководная часть) с увеличением доли песчаного материала на мелководьях и в прибрежной части водоемов. Различия содержания металла в исследованных водохранилищах (Суои Чау, Суои Зау, Да Бан, Кам Лам) незначительны, средняя концентрация ртути в грунтах составляет 0,05 мг/кг с. м.
Провинция Кан Тхо: ДО дельты реки в пределах г. Кан Тхо представлены, в основном, алевритовым илом с небольшим количеством детрита. Содержание ртути изменяется от 0,031 до 0,105 мг/ кг с.м. (табл. 2). Средняя концентрация металла составляет 0,06 мг/кг с.м.
Меконг является крупнейшей рекой Юго-Восточной Азии, протекающей по территории четырех государств (Китай, Лаос, Камбоджа, Вьетнам). Более высокое содержание Hg (до 0,1 мг/кг с.м.) в грунтах дельты (провинция Кан Тхо) по сравнению с водоемами провинции Кхань Хоа, вероятно, объясняется более интенсивной антропогенной нагрузкой. Активное промышленное и туристическое судоходство, развитое на протяжении 700 км, может способствовать повторному поступлению химических веществ, аккумулированных в донных отложениях реки, в водную толщу.
Данные о фоновых уровнях ртути в грунтах неоднозначны. Для северного полушария эта величина определяется в диапазоне 0,01-0,07 мг/кг сухой массы. В ряде работ для незагрязненных донных отложений водоемов указывается область концентраций от 0,02 до 0,4 мг/кг общей ртути [5]. Отмечено, что территория Амазонии, не подверженная антропогенному воздействию, отличается от регионов северного полушария фоновым содержанием данного элемента, для донных отложений пресных водоемов типичны значения в пределах 0,01-0,03 мг/кг [8].
Данные о концентрации Hg в грунтах внутренних водоемов Юго-Восточной Азии не многочисленны. Концентрация металла в донных отложениях канала Ден (Хошимин, Южный Вьетнам) составляет 0,007-0,014 мг/кг с.м. [7], в реке Бунг (провинция Хуе, Центральный Вьетнам) 0,067-0,11 мг/кг. Содержание ртути в отложениях р. Чао Прая (Таиланд) колеблется от 0,05 до 0,4 и от 0,3 до 0,5 мг/кг с.м. в сухой и влажный сезоны соответственно [4]. Более разнородно содержание Hg в морских отложениях: в заливе Ха Лонг (провинция Куан Нинь, Северный Вьетнам) до 0,28 мг/ кг [11], Семаранд (Индонезия) - 0,024-0,046 мг/кг, бухта Хонда (Филиппины) - 0,001-2,4 мг/кг, Таиландский залив - 0,07-3,2 мг/кг сухой массы [6].
Концентрация металла в грунтах исследованных водоемов провинции Кхань Хоа и Кан Тхо (Южный Вьетнам) колеблется от 0,01 до 0,10 мг/кг сухой массы и находится на уровне кларка земной коры (0,03-0,09 мг/кг). Учитывая данные о содержании Hg в донных отложениях канала Ден и реки Бунг (Южный и Центральный Вьетнам), можно отметить, что для грунтов пресноводных водоемов Вьетнама характерны более низкие концентрации элемента, по сравнению с донными отложениями не загрязненных водоемов Европы и Северной Америки.
Заключение. Установленные концентрации ртути в донных отложениях водоемов и водотоков Южного Вьетнама (провинция Кхань Хоа и Кан Тхо) изменяются от 0,01 до 0,1 мг/кг сухой массы. Для грунтов из исследованных водоемов характерно более низкое содержание металла по сравнению с донными отложениями не загрязненных водоемов умеренных и северных широт.
41
42
Токсикологический вестник № 2 (i i з)
отло
Таблица 1
оа.
Станция Координаты станции с.ш. / в.д. Hg, мг/кг сухой массы
Река Кай
№ 1 12°16'09"108л49'20" 0,014±0,01
№ 2 12°17'10"109л00'05" 0,013±0,01
№ 3 12л15'46"109л06'34" 0,024±0,01
№ 4 12°15'38"109°10'55" -
№ 5 12°15'45"109°11'48" 0,036±0,01
№ 6 12015'35"109°12'40" 0,028±0,01
Притоки
Кхе 12016/59// 108056/35// 0,008±0,01
Кау 12°16'43"108°54'40" 0,009±0,01
Зау 12015/27//109005/13// 0,027±0,01
Водохранилища
Да Бан 12038/54//10906/34// 0,041±0,01
Кам Лам 12006/14//10905/5// 0,051±0,01
Суои Зау 12008/35//10903/26// 0,054±0,01
Суои Чау 12029/52//10902/20// 0,049±0,01
± - стандартная ошибка, прочерк - данные отсутствуют
№ станции Координаты станции с.ш. / в.д. Hg, мг/кг сухой массы
№1 10003/97// 105046/78// 0,067±0,001
№2 10001/82// 105048/53// 0,051±0,001
№3 10003/06// 105046/74// 0,053±0,004
№4 10003/16// 105046/17// 0,063±0,006
№5 10002/57// 105047/06// 0,105±0,008
№6 10002/22// 105047/43// 0,031±0,003
№7 10000/47// 105045/21// 0,065±0,005
№8 10000/17// 105045/57// 0,063±0,001
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 2
рмнгдоннь,х
1. Adimado A.A., Baah D. A. Mercury in Human Blood, Urine, Hair, Nail, and Fish from the Ankobra and Tano River Basins in Southwestern Ghana // Bull. Environ. Contam. Toxicol. 2002. - V68. - P.339-346.
2. AMAP/UNEP Technical Background Report to the Global Atmospheric Mercury Assessment. Arctic Monitoring and Assessment Programme / UNEP Chemicals Branch. 2008. (http://www. chem.unep.ch/mercury/Atmospheric_Emissions/Technical_background_report.pdi:)
3. Bastos W.R, Jose R.A., Dorea G. et al. Annual flooding and fish-mercury bioaccumulation in the environmentally impacted Rio Madeira (Amazon) // Ecotoxicology. 2007.- V16.- P.341-346.
4. Chongprasith P., Utoomprurkporn W., Wilairatanadilok W. Mercury situation in Thailand // Regional Awareness Raising Workshop on Mercury Pollution 26-29 April. 2004. Bangkok, Thailand.
5. Craig P. J. Organometallic compounds in the Environment. London: Wiley, 2003. 380 p.
6. Deocadiz E.S., Diaz V.R., Otico J.P. Asean marine water quality criteria for mercury // Asean-Canada cooperative programmer on marine science. March 1999. 42 p.
7. Final report Den canal water and sediment quality monitoring // Vietnam Institute for Tropical Technology and Environmental Protection. Ho Chi Minh City. 2004. 19 p.
8. Lacerda L.D., Evolution of Mercury Contamination in Brazil // Water, Air, and Soil Pollution. 1997.-V. 97, №3-4.-P.247-255.
9. Miller J.R., Lechler P.J., Bridge G. Mercury contamination of alluvial sediments within the Essequibo and Mazaruni river basins, Guyana // Water Air and Soil Pollution. 2003. -V. 148.-P.139-166.
10. Pacyna, E.G., Pacyna, J.M., Steenhuisen, F. and S.J. Wilson Global anthropogenic mercury emission inventory for 2000 // Atmospheric Environment. 2006.-V40.-P. 4048-4063.
11. Viet Nam Song Bung 4 Hydropower Project Phase II // Environmental Assessment Report, 2006. 44 p.
Lobus N.V.
Content of mercury in bottom sediments in South Vietnam water reservoirs
I.D. Papanin Institute for Biology of Inland Waters, Settlement Borovsk, Yaroslav region, R.F. Joint Russian and Vietnamese Research and Technological Center, Nha Tzang, Vietnam.
The content of mercury in bottom sediments of South Vietnam rivers and water reservoirs was investigated in 2009. Metal concentrations vary from 0.01 to 0.01 mg/kg dry weight. Lower Hg concentration is characteristic for Vietnam rivers and water reservoirs in comparison to water reservoirs in temperate and north latitudes.
Материал поступил в редакцию 8.09.2010 r.
± - стандартная ошибка
43
ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Современный подход к регулированию опасности электронных отходов на мировом уровне
Электрические и электронные отходы (далее ЭЭО) становятся новой актуальной экологической проблемой в мировом масштабе. Еще 20 лет назад никто не мог подумать, что за этот период электронные отходы объемом в 50 млн. тонн станут глобальной проблемой. В Японии в 2009 г. было выведено из эксплуатации 17,4 млн. старых телевизоров, стиральных машин, холодильников, кондиционеров воздуха общим весом 650 тыс.тонн. В Китае на конец 2010 г. объем электронных отходов составил 15,8 тонн. В ЕС ежегодно формируются от 5 до 7 млн. тонн отходов ЭЭО или 14-15 кг на человека. В США на 2010 г. объем ЭЭО составлял до 3-х процентов от общего объема муниципальных отходов - до З млн. тонн. Мобильные телефоны, компьютеры, принтеры, фотоаппараты, игровые приставки и другие изделия устаревают уже через несколько месяцев после их приобретения. Уже сегодня в мире на свалках оказывается около 50 миллионов тонн выброшенной электроники, что составляет 5% твердых бытовых отходов. Среди развивающихся стран бесспорным лидером генерирования электронных отходов является Китай. Ожидается, что к 2020 г. количество вышедших из употребления компьютеров и телевизоров в Китае увеличится в 2 раза, мобильных телефонов в 7 раз. Можно предположить, что через 10 лет объем электронных отходов в мире увеличится в 500 раз. По разным прогнозам в России объем выбрасываемой электроники в ближайшие годы возрастет в 3-5 раза.
Захоронение отходов ЭЭО на свалках не рекомендуется и зачастую запрещается. Для этого есть несколько причин. Крупные габариты некоторых видов электрического и электронного оборудования загромождают и без того огромные свалки. В электронной технике содержится большое число драгоценных металлов, в том числе золото, серебро тантал, бронза. На каждую тонну сотовых телефонов приходится 10 унций золота и 5 унций платины. До 75% материалов при изготовлении электрического и электронного оборудования могут быть регенерированы и переработаны. В электрическом и электронном оборудовании в среднем содержится 48% стали, 21% пластика, 13% цветных и драгоценных металлов, 6% стекла, 4% печатных плат, 3% древесины и 3% других материалов. Их восстановление из отходов ЭЭО содействует сбережению ресурсов. При удалении электронных отходов на свалки эти элементы уходят безвозвратно в почву. Развитые страны вывозят электронные отходы в развивающиеся страны (США - 80% отходов, Евросоюз - 75%), где в связи с дешевой рабочей силой осуществляется рекуперация фракции золота и других драгоценных металлов из электронных отходов с высоким риском для здоровья лиц, занимающихся рекуперацией, и для окружающей среды в целом. Базельское соглашение по контролю за трансграничным перемещением опасных отходов в какой-то степени нейтрализовало этот процесс. В рамках ЕС и в США приняты законодательные постановления о транспортировании опасных отходов. Отходы ЭЭО содержат большое количество вредных токсичных веществ, в том числе канцерогенных, включая ртуть, кадмий, свинец, тетрабромбисфенол, бромосодержащие замедлители горения, поливинилхлориды, фторхлоркарбонаты, асбест, мышьяк и др. При сжигании в мусоросжигательных печах отходов ЭЭО образуются вредные выбросы в атмосферу.
В развитых странах предпринимаются меры по регулированию обращения с электронными отходами. Япония опередила другие страны на десятилетия в деле обращения с отходами. Начиная с 1970 г. отходы ЭЭО обрабатывались другими методами в отличие от остальных твердых отходов. Однако в связи с высокой стоимостью переработки этого вида отходов в этой стране, как и в других, образовались огромные свалки. Учитывая небольшую территорию страны, вопросы сокращения свалок приобретает особую важность. Переработка отходов — одна из наиболее динамично развивающихся в современной Японии отраслей. Содействие утилизации бытовых отходов и рециклированию сырья объявлено одним из приоритетов государственного регулирования. В Японии действуют два основных закона в этой области: Закон о продвижении эффективной утилизации ресурсов (Law for the Promotion of Effective Utilization of Resources - LPUR (2001 г.), последнее обновление 2001 г. и закон о рециклировании (переработке) установленных видов бытовых приборов (Law for the Recycling of Specified Kinds of Home Appliances) (2001 г., последнее дополнение в 2006 г.). Первый закон - LPUR поощряет изготовителей добровольно оказывать помощь в переработке отработанных изделий и в снижении генерирования отходов в целом. Уровень утилизации отходов ЭЭО составляет сегодня 50% и имеет тенденции к росту. Этот закон возлагает на потребителей ответственность за переработку большинства бытовых приборов, включая стоимость транспортировки и саму переработку. Второй закон возлагает более широкую ответственность как на изготовителя, так на потребителя за переработку использованной бытовой техники. Использованная техника, как правило, возвращается на предприятие изготовителя. Изготовитель должен иметь специальное оборудование для переработки и поддерживать определенный уровень утилизации ресурсов. От него в обязательном порядке требуется информация о количестве утилизации каждого материала, который поступил на предприятие в процессе производства соответствующего оборудования. К сортировке и сбору отходов, как и других видов ТБО, широко привлекается население. Дифференцированный сбор отходов, начавшийся в Японии в 80-е годы, уже практикуется почти повсеместно.
В США Агентством по охране окружающей среды (ЕРА) было принято в 1965 г. первое законодательное постановление о сохранении и рекуперации ресурсов (Resource Conservation and Recovery Act-RCRA), касающееся утилизации твердых и опасных отходов. К 1996г. в него были внесены 9 дополнений. В целом ЭЭО отходы подпадали под подакт по утилизации твердых отходов. В Постановлении RCRA был раздел по обращению с перезаряжаемыми батареями, содержащими ртуть. В 2006г. ЕРА приняло постановление о переработке катодно-лучевых трубок, в основном используемых в телевизорах и компьютерах. К 2011г. в 25-ти штатах США были приняты законодательные постановления о cборе и переработке (рециклировании) ЭЭО отходов, а также об отказе от использования опасных веществ при их производстве. Эти законодательные акты и законы охватывают 65% населения США. В 2006г. ЕРА приняло Программу регулирования отходов ЭЭО (EPA's Regulatory Program for «E-Waste»). Регулирование отходов ЭЭО на федеральном уровне в США отсутствует.
В Европейском Союзе регулирование электронных отходов осуществляется в соответствии с Директивой по электрическим и электронным отходам ( Directive 2002/96/ EC of the European Parliament and of the Council of 27 January 2003 on waste electrical and electronic equipment (WEEE) и Директивой 2002/95/ЕС по ограничению применения некоторых опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании. Directive2002/95/EC of the European Parliament and of the Council of 27 January 2003 on the restriction of the use of certain hazardous substances in electrical and electronic equipment ^о^). Директива WEEE относится к процессу вторичного использования оборудования и материалов после переработки и регламентирует принцип распределения ответственности за сбор, переработку и рекуперацию отходов между странами-участицами, распространителями и производителями.
Ее цель состоит в возложении ответственности за потенциально опасные отходы производства в рамках ЕС на производителей ЭЭО. Она обязывает производителей
утилизировать отходы вместо удаления их на свалку. Производители электрических и электронных приборов обязаны при их маркировании указывать отдельно, когда и как они должны быть утилизированы. Требования WEEE распространяются на следующую продукцию: бытовые приборы и оборудование, IT и телекоммуникационное оборудование, осветительные прибор и системы, игрушки и спортивный инвентарь, торговые автоматы. Они не распространялась на медицинское оборудование и инструменты мониторинга и контроля, а также оборудование промышленной автоматики. Большое внимание уделено сортировке и раздельному сбору вышедших из употребления электрических и электронных приборов. Конечный потребитель и дистрибьютор могут возвращать отходы бесплатно. Производитель может устанавливать и реализовывать систему возврата отработанного оборудования. К концу 2006 г.должна была быть достигнута норма раздельного сбора электронных отходов на среднюю массу прибора частных владельцев бытового оборудования в среднем 4 кг на жителя. Производители должны создавать систему рекуперации электрических и электронных отходов. К концу 2006г. норма рекуперации должна была составлять не менее 80% на среднюю массу крупногабаритных бытовых приборов и торговых автоматов, 70% для малогабаритных бытовых приборов, осветительных приборов , электронных инструментов, развлекательного оборудования и спортивного инвентаря, оборудования для мониторинга и контроля; 75% в случае ИТ и телекоммуникационного оборудования и приборов для пользователей. На тот же период норма повторного использования и переработки ( рециклинга ) на средний вес прибора должна была составлять не менее 80% для разрядных ламп, 75% для крупногабаритных бытовых приборов и торговых автоматов, 50% на малогабаритные бытовые приборы, осветительных приборов, электронных инструментов, развлекательного оборудования и спортивного инвентаря, оборудования для мониторинга и контроля, 65% для ИТ и телекоммуникационного оборудования и приборов для пользователей.
Директива RоНS по ограничению некоторых опасных вещества распространяется на те же электротехнические и электронные отходы, что и Директива WEEE. Директива RоНS ограничивает использование опасных веществ в электротехническом и электронном оборудовании. Цель Директивы заключается в ограничении вероятности загрязнения окружающей среды в ходе переработки или утилизации на свалках указанных опасных веществ. С 1 июля 2006 г. ртуть, свинец, кадмий, шестивалентный хром, по-либромированные бифенилы и полибромированные дифениловые эфиры должны замещаться альтернативными веществами. Поскольку не всегда было возможным полно-
Disposal
у/ - удаление, / ликвидация - любая / операция,
f не являющейся рекуперацией,
даже если эта операция 1 имеет в качестве вторичного действия восстановление вещества \ или энергии.
стью заменить указанные вещества, был введен толерантный уровень 0,1 % для свинца, ртути и шестивалентного хрома, полибромированных бифенилов и полибромированных дифениловых эфиров, 0.01% для кадмия. Дополнительно дан перечень видов применения, в которых запрещенные вещества могут применяться в ограниченных пределах. производители будут нести ответственность за вторичную переработку и утилизацию такого оборудования. Несоблюдение директивы RоНs влечет за собой серьезные штрафы и судебное преследование. Директива RоНS затрагивает интересы производителей и поставщиков электрического и электронного оборудования, торговых посредников, дистрибьюторов, импортеров и экспортеров. Производители электрического и электронного оборудования для ЕС обязаны декларировать соответствие директиве RоНS всех частей, компонентов и материалов, которые они используют в производстве. Импортер оборудования в свою очередь должен запрашивать у поставщика аналогичную декларацию. Приведение технологий производства в соответствии с требованием директивы является сложным и трудоемким процессом, влекущим за собой изменение производственных процессов и требующим значительных затрат. Несмотря на то, что процесс перехода на новые технологии сложен, многие производители ЭЭО объявили о готовности к переходу на требования RоНS. Так, Panasonic Electric Works of America с 2006г. объявила о том, что все изделия, входящие в каталог фирмы, не содержат cвинец, если не указаны дополнительные условия. Компания Texas Instruments полностью соблюдает требования Директивы RоНS. C 1989 г. из производства полупроводниковых приборов стал исключаться свинец. Основная альтернатива-сплав никель-палладий-золото. На сегодняшний день около 98% продукции компании производится с применением этого сплава.
Проблемы электрических и электронных отходов стоят на повестке дня международных конвенций по химическим веществам и химической безопасности. В рамках Базельской конвенции в 2010 г. предпринята разработка технического руководства , ка-
44
Токсикологический вестник № 2 (i i з)
сающегося электрических и электронных изделии и их отходов и разграничения между отходами и не-отходами. ( не-отходы включают временное хранение на территории производителя, временное хранение в местах, находящихся под контролем производителя, и временное хранение в точках сбора отходов). Правила управления отходами для конкретных изделиИ будут включаться в соответствующие руководства, например по персональным компьютерам или мобильным телефонам.
В марте 2011г Секретариаты ЮНИДО, БазельскоИ и Стокгольмской конвенции организовали в Вене семинар по опасным веществам , содержащимся и выделяемым ЭЭО на протяжении их жизненного цикла. Семинар был проведен в соответствии с резолюцией П/4 Второй Международной конференции по регулированию химических веществ. На семинаре были рассмотрены следующие вопросы: изъятие по возможности опасных химических веществ из производства ЭЭО; содействие введению Расширенной ответственности производителей (Extended Producer Responsibility) по применению опасных веществ в производстве ЭЭО; обеспечение безопасности на производстве при демонтаже, переработке (рециклинге) изделий; укрепление надлежащей инфраструктуры (потенциалы) для адекватного регулирования использования опасных веществе в производстве ЭЭО на протяжении всей цепочки его жизненного цикла и передача технологий развивающимся странам и странам с переходной экономикой; состояние и перспективы сотрудничества правительственных органов, частного сектора и научных учреждений в этой области на национальном уровне и на уровне международных соглашений ЮНЕП, Базельской, Стокгольмской и Роттердамской конвенций; создание дорожной карты для последующего рассмотрения на 3-ей Международной конференции по регулированию химических веществ в отношении глобальных действий в части «зеленой химии», обмена информацией по электрическому и электронному оборудованию и его отходам, переработки и обезвреживания опасных веществ, содержащихся в ЭЭО; подготовка международной конвенции по ртути, проведение дальнейших научных исследований, сбора и распространения информации об опасных веществах , содержащихся в ЭЭО. Рекомендации семинара будут предложены на рассмотрение и утверждение 3-ей Международной конференции по регулированию химических веществ в 2013г.
В России проблема сбора и переработки электронных отходов стоит так же остро, как и в других странах. По данным Росстата в 2010 г. в России находилось в эксплуатации 31 млн. компьютеров. Учитывая увеличение оборачиваемости этой техники, объем их отходов резко возрастает. На переработку попадает только 8 % электрических и электронных отходов; 15% извлеченных фракций вовлекается в хозяйственный оборот. Остальное уходит на свалку с остальным потоком ТБО, что, учитывая химический состав ЭЭО, оказывает негативное воздействие на здоровье населения и состояние окружающей среды. Только в Москве ежегодно более 130 тыс. тонн этих отходов поступают на свалки. Проблемы утилизации электрических и электронных отходов в России были обсуждены на международной научно-практической конференции ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию) в Москве в ноябре 2011 г., организованной Минприроды России. В России точные данные об образовании и утилизации отходов электрического и электронного оборудования отсутствуют. Определение их объема осуществляется по экспертным оценкам и на основе частных методик. Не существует нормативных актов по контролю и содействию экологически безопасному регулированию этого вида отходов. В 1998г. был принят Федеральный закон об отходах производства и потребления, В 2007 г. была разработана и утверждена его новая редакция. С начала 2010 г. законодательно запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Также запрещается захоронение отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья. К таким отходам отнесены отходы электрического и электронного оборудования . Однако не определен законодательно порядок их сбора, транспортировки, переработки и утилизации. Принят целый ряд других законов о регулировании отходов, в том числе на региональном уровне. В частности, в 2005 г. вступил в силу закон г. Москвы об отходах производства и потребления в г. Москве. Однако они зачастую не работают. Отсутствует достаточная производственная база для переработки отходов ЭЭО и распределение ответственности (в том числе материальной) между сторонами, участвующими в процессе сбора , переработки и вторичного использования ЭЭО. В указанных нормативно-правовых документах электрические и электронные отходы не выделены отдельно в системе твердых бытовых отходов (ТБО). Законодательное и нормативно-правовое обеспечение в стране не соответствует существующим экономическим условиям и современным научным подходам к рациональному использованию сырьевых и материальных ресурсов. Предлагаемые меры по улучшению ситуации включают обязательное требование о раздельном сборе ЭЭО, создание органа государственной исполнительной власти, уполномоченного разработать и контролировать систему обращения с отходами, включая ЭЭО отходы, определение ответственности товаропроизводителей, определение ответственности органов местного самоуправления за сбор, отсортировку, переработку отходов, нормативно-правовое обеспечение этих процессов.. Вопросы утилизации отходов все чаще являются предметом рассмотрения Правительства РФ. В частности следует обратить внимание на поручение президента от 2010г. правительству РФ разработать федеральные законы в области обращения с отходами в целях уменьшения их количества и более эффективного вовлечения материалов их переработки в хозяйственный оборот. Это напрямую связано политикой сбережения ресурсов. В России стоит задача совершенствования законодательного и нормативно-правового обеспечения обращения с отходами, выделив при этом в отдельный комплекс электрические и электронные отходы. При этом необходимо учитывать современные международные требования к сбору, переработке и захоронению отходов на свалках, в том числе и ЭЭО. Надо иметь в виду, что решение проблем, связанных с ЭЭО, имеет важное значение для соблюдения требований международного сотрудничества, в том числе торговых отношений, и обязательств Российской в рамках конвенций по защите здоровья населения и охране окружающей среды, членом которых она является.
Re-use - любая операция, в результате которой продукт или его компонент, не являющиеся отходами, снова используются для тех же целей, для которой они были предназначены
Виноградова А.А. ФБУЗ «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора»
45
Treatment
/ - обработка-
' означает операцию
по восстановлению или уничтожению, включая подготовку к восстановлению или уничтожению
46
Токсикологический вестник № 2 (11 з)
^^ Recycling
- означает ' процесс, в результате которого отработанный материал перерабатывается в продукт, материал или вещество для первоначальной или других ч целей.
47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области обращения с отходами производства и потребления.» Научно-производственное предприятие»Экотром». http://www.econom.ru/ analitmater4.htm
2. «Утилизация электронных отходов: современное состояние и предпосылки развития». Журнал «Твердые бытовые отходы», № 12, 2010.
3. «Техническое регулирование в сфере обращения с промышленными отходами в России и Европе». С.А.Хохлявин, ФГУ «Урфлтест», Екатеринбург. И.П. Епифанов, Уральский филиал Академии стандартизации, метрологии и сертификации. Г. Екатеринбург. Журнал «Экология и промышленность России», ноябрь 2005.
4. «Международная научно-практическая конференция» «Современные подходы к решению проблем переработки и утилизации отходов электрического и электронного оборудования» www.unido.org
5. International workshop on hazardous substances within the life-cycle of electric and electronic products. 29-31 March 2011. http://www.basel.int/latestadd.html
6. Waste electrical and electronic equipment/ http://www.europa.eu/legislation_summaries/ environment/waste_management/1210_enhtm
7. Resource Conservation and Recovery Act (RCRA),US. http://www.eoearth.org/article/ Resource Conservation _ and Recovery _Act_(RCRA), United States
8. International workshop on hazardous substances within the life-cycle of electric and electronic products. SafePlanet. http://safepla.net/event-worksop.html
9. Electronic waste in Japan. Wikipedia, http://en.wikipedia.org/wiki/Electrobic_waste_in_
Japan
10. Hazardous Waste Management System:Moification of the Hazardous Waste Program; Cathode Ray Tubes. http://www. epa.gov/fedrgstr/EPA-WASTE/2006/July/Day-28/f6490.htm
11. Что такое ROHS/WEEE? Olympus. Your Vision, Our Future/ http://www.innovsys.ru
12. State legislation. States are passing E-waste Legislation. http://www.electronicstakeback. com/promote-good-laws/state-legislation
13. «Глобальные проблемы электронных отходов. 27.02.2010 »Экология окружающей среды. http://www.eco-mir.net/show/4851
14. «Директивы ROHS и WEEE». ООО «Интерия электронные компоненты» http:/interia-ek.ru/go/23/html
15. EPA's New figures Show most E-waste still getting trashed. http://www.electronicstakeback.
48