СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНОВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Л.И. Саубанова, соискатель кафедры экономической географии и методики ее обучения ТГГПУ
Национально-региональный компонент содержания образования, как методическая проблема, нашел свое отражение в работах: А.В.Даринского, В.А. Ивановского,
Л.Ф.Греханкиной, И.Т.Гайсина, И.Н.Кор-нева, В. Г. Капустина, С.Н.Позд-няка, А.С.Тайсина, З.А.Хусаинова,
Ш.Ш.Галимова, Г.С.Самигуллиной,
Г.В.Лисичкина и других исследователей. По мнению этих ученых национальнорегиональный компонент позволяет, с одной стороны, определить содержание образования с учетом становления, самоопределения, саморазвития личности в условиях конкретного региона и, с другой стороны, содействовать формированию у учащихся целостного представления о системе «человек - природа - общество» на примере отдельного региона. Региональный краеведческий материал, являясь наиболее значимым и доступным для учащихся способствует реализации идей гуманизации и делает процесс обучения личностно ориентированным. В настоящее время именно национальнорегиональный компонент включает ту часть современного содержания образования, которую ранее называли патриотической и позволяет делать то, что В.А.Сухомлинский в свое время называл «воспитание в процессе обучения» [1].
Регионоведческий потенциал отражен в Государственном образовательном стандарте. Его реализация тесно связана с развитием регионоведческого образования, цель которого - познакомить учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания, и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. Выполнение дан-
ной задачи невозможно без усвоения регио-новедческих знаний и привития региональной культуры.
Вопросы регионализации образования касаются всех предметов естественнонаучного цикла: географии, биологии, химии, физике, экологии и т.д. При этом синтезирующую роль должен сыграть школьный курс географии - единственный учебный предмет, который по мнению известных педагогов И.В.Душиной, Г.А.Понуровой,
Е.А.Таможней, в центр своих исследований ставит фундаментальные законы пространственной организации географической оболочки, взаимодействие природы и общества, он способствует решению многих проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях [2, 3].
При отборе регионального содержания образования в школе необходимо помнить, что структуру данной системы представляет взаимосвязанная совокупность следующих элементов: цель, элементы содержания,
обучающиеся и обучающие, средства, формы и методы обучения.
Целью регионоведческого образования в школе является обеспечение знаний, умений и навыков, способствующих формированию профессиональных качеств будущих специалистов в соответствии с современными и перспективными требованиями к ним, конкретными условиями развития региона, социальным заказом общества. К будущим специалистам, кроме наличия профессиональных знаний, выдвигаются такие требования, как:
- наличие прочных региноведческих знаний, способность к применению и творческой переоценке имеющегося опыта;
- наличие высокой региональной культу-
ры;
- понимание своей ответственности за принимаемые решения для достижения устойчивого социально-экономического развития региона;
- соблюдение норм природоохранной деятельности.
Пользуясь теорией содержания общего среднего образования, сформулированной И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, рассмотрим основные структурные элементы содержания регионоведческого образования -знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоциональноценностного отношения к миру, к деятельности.
Регионоведческие знания включают в себя законы и закономерности формирования и функционирования природной и социально-экономической систем конкретной территории с учетом исторических, природно-ресурсных, демографических, религиозных, национальных, экологических, политико-правовых особенностей региона. В структуре регионоведческого знания велика роль эмпирических знаний, что способствует формированию у учащихся конкретных образов изучаемых объектов и явлений.
Регионоведческие умения представлены в программе в виде перечня того, что должен уметь учащийся, а также в виде заданий для практических работ, важная задача которых - формирование способов деятельности с учетом условий конкретного региона.
Третий элемент содержания образования
- опыт творческой деятельности, предполагает становление творческой и инициативной личности, способной к определению проблемы и ее решению с учетом условий конкретного региона. Таковыми могут быть экологические, народнохозяйственные проблемы, проблема трудовых ресурсов и другие.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности определяет отношение человека к окружающей действительности, его социальную позицию и основные жизненные ценности.
За основу в отборе содержания образования взята структура, предлагаемая уче-ными-географами при изучении географии родного края. В условиях перехода общества к парадигме устойчивого развития, избавления от противоречий, связанных с противопоставлением человека природе, содержание регионоведческого образования должно решать задачи духовнонравственного становления личности.
Формирование системы знаний, умений и навыков, а также овладение способами деятельности неразрывно связано с развитием личностных качеств. Отсюда социальное самоопределение личности и ее ядра -профессионального самоопределения - является существенной частью реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении. Выполнение данного условия возможно только при адаптации личности к окружающему социуму, что предполагает знание особенностей региона, в котором ты живешь. Кроме того, социальное самоопределение личности связано с реализацией концепции профильного образования.
Таким образом, можно предъявить следующие требования к содержанию регионального образования в школе как целостной концептуальной системе:
- определение цели регионоведческого образования школьников и выделение в качестве системообразующего фактора развитие социального самоопределения личности ученика;
- обеспечение преемственности в содержании образования, в его отборе в соответствии с требованиями образовательных стандартов и определение их школьного компонента, в том числе с учетом предпро-фильной и профильной подготовки учащихся;
- обеспечение фундаментальности знаний по дисциплинам за счет реализации принципа интеграции в обучении, в развитии общеучебных знаний, умений и навыков;
- организация мониторинга качества образования на основе комплекса критериев,
учитывающих федеральный и школьный компоненты образовательных стандартов, а также развитие социального и профессионального самоопределения личности;
- создание целостной образовательной системы, которая учитывает образовательные задачи, реализуемые общеобразовательным учреждением и социальную реальность окружающего социума, как среды, соединяющего людей друг с другом.
Основными принципами отбора регио-новедческого содержания являются прин-
ципы целостности, системности, преемственности, вариативности, интеграции, самоактуализации, индивидуальности.
Регионоведческие вопросы входят в программы многих учебных предметов, однако процесс регионализации содержания образования протекает стихийно [1]. Нами предлагается систематизация содержания регио-новедческих курсов.
Таблица 1
Регионоведческое содержание образования отдельных учебных предметов
Учебный предмет Регионоведческое содержание
География Особенности природы и хозяйства региона
История и общест-вознание Особенности истории социально-экономического, общественнополитического, культурного развития региона. Особенности и закономерности функционирования современного общества (в том числе региона), права и обязанности гражданина, гаранты их осуществления.
Биология Знание особенностей растительного и животного мира региона, жизнедеятельности собственного организма с учетом географических особенностей региона. Роль биологической науки в развитии сельского хозяйства, медицины и промышленности региона.
Химия Круговорот химических элементов в природе. Промышленное получение химических веществ. Охрана окружающей среды от загрязнений. Организация встреч с учеными местных учебных заведений и научных организаций, ознакомление с достижениями химии и ее практического применения в повседневной жизни, сельском хозяйстве, медицине и промышленности.
Физика Физическая природа и причины явлений, наблюдаемых в регионе. Охрана окружающей среды от загрязнений. Организация встреч с учеными местных учебных заведений и научных организаций, ознакомление с достижениями физики и ее практического применения в повседневной жизни, сельском хозяйстве, медицине и промышленности.
ОБЖ Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера, наиболее характерных для данного региона
Реализация регионального содержания образования предполагает использование активных методов обучения, существенное увеличение доли самостоятельной и практической деятельности учащихся, особое место в которой принадлежит проектной работе, как форме раз-
вития исследовательских навыков личности.
Мы считаем, что модель выпускника, в результате реализации данной модели регионоведческого содержания образования с учетом образовательных задач, решаемых конкретным образовательным
учреждением, будет отличаться высокой культурой, творческой направленностью личности, повышенным уровнем развития интеллектуальных способностей, на-
выков самообразования, глубокими познаниями для продолжения образования и может выглядеть следующим образом (рис. 1):
Модель регионоведческой подготовки выпускников школы
1 г 1 Г і г 1 г
Знания, умения и Познавательная Здоровье Культура лич -
навыки - и ) деятельность 4 И » І И ^ ности, жизненная и
личности нравственная по-
зиции
знать региональные Самостоятельность Формирование навы- Формирование ре-
аспекты изучаемых мышления, ее инно- ков здорового образа гиональной культуры
объектов, их свойст- вационная направ- жизни с учетом этно- личности, коммуни-
ва, явлений; ленность; стремление культурных тради- кативности и адап-
уметь действовать и к творческому поис- ций, а также имею- тивной самооценки,
принимать решение ку, к научно- щихся природных культуры общения,
на основе имеющих- исследовательской ресурсов стремления самосо-
ся знаний с учетом деятельности вершенствоваться
условий конкретной
ситуации
І І І I
Выпускник должен быть самостоятельным, уметь принимать решения с учетом конкретной ситуации и условий региона, брать на себя ответственность, уметь учиться овладевать новыми способами деятельности
Литература:
Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980. - 174 с.
Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М.: 1996. - 192 с. Таможня Е.А. Реализация историко-
географического подхода в процессе изучения географии России. Н География в школе. - 1998. - №1. - с. 61.
Лисичкин Г.В. Проблемы преподавания естественнонаучных дисциплин в школе Н Педагогика, 2006. №“7. с. 49-54.