Научная статья на тему 'Содержание процесса социального воспитания в педагогическом наследии Я. Корчака'

Содержание процесса социального воспитания в педагогическом наследии Я. Корчака Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИГРА / ОБЩЕНИЕ / SOCIAL UPBRINGING / GAME / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Надежда Викторовна

В статье рассматриваются основные взгляды Я. Корчака на содержание процесса социального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social upbringing process content in Janusz Korczaks pedagogic heritage

Basic views of J.Korczak on social upbringing process content are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Содержание процесса социального воспитания в педагогическом наследии Я. Корчака»

кции согласования личных и абсолютных ценно- ний развития личности, «защитного механизма»,

стей, предвосхищения деструктивных направле- творческого насыщения жизни.

УДК 37.013

Ушакова Надежда Викторовна

Детский сад № 712, г. Москва nadia11@land.ru

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Я. КОРЧАКА

В статье рассматриваются основные взгляды Я. Корчака на содержание процесса социального воспитания. Ключевые слова: социальное воспитание, игра, общение.

Социальная политика РФ направлена на подготовку ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности. Современная социально-педагогическая ситуация детства заставляет искать новые, более эффективные психолого-пе-дагогические подходы, нацеленные на приведение методов социального воспитания в соответствие с запросами общества. В этом смысле изучение педагогического наследия Януша Корчака в области социального воспитания помогает выявить и соотнести закономерности социализации ребенка в прошлом и настоящем.

Корчак настоящий труженик, ведущий диалог в довоенном и сегодняшнем мире. Им написаны тысячи страниц литературных произведений, педагогических исследований, накоплена статистика здоровья, развития и социального воспитания детей на протяжении нескольких десятилетий в детских домах для сирот.

Януш Корчак рассматривал содержание процесса социального воспитания ребенка в трех сферах: деятельности, общения и самопознания. Развитие ребенка, по его мнению, это присвоение им социального опыта в ходе организованной «разумным воспитателем» деятельности. «Я обязан дать возможность израсходовать энергию, ... дать ребенку всё солнце, весь воздух, всю доброжелательность ...» [8, с. 411]. Он созвучен принципу Л. С. Выготского развития в деятельности. Корчак считает, что ходе исторического развития идет удлинение детства и одновременное ускорение темпов психического развития на более ранних стадиях. «Продлеваются годы упорной учебы, все больше школ, экзаменов, печатного слова» [8, с. 7].

Он описывает социальное воспитание в процессе различных видов деятельности. Особое зна-

чение по Корчаку имеет деятельность, присущая каждому возрасту. В раннем возрасте важны предметные действия, игра - в дошкольном, учеба и отношения в школе. Что сближает его понимание основ воспитания и развития с концепции ведущей деятельности А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эль-конина.

Корчак настаивает на необходимости близкого эмоционального общения младенца и матери, первой ступеньки социального воспитания: «Как наивна радость матери, что она поняла первую неясную речь ребенка, угадала путаные, недоговоренные слова!.. А язык плача и смеха, язык взгляда и губ сковородочкой, язык движений и сосания?.. Не отрекайся от этих ночей!» [8, с.44]. «Дитя мое, ты - подлинный смысл моей жизни, трепетное воспоминание, нежная печаль, надежда и опора», - пишет в «Молитве матери» [9]. Он раскрывает развитие чувства эмпатии у матери: «В эти ночи может родиться дивный союзник, ангел-хранитель ребенка - интуиция материнского сердца, ясновидение, которое состоит из пытливой воли, зоркой мысли, неомраченных чувств» [8, с. 45]. И если мать «не переводит ребенка в дальнюю комнату с няней», «не живет опытом печатного слова», а «следует себе» и интересам своего ребенка, то сама растет от простого сочувствия и сопереживания к содействию. Его описание развития младенца сродни характеристикам Томаса Бауэра, исследователя в области психологии младенческого возраста.

Подобно Д.Б. Эльконину Корчак описывает критические моменты социального воспитания при переходе из одного эпохи в другую, при этом не затрагивает кризисов между периодами. «В кривой развития ребенка есть и весны, и затишья осени, периоды и напряженного труда, и отдыха в целях доделки. Младенец, утраивающий

за год исходный вес, имеет право на отдых. Молниеносный путь, который проделывает его психическое развитие, дает ему право забыть кое-что из того, что он уже имел или знал и что мы преждевременно записали в прочные завоевания» [8, с. 91]. Второй кризис - школьный. Социальная адаптация к школе рассматривается им как совокупность психической и физической готовности. Он так описывает процесс дезадаптации при невозможности занять социальную позицию ученика: «Физически - это изменения к худшему во внешности, сне, аппетите, пониженная сопротивляемость болезням, проявление скрытых наследственных изъянов, плохое самочувствие. Психически - это чувство одиночества, душевный разлад, враждебное отношение к окружающим, предрасположенность к моральным инфекциям, бунт врожденных склонностей против навязываемого воспитания» [8, с. 136].

В дошкольном возрасте на первом месте в социальном воспитании, по его мнению, стоит игра. «Запрет игр и забав, потому что что-то может случиться - мешает выработать активную сопротивляемость, создает затхлую атмосферу пассивности и неподвижности» [9, с. 424]. «Под влиянием спортивных игр даже драки облагородились... Не надо стыдиться играть. Важно и не то, во что играть, а как и что при этом думать и чувствовать... Для игры нужен хороший товарищ и вдохновение, а значит, свобода» [8, с. 330-331].

Корчаком составлены правила игры как инструмента социального воспитания:

«Нельзя, нельзя и еще раз нельзя мешать в игре, ничуть не меньше, чем в учебе», так как игра для него - форма практического размышления ребенка о действительности.

«Нельзя брать без разрешения чужой мяч, коробочку, палочку, камушек, так же нельзя брать без разрешения чужую ручку, тетрадь, книжку». Игрушки и предметы-заместители несут в себе ценность социальных отношений и ролей,.

«Если тебе одному не хочется, если тебе одному не нравится, отойди и не играй...» [8, с. 328]. Тем самым Корчак помогает разграничить детям реальные социальные и игровые взаимоотношения.

«Не надо стыдиться играть. Детских игр нет» [8, с. 331].

Р. А. Валеева сравнивает процесс социального воспитания ребенка в игре в наследии Я. Кор-чака и В.А. Сухомлинского. В педагогических кон-

цепциях обоих педагогов игра становится основой для развития воображения, независимости, учит сложному искусству общения, облегчает учебный процесс [2, с. 50].

Каждую эпоху он характеризует, как «положительный период - безмятежное затишье. Даже «нервные» дети делаются опять спокойными. Возвращается детская живость, свежесть, гармония жизненных функций. Есть и уважение к старшим, и послушание, и хорошие манеры; нет вызывающих тревогу вопросов, капризов, выходок. Родители опять довольны» [8, с. 138]. Корчак считает, что в период младшего школьного детства формируется иерархия социальных мотивов и ценностей: «Ребенок теперь уже знает. Знает, что не все на свете в порядке, что есть добро и зло, знание и незнание, справедливость и несправедливость, свобода и зависимость». Но мотивы эти часто социально знаемые, а не реально действующие. При этом он предостерегает родителей от кризиса подросткового возраста: «Этот этап, который может быть использован родителями для подготовки себя и ребенка к ожидающим их новым задачам, время наивного покоя и беспечного отдыха. И родители и ребенок тешат себя иллюзией, что уже столковались, преодолели трудности, тогда как. функция размножения начнет вскоре трагично осложнять все еще длящуюся функцию развития индивида - смутит душу и пойдет в атаку на тело» [8, с. 139]. Он видит причину кризисов социального развития ребенка в назревшем противоречии между новыми потребностями ребенка и старыми условиями удовлетворения.

В начальной школе ведущей деятельностью становится учеба. «Я. Корчак выдвигал гуманное требование сделать само школьное образование приемлемым для ребенка, обеспечивающим развитие его личности не на основе принуждения и насилия, а на основе принятия учебной деятельности, созвучной актуальным проблемам детей» [1, с. 17].

Корчак описывает период социального созревания подростка через «усталость, неловкость движений, леность, полусонную задумчивость, воздушность, бледность, вялость, безволие, капризы, нерешительность.» [8, с. 144]. Подросток входит в социальный мир взрослых, «их улыбки и взгляды, запреты и опасения, смущение и недомолвки, все, ранее неясное, становится теперь понятным и потрясающе выразительным». При сбоях в социализации, вызванных авторитарным

воспитанием, попустительством, притворством ребенок начинает «преследовать, разоблачать обманщиков, мстить за годы рабства, за краденое доверие, за вынужденные ласки, за выманенные признания, принудительное уважение» [8, с. 146].

В своих трудах он уделяет внимание проблеме психологического и паспортного возраста в социальном развитии ребенка. «Если мы перестанем в будущем разбивать цикл жизни на искусственные: младенец, ребенок, юноша, зрелый человек, старик, то основанием для периодизации являются уже не рост и внешнее развитие, а ещё не известное нам глубокое преобразование всего» [8, с. 90]. «Нет пограничных столбов между разными периодами жизни, это мы ставим их, так же как раскрасили в разные цвета карту мира.» [9, с. 140], считая каждый период детства особенно ценным.

Корчак считает, что взрослый должен уметь разумно руководить активностью ребенка: изменить свое отношение к нему, предоставить разумную самостоятельность, признать его возросшие возможности, дать образцы нового вида деятельности, в которой социальные потребности ребенка могут быть удовлетворены. «.Прежде чем поручить детям вымыть или натереть пол, нужно неоднократно сделать это самому и смотреть, как это делают дети, и внимательно выслушать, что они скажут. Нужно уметь выжать тряпку; нужно знать тайны матраца и соломы, прежде чем велеть ребенку гладко постелить постель.. .Можно добиться и того, что будут желать дежурить и в уборной в колонии без удобств; но нужно дать совок для песка и лопатку, чтобы загребать нечистоты, и собственным примером показать, что нет грязной работы, а любую - неряшливость сведет на нет или погубит» [7, с. 426]. Л. Кларина описывает это как суть личностноориентированной дидактики: «Фундаментальные и прикладные цели развития личности ребенка возможно реализовать посредством его субъективно-рационального и эмоционально-чувственного опыта взаимодействия с миром... при создании двух ключевых условий: развивающих заданий и создании социальных условий для педагогики самоценной активности и желания приобщиться к человеческой культуре» [6, с. 37].

Р. А. Валеева пишет, что «Корчака можно отнести к сторонникам «разумного воспитания» [3, с. 186]. Для него разумное воспитание - это бескорыстие, учет психологии ребенка и его инди-

видуальности, основанный на тщательном его изучении. Он готовил «разумных воспитателей» для социальной работы с детьми. «Принцип взаимодействия «разумности воспитания» и самовоспитания детей был одним из основополагающих принципов его сиротских домов» [4, с. 211]. В одних случаях надо учитывать социальный характер противоречий развития ребенка, в других -создавать условия для возникновения противоречий: ставить новые задачи и цели, мотивировать принять цели, помочь найти средства достижения целей, чему способствовали методы социального воспитания в Доме сирот.

В. Погренский и Ю. Турчанинов в статье «Януш Корчак и проблемы педагогического мастерства» рассматривают профессиональное сознание разумного воспитателя. Оно состоит из индивидуальной профессиональной Я-концепции, индивидуальной концепции деятельности и индивидуальной концепции воспитанника [12, с. 137].

Ясное осознание воспитательных задач, сознательная организация процесса воспитания, учет индивидуальных психо-физиологических особенностей, руководство принципов уважения личности ребенка и его прав.

По мнению Корчака, задача социального воспитания - создание условий для развития ребенка, проявление доброжелательности, терпимости, понимания. Он описывает закон Паретто, который будет действовать «и через месяц, и через год, и через пять лет». «Восемьдесят ребят ты напитал пятью минутами своего времени, десять ребят поглотили у тебя по минуте, а с двумя ты провозился почти полчаса» [8, с. 168].

Социальное воспитание ребенка происходит не только через деятельность, но и через общение, которое начинается с первого контакта малыша с матерью. Кочнов В.Ф. так описывает диалог Яну-ша Корчака со слушателями Института специальной педагогики: «Однажды Корчаку сказали, что он многому успел научить четырехлетнего малыша, недавно поступившего в «Дом сирот».

- Успел? - изумился он. - Я, наоборот, потерял четыре года! Если бы я тогда увидел первую улыбку на его лице, тогда, правда, многое успел бы» [11, с. 106]. Якубенко О.В. отмечает, что только понимание Корчаком проблем матери и ребенка, наработанное годами практики в области педиатрии и медицины, позволили ему поставить в центр развития и воспитания младенца «отношение к нему со стороны значимых лиц, в пер-

вую очередь матери. Успешность воспитания зависит от восприятия ребенка родителями как абсолютной, безотносительной ценности» [14, с. 132]. В «10 заповедях для родителей» он советует: «Люби своего ребенка любым - не талантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним -радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с нами» [7]. Безусловное принятие, ситуативно-личностное общение и понимание ценности младенческого периода сближают Кор-чака с такими исследователями как Ш. Бюлер, Ф.И. Фрадкин, Д.Б. Эльконин, М.А. Лисина, Е.О. Смирнова, З.М. Богуславская, выводят его на уровень ранней комплексной коррекции и «благоприятного прогноза» при создании здоровой и разумной социальной ситуации воспитания.

После года малышу необходимо осваивать близкое предметное окружение, и Корчак ратует за расширение опыта социального общения ребенка на фоне практической деятельности. Он выступает против комнаты маленького ребенка, возникшей из «акушерской клиники». «Двери -прищемит палец, окно - высунется и упадет, косточка - подавится, стул - опрокинет на себя, нож -порежется, палка - выколет глаз, поднял с пола коробок - заразится, спичка - ай, пожар, горит!». В условиях отсутствия социального предметного опыта, по мнению Корчака, ребенок «отрекается от каждого усилия воли», подавляется энергия, «расхищаются годы и годы жизни» [8, с. 69-70]. Убеждения Корчака сродни взглядам современных педагогов и психологов на общение ребенка раннего возраста, которое формируется на основе предметной деятельности под руководством компетентного взрослого.

Корчак так описывает расширение рамок предметного мира дошкольником, когда в ходе познавательного общения со взрослым он устанавливает взаимосвязь явлений и предметов: «Ребенок ходит на четвереньках и лает, чтобы понять, как справляется с этим собака, . тайком пробует завести часы, обрывает у мухи крылья (как она полетит?), притягивает магнитом перо, интересуется строением уха (что там за барабанная перепонка?),... Все, в чем можно убедиться самому, он хочет увидеть, проверить, испытать... бежит с зажигательным стеклом на солнце, слушает шум в раковине, бьет кремнем о кремень» [8, с. 111-112].

В шесть лет общение выходит на уровень познания социального мира, себя и взаимоотноше-

ний с другими людьми. «Ребенок, который сперва радостно скользил по поверхности жизни, не зная ее мрачных глубин, доверчивый, очаровательный вдруг пробуждается от голубого полусна» [8, с. 135].

«Традиционному воспитанию, отличающемуся верой в неограниченные возможности воспитания и авторитарными представлениями, Кор-чак предпочитает «немеханическое, неконтролируемое, непредсказуемое». Он заменяет отношения воспитателя и воспитанника диалогом между равноправными партнерами. По новому представляет Корчак и значимость опыта в социальном воспитании: он предпочитает конкретную ситуацию общения намеренной воспитательной ситуации» По мнению Зигрид Чопе-Шефлер, в педагогике Корчака постоянно присутствует «диалогическое отношение к ребенку и к его жизни» [5]. Социальное воспитание ребенка в живом диалоге (внеситуативно-личностное общение, М.А. Лисина) происходит непосредственно в каждодневном общении, участии, Совете самоуправление, свободном доступе в его кабинет, в суде и опосредованно через книги, выступлении на радио, доску объявлений, почтовый ящик, дневник. В результате чего у ребенка формируется иерархия социальных мотивов и ценностей, помогающих ему ориентироваться во внутреннем и внешнем мире на основе диалога с самим собой и другими.

Третье сферой социального воспитания ребенка является, по мнению Корчака, самопознание. Самопознание ребенка происходило через общение с компетентным взрослым, педагогами и детьми, а также организацию жизни ребенка в различных видах деятельности. «Видя во мне образец совершенства, стремясь походить на меня,... они наивно и с благодарностью настраиваются в мой тон справедливости, честности, долга. Хочется, пожалуй, предостеречь: слишком не напрягайтесь. Если даже не говоришь это, они чувствуют сами» [8, с. 412]. Корчак пишет о компетентном воспитателе: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде, чем намечаешь круг их обязанностей и прав, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить» [10, с. 43].

В ходе нашего исследования было изучено, обобщено и сопоставлено педагогическое насле-

дие Я. Корчака с содержанием процесса социального воспитания ребенка. Нами было выявлено и подтверждено, что социальное воспитание детей в таких социальных институтах как семья и дом сирот, происходит тем успешнее, чем больше «разумный воспитатель» учитывает психологические особенности возраста, основной деятельности и общения. Данные положения педагогического кредо Я. Корчака сближают его с представлениями о присвоении ребенком социально-исторического опыта: принципом Л.С. Выготского развития в деятельности, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина ведущей деятельности, генезиса общения М.И. Лисиной. Подход Я. Кор-чака к развитию самопознания у ребенка создает условия для успешного вхождения его в социум. Полноценное социальное проживание каждого возраста и развитие осознанности помогают ребенку стать воспитанным, социолизированным и культурным человеком.

Библиографический список

1. Антология гуманистической педагогики: Д. Дьюи, М. Монтессори, Я. Корчак / под ред. Г.Б. Корнетова. - М.: АСОУ, 2009.

2. Валеева Р.А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребенка // Педагогика. - 1998. - № 6. -С. 48-52.

3. Валеева Р.А. Педагогическое кредо Януша Корчака // Народное образование. - 2003. - № 9. -С. 184-196.

4. Валеева Р.А. Педагогическое кредо Януша Корчака // Народное образование. - 2003. - № 10. -С. 205-213.

5. Зигрид Чопе-Шефлер: Педагогика уважения. апреля 13, 2008 / Filed Under Корчаковские штудии. Открытый авторский институт альтернативного образования им. Я. Корчака. http:// alteredu.ru/new/blog/archives/category/knizhnaya-polka/korchakovskie-shtudii

6. Кларина Л. В русле идей Януша Корчака // Директор школы. - 1994. - N° 6. - С. 37-49.

7. Корчак Я. 10 заповедей воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.deti.zp.ua/show_article.php?a_id=1049.

8. Корчак Я. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1979.

9. Корчак Я. Как любить ребенка / пер. с польск. К.Э. Сенкевич. - Екатеринбург: У-Фак-тория; М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.

10. Корчак Я. Наедине с Богом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.koob.ru/ korczak_janush/naedine_s_bogom

11. Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

12. Памяти Корчака: Сборник статей. - М.: Российское общество Януша Корчака, Польский центр культуры в Москве, 1992.

13. Ушакова Н.В. Методы социального воспитания в педагогическом наследии Януша Кор-чака // Studia Neotera: Сб. науч. статей МГПИ. -Вып. 4. - М.: МГПИ, 2011. - С. 60-70.

14. Якубенко О.В. Неизвестное о старом докторе // Сердца, отданные детям: Материалы заоч. Все-рос. науч-практ. конф., Омск, 14-16 окт. 2008 г / под ред. С.В. Шмачилиной. - Омск: ОмГПУ 2008. -

С. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.