кции согласования личных и абсолютных ценно- ний развития личности, «защитного механизма»,
стей, предвосхищения деструктивных направле- творческого насыщения жизни.
УДК 37.013
Ушакова Надежда Викторовна
Детский сад № 712, г. Москва [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Я. КОРЧАКА
В статье рассматриваются основные взгляды Я. Корчака на содержание процесса социального воспитания. Ключевые слова: социальное воспитание, игра, общение.
Социальная политика РФ направлена на подготовку ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности. Современная социально-педагогическая ситуация детства заставляет искать новые, более эффективные психолого-пе-дагогические подходы, нацеленные на приведение методов социального воспитания в соответствие с запросами общества. В этом смысле изучение педагогического наследия Януша Корчака в области социального воспитания помогает выявить и соотнести закономерности социализации ребенка в прошлом и настоящем.
Корчак настоящий труженик, ведущий диалог в довоенном и сегодняшнем мире. Им написаны тысячи страниц литературных произведений, педагогических исследований, накоплена статистика здоровья, развития и социального воспитания детей на протяжении нескольких десятилетий в детских домах для сирот.
Януш Корчак рассматривал содержание процесса социального воспитания ребенка в трех сферах: деятельности, общения и самопознания. Развитие ребенка, по его мнению, это присвоение им социального опыта в ходе организованной «разумным воспитателем» деятельности. «Я обязан дать возможность израсходовать энергию, ... дать ребенку всё солнце, весь воздух, всю доброжелательность ...» [8, с. 411]. Он созвучен принципу Л. С. Выготского развития в деятельности. Корчак считает, что ходе исторического развития идет удлинение детства и одновременное ускорение темпов психического развития на более ранних стадиях. «Продлеваются годы упорной учебы, все больше школ, экзаменов, печатного слова» [8, с. 7].
Он описывает социальное воспитание в процессе различных видов деятельности. Особое зна-
чение по Корчаку имеет деятельность, присущая каждому возрасту. В раннем возрасте важны предметные действия, игра - в дошкольном, учеба и отношения в школе. Что сближает его понимание основ воспитания и развития с концепции ведущей деятельности А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эль-конина.
Корчак настаивает на необходимости близкого эмоционального общения младенца и матери, первой ступеньки социального воспитания: «Как наивна радость матери, что она поняла первую неясную речь ребенка, угадала путаные, недоговоренные слова!.. А язык плача и смеха, язык взгляда и губ сковородочкой, язык движений и сосания?.. Не отрекайся от этих ночей!» [8, с.44]. «Дитя мое, ты - подлинный смысл моей жизни, трепетное воспоминание, нежная печаль, надежда и опора», - пишет в «Молитве матери» [9]. Он раскрывает развитие чувства эмпатии у матери: «В эти ночи может родиться дивный союзник, ангел-хранитель ребенка - интуиция материнского сердца, ясновидение, которое состоит из пытливой воли, зоркой мысли, неомраченных чувств» [8, с. 45]. И если мать «не переводит ребенка в дальнюю комнату с няней», «не живет опытом печатного слова», а «следует себе» и интересам своего ребенка, то сама растет от простого сочувствия и сопереживания к содействию. Его описание развития младенца сродни характеристикам Томаса Бауэра, исследователя в области психологии младенческого возраста.
Подобно Д.Б. Эльконину Корчак описывает критические моменты социального воспитания при переходе из одного эпохи в другую, при этом не затрагивает кризисов между периодами. «В кривой развития ребенка есть и весны, и затишья осени, периоды и напряженного труда, и отдыха в целях доделки. Младенец, утраивающий
за год исходный вес, имеет право на отдых. Молниеносный путь, который проделывает его психическое развитие, дает ему право забыть кое-что из того, что он уже имел или знал и что мы преждевременно записали в прочные завоевания» [8, с. 91]. Второй кризис - школьный. Социальная адаптация к школе рассматривается им как совокупность психической и физической готовности. Он так описывает процесс дезадаптации при невозможности занять социальную позицию ученика: «Физически - это изменения к худшему во внешности, сне, аппетите, пониженная сопротивляемость болезням, проявление скрытых наследственных изъянов, плохое самочувствие. Психически - это чувство одиночества, душевный разлад, враждебное отношение к окружающим, предрасположенность к моральным инфекциям, бунт врожденных склонностей против навязываемого воспитания» [8, с. 136].
В дошкольном возрасте на первом месте в социальном воспитании, по его мнению, стоит игра. «Запрет игр и забав, потому что что-то может случиться - мешает выработать активную сопротивляемость, создает затхлую атмосферу пассивности и неподвижности» [9, с. 424]. «Под влиянием спортивных игр даже драки облагородились... Не надо стыдиться играть. Важно и не то, во что играть, а как и что при этом думать и чувствовать... Для игры нужен хороший товарищ и вдохновение, а значит, свобода» [8, с. 330-331].
Корчаком составлены правила игры как инструмента социального воспитания:
«Нельзя, нельзя и еще раз нельзя мешать в игре, ничуть не меньше, чем в учебе», так как игра для него - форма практического размышления ребенка о действительности.
«Нельзя брать без разрешения чужой мяч, коробочку, палочку, камушек, так же нельзя брать без разрешения чужую ручку, тетрадь, книжку». Игрушки и предметы-заместители несут в себе ценность социальных отношений и ролей,.
«Если тебе одному не хочется, если тебе одному не нравится, отойди и не играй...» [8, с. 328]. Тем самым Корчак помогает разграничить детям реальные социальные и игровые взаимоотношения.
«Не надо стыдиться играть. Детских игр нет» [8, с. 331].
Р. А. Валеева сравнивает процесс социального воспитания ребенка в игре в наследии Я. Кор-чака и В.А. Сухомлинского. В педагогических кон-
цепциях обоих педагогов игра становится основой для развития воображения, независимости, учит сложному искусству общения, облегчает учебный процесс [2, с. 50].
Каждую эпоху он характеризует, как «положительный период - безмятежное затишье. Даже «нервные» дети делаются опять спокойными. Возвращается детская живость, свежесть, гармония жизненных функций. Есть и уважение к старшим, и послушание, и хорошие манеры; нет вызывающих тревогу вопросов, капризов, выходок. Родители опять довольны» [8, с. 138]. Корчак считает, что в период младшего школьного детства формируется иерархия социальных мотивов и ценностей: «Ребенок теперь уже знает. Знает, что не все на свете в порядке, что есть добро и зло, знание и незнание, справедливость и несправедливость, свобода и зависимость». Но мотивы эти часто социально знаемые, а не реально действующие. При этом он предостерегает родителей от кризиса подросткового возраста: «Этот этап, который может быть использован родителями для подготовки себя и ребенка к ожидающим их новым задачам, время наивного покоя и беспечного отдыха. И родители и ребенок тешат себя иллюзией, что уже столковались, преодолели трудности, тогда как. функция размножения начнет вскоре трагично осложнять все еще длящуюся функцию развития индивида - смутит душу и пойдет в атаку на тело» [8, с. 139]. Он видит причину кризисов социального развития ребенка в назревшем противоречии между новыми потребностями ребенка и старыми условиями удовлетворения.
В начальной школе ведущей деятельностью становится учеба. «Я. Корчак выдвигал гуманное требование сделать само школьное образование приемлемым для ребенка, обеспечивающим развитие его личности не на основе принуждения и насилия, а на основе принятия учебной деятельности, созвучной актуальным проблемам детей» [1, с. 17].
Корчак описывает период социального созревания подростка через «усталость, неловкость движений, леность, полусонную задумчивость, воздушность, бледность, вялость, безволие, капризы, нерешительность.» [8, с. 144]. Подросток входит в социальный мир взрослых, «их улыбки и взгляды, запреты и опасения, смущение и недомолвки, все, ранее неясное, становится теперь понятным и потрясающе выразительным». При сбоях в социализации, вызванных авторитарным
воспитанием, попустительством, притворством ребенок начинает «преследовать, разоблачать обманщиков, мстить за годы рабства, за краденое доверие, за вынужденные ласки, за выманенные признания, принудительное уважение» [8, с. 146].
В своих трудах он уделяет внимание проблеме психологического и паспортного возраста в социальном развитии ребенка. «Если мы перестанем в будущем разбивать цикл жизни на искусственные: младенец, ребенок, юноша, зрелый человек, старик, то основанием для периодизации являются уже не рост и внешнее развитие, а ещё не известное нам глубокое преобразование всего» [8, с. 90]. «Нет пограничных столбов между разными периодами жизни, это мы ставим их, так же как раскрасили в разные цвета карту мира.» [9, с. 140], считая каждый период детства особенно ценным.
Корчак считает, что взрослый должен уметь разумно руководить активностью ребенка: изменить свое отношение к нему, предоставить разумную самостоятельность, признать его возросшие возможности, дать образцы нового вида деятельности, в которой социальные потребности ребенка могут быть удовлетворены. «.Прежде чем поручить детям вымыть или натереть пол, нужно неоднократно сделать это самому и смотреть, как это делают дети, и внимательно выслушать, что они скажут. Нужно уметь выжать тряпку; нужно знать тайны матраца и соломы, прежде чем велеть ребенку гладко постелить постель.. .Можно добиться и того, что будут желать дежурить и в уборной в колонии без удобств; но нужно дать совок для песка и лопатку, чтобы загребать нечистоты, и собственным примером показать, что нет грязной работы, а любую - неряшливость сведет на нет или погубит» [7, с. 426]. Л. Кларина описывает это как суть личностноориентированной дидактики: «Фундаментальные и прикладные цели развития личности ребенка возможно реализовать посредством его субъективно-рационального и эмоционально-чувственного опыта взаимодействия с миром... при создании двух ключевых условий: развивающих заданий и создании социальных условий для педагогики самоценной активности и желания приобщиться к человеческой культуре» [6, с. 37].
Р. А. Валеева пишет, что «Корчака можно отнести к сторонникам «разумного воспитания» [3, с. 186]. Для него разумное воспитание - это бескорыстие, учет психологии ребенка и его инди-
видуальности, основанный на тщательном его изучении. Он готовил «разумных воспитателей» для социальной работы с детьми. «Принцип взаимодействия «разумности воспитания» и самовоспитания детей был одним из основополагающих принципов его сиротских домов» [4, с. 211]. В одних случаях надо учитывать социальный характер противоречий развития ребенка, в других -создавать условия для возникновения противоречий: ставить новые задачи и цели, мотивировать принять цели, помочь найти средства достижения целей, чему способствовали методы социального воспитания в Доме сирот.
В. Погренский и Ю. Турчанинов в статье «Януш Корчак и проблемы педагогического мастерства» рассматривают профессиональное сознание разумного воспитателя. Оно состоит из индивидуальной профессиональной Я-концепции, индивидуальной концепции деятельности и индивидуальной концепции воспитанника [12, с. 137].
Ясное осознание воспитательных задач, сознательная организация процесса воспитания, учет индивидуальных психо-физиологических особенностей, руководство принципов уважения личности ребенка и его прав.
По мнению Корчака, задача социального воспитания - создание условий для развития ребенка, проявление доброжелательности, терпимости, понимания. Он описывает закон Паретто, который будет действовать «и через месяц, и через год, и через пять лет». «Восемьдесят ребят ты напитал пятью минутами своего времени, десять ребят поглотили у тебя по минуте, а с двумя ты провозился почти полчаса» [8, с. 168].
Социальное воспитание ребенка происходит не только через деятельность, но и через общение, которое начинается с первого контакта малыша с матерью. Кочнов В.Ф. так описывает диалог Яну-ша Корчака со слушателями Института специальной педагогики: «Однажды Корчаку сказали, что он многому успел научить четырехлетнего малыша, недавно поступившего в «Дом сирот».
- Успел? - изумился он. - Я, наоборот, потерял четыре года! Если бы я тогда увидел первую улыбку на его лице, тогда, правда, многое успел бы» [11, с. 106]. Якубенко О.В. отмечает, что только понимание Корчаком проблем матери и ребенка, наработанное годами практики в области педиатрии и медицины, позволили ему поставить в центр развития и воспитания младенца «отношение к нему со стороны значимых лиц, в пер-
вую очередь матери. Успешность воспитания зависит от восприятия ребенка родителями как абсолютной, безотносительной ценности» [14, с. 132]. В «10 заповедях для родителей» он советует: «Люби своего ребенка любым - не талантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним -радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с нами» [7]. Безусловное принятие, ситуативно-личностное общение и понимание ценности младенческого периода сближают Кор-чака с такими исследователями как Ш. Бюлер, Ф.И. Фрадкин, Д.Б. Эльконин, М.А. Лисина, Е.О. Смирнова, З.М. Богуславская, выводят его на уровень ранней комплексной коррекции и «благоприятного прогноза» при создании здоровой и разумной социальной ситуации воспитания.
После года малышу необходимо осваивать близкое предметное окружение, и Корчак ратует за расширение опыта социального общения ребенка на фоне практической деятельности. Он выступает против комнаты маленького ребенка, возникшей из «акушерской клиники». «Двери -прищемит палец, окно - высунется и упадет, косточка - подавится, стул - опрокинет на себя, нож -порежется, палка - выколет глаз, поднял с пола коробок - заразится, спичка - ай, пожар, горит!». В условиях отсутствия социального предметного опыта, по мнению Корчака, ребенок «отрекается от каждого усилия воли», подавляется энергия, «расхищаются годы и годы жизни» [8, с. 69-70]. Убеждения Корчака сродни взглядам современных педагогов и психологов на общение ребенка раннего возраста, которое формируется на основе предметной деятельности под руководством компетентного взрослого.
Корчак так описывает расширение рамок предметного мира дошкольником, когда в ходе познавательного общения со взрослым он устанавливает взаимосвязь явлений и предметов: «Ребенок ходит на четвереньках и лает, чтобы понять, как справляется с этим собака, . тайком пробует завести часы, обрывает у мухи крылья (как она полетит?), притягивает магнитом перо, интересуется строением уха (что там за барабанная перепонка?),... Все, в чем можно убедиться самому, он хочет увидеть, проверить, испытать... бежит с зажигательным стеклом на солнце, слушает шум в раковине, бьет кремнем о кремень» [8, с. 111-112].
В шесть лет общение выходит на уровень познания социального мира, себя и взаимоотноше-
ний с другими людьми. «Ребенок, который сперва радостно скользил по поверхности жизни, не зная ее мрачных глубин, доверчивый, очаровательный вдруг пробуждается от голубого полусна» [8, с. 135].
«Традиционному воспитанию, отличающемуся верой в неограниченные возможности воспитания и авторитарными представлениями, Кор-чак предпочитает «немеханическое, неконтролируемое, непредсказуемое». Он заменяет отношения воспитателя и воспитанника диалогом между равноправными партнерами. По новому представляет Корчак и значимость опыта в социальном воспитании: он предпочитает конкретную ситуацию общения намеренной воспитательной ситуации» По мнению Зигрид Чопе-Шефлер, в педагогике Корчака постоянно присутствует «диалогическое отношение к ребенку и к его жизни» [5]. Социальное воспитание ребенка в живом диалоге (внеситуативно-личностное общение, М.А. Лисина) происходит непосредственно в каждодневном общении, участии, Совете самоуправление, свободном доступе в его кабинет, в суде и опосредованно через книги, выступлении на радио, доску объявлений, почтовый ящик, дневник. В результате чего у ребенка формируется иерархия социальных мотивов и ценностей, помогающих ему ориентироваться во внутреннем и внешнем мире на основе диалога с самим собой и другими.
Третье сферой социального воспитания ребенка является, по мнению Корчака, самопознание. Самопознание ребенка происходило через общение с компетентным взрослым, педагогами и детьми, а также организацию жизни ребенка в различных видах деятельности. «Видя во мне образец совершенства, стремясь походить на меня,... они наивно и с благодарностью настраиваются в мой тон справедливости, честности, долга. Хочется, пожалуй, предостеречь: слишком не напрягайтесь. Если даже не говоришь это, они чувствуют сами» [8, с. 412]. Корчак пишет о компетентном воспитателе: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде, чем намечаешь круг их обязанностей и прав, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить» [10, с. 43].
В ходе нашего исследования было изучено, обобщено и сопоставлено педагогическое насле-
дие Я. Корчака с содержанием процесса социального воспитания ребенка. Нами было выявлено и подтверждено, что социальное воспитание детей в таких социальных институтах как семья и дом сирот, происходит тем успешнее, чем больше «разумный воспитатель» учитывает психологические особенности возраста, основной деятельности и общения. Данные положения педагогического кредо Я. Корчака сближают его с представлениями о присвоении ребенком социально-исторического опыта: принципом Л.С. Выготского развития в деятельности, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина ведущей деятельности, генезиса общения М.И. Лисиной. Подход Я. Кор-чака к развитию самопознания у ребенка создает условия для успешного вхождения его в социум. Полноценное социальное проживание каждого возраста и развитие осознанности помогают ребенку стать воспитанным, социолизированным и культурным человеком.
Библиографический список
1. Антология гуманистической педагогики: Д. Дьюи, М. Монтессори, Я. Корчак / под ред. Г.Б. Корнетова. - М.: АСОУ, 2009.
2. Валеева Р.А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребенка // Педагогика. - 1998. - № 6. -С. 48-52.
3. Валеева Р.А. Педагогическое кредо Януша Корчака // Народное образование. - 2003. - № 9. -С. 184-196.
4. Валеева Р.А. Педагогическое кредо Януша Корчака // Народное образование. - 2003. - № 10. -С. 205-213.
5. Зигрид Чопе-Шефлер: Педагогика уважения. апреля 13, 2008 / Filed Under Корчаковские штудии. Открытый авторский институт альтернативного образования им. Я. Корчака. http:// alteredu.ru/new/blog/archives/category/knizhnaya-polka/korchakovskie-shtudii
6. Кларина Л. В русле идей Януша Корчака // Директор школы. - 1994. - N° 6. - С. 37-49.
7. Корчак Я. 10 заповедей воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.deti.zp.ua/show_article.php?a_id=1049.
8. Корчак Я. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1979.
9. Корчак Я. Как любить ребенка / пер. с польск. К.Э. Сенкевич. - Екатеринбург: У-Фак-тория; М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.
10. Корчак Я. Наедине с Богом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.koob.ru/ korczak_janush/naedine_s_bogom
11. Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
12. Памяти Корчака: Сборник статей. - М.: Российское общество Януша Корчака, Польский центр культуры в Москве, 1992.
13. Ушакова Н.В. Методы социального воспитания в педагогическом наследии Януша Кор-чака // Studia Neotera: Сб. науч. статей МГПИ. -Вып. 4. - М.: МГПИ, 2011. - С. 60-70.
14. Якубенко О.В. Неизвестное о старом докторе // Сердца, отданные детям: Материалы заоч. Все-рос. науч-практ. конф., Омск, 14-16 окт. 2008 г / под ред. С.В. Шмачилиной. - Омск: ОмГПУ 2008. -
С. 28-32.