УДК 330 (075.8)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
С.В. ЖУКОВ
(Азовский технологический институт (филиал) Донского государственного технического университета)
Проведен анализ особенностей и тенденций развития новой экономики, определены место и роль системы образования в структуре неоэкономики. Исследованы важнейшие экономические категории сферы образования с позиций развития производственных процессов в вузе.
Ключевые слова: новая экономика, структура, сфера образования, производственный процесс, образовательное учреждение.
Введение. Неоэкономика представляет собой новую парадигму развития современной экономической системы. В работах западных и российских экономистов неоэкономика первоначально определялась как динамично развивающийся сектор информации и коммуникаций [1], так называемый сектор информационных и телекоммуникационных технологий. Однако в настоящее время все большее внимание уделяется другой важнейшей детерминанте экономической системы - инновационному развитию, основанному на информационных, технологических и социальных инновациях.
Переход к неоэкономике обусловлен воздействием НТР, качественными преобразованиями в системе производительных сил общества на основе кардинального изменения материально-технической базы производства и роли в нем человеческого капитала. В связи с этим новую экономику называют также «экономикой знаний».
Сфера образования в структуре новой экономики. Структура новой экономики характеризуется нетрадиционным делением на производство и потребление, а разделением ее на сектора: производителей и пользователей информационно-телекоммуникационных и других передовых технологий. При этом пользователями являются все отрасли и звенья, использующие эти технологии для производства собственного продукта. Фундаментальное отличие неоэкономики в том, что процесс использования, потребления результатов информационного производства одновременно является производством интеллектуального продукта. Капитал компании в инновационной экономике все больше определяется нематериальными активами, источником прибыли становятся инновационные идеи и разработки. В результате деления на производителей и пользователей инновационных технологий происходит обновление процесса организации производства в целом, формируются структурные подсистемы «новой экономики».
В настоящее время в среде экономистов нет единства мнений по-поводу структуры формирующейся неоэкономики. Тем не менее, многие авторы сходятся во мнении об определяющей роли отраслей, основанных на новых технологиях - информационных, микро- и нано-, био-, робототехники. Ряд авторов относит данные отрасли не к элементам новой экономики, а к ее материальной инфраструктуре, создающейся другими секторами. Это объясняется тем, что структура затрат в указанных отраслях позволяет относить эти отрасли к традиционным, т.е. к отраслям с преобладающей долей материального капитала. В то же время высокотехнологичные отрасли образуют «пространство возможностей для «мягких» технологий новой экономики» [2].
Наряду с ними выделяются следующие сегменты неоэкономики: образование; наука; интеллектуальные услуги. Последний сегмент включает информационно-аналитические, консультационные, маркетинговые услуги и др. В России неоэкономика разделена на два сегмента, которые характеризуются совершенно различной институциональной структурой.
Вестник ДГТУ. 2011. Т. 11, № 8(59), вып. 2
Первый сегмент - наука и образование пока в значительной степени организованы как затратные отрасли и поэтому их институциональная перестройка становится приоритетной задачей перехода к инновационному развитию. Второй сегмент, представленный информационно-телекоммуникационными технологиями и производством интеллектуальных услуг, функционирует по законам рынка и практически без участия государства в собственности.
По подсчетам специалистов размеры неоэкономики в России составляют в 8,5-10% ВВП, доля структурных элементов: образование - 5-5,5%, информационно-технологический сектор -1,0-1,2%, наука и инновационный сектор - 1,5-2%, интеллектуальные услуги - 1,2-1,5% [2].
Важнейшей задачей обеспечения эффективного функционирования инновационной экономики выступает наращивание интеллектуального потенциала страны и формирование высококвалифицированного человеческого капитала. Центральное место в решении этой задачи призвана сыграть система образования, занимающая наибольший удельный вес в структуре современной «экономики знаний».
В условиях перехода к постиндустриальному обществу традиционный подход к социальной сфере и, в частности, к образованию как системе общественных отношений, направленных только на удовлетворение социальных потребностей населения и связанное с ним представление о том, что эта сфера не производит, а лишь потребляет национальный доход, подверглись существенной корректировке.
Отправной точкой этого являются взгляды К. Маркса о том, что отношения, складывающиеся в непроизводственной сфере, обусловлены отношениями материального производства, лишь на основе и за счет которого эта сфера может существовать и развиваться. В современном процессе производства, выступающем «как технологическое применение науки», «производительным трудом будет всякий такой труд, который входит в производство товара (производство охватывает все акты, через которые должен пройти товар от первичного производителя до потребителя), каким бы ни был этот труд - физическим или нефизическим (научным), а непроизводительным трудом будет такой труд, который не входит в производство товара и целью которого производство товара не является» [3].
К. Маркс расширил понятие производительного труда, введя понятие совокупного работника и раскрыв сущность изменения его структуры под воздействием НТР. Совокупный работник, в соответствии с марксистской трактовкой, включает в себя всю совокупность работников, занятых общественно полезным трудом в производственной и непроизводственной сферах. Для того чтобы трудиться производительно, нет необходимости непосредственно прикладывать свои руки, достаточно быть органом совокупного рабочего, выполнять одну из его подфункций. Данное выше первоначальное определение производительного труда, выведенное из самой природы материального производства, всегда сохраняет свое значение в применении к совокупному рабочему, рассматриваемому как одно целое. Но оно не подходит более к каждому из его членов, взятому в отдельности [3].
Теории общественного сектора и теории общественного благосостояния, разработанные экономической наукой Запада, не содержат анализа труда, создающего общественные блага. Однако в их основе лежит классический традиционный подход, согласно которому в непроизводственной сфере стоимость не создается, а лишь уничтожается, поэтому они исходят из распределения и перераспределения стоимости, произведенной в материальном производстве - доходов, необходимых для покрытия социальных издержек.
В качестве исходной экономической модели выступает механизм рыночной стоимостной эквивалентности применительно к социальной сфере. В соответствии с основными теоремами экономической теории благосостояния, как отмечают Э.Б. Аткинсон и Дж.Э. Стиглиц, «если такая экономика является экономикой с совершенной конкуренцией и если в ней существует полный набор рынков..., тогда, полагая, что равновесие существует, она достигает эффективности по Па-рето; т.е. никто не может повысить свое благосостояние без того, чтобы не ухудшить благосостояния кого-то другого» [4]. В соответствии с концепцией распределяемого излишка М. Алле, по-
тенциально высвобождаемый (по мере технического перевооружения и лучшего использования имеющихся ресурсов) труд является потенциальным излишком и служит критерием эффективности экономики. Оптимум при распределении имеющегося излишка достигается лишь тогда, когда улучшение благосостояния одних приводит к улучшению положения всех [5]. Величина ресурсов образования, обеспечивающего условия воспроизводства человека и его духовное развитие, индивидуальное и общественное благосостояние, определяется, таким образом, производительными возможностями общества.
Становление современной системы хозяйствования выявило ограничения анализа в рамках традиционного классического и марксистского подходов. В процессе постиндустриальной трансформации общества произошли кардинальные сдвиги в структуре общественного производства, при этом функции социальной сферы, равно как масштабы и уровень ее развития, претерпели коренные изменения. Модель трехсекторной экономики, выдвинутая К. Кларком [6], подверглась корректировке: чтобы подчеркнуть огромное значение производства и распространения знаний, науку и образование стали выделять в особый сектор, отдельный от третичного (прочие услуги). Как отмечает В. Медведев, сегодня «общепризнано, что сердцевину, своего рода, мейн-стрим, постиндустриальной трансформации общества составляет качественное изменение роли человеческого фактора как субъекта и движущей силы социально-экономического прогресса» [7].
Если в условиях классической индустриальной экономики ведущую роль в общественном воспроизводстве играло производство средств производства (первое подразделение воспроизводства согласно марксистской теории), то в новых условиях эта роль обеспечивается воспроизводством человеческого потенциала, и, прежде всего, сферой образования. Можно согласиться с А.В. Бузгалиным и А.И. Колгановым в том, что в новой экономике образование становится своего рода подразделением общественного воспроизводства. Подобно машиностроению, создававшему в индустриальном мире средства производства для производства предметов потребления и определявшему уровень развития экономики, в постиндустриальном мире образование «производит» креативный потенциал личности и «человеческие качества», являющиеся главным средством производства информации, определяя тем самым уровень развития неоэкономики [8].
Основным экономическим ресурсом, детерминирующим динамичный стабильный рост, выступает человеческий капитал. Человеческий капитал - это мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Она охватывает все качественные характеристики человека: интеллектуальные, физические, психологические, моральные, личностные, как врожденные, так и приобретенные, отражающиеся на его доходах. К важным компонентам человеческого капитала относятся потенциал трудовой мобильности человека, его репутация, запас мотиваций, а также уровень потребностей, неразвитость которых снижает ресурсы личности.
Человеческий капитал становится важнейшим элементом сферы образования. Производственные процессы, основанные на воспроизводстве человеческого капитала, занимают центральное место в деятельности современных образовательных учреждений. Каждое образовательное учреждение может рассматриваться как экономический субъект: оно осуществляет процесс производства образовательных благ, использует ограниченные ресурсы, оптимизирует затраты, взаимодействует с другими субъектами рыночной экономики, применяет современные экономические механизмы в своей деятельности.
Автором дано следующее определение производственных процессов в учреждении высшего профессионального образования (вузе). Под производственными процессами в вузе будем понимать совокупность взаимосвязанных мероприятий, задач, направленных на создание образовательной услуги для потребителей, включающих создание организационно-экономических форм, структур, возникающих между элементами вуза (подразделениями, службами, профессорско-преподавательским составом, центрами принятия решений) на основе их связей в процессе основной и вспомогательной деятельности вуза.
На рис.1 представлено содержание производственных процессов учреждения образования (образовательного комплекса).
Подсистемы
Производственные процессы
Образовательные процессы
Производство благ
Частных
Смешанных
Общественных
\
\
\
Организационно-техническая
Правовая
Социальная
Экономическая
Формирование, сохранение, развитие способностей к труду
Передача знаний, Умений, навыков
Взаимодействие с субъектами рынка
1
Инвестиции
Высшее, послевузовское Уровень развития производительных сил
профессиональное образование ч и производственных отношений
к \ / ✓ ✓ * Уровень образования в производстве
Начальное, среднее образование
Рис.1. Содержание производственных процессов учреждения образования
Каждое образовательное учреждение может рассматриваться как экономический субъект, осуществляющий процесс производства образовательных благ, который использует ограниченные ресурсы, оптимизирует затраты, взаимодействует с другими субъектами рыночной экономики, применяет современные экономические механизмы в своей деятельности.
Образовательный процесс, определяемый законодательством как реализация образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся, воспитанников, многими экспертами рассматривается как процесс преобразования обучаемого в выпускника - специалиста, получившего определенное образование [9]. Последнее означает, что сущность образовательного процесса - это одновременно процесс производства и потребления образовательных услуг, результатом которого является обучаемый - выпускник, потребивший эти образовательные услуги.
Стандарт образованна:
Управленческий Персонал Педагогический
персонал инфраструктуры персонал
Рис.2. Условия, необходимые для образовательного процесса
Комплекс условий, необходимых для образовательного процесса, определяется требованиями образовательного стандарта, что, в соответствии с представлениями С.А. Белякова [9], иллюстрирует рис.2.
Заключение. Управление стратегическим развитием производственных процессов в вузе должно отражать современные тенденции неоэкономики. Это, прежде всего, процесс адаптации отдельных образовательных учреждений к изменению социально-экономических, технологических и образовательных факторов и возникновения новых форм взаимоотношений между субъектами образовательной системы и экономики. Библиографический список
1. Muldur U. L'allocation des capitaux dans le processus global d'innovation est-elle optimal en Europe?; Complément A in Politiques industrielles pour l'Europe? Rapport CAF // La Documentation française. - 2000. - №26.
2. Россия: формирование институтов новой экономики / Я.И. Кузьминов [и др.] ; отв. ред. Е.Г. Ясин // Модернизация экономики России: Социальный контекст: В 4 кн. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - С. 119.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. 4.2. - С.206; Т.26. Ч.3. - С.449. Т.46. 4.2. - С.516-517.
4. Аткинсон Э.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора / Э.Б. Аткин-сон, Дж.З. Стиглиц. - М., 1995. - С.19.
5. Алле M. Условия эффективности в экономике / M. Алле. - М., 1998. - С.40-41.
6. Clark C. Condition of Economic Progress. London, 1940.
Вестник ДГТУ. 2011. Т. 11, № 8(59), вып. 2
7. Медведев В.А. Современные тенденции в социальной сфере и российские реалии /
B.А. Медведев // Матер. конф. по итогам российско-канадского проекта по публичной политике УКГФ. - М., 2005.
8. Бузгалин А.В. Глобальный капитал / А.В. Бузгалин, А.И. Колганов. - М.: УРФФ, 2004. -
C.83.
9. Беляков С.А. Финансирование системы образования в России: монография / С.А. Беляков. Сер. «Управление. Финансы. Образование». - М.: МАКС Пресс, 2006. - 304 с.
Материал поступил в редакцию 14.10.2011. References
1. Muldur U. L'allocation des capitaux dans le processus global d'innovation est-elle optimal en Europe?; Complément A in Politiques industrielles pour l'Europe? Rapport CAF // La Documentation française. - 2000. - #26.
2. Rossiya: formirovanie institutov novoj e"konomiki / Ya.I. Kuz"minov [i dr.] ; otv. red. E.G. Yasin // Modernizaciya e"konomiki Rossii: Social"ny"j kontekst: V 4 kn. - M.: Izdatel"skij dom GU VSHE", 2004. - S.119. - In Russian.
3. Marks K., E"ngel"s F. Soch. T.46. 4.2. - S.206; T.26. Ch.3. - S.449. T.46. 4.2. - S.516-517. - In Russian.
4. Atkinson E".B. Lekcii po e"konomicheskoj teorii gosudarstvennogo sektora / E\B. Atkinson, Dzh.Z. Stiglicz. - M., 1995. - S.19. - In Russian.
5. Alle M. Usloviya e"ffektivnosti v e" konomike / M. Alle. - M., 1998. - S.40-41. - In Russian.
6. Clark C. Condition of Economic Progress. London, 1940.
7. Medvedev B.A. Sovremenny"e tendencii v social"noj sfere i rossijskie realii / B.A. Medvedev // Mater. konf. po itogam rossijsko-kanadskogo proekta po publichnoj politike UKGF. - M., 2005. - In Russian.
8. Buzgalin A.V. Global"ny"j kapital / A.V. Buzgalin, A.I. Kolganov. - M.: URFF, 2004. - S.83. -In Russian.
9. Belyakov S.A. Finansirovanie sistemy" obrazovaniya v Rossii: monografiya / S.A. Belyakov. Ser. «Upravlenie. Finansy". Obrazovanie». - M.: MAKS Press, 2006. - 304 s. - In Russian.
MANUFACTURING PROCESS CONTENT IN EDUCATION UNDER NEW ECONOMY
S.V. ZHUKOV
(Azov Technological Institute, branch of Don State Technical University)
Some characteristics and trends of the new economy development are analyzed. The place and role of the educational system in the structure of neo-economy is specified. Some essential economic categories for the sphere of education from the perspective of the production processes in the higher educational institution are investigated. Keywords: new economy, structure, sphere of education, manufacturing process, educational institution.