УДК 15 + 37(082)
А. В. Бунтова
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье на основе системного и акмеологического подходов рассмотрено содержание профессиональной деятельности современного педагога. Раскрываются теоретические основы ключевых понятий исследования: «деятельность», «профессиональная подготовка». Показана роль мотивации в обеспечении качества профессиональной деятельности современного педагога.
Ключевые слова: педагог, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка.
Современные тенденции в обществе, динамичное развитие общеобразовательной, профессиональной и высшей школы, изменение структуры и содержания деятельности всех социальных институтов поставили перед образованием новые задачи, среди которых одной из основных является улучшение профессиональной подготовки будущих педагогов.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно определить, что смысл профессиональной подготовки выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители (педагоги).
Цели профессиональной подготовки - явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы профессиональной подготовки в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели - развитию личности в гармонии с самой собой и социумом (В. А. Сластенин [1]).
Таким образом, определяя цель профессиональной подготовки, следует учитывать то, что, обучаясь в высшем педагогическом учебном заведении, студент должен овладеть не только знаниями в области будущего предмета преподавания, но и рядом особых профессиональных умений, связанных с общением с учениками, коллегами, родителями, ему необходимо стать организатором детского сообщества, научиться быть его лидером.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства профессиональной подготовки будущих педагогов, является педагогическая деятельность как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (урокам, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.).
В психологической литературе можно встретить разные определения понятия деятельности, но большинство исследователей сходятся во мнении, что деятельность является продуктом человеческого сознания (А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов).
Деятельность человека воплощается в ее продуктах, такое воплощение или отражение ее несет в себе и отпечаток человеческих знаний и умений.
Деятельность человека продуктивна. В результате ее выполнения, где он выступает как деятель, рождается некоторый материальный или идеальный продукт, который представляет собой достояние культуры и является результатом творческой, созидательной активности человека.
Понятие деятельности, по А. Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, т.е. процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции.
Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде играло роль сознаваемых целей этих частных действий, получает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта - акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. Важнейшая особенность концепции А. Н. Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания - понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны: деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет [2].
С. Л. Рубинштейн отмечал, что деятельность является особой формой осознания, так как психика здесь рассматривается через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешне практической деятельности и сознания принимается положение, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность формирующейся в результате свертывания «внешней» практической. В соответствии с принципом детерминированности психического, сформулированным С. Л. Рубинштейном, внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся посредством эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство [3].
Особым видом деятельности является педагогическая деятельность.
Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся [4].
Объектом педагогической деятельности выступает процесс развития детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.
Предметом педагогической деятельности является организация образовательной деятельности обучающихся, направленной на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности обучающихся (В. А. Сластенин). Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности, коррекция межличностных отношений [1].
Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Ее сущность -в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В ней соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его облученности, воспитанности, развития, образованности).
Гуманитарные исследования
Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Эти знания и умения можно получить, изучая теоретическую и практическую педагогику, занимаясь самообразованием и самосовершенствованием, чтобы достигнуть высоких результатов деятельности, прийти к высокому уровню профессионализма.
При этом необходимо отметить, что, получив профессию, современный человек в течение жизни не раз должен будет пополнять свои знания, повышать квалификацию, менять профиль деятельности, может быть, менять по разным причинам и саму профессию. Он должен будет заниматься на различных курсах, в институтах повышения квалификации, получать новое или дополнительное образование.
Как и любой вид деятельности, профессиональная деятельность педагога имеет свою структуру, которая включает в себя следующие показатели: мотивацию, педагогические цели и задачи, предмет педагогической деятельности, педагогические средства и способы решения поставленных задач, продукт и результат педагогической деятельности.
Основными средствами педагогической деятельности выступают:
- научные (теоретические и эмпирические) знания, с помощью и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
- «носители» знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при организованном учителем наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.) за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
- вспомогательные средства (технические, компьютерные, графические и др).
Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются
объяснение, иллюстрация, совместная работа, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги, воспроизведение информационных потоков и др.
Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом педагогической деятельности являются развитие обучающегося, его личностное и интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание, воспитание и коррекция социализации обучающихся.
В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.
1. В целеполагающую группу входят следующие функции: ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся), информационная. Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.
2. В организационно-структурную группу входят следующие функции: конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая, оценочная.
Оценочная функция предполагает оценку педагогом:
а) поведения учащегося;
б) индивидуально-личностных особенностей учащегося;
в) академической успеваемости учащегося.
В работах Ш. А. Амонашвили отмечается особый вид деятельности - оценочная. Он говорит об обучении на содержательно-оценочной основе, следовательно, «...оценка
личности ученика социальной средой, осуществляемая в основном на базе полученных отметок, глубоко затрагивает его душу, учебная деятельность меняет свою психологическую структуру, направленность, значительное место в ней начинают занимать внешние побудители взамен внутренних» [5].
Сегодня изменилась структура и содержание деятельности всех социальных институтов, в том числе и система образования, следовательно, перед обновляющейся школой стоит совершенно определенная задача - при оптимизации обучения и воспитания, направленных на развитие личности ребенка, требуется усовершенствование оценочной деятельности педагога.
Необходим индивидуальный подход в учете качеств и личностных свойств учащихся. Он заключается в том, что учитель должен видоизменить приемы опроса и характеристики знаний в устном оценочном суждении в соответствии с индивидуальными особенностями ученика (робость, самоуверенность, способность думать быстро или медленно, сообразительность, дефекты речи и т.д.) таким образом, чтобы опрос и оценка знаний принесли максимальную пользу учащемуся подросткового возраста. Поэтому необходимо первоначально выделить критерии неповторимости и индивидуальности каждого учащегося.
Основная задача, стоящая перед современными педагогами, - это создание условий для гармоничного развития личности, подготовка подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильных взаимоотношений с учеником. При этом педагог должен оценить результаты деятельности учеников, а также научить их самих выносить объективную оценку собственной деятельности и действий своих товарищей. Оценочная деятельность оказывает воспитательное воздействие. В связи с этим необходимо рассматривать педагога и его оценочные суждения как факторы формирования индивидуально-психологических особенностей ребенка.
Подводя итог, можем сказать, что подготовка будущего специалиста в условиях высшего образования - сложный процесс, исходящий из качественно нового представления об образовательной ситуации.
Список литературы
1. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. -7-е изд. - М. : Владос, 2007. - 564 с.
2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : МГУ, 1977. - 378 с.
3. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : МГУ, 1959. - 258 с.
4. Мещеряков, А. С. Компетентность и модульность как векторы обновления профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля: инновационный аспект (часть 1) / А. С. Мещеряков, Г. С. Куприянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 1 (13) - С. 140-149.
5. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш. А. Амонашвили. - М. : Педагогика, 1984. - 297 с.
Бунтова Анна Владимировна Buntova Anna Vladimirovna
магистрант, master degree student,
Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: annabuntova@rambler.ru
УДК 15 + 37(082) Бунтова, А. В.
Содержание профессиональной деятельности современного педагога / А. В. Бунтова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 1 (5). - C. 49-52.