Научная статья на тему 'Содержание понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике'

Содержание понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная грамотность / функциональная грамотность / социальная зрелость / личностная зрелость / компоненты социальной грамотности / структура социальной грамотности / дети и подростки / педагогическая теория / soft skills / социальный контекст / social literacy / functional literacy / social maturity / personal maturity / components of social literacy / structure of social literacy / children and adolescents / pedagogical theory / soft skills / social context

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сироткин Олег Евгеньевич

Научные исследования последних лет констатируют нарушение механизма включения молодых граждан во взрослую жизнь, доминирование у современной молодежи потребительских установок. Вполне очевидно, что одним из показателей гражданского общества является стремление людей быть его полноправными членами, ответственными и способными к общественно полезной деятельности. Происходящее изменение геополитической ситуации в мире особо остро актуализировало проблему сформированности у детей и подростков социальной грамотности как особого критерия развитости социума. Потребность в решении данного вопроса определила проблему исследования, которая заключается в недостаточной изученности содержания социальной грамотности детей и подростков в современном педагогическом дискурсе и востребованностью теоретического обоснования данного термина с позиций современной социокультурной ситуации. Соответственно, цель данного исследования состоит в раскрытии понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике. В работе применялись методы исследования: анализ педагогического опыта и теоретических подходов по изучаемой проблеме, синтез, дифференциация, методы наглядного представления полученных данных. Результаты исследования: выявлено содержание социальной грамотности в педагогических научных и научно-методических исследованиях; предложены компоненты социальной грамотности. Ключевые выводы: под социальной грамотностью понимается готовность личности благополучно социализироваться в окружающей среде; обладание взаимообусловленной совокупностью знаний, умений и навыков, а также необходимых личностных качеств, обеспечивающих формирование этой готовности; социальная грамотность включает совокупность взаимосвязанных компонентов: личностного, деятельностного и рефлексивного, выделенных на основе систематизации аксиологического, средового, компетентностного и полисубъектного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the «social literacy» concept in pedagogical theory and practice

Scientific research in recent years has documented a violation of the mechanism for the inclusion of young citizens in adulthood and the dominance of consumer attitudes among modern youth. It is quite obvious that one of the indicators of civil society is the desire of people to be its full members, responsible and capable of socially useful activities. The ongoing change in the geopolitical situation in the world has particularly acutely actualized the problem of children and adolescents developing social literacy as a special criterion for the development of society. The need to solve this issue determined the research problem, which lies in the insufficient knowledge of the content of social literacy of children and adolescents in modern pedagogical discourse and the demand for a theoretical justification of this term from the standpoint of the modern sociocultural situation. Accordingly, the purpose of this research is to reveal the concept of “social literacy” in pedagogical theory and practice. The research methods used in the work are the following: analysis of teaching experience and theoretical approaches to the problem under study, synthesis, differentiation, methods of visual presentation of the data obtained. The results of the research. The content of social literacy in pedagogical scientific and scientificmethodological research has been revealed; components of social literacy have been proposed. Key conclusions: social literacy is understood as an individual’s readiness to socialize safely in the environment; possession of an interdependent set of knowledge, skills and abilities, as well as the necessary personal qualities that ensure the formation of this readiness; social literacy includes a set of interrelated components: personal, activity and reflexive, identified on the basis of systematization of axiological, environmental, competence and multi-subjective approaches

Текст научной работы на тему «Содержание понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-l-82-89

УДК 37.013.42

©2024

O.E. Сироткин

Содержание понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Российская ФеОерация

Аннотация. Научные исследования последних лет констатируют нарушение механизма включения молодых граждан во взрослую жизнь, доминирование у современной молодежи потребительских установок. Вполне очевидно, что одним из показателей гражданского общества является стремление людей быть его полноправными членами, ответственными и способными к общественно полезной деятельности. Происходящее изменение геополитической ситуации в мире особо остро актуализировало проблему сформированное™ у детей и подростков социальной грамотности как особого критерия развитости социума. Потребность в решении данного вопроса определила проблему исследования, которая заключается в недостаточной изученности содержания социальной грамотности детей и подростков в современном педагогическом дискурсе и востребованностью теоретического обоснования данного термина с позиций современной социокультурной ситуации. Соответственно, цель данного исследования состоит в раскрытии понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике. В работе применялись методы исследования: анализ педагогического опыта и теоретических подходов по изучаемой проблеме, синтез, дифференциация, методы наглядного представления полученных данных.

Результаты исследования: выявлено содержание социальной грамотности в педагогических научных и научно-методических исследованиях; предложены компоненты социальной грамотности.

Ключевые выводы: под социальной грамотностью понимается готовность личности благополучно социализироваться в окружающей среде; обладание взаимообусловленной совокупностью знаний, умений и навыков, а также необходимых личностных качеств, обеспечивающих формирование этой готовности; социальная грамотность включает совокупность взаимосвязанных компонентов: личностного, деятельностного и рефлексивного, выделенных на основе систематизации аксиологического, средового, компетентностного и полисубъектного подходов.

Ключевые слова: социальная грамотность, функциональная грамотность, социальная зрелость, личностная зрелость, компоненты социальной грамотности, структура социальной грамотности, дети и подростки, педагогическая теория, soft skills, социальный контекст

Для цитирования: Сироткин O.E. Содержание понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. Том 16, № 1. С. 82-89. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-82-89.

(ее)

O.E. Sirotkin

The content of the «social literacy» concept in pedagogical theory and practice

FSBEI HE «Don State Technical University», Rostov-on-Don, the Russian Federation

Abstract

Scientific research in recent years has documented a violation of the mechanism for the inclusion of young citizens in adulthood and the dominance of consumer attitudes among modern youth. It is quite obvious that one of the indicators of civil society is the desire of people to be its full members, responsible and capable of socially useful activities. The ongoing change in the geopolitical situation in the world has particularly acutely actualized the problem of children and adolescents developing social literacy as a special criterion for the development of society. The need to solve this issue determined the research problem, which lies in the insufficient knowledge of the content of social literacy of children and adolescents in modern pedagogical discourse and the demand for a theoretical justification of this term from the standpoint of the modern sociocultural situation. Accordingly, the purpose of this research is to reveal the concept of "social literacy" in pedagogical theory and practice. The research methods used in the work are the following: analysis of teaching experience and theoretical approaches to the problem under study, synthesis, differentiation, methods of visual presentation of the data obtained.

The results of the research. The content of social literacy in pedagogical scientific and scientific-methodological research has been revealed; components of social literacy have been proposed.

Key conclusions: social literacy is understood as an individual's readiness to socialize safely in the environment; possession of an interdependent set of knowledge, skills and abilities, as well as the necessary personal qualities that ensure the formation of this readiness; social literacy includes a set of interrelated components: personal, activity and reflexive, identified on the basis of systematization of axiological, environmental, competence and multi-subjective approaches.

Keywords: social literacy, functional literacy, social maturity, personal maturity, components of social literacy, structure of social literacy, children and adolescents, pedagogical theory, soft skills, social context

For citation: Sirotkin O.E. The content of the «social literacy» concept in pedagogical theory andpractice VestnikMajkopskogo gosudarstvennogo tehnologideskogo universiteta. 2024. Volume 16, No. 1. P. 82-89. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-l-82-89.

Введение. В современных условиях актуальной является научная проблема формирования у подрастающего поколения социальной грамотности в условиях динамично меняющейся окружающей среды. Современный мир требует от субъекта общественной жизни высочайшую активность, мобильность, адаптивность, а также принятие ответственности за свои действия. Следовательно, характерная для социума среда неопределенности при отсутствии у подростков определенных на-

выков и знаний может негативно повлиять на их личностное развитие, содействовать развитию деформации личностных смыслов и дезадаптации. Поэтому актуальной проблемой становится проблема решения формирования новых универсальных компетенций и соотвествующих им видов грамотности.

Обновление содержания образования поставило данную проблему в число востребованных среди педагогического сообщества. Это обусловлено масштабно-

стью изменений содержания образования, основные ориентиры которых отражены в новых нормативных документах: федеральных государственных образовательных стандартах, Национальном проекте «Образование», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 и др. Так, в Национальном проекте «Образование» в числе целевых показателей указан показатель «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [4]. Аналогичный целевой показатель присутствует и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, указывающий на «создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества» [7]. Следовательно, существует противоречие между запросами общества о необходимости формирования социальной грамотности у детей и подростков и реальной образовательной практикой, ориентированной преимущественно на развитие предметных знаний, умений и навыков обучающихся. Все это подтверждает острую востребованность решения обозначенной проблемы.

Основная часть. Вопросы обоснования понятия «социальная грамотность» и технологии ее формирования у детей и подростков раскрыты Е.А. Арбатской, Е.Г. Тархановой, А.Ю. Борщевской, С.И. Карповой, З.Д. Давлетшиной, Н.В. Семеновой, Дж. Артуром, Дж. Дэвисоном, М. Томпсоном, А. Феттер, Дж. Перес и др. Анализ данных исследований позволил выявить следующее: социальная грамотность рассматривается как содержательный элемент функциональной грамотности. При этом в наиболее общем виде под функциональной грамотностью понима-

ется некая способность индивида использовать приобретённые знания, умения и навыки с целью решения широкого спектра жизненных задач в различных областях. Данная категория имеет метапредмет-ный характер, выходя за рамки конкретного предмета (дисциплины), синтезируя в себе предметные знания многих наук для решения конкретной задачи [5]. Отметим, что термин «функциональная грамотность» возник во второй половине 20 века, когда на волне ликвидации безграмотности ЮНЕСКО были предложены два понятия - «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», изначально предполагающие владение субъектом базовых навыков чтения, счёта и письма, что позволяло ему решать ряд элементарных жизненных задач, связанных с его функционированием в обществе и окружающей среде [10]. В учебных заведениях начали разрабатываться и реализовывать-ся программы, идейный замысел которых базировался на постулате, согласно которому социальный контент образования лежит в плоскости двух аспектов - гражданского и политического, концентрируясь преимущественно на «политической» грамотности. Ожидания современного гражданского общества были связаны, прежде всего, с возложенной на школы функцией коррекции поведения детей и подростков в направлении привития им ценностей. Эта идея нашла отражение в программах личного и социального образования, в которых наряду с гражданским образованием делается упор на формирование ряда социальных навыков и знаний, креативного мышления для решения целого комплекса жизненных задач [10].

В представленной Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) Программе международной оценки учащихся (PISA) в качестве основных компонентов функциональной грамотности обозначены шесть направлений: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотность,

глобальные компетенции и креативное мышление (рисунок 1) [9]. Как видим, социальной грамотности касаются в той или иной степени все аспекты функциональной грамотности. Тем не менее, на наш взгляд, в настоящее время именно

дефиниция «социальная грамотность» не изучена в полной мере, несмотря на то, что данной проблеме посвящено достаточное количество работ, касающихся как педагогической теории, так и педагогической практики.

креативное мышление

глооальные компетенции

Функциональная грамотность

финансовая грамотность

читательская грамотность

естественнонаучная

грамотность

Рис. 1. Основные компоненты функциональной грамотности (по данным OECD)

(составлено по источнику 9)

Мы поддерживаем мнение П.И. Фроловой, которая, исследовав исторические корни становления понятия функциональной грамотности, указывает, что сегодня содержание этого понятия гораздо шире рамок базовых умений-навыков (читать, писать, понимать, ориентироваться) - оно затрагивает ряд сфер общественной и культурной жизни. Ученый отмечает явную тенденцию важности и востребованности учета именно ряда аспектов интеграции индивида в общество, а именно его личный вклад в его развитие, в созидательную деятельность на благо общества и др. [8]. Все это позволяет нам утверждать о смещении вектора функциональной грамотности в

направлении социальной значимости, что особым образом делает востребованными исследования, раскрывающие категорию «социальная грамотность».

Вполне очевидно, что в стремительно развивающемся мире, где с каждым годом растет число путей коммуникации, позволяющих людям достигать определенных результатов, особая роль отведена так называемым «гибким навыкам» (soft skills), помогающим взаимодействовать с окружающими, воспроизводить собственные мысли, решать жизненные задачи [11]. Именно эти навыки очень тесно связаны с социальной грамотностью, выступая как следствие формирования нового содержа-

ния функциональной грамотности (Е. А. Арбатская, Е.Г. Тарханова [1]). В свою очередь, следствием формирования социальной грамотности является социальная зрелость, под которой Н.В. Семенова понимает «интегративную качественную характеристику личности, определяющую её социальную сформированность» [6]. Социальная зрелость проявляется в: (а) принятии обучающимися социальных ценностей как личностно-значимых и понимание ими значимости своей профессии для улучшения благосостояния людей;

(б) умении работать в коллективе и бесконфликтно общаться; (в) ответственности, самостоятельности, саморазвитии, креативности, рефлексивности, способствующих осмысленному овладению профессиональной деятельностью [6]. Таким образом, наглядно взаимообусловленность трех базовых дефиниций, выявленную нами по результатам анализа научных педагогических подходов, касающихся обоснования дефиниции «социальная грамотность», можно представить следующим образом (рисунок 2):

Функциональная грамотность

Способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл - в

метапредметности, е осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее -синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи [5].

Социальная грамотность

социализироваться в изменяющейся среде; совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих развитие и становление этой готовности (И.Ю. Тарханова, Е.ВФаламеева).

Социальная зрелость

Интегративная качественнуая характеристика личности, определяющая её социальную

сформированность (Н.В. Семенова)

Рис. 2. Взаимосвязь понятий «функциональная грамотность», «социальная грамотность», «социальная зрелость» (составлено автором)

Далее остановимся более детально на трактовке понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике.

А.Ю. Борщевская и С.И. Карпова в статье «Формирование социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности» (2022) социальную грамотность рассматривают сквозь призму четырех ее компонентов: когнитивно-познавательного, эмоционально-мотиваци-онного, поведенческого и рефлексивного (рисунок 3) [2].

когнитивно-познавательный

эмоционально-мотивационный

поведенческим

рефлексивный

Рис. 3. Структура социальной грамотности по А.Ю. Борщевской и С.И. Карповой [2, с. 100]

Обобщив подходы по вопросу социальной грамотности, а также развивая идею А.Ю. Борщевской и С.И. Карповой, выделим следующие компоненты социальной грамотности.

Личностный компонент. Предусматривает наличие определенных личностных качеств, таких, как ответственность за свои поступки, а также за настоящее и будущее своего государства и народа, целеустремленность, дисциплинированность, самоот-верженость, патриотизм, инициативность и желание выражать активную гражданскую позицию, отсутствие равнодушия к судьбе окружающих, принятие судьбы Отечества как своей личной, рефлексивные качества (стремление и желание к осмыслению собственной деятельности, ее оценке и коррекции), социальная ответственность на основе духовно-нравственных ценностей народов страны, в т. ч. совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этих качеств. Уровень личностной зрелости является, по нашему мнению, основой существования социально грамотной личности.

Деятельностный компонент. Включает сформированность готовности успешно социализироваться в разных жизненных ситуациях, в т. ч. и экстремальных ситуациях; выражение активной гражданской позиции, участие в общественно-политической жизни страны, региона, местности; соблюдение социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Рефлексивный компонент. Предполагает развитость способности предвидеть последствия собственного поведения, а также оценивать возможные его результаты и последствия, умения вовремя провести коррекцию ситуации, на элементарном уровне проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие.

Методологическую основу выделения обозначенных выше структурных компо-

нентов социальной грамотности составили аксиологический, средовой, компетен-тностный, полисубъектный подходы.

Таким образом, основу содержания понятия «социальная грамотность» составляет готовность личности благополучно социализироваться в окружающей среде; обладание взаимообусловленной совокупностью знаний, умений и навыков, а также необходимых личностных качеств, обеспечивающих формирование этой готовности.

Заключение. Содержательной основой социальной грамотности является интериоризация субъектом социального контекста его жизни. В понимании автора социальная грамотность рассматривается как результат функциональной грамотности и условие развития социальной зрелости, представлена тремя связанными между собой компонентами: личностным, деятельностным, рефлексивным.

Практическая значимость результатов представленного исследования состоит в возможности их использования в воспитательной практике по обогащению содержания учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, направленного на формирование социальной грамотности обучающихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в: уточнении и дополнении дефиниции «социальная грамотность» как готовности личности благополучно социализироваться в окружающей среде; обладании взаимообусловленной совокупностью знаний, умений и навыков, а также необходимых личностных качеств, обеспечивающих формирование этой готовности; выделении компонентов социальной грамотности - личностного, деятельностного и рефлексивного, что расширяет теорию общей педагогики новыми сведениями.

Перспективными направлениями для дальнейших исследований нам представляются следующие: разработка более подробной компетентностной карты соци-

альной грамотности у детей и подростков, выявление значимости социальной практики в развитии социальной грамотности, разработка комплексной оценки (уровней, диагностических процедур и методик) ее

сформированности, создание компетен-тностной модели педагога по развитию социальной грамотности у обучающихся в различных видах учебной и внеучебной деятельности и др.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Арбатская Е.А., Тарханова Е.Г. Исследование содержания понятия soft-skills // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 5. - С. 905-924.

2. Борщевская А.Ю., Карпова С.И. Формирование социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности // Гаудеамус. 2022. Т. 21, № 4. - С. 96-104.

3. Давлетшина З.Д. Развитие социальной зрелости обучающихся в процессе общественно полезной деятельности // Вестник НЦБЖД. 2023. № 2 (56). - С. 13-18.

4. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// minobrnauki.gov.ru/files/NP_Obrazovanie.htm (дата обращения 20.11.2023).

5. Сборник информационных и методических материалов для педагогов [Электронный ресурс]. М., 2020. URL: https://fтс.hsc.ru/data/2020/06/29/1610374147/СБОРНИК%20ИНФ.%20 МАТЕРИАЛОВ .pdf (дата обращения: 19.11.2023).

6. Семенова Н.В. Концепция развития социальной зрелости обучающихся профессиональной образовательной организации [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN519.pdf (дата обращения: 19.11.2023).

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL: http://static. government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB .pdf (дата обращения 22.11.2023).

8. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23).-С. 179-185.

9. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. OECD, 2019. OECD Publishing [Электронный ресурс]. Paris, 2019. 308 p. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/b25efab8-en.pd f?expires=1696848060&id=id&accname=guest&checksum=D4131A100F0CE4147C8CA595DC15 E6D5 (дата обращения 22.11.2023).

10. Arthur J., Davison J. Social literacy and citizenship education in the school curriculum // Curriculum Journal. 2010. V. 11, No.l. P. 9-23.

11. Thompson M., Fetter A., Perez J. College Student Psychological Distress: Relationship to Self-Esteem and Career Decision Self-Efficacy Beliefs // Career Development Quarterly. 2019. No. 67 (4). P. 282-297.

REFERENCES:

1. Arbatskaya E.A., Tarkhanova E.G. Study of the content of the concept of soft-skills // Creative Economy. 2020" Vol. 14, No. 5. P. 905-924.

2. Borshchevskaya A.Yu., Karpova S.I. Formation of social literacy of junior schoolchildren in extracurricular activities // Gaudeamus. 2022. V. 21, No. 4. P. 96-104.

3. Davletshina ZD. Development of social maturity of students in the process of socially useful activities // Bulletin of the National Center for Railways. 2023. No. 2 (56). P. 13-18.

4. National project "Education" [Electronic resource]. Access mode: https://minobrnauki.gov.ru/ files/NP_Obrazovanie.htm (access date: November 20, 2023).

5. Collection of information and methodological materials for teachers [Electronic resource]. M., 2020. URL: https://finc.hse.ru/data/2020/06/29/1610374147/COLLECTION%20INF.%20MATERI-ALS.pdf (access date: 19.11.2023).

6. Semenova N.V. Concept of development of social maturity of students of a professional educational organization [Electronic resource] //World of Science. Pedagogy and Psychology. 2019. V. 7, No. 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN519.pdf (access date: 19.11.2023).

7. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025 [Electronic resource]: approved, by order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB. pdf (accessed November 22, 2023).

8. Frolova P.I. On the issue of the historical development of the concept of «Functional literacy» in pedagogical theory and practice // Human Science: Humanitarian Research. 2016. No. 1 (23). P. 179-185.

9. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. OECD, 2019. OECD Publishing [Electronic resource]. Paris, 2019. 308 p. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/b25efab8-en.pdf? expires=1696848060&id=id&accname=guest&checksum=D4131A100F0CE4147C8CA595DC15E 6D5 (accessed 22.11.2023).

10. Arthur J., Davison J. Social literacy and citizenship education in the school curriculum // Curriculum Journal. 2010. V. 11, No. 1. P. 9-23.

11. Thompson M., Fetter A., Perez J. College Student Psychological Distress: Relationship to Self-Esteem and Career Decision Self-Efficacy Beliefs // Career Development Quarterly. 2019. No. 67(4). P. 282-297.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interest

Информация об авторе

Олег Евгеньевич Сироткин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Образование и педагогические науки»

ФГБОУ ВО «Донской государственный технически!! университет », г. Ростов-на-Дону Российская Федерация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: ol. sirotkin201 Ofxtyandex. ru тел.: +7(928)1432424

Information about the author

OlegE. Sirotkin, PhD (Pedagog.), Associate pro fessor, the Department of Education and Pedagogical Sciences,

FSBEHE «Don State Technical University», Rostov-on-Don, the Russian Federation e-mail: ol. sirotkin201 Oixfyandex. ru, tel.: +7(928)1432424

Поступила в редакцию 18.11.2023 Поступила после доработки 28.12.2023 Принята к публикации 28.12.2023 Received 18.11.2023 Revised 28.12.2023 Accepted 28.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.