Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ SOFT SKILLS В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ'

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ SOFT SKILLS В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / конкурентоспособный выпускник / soft skills / личностные качества / модель 4К / обучение иностранному языку / higher education / competitive graduate / soft skills / personal qualities / 4C model / foreign language training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкова Ирина Игоревна

В статье автор рассматривает суть и содержание понятия soft skills и его роль в успешной профессиональной деятельности менеджеров, а также приводит требования к специалистам в сфере менеджмента. Описываются особенности языковой подготовки студентов факультета Между на род ного бизнеса МГИМО МИД России. Автор соотносит наиболее популярную классификацию soft skills 4C и компетенции, содержащиеся в Обра зо ва тель ном стандарте МГИМО МИД России, друг с другом. Особое внимание уделяется перечню навыков, которые необходимо развивать в процессе языковой подготовки студентов для эффективного общения, лидерства, командной работы и решения конфликтов. В исследовании описываются методы и формы обучения, способствующие интеграции soft skills в учебный процесс студентовменеджеров, чтобы в будущем повысить их конкурентоспособность на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SOFT SKILLS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL LANGUAGE TRAINING OF FUTURE MANAGERS

The article examines the concept of soft skills and their role in the successful professional development of managers, as well as the requirements for specialists in the fi eld of management. The author describes the language training peculiarities of the International Business Faculty at MGIMO University. The author correlates the most popular classifi cation of soft skills 4C and the competencies contained in the MGIMO Educational Standard of the Ministry of Foreign Affairs of Russia with each other. Particular attention is given to the list of skills that need to be developed during the language training of students for effective communication, leadership, teamwork, and confl ict resolution. The study describes the methods that promote the integration of soft skills into the educational process of management students, aiming to enhance their competitiveness in the labor market in the future.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ SOFT SKILLS В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ»

climate in primary schools implementation of self-regulated learning. School Effectiveness and School Improvement. 2019. D0i:10.1080/09243453.2019.1672758.

12. Taranto D., Buchanan M. T. Sustaining Lifelong Learning: A Self-Regulated Learning (SRL) Approach [Электронный ресурс] // Discourse and Communication for Sustainable Education. Vol. 11. No. 1. 2020, P. 5-15. URL: https://doi.org/10.2478/dcse-2020-0002. (дата обращения: 11.05.2024).

13. Maslow A. Motivation and personality. N. Y., 1954. 322 p.

References

1. Grishenkova E. G. Amplifikacija universal'nosti kak integrativnoj harakteristiki professional'noj kompetentnosti budushhego specialista-lingvista v tehnicheskom vuze. Avtoref. ... kand. ped. nauk [Amplification of universality as an integrative characteristics of the prospective linguist-specialist's professional competence at a technical college. Extended Abstract of a Ph. D. Thesis]. Ulyanovsk, 2012, 26 p. (In Russian).

2. Trojanskaja S. L. Osnovy kompetentnostnogo podhoda v vysshem obrazovanii. Uchebnoe posobie [Fundamentals of the competence approach in higher education]. Izhevsk, 2016, 176 p. (In Russian).

3. Kirginceva N. S. Didakticheskie informacionnye sredy v vysshem obrazovanii. Monografija [Didactic information environments in higher education. Monography]. Voronezh, 2022, 226 p. (In Russian).

4. Stepin V. S. Klassika, neklassika, postneklassika: kriterii razli-chenija [Classics, nonalessics, postnonclassics: distinction criteria]. Postneklassika: filosofija, nauka, kul'tura, Saint Petersburg, 2009, рp. 249-295. (In Russian).

5. Stepin V. S. Samorazvivajushhiesja sistemy i postneklassiches-kaja racional'nost' [Self-developing systems and postnonclassical rationality]. Voprosy filosofii, 2003, no. 8, рp. 5-17. (In Russian).

6. Beloshickij A. V., Kirginceva N. S., Nechaev S. A. Teoreticheskie osnovy samostojatel'noj uchebnoj raboty v obrazovatel'noj srede: filosofskij aspekt [Theoretical foundations of independent learning at an educational environment: philosophy approach]. Sovre-

mennye naukoemkie tehnologii, 2018, no. 12-1, pp. 242-247. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37295 (accessed 11.05.2024). (In Russian).

7. Kirginceva N. S., Nechaev S. A. Prakseologicheskie, siste-motehnicheskie i sinergeticheskie osnovy proektirovanija didak-ticheskih informacionnyh sred dlja vysshego professional'nogo obrazovanija [Praxeologicalm, systematic and synergetic foundations of professional higher education didactic information environments' design]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2014, no. 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=16643 (accessed 11.05.2024). (In Russian).

8. Nechaev S. A. Proektirovanie didakticheskih informacionnyh sred i metodika ih primenenija v vysshem professional'nom obrazovanii. Dis. ... kand. ped. nauk [Didactic information environments' design and methods of application for professional higher education. Ph. D. Thesis]. Stavropol, 2006, 156 p. (In Russian).

9. Gur'e L. I. Ispol'zovanie tezaurusov v proektirovanii pedagog-icheskoj podgotovki prepodavatelej tehnicheskih vuzov v sisteme poslediplomnogo obrazovanija [The use of thesauruses in designing the pedagogic training of technical universities lecturers within the framework of postgraduate training]. Educational Technology & Society, no. 4 (4), 2001, pp. 63-65. (In Russian).

10. Gur'e L. I. Proektirovanie pedagogicheskih system. Ucheb. posobie [Pedagigic systems design]. Kazan, 2004, 212 p. (In Russian).

11. De Smul M., Heirweg S., Devos G., Van Keer H. It is not only about the teacher! A qualitative study into the role of school climate in primary schools implementation of self-regulated learning. School Effectiveness and School Improvement, 2019. DOI: 10.1080/09243453.2019.1672758. (In English).

12. Taranto D., Buchanan M. T. Sustaining Lifelong Learning: A Self-Regulated Learning (SRL) Approach. Discourse and Communication for Sustainable Education, vol. 11, no. 1, 2020, pp. 5-15. DOI: https://doi.org/10.2478/dcse-2020-0002. (In English).

13. Maslow A. Motivation and personality. New York, 1954, 322 p. (In English).

УДК /UDC 378

DOI 10.54509/22203036_2024_3_122 EDN LACBSQ

Пашкова Ирина Игоревна

преподаватель кафедры английского языка № 4, аспирант кафедры педагогической культуры и управления в образовании, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации», г. Москва

Pashkova Irina I.

Lecturer of the English Department no. 4,

Moscow State Institute of International Relations (University)

of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,

Moscow

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ SOFT SKILLS В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

THE CONCEPT OF SOFT SKILLS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL LANGUAGE TRAINING OF FUTURE MANAGERS

Аннотация. В статье автор рассматривает суть и содержание понятия soft skills и его роль в успешной профессиональной деятельности менеджеров, а также

приводит требования к специалистам в сфере менеджмента. Описываются особенности языковой подготовки студентов факультета Международного бизнеса

МГИМО МИД России. Автор соотносит наиболее популярную классификацию soft skills 4C и компетенции, содержащиеся в Образовательном стандарте МГИМО МИД России, друг с другом. Особое внимание уде -ляется перечню навыков, которые необходимо развивать в процессе языковой подготовки студентов для эффективного общения, лидерства, командной работы и решения конфликтов. В исследовании описываются методы и формы обучения, способствующие интеграции soft skills в учебный процесс студентов-менеджеров, чтобы в будущем повысить их конкурентоспособность на рынке труда.

Abstract. The article examines the concept of soft skills and their role in the successful professional development of managers, as well as the requirements for specialists in the field of management. The author describes the language training peculiarities of the International Business Faculty at MGIMO University. The author correlates the most popular classification of soft skills 4C and the competencies contained in the MGIMO Educational Standard of the Ministry of Foreign Affairs of Russia with each other. Particular attention is given to the list of skills that need to be developed during the language training of students for effective communication, leadership, teamwork, and conflict resolution. The study describes the methods that promote the integration of soft skills into the educational process of management students, aiming to enhance their competitiveness in the labor market in the future.

Ключевые слова: высшее образование, конкурентоспособный выпускник, soft skills, личностные качества, модель 4К, обучение иностранному языку.

Keywords: higher education, competitive graduate, soft skills, personal qualities, 4C model, foreign language training.

Введение

Изменения в современном мире неизбежно ведут к новым требованиям к качеству подготовки студентов вузов. Конкурентным преимуществом на рынке труда обладают те специалисты, которые способны адаптироваться к изменениям, постоянно обновлять знания, работать в режиме многозадачности. Развитие технологий и цифровизация в предпринимательской деятельности значительно повышают требования к квалификации выпускников. Soft skills («мягкие» навыки, гибкие навыки), наличие развитого эмоционального интеллекта последние несколько лет находятся в тренде требований к управленцам всех уровней. Чем больше задач выполняется с помощью компьютера, тем выше ценятся человеческие качества, такие как способность работать в команде, эмпатия, творческий подход. Soft

skills не зависят от специфики профессиональной деятельности специалистов, но ценятся работодателями в разных сферах. Кандидаты, которые ими обладают, получают конкурентное преимущество и возможность помогать формировать соответствующие профессиональные навыки своим коллегам.

Цель исследования - раскрыть суть и содержание понятия soft skills в рамках языковой подготовки студентов-менеджеров.

Задачи исследования:

- проанализировать подходы к определению и классификации soft skills;

- изучить требования ФГОС к выпускникам направления «Международный менеджмент»;

- составить перечень soft skills, выходящих на первый план в рамках обучения студентов-менеджеров английскому языку.

Научная новизна и практическая значимость представленного в рамках данной статьи исследования заключаются в аргументации роли «мягких навыков» в профессиональной деятельности будущих менеджеров и предложениях по совершенствованию этих навыков в педагогической практике языковой подготовки студентов.

Методология

Методологической основой исследования являются системный, личностный и деятельностный подходы. Использование системного подхода обусловлено изучением понятия soft skills в рамках целостной языковой подготовки студентов в вузе. Личностный подход в исследовании обеспечивает развитие необходимых навыков обучающихся в процессе языковой подготовки, опираясь на использование средств дифференцированного обучения.

Деятельностный подход обосновывается принципами субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в процессе формирования soft skills при обучении иностранному языку студентов-бакалавров.

В рамках указанных походов определяются следующие методы теоретического исследования: анализ понятия soft skills, требований к выпускникам программы «Международный менеджмент»; синтез (соотнесение Образовательного стандарта МГИМО с классификацией soft skills и формулирование перечня soft skills студентов-менеджеров).

Теоретической базой исследования послужили работы В. И. Шипилова [1], А. И. Ивониной, О. Л. Чула-новой, Ю. М. Давлетшиной [2], Л. К. Раицкой, Е. В. Тихоновой [3], Н. В. Увариной, А. В. Савченкова [4], Д. С. Ерма-

кова [5], Н. Ю. Мамонтовой [6] и др., раскрывающие суть и содержание понятия soft skills.

Развитие теории soft skills и их систематизации началось со сферы менеджмента и управления. В 1974 г. психолог и социолог Роберт Кац пришел к выводу, что для управления менеджерам необходимо обладать тремя видами навыков. Концептуальные навыки (применение абстрактного мышления, анализ и оценка различных ситуаций) более важны на уровне топ-менеджмента, технические (практическая подготовка и теоретические знания) играют большую роль в начале карьеры менеджера, а человеческие (межличностные навыки) важны на всех уровнях [7].

Обзор научных публикаций за последние несколько лет указывает на тот факт, что сейчас нет однозначной и общепринятой трактовки термина soft skills. Ученые трактуют данное понятие в зависимости от сферы научных интересов. Проанализировав работы авторов, занимающихся изучением термина soft skills, можно сделать вывод, что определения связаны с набором универсальных навыков, относящимся к надпрофессиональ-ной сфере специалистов и помогающим специалистам продвигаться по карьерной лестнице. Согласимся с тем, что «на этапе профессиональной подготовки у будущего специалиста должны быть сформированы не только профильные профессиональные компетенции, но и такие компетенции, как критическое и творческое мышление, эмоциональный интеллект, инициативность и ответственность, адаптивность, предприимчивость и другие надпрофессиональные компетенции, входящие в состав многомерных транспрофессиональных характеристик» [6, с. 23].

Анализ научных работ, относящихся к исследованию компетентностного базиса профессиональной деятельности, позволил нам сделать вывод, что в трактовке рассматриваемого нами термина исследователи по-разному делают акценты в определении понятия soft skills, что неизбежно ведет к разным интерпретациям и дефинициям.

В разные годы в зарубежных источниках синонимами soft skills рассматривались: life skills, transversal skills, generic competences, key competences for a successful life and well-functioning society, key competences for lifelong learning, 21st century skills, future work skills, employ-ability skills, transferable skills, soft skills for talent, skills for social progress, people skills, non-professional skills, key skills, essential skills, social skills [8], CORE (competence in organizational and relational effectiveness) [9].

В российской научной литературе чаще встречаются следующие трактовки понятия soft skills: «мягкие навыки», «гибкие навыки», «универсальные компетен-

ции», «универсальные компетентности», «ключевые компетенции», «надпрофессиональные навыки/компетенции», «метапредметные навыки», «навыки XXI века», «межпредметные навыки», «надпредметные навыки», «неакадемические навыки», «базовые навыки», «мягкие компетенции», «софт скиллс» и др. Множество эквивалентов soft skills и акцент, который делает автор в трактовке данного понятия, не позволяют признать какой-либо вариант универсальным.

Как мы отметили, общепринятого определения понятия soft skills, как и их единого перечня, в настоящее время нет. Наибольшей популярностью пользуется модель soft skills, предложенная некоммерческой организацией «Партнерство для навыков XXI» (Partnership for 21 st century skills). Модель кратко называют «4К»: креативность, кооперация, коммуникация, критическое мышление (англ. 4 C's - creative thinking, collaborating, communicating, critical thinking) [10].

Модель soft skills 4К представляет совокупность следующих компонентов:

- критическое мышление - способность генерировать собственные решения, избегая готовые, оценивать и анализировать информацию, проверять достоверность, видеть причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы;

- кооперация (сотрудничество) - способность сотрудничать с людьми, работать в команде;

- коммуникация - способность общаться с разными людьми, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться;

- креативность - способность применять творческий подход при генерации решений, умение мыслить нестандартно, творчески, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на изменения.

О. С. Виханский разработал и предложил модель 7С как модифицированный вариант модели 4К, дополнив ее характеристиками руководителя. К навыкам креативности (creativity), коммуникации (communication), критического мышления (critical thinking) ученый добавляет уверенность в себе (confidence), приверженность компании (commitment), клиентоориентированность (customer oriented), любознательность (curiosity) [11].

Проанализируем особенности профессии менеджер и требования, предъявляемые к современным специалистам.

Сегодня совокупность профессиональных характеристик и soft skills помогает выпускникам адаптироваться для работы в бизнес-среде, особенно в условиях санкционной политики. Меняются требования к работе менеджеров, управленцев и предпринимателей. Для того чтобы отвечать вызовам современности,

специалистам приходится проявлять гибкость в принятии решений и учиться на протяжении всей жизни. Руководитель должен иметь лидерские качества, так как успех управленческого процесса в компании зависит от его личностных и профессиональных качеств.

Современный менеджер должен знать и понимать сущность управленческих процессов; уметь проектировать и прогнозировать развитие организации и обладать инновационным мышлением. Такие качества, как коммуникабельность, умение работать в команде, стрессоустойчивость, готовность к работе с учетом изменения политических, экономических, социальных и культурных факторов, играют важную роль в профессиональной деятельности руководителей [12; 13].

Деловое общение менеджера заключается в способности общаться с разными людьми даже при несовпадении личных взглядов. От уровня развития коммуникативных навыков может зависеть профессиональный успех. Руководитель должен грамотно доносить свои идеи в рамках делового общения, что включает рабочую переписку, ведение переговоров и ораторское искусство. В рамках профессиональной деятельности будущие менеджеры должны уметь проводить презентации, рассказывая о результатах работы, передовых достижениях мировой практики, выносить на обсуждение новые идеи, предлагать решения для конфликтных ситуаций и влиять на общественное мнение [14].

Менеджер - это руководитель-аналитик, который способен принимать решения и брать за них ответственность, обладая способностью убеждать сотрудников и разрешать конфликтные ситуации. Такие специалисты должны уметь выделять главное и второстепенное и быть готовыми подстраиваться под изменения. Такие качества невозможно развить без способности анализировать ситуацию, создавать и оценивать различные планы и программы.

Сегодня «мягкие навыки» при приеме на работу выходят на первый план во многих отраслях вне зависимости от ситуации на рынке труда. Профессиональные навыки можно нарастить в процессе работы, для работодателей становятся все важнее личные качества кандидатов. Эту идею неоднократно подчеркивают руководители по работе с кадрами компаний по всему миру.

Итак, рассмотрев ряд исследовательских работ по формированию навыков специалиста в сфере управления и рассматривая с этих позиций возможность овладения необходимыми навыками будущим менеджером в процессе иноязычной подготовки, дадим базовое определение понятия soft skills - это комплекс над-

профессиональных умений, которые гарантируют качественное межличностное взаимодействие, отвечают за успешные академические результаты, повышают жизненный комфорт и обеспечивают эффективную реализацию в профессиональной деятельности [6, с. 22].

Результаты

Сегодня ключевой компетенцией становится готовность и адаптация к изменениям. Интерес к soft skills возник в связи с быстрым развитием технологий и неопределенностью будущего. Сложно предсказать, какие hard skills (мы понимаем под этим профильные профессиональные компетенции)будут востребованы в будущем, но обращение к soft skills обосновано. Однако основой образования по-прежнему остаются hard skills. В свою очередь навыки 4К могут выступать вспомогательным компонентом системы образования в условиях, когда невозможно предвидеть необходимый набор знаний и навыков в будущем. Человек должен быть готов к постоянному обновлению знаний в своей профессии, а также к возможной смене профессии, к обучению, которое будет длиться всю жизнь, что называется термином life-long learning.

Важной задачей высшего образования становится не только обучить специальности, но и подготовить выпускников к постоянным изменениям. При этом ключевыми идеями должны оставаться фундаментальность и практическая направленность образования. Технологии постоянно меняются, а фундаментальные знания не устаревают так же быстро.

За время обучения в университете рынок труда успевает сильно измениться, а часть преподаваемых знаний - устареть. Именно поэтому многие вузы считают своей задачей сформировать широкий кругозор и совершенствовать интеллектуальные навыки будущих специалистов, что, собственно, и входит в содержание понятия «мягкие навыки». Современным выпускникам придется реагировать на новые вызовы рынка труда, учиться новому на протяжении всей жизни. Выпускники с хорошим фундаментальным образованием, объединяющим практические знания и «мягкие навыки», будут всегда иметь конкурентное преимущество.

Внедрение ФГОС ВО 3++ является важным шагом на пути к формированию у студентов универсальных и профессиональных качеств. Новые федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на практическую деятельность обучающихся. Согласно требованиям ФГОС 3++, основной задачей системы высшего профессионального образования является подготовка компетентных специа-

листов, готовых к саморазвитию, самообразованию в будущей профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.

МГИМО является старейшим университетом страны по подготовке специалистов международного профиля. МГИМО МИД России имеет возможность разрабатывать собственные образовательные стандарты. Однако они должны ориентироваться на ФГОСы.

МГИМО МИД России реализует фундаментальную подготовку по иностранным языкам, совмещающую глубинный теоретический подход и практическую направленность преподавания иностранных языков. Стратегия развития МГИМО МИД России на 2020-2025 гг. определяет одно из основных преимуществ МГИМО - наличие «сильнейшей школы изучения иностранных языков и способность бесшовного внедрения языковой подготовки в образование по специальности» [15].

Целью языковой подготовки является формирование у обучающихся иноязычных профессиональных компетенций, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность с применением иностранных языков в различных сферах международно-политического, экономического, научно-технического, информационного, политико-правового, культурного и других пространств, а также учебной и научно-исследовательской деятельности [16].

Факультет Международного бизнеса (МБ) МГИМО МИД России специализируется на подготовке менеджеров, будущих управленцев и предпринимателей в области управления внешнеэкономической деятельностью.

Учебный процесс на факультете основан на системном подходе, включающем изучение специальных дисциплин по теории и практике управления, а также социально-гуманитарных дисциплин. Особый упор делается на изучение иностранных языков, используемых при проведении международных операций. Программа предусматривает изучение как минимум двух иностранных языков в объеме 10 академических часов по первому иностранному языку и 6 академических часов по второму иностранному языку в неделю.

С учетом широкого признания важности soft skills возникает вопрос о возможности их успешного развития в процессе освоения учебных дисциплин в вузе. Дисциплина «Иностранный язык» имеет огромный потенциал для развития различных soft skills у студентов вуза.

Проанализировав формулировку компетенций, перечисляемых в Образовательном стандарте высшего образования МГИМО МИД России и Основной профессиональной образовательной программе высшего образования программы 38.03.02 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») по направлению подготовки «Международный менеджмент» [17], можно сделать вывод, что большинство soft skills включены в перечень универсальных, общепрофессиональных, дополнительных общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Представляется возможным соотнести компетенции и индикаторы их достижения в таблице 1 с моделью «мягких навыков» 4К (коммуникация, критическое мышление, кооперация, креативность). Таким образом, к навыкам коммуникации относятся УК-4, ДОПК-12,

Таблица 1

Соотнесение компетенций будущих менеджеров с моделью «мягких навыков» 4К

Навыки Компетенции

Коммуникация УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах). ДОПК-12. Способен владеть иностранным (ыми) языком (ами) на уровне, обеспечивающем свободное общение как в общекультурной сфере, так и в профессиональной деятельности. ДОПК-13. Способен вести диалог, переписку, переговоры на иностранном(ых) языке(ах) в рамках уровня поставленных задач

Критическое мышление ОПК-5. Способен использовать при решении профессиональных задач современные информационные технологии и программные средства, включая управление крупными массивами данных и их интеллектуальный анализ

Кооперация ДОПК-11. Способен работать в мультикультурной среде и в международной команде

Креативность ИДОПК-12.2. Создает устные и письменные тексты на английском языке с учетом основных функциональных стилей в официальной и неофициальной сферах общения. ИДОПК-12.3. Выполняет устный и письменный перевод общекультурной и профильно-ориентированной информации с английского языка на русский и с русского на английский

ДОПК-13. К навыкам критического мышления - ОПК-5. К навыкам кооперации - ДОПК-11. К навыкам креативности - ИДОПК-12.2, ИДОПК-12.3.

Рассмотрим особенности языковой подготовки на факультете Международного бизнеса МГИМО МИД России и перечислим методы и формы обучения, с помощью которых происходит формирование и совершенствование soft skills. Языковая подготовка на факультете МБ МГИМО МИД России тесно связана с такими специальными дисциплинами, как управление внешнеэкономической деятельностью, менеджмент, маркетинг, бухучет, международный транспорт и логистика, международные валютно-кредитные отношения, международные экономические отношения, международное коммерческое дело, правовые дисциплины. Являясь неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки студентов, иностранный язык становится рабочим инструментом, позволяющим выпускникам в будущем работать в межкультурной деловой среде.

Современная профессиональная подготовка менеджеров-международников в МГИМО включает изучение двух иностранных языков, при этом изучение первого иностранного языка предусматривается в объеме 10 академических часов по первому иностранному языку и 6 академических часов - по второму иностранному языку в неделю. Изучение второго иностранного языка начинается со 2-го курса.

На 1-м курсе бакалавриата происходит выравнивание и закрепление коммуникативных навыков на английском языке на уровне В1 Европейской системы уровней владения иностранным языком. Наряду с коррекцией и закреплением знаний и умений по общему языку, уже на 1-м году обучения в рамках принципа ранней профессионализации изучается курс «Деловая коммуникация», вводящий студентов в мир профессионально-ориентированного языка.

На 1-м и 2-м курсах должны быть сформированы базовые умения и навыки во всех видах речевой деятельности, соответствующие уровню В2 [18]. Коммуникативная деятельность студентов организуется преимущественно в учебно-профессиональной и социально-культурной сферах. Обучение языковому материалу осуществляется в соответствии с функциональным подходом и основано на активных методах обучения. В курс входит общий язык (изучение грамматики и лексики), письмо, аудирование, домашнее чтение, лингвострановедение. На 2-м году обучения добавляется экономический перевод.

На 3-м и 4-м курсах формируются и закрепляются языковые умения и навыки, соответствующие

уровню С1. На этом этапе обучения курс английского языка представляет собой комплексную дисциплину, обеспечивающую степень специализации в профессиональном владении английским языком, требуемую от выпускника факультета МБ МГИМО. Обучение осуществляется в рамках общественно-политической, социально-культурной, экономической и профессиональной сфер общения на основе аутентичных страноведческих, общественно-политических, публицистических, экономических и литературно-художественных материалов. Учебные материалы усложняются от курса к курсу, что способствует совершенствованию лингвистической и коммуникативной компетенции. Помимо общего языка, студенты изучают экономический перевод, коммерческую корреспонденцию, аспект Mind-mapping (создание интеллект-карт).

Специальный курс иностранного языка нацелен на формирование готовности обучающихся к предстоящей профессиональной деятельности в контексте межкультурного взаимодействия. В курс включены «Экономический перевод (язык профессии)» и «Коммерческая корреспонденция (деловая переписка)». Первый аспект начинается со 2-го курса. Основной задачей является подготовка студентов к общению с международными партнерами, а также формирование у будущих менеджеров-международников навыков устного и письменного перевода профессионально-ориентированных текстов. Аспект «Деловая переписка» начинается с 3-го курса, в рамках которого у студентов формируется умение вести деловую переписку в области международного бизнеса для письменного общения с иностранными коллегами. По окончании обучения сдается государственный экзамен по данным дисциплинам. «Экономический перевод» и «Коммерческая корреспонденция» изучаются также по программам второго языка, но вводятся на 3-м курсе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе практических занятий по общему иностранному языку и языку профессии, домашнему чтению и лингвострановедению активно используются дискуссии, написание эссе, анализ проблемных ситуаций («кейс-стади»), интеллект-карты, концептуальные графы (mind-mapping), деловые и ролевые игры, имитирующие ситуации, происходящие в компаниях, а также студенческие конференции, для которых студенты готовят проекты в формате мультимедийных презентаций и представляют свои идеи. Результативными являются традиционные конкурсы «Лучший студент в языке профессии». Перечисленные технологии и методы способствуют развитию навыков делового общения, которые помогают выпуск-

никам быстрее адаптироваться к постоянно возрастающим и меняющимся потребностям предприятий и организаций.

Анализ и обобщение изученных источников, сути и содержания понятия «мягкие навыки», подходов к их классификациям,требований к современным выпускникам, особенностей подготовки бакалавров-менеджеров, содержания компетенций, индикаторов их достижения и перечня планируемых результатов обучения по дисциплине «Английский язык» позволил сформулировать перечень «мягких навыков», который следует формировать у студентов-менеджеров средствами иностранного языка в образовательном процессе вуза.

Дадим общую характеристику «мягких навыков», которые формируются у студентов-менеджеров на основе перечисленных методов и технологий в процессе обучения иностранному языку:

1. Коммуникативно-контактные навыки включают следующие аспекты:

- навыки межличностного общения, помогающие эффективно устанавливать контакты с разными людьми в устной и письменной форме, работать в команде, проявлять лидерские качества; а также умение адаптировать стиль общения к различным ситуациям взаимодействия;

- навыки публичного выступления перед аудиторией и представления идей.

2. Когнитивно-познавательные навыки:

- критическое мышление, включающее способность к познавательной деятельности, анализу информации, способность критически оценивать информацию и степень ее достоверности, выделять главное и второстепенное, аргументировать свою точку зрения;

- творческое мышление, способствующее генерации новых идей и поиску нестандартных решений;

- цифровая грамотность как использование поисковых систем и цифровых программ для поиска, оценки, хранения, обработки и передачи информации для решения профессиональных задач.

3. Эмпативно-адаптивные навыки:

- умение разрешать конфликтные ситуации;

- способность адаптироваться к изменениям;

- эмоциональный интеллект, включающий управление своими эмоциями, а также эмоциями других людей в процессе общения.

Определив ряд «мягких навыков» студентов-менеджеров на занятиях по английскому языку, их основные компоненты и показатели сформированности, мы обратились к критериально-уровневому подходу, базируясь на понимании того, что каждый изучаемый

объект или качество личности могут иметь в своей природе несколько уровней, стадий или состояний развития.

Рассмотрим уровни сформированности «мягких навыков» для каждой из выделенных нами групп навыков. Учитывая особенности коммуникативно-контактных навыков, мы выделили следующие уровни сформированности данных навыков у студентов-менеджеров:

- высокий уровень - будущие управленцы-международники обладают хорошо развитыми навыками коммуникации, умеют эффективно работать в команде, вести переговоры, проводить презентации и выступления перед аудиторией;

- средний уровень - студенты способны достаточно уверенно общаться, работать в команде и адаптировать свое поведение к различным ситуациям и собеседникам;

- низкий уровень - студенты испытывают сложности при взаимодействии с другими людьми, не способны эффективно выступить перед аудиторией и аргументировать свою точку зрения в различных ситуациях общения.

Для когнитивно-познавательных навыков мы выделили следующие уровни сформированности:

- высокий уровень - будущий менеджер обладает высокой степенью развития критического мышления, способен к отбору и глубокому анализу информации, разработке новых нестандартных идей и концепций, принятию стратегических решений;

- средний уровень - выпускник способен критически мыслить, анализировать информацию из различных источников, принимать взвешенные решения на основе логических аргументов и фактов, применять творческий подход к решению задач;

- низкий уровень - выпускник способен воспринимать информацию, запоминать факты, делать выводы, но испытывает сложности в решении сложных задач, анализе информации и принятии решений. Он также неуверен в своих способностях при реализации творческих идей.

Учитывая составляющие группы эмпативно-адап-тивных навыков, мы выделили следующие уровни сформированности данных навыков:

- высокий уровень - будущие управленцы и предприниматели обладают высокой степенью развития эмоционального интеллекта, могут успешно применять свои навыки в различных ситуациях и управлять конфликтами;

- средний уровень - студенты способны лучше понимать свои и чужие эмоции, могут в достаточной

степени осознанно управлять ими, проявлять эмпа-тию, устанавливать эффективные отношения с другими людьми;

- низкий уровень - студенты испытывают сложности в решении конфликтных ситуаций, а также в управлении своими эмоциями и понимании эмоций других людей.

Таким образом, модель «мягких навыков» 4К лежит в основе выделяемого перечня «мягких навыков», формирование и совершенствование которых выходит на первый план в контексте языковой подготовки бакалавров-менеджеров. Применение критериально-уровневого подхода позволяет более точно оценивать уровень развития перечисленных навыков и эффективно интегрировать их развитие и совершенствование в образовательный процесс.

Заключение

Проанализировав работы зарубежных и российских ученых по тематике soft skills, можно сделать вывод, что «мягкие навыки» представляют собой набор личностных качеств, навыков и установок, которые влияют на развитие и эффективность человека в различных сферах деятельности. Такая совокупность определяет успешность и востребованность специалистов на рынке труда. Перечень важнейших soft skills определяется спецификой профессиональной деятельности специалистов.

Дисциплина «Английский язык» обладает большим потенциалом для развития и совершенствования «мягких навыков» у студентов, необходимых для успешной профессиональной деятельности в будущем. Анализ программы дисциплины позволил соотнести модель «мягких навыков» 4К и компетенций студентов факультета МБ МГИМО МИД России.

Описанные особенности языковой подготовки показывают, что на занятиях по английскому языку осуществляется целенаправленное развитие комму-никативно-контактных,когнитивно-познавательных и эмпативно-адаптивных «мягких навыков».

Выявлен критериальный ряд «мягких навыков» студентов-менеджеров на занятиях по английскому языку и уровни их сформированности. Группа коммуникативно-контактных навыков включает навыки межличностного общения, навыки публичного выступления. Когнитивно-познавательные навыки подразумевают критическое и творческое мышление, а также цифровую грамотность. Решение конфликтов, способность адаптироваться к условиям неопределенности и эмоциональный интеллект составляют группу эмпативно-адаптивных навыков.

Таким образом, анализ подходов к определению и классификациям soft skills и изучение требований ФГОС к выпускникам направления «Международный менеджмент» позволил раскрыть суть и содержание soft skills в контексте языковой подготовки студентов-менеджеров и составить перечень soft skills, выходящих на первый план в рамках обучения будущих менеджеров английскому языку. Перспективным направлением для развития исследования является разработка и апробация методик, позволяющих одновременно развивать языковые и «мягкие навыки», начиная с раннего этапа обучения в вузе; а также создание и внедрение инструментов для оценки уровня развития «мягких навыков» у студентов-менеджеров в рамках языковой подготовки.

Литература

1. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/ management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 05.04.2024).

2. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение : интернет-журнал. 2017. Т. 9. № 1. С. 90.

3. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350-363. DOI 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363.

4. Уварина Н. В., Савченков А. В. Профессиональная гибкость как «soft skills» педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 3 (45). С. 27-36. DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-3-27-36.

5. Ермаков Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 104-112. DOI 10.22394/2078-838X-2020-1-104-112.

6. Мамонтова Н. Ю. Интеграция технологии формирования гибких умений в обучение иностранным языкам в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал « Концепт». 2022. № 9. С. 17-34. DOI 10.24412/2304-120X-2022-11061.

7. Katz R. L. Skills of an effective administrator // Harvard Business Review. 1974. Vol. 52 (5). P. 90-102.

8. Cinque M. "Lost in translation". Soft skills development in European countries // Tuning Journal for Higher Education. Vol. 3. № 2. 2016. P. 389-427.

9. Parlamis J., Monnot M. J. Getting to the CORE: Putting an End to the Term "Soft Skills" // Journal of Management Inquiry. 2019. Vol. 28 (2). P. 225-227.

10. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции, необходимые для успеха. М. : Точка, 2018. 240 с.

11. Виханский О. С. Концептуальное изменение бизнес-образования // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 10. С. 33-40.

12. Яшкова Е. В., Лаврентьева Л. В. Профессиональные умения и способности современного менеджера // Перспективы науки и образования. 2017. № 6 (30). С. 37-40.

13. Зникина Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 406 с.

14. Иванова Е. Э., Ширвинская А. Э. Проблема формирования навыков публичного выступления на иностранном языке у студентов неязыковых вузов на примере научно-практических студенческих конференций // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе : электронный сборник материалов IV Межвузовской научно-практической конференции, Москва, 2022. С. 209-216.

15. Стратегия развития МГИМО на 2020-2025 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/upload/2020/01/MGIM0-strategy_2020-2025_text.pdf (дата обращения: 21.03.2024).

16. Положение о языковой подготовке в МГИМО МИД России [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/upload/2016/10/ lang-statute_27.09.2016.pdf (дата обращения: 21.03.2024).

17. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования МГИМО МИД России [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/sveden/files/000357.pdf (дата обращения: 21.03.2024).

18. Аннотации к рабочим программам дисциплин и практик Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент. Направленность (профиль) программы «Международный менеджмент» [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/sveden/ files/000025.pdf (дата обращения: 21.03.2024).

References

1. Shipilov V. Perechen' navykov soft-skills i sposoby ih razvitija [List of Soft-Skills and Ways to Develop Them]. URL: https://www. cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (accessed 05.04.2024). (In Russian).

2. Ivonina A. I., Chulanova 0. L., Davletshina Ju. M. Sovremen-nye napravlenija teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravlenija: rol' soft-skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov [Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft-skills and hard skills in professional and career development of employees]. Naukovedenie. Internet-zhurnal, 2017, vol. 9, no. 1, pp. 90. (In Russian).

3. Raickaja L. K., Tihonova E. V. Soft skills v predstavlenii prepo-davatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste miro-vogo opyta [Perceptions of Soft Skills by Russia's University Lecturers and Students in the Context of the World Experience]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika, 2018, vol. 15, no. 3, pp. 350-363. DOI 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363. (In Russian).

4. Uvarina N. V., Savchenkov A. V. Professional'naja gibkost' kak "soft skills" pedagoga [Professional'naja gibkost' kak "soft skills" pedagoga]. Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspect, 2019, vol. 11, no. 3 (45), pp. 27-36. DOI 10.7442/20719620-2019-11-3-27-36. (In Russian).

5. Ermakov D. S. Personalizirovannaja model' obrazovanija: razvitie gibkih navykov [The Development of Soft Skills in a Personalized Model of Education]. Obrazovatel'naja politika, 2020, no. 1 (81), pp. 104-112. DOI 10.22394/2078-838X-2020-1-104-112. (In Russian).

6. Mamontova N. Ju. Integracija tehnologii formirovanija gib-kih umenij v obuchenie inostrannym jazykam v tehnicheskom

vuze [Integration of the Soft Skills Development Technology into Foreign Language Teaching at a Technical University]. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal Koncept, 2022, no. 9, pp. 17-34. DOI 10.24412/2304-120X-2022-11061. (In Russian).

7. Katz R. L. Skills of an effective administrator. Harvard Business Review, 1974, vol. 52 (5), pp. 90-102. (In English).

8. Cinque M. "Lost in translation". Soft skills development in European countries. Tuning Journal for Higher Education, 2016, vol. 3, no. 2, pp. 389-427. (In English).

9. Parlamis J., Monnot M. J. Getting to the CORE: Putting an End to the Term "Soft Skills". Journal of Management Inquiry, 2019, vol. 28 (2), pp. 225-227. (In English).

10. Fadel' Ch., Bjalik M., Trilling B. Chetyrjohmernoe obrazovanie: kompetencii, neobhodimye dlja uspeha [Four-Dimensional Education: The Competencies Learners Need to Succeed]. Moscow, 2018, 240 p. (In Russian).

11. Vihanskij O. S. Konceptual'noe izmenenie biznes-obrazovanija [Conceptual Change in Business Education]. Problemy teorii i praktiki upravlenija, 2014, no. 10, pp. 33-40. (In Russian).

12. Jashkova E. V., Lavrent'eva L. V. Professional'nye umenija i sposobnosti sovremennogo menedzhera [Professional Skills and Abilities of the Modern Manager]. Perspektivy nauki i obra-zovanija, 2017, no. 6 (30), pp. 37-40. (In Russian).

13. Znikina L. S. Professional'no-kommunikativnaja kompetencija kak faktor povyshenija kachestva obrazovanija menedzherov. Dis. ... d-ra ped. nauk [The Professional Communicative Competence as the Factor of Improving the Quality of Management Education. D. habil thesis]. Moscow, 2005, 406 p. (In Russian).

14. Ivanova E. Je., Shirvinskaja A. Je. Problema formirovanija navykov publichnogo vystuplenija na inostrannom jazyke u studentov nejazykovyh vuzov na primere nauchno-prakticheskih studencheskih konferencij [The problem of formation of public speaking skills in a foreign language among students of non-linguistic universities on the example of scientific and practical student conferences]. Tradicii i innovacii v prepodavanii inostran-nogo jazyka v nejazykovom vuze. Jelektronnyj sbornik materialov IV Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moscow, 2022, pp. 209-216. (In Russian).

15. Strategija razvitija MGIMO na 2020-2025 gg. [Strategy for the Development of MGIMO for 2020-2025]. URL: https://mgimo. ru/upload/2020/01/MGIMO-strategy_2020-2025_text.pdf (accessed 21.03.2024). (In Russian).

16. Polozhenie o jazykovoj podgotovke v MGIMO MID Rossii [Regulation on Language Training at MGIMO]. URL: https://mgimo. ru/upload/2016/10/lang-statute_27.09.2016.pdf (accessed 21.03.2024). (In Russian).

17. Osnovnaja professional'naja obrazovatel'naja programma vysshego obrazovanija MGIMO MID Rossii [Main Professional Educational Program of Higher Education at MGIMO]. URL: https://mgimo.ru/sveden/files/000357.pdf (accessed 21.03.2024). (In Russian).

18. Annotacii k rabochim programmam disciplin i praktik Napravle-nie podgotovki 38.03.02 Menedzhment. Napravlennost' (profil') programmy "Mezhdunarodnyj menedzhment" [Annotations to the Programs of Disciplines and Practices in the Field of Study 38.03.02 Management. Specialization (profile) of the program: "International Management"]. URL: https://mgimo.ru/sveden/ files/000025.pdf (accessed 25.03.2024). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.