СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
«ОБЩАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
THE CONTENT OF THE NOTION «THE GENERAL CULTURE OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENT» IN PEDAGOGY
H.A. Власова
Культура, приоритеты образования, общекультурное развитие, формирование, общая культура, младший школьник, развитие личности. В статье рассматривается содержание понятия «общая культура младшего школьника» в педагогической науке. Автор раскрывает актуальность проблемы, указывает на необходимость детального анализа составляющих компонентов данного понятия. На основе анализа психолого-педагогических и культурологических источников дается теоретическое осмысление изучаемого понятия, характеризуется его структура как предпосылка процесса формирования общей культуры младшего школьника в начальном общем образовании.
N.A. Vlasova
Culture, priorities of education, general culture development, formation, general culture, elementary school student, personal development. The article considers the content of the notion «the general culture of elementary school student» in pedagogy. The author reveals the topicality of the problem, underlines the necessity for the detailed analysis of the components of the notion. Based on the analysis of psychological, pedagogical and cultu-rological sources, the theoretical understanding of the notion is given. The structure of the notion seen as the precondition of the process of elementary school student's general culture formation is discussed.
ВначалеXXI века проблема падения уровня общей культуры представляется архиважной не только для граждан нашей страны, но и для всего мирового сообщества. Текущее кризисное состояние общекультурного развития -это порождение современности, вызванное сложными явлениями, происходящими в обществе. Все ярче проявляется тенденция к преклонению перед материальными благами, ценностями, постановкой их в качестве главных целей человеческой жизни. Как следствие, мы повсеместно видим процесс дегуманизации, роста безнравственности, появление «угрозы духовной безопасности личности» [Сундуй, 2013, с 102]. Низкий уровень общекультурного развития людей приводит к эскалации межнациональных конфликтов, росту преступности и в целом может грозить разрушением современной цивилизации.
В России падение общей культуры происходит на фоне крупных социально-политических изменений, в период смены ценностных ориен-
тиров, когда ценности старшего поколения утратили свою значимость, а традиционные моральные нормы были деформированы. На протяжении последних лет необходимость борьбы с падением уровня общей культуры провозглашается приоритетной задачей государственной политики нашей страны, предпринимаются определённые меры по разрешению проблемы падения общей культуры. В частности, осуществляется модернизация системы образования, изменяется образовательная парадигма в сторону обращения к личности человека, духовным ценностям и нравственности.
В системе российского образования, действующего на принципах непрерывности и преемственности, важным этапом является начальная школа, значение которой в становлении личности человека трудно переоценить. Именно в ней закладываются основы для дальнейшего процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Сегодня формирование общей
культуры младшего школьника является одной из основных целей начального общего образования. В одном из основополагающих документов в образовательной политике - Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается, что основная образовательная программа должна быть направлена на «формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие» [Примерная..., 2013, с. 6].
В этой связи представляется важным раскрыть содержание понятия «общая культура младшего школьника». На основе движения от общего к частному нами предпринята попытка к разработке границ данного понятия, определению его смысла и структуры.
Прежде всего, обратимся к значению общего понятия «культура» в педагогической науке. Приведем определения, которые, на наш взгляд, точнее раскрывают содержание данного понятия. Одно из них дается в «Педагогическом энциклопедическом словаре» под ред. Б.М. Бим-Бада, в котором культура трактуется как «исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [Бим-Бад, 2002, с. 130]. С.М. Вишнякова определяет культуру как «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень его развития, в контексте образовательной проблематики культура - это уровень развития личности, характеризуемый мерой освоения накопленного человечеством социального опыта и способностью к его обогащению» [Вишнякова, 1999, с. 145]. В зарубежных исследованиях также используются многочисленные определения культуры. Так, Э.Б. Тайлор описывает культуру как «комплексное целое, включающее знания, веру, искусство, мораль, закон, обычаи и любые другие черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества» [Тайлор, 1989, с. 18].
М.С. Каган в монографии «Философия культуры» дает систематизированный анализ многочисленных подходов к определению культуры, предлагает их подробную классификацию. Таким образом, многообразие трактовок «культуры» свидетельствует о многомерности, многоаспектное™ данного понятия.
В современной педагогической науке чаще звучит не общее понятие «культура», а применительно к человеку - «культура личности». В отечественной педагогике изучением данного понятия, выделением его структурных элементов занимались многие ученые (B.C. Библер, О.С. Газ-ман, В.Е. Давидович, М.С. Каган, И.Ф. Харламов и др.), но тем не менее проблема до сих пор остается неразрешенной и представляет собой поле для научной дискуссии. В частности, О.С. Газман считает, что понятие «культура личности» - это «комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет ей жить в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности» [Газман, 1989, с. 5]. Другой выдающийся отечественный исследователь B.C. Библер придерживается точки зрения, согласно которой культура в отношении к личности есть «форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления...» [Библер, 1997, с. 163].
Понятие «общая культура личности» давно используется в научной терминологии в качестве обобщающего термина для характеристики личностного развития человека. По мнению О.С. Газмана, общая (базовая) культура личности состоит из культуры жизненного самоопределения, экономической, политической, демократической, правовой, интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной, физической, культуры общения и семейных отношений, культуры труда [Газман, 1989, с. 5-7].
И.А. Зимняя считает общую культуру человека единым целым, включающим внутреннюю культуру, определяемую собственно личностными особенностями человека, воспитанными в
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
Н U
м
семье и системе образования, и образованность как освоенную совокупность знаний, характеризующуюся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной [Зимняя, 2006].
Основываясь на разработках И.А. Зимней, выделившей определяющие характеристики взрослого культурного человека на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта, нами рассматриваются следующие структурные компоненты понятия «общая культура», применимые для младшего школьника:
1) компонент личностного самоопределения (стремление к личностному развитию и саморазвитию, развитие мотивационной сферы);
2) аксиологический (усвоение общекультурных ценностей современного мира);
3) гуманистический (развитие нравственной, духовной культуры личности);
4) регулятивный (наличие культурных качеств, обеспечивающих эффективность механизма саморегуляции, самоорганизации и самоконтроля);
5) нормативный (включает в себя усвоение и следование общепринятым этическим нормам, стандартам поведения, правилам этикета);
6) коммуникативный (включает в себя способы общения и поведения, т. е. межличностного взаимодействия);
7) интеллектуальный (использование в жизнедеятельности знаний, умений, навыков, накопленного социального опыта).
На основании анализа психолого-педагогической литературы, учитывая рассмотренные выше компоненты, можно дать определение общей культуры младшего школьника как совокупности взглядов, усвоенных знаний, нравственных, духовных ценностей, сформированных умений и навыков, особенностей поведения и деятельности, основанных на культурно-ориентированном отношении ребенка к себе, обществу, окружающему миру.
Младший школьник, обладающий общей культурой, - это формирующаяся личность, имеющая духовно-нравственное и интеллектуальное содержание, творческую направленность
развития, усваивающая общекультурные ценности, нравственные нормы и стандарты поведения. При этом младший школьник активноусваи-вает регулятивные механизмы, а также развивает мотивационную сферу.
Следует отметить, что для педагога основными направлениями развития общей культуры младшего школьника являются культурно-гуманистические приоритеты образования, а также нацеленность на творческий, общеразви-вающий аспект.
Под формированием общей культуры младшего школьника мы понимаем педагогический процесс, в котором на основе единства целей (ценностей), гуманистического содержания, форм, средств, методов воспитания и обучения происходит становление личности, развитой в общекультурном отношении, выраженное в положительной мотивации, информационной наполненности, рефлексии в поведении и деятельности ребенка.
Основываясь на вышеизложенном материале, считаем, что педагогическая направленность процесса формирования общей культуры младшего школьника осуществляется посредством реализации в его развитии следующих аспектов:
1) расширение кругозора, приобретение знаний об общекультурных ценностях;
2) развитие духовности и нравственности в личности ребенка;
3) усвоение норм этики, формирование ценностных представлений;
4) развитие мотивационной сферы, поощрение творческого самовыражения;
5) формирование культурного, толерантного отношения к людям, положительного отношения к себе и окружающему миру;
6) развитие навыков моно- и поликультурного межличностного общения;
7) усвоение норм поведения, социально-одобряемых в современном обществе, включая правила этикета;
8) усвоение культуры здорового образа жизни, труда и отдыха;
9) привитие навыков соблюдения культурного внешнего вида.
Таким образом, проведя анализ психологической, педагогической, культурологической литературы, основных государственных образовательных документов, принимая во внимание тенденции развития современного школьного образования, учитывая изменение всей образовательной парадигмы в сторону ее гуманизации и обращения к личности, мы предприняли попытку раскрыть содержание понятия «общая культура младшего школьника» в педагогике, выявить его структуру, определить основные ориентиры для процесса ее формирования.
Библиографический список
1. Библер B.C. На гранях логики культуры: кн. избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 440 с.
2. Библер B.C. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы. Кемерово, 1993. 414 с.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 130 с.
4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
5. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности:
теоретические и методологические проблемы: сб. науч. тр. / под ред. О.С. Газмана М.: Изд. АПН СССР, 1989.
6. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1997. 263 с.
7. Зимняя И.А. Общая культура человека // Учительская газета. 2004. № 21. URL: http:// www.ug.ru/archive/4129/version/print
8. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Эйдос: интернет-журнал. 2006. № 1. URL: http://eidos.ru/journal/2006/0504.htm
9. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 415 с.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2013. 223 с.
11. Сундуй Г.Д. Стратегия и тактика процесса воспитания совести в условиях духовного кризиса общества // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 3 (25). С. 102-105.
12. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. 573 с.
13. Харламов Ю.М. Педагогика: учеб. пособие для вузов. М., 1999. 520 с.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
Н U
м