Научная статья на тему 'Содержание понятия «Компетентность социального взаимодействия учащегося»'

Содержание понятия «Компетентность социального взаимодействия учащегося» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1250
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩЕГОСЯ / ФУНКЦИЯ / COOPERATION / SOCIAL COOPERATION / ACTIVITY / COMPETENCE / STUDENT SOCIAL COOPERATION COMPETENCE / FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванаевская Е. А.

В статье обосновано содержание мотивационного, когнитивного, деятельностного и ценностных компонентов явления «компетентность социального взаимодействия учащегося», и рассмотрены их функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«STUDENT SOCIAL COOPERATION COMPETENCE»: CONTENT OF CONCEPTION

The article proves the content of motivational, cognitive, active and value components of the phenomenon «student social cooperation competence». It also describes the functions of the components.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия «Компетентность социального взаимодействия учащегося»»

УДК37

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩЕГОСЯ»

© 2009 Е.А.Иванаевская

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Статья поступила в редакцию 01.04.2009

В статье обосновано содержание мотивационного, когнитивного, деятельностного и ценностных компонентов явления «компетентность социального взаимодействия учащегося», и рассмотрены их функции.

Ключевые слова: взаимодействие, социальное взаимодействие, деятельность, компетентность, компетентность социального взаимодействия учащегося, функция.

Решение задач, стоящих перед современным российским обществом, во многом зависит от убеждений, ожиданий и ценностей личности, определяющих её отношение к социально-культурным процессам, от уровня компетентности личности в различных сферах социального взаимодействия.

Формирование компетентной личности в меняющемся социокультурном контексте требует гибкого и целостного подхода, фундаментальных изменений как в психике, поведении индивида, так и в социуме. Поэтому анализ содержания, обоснования структуры и содержания компонентов понятия «компетентность социального взаимодействия человека» является для нас важной исследовательской задачей.

Применительно к нашему исследованию, сущность компетентности социального взаимодействия учащегося заключается в его способности эффективно решать социальные задачи (устанавливает взаимопонимание, является успешным организатором и участников совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, избегает и решает конфликты, проявляет толерантность, и т.д.), возникающие в реальных, жизненных ситуациях конкретного общества (общности), на основе приобретённых знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетентность социального взаимодействия учащегося предполагает что он: относит себя к членам конкретного общества; разделяет морально-этические нормы, ценности и культурное многообразие общества; осознает необходимость ориентации в своей деятельности на позитивные изменения конкретного общества; принимает на себя социальную ответственность за последствия своих поступков; готов к собственным изменениям и способен воздействовать на процесс

° Иванаевская Елена Александровна, старший научный сотрудник Самарского регионального Центра гражданского образования. E-mail: ivanaevskaja@yandex.ru

изменений в межличностных отношениях; стремится и умеет вызвать интерес к своей деятельности; стремится к конструктивному взаимодействию с обществом в решении социальных задач. Решение задачи формирования компетентности социального взаимодействия учащегося требует обоснования её структуры и содержания ее компонентов.

Анализ научной литературы показывает, что у учёных отсутствует общая точка зрения относительно понимания ими структуры как компетентности, так и содержания её компонентов. При обосновании структуры компетентности социального взаимодействия учащегося мы опираемся на идеи учёных о компонентном составе компетентности личности. В зависимости от того, как данная проблема вписана в круг научных интересов ученых, они исследуют компонентный состав компетентности в различных сферах. Осмысливая идеи ученых о структуре компетентности, мы экстраполируем их на явление компетентности социального взаимодействия учащегося.

Так Ю.Г.Татур, исходя из того, что компетентность является основой деятельности человека, выделяет следующие компоненты компетентности любого вида: 1) положительная мотивация к проявлению компетентности; 2) ценностно-смысловые представления (отношения) к содержанию и результату деятельности; 3) знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности; 4) умение, опыт (навык) успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний1.

Особое значение в плане уяснения структуры компетентности социального взаимодействия учащегося для нас имеют положения И.А.Зимней о структуре компетентности, которая выделяет мотивационный, смысловой, отношенческий и ре-

1 Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. -2004. - 3. - С. - 20 - 28.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, №4 (2), 2009

гуляторный компоненты2. Близкую точку зрения к позиции И.А.Зимней о структуре мы находим у А.В.Хуторского, выделившего мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный ком-поненты3.

Изучая проблему формирования компетентной личности И.Н.Бордовская, А.А.Реан и С.И.Розум выделяют мотивационные и ценностные компоненты4.

Дальнейшее развитие идей о структуре компетентности мы находим у Л.М.Митиной, которая наряду с таким структурным компонентом компетентности, как знания, выделяет способы и приемы их реализации в деятельности, общении5. Осмысление идей Л.М.Митиной позволяет утверждать, что в содержание компетентности социального взаимодействия учащегося должны быть включены не только знания, умения и навыки в сфере социальных отношений, но и способы, умения осуществлять различные виды социального взаимодействия. Мы выделяем в структуре компетентности социального взаимодействия учащегося мотивационный, когнитивный, деятельност-ный и аксиологический компоненты.

Необходимость выделения мотивационного компонента компетентности социального взаимодействия учащегося обусловлена тем, что в основе осуществления человеком социального взаимодействия лежат, прежде всего, мотивы и цели. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа адекватной интерпретации мотиваци-онного компонента компетентности социального взаимодействия. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации в межличностном взаимодействии обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения.

Существенным для анализа содержания моти-вационного компонента являются понятия «мотив», «социальные мотивы», «потребности». В определении понятия «мотив» мы солидарны с И.А.Зимней, утверждающей, что мотив есть то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в

2 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. - 4.

3 Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательный стандартов. Проект «Стандарт общего образования». - М.: 2002. - С. - 156.

4 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: 2001. - С. - 256.

5 Митина Л.М. Психология профессионального развития

учителя. - М.: Флинта: Мос. пс.-соц. ин-т, 1998. - С. 23.

определяемую этим мотивом деятельность6. Значительно дополняет определение понятия «мотив» В.К.Вилюнас, в содержание которого он включает как когнитивный элемент (предмет потребности), так и аффективный, исходящий от потребности7.

Учёные, исследующие проблему мотивов и мотивации, выделяют виды мотивов (мотиваций) поведения (деятельности) по следующим основаниям: а) по характеру участия в деятельности (понимаемые, реально действующие мотивы по А.Н.Леонтьеву); б) по времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая — короткая мотивация, по Б.Ф.Ломову»; в) по социальной значимости (социальные — узколичные, по П.М.Якобсону); г) по факту их включенности в саму деятельность или нахождения вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И.Божовичу)8.

Мотивы, определяющие потребность человека в социальном взаимодействии, рассматриваются учёными как особая группа. Это связано с тем, что цели, на которые направлены побуждаемые этими мотивами действия, могут быть осуществлены лишь во взаимодействии с другими людьми, они являются доминирующими и называются социальными мотивами. Не требует особых доказательств тот факт, что общение с себе подобными является важнейшим условием человеческого существования. Учёные единодушны во мнении, что потребность в контакте и совместной деятельности с другими людьми является специфической самостоятельной человеческой потребностью (Л.И.Ма-рисова, А.К.Маркова, Г.Мюррей, В.А.Лабунская, А.А.Леонтьев, П.М.Якобсон и др.).

В качестве мотивов побуждающих учащегося к социальному взаимодействию мы выделяем: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками и взрослыми; стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, совершенствовать их; стремление к обмену опытом; стремление оказывать и принимать помощь; стремление к выработке общего с другими людьми решения, понимания и объяснения различных явлений.

Необходимость выделения когнитивного компонента компетентности социального взаимодействия учащегося обусловлена тем, что успешность осуществления учащимся социального взаимодействия зависит, прежде всего, от полноты и глубины

6 Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2001. -С. - 217.

7 Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н.Леонтьев и современная психология. - М.: 1983. - С. 191 - 200.

8 Зимняя И А. Педагогическая психология... - С. 223.

знаний об окружающей действительности, о системе социальных взаимоотношений конкретной общности и эффективных способах осуществления социального взаимодействия. Раскрытие содержания когнитивного компонента компетентности социального взаимодействия учащегося базируется на идеях: 1) ролевой концепции в социальном взаимодействии (Ж.Пиаже)9; 2) развития с точки зрения включения учащегося в различные типы социальных отношений (Л.Колберг)10; 3) социального развития личности, прежде всего как процесса развития морального сознания, усвоения норм и правил социальной жизни; взаимного детерминизма (А.Бандура)11, 4) формирования умений социального взаимодействия в процессе обучения и воспитания, в общении, проявления умений социального взаимодействия в ситуациях самообразования и сотрудничества, на основе потребности и инициативе (Н.Ф.Голованова)12.

Исходя из того, что в нашем исследовании речь идет о компетентности социального взаимодействия учащегося, в которой ключевое значение имеет межличностная коммуникация, то наряду с собственно знаниями о социуме, человек должен обладать и знаниями о способах, средствах общения и социального взаимодействия посредством различных коммуникаций. Эти знания выступают в сознании личности как отражение социальной реальности. Представляя собой упорядоченную систему, они создают почву для осуществления эффективного социального взаимодействия.

В содержание когнитивного компонента мы включаем: знания о социальной инфраструктуре территории проживания; знание норм социального поведения; знания о различных способах и инструментах социального взаимодействия; знания о правилах и средствах общения со сверстниками и взрослыми; знания в области работы с различными источниками информации. Когнитивный компонент является базой для развития мотивов совершать действия - поступки, содержание которых составляют отношения, адекватные явлению социального взаимодействия.

Смысл социального взаимодействия раскрывается при условии включенности личностей в некоторую общую деятельность, осуществляя которую они преследуют определенные цели, совместно выполняют действия. Выделение деятельностного

9 Пиаже Ж. Сужение и рассуждение ребёнка / Пер с фр. -СПб.: 1997. - С. 270.

10 Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

- СПб.: Речь, 2004. - С. 45.

11 Бандура А. Теория социального научения / Пер. с англ. -СПб.: 2000. - С. - 22.

12 Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

- СПб.: Речь, 2004. - С.146.

компонента компетентности социального взаимодействия учащегося обусловлено тем, что совместная деятельность учащихся является, прежде всего, процессом социального взаимодействия.

В научной литературе накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения содержания деятельностного компонента компетентности социального взаимодействия учащегося. В нашем исследовании мы опираемся на исследования С.Л.Рубинштейна о деятельности как форме активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей)13, Д.И.Фельдштейна о деятельности как социальном способе существования, который базируется на взаимодействии двух сторон деятельности, связанных с освоением предметного мира и мира отношений между людьми)14, А.Н.Леонтьева о деятельности как определенном типе отношений человека к миру и к людям15.

Содержание деятельностного компонента компетентности социального взаимодействия учащегося образуют: умение определять цели и выстраивать целевую иерархию социального взаимодействия; умение анализировать социальные ситуации, действовать в соответствии с личной и общественной пользой; умение осуществлять поиск и обмен информацией; умение разрабатывать различные программы взаимодействия, проектировать и моделировать их в практических формах, реализовы-вать в конкретной деятельности.

Основой аксиологического компонента компетентности социального взаимодействия учащегося выступает ценностно-смысловое отношение к социальному взаимодействию. Являясь одним из центральных личностных новообразований, оно выражает сознательное отношение учащегося к социальной действительности, придает смысл и направление социального взаимодействия, определяет его поведение и поступки.

В научной литературе представлен обширный теоретический материал, необходимый для понимания сущности и содержания понятия «ценность».

Мы определяем понятие ценности исходя из сущности социального взаимодействия, прежде всего, как процесса взаимоотношений между людьми. Поэтому для нашего исследования важное значение имеют исследования М.С.Кагана16 и

13 Зимняя И А. Педагогическая психология... С. - 80.

14 Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. - М.: 1997. - С. 87.

15 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: 1959. -С.299.

16 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Пе-

трополис, 1997. - С. 68.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, №в4 (2), 2009

В.А.Ядова17 о ценностных основаниях социальных взаимоотношений и взаимодействий.

Осмысливая аксиологические основания социального взаимоотношений, мы ставим перед собой задачу аккумулировать наиболее целесообразные ценности явлению социального взаимодействия и включить их в содержание аксиологического компонента компетентности социального взаимодействия учащегося. Такой подход к выбору ценностей, лежащих в основании компетентности социального взаимодействия подростков, важен, так как эти ценности, являясь ценностями социального человеческого существования, формируют человеческое в человеке.

В содержание аксиологического компонента компетентности социального взаимодействия учащегося мы включаем следующие ценности: долг, добро, интерес, ответственность, свобода, справедливость, человек, успех, взаимопонимание, сотрудничество, терпимость, поддержка. Компетентность социального взаимодействия как личностное образование учащегося является системным личностным образованием, включающим в себя мотивационный, когнитивный, деятельностный и аксиологический компоненты. В нашей работе речь идет о компетентности социального взаимодействия учащегося как личностном образовании, которое является предпосылкой для становления компетентности как личностного качества, которое имеет статус ценности тогда, когда явление социального взаимодействия имеет значение для ребенка. При раскрытии структуры компетентности социального взаимодействия как личностного образования учащегося мы исходим из того, структура - это взаимосвязь или отношение между элементами системы, это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Она выражает то, что остается относительно неизменчивым, устойчивым при различных преобразованиях системы.18

Количество выделенных компонентов отражает количественную сторону компетентности социального взаимодействия учащегося или состав. Однако, как отмечает А.П.Шептулин, сами части (структурные компоненты) испытывают на себе воздействие целого (компетентность как целое), в состав которого они входят, и выражают качественную сторону19, исследуемой нами компетентно-

17 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова - Л.: Наука, 1979. - С. 48 - 49.

18 Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Республика, 2001. - С. 543.

19 Шептулин А.П. Диалектический метод познания. - М.: Политиздат, 1983. - С. 173.

сти. Взаимосвязь между выделенными нами структурными компонентами компетентности социального взаимодействия как личностного образования учащегося становится гибкой и динамичной за счет связей взаимодействия между ними и за счет функций структурных компонентов. Необходимость обоснования функций структурных компонентов объясняется тем, что благодаря привлечению понятия «функция» становится возможным понять и суть раздельности между компонентами. Функция, как подчеркивает В.Г.Борзенков, это роль которую выполняют компоненты по поддержанию целостности и устойчивости системного образования20.

Опираясь на идеи И.В.Блауберга о сущности связей взаимодействия21, мы, исходя из решаемой в данном случае задачи - задачи обоснования связи между структурными компонентами компетентности социального взаимодействия учащегося, раскрываем содержание связей взаимодействия. Специфика связей взаимодействия заключается в том, что сами по себе представления учащихся о социальном взаимодействии и т.д. (когнитивный компонент), еще не связаны должным образом «с внутренним механизмом поведения человека»22. Однако в детерминации действий, выполняемых учащимися с помощью слова и дела (деятельност-ный компонент), они очень важны. Это объясняется тем, что информированность учащихся о социальном окружении, способах общения с людьми и т.д. является основой для осознания ими своих отношений к социальному взаимодействию (моти-вационный компонент). С помощью знания учащийся осуществляет оценивание результатов (аксиологический компонент), достигнутых в процессе совместной деятельности с другими людьми.

Наличие знаний необходимое, но еще недостаточное условие для становления представлений учащихся об этих явлениях. Необходимо еще и ценностное отношение к осуществлению деятельности с другими людьми. Это отношение становится мотивом социального взаимодействия (мо-тивационный компонент). Каждый из компонентов компетентности социального взаимодействия учащегося выполняет конкретные функции.

Так, когнитивный компонент выполняет рефлексивную, оценочную функции. Учащийся размышляет, осмысливает свое отношение к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми на основе того знания о социальном окружении, способах общения и т.д., которое есть в его сознании.

20 Философский словарь... С. - 636.

21 Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. - М.: Эдиториал УРСС, 1977. - С. 254.

22 Лапина Т.С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. - М.: Наука, 1974. - С. 258.

С помощью знания он осуществляет и адекватную его содержанию оценку.

Мотивационный компонент выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции. Побуждающая функция состоит в том, что мотивы вызывают и обусловливают активность учащегося в социальном взаимодействии. Под влиянием мотивов происходит выбор учащимся вида совместной деятельности со сверстниками или взрослыми для достижения конкретных целей. Так реализуется направляющая функция мотива-ционного компонента. Регулирующая функция состоит в том, что социальное взаимодействие носит разносторонний характер, что связано, прежде всего, с тем, насколько эффективно учащийся способен выстраивать целевую иерархию совместной деятельности.

Деятельностный компонент выполняет оценочную и ценностную функции. Оценке подвергаются как поступки - слова, так и поступки - дела учащегося. Ведя речь об оценочно-ценностной функции деятельностного компонента, считаем необходимым пояснить, что оценку может выполнять как сам учащийся, так и другие люди, с которыми он вступает во взаимодействие. Содержание оценочной функции деятельностного компонента совпадает с аналогичной функцией когнитивного компонента в части, относящейся к тому, что знание входит в структуру оценки. При этом оценка

со стороны взрослого может иметь полярный характер тогда, когда речь идет о моральной оценке, а не об оценке предметной деятельности. Главным для нас является оценка поступков-слов и поступков-дел учащегося. В данном случае оценка представляет собой «соотнесение фактов и явлений действительности по заданному признаку со шкалами, крайние точки которых зафиксированы в общественном сознании как одобряемые или осу-ждаемые»23.

Ценность есть значение объекта для субъекта -благо, добро и т.д., а оценка есть эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом - переживание блага и т.д. Ценностное отношение, как подчеркивает М.С. Каган, рассматриваемое изнутри, образуется связью некоего предмета, который становится носителем ценности, и человека, который оценивает данный предмет и придает ему определенный смысл24. Следовательно, реализация ценностной функции дея-тельностного компонента компетентности социального взаимодействия позволяет выявить ценностное отношение личности к другим людям, к общению и к совместной деятельности.

23 Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984. - С. 99 - 100.

24 Каган М.С. Философская теория ценности... - С. 68.

«STUDENT SOCIAL COOPERATION COMPETENCE»: CONTENT OF CONCEPTION

© 2009 E.A.Ivanaevskaya°

Samara Regional Institute of advanced training and retraining of education employees

The article proves the content of motivational, cognitive, active and value components of the phenomenon «student social cooperation competence». It also describes the functions of the components.

Key words: cooperation, social cooperation, activity, competence, student social cooperation competence, function.

° Ivanaevskaya Elena Aleksandrovna, Senior research fellow of Samara regional Centre of civil education. E-mail: ivanaevskaja@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.