Научная статья на тему 'Содержание понятия гражданской ответственности личности, критерии и показатели ее сформированности'

Содержание понятия гражданской ответственности личности, критерии и показатели ее сформированности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1036
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CITIZEN / CIVICIZM / RESPONSIBILITY / CIVIL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Садчикова Татьяна Анатольевна

В статье с позиций социально-педагогического подхода уточняется сущность понятия гражданской ответственности, раскрываются его содержание и структура, определяются критерии оценки и показатели сформированности данного качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintenance of concept of a civil liability of the person, criteria and indicators of its formation

In the article the essence of concept of a civil liability is specified from positions of the socially-pedagogical approach, its maintenance and structure reveal, criteria of estimation and indicators of formation of the given person's quality are defined.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия гражданской ответственности личности, критерии и показатели ее сформированности»

использованием технического и программного комплекса.

1. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // Научно-техническая информация. 1976. № 1. С. 41-49.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М., 1994. С. 8-11.

3. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды // Директор школы. 2000. С. 124-125.

4. Жаров В.К. Теория и практика обучения математике в информационно-педагогической среде (По китайским математическим трак-

там XII-XIV веков): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.

Поступила в редакцию 12.01.2009 г.

Tarasov O.A. Specificity of formation of the uniform information-pedagogical environment in the establishments of social-cultural sphere. In the article the specificity of formation of the information-pedagogical environment in the establishments of social-cultural sphere is revealed. It is shown that modernization, computerization and informatization of managerial processes in the mentioned establishments will allow to expand a spectrum of information-methodical services, will approach participants of social-cultural processes to the information actual for everyone.

Key words: social-cultural sphere; information-

pedagogical environment; specificity.

УДК 371

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЕ СФОРМИРОВАННОСТИ

© Т.А. Садчикова

В статье с позиций социально-педагогического подхода уточняется сущность понятия гражданской ответственности, раскрываются его содержание и структура, определяются критерии оценки и показатели сформированности данного качества личности.

Ключевые слова: гражданин; гражданственность; ответственность; гражданская ответственность.

Становление в современной России гражданского общества выдвинуло в число приоритетных задачу совершенствования гражданского образования и воспитания подрастающего поколения, что, в свою очередь, вызвало необходимость уточнения сущности такого ключевого в данном контексте понятия, как гражданская ответственность. Следует отметить, что четкое определение этого понятия сложилось лишь в правовой сфере. Представляется целесообразным и востребованным исследование содержания понятия гражданской ответственности с позиций социально-педагогического подхода как интегративного личностного качества, формирование которого является одним из аспектов социального воспитания.

Понятие гражданской ответственности возникло как производное от таких понятий, как «гражданин», «гражданственность» и

«ответственность». Рассмотрим каждое из них и проследим их взаимосвязь.

Первоначальное значение слова «гражданин» оформилось в демократических городах-государствах Древней Греции и имело привилегированный, сословный характер. Гражданином назывался свободный человек полисной общины, имеющий все права и обязанности жителя города-государства (полиса).

Сходным образом понятие «гражданин» развивалось в России. Так, русское слово гражданин произошло (это закреплено еще в словаре В.И. Даля) от древнеславянского «горожанин» (житель города) - носитель прав и обязанностей свободного члена города-общины (Киева, Новгорода и др.). Наиболее существенной чертой гражданина, таким образом, является наличие у него гражданских прав и обязанностей.

Формирование гражданского общества изменило положение человека, превратив его

17S

в гражданина не по признаку подданства, а на основании того, что он становится развитой, целостной и активной личностью. Личность в гражданском обществе становится более свободной, а выполнение обязанностей предполагает уже элемент добровольности. Такое общество преображается вместе с гражданином. Как указывает российская социологическая энциклопедия, «гражданское общество - это «союз индивидуальностей», коллективов, в котором его члены обретают высокие человеческие качества» [1].

Новое положение гражданина, основанное на принципах партнерства с государством и обществом, привело к расширению понятия «гражданин», которое приобрело, помимо юридического, общественно-политический смысл. А исполнение гражданских обязанностей уже становится не только правовой, но и социальной необходимостью; включает в себя нравственный аспект.

В том случае, когда обязанности гражданина имеют юридический смысл, они лежат в правовой области и их исполнение строго контролируется государством. В случае, если обязанности гражданина имеют нравственное содержание, их исполнение является добровольным. Общество при этом использует меры нравственного воздействия на личность в целях ее привлечения к участию в общественной деятельности. Понятие «гражданственность» явилось результатом подобного взаимодействия общества и личности. Гражданственность - это совокупность личностных качеств, вырабатывающихся у гражданина и делающих его полноценным членом общества и государства.

При этом философия рассматривает гражданственность в наиболее общих аспектах, как определенную связь человека и государства; правоведение опредмечивает эту связь посредством правовых норм; социальные науки подходят к ней с точки зрения способности и возможности личности сознательно и активно выполнять свои гражданские обязанности; политология рассматривает гражданственность как степень вовлеченности в общественную и политическую деятельность (в деятельность по выполнению этих обязанностей); психология - как личностное качество, особенности психики, формирующиеся в связи с выполнением гражданских обязанностей; педагогика исследует процесс форми-

рования данного качества. Социальная педагогика - особая отрасль педагогики, изучающая формирование гражданственности в контексте социального воспитания личности.

Формирование гражданственности исследовалось многими педагогами, поэтому подходы к сущности гражданственности и путям ее формирования разнообразны. Большинство педагогов ХУШ-Х1Х вв. (Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев и Н.А. Добролюбов) не отделяли гражданственность от патриотизма. Патриотические аспекты гражданственности находились в центре внимания К.Д. Ушинского, П.П. Блонского.

Гражданственность в представлении А.С. Макаренко начинается с «ощущения естественной ответственности». Более детальное понимание гражданственности представил В.А. Сухомлинский, выделивший в качестве составных частей гражданские мысли, убеждения и деятельность.

Понимание гражданственности в исследованиях современных педагогов представлено в спектре от элемента «общечеловеческой культуры, которая подразумевает целостность воспроизводства личности» [2] до ее трактовки как одной из ключевых компетенций личности (И.А. Зимняя).

Однако, при различии подходов, большинство исследователей сходится в том, что основой гражданственности является выполнение гражданином своих обязанностей. При этом все исследователи гражданственности отмечают, что наличие у личности данного качества предполагает осознанность и ответственность в выполнении ею своих гражданских обязанностей.

Остановимся подробнее на понятии «ответственность». Все общественные науки рассматривают ответственность в рамках двух основных подходов, условно говоря, «внешнего», в котором ответственность проявляется как общественное отношение, и «внутреннего», где ответственность является личностным качеством.

Сложившаяся классификация видов ответственности исходит из содержания ролевых обязанностей личности и тех отношений и норм, которые лежат в основе данных ролевых обязанностей. С этой точки зрения различают моральную, политическую, юридическую, социальную, экономическую и некоторые другие виды ответственности.

Каждый указанный вид ответственности соответствует ролевым обязанностям личности, налагаемым на нее обществом в определенной сфере деятельности. Например, в философии ответственность рассматривается как моральная, в политике - как политическая, в правоведении - как юридическая ответственность и т. д. Это связано с тем, что в каждой сфере человеческой деятельности существуют специфические требования, нормы, присущие именно этой сфере. Особым видом ответственности является гражданская ответственность, которая основывается на обязанностях, присущих социальной роли гражданина.

Главным критерием для разграничения видов ответственности являются нормы и требования, применяемые в различных сферах деятельности, в соответствии с которыми у личности проявляются различные ролевые функции. Объединяет же все виды ответственности наличие норм и требование общества их выполнять. Основываясь на анализе видов ответственности, мы пришли к выводу, что гражданская ответственность возникает на основе различных социальных норм: правовых, нравственных, экономических, политических. Специфика гражданской ответственности состоит в том, что она отражает ответственность гражданина, т. е. включает в себя все виды ответственности, соответствующие направлениям деятельности, а следовательно, совокупным обязанностям гражданина.

Поскольку гражданская ответственность опирается на различные виды норм, в т. ч.

нравственные, ее реализация возможна только при наличии доброй воли граждан в выполнении принятых на себя обязанностей, включая инициативно принятые дополнительные обязанности. Последнее характеризует активную гражданскую позицию личности, стремление к позитивным ответственным преобразованиям, желание внести в них свою лепту.

Определяющими чертами гражданской ответственности является совокупность свойств, характерных для гражданина, сформировавшихся в процессе ответственного выполнения им своих обязанностей. Гражданину как ответственному человеку присуще критическое отношение к социальной действительности, понимание актуальных проблем современности и потребностей общественного развития. Но констатацией, собственно, дело не ограничивается. Гражданская ответственность выражается, прежде всего, в стремлении к личному участию в социальных преобразованиях на благо сограждан, в эмоциональном сочувствии тем, кто нуждается в социальной помощи и поддержке, готовности взять на себя дополнительные обязанности перед обществом и конкретными людьми, способности доводить задуманное и обещанное до конца. Назовем и такие проявления гражданской ответственности личности, как умение предвидеть последствия своих действий в той или иной социальной ситуации, как способность самоограничения и подчинения своих действий чувству долга.

Таблица 1

Покомпонентные критерии и показатели сформированности гражданской ответственности личности

Компоненты Критерии Показатели

Мотивационный Потребность в содействии общественным преобразованиям 1. Стремление к личному участию в общественно значимых делах

2.Стремление к позитивной самореализации

Когнитивный Социальная ориентированность 1. Понимание актуальных проблем современности и потребностей общественного развития

2. Умение предвидеть последствия своих действий в той или иной социальной ситуации

Волевой Способность самоконтроля 1. Способность доводить задуманное и обещанное до конца

2. Способность самоограничения и подчинения своих действий чувству долга

Эмоциональный Эмоциональная отзывчивость 1. Сочувствие нуждающимся в социальной помощи и поддержке

2. Переживание позитивных эмоций от участия в преобразовании на благо сограждан

Поведенческий Общественная активность 1. Практическое участие в общественно значимых делах

2. Принятие на себя дополнительных социальных обязанностей

1S0

Таким образом, гражданская ответственность понимается нами как интегративное личностное качество, образованное совокупностью мотивационного, когнитивного, волевого, эмоционального и поведенческого компонентов, определяющее отношение человека к обязанностям перед обществом и государством как их внутреннее принятие и готовность к неукоснительному исполнению.

По каждому из названных компонентов гражданской ответственности личности нами разработаны критерии и показатели его сформированности, которые представлены в табл. 1.

Разработанные нами критерии и показатели позволяют диагностировать уровень сформированности каждого из компонентов гражданской ответственности и, таким образом, выступают в качестве одного из инстру-

ментов управления процессом формирования гражданской ответственности личности.

1. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.В. Осипова. М., 1998. С. 76.

2. Корякина Ф.И. Формирование гражданственности у старшеклассников в процессе общественно значимой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2004. С. 12.

Поступила в редакцию 10.03.2009 г.

Sadchikova T.A. Maintenance of concept of a civil liability of the person, criteria and indicators of its formation. In the article the essence of concept of a civil liability is specified from positions of the socially-pedagogical approach, its maintenance and structure reveal, criteria of estimation and indicators of formation of the given person’s quality are defined.

Key words: citizen; civicizm; responsibility; civil responsibility.

УДК 373.1.02:372.8

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА МЕТОДИКИ В.П. ШЕРЕМЕТЕВСКОГО)

© В. А. Телкова

Статья посвящена взглядам известнейшего педагога-словесника В.П. Шереметевского на организацию деятельности учащихся в процессе изучения родного языка. Как учитель-практик В. П. Шере-метевский смог выработать определенную систему рациональных приемов и методов обучения русскому языку в средней школе, которые вполне современны и отражены как в новой программе, так и в новых учебниках по русскому языку.

Ключевые слова: методическая система; эффективность обучения; проблемный метод; отрицательный прием.

Владимир Петрович Шереметевский (1834-1895) - выдающийся методист второй половины XIX в., автор оригинальных работ: «Начатки науки о родном языке» (1881), «Страничка из методики элементарной грамматики родного языка» (1886), «К вопросу о «единообразии» в орфографии по поводу академического руководства «Русское правописание» (1891) и др. Характерной чертой всех работ В.П. Шереметевского, по мнению его современников, была борьба со школьной рутиной и схоластикой, борьба против всего мертвящего живое дело преподавания, борьба во имя здравого смысла, ра-

циональных педагогических принципов и разумно понимаемых детских интересов.

Исходя из того, что секрет искусства обучения заключается в умении снизойти до уровня развития обучаемого, взглянуть его глазами на предмет обучения, Шереметевский разработал совершенно новую для того времени систему обучения родному языку, которую он изложил в «Страничке из методики элементарной грамматики родного языка».

Большой личный опыт учительской работы, глубокое знание методической литературы, внимательное наблюдение за ходом учебных занятий в школах позволили ему составить прекрасные образцы конспектов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.