SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ
НЕРУССКОЙ ШКОЛЫ
Тахмина Тохировна Мансурова
Преподаватель кафедры русского языка, факультета гуманитарных наук Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области
Мадина Жуманиезова
Студентка 111-го курса РТУ- 19, факультета гуманитарных наук кафедры русского языка и литературы
АННОТАЦИЯ
Обучение устной речи и чтению строится на специально отобранных текстах связной речи - повествовательной, диалогической или описательной. Отбор текстового материала, его качество и количество непосредственно влияют на успех обучения, на усвоение материала и системы языка, на формирование речевых умений и навыков.
Ключевые слова: отбор текстового материала, норм и правил грамматики языка, образцы звучащей речи, изучения отдельных знаков, формирование речевых умений и навыков, материала должно быть доступным для понимания учащихся, эмоционально насыщенным.
Невозможно обучать второму языку на грамматической основе - путем последовательного изучения отдельных знаков, норм и правил грамматики языка. Учебный материал должен отвечать трем основным требованиям:
1) Полностью охватывать весь языковой и грамматический материал, подлежащий усвоению на данной ступени обучения;
2) Обеспечить постепенную и планомерную подачу, повторение и закрепление языкового и грамматического материала;
3) Быть приспособленным для организации занятий по обучению устной речи, чтению и письму.
Отбор и составление учебного материала производятся с учетом необходимости и специфики определенной системы упражнений - речевых, грамматических, орфографических и других. Весь подлежащий усвоению языковой и грамматический материал дается в учебниках и других пособиях в виде упражнений, таблиц, правил, в виде связных текстов для чтения и развития речи. При этом в понятие « учебный материал» включаются не только тексты в печатном виде, но и образцы звучащей речи, употребляемые в устной форме
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
учителем и учащимися или в интернет ресурсов ( в различных познавательных сайтов). [ 1. с. 323].
Основной частью учебного материала должны быть связные тексты. Без них невозможно ни усвоение отдельных слов и фраз, ни развитие речевых умений и навыков.
Обучение устной речи и чтению строится на специально отобранных текстах связной речи - повествовательной , диалогической или описательной. Отбор текстового материала, его качество и количество непосредственно влияют на успех обучения, на усвоение материала и системы языка, на формирование речевых умений и навыков. Содержание основных компонентов обучения -грамматики и языкового материала - реализуется в учебно - текстовом материале. Потому отбор и составление учебно- текстового материала представляет собой необходимый и решающий этап в определении и отборе содержания обучения второму языку.
Решающую роль в усвоении нового языка играет деятельность самих в процессе учения. В отличие от других школьных предметов, усвоение нового языка требует со стороны учащихся учебной деятельности иного характера -особых упражнений, направленных на усвоение языкового материала и системы языка, на формирование и развитие речевых умений и навыков. Иначе говоря, усвоение нового языка - это результат усилий самих учащихся, результат тех упражнений в иноязычно - речевой деятельности, которые выполняют они в ходе обучения устной речи, чтению и письму , используя при этом специально отобранный языковой материал. [2. с. 12].
Совокупность всех учебно -речевых действий, выполняемых учащимися в ходе обучения языку, может быть представлена в виде системы упражнений.
Результаты и темпы обучения второму языку непосредственно зависят от характера и количества выполненных упражнений, от их эффективности и соответствия целям обучения, а также от интенсивности и соответствия целям обучения, а также от интенсивности и частоты общей упражняемости учащихся. Система упражнений как совокупность необходимых учебно -речевых действий учащихся определяет содержание всего процесса обучения второму языку, в ней используется учебно- текстовой материал, реализуются приемы и методы обучения.
Из сказанного можно прийти к выводу, что система упражнений также должна входить в понятие «содержание обучения второму языку », разумеется, только в начальный период усвоения нового языка.
Одни и те же тексты могут быть использованы по -разному у разных учителей, даже при наличии одинаковых заданий к этим текстам. Как показывает
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
опыт, даже в практике обучения по одним и тем же учебникам текстовой материал этих учебников используется в школах по -разному: для устных или письменных упражнений, для чтения или развития речи, просто для обогащения словарного запаса учащихся или для повторения и отработки грамматического материала. Речевое освоение иноязычных средств, использование их для приема и передачи языковой информации возможно только в единстве с мышлением: усваивая новые слова и фразы, используя и в речи, читая учебник, слушая учителя или участвуя в вопросо-ответных упражнениях, ученик одновременно учится поминать или высказывать определенные мысли и чувства, определенную информацию - то, что составляет идейное и смысловое содержание учебного материала. Содержание этого - материала должно быть доступным для понимания учащихся, эмоционально насыщенным, интересным и близким для них, полезным в воспитательных целях и в познавательном отношении - и тем самым побуждать детей к изучению нового языка, к чтению новых тестов и к устным упражнениям. [3. с. 220].
Возможности учащихся в этом отношении ограничены не только запасом языкового материала, имеющегося в их распоряжении, но и возрастными особенностями. Поэтому важное значение приобретает отбор тематики для устной речи должна охватывать определенный круг жизненных ситуаций, характерных в данных условиях обучения, встречающихся в жизни младших школьников. [4. C. 184.]. В сравнении с этим тематика для чтения должна быть гораздо шире по своему содержанию; она должна охватывать более широкий круг сведений о жизни людей и явлениях природы, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, с учетом их интересов, умственного развития и общего кругозора. Для обучения устной речи, кроме указания тематики, необходимо отобрать определенную совокупность речевых ситуаций. Отбор речевых ситуаций более конкретно определяет содержание устной разговорной речи учащихся - то , о чем они будут говорить, в какой жизненной ситуации, в связи с чем или по поводу чего вести тот или иной разговор на русском языке. [5. C.88]. Тематика устной речи и чтения имеет связь с языковым материалом. Известно, что многие слова и речевые модели наиболее часто употребляются в определенных ситуациях языкового общения, по своему семантическому значению они могут быть объединены в определенные тематические группы. И поэтому отбор речевых ситуаций и тематики для чтения влияет на отбор речевых ситуаций и тематических группы. И поэтому отбор речевых ситуаций и тематики для чтения влияет на отбор языкового материала, в какой-то мере определяет его количественный и качественный состав, возможности его использования в активной или пассивной речи.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
Таким образом, отбор тематика устной речи и чтения, а также отбор речевых ситуаций имеет важное значение при определении содержания обучения второму языку, является составной частью этой задачи.
Использованная литература:
1. « Общая методика обучения иностранным языком в средней школе» Под редакцией А.А.Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. М., «Просвещение », 1967, с. 323.
2. «Русский язык в национальной школе»Русская разговорная речь: 1200 наиболее употребительных слов. Марков Ю, Вишнякова Т. 1965. № 6.
3. « Основы дидактики» Под. Ред. Д-ра пед. наук проф. Б. П. Есипова, М., «Просвещение», 1967. с.220.
4. Афанасьева Н.А. и др. Русское слово. Учебный комплекс по русскому языку для иностранцев. Элементарный уровень. - М.: Академия, 2006. - 184 с.
5. Бердичевский А. Л. и др. Диалог с Россией. Учебный видеокурс для продвинутого этапа. - СПб.: Златоуст, 2002. - 88 с.