Научная статья на тему 'Содержание образовательного процесса: ориентация на общечеловеческие ценности'

Содержание образовательного процесса: ориентация на общечеловеческие ценности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENTS / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / VALUABLE RELATIONS / ЧЕЛОВЕК / PERSON / ЖИЗНЬ / LIFE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ТРУД / WORK / БіЛіМ / МАЗМүН / ЦүН-ДЫЛЫЦ / ЦүНДЫЛЫЦТЫ ЦАРЫМ-ЦАТЫНАС / АДАМ / өМіР / ЦОГАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарь М.В.

В статье рассматривается содержание образовательного процесса, ориентированное на общечеловеческие ценности. Дано понятие «ценностные отношения». Представлены основополагающие ценности, дана их характеристика. Поставлены задачи важности усвоения каждым школьником ценности труда для его жизни, семьи, Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Purport of the educational process: focus to the valuables

In the article the contents of educational process focused on universal values are considered. The concept «valuable relations» is given. Fundamental values are presented, their characteristics are given. Important tasks for each school student to value work for his life, his family, his Homeland are set.

Текст научной работы на тему «Содержание образовательного процесса: ориентация на общечеловеческие ценности»

Вестник «Орлеу»-!^

Ш

а

М.В. Слесарь,

профессор Российской Академии Естествознания, ассоциированный профессор Региональной Академии Менеджмента, директор филиала акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»

Негиг1 свздер: бтм, мазмун, ц\ //-дылъщ, Ц) ноылыцты царым-цатынас, адам, ом/р, цогам.

Ключевые слова: образование, содержание, ценности, ценностные отношения, человек, жизнь, общество, патриотизм, труд.

Keywords: education, contents, values, valuable relations, person, life, society, patriotism, work,

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА: ОРИЕНТАЦИЯ НА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Ацдатпа

Макал ада жалпы адамдьщ кундыл ык-тарына багытталган бш1м беру УРД1СШ1Н мазмуны карает ырылган. «К^ундыльщты карым-катынастар» угымы бершген. Heri3 калаушы кундыл ыктар мен олардын, сипат-тамасы усынылады. Эр мектеп окушысына ез eMipi унпн, отбасы, Отаны ецбек кун-дыльщтарыныц мацыздылыгын угыну мш-деттер] койылган.

Аннотация

В статье рассматривается содержание образовательного процесса, ориентированное на общечеловеческие ценности. Дано понятие «ценностные отношения». Представлены основополагающие ценности, дана их характеристика. Поставлены задачи важности усвоения каждым школьником ценности труда для его жизни, семьи, Родины.

Annotation

In the article the contents of educational process focused on universal values are considered. The concept «valuable relations» is given. Fundamental values are presented, their characteristics are given. Important tasks for each school student to value work for his life, his family, his Homeland are set.

Образование - процесс и результат усвоения определённой системы знаний в интересах человека, общества и государства... [2, с. 197]

Сегодня в понятие образования входят не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций всё происходящее в жизни, в семье, образовательном учреждении, в социуме,

Сз? S

К <

m О

СП

à «

о

w «

О

Он

С w s

U

W

¡г1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

s ©

а:

Вестник «Qp.fiey»-kst

S

К <

т О

СП £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W

¡г1 S [—i О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

стране, мире. Следовательно, в соответствии с современным пониманием образованности, оно включает и воспитанность («благородство чувств») [3, с.230].

Важно и то, что процессы обучения, воспитания и развития взаимосвязаны и в сегодняшней ситуации множества случаев забвения общечеловеческих нравственных ценностей требуют переориентации этих процессов на ценности и ценностные отношения.

Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»... но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство» - когда само отношение выступает в качестве ценности [4, с.504-505].

Определить содержание образовательного процесса, с позиции ценностных отношений, значит определить наивысшие ценности для человека.

Сам человек — наивысшая ценность, он - цель и мера всех вещей.

Принять человека как ценность означает:

- обнаружить его присутствие в окружающем мире;

- учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы;

- помогать человеку по мере своих

сил;

- понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным;

- содействовать благу человека в его жизни на земле [4, с.506].

Такая точка зрения всей современной педагогики, обобщая её Г.М. Код-жаспирова указывает, что приоритетами современного воспитания считаются:

- человек — воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия;

- мир - воспитание в духе разоружения и миролюбия;

- сотрудничество — воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем;

- природа — экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля — общий дом человечества [1, с. 16].

В этих приоритетах следующая важная ценность — жизнь. Ценностное отношение к жизни интегрирует в себе:

- признание права на жизнь каждого человека;

- бережливость по отношению к любым проявлениям жизни;

- восприятие жизни во всех её разновидностях, этапах, формах;

- содействие жизни по мере сил и способностей;

- характеристика жизни, достойной человека;

- осмысленная жизненная позиция;

- сознательное выстраивание собственной жизни в качестве её субъекта [3, с.508].

На наш взгляд, для восприятия жизни как важной ценности необходимо понимание смысла жизни каждого человека и жизни человека вообще.

Каждый человек, чтобы чувствовать себя уверенно в этом мире, должен понять, зачем он живёт, каков личностный и общественный смысл его существования и деятельности. Неумение осознать приводит к тому, что он не находит своего места в жизни, не раскрывает свой внутренний потенциал. Утрата смысла жизни человеком приводит к депрессии и даже попыткам самоубийства. К сожалению, случаи суицида имеют место и среди школьников.

Подросток обретает смысл жизни, понимая ценность жизни всего живого

Вестник «Орлеу»-!^

и каждого человека как венца творения природы, развивая свои способности и склонности, потребности в самореализации, самоактуалзации, выбирая профессию, отвечающую способностям и интересам личности.

Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способна к самопознанию — пониманию себя как целостной личности. Оно включает самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Здесь школьнику может помочь педагог и применение им новых технологий образования, так как главная задача современной школы — раскрытие и развитие возможностей и способностей личности обучаемого для успешной жизнедеятельности. Решить её возможно, когда школьник принимает образование как важнейшую жизненную ценность, а педагог профессионально применяет технологию обучения через диалог [4, с.57].

Открытие важности образования для успешной жизни предполагает поддержку учителя, такие действия, которые позволят школьнику оценить свою школьную жизнь в аспекте её перспектив, значимости для жизнедеятельности в будущем. Вот почему важно каждому педагогу «проникнуть» в контекст планируемой жизнедеятельности воспитанника для постановки индивидуальных учебных задач в плане его жизненных перспектив и развития способностей для их успешного достижения. Эти действия педагога предполагают включение ученика в смыслообразующий диалог, диалог о том, зачем надо учиться[4, с.20]. В результате такого процесса обучения и воспитания школьник приходит к пониманию его важности, что формирует ценностное отношение к жизни, обеспечивает его устойчивое и гармоничное развитие. В этом процессе создаётся культура жизненного самоопределения, сама жизнь становится ценностью.

Пример наивысшего признания

ценности жизни в словах ученой — педагога слепоглухонемой О.И. Скороходо-вой:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шит.

Думают, иные — те, кто звуки слы-

Те, кто видит солнце, звёзды и луну: Как она без зренья красоту опишет? Как поймёт без слуха звуки и вес-

ну?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше — чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,

Я соткала жизни красочный узор.

Третьей важной ценностью является общество — единение людей, только благодаря ему человек становится человеком. Особое внимание следует обратить на ценностное отношение к Родине. Глубокое патриотическое чувство рождается в ходе всей жизни ребёнка, очень часто существует почти не осознаваемым, но оно требует культивирования, гармонического развития, так чтобы любовь к своему Отечеству не препятствовала уважению к другим странам. Культивирование строится на чувстве привязанности к месту жительства, к его людям, на изучении истории отечества, гордости за её удачи, а главное на желании способствовать благу Родины.

Патриотизм как ценностное отношение к отечеству - есть интегральное отношение, включающее в себя широкий круг отношений и базирующееся на сформированных следующих отношениях: отношение к людям, к природе, к языку, литературе и искусству, истории страны, к государственной символике, к выдающимся людям как представителям родины, к достижениям науки и всем событиям, протекающим в отечестве, радостным, воодушевляющим и другим [3, с.511].

Здесь огромные возможности имеет краеведение, использование техно-

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м Сг1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

M

Вестник «öp.fiey»-kst

ö? S

к с

m О

го «

О

w «

О

Он

С w s

U

W Сг1 S [—i О

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

s ©

логии проектной деятельности, которая позволяет включить школьника в активную познавательную деятельность и убедиться, что сделано предшествующими поколениями для процветания отечества.

Особенно важно объективное, талантливое разъяснение школьникам Посланий Президента нашей страны H.A. Назарбаева, которые позволяют проследить, что сделано за короткий исторический срок для подрастающего поколения нашей страны. И это обязательно будет способствовать осознанию школьниками ценности общества.

Архиважная ценность — труд. Отношения к главным ценностям — человеку, жизни, обществу, Родине мы проявляем в активной деятельности.

Сегодня воспитание ценности труда стало актуальной проблемой, так как в последнее время в средствах массовой информации часто пропагандировались ценности «выиграй», чем трудись, богато жить можно и без труда.

В выступлении «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего труда. Глобальный тренд социальной модернизации» Президент страны H.A. Назарбаев оценил ситуацию и поставил задачу: «Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса.

Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу.

И такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда.

Здесь не изобретается никакой специфической идеологии. В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами» [6].

Это должен усвоить каждый школьник в процессе целенаправленного и системного трудового воспитания, только в этом случае к школьнику придёт осознание ценности труда для его жизни, для семьи, для своей Родины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник / Г.М. Коджаспирова. — М.: Гардарики, 2007. - 528 с.

2. Образование и наука. Энциклопедический словарь [Текст] / Гл.ред. Ж.К. Туймебаев. — Алматы: Республиканский научно — практический центр «Учебник», 2008. - 448 с.

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с.

4. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под. Ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. — М.:Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

5. Слесарь, М.В. Развитие полиэтнической культуры школьников [Текст] Монография /М.В. Слесарь. - Костанай, 2014. - 100 с.

6. http: // pravo.zakon.kz / 4501497 - socialnaja - modernizacija - kazakhstana. html Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего труда. Глобальный тренд социальной модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.