Научная статья на тему 'Содержание образования как дискурс философско-педагогических идей'

Содержание образования как дискурс философско-педагогических идей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ФИЛОСОФИЯ / ОБРАЗОВАНИЯ / ИДЕИ / ПАРАДИГМА / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / РЕВОЛЮЦИЯ / ОБЩЕСТВО / PEDAGOGY / PHILOSOPHY / EDUCATION / IDE-AS / PARADIGM / PERSONALITY / VALUES / REVOLUTION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булдаков Сергей Константинович

В статье рассматривается проблема содержания образования как единого комплекса философских науки педагогических идей, а также проблема образовательных революций, меняющих в разных социально-исторических условиях парадигму образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of education as the discourse of philosophical-pedagogic ideas

In the article the problem of the content of educa-tion as unified complex of philosophical science and pedagogic ideas, and also the problem of the educa-tional revolutions changing an education paradigm in different sociohistorical conditions is considered.

Текст научной работы на тему «Содержание образования как дискурс философско-педагогических идей»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37

Булдаков Сергей Константинович

доктор философских наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_filosof@ksu.edu.ru

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДИСКУРС ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

В статье рассматривается проблема содержания образования как единого комплекса философских науки педагогических идей, а также проблема образовательных революций, меняющих в разных социально-исторических условиях парадигму образования.

Ключевые слова: педагогика, философия, образования, идеи, парадигма, личность, ценности, революция, общество.

Обращаясь к проблеме содержания образования, философия и педагогика вырабатывают единый комплекс образовательных идей, который формирует смыслы установленного обществом идеала образованности.

Одним из распространенных подходов к пониманию содержания образования является понимание образования как механизма культурного становления человека. Можно сказать, что образование - согласование личного, социального и надин-дивидуального подхода в культуре общества. Такой подход к пониманию содержания образования сложился еще во времена Песталоцци и Фребеля, когда цель образования видели в воспитании человека культуры - и знающего, и способного, и духовного (религиозного). Однако, уже во второй половине XIX столетия и особенного в ХХ столетии духовного человека культуры стал заслонять специалист. Актуальной становится точка зрения, высказанная М. Вебером, о том, что система образования должна быть ориентирована на стремление к высококвалифицированным специальным знаниям в противовес широко распространенному и расплывчатому представлению о «культурном человеке». В первой половине XX столетия, с переходом к этапу индустриального общества, возобладала именно эта точка зрения, она была подкреплена и авторитетом психологии, утверждавшей, что целью образования является развитие навыков, способностей и умений индивида, а также развитие личности, эффективно действующей в производстве.

Но уже после второй мировой войны стала видна неудовлетворительность подобного подхода. Наметилась тенденция к качественным изменениям философско-педагогического дискурса. В качестве целей образования помимо знаний (предметов), профессиональных навыков и способностей указываются и другие. Например, Джон Э. Смит пишет о трех целях: во-первых, обогащение обучающего знаниями, привитие и развитие способностей ментального порядка, во-вторых, подготовка личности к выполнению его определенных профессиональных обязанностей, в-третьих, воспитание в процессе обучения цивилизованных личностей, т.е тех, кто сообразует полученные знания с собственной

глубинной душевной потребностью жить в цивилизованном обществе, где могли бы наиболее полно реализоваться свобода и справедливость [10].

Впрочем, и способности ментального характера понимаются сегодня иначе. Если в классическом понимании, отмечает Ж. Буто, это способность сознавать действительность, раз и навсегда данную, то для нас, скорее способность к адаптации. «Фундаменталисты» (одно из направлений реформирования школы), в частности трактуют адаптацию так: «строгое соединение школы с жизнью», «адаптация к требованиям научной и социальной революции», «инкорпорация в интенсивный поток современной жизни». Более конкретно речь идет о развитии когнитивных потребностей и интересов, доведении содержания учебных программ до уровня требований современности, что среди прочего предполагает образование в областях экологического мышления, сохранения мира, воспитания независимого мышления, подготовки к семейной жизни, готовности к инновациям [8].

Происходит смена образовательной парадигмы, в которой образованный человек - это именно человек, а не только специалист или личность, причем человек культурный, подготовленный к жизни. Подготовленный не только к нормальной жизни и отлаженному производству, но и к испытаниям, к сменам образа жизни, к изменениям. Нельзя предполагать, что в эпоху всеобщего кризиса культуры, глобальных преобразований и сдвигов мы избежим изменений, проблем, болезненных метаморфоз. Подобно тому, как стало естественным образовательное требование, связанное с умением обучаться и переучиваться, должно стать естественным требование для образованного человека быть готовым к испытаниям, к обучению знаниям и их усвоению. В ходе образования человек должен осваивать не столько знания, сколько собственно мышление, его методы. Только исходя из этого можно решить проблему выбора нужных учебных содержаний. Необходимо создать на основе современных рефлексивных дисциплин (истории науки, науковедения, методологии, философии и т.д.) принципиально другие учебные содержания а с ними новую образовательную парадигму.

© Булдаков С.К., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

Еще одно требование новой образовательной парадигмы, вытекающее из самого духа нашего времени, а именно - смыкание образования с самообразованием. Не менее существенно, что переход к самообразованию связан с иным типом психологического изменения: образование через самообразование подчиняется в этом случае целям личностного роста и совершенствования, становится моментом психической активности человека, формой его культурного бытия.

Вопрос о целях образования решается в современной теории и практике образования по-разному. Так, Р. С. Петерс обращает внимание на то, что цели образования являются теми чертами развития, которые наиболее желательны в данном обществе, и в тоже время они, в отличие от идеалов (например стремления к истине, счастью, бесклассовому обществу и т.д.), должны быть достижимы.

Петерс выделяет следующие основные цели образования. Во-первых, это ценности, связанные с достижением консенсуса в обществе. Во-вторых, представления об истине. В третьих, ценности, ассоциируемые с достижением личного блага. В четвертых, базовые представления, без которых не может функционировать демократическое общество (выполнение контрактов, уважение собственности, свобода личности и т.д.). В-пятых, это эстетические и религиозные ценности, поскольку их культивирование в курсе образования в полной мере способствует формированию представлений о свободе и терпимости [9]. Как видим, это стандартный набор либеральных ценностей, лежащих в основе современных образовательных концепций.

Если для Р. Петерса религиозные ценности в образовании выступают как равнозначные с другими, то для ряда авторов это главные ценности, определяющие цели и смысл образования. Одним из недостатков сферы образования, с их точки зрения, является то, что современное образование основано на сциентистско-технологической картине мира, на предположении, что научная рациональность, объективность и поэтому независимость от моральных ценностей являются первичными характеристиками знания. Ими утверждается, что природа и высшая цель образования только тогда становится наиболее понятными, когда совершенствование в процессе образования предстает как вспомогательное средство духовного развития человека.

Известно, что классические образовательные идеи и теории восходят к социальной философии и педагогике Нового времени и Просвещения, периоду, начиная с которого образование примерно в течение примерно 300 лет развивалось в условиях капиталистического общества.

Философским основанием образования в этот период были идеи просвещения, заложившие основы либерально-демократической идеологии. Поэтому нам представляется оправданным для

лучшего понимания современного состояния и перспектив развития образования сделать ретроспективный анализ образовательных идей, обратившись к ключевым категориям образовательной теории этой эпохи.

Центральным понятием философской рефлексии над образованием является категория «образование». Гегелевская трактовка образования как отчужденного природного бытия и восхождения индивида ко всеобщности предполагает понимание связи субъекта образования с образовательным процессом. «Субъективность предстает здесь как способность развернуть себя в культуре и истории....» до степени предметности, до степени правовой, нравственной, религиозной, а также научной деятельности [1, с. 263-283]. В культуре и социуме осуществляется два встречных процесса: первый, по Гегелю, подъем индивида ко всеобщему опыту и знанию, поскольку человек не бывает от природы тем, чем он должен быть; второй - субъективизация всеобщего опыта и знания в единичных формах. Субъект образования - это человек, расшифровывающий глубинные смыслы, которые стоят за очевидными, поверхностными смыслами. Человеческое «Я» не может быть исключено из смыслополагающей деятельности, целью которой является получение истины. С учетом этого М. Хайдегер переводит понятие образование как руководство к изменению всего человека в его существе. Между истиной и образованием обнаруживается сущностная связь, которая состоит в том, что существо истины и род ее перемены только и делают возможным «образование» в его основных очертаниях [7, с. 348-351]. Отсюда следует вывод, что человек, который стремится постичь истину, должен быть подготовлен, т.е. образован, что в полной мере истина не может существовать без обращения к субъекту. Знание накапливается в объективном социальном процессе. Субъект воздействует на истину, но и истина воздействует на него - через познание истины реализуется человеческое бытие.

Образование, с нашей точки зрения, - это духовный процесс, включающий в себя опыт, поиск, деятельность, посредством которых субъект осуществляет в себе самом преобразования, необходимые для реализации своих сущностных потребностей и переструктурировании в связи с этим социума. Рассматривая образование как процесс преобразования общества и индивида, мы выходим на категорию идеала образованности. В этой категории фиксируются социально-экономические и мировоззренческие требования общества и личности.

Изменение координат «идеала образованности» на переломе значительных исторических эпох может быть настолько кардинальным, что дает возможность поставить вопрос о применимости по отношению к образованию понятия «революция».

8

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

Содержание образования как дискурс философско-педагогических идей

Обратимся к расшифровке этой категории в «Философском словаре».

«Революция - глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. (Например, промышленная революция, научно-техническая революция, культурная революция, революция в физике, революция в философии и т.д.). Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии [4, с. 584]. Обратившись под этим углом зрения к генезису образования в философской рефлексии над ним, можно выделить два типа образовательных революций: революции «форма-ционного» характера, глобальные, отражающее качественные изменения самого типа цивилизации; и «внутриформационные», локальные, связанные с качественными изменениями лишь в одной или нескольких составляющих жизни общества и осуществляющихся в рамках данного типа общества.

Примерами формационных, глобальных образовательных революций могут являться, как нам кажется, следующие:

- образовательная революция эпохи Нового времени и Просвещения. Эта революция обеспечивает переход общества к этапу классической стихийной истории и определяет становление индустриального общества;

- образовательная революция при переходе к модели постиндустриального или информационного общества, определившая основы существования и развития человечества в ХХ веке;

- образовательная революция, обеспечивающая переход к постклассическому этапу человеческой цивилизации, образовательному обществу, выступающему как императив преодоления глобальной экологической катастрофы, грозящей обществу в XXI веке.

Локальные образовательные революции, как уже сказано, связаны с крупными изменениями в функционировании образовательных систем в связи с существенными, но не коренными изменениями в социально-экономической, политической и нравственной сферах жизни общества. Примеры этих образовательных революций достаточно многочисленны.

Нам представляется, что первой образовательной революцией в новой истории человечества стало формирование первых европейских образовательных систем (Греция, Рим), которые в основе своей имели социальные и личностные ориентиры, качественным образом отличавшиеся от предшествующих. Это вытекало из изменившихся социально-экономических и политических условий жизни общества, повлекших за собой переход от догосударственной к государственной организации общества. Появляется новая образовательная парадигма, сформулированная в работах античных философов, например Платона, который развива-

ет идею общественного воспитания как функции государства, управлять которым должны наиболее образованные люди. По Платону, добродетель (нравственность) напрямую связана со знанием. Он же указывает и на утилитарную составляющую образования. «Военному человеку их (науки о числах) необходимо знать ради строя, а философу -ради соприкосновения с бытием и выхода мира становления. Очевидно следует законом ввести эту науку и убеждать, кому предстоит принять участие в руководстве государством обратиться к счислению и взяться за него не в качестве дилетантов, но заниматься им до тех пор, пока они не достигнут созерцания одной только мыслью природы чисел» [2, с. 22]. С точки зрения Платона, содержанием образования является содержание мира идей. О социальной роли образования и воспитания говорит в своей «Политике» и Аристотель. В качестве цели воспитания он рассматривал развитие высших сторон души - разумной и волевой. Это развитие немыслимо без образования, ответственность за которое ложится на государство. Им же сформулирована идея гармонического воспитания.

Таким образом, образовательные идеи и образовательную систему античности можно рассматривать в качестве примера образовательной революции «формационного типа». Другим примером образовательной революции формационного типа может быть смена образовательной программы в XVII-XVШ веках в эпоху Нового времени и Просвещения. С нашей точки зрения, XVTI-XVШ век для Западной Европы и России стал периодом начала революционных перемен в сфере образования. Этот период ознаменовался переходом от несистематизированного образования к философски и педагогически обоснованным образовательным системам, в основе которых с теми или иными вариантами, лежала идеология Просвещения. В целом значение для образования просветительских идей выходит за временные рамки эпохи: на их основе во многом формировалась философская и педагогическая мысль следующего столетия. Подход к образованию и воспитанию как средствами совершенствования общества и человека, убежденность в разумности мироздания был характерен для представителей немецкой классической философии, в философских и педагогических взглядах которых нашли свое продолжение и развитие идеи Просвещения.

Примером подобного развития, на наш взгляд, может быть педагогика И. Канта. Хотя он и не изложил свои педагогические взгляды в специальном сочинении, но в своих педагогических пристрастиях и приемах Кант всегда был на стороне реформаторов образования. Он считал, что ни в какой другой области реформа не является столь необходимой, как в сфере образования и воспитания. По Канту, казенная школа была не в состоянии обеспе-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

9

чить необходимое нравственное и интеллектуальное воспитание личности.

О негативном отношении Канта к существующей системе образования пишет Куно Фишер. Он отмечает, что философ большие надежды возлагал в этой связи на частные образовательные учреждения. Из педагогической теории Канту наиболее близка теория воспитания Руссо [5, с. 212]. Поэтому Кант скептически относился к идее реформирования современного ему школьного образования. Он полагает, что совершенно напрасно ждать положительных результатов от постепенно умирающей школы: «Если из этой школы может возникнуть что-нибудь хорошее, то она должна быть преобразована, ибо она была ошибочна в своем основании... Это может произвести не медленная реформа, а только быстрая революция» [3, с. 213]. Из приведенного высказывания видно, что И. Кант первым употребил понятие «революция» применительно к сфере образования. Представляется, что это было связано с пониманием Кантом необходимости качественных изменений в обучении и воспитании. «Воспитание ставит себе задачей сделать человека искусным, знающим и нравственным: образование в первом смысле слова есть «культура», во втором смысле «цивилизация», в третьем смысле «нравственность», воспитание должно культивировать, цивилизовать и делать людей нравственными. Обе первые цели подчинены последней, но они входят в общее образование человека и требуют, чтобы образование обращало на них свое внимание» [6, с. 214].

Вводя понятие «образовательная революция», мы должны заметить, что такого типа революции не обязательно являются следствием социально-экономических и политических изменений в обществе, хотя на определенных этапах его развития

такая связь прослеживается. Образовательные революции с содержанием и целями могут выражать и качественное изменение роли и функций образования в рамках одного периода исторического развития. Так например, переход в ХХ веке к «образовательному обществу» может рассматриваться как образовательная революция. Она знаменует качественно новую роль образования в современном обществе, на чем следует остановиться в дальнейшем.

Следовательно, образовательная революция -это коренная смена парадигмы образования как идеи и социального института, имеющая своим основанием переход общества на качественную ступень его функционирования, либо отражающая общественную потребность в такого рода переходе.

Библиографический список

1. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. -СПб.: Наука, 1992. - 465 с.

2. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. -525 с.

4. Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 836 с.

5. Фишер К. Иммануилл Кант. История новой философии. Т. 5. Ч. 2. - СПб.: Жуковского, 1906. -636 с.

7. Хайдегер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. Статьи и выступления. - М.: Мысль, 1993. - 520 с.

8. Boutaud J. Querelle Decole(s) on Alain, Piaget et les autres. - Paris, 1981.

9. Peters R.S. Philosophy of Education. L.: Routledge & Kegan Paul, 1983.

10. Smith J.E. Three-Dimensional Education // Education. Values. - N.Y., London, 1980. - 107 р.

10

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.