Научная статья на тему 'Содержание микроэлементов в органах и тканях молодняка свиней на откорме'

Содержание микроэлементов в органах и тканях молодняка свиней на откорме Текст научной статьи по специальности «Агробиотехнологии»

CC BY
381
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
минеральные вещества / мергель / свиньи на откорме / железо / цинк / марганец / медь. / mineral substances / marl / fattened pigs / iron / zinc / manganese / copper

Аннотация научной статьи по агробиотехнологии, автор научной работы — М.В. Подольников, Л.Н. Гамко, В.Е. Подольников

Отложение микроэлементов в тканях и органах молодняка свиней под воздействием разных доз мергеля в зависимости от количества и соотношения содержащихся в нем элементов, распределение эссенциальных микроэлементов в тканях и органах животных происходит неравномерно. Немаловажное значение при этом имеет возможность реализации всех свойств этих микроэлементов, которые в свою очередь связаны с той формой, в которой они присутствуют в кормах и минеральной добавке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по агробиотехнологии , автор научной работы — М.В. Подольников, Л.Н. Гамко, В.Е. Подольников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of microelements in the organs and tissues of young fattened pigs.

The deposition of microelements in tissues and organs of young pigs under the influence of different doses of marl, depending on the amount of elements in it and their correlation, and distribution of essential microelements in tissues and organs of animals are uneven. To be able to realize their properties, the microelements have to be in the form, which is most suitable for the animals, fed with this mineral supplement.

Текст научной работы на тему «Содержание микроэлементов в органах и тканях молодняка свиней на откорме»

2. Зоотехнический анализ кормов / Е.А. Петухова [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Агропромиздат, 1989. - 239 с.

3. Корзун, О.С. Биохимический состав зеленой массы проса просовидных культур в зависимости от доз минеральных удобрений / О.С. Корзун, С.В. Исаев // Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. / НПЦ НАН Беларуси по земледелию. - Минск, 2009. -С.220-223.

4. Кормовые нормы и состав кормов: справоч. пособие / А.П. Шпаков [и др.]. -2-е изд. перераб. и доп. - Витебск: УО «ВГАВМ», 2005. - 475 с.

5. Киреенко, Н.В. Просо - культура больших возможностей / Н.В. Киреенко, Л.Ф. Курч, А.В. Ураков // Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома, РУП «Минская областная сельскохозяйственная опытная станция». -Минск, 2002. - 52 с.

6. Кунгуров, Ю.Н. Кормовая ценность силоса из подвяленной массы проса кормового / Ю.Н. Кунгуров, Н.Д. Непряхина // Совершенствование с.-х. животных и их кормление в Северном Зауралье. - 1987. - С. 5-13.

7. Сагдиевич, Л.Г. Селекционная работа с просом / Л.Г. Сагдиевич // Кормопроизводство. - 2001. - №2. - С. 20-22.

8. Возделывание проса на зерно и зеленую массу / Р.М. Кадыров [и др.] // Современные ресурсосберегающие технологии производства растениеводческой продукции в Беларуси: сб. науч. тр. / РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию. - 2-е изд. доп. и перераб. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - С. 171-178.

9. Цыбульский, В.П. Сравнительная характеристика урожайности и качества зеленой массы проса с яровыми культурами при разных сроках сева / В.П. Цыбульский, Т.А. Анохина, Л.И. Гвоздова // Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. / НПЦ НАН Беларуси по земледелию. - Жодино, 2009. - С. 73-75.

10. Шейко, И.П. Основные проблемы и пути развития животноводства / И.П. Шейко // Весц НАН Беларуси Сер. аграр. навук. - 2006. - № 1. - С. 70-76.

УДК 636.4.085.12: 636.4.084.522

СОДЕРЖАНИЕ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В ОРГАНАХ И ТКАНЯХ МОЛОДНЯКА СВИНЕЙ НА ОТКОРМЕ

М.В. ПОДОЛЬНИКОВ, Л.Н. ГАМКО, В.Е. ПОДОЛЬНИКОВ ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия» с. Кокино, Выгоничский р-н, Брянская обл., Российска Федерация, 243365

(Поступила в редакцию 29.02.2012)

Введение. Для поддержания нормальных процессов жизнедеятельности, обмена веществ и повышения продуктивности сельскохозяйственных животных необходимы минеральные вещества. Большую роль в этом процессе играют микроэлементы, которые поступают в организм животных с кормом и питьевой водой.

В мировом масштабе также остро стоит вопрос о недостатке микроэлементов в питании населения [8].

Сегодня более глубоко изучены молекулярные механизмы действия различных микроэлементов. Особое значение придается микроэлементам, содержащимся в кормах в легкодоступной хелатной форме.

Железо - широко распространенный в природе элемент, ранее его относили к макроэлементам в связи с относительно высоким его содержанием в организме. Этот микроэлемент необходим для синтеза гемоглобина, в котором сосредоточено более половины его запасов в организме. Как переносчик кислорода железо способствует усилению

180

обмена питательных веществ внутри клетки. Оно входит в состав ряда ферментов: цитохрома, каталазы, пероксидазы и др. Недостаток железа в рационе приводит к развитию анемии, которая часто наблюдается у поросят. Помимо анемии обнаруживается снижение уровня железа в печени, где активность цитохромов почти не меняется. Одним из побочных явлений при дефиците железа является понос, который, в свою очередь, усугубляет недостаток элемента [9].

Медь - необходима для синтеза более чем десяти ферментов, регулирующих реакции окисления органических субстратов молекулярным кислородом, окисления железа и биогенных аминов. Без меди невозможны формирование нервной и костной тканей, кроветворение, синтез йодированных соединений щитовидной железы, половых гормонов (таким образом она оказывает влияние на процесс овуляции) [6]. Она участвует в образовании гемоглобина, а также в других процессах кроветворения. Атомы меди способствуют образованию фермент-субстратных комплексов и устойчивости третичной структуры ферментов [5, 11].

Цинк является активатором многих ферментов. Он входит в состав более 300 различных ферментов и участвует в регуляции основных метаболических путей в организме. Обмен цинка в организме тесно связан с обменом кальция, серы и меди. Он стимулирует половую функцию животных, участвует в процессе сперматогенеза, поддерживает в нормальном состоянии зародышевый эпителий. Присутствие в кормах кадмия, который является антагонистом цинка, вызывает атрофию яичников у самок. Резистентность телят при недостатке в организме цинка снижается. В условиях эксперимента показано, что содержание животных на диете, бедной цинком по сравнению с нормой в 30 раз, угнетает рост некоторых опухолей [1].

Марганец усиливает в организме окислительные процессы, потребление кислорода, синтез гликогена, утилизацию жиров. При дефиците марганца подавляется биосинтез холестеролов и половых гормонов, что ухудшает воспроизводительные функции животных. Марганец играет роль не только в регуляции минерального обмена, но влияет и на другие обменные процессы. Большое влияние марганец оказывает и на углеводный обмен [12].

Медь, цинк и марганец - важные элементы фермента супероксид-дисмутазы. Они играют решающую роль в антиоксидантной защите организма.

Кобальт повышает активность гидролитических ферментов, увеличивает синтез нуклеиновых и мышечных белков, улучшает работу кроветворных органов. Физиологический эффект кобальта обусловлен главным образом его присутствием в молекуле витамина В12. В настоящее время известно 12 ферментов, содержащих кофермент В12. Витамин В12 не синтезируется организмом животных и поступает либо с кормом, либо синтезируется бактериями желудочно-кишечного тракта с использованием кобальта [4].

Йод входит в состав тироксина - гормона щитовидной железы, который оказывает влияние не только на функции размножения, но и на рост животных, обмен веществ в целом и теплообразование в организме. При недостатке йода в организме животных снижается их продуктивность, у беременных животных происходят выкидыши, рождение мертвого плода и задержание последа [2].

Селен выполняет антиокислительные и антитоксические функции в организме животных. В этих процессах он взаимодействует с витамином Е. Доступность селена в кормах растительного происхождения составляет 60-70 %. Недостаток селена в рационах вызывает беломы-шечную болезнь, дистрофию печени, маститы, анемии, гемолиз эритроцитов. Селен - составляющая более 25 селенопротеинов. Он осуществляет эффективную связь различных антиоксидантов. Многочисленные экспериментальные данные последних лет не только требуют отнесения селена к числу эссенциальных микроэлементов, но и позволяют считать его одним из наиболее перспективных антиканцерогенных факторов пищи. Избыток селена отрицательно сказывается на обменных процессах и здоровье животных. Концентрация селена свыше 5 мг на 1 кг корма может быть опасной для животных. Летальная доза для свиней составляет 13 мг на 1 кг живой массы [3, 10].

В России и за рубежом получены новые данные о потребности свиней различных половозрастных групп в минеральных элементах, доказана важность сбалансированности рационов животных по ряду новых, ранее ненормируемых элементов (кремний, литий и др.). Поэтому в настоящее время дается обширная информация по различным аспектам минерального обмена и питания животных. Сейчас задача сводится к тому, чтобы объединить эту информацию и создать стройную систему минерального питания животных [7].

Цель работы - изучить содержание микроэлементов в тканях и органах молодняка свиней на откорме при скармливании разных доз мергеля в составе рационов молодняка свиней.

Материал и методика исследований. В качестве материала для проведения исследований использовали мергель местного происхождения, залегаемый в окрестностях с. Кокино Выгоничского района Брянской области. Химический состав мергеля представлен набором макро- и микроэлементов (Са, Р, Fe, Zn, Vn, №). Для проведения эксперимента было сформировано четыре группы животных со средней живой массой 44,2-44,4 кг. Одна из них являлась контрольной и получала только корма основного рациона. Животные опытных групп получали дополнительно к основному рациону по 0,5, 1,0 и 1,5 % (по массе) мергеля в расчете на 1 кг сухого вещества основного рациона. Основной рацион был сбалансирован по энергетической ценности и основным питательным веществам, но дефицитен по некоторым минеральным элементам. Введение в состав рационов мергеля позволило частично компенсировать этот дефицит.

Результаты исследований и их обсуждение. Известно, что использование минеральных добавок в кормлении животных позволяет

лучше сбалансировать рацион по комплексу элементов и тем самым повысить эффективность использования питательных веществ основного корма на синтез продукции. Однако при использовании природных минералов необходимо учитывать, что в них большинство макро-и микроэлементов содержится в виде комплексных соединений и их доступность для животного организма несколько ограничена. Наиболее эффективно используются хелатные соединения и ионизированные формы минеральных элементов. Кроме того, природные минералы могут содержать в себе слишком высокое количество микроэлементов и токсичные элементы, которые могут принести вред самим животным, накапливаться в организме, представляя угрозу здоровья людей при употреблении продукции от этих животных в пищу.

Об эффективности использования микроэлементов, поступающих с кормом в организм животных, при скармливании в составе рационов мергеля можно судить по результатам содержания их в тканях и органах животных (табл. 1).

Таблица 1. Концентрация микроэлементов в тканях и органах

Показатели Группы

контрольная | 1-я опытная | 2-я опытная | 3-я опытная

Железо, ммоль/кг

Мышечная ткань 0,125±0,012 0,138±0,015 0,118±0,029 0,140±0,025

Костная ткань 0,413±0,291 0,513±0,085 0,473±0,084 0,420±0,035

Печень 1,922±0,021 1,743±0,147 1,891±0,146 1,604±0,116

Почки 0,517±0,061 0,465±0,108 0,488±0,075 0,401±0,021

Селезенка 2,952±0,797 1,731±0,355 2,220±0,068 3,701±0,791

Ц инк, ммоль/кг

Мышечная ткань 0,179±0,012 0,197±0,004 0,205±0,002 0,207±0,006

Костная ткань 0,690±0,050 0,620±0,066 0,643±0,037 0,690±0,051

Печень 0,326±0,017 0,322±0,024 0,296±0,009 0,341±0,029

Почки 0,245±0,021 0,252±0,018 0,273±0,006 0,249±0,007

Селезенка 0,179±0,007 0,152±0,012 0,211±0,008 0,197±0,024

Медь, мкмоль/кг

Мышечная ткань 8,340±0,729 8,340±0,618 10,543±1,172 10,386±1,462

Костная ткань 6,390±1,133 12,223±3,426* 10,417±1,813* 7,237±0,755

Печень 60,271±8,543 52,560±1,442 59,327±8,833 59,012±7,703

Почки 38,240±1,553 45,951±10,177 52,875±8,995 44,692±5,208

Селезенка 9,757±0,328 7,554±0,328 11,488±1,601 12,747±1,299

Марганец, мкмоль/кг

Мышечная ткань 2,002±0,219 2,366±0,161 2,366±0,161 2,548±0,121

Костная ткань 16,977±1,967 12,310±1,314 16,127±2,897 14,283±1,988

Печень 25,483±2,947 23,663±0,816 23,663±1,629 23,117±0,598

Почки 9,465±1,419 6,553±1,254 5,097±0,598 3,823±0,437

Селезенка 5,279±0,210 5,461±0,425 6,189±0,497 6,917±0,667

*Р<0,05.

По сравнению с животными контрольной наиболее высокая концентрация железа отмечается в мышечной ткани (на 0,015 ммоль/кг) и селезенке (на 0,749 ммоль/кг) животных 3-й опытной группы, в кост-

ной ткани (на 0,100 ммоль/кг) животных 2-й опытной группы. А концентрация этого элемента в печени и почках в опытных группах, наоборот, снизилась на 0,031-0,318 ммоль/кг (в печени) и 0,0290,116 ммоль/кг (в почках).

Под влиянием мергеля отмечается тенденция к увеличению концентрации цинка в мышечной ткани животных всех трех опытных групп (на 0,018-0,028 ммоль/кг) и в костной ткани (на 0,1000,007 ммоль/кг). Закономерности увеличения концентрации цинка в других органах не прослеживается.

Максимальное увеличение концентрации меди отмечается в костной ткани свиней опытных групп: в 1-й опытной группе - в 1,9 раза, во

2-й - в 1,6 раза и в 3-й опытный группе - в 1,1 раза выше, чем в контроле. У животных 2-й группы наиболее высокая концентрация меди в мышечной ткани (на 2,203 мкмоль/кг) и почках (на 14,635 мкмоль/кг). У животных 3-й группы больше, всего меди по сравнению с остальными группами, сконцентрировано в селезенке - на 2,990 мкмоль/кг выше, чем в контроле.

Концентрация марганца в мышечной ткани увеличилась в опытных группах на 0,364-0,546 мкмоль/кг, в селезенке - на 0,1821,638 мкмоль/кг по сравнению с контролем. Причем максимальная разница по накоплению марганца в этих органах отмечается у свиней

3-й опытной группы, получавшей 1,5 % мергеля от сухого вещества корма. Закономерности изменения концентрации марганца в печени подопытных животных также не просматривается. Но отмечается ее резкое снижение, при увеличении дозы мергеля, в почках - в 1,42,5 раза по сравнению с контролем.

В некоторой мере общее накопление микроэлементов в тканях и органах зависит от общей массы самих тканей и органов. Больше всего железа накоплено в мышечной и костной тканях животных.

Максимальное накопление железа в мясе и костях отмечалось у животных 1-й опытной группы, а в печени - у животных 2-й опытной группы. В селезенке, при достаточно высокой концентрации, больше всего отложилось железа у свиней 3-й опытной группы.

Цинка больше всего содержалось также в мясе животных 1-й и 2-й опытных групп, в костях и печени животных 3-й опытной группы. В почках и селезенке цинка отложилось очень мало и заметных различий между группами не прослеживалось.

В сравнении с контролем и другими опытными группами у животных 2-й опытной группы больше всего меди отложилось в мышечной ткани, печени и почках, а в костной ткани - у животных 1-й опытной группы. Наиболее высокое содержание марганца в мышечной ткани отмечается у свиней 1-й опытной группы, в костной ткани - у животных 2-й опытной группы и в селезенке - у животных 3-й опытной группы. Общее содержание этого элемента в печени и почках, по сравнению с контролем, у животных всех опытных групп, напротив, снизилось.

Заключение. Таким образом, по результатам химического анализа тканей и органов подопытных животных видно, что под воздействием мергеля в дозе 0,5 % от сухого вещества корма в органах и тканях произошло следующее изменение содержания микроэлементов:

- в мышечной ткани концентрация железа увеличилась на 0,013 ммоль/кг, цинка - на 0,08 ммоль/кг и марганца - на 0,364 мкмоль/кг;

- в костной ткани концентрация железа увеличилась на 0,100 ммоль/кг, меди - в 1,9 раза, а цинка и марганца снизилась соответственно на 0,070 ммоль/кг и 4,667 мкмоль/кг;

- в печени отмечено снижение концентрации железа и цинка на 0,79 и 0,004 ммоль/кг и меди и марганца - на 7,711 и 1,820 мкмоль/кг соответственно;

- в почках концентрация цинка увеличилась на 0,007 ммоль/кг и меди - на 7,711 мкмоль/кг, а концентрация железа и марганца снизилась соответственно на 0,052 ммоль/кг и 2,912 мкмоль/кг;

- в селезенке повысилась концентрация марганца на 0,282 мкмоль/кг, но снизилась концентрация остальных элементов: железа - на 1,221 ммоль/кг, цинка - на 0,027 ммоль/кг, меди - на 2,203 мкмоль/кг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенко, Г.А. Микроэлементы в экспериментальной и клинической медицине / Г.А. Бабенко. - Киев: Здоров"я, 1965. - 183 с.

2. Безбородов, И.Н. Полноценное кормление крупного рогатого скота / И.Н. Безбородов, М.Р. Шевцова. - Белгород, 2001. - 35 с.

3. Голубев, Н.В. Пищевые и биологически активные добавки / Н.В. Голубев, Л.В. Чичева-Филатова, Т.В. Шленская. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -С.123-124.

4. Клейменов, Н.И. Минеральное питание скота на комплексах и фермах / Н.И. Клейменов, М.Ш. Магомедов, А.М. Венедиктов. - М.: Россельхозидат, 1987. - С. 418.

5. Ковальский, В.В. Биологическая роль меди / В.В. Ковальский, М.Н. Риш. -М.: Наука, 1970. - С. 113-143.

6. Нуриев, Г.Г. Микроэлементы / Г.Г. Нуриев, М.В. Пономарев, А.Н. Товстыко // Рекомендации по использованию минеральных добавок в летних рационах крупного рогатого скота и регулированию поступления радионуклидов в продукты животноводства. - Брянск, 1995. - С. 3-5.

7. Оптимизация минерального питания свиней / В. Кокорев [и др.] // Свиноводство. -2005. - № 1. - С. 11.

8. Скуковский, Б. А. Микроэлементы в Кемеровской области / Б.А. Скуковский, Л.А. Дмитриева // Кормление сельскохозяйственных животных и кормопроизводство. -2011. - С. 60-67.

9. Хенниг, А. Минеральные вещества, витамины, биостимуляторы в кормлении сельскохозяйственных животных / А. Хенниг. - М.: Колос, 1976. - 559 с.

10. Экспертиза кормов и кормовых добавок: учеб-справоч. пособие / К.Я. Мотовилов [и др.]. - Новосибирск: Сиб. ун-т, 2004. - С. 18.

11. Braude, R. Copper in diets for growing pigs / R. Braude, Z.D. Hosking // J. agr. Sc. 1982. - Vol. 99. - P. 365-371.

12. Underwood, E.G. Trace elements in human and animal nutrition / E.G. Underwood. - 4 rd Ed. - New York: Acaad. Press, 1977. - 402 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.