Научная статья на тему 'Содержание, методология и методика разработки преподавания математики в циклах педагогических вузов'

Содержание, методология и методика разработки преподавания математики в циклах педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание / математика / методология / систематизация / теория / практика / задачи / специфика / формирование / ознакомиться с методическими рекомендациями / формирование познавательных способностей / решение математических проблем / teaching / mathematics / methodology / systematization / theory / practice / problems / specificity / formation to familiarize with methodical recommendations / formations of informative abilities / the solution of mathematical problems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурханов Курбонбой Турсунраджабович

В статье рассматривается одна из основных задач обучения математике в школе и пути обеспечения специфического вклада во всестороннее развитие школьников путѐм формирования их познавательных, конструктивно-творческих способностей в решении математических проблем. При этом выдвинуты методы качественного преподавания предмета, и здесь учитывается, что каждый учитель должен решать на своих занятиях проблемные задачи и основным источником оптимизации учебного процесса является он сам. Он должен искать пути эффективного и качественного проведения занятий таким образом, чтобы за минимальное время получить хорошие результаты. Это и есть оптимизация учебного процесса на уроках математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content, methodology and technique of development of teaching of mathematics in cycles of pedagogical higher schools

The article reviews one of the primary goals of teaching of mathematics at school, and the way of making a specific contribution to an all-around development of schoolboys by the development of their cognitive, constructive and creative abilities in solution of mathematical problems. Alongside the methods of qualitative teaching of the subject are put forward. It is assumed that each teacher should solve problematic tasks in lessons as the basic source of optimization of education process is he/she him/herself. He should find the effective and quality ways of conducting classes to have perfect result in the shortest possible time. This is just the optimization of study process in math classes.

Текст научной работы на тему «Содержание, методология и методика разработки преподавания математики в циклах педагогических вузов»

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

УДК 371.01 К.Т. БУРХАНОВ

ББК 22.1я 73

СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ЦИКЛАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Проблема единства и развития языка и речи - одна из сложнейших теоретических проблем, и она во всём объёме должна осмысливаться в курсе «общее языкознание» и в специальных теоретических работах.

Термины и понятия «язык» и «речь» тесно связаны между собой и взаимодействуют с терминами и понятиями «речевая деятельность», «текст», «содержание (смысл) текста». Поэтому желательно рассматривать язык и речь не только в соответствии друг с другом, но и в соотношении с речевой деятельностью, текстом и смыслом текста.

Приведём следующие определения:

Язык - знаковый механизм общения; совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей.

Речь - последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.

Речевая деятельность - совокупность психофизиологических работ человеческого организма, необходимых для построения речи.

Текст - словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство более или менее совершенного содержания (смысла) речи, формирующей и выражающей это содержание.

Смысл текста - конкретная информация (логическая, эмоциональная, эстетичная и иная), выраженная речью и при её участии сформированная в сознании человека (2, 13-14)

Точность издавна осознаётся как одно из главных достоинств речи. Уже в античных руководствах по красноречию первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование ясности. Уже в античности начинается осознание связи между способностью хорошо говорить, писать и умением правильно мыслить: ясным и точным может быть лишь изложение ясной (для повтора) мысли. «Кто ясно мыслит, ясно излагает» - гласит известный афоризм.

Н. Г. Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (2,123)

Математика даже от очень способных людей требует сосредоточенности, внимания и привычки к преодолению трудностей. Приобретение такой привычки воспитывает характер подростка, он начинает понимать, что в преодолении трудностей содержится то, что придаёт особую увлекательность его деятельности. Одновременно появляется чувство гордости, поскольку он преодолевает в себе робость перед неизвестным и сложным и, тем самым одержит важную для себя победу. Если учителю удалось воспитать в ученике такие качества, то это означает, что он добился крупного успеха и заложил фундамент для формирования крепкого характера, который справится в жизни с любимыми сложностями; сумеет преодолеть все трудности при самостоятельном познании и при решении тех проблем, которые поставит перед ним жизнь (1, 30)

Для прогресса страны, для развития науки и производства нам крайне необходимо развивать у всей молодёжи творческую жилку.

Нам необходимо развивать массовое изобретательство, пробудить и массовую рационализаторскую мысль, продвинуться в изучении законов природы и их использовании в практических целях.

Нам нужно, чтобы на всех ступенях математика становилась орудием познания и поиска оптимальных решений. Осуществить это без школьного учителя немыслимо. Его роль в научнотехническом прогрессе переоценить невозможно. Прежде всего рассмотрим современное положение дел и вопросы математической подготовки учителя математики (1,31)

При ответе на этот вопрос, в первую очередь, нужно определить, чему и как нужно обучать будущего педагога. При рассмотрении данного вопроса часто сталкиваемся с двумя противоположными позициями:

1. нужно дать хорошее математическое образование, и это основное;

2. необходимо дать хорошую общепедагогическую подготовку- это самое главное;

237

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 2(43) 2015

Чтобы стать хорошим учителем, нужно развить в себе определённые свойства. Среди этих свойств на первый план выдвигаются:

1. любить своё дело и быть им увлечённым, верить в его исключительную общественную ценность;

2. знать свой предмет;

3. уметь излагать свой предмет увлечённо и интересно;

4. с уважением относиться к учащимся;

5. подобно тому, как талантливый артист, много десятков раз исполняющий одну и тожу роль, при каждом новом её исполнении вновь и вновь переживает ситуации, в которые попадает герой , так и учитель математики, в сотый раз, доказывая одну и ту же теорему, должен переживать радость открытия и передавать эту радость учащимся;

6. видеть связь математики с практикой и уметь об этом рассказать вовремя, кратко и убедительно;

7. систематически следить за развитием науки;

8. не подавлять инициативу учащихся, а направлять её;

9. уметь анализировать свои поступки, педагогические удачи и неудачи и, тем самым, обогащать свой опыт.

Успех педагога зависит не только от обширности его знаний, но и от их творческого усвоения. Об этом прекрасно было сказано: А.Н. Колмогоровым: «От преподавателя не только в высшей и в средней школе требуется вовсе не только твёрдое знание преподаваемой науки. Действительно хорошо преподавать математику может только человек, который сам ею увлечён и воспринимает её как живую, развивающуюся науку. Вероятно, многие учащиеся средней школы знают, насколько увлекательней, а благодаря этому легкой и доступной становится математика у таких преподавателей» (1, 41-42).

Чтобы научиться, оптимально организовывать процесс обучения, необходимо глубоко знать основные формы, методы, закономерности и принципы его эффективного функционирования, владеть методикой выбора оптимальных решений.

Источником формирования математических знаний в учебном процессе является урок. Поэтому проблема совершенствования уроков математики в начальных школах республики -одна из важных проблем в настоящий период.

Именно на уроке математики необходимо обеспечить формирование математических представлений у учащихся старших классов. Помимо этих школ существуют и вечерние школы, где так же важна реализация основных задач современного урока.

Реализация этих основных задач во многом зависит и от формы организации урока. В основном в вечерних школах организация уроков имеет следующие формы - индивидуальную, дифференцированную, групповую и т. п. Для улучшения качества преподавания математики в вечерних школах, особенно на современном этапе, необходимо использовать следующие формы организации уроков - индивидуальную, групповую. Все названные формы организации уроков должны иметь мотивационный характер.

Основные принципы в обучении математике в школах В.Ф. Шаталова характеризуются следующим образом: 1. впереди - теория. Сущность: переход к практике решения математических задач лежит только через основательное усвоение теоретического материала. «Только усвоив теорию, можно приступить к практике».

Усвоение теории идёт по такой методике:

1- й этап: развёрнутое, образно-эмоциональное объяснение учителем отобранных для урока параграфов;

2- й этап: сжатое изложение учебного материала по опорному плакату (увеличенная копия листа с опорными сигналами); озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.

3- й этап: изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы;

4- й этап: работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;

5- й этап: письменное воспроизведение опорных сигналов;

6- й этап: ответы по опорным сигналам ( письменные и устные);

7- й этап: постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи - Педагогический десант).

Таким образом, работа над теоретическим материалом ведется по 7 этапам. Глубокое понимание теоретических вопросов рождает желание испробовать свои силы и на практике.

238

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

В учебном процессе одной из важных сторон является работа с отстающими учениками. Опытные педагоги используют очень много методов для отстающих учеников: индивидуальная работа, отдельные простые и доступные задания, помимо основных занятий организовывают индивидуальные консультации.

Оптимизация учебного процесса на уроках математики заключается в том, что урок должен быть качественным, а качество урока зависит от умений каждого учителя. Каждый учитель должен решать на своих занятиях проблемные задачи, так как основным источником оптимизации учебного процесса является сам учитель. Он должен искать пути эффективного и качественного проведения занятий таким образом, чтобы за минимальное время получить хорошие результаты. Это и есть оптимизация учебного процесса на уроках математики.

Творчески работающие учителя для повышения эффективности обучения математики стараются на уроках широко использовать наглядные пособия, карточки с индивидуальными заданиями и, несомненно, добиваются наибольших успехов в работе. В процессе беседы с учителями-ветеранами математиками - Х. Эшметовым, А. Расуловым, А. Худойбердиевым и другими - были высказаны следующие мнения: во-первых, дисциплина - это одно из условий усвоения математических знаний; во-вторых, на уроке математики должна обязательно быть наглядность, а также технические средства обучения; в-третьих, каждый урок математики должен быть связан с жизненной ситуацией; в-четвёртых, на уроках математики необходимо использовать оптимальные методы обучения, т.е. использовать передовой опыт обучения. А.Р. Луначарский в «Декларации о единой трудовой школе» впервые предпринял попытку изложить содержание принципов обучения. Попытки сформулировать дидактические принципы предпринимали в это время А. Е. Евстигнеев-Белеков, Ш. И. Ганелин, А.П. Пикевич, С.Т. Шацкий и другие.

По мнению С.Т. Шацкого, учебные задания в целом могут быть непосильны для учащихся, но если их расчленить на части и расположить в такой последовательности, чтобы каждая предыдущая часть могла помочь выполнению следующей, то такое расположение помогло бы ученику выполнить его успешно.

В этой связи С.Т. Шацкий требует составлять задания таким образом, чтобы те последовательные операции, через которые должен пройти ученик, были для него посильны». С.Т. Шацкий считает необходимым приучать учеников обращаться за советами к учителю только при таких затруднениях, которые превышают его силы (3, 377).

Таким образом, в все времена к оптимизации учебного процесса подходили почти идентично. Этот опыт может содействовать оптимизации учебного процесса и на современном этапе.

Одним из путей оптимизации учебного процесса обучения математике в школе являются точные, определённые уровни знаний по данному предмету.

В процессе обучения математике в начальный школе важно знать уровень математических знаний. Психологическая диагностика не только способствует повышению уровня математических знаний, но и влияет на положительное отношение учащихся к предмету. Впервые термин «психологическая диагностика» был предложен французским врачом психологом Альфредом. Изучение и обобщение опыта многих учителей, работающих в начальных школах, дало нам возможность предложить следующее:

1. Ознакомиться с новыми терминами;

2. Ознакомиться с методическими рекомендациями по данной теме;

3. Систематически повышать знания каждого ученика в процессе индивидуального или дифференциального подхода к обучению математике;

4. Учитывая знания каждого учащегося, разработать самостоятельные работы по всем разделам программы по математике для начальной школы республики.

Таким образом, одна из основных задач обучения математике в школе - обеспечение специфического вклада во всестороннее развитие школьников путём формирования их познавательных, конструктивно-творческих способностей в решении математических проблем. Прежде всего, необходимо отметить, что при изучении структуры «математического мышления» нужно исходить из общих психологических исследований закономерностей мышления.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гнеденко, Б.В. Математика и математическое образование в современном мире: методические указания / Б.В.Гнеденко.-Москва: Просвещение, 1985.-192 с.

2. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: методические указания /Б.Н.Головин. - Москва; Высшая школа, -1988.-320 с.

239

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

З.Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза: из опыта работы школы г. Донецка: методические указания /В.Ф.Шаталов.- Москва, 1980. -94 с.

REFERENCES:

1. Gnedenko, B.V. Mathematics and mathematical education in modern world: a methodic manual / B.V. Gnedenko.- Moscow: Prosveshenie, 1985-192 р.

2. Golovin,B. N. Bases of the speech culture: a methodic manual / B. N. Golovin Moscow: Visshaya shkola, 1988.-320 р.

3.Shatalov, V. F. Pedagogical prose: from school experience. of the Donetsk: a methodic manual / V. F. Shatalov - Moscow, 1980.-94р.

Содержание, методология и методика разработки преподавания математики в циклах педагогических вузов

Ключевые слова: преподавание, математика, методология, систематизация, теория, практика, задачи, специфика, формирование, ознакомиться с методическими рекомендациями, формирование познавательных способностей, решение математических проблем.

В статье рассматривается одна из основных задач обучения математике в школе и пути обеспечения специфического вклада во всестороннее развитие школьников путём формирования их познавательных, конструктивно-творческих способностей в решении математических проблем. При этом выдвинуты методы качественного преподавания предмета, и здесь учитывается, что каждый учитель должен решать на своих занятиях проблемные задачи и основным источником оптимизации учебного процесса является он сам. Он должен искать пути эффективного и качественного проведения занятий таким образом, чтобы за минимальное время получить хорошие результаты. Это и есть оптимизация учебного процесса на уроках математики.

The content, methodology and technique of development of teaching of mathematics in cycles of pedagogical higher schools

Keywords: teaching, mathematics, methodology, systematization, theory, practice, problems, specificity, formation to familiarize with methodical recommendations, formations of informative abilities, the solution of mathematical problems.

The article reviews one of the primary goals of teaching of mathematics at school, and the way of making a specific contribution to an all-around development of schoolboys by the development of their cognitive, constructive and creative abilities in solution of mathematical problems. Alongside the methods of qualitative teaching of the subject are put forward. It is assumed that each teacher should solve problematic tasks in lessons as the basic source of optimization of education process is he/she him/herself. He should find the effective and quality ways of conducting classes to have perfect result in the shortest possible time. This is just the optimization of study process in math classes.

Сведения об авторе:

Бурханов Курбонбой Турсунраджабович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения начальных классов Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: kurbon1953@mail.ru

Information about the author:

Burhanov Kurbonboi Tursunrajabovich, Candidate of Science in Pedagogy, Associate Professor at Methods of Teaching of Primary Classes, Khujand State University named after academician

B.G.Gafurov(Republicof Tajikistan, Khujand), E-mail: kurbon1953@mail.ru

240

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.