Научная статья на тему 'Содержание методической деятельности учителя начальных классов в современных условиях'

Содержание методической деятельности учителя начальных классов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7843
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / METHODICAL ACTIVITY / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / METHODICAL WORK / СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНСТРУМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TOOLS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / THE MAINTENANCE OF METHODICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Татьяна Петровна

Статья посвящена современному обоснованию сущности, содержания методической деятельности учителя начальных классов в связи со сменой целевых ориентиров в Российском образовании. Проводится сравнительный анализ понятий «методическая деятельность» и «методическая работа», исследуется динамика исторического развития методической деятельности в разные исторические эпохи, определены оптимальные формы осуществления профессиональной подготовки к методической деятельности будущих учителей начальных классов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted a modern substantiation of essence, the maintenance of methodical activity of the teacher of initial classes in connection with change of target reference points in the Russian education. The comparative analysis of concepts «methodical activity» and «methodical work» is carried out, dynamics of historical development of methodical activity during different historical epoch is investigated. The optimum forms of realization of professional preparation are certain to methodical activity of future teachers of initial classes

Текст научной работы на тему «Содержание методической деятельности учителя начальных классов в современных условиях»

в вузе / Г. В. Безродная // Философия образования. - 2007. - № 3. - С. 335-341.

4. Бонюшко Н. А. Стратегия формирования системы менеджмента качества вуза / Н. А. Бонюшко, К. М. Туманов // Стандарты и качество. - 2008. - № 9.

5. О работе высших учебных заведений по повышению роли вузовской науки в обеспечении качества подготовки специалистов: приказ Федерального агентства по образованию и Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2007 г. № 792 // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. - 2007. - № 8. - С. 30-31.

6. Смирнов С. А. Образование в неклассической культурной ситуации: в поисках новых моделей / С. А. Смирнов // Концепции философии образования и современная антропология: материалы международной конференции. - Новосибирск: НГПУ, 2001.

Т. П. Зуева

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Статья посвящена современному обоснованию сущности, содержания методической деятельности учителя начальных классов в связи со сменой целевых ориентиров в Российском образовании. Проводится сравнительный анализ понятий «методическая деятельность» и «методическая работа», исследуется динамика исторического развития методической деятельности в разные исторические эпохи, определены оптимальные формы осуществления профессиональной подготовки к методической деятельности будущих учителей начальных классов. Ключевые слова: образование в сфере культуры, методическая деятельность, методическая работа, содержание методической деятельности, инструменты педагогической деятельности.

Article is devoted a modern substantiation of essence, the maintenance of methodical activity of the teacher of initial classes in connection with change of target reference points in the Russian education. The comparative analysis of concepts «methodical activity» and «methodical work» is carried out, dynamics of historical development of methodical activity during different historical epoch is investigated. The optimum forms of realization of professional preparation are certain to methodical activity of future teachers of initial classes. Keywords: liberal education, methodical activity, methodical work, the maintenance of methodical activity, tools of pedagogical activity.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое экономическое и образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической науке и практике. Меняются требования к специалисту. Сегодня чтобы быть профессионалом, отмечает известный психолог Л. М. Митина, недостаточно иметь в арсенале только знания, умения и навыки, надо уметь ориентироваться в изменяющихся условиях и требованиях к профессии, успешно решать ситуативно возникающие профессиональные задачи. Необходимо быть способным разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, иметь систему ценностей, направленных на готовность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию (2).

Другими словами, в современной школе сложились такие объективные условия, которые требуют от специалиста готовности к быстрой адаптации в меняющихся обстоятельствах. Динамика жизни ждет соответствующих изменений в содержании профессиональной подготовки, однако российская образовательная система достаточно инертна.

К моменту окончания учебного заведения будущий учитель должен владеть инструментами профессиональной деятельности, которые позволяют достичь совре-

менных целей образования. Степень владения специалистом средствами достижения поставленных обществом и государством задач определяет уровень готовности к методической деятельности, профессиональное мастерство в которой формируется учителем в течение всей жизни. Первоначальный опыт работы над собой специалист получает в образовательном учреждении: колледже, университете. От того насколько полно и качественно сформированы основы методической деятельности, зависит дальнейший успех специалиста в профессии.

Первые исследовательские работы, посвящённые этому виду деятельности, не случайно появились в конце 90-х - начале 2000 годов, когда в российском образовании накопился огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки, опыт педагогических инноваций, авторских школ и др. (С. Ж. Гончарова, Н. Д. Иванов, М.Г. Шалунова). Именно в это время начинается принципиальное разведение двух понятий, близких по звучанию, но различных по значению: «методическая деятельность» и «методическая работа». Изучение психолого-педагогической литературы показало, что нет чёткой трактовки понятия «методическая деятельность». Авторы по-разному определяют её сущность, нередко как синонимы используют словосочетания «методическая деятельность» и «методическая работа». В чем разница между «деятельностью» и «работой»?

Деятельность - категория психологическая, представляет собой динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности (5).

Работа — это то, чем занимается кто-нибудь (на предприятии, в учреждении, дома); дело, занятие (1, с. 225), то есть выполнение сотрудником какой-то определённой функции в рамках трудового договора в конкретной организации. Как правило, это делается по поручению в соответствии с планом и с заранее известным результатом, то есть в данном случае мы имеем проявление субъект-объектных отношений.

Деятельность представляет собой способ связи субъективного и объективного свободного, произвольно инициируемого субъектом и необходимого. Поэтому сегодня в психологии учитывается не только традиционное определение деятельности, которое связано с наличием цели, в неё постепенно вошло представление об общественно необходимом характере деятельности как труда (работы) через прикладную область — психологию труда.

Таким образом, отличие деятельности от работы заключается в том, что работа — это та же деятельность, но ограниченная (или заданная) конкретными внешними условиями: функциями, обязанностями, особенностями организации и т.д. Деятельность определяется самим субъектом опосредованно, через его внутренние, специфические закономерности (цели, мотивы и т.д.) — см. таблицу 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ методической работы и методической деятельности

учителя начальных классов

Методическая работа Методическая деятельность

Цель Повышение профессионального уровня конкретного специалиста Обслуживание практики обучения.

Объект Образовательная система специалиста Процесс обучения, воспитания и развития личности учащегося.

Предмет Профессиональные затруднения педагогов в образовательной системе учреждения Различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса обучения, воспитания развития личности (с учётом специфики конкретного предмета)

Методы Пассивные: лекции, семинары. Педагогические чтения, конференции. Активные: моделирование, имитационные, неимитационные, игровые и т.п. Моделирование педагогических действий; проектирование педагогических действий (если нет аналогов), рефлексия собственной деятельности, психологического состояния, управления совместной деятельностью

Функции - анализ учебно-воспитательного процесса - обобщение опыта - информационная (обогащение знаниями) - конструктивная - организационная аналитическая, включающая методический анализ, анализ содержания начального образования, анализ и самоанализ урока, анализ собственной деятельности и деятельности учащихся и т.д.; проектировочная, связанная с планированием и подготовкой обучающей и учебной деятельности; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащегося в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков; нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

Результат Повышение квалификации Разработка программ и методических пособий Средства обучения: методически переработанный, отобранный, учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения учебных задач; приёмы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д.

Анализ содержания таблицы свидетельствует, что структурные компоненты двух понятий не противоречат друг другу. Методическая работа - более широкое понятие, включающее: выявление потребностей и проблем педагогических работников, разработку нового содержания и форм обучения в условиях инновационной деятельности; разработку программ, методических пособий, развитие умений проектирования образовательного процесса и т.д. Методическая деятельность (обслуживающая педагогическую деятельность и решающая вопросы средств обучения) является составной частью (средством) методической работы (непрерывной системы образования учителя). Следовательно, продукты методической работы - это результаты функционирования методической деятельности.

Методическая деятельность (учителя) — самостоятельный вид профессиональной деятельности по проектированию, разработке и конструированию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу дисциплин (7).

Содержание методической деятельности представляет собой унифицированные (стандартизированные) действия или операционно-практические компоненты, то есть конкретные механизмы профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы на любом предметном содержании. При этом изменения в содержании методической деятельности происходят при смене целей образования.

Надпредметные (универсальные) деятельностные умения определяют в современном мире востребованность и конкурентоспособность человека в сфере производства, а значит, и успешное экономическое развитие страны (3). Изменение требований со стороны общества к сфере образования, привело к коррекции содержания методической деятельности учителя начальных классов. К традиционным её компонентам — таким, как освоение предметных культурных средств и способов действия, в содержание обучения добавились метапредметные умения: ключевые деятельностные компетенции, общеучебные умения, формирующие у школьников «креативность, умение работать в команде, проектное мышление и аналитические способности, коммуникативные компетенции и способности к саморазвитию» (3).

К тому же количество объектов методической деятельности, представленных в проекте ФГОС для выпускников педагогических колледжей, тоже увеличилось, в качестве таковых следует назвать: содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности в начальных классах (4). При этом сделан акцент на деятельностные формы обучения, технологиями организации и реализации которых должны владеть будущие учителя.

Анализ традиционной модели профессиональной подготовки в Челябинском педагогическом колледже №1 показывает, что формирование методических умений в рамках данной модели обучения осуществляется случайным образом, не системно, не полно и не целостно. А значит, традиционная модель обучения не обеспечивает будущих специалистов в полной мере инструментами выполнения социального заказа в части формирования у школьников деятельностных общеучебных умений, ключевых компетентностей, способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию.

Поэтому подготовка к методической деятельности в колледже осуществляется посредством спецкурса. Необходимость дополнительной специальной подготовки доказывается тем экспериментально установленным фактом, что на сегодняшний день около 95% выпускников колледжа реализуют традиционное репродуктивное обучение, а остальные используют узкий диапазон активных методов, причём недостаточно осознанно и качественно. Проект ФГОС среднего профессионального образования подтверждает правильность выбранной формы обучения, выделив основы методической деятельности в профессиональной образовательной программе в отдельные дисциплины — такие, как: теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов; теоретические основы организации обучения в начальных классах; методика обучения продуктивным видам деятельности и др. (4).

В рамках спецкурса установлены взаимосвязи методической деятельности с групповыми формами обучения: работа в малых группах, метод развивающей кооперации и др.

Практика показала, что выделение методической деятельности в дополнительный компонент профессиональной подготовки (спецкурс) и определение её совре-

менного содержания позволило вооружать будущих учителей педагогическим инструментарием, имеющим, по сравнению с предыдущими моделями обучения, ряд существенных преимуществ:

— достаточная полнота и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций;

— технологичность, точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей;

— диагностичность, построение объективных средств контроля и оценки качества;

— целостность понимания и осуществления профессионально-методической деятельности.

Как известно, для того чтобы человек освоил новый вид деятельности, необходимо наличие, как минимум, двух условий: понимания способов деятельности и мотивации к её осуществлению. Данный спецкурс высокоэффективен, поскольку после него большинство студентов при прохождении педагогической практики, так же как большинство молодых специалистов в профессиональной деятельности качественно и системно применяют полученные методические умения. Регулярные исследования подтверждают постепенное возрастание осознанности и уровня их выполнения, при этом рефлексивные умения, являющиеся ключевым элементом методической деятельности, дают толчок к саморазвитию и самореализации в условиях «изменяющегося мира, осознанию образования как универсальной ценности, продолжающейся в течение всей жизни (4).

Сегодня методическая деятельность выступает значимым направлением реализации инновационного развития образования, а подготовка к ней составляет актуальную задачу современной системы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Примечания

1. Краткий словарь русского языка / И. Л. Городецкая и др.; под ред. В. В. Розановой.

— 6-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1989.

2. Митина Л. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: [учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений] / Л. М. Митина, Ю. А. Кореля-ков, Г. В. Шавырина и др.; под ред. Л. М. Митиной. — Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.

3. Петерсон Л. Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000...»: методическое пособие / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов. — М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2000. — 112 с.

4. Проекты ФГОС начального общего образования. Проекты ФГОС среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mon.gov.ru/pro/fgos/

5. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.

— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

6. Фурсенко А. А. О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации / А. А. Фурсенко. — М., 2004.

7. Шалунова М. Г. Система методической подготовки педагогов профессиональной школы в условиях развивающего обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. (13.00.08) / Марина Геровна Шалунова. — Екатеринбург, 2000. — 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.