Научная статья на тему 'Содержание логистической деятельности на промышленном предприятии'

Содержание логистической деятельности на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание логистической деятельности на промышленном предприятии»

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ В.Н. Родионова, д-р экон. наук, профессор, И.С. Владимирова, аспирант

Воронежский государственный технический университет

Логистика как вид практической деятельности охватывает совокупность процессов по формированию системы товародвижения, обеспечению ее эффективного функционирования и развития на стадиях

Функции

логистики

Складирование и управление запасами материалов Доставка материалов на предприятие Организация движения материалов на производстве Управление запасами в производстве Упаковка и подготовка к реализации Доставка потребителю

закупки материалов, производства и сбыта готовой продукции. Область деятельности производственной логистики показана на рис. 1.

Закупочная логистика

Производственная логистика

Распределительная логистика

Закупка Производство

Рис. 1. Сфера производственной логистики

Сбыт Стадии

товародвижения

В соответствии с таким подходом отправной точкой в определении содержания логистики служит представление о рынке товаров и услуг, как посреднике между производителями и потребителями товарно-материальных ценностей. Это позволяет характеризовать взаимоотношения последних на рынке с точки зрения их реального "разобщения":

• территориального, возникающего вследствие общественного разделения труда;

• временного, происходящего из-за асинхрон-ности процессов производства и потребления;

• персептивного, вызванного большей или меньшей степенью неосознанности производителями нужд потребителей, а последними - возможностей удовлетворить свои потребности;

• разобщения во владении, обусловленного собственностью на те или иные виды товаров и услуг.

Формирование материального потока и управление им возможны в этом случае на основе установления транспортных связей, создания товарных запасов, заключения сделок купли-продажи.

Указанные положения определяют содержание деятельности предприятия по реализации основных целей логистики (таблица).

Как видно из таблицы, главными направлениями работы, осуществляемой в этой области, являются:

1. Закупка материальных ресурсов, потребных для производства продукции: формирование заявок, выбор

поставщиков, разработка графика доставки материалов на предприятие, проектирование и организация функционирования подразделений, участвующих в материально-техническом обеспечении производства. Основной задачей логистической деятельности на стадии закупки материалов является определение того, что покупать, в каком количестве и по какой цене. Решение данной задачи связано с необходимостью формирования потока заявок и обязательной проверки их обоснованности. Последнее обусловлено стремлением производственных подразделений создавать как можно больший запас материалов впрок. Так как процесс анализа и оформления заявок, выбора поставщиков, заказа и получения материалов требует значительных затрат времени, становится необходимым тщательное изучение тенденций, складывающихся в ценах и качестве оказываемых услуг. На основе таких прогнозов принимается решение об объеме, размерах запасов тех или иных видов материалов; производится выбор поставщиков. Другим направлением логистической деятельности на данном этапе является проектирование организационной структуры управления материально-техническим обеспечением предприятия. Организация закупок невозможна без взаимосвязи отдела материально-технического обеспечения с производственными подразделениями, отделом подготовки производства, маркетинга, бухгалтерии. Поэтому возникает необходимость координации их деятельности и создания организационных условий для совместной работы.

Основные цели логистики и направления работы по их реализации

Область деятельности Основные цели логистики Направления работы по реализации целей логистики

Закупка материалов Осуществление закупок по минимальным ценам. Повышение надежности поставок. Повышение синхронности процессов поставки и обработки материалов Формирование заявок на материалы. Выбор поставщиков. Разработка графика доставки материалов. Проектирование и организация функционирования подразделений, участвующих в материальном и техническом обеспечении производства

Производство изделий Повышение непрерывности процесса производства. Выполнение полученных заказов по ассортименту и качеству. Минимизация затрат на производство. Приспособление производства к меняющемуся спросу. Снижение уровня запасов готовой продукции Организация транспортирования материалов в процессе производства. Организация доставки материалов к рабочим местам. Управление материальным потоком в процессе производства. Управление запасами материалов в производстве

Сбыт готовой продукции Удовлетворение спроса потребителей. Поставка продукции согласно заказам и договорам. Высокая степень готовности поставок на рынок и клиентам Установление прямых связей с потребителями продукции, формирование портфеля заказов. Организация доставки продукции потребителям. Организация сервисного обслуживания потребителей. Организация складирования готовой продукции. Управление запасами готовой продукции

2. Организация материальных потоков в производстве. Данное направление работы предполагает прежде всего разработку организационной системы складирования и перемещения материалов на предприятии, т.е. определение числа и мест промежуточного складирования, видов складов; последовательности и звенности передвижения продукции через места складирования; установление транспортных связей между участниками и цехами; выбор и обоснование организационных форм и методов движения материалов; оптимизацию транспортных потоков. Самостоятельным направлением логистической деятельности является управление движением материалов в производстве. Оно предполагает проведение целого комплекса работ. В их числе, разработка схемы движения материальных и информационных потоков, обеспечение их взаимного соответствия; контролирование материального потока и передача данных о нем в единый центр; оперативное управление поставками и производством продукции; формирование организационной системы, осуществляющей связи и координацию работы звеньев логистической цепи в процессе производства.

3. Сбыт готовой продукции. Включает проведение работ по установлению связей с потребителями, формированию портфеля заказов в соответствии с потребностями рынка, собственными возможностями и производственными циклами изготовления продукции; организацию доставки продукции и сервисного обслуживания потребителей. Основной проблемой в организации сбыта является получение заказа. Она решается посредством поиска и установления связей с потребителями, организации их сервисного обслуживания. Основное внимание концентрируется на вопросах: контроля за выпущенной предприятием продукцией; наладки и эксплуатации приобретенной техники; гарантийного обслуживания проданных машин. Основными направлениями работы в этой сфере являются: совершенствование методов обслуживания; изучение и определение качества продукции; централизованное снабжение ремонтных мастерских запасными частями.

Целевой установкой организации процессов то-

вародвижения является сокращение времени между получением заказа и его фактическим выполнением посредством поставки продукции потребителю.

Отмеченные выше составляющие процесса товародвижения представляют собой единый механизм системы логистики.

Под системой логистики понимается совокупность форм, методов и правил организации и управления материальными потоками, осуществление которых обеспечивает формирование, организацию, регулирование и реализацию материалопотока в процессе товарообращения.

При формировании системы логистики можно выделить ряд частных функций организационной и управленческой деятельности, сгруппировав их в виде относительно обособленных комплексов-подсистем. При этом сгруппирование может быть произведено по трем направлениям: поэлементному, функциональному и организационному. На рис. 2 представлена предлагаемая структурная модель системы логистики.

Основными элементами логистической цепи являются: службы снабжения и сбыта, производственные подразделения, склады материалов, транспорт. Логистика должна обеспечить согласованное и эффективное функционирование этих элементов в рамках предприятия. Для решения этой задачи в системе логистики выделяются три взаимосвязанные подсистемы: организация работы складов, организация работы транспорта, организация функционирования производственных подразделений, подразделений материально-технического обеспечения и сбыта.

В процессе товародвижения выделяются отдельные стадии, требующие использования специальных принципов и методов организации. Соответственно в составе системы логистики мы выделяем подсистемы, учитывающие особенности тех или иных процессов. К их числу нами относятся функциональные подсистемы: организация сбыта продукции, организация материальных потоков в производстве; организация закупки сырья и материалов; организация правового и информационного обеспечения логистических решений.

_Цель_

Предложить на рынке произведенные товары или услуги в нужном количестве к требуемому сроку в нужном месте

Система логистики

Элементные подсистемы: Функциональные подсистемы: Организационные подсистемы:

• организация работы складов; • организация работы транспорта; • организация функционирования подразделений логистики • организация сбыта; • организация материальных потоков в производстве; • организация закупки; • информационная; • правовая • организационная структура управления; • транспортно-складская; • управление движением материалов

Рис. 2. Структурная модель системы логистики

Чтобы обеспечить интеграцию всех групп процессов в единую систему логистика выполняет интеграционные функции, которые реализуются путем создания особой организационной структуры управления движением материалов и организации экономических отношений подразделений, задействованных в логистическом процессе.

Каждая из отмеченных подсистем решает свои задачи.

Задачи, реализуемые в подсистемах, обеспечивающих функционирование и взаимодействие элементов логистической цепи. Подсистема организации работы складов решает задачи определения числа и вида складов, выполняемых ими функций, контроля и учета материалов. Подсистема организации работы транспорта призвана решал, задачи определения типа и количества транспортных средств, установления транспортных маршрутов и схемы движения, оптимизации грузовых потоков. Подсистема организации функционирования подразделений, участвующих в организации и управлении материальными потоками, призвана решать задачи установления сферы деятельности этих подразделений, выполняемых ими функций, кадрового обеспечения процесса логистики.

Задачи логистики, реализуемые в функциональных подсистемах. Подсистема организации сбыта призвана осуществлять деятельность по изучению потребности в выпускаемой продукции, поиска потребителей, организацию рекламы, согласование планов производства и сбыта, обеспечение работ по реализации продукции и ее сервисному обслуживанию. Подсистема организации материальных потоков решает задачи выбора и реализации форм и методов их формирования и протекания в рамках предприятия, обеспечения взаимодействия материальных потоков, установления целесообразного уровня кооперации в системе собственного производства, хранения и перевозок, создания и поддержания необходимого уровня производственных запасов. Подсистема организации закупки сырья и материалов призвана решать задачи получения и доставки материалов в производственные подразделения точно в срок, организации работ по подготовке материалов к потреблению, прогнози-

рования изменения цен и качества материальных ресурсов, создания и пополнения запасов материалов, организации непрерывного контроля и оперативного планирования поставок. Информационная подсистема решает задачи классификации и накопления данных о движении материальных потоков, ее обработки, формирования информационного потока и управления им, установление рациональной структуры потоков управленческой информации без запаздывания; по отношению к производственному процессу. Правовая подсистема должна реализовывать задачи правовой проверки совершаемых сделок и поиска правовой основы формирования цен, предоставления скидок и т. п.

Задачи, реализуемые в организационных подсистемах. Подсистема организационной структуры управления материальными потоками выражает и определяет взаимодействие подразделений, участвующих в организации и управлении движением материалов. Данная подсистема решает задачи определения состава подразделений, задействованных в логистическом процессе, установления производственных связей между ними и др. Транспортно-складская подсистема предусматривает реализацию задачи рационального расположения в пространстве, выбор и обоснование типа транспортно-складской системы, установление и рационализацию межучастковых и межцеховых транспортных связей. Подсистема управления движением материалов решает задачи создания системы оптимальных пропорций между объемами производства, складирования и перевозок, а также рационального сочетания материальных потоков во времени. Для этого разрабатываются календарные планы-графики выпуска продукции, доставки продукции на рабочие места, осуществляется регулирование и контроль материальных потоков. Подсистема организации экономических отношений предусматривает реализацию задачи экономического обособления подразделений, участвующих в логистическом процессе, внедрение разнообразных форм экономической ответственности, создание организационных условий для эффективного функционирования в условиях многообразия форм собственности.

Таким образом, логистика увязывает сбыт, производство, закупку материалов в единое целое, придавая отмеченной совокупности новое качество. Она призвана обеспечить в каждый данный момент изготовление необходимой продукции и ее поставку в соответствии с заказом, пропорциональность в системе собственно производства, хранения и перевозок, сопряженность между стадиями товародвижения и их взаимодействие при минимально возможных затратах на выполнение логистических функций. Последнее обстоятельство очень важно. Действующие в рыночном хозяйстве законы экономики на издержках капитала и максимизации продаж обусловливают необходимость всемерного снижения затрат и обеспечения максимально возможного выигрыша во времени. Эти задачи решаются в сфере товародвижения с помощью логистики, что делает ее основным фактором повышения эффективности материальных потоков. В настоящее время общепри-

знано, что роль логистики в повышении эффективности системы товародвижения очень велика. Возможность снижения производственных затрат посредством создания логистических систем оценивается в 10-15 %. Сокращение на 1 % удельных расходов на выполнение логистических функций обеспечивает предприятиям эффект, равный эффекту от увеличения объема реализации их продукции на 10 %.

Однако следует отметить, что энергосбережение и минимальный расход материальных ресурсов в логистическом процессе могут быть достигнуты лишь на основе синергетического эффекта, который возникает вследствие экономии и перераспределения всех видов ресурсов между составляющими процесса товародвижения. Эффективность функционирования логистической системы определяется в этом случае исходя из затрат на выполняемые ею функции и их взаимосвязи в системе.

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ СИСТЕМЕ Н.В. Федоркова, д-р экон. наук, профессор

Воронежский государственный технический университет

Важной проблемой управления материальными потоками в производственно-сбытовой системе является приспособление производства к требованиям потребителя и согласование темпов выпуска с прогнозируемым спросом на продукцию.

Отдельные аспекты решения данной проблемы представлены в работе А.А. Смехова /1/. Автор рассматривает процессы производства и транспортировки продукции в рамках единой производственной транспортной системы и решает задачу согласования ее основных параметров: продолжительности цикла выполнения заказа, величины транспортной партии и перерабатывающей способности грузовых фронтов. Поиск рациональной схемы материалопроводящей цепи осуществляется на основе метода линейного программирования. В качестве критерия оптимизации принимается минимум расходов по изготовлению, хранению, транспортировке и потреблению готовой продукции при условии выполнения договорного срока доставки грузов.

Аналогичная задача поставлена и решена в /2/ для случая, когда процессы производства, накопления продукции на транспортную партию (заказ) и ее отправление синхронизированы и производство функционирует с нулевым запасом.

Для составления расписания исполнения работ на уровне производственных звеньев предприятия В.И. Дудориным предложен метод минимизации асинхронности. В данной работе сделана попытка построения детального графика производства, обеспечивающего синхронное исполнение операций и максимальную загрузку технологического оборудования в соответствующем периоде при условии своевременного исполнения плановых заданий каждым

производственным звеном /3/.

В отличие от изложенного задача согласования темпов поступления и выполнения заказов имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, темп заказов определяется усредненным спросом на продукцию и имеют место значительные естественные колебания в объеме и графике поступления заказов. Даже при сохранении некоторого постоянного потока заявок изменение периода их опережения может привести к кратковременному изменению темпов поступления заказов, и, в свою очередь, к определенному истощению запасов и к увеличению невыполненных производственных заявок. Такая ситуация наблюдается в случае, если потребитель начинает заказывать продукцию с некоторым упреждением относительно своих потребностей. В динамической рыночной среде изменение темпа заказов происходит достаточно часто и носит вероятностный характер. Во-вторых, влияние отмеченного фактора на результативность мате-риалопроводящей системы достаточно трудно оценить с помощью аналитической зависимости. Между тем, принятие решения об увеличении или уменьшении объема выпуска и внесение поправок в схему логистической цепи требует доказательства и экспериментальной проверки. В силу изложенного наиболее эффективным методом решения данной задачи может стать имитационное моделирование на ЭВМ.

Анализ процессов, протекающих в производственно-сбытовой системе, позволил нам определить взаимодействующие факторы и построить диаграмму программно-следственных связей модели управления материальными потоками (рис. 1). Каждая из локальных связей обозначается стрелкой от причины к след

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.