Научная статья на тему 'Содержание курсовой подготовки учителей с(к)ОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья'

Содержание курсовой подготовки учителей с(к)ОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОМ-МУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ. THE INFORMATION-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATION / THE LOGOPEDIC SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ожгихин Михаил Юрьевич

В статье раскрыта проблема использования информационно-коммуникацион-ных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе курсовой подготовки учителей С(К)ОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of Course Training of Teachers of Special (Correctional) Educational Institutions for Using ICT in Education of the Children with Disabilities

In the article the problem of use of information-communicative technologies of children with disabilities education in system of course preparation of teachers S(C)EE is disclosed.

Текст научной работы на тему «Содержание курсовой подготовки учителей с(к)ОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья»

Ожгщия М. Ю.

Содержание курсовой подготовки учителей С(К)ОУ.

УДК 371.69:004.3+376 ББК 74.3+74.202

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ С(К)ОУ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ожгихин М. Ю.

Аннотация. В статье раскрыта проблема использования информационно-коммуникационных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе курсовой подготовки учителей С(К)ОУ.

In the article the problem of use of information-communicative technologies of children with disabilities education in system of course preparation of teachers S(C)EE is disclosed.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, специальное (кор-рекционное) образование, логопедическая помощь.

The information-communicative technologies, special (correctional) education, the logopedic support.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Образовательное учреждение - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением занимался, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе специального (коррекционного) образовательного учреждения позволяет получить учащимся компетенции, необходимые для жизни и работы в современном обществе, являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования. Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации

образования, обновления содержания и форм учебной деятельности. В этой связи в систему курсовой подготовки учителей С(К)ОУ включена тема: «Информационно-коммуникационные технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

В работе со слушателями КПК рассматриваются различные информационно-коммуникационные технологии, которые можно использовать в специальной (коррекционной) педагогике. Так одно из семинарских занятий посвящается проблеме использования текстового редактора в работе учителя-логопеда для преодоления нарушений письменной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Письменная речь обеспечивает передачу информации в необходимом объёме и позволяет хранить её длительное время. К сожалению, у многих обучающихся отмечаются нарушения письма, для преодоления которых используют множество различных методов. О. И. Кукушкина предлагает использовать компьютерные технологии в развитии письменной речи.

Для взрослых сегодня предпочтительным средством создания и редактирования текста стали компьютерные программы под общим названием «Текстовые редакторы». Их преимущества состоят в следующем:

- впервые предоставляется возможность избежать рутинного процесса переписывания текста в целях редактирования его первоначального варианта;

- текст можно редактировать в любом аспекте (по структуре, по смыслу, по лексико-грамматическому оформлению; по объему и др.);

- ошибки любого характера исправляются бесследно; не вырванные из него фрагменты, вследствие чего пишущий имеет возможность анализировать, насколько улучшается текст в целом под влиянием каждого внесенного изменения;

Научно-теоретический журнал

85

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Исследования молодъхучеиьх

- в процессе построения текста предоставляется возможность неограниченного и непосредственного экспериментирования с языковым материалом (поиск и отбор необходимых слов; синтаксических структур предложений; обеспечение контекстности высказывания и связности предложений в тексте);

- редактирование текста может быть многократным. При этом последовательность редактирования является свободной;

- встроенные автоматизированные средства проверки помогают автору найти те орфографические, синтаксические и стилистические погрешности в тексте, которые он не может обнаружить самостоятельно;

- автору могут быть предложены варианты редактуры допущенных погрешностей;

- текст может храниться в памяти компьютера сколь угодно долго и к нему всегда можно вернуться;

- созданный текст может быть распечатан в любом количестве экземпляров.

Главное отличие текстовых редакторов от предшествующих им средств построения текста состоит в том, что эта компьютерная технология полностью соответствует характеру и структуре этой деятельности, облегчает ее, дает возможность пишущему совершенствовать со -ставляющие эту деятельность операции, подчиняя их смысловой работе над текстом, свободно.

Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.

Уникальность текстовых редакторов для детей, испытывающих трудности на пути развития речи, состоит в том, что впервые открывается возможность неограниченного экспериментирования с языковым материалом в пределах текста.

В ходе семинарского занятия слушателей подводят к следующим выводам в пользу обу -чения текстовым редакторам детей младшего школьного возраста, испытывающих по тем или иным причинам трудности в освоении письменной речи как особого вида речевой деятельности:

- обучение редактированию текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи дает возможность развивать и поддерживать мотивацию ребенка к трудной для него работе над совершенствованием своей речи, поскольку исключается переписывание и не остается следа от допущенных ошибок;

- открывается возможность целенаправленного формирования у ребенка осознанного стремления находить и исправлять ошибки, поскольку, чем больше погрешностей в тексте он найдет и тем более умело их исправит, тем скорее добьется безупречной работы;

- появляется реальная возможность сосредоточить силы ребенка на осмысленном редактировании своих сочинений в тот период обучения, когда другими средствами сделать это чрезвычайно трудно;

- уже в начальной школе можно перенести акцент в работе над письменной речью с написания и переписывания текста на его осмысленное редактирование;

- ребенок получает возможность редактировать целостный текст в любом аспекте и анализировать, насколько он улучшается под влиянием каждого внесенного изменения;

- становится возможным совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом;

- впервые появляется возможность неог-раниченного и непосредственного экспериментирования с языковым материалом в пределах текста; ребенок может накопить несравненно больший, традиционном обучении, опыт такого экспериментирования, необходимый для его речевого развития;

Научно-теоретический журнал

Выпуск 1(6)* 2011

Ощихин М. Ю.

Содержание курсовой подготовку, учителей С(К)ОУ...

- благодаря компьютерной технологии взрослый получает возможность приучать ребенка редактировать текст последовательно, выделяя аспект за аспектом, многократно возвращаться к своему произведению и заканчивать работу над ним лишь тогда, когда замысел и его воплощение в речи пришли в необходимое соответствие.

Практические занятия помогают слушателям освоить приемы обучения детей применению имеющихся в редакторе способов проверки орфографии и грамматики, поскольку их характерной особенностью является пропуск допущенных ошибок в ходе самостоятельной проверки текста.

Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. А это в свою очередь является основанием включения данной проблематики в содержание курсовой переподготовки учителей С(К)ОУ.

Литература 1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации [Текст] / Р. Ф. Абдеев. - М. : ВЛАДОС, 1994. - 125 с.

2. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В. П. Беспалько. - М., Воронеж : изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; изд-во: НПО «Модэк», 2002.

3. Королевская, Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. [Текст] / Т. К. Королевская // Дефектология. -1998. - № 1. - С. 47-55.

4. Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы [Текст] / О. И. Кукушкина // Дефектология. -1994. - № 5.

5. Репина, 3. А. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения [Текст] / З. А. Репина, Л. Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. - 2004. - № 5 (14). -С. 283-285.

6. Репина, 3. А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» [Текст] / З. А. Репина, Л. Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук, 2004. - № 5 (14). -С. 285-287.

7. Тимофеева, Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы [Текст] / Ж. А. Тимофеева // Дефектология. -1997. - № 2. - С. 41-49.

Научно-теоретшесщш журнал

87

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.