Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС - ПРОЦЕССОВ'

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС - ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕИНЖИНИРИНГ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзаянова Е.Р., Черникова О.П.

На сегодняшний день реинжиниринг является мощнейшим инструментом совершенствования организации бизнеса, от эффективности проведения которого зависит будущее существование и развитие предприятия. В статье приведено о содержание концепции реинжиниринга бизнес-процессов в современных условиях.To date, the re-engineering is a powerful tool to improve business organization, the effectiveness of which depends the future of the company's existence and development. The article talks about the content of the concept of reengineering of business processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС - ПРОЦЕССОВ»

ресурсами // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. №7. С. 69-72.

2.Королевский М.И. Поиск и подбор персонала. - Москва: Бизнес-школа Интел-Синтед. 2007. 254 с.

3.Синягин Ю.В., Диагностика и развитие личностно-профессионального ресурса // Научно-политический журнал «Государственная служба». 2010. №2. С. 13.

4.Синявец Т.Д., Могила А.С. Совершенствование организации подбора персонала // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 4. С. 87-91.

УДК 658

Мирзаянова Е.Р. студент магистратуры институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк Черникова О.П., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры экономики, учета и финансовых рынков Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС - ПРОЦЕССОВ На сегодняшний день реинжиниринг является мощнейшим инструментом совершенствования организации бизнеса, от эффективности проведения которого зависит будущее существование и развитие предприятия. В статье приведено о содержание концепции реинжиниринга бизнес-процессов в современных условиях. Ключевые слова: реинжиниринг, бизнес-процесс To date, the re-engineering is a powerful tool to improve business organization, the effectiveness of which depends the future of the company's existence and development. The article talks about the content of the concept of reengineering of business processes.

Keywords: reengineering, business process

Становление новой постиндустриальной экономики (информационной, сетевой, интеллектуальной, экономики знаний), анализ ее феноменов, развитие и распространение новых идей, концепций, моделей менеджмента бизнеса, адекватных новым экономическим условиям XXI века и третьего тысячелетия, в большей или меньшей степени входят в круг научных, научно-педагогических и практических интересов.

К наиболее активно обсуждаемым вопросам экономико-управленческих и бизнес-наук относятся бизнес-процессное управление, бизнес-инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов.

Бизнес-процесс - это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя (клиента). [1]

C начала 90-х одним из наиболее популярных видов услуг стал реинжиниринг бизнес-процессов (business process reengineering, BPR). Впервые этот термин был введен Майклом Хаммером в книге «Реинжиниринг корпорации: манифест бизнес-революции» [1], в которой он дает следующее определение реинжинирингу: это «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов, направленное на достижение значительных улучшений важнейших показателей деятельности компании, таких как: качество предоставляемых товаров и услуг, оперативность работы, длительность финансового цикла и т.п.» [2]. Имеется в виду не небольшое усовершенствование бизнес-процессов организаций, а кардинальное повышение их эффективности - в десятки и даже сотни раз. При этом реинжиниринг рассматривается как необходимое условие выживания современных организаций в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке.

Анализ современного состояния и результатов модели реинжиниринга бизнес-процессов сегодня следует начинать с наиболее значимого факта в экономической и управленческой науке и практике, а именно с факта становления новой интеллектуально-информационной экономики и новых систем управления современными социально-экономическими системами. В частности, значительная часть современных учебных курсов по управлению включают разделы, посвященные системным чертам новой экономики. Так, автор С.Л. Горелик в своей концепции уделяет значительно внимание новым парадигмам систем управления, моделям взаимодействия «среда-система», бизнес-моделированию как основе построения динамичных информационных систем, а так же организационному проектированию как инструменту бизнес-инжиниринга. [3]

Для описания стратегии создания стоимости в новой экономике используется сбалансированная система показателей (ССП), предложенная Робертом С. Капланом и Дейвидом П. Нортоном в 1996 г. «Структура ССП включает: финансовую деятельность, взаимодействие с целевыми клиентами, реинжиниринг внутренних бизнес-процессов на основе конкурентных нематериальных активов (человеческий, информационный и организационный капитал), а также обучение и рост». [4]

Также широкое внедрение получила концепция управления знаниями (knowledge management) как основа реинжиниринга бизнес-процессов. Данный аспект отражен в работе С.В. Рубцова.[5]

В работе К.В. Волокова и Е.В. Попова отмечаются негативные стороны и опасные моменты реализации концепции реинжиниринга в условиях российской экономики. [6]

При этом по мнению С.В. Рубцова, наличествует факт большого количества примеров неуспеха реализации модели реинжиниринга (30-70% по различным данным).

В работе Л.Ю. Григорьева фиксируется, что «от 70 до 90 % программ изменений в организациях (к которым можно отнести и реинжиниринг) проваливаются». [7]

В статье В. Аузана опубликовано интервью с Филиппом Эвансом, старшим вице-президентом «The Boston Consulting Group» и соавтором зарубежного бизнес-бестселлера [8], который относит к числу главнейших находок новой экономики, во-первых, умение разделить бизнес на информационную и физическую составляющие, а во- вторых, налаженные горизонтальные связи вместо иерархических, полагая, что эти находки пригодятся и традиционному бизнесу.

Распространение концепций горизонтальных, расширенных, сетевых, виртуальных моделей бизнеса и типов компаний, а также моделей аутсорсинга, концепция цепочки и системы экономической ценности М. Портера и идеи П. Друкера о выходе компетенций менеджмента за пределы организационно-юридической структуры фирмы, дало толчок развитию исследований В. С. Ефремова по теории бизнес-систем.

Логическое продолжение концепция Хаммера и Чампи получила в модели BPI (Business Process Improvement) - концепции постоянного совершенствования бизнеса. В частности, В.Г. Елиферов и В.П. Репин являются отечественными адептами концепции непрерывного совершенствования, которая определяет уровни совершенства, или, иначе, уровни непрерывного улучшения бизнес-процессов предприятия. Философия BPI указывает, что достичь совершенства невозможно, но к нему нужно все время приближаться и декларирует пять уровней улучшения бизнес-процессов на предприятии.

В современных условиях российские компании ищут способы оптимизировать свою деятельность, в том числе за счет использования инструментов управления, к которым относится реинжиниринг. С 1990-х годов реинжиниринг стал применяться практически во всех отраслях и сферах деятельности предприятий. В современном менеджменте выделяют следующие виды реинжиниринга: обратный реинжиниринг - проводится комплексный анализ деятельности предприятия, целью которого является подготовка начальных данных для создания новой стратегии; прямой реинжиниринг - осуществляется проектирование новой конкурентной стратегии на основе инновационных процессов; реинжиниринг процессов; реинжиниринг деятельности [7].

Таким образом, реинжиниринг бизнес-процессов - это подход к улучшению бизнес-процессов, наиболее кардинальный среди всех применяемых на практике, предусматривающий их фундаментальное

перепроектирование для достижения резких приростных улучшений в показателях деятельности [9].

В общем виде реинжиниринг решает следующие задачи: способствует созданию сети связей для чрезвычайных условий (поскольку развивает горизонтальные управленческие связи); создает организационные предпосылки для централизации информационных потоков (поскольку способствует получению информации, систематизированной по конкретным процессам); содействует разделению функций высшего руководства и созданию сети оперативных групп (поскольку позволяет применить для этих целей технологию работы процессных команд); мотивирует творческий подход, анализирует ситуации и коллективную работу (поскольку на основе этих принципов видоизменяются характер работы и роль работников при реинжиниринге); позволяет успешно совмещать координацию стратегии из центра и децентрализованное исполнение решений (поскольку опирается на смешанные процессы и матричные структуры управления); создает организационные условия реструктуризации предприятия (поскольку увязывает изменения структуры управления с деятельностью процессных команд); приводит к повышению экономического потенциала предприятия.

Использованные источники:

1.Хаммер, M. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Д. Чампи. - СПб., 2010. - 332 с.

2.Хаммер, М. От эффективности - к суперэффективности // E-xecutive -Сообщество менеджеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-xecutive.ru/publications.

3.Горелик С.Л О курсе «Бизнес-моделирование управленческой деятельности» // Биг-Петербург от-line: Режим доступа: http://www.big. spb.ru/publications/bigspb/struct/

4.Каплан Р. Нортон Д. Стратегические карты. - М.: Изд-во Олимп-Бизнес, 2005 -С.69-70.

5.Рубцов, С.В. Уточнение понятия «Бизнес-процесс». // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №6. - С. 26-33.

6.Волков, К.В. Современный реинжиниринг / К.В. Волков, Е.В. Попов. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №4.

7.Григорьев, Л.Ю. Процессное управление - первые итоги и перспективы // E-xecutive - Сообщество менеджеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/publications/aspects/article_2335/

8.Ярмиш, В. Консалтинг - как много в этом слове... // Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cfin.ru -http : //www.cfin.ru/consulting/review2 .shtml

9.Черникова О.П. Реинжиниринг бизнес-процессов угледобывающего предприятия // О.П. Черникова // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. №48. С.243 - 254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.