Научная статья на тему 'Содержание компонентов и личностные детерминанты карьерного, матримониального планов и плана личностного роста студентов-выпускников'

Содержание компонентов и личностные детерминанты карьерного, матримониального планов и плана личностного роста студентов-выпускников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА / СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА / ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АВТОНОМНОГО СООТНОШЕНИЯ КАРЬЕРНОГО / МАТРИМОНИАЛЬНОГО ПЛАНОВ / ПЛАНА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА / MOTIVATION-ORGANIZATIONAL / EMOTIONALLY-ESTIMATED COMPONENTS OF THE LIFE PLAN / THE SUBJECT OF THE LIFE PLAN / PERSONAL DETERMINANTS OF AN INDEPENDENT PARITY OF CAREER / MATRIMONIAL PLANS / THE PLAN OF PERSONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астафьева Инна Николаевна

Данная статья посвящена выявлению содержания компонентов и личностных детерминант жизненных планов, представленных автономным соотношением карьерного, матримониального планов и плана личностного роста студентов-выпускников в связи с их половой дифференциацией. Рассматриваются содержательные различия в ведущих мотивах, целях и средствах мотивационноорганизационного компонента жизненных планов мужчин и женщин; особенности эмоционально-оценочного компонента; различия в субъектах планов у мужчин и у женщин; различия в личностных особенностях, обусловливающих автономность женских и мужских вариантов жизненных планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The maintenance of components and personal determinants of career, matrimonial plans and the plan of personal growth of students-graduates

Given article is devoted revealing of the maintenance of components and personal a determinant of the life plans presented by an independent parity of career, matrimonial plans and the plan of personal growth of students-graduates in connection with their sexual differentiation. Substantial distinctions in leading motives, the purposes and means of a motivation-organizational component of life plans of men and women, features of an emotionally-estimated component, distinctions in subjects of plans at men and at women, distinctions in the personal features causing autonomy of female and man's variants of life plans are considered.

Текст научной работы на тему «Содержание компонентов и личностные детерминанты карьерного, матримониального планов и плана личностного роста студентов-выпускников»

Астафьева И.Н.

Содержание компонентов и личностные детерминанты карьерного, матримониального планов и плана личностного роста студентов-выпускников

Данная статья посвящена выявлению содержания компонентов и личностных детерминант жизненных планов, представленных автономным соотношением карьерного, матримониального планов и плана личностного роста студентов-выпускников в связи с их половой дифференциацией. Рассматриваются содержательные различия в ведущих мотивах, целях и средствах мотивационно-организационного компонента жизненных планов мужчин и женщин; особенности эмоционально-оценочного компонента; различия в субъектах планов у мужчин и у женщин;различия в личностных особенностях, обусловливающих автономность женских и мужских вариантов жизненных планов.

Ключевые слова:мотивационно-организационный, эмоционально-оценочный компоненты жизненного плана, субъект жизненного плана, личностные детерминанты автономного соотношения карьерного, матримониального планов, плана личностного роста.

Окончание вуза является переломным моментом в жизни молодого человека, когда он стоит перед необходимостью принятия важных решений относительно дальнейшей личной и профессиональной жизни, построения новой системы отношений и овладения новыми видами деятельности. Молодые люди уже более адекватно оценивают свои возможности и способности, у них сформирована определенная система ценностей и смыслов, которая актуализируется в ситуации проектирования личного и профессионального будущего. В связи с этим значительная часть исследований, посвященная жизненным планам, связана с рассмотрением этапа окончания учебного заведения [1-10]. Преимущественно жизненные планы студентов изучаются с точки зрения их личностной особенностей ['-4, 7, 8], однако отсутствуют исследования, посвященные изучению личностных детерминант структуры жизненных планов.

Несомненным является тот факт, что жизненный план не может быть сведен к одной сфере жизнедеятельности. В связи с тем, что жизнедеятельность личности представлена как минимум тремя основными значимыми сферами - деятельности, общения и личностной, составляющие жизненного плана должны быть соотнесены с этими сферами. Исходя из этого, под жизненным планом мы понимаем совокупность решений личности, касающихся ее долговременных целей и способов их достижения в значимых сферах жизни: личностной, карьерной, семейной.

Структура жизненных планов представлена взаимосвязью карьерного, матримониального планов и плана личностного роста. Теоретически эта взаимосвязь может быть определена как цель - средство, часть - целое, причина - следствие и автономность. Эмпирическими показателями взаимосвязи выступили

субъективные оценки каждого из этих соотношений, по выраженности которых определялась структура жизненного плана. В связи с этим мы эмпирически выделили жизненный план с доминированием цели в сфере карьеры (карьерный план), с доминированием цели в сфере семейной жизни (матримониальный план), с доминированием цели в сфере личностного развития (план личностного роста). У подавляющего числа респондентов установлены именно эти виды планов, однако в отдельную группу выделились планы, которые были оценены респондентами как несвязанные между собой в жизненном плане. Мы определили такой жизненный план студентов-выпускников как автономный, содержащий относительно самостоятельные, существующие и реализующиеся независимо друг от друга карьерный, матримониальный планы и план личностного роста.

Мы предполагаем наличие влияния половой дифференциации на структуру жизненных планов студентов-выпускников и, исходя из этого, в данном исследовании выдвигаем следующую гипотезу: содержание компонентов и личностные детерминанты жизненных планов, представленных автономным соотношением карьерного, матримониального планов и плана личностного роста студентов-выпускников, будут обусловлены их половой принадлежностью.

Целью данного исследования стало выявление содержания компонентов и личностных детерминант жизненных планов, представленных автономным соотношением карьерного, матримониального планов и плана личностного роста студентов-выпускников в связи с их половой дифференциацией.

Достижение цели исследования осуществлялось с помощью следующего инструментария.

1. Анкетирование, направленное на выявление соотношения карьерного и матримониального планов в структуре жизненных планов (С.Т. Джанерьян, И.Н. Астафьева).

2. Психологическое тестирование (опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева; методика «шкала общей самоэффективности» Р. шварцера и М. Ерусалема (русская версия); «шкала дифференциальных эмоций К. Изарда; «16-факторный личностный опросник» Р. Кеттелла (форма Р; методика «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой; опросник «Автономность-зависимость» Г.С. Прыгина; опросник «СТОУН» Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина, В.Ю. шевяховой; тест Куна «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).

3. Метод контент-анализа для обработки ответов на «открытые вопросы анкеты и ответы по методике «Кто Я?».

4. Методы статистической обработки данных (множественный линейный регрессионный анализ и определение нормальности распределения показателей (критерий Колмогорова-Смирнова); процедура биномиального распределения).

Достоверность полученных результатов обеспечивалась общей логикой построения исследования; разнообразием и адекватностью применяемых методик;

использованием статистических методов обработки данных; репрезентативностью выборки.

В качестве объекта исследования выступили 44 человека: 33 женщины и 11 мужчин.

Далее рассмотрим содержание компонентов жизненных планов мужчин и женщин.

Мотивационно-организационный компонент представлен мотивами, целями и средствами планов. Общим ведущим мотивом и мужчин, и женщин является стремление к комфортному уровню жизни. Для мужчин также значимо развитие собственных способностей, для женщин - стабильность.

Иерархию целей карьерного плана мужчин выявить не удалось вследствие ин-дивидуализированности показателей этих целей, женщины нацелены на устройство на надежную работу, достижение признания со стороны коллег, профессиональное развитие и комфортные условия деятельности. В матримониальном плане общими являются цели, связанные с обеспечением комфортных условий проживания в семье, желанием чувствовать себя защищенными и с созданием семьи, однако выраженность этих целей у мужчин выше. Для женщин дополнительно значима цель стать идеальной женой, матерью. Общие у мужчин и женщин цели плана личностного роста - развитие собственных способностей, для мужчин ведущими являются также достижение комфортных условий жизни, для женщин - достижение уверенности в завтрашнем дне.

Показатели значимости средств карьерного плана мужчин индивидуализированы, женщины для достижения целей склонны использовать освоение новых профессиональных навыков и собственная профессиональная компетентность. Для достижения целей матримониального плана мужчины используют любые средства, женщины же склонны действовать, используя социальные контакты и собственный авторитет в семье, осваивая новые семейные роли. И для мужчин, и для женщин общим по значимости средством достижения целей плана личностного роста является признание со стороны других, женщины готовы также использовать социальные контакты.

Содержательно эмоционально-оценочный компонент жизненных планов мужчин и женщин раскрывается как оптимистичный, однако эмоциональные переживания женщин более дифференцированы.

Субъектом всех видов планов и мужчин, и женщин являются они сами, за исключением карьерных планов мужчин, в которых субъектом планов могут выступать они сами, другие люди и обстоятельства.

Далее с помощью регрессионного анализа были установлены личностные детерминанты, усиливающие автономность соотношения карьерного, матримониального планов и плана личностного роста в жизненных планах, и личностные детерминанты, препятствующие автономности.

В роли личностных детерминант, усиливающих автономность соотношения карьерного, матримониального планов и плана личностного роста в жизненных

планах студентов-мужчин, выступили такие личностные особенности как оптимизм в ситуациях неудач и в ситуациях успеха, практичность-мечтательность (фактор М+), осознанность мужчинами собственных потенциальных положительных волевых характеристик. Личностные детерминанты, препятствующие установленной автономности - осознанность собственных интеллектуальных особенностей, ау-тосимпатия, интеллект (фактор В-), осознанность собственных коммуникативных качеств, оптимизм в сфере достижений. Иначе говоря, для мужчин, в жизненных планах которых карьерный план и план семейной жизни существуют и реализуются независимо друг от друга, характерны позитивное восприятие событий, как в ситуациях успеха, так и в ситуациях неудач, поглощенность собственными идеями, высокая степень осознанности мужчинами собственных потенциальных положительных волевых характеристик.

Автономное соотношение карьерного и матримониального планов в жизненных планах женщин обусловлено такими их личностными особенностями, усиливающими структуру, как оптимизм, робость - смелость (фактор Н+), осознанность потенциальных интеллектуальных возможностей, низкий самоконтроль - высокий самоконтроль (фактор 03+). Препятствуют установленной автономности такие личностные особенности женщин как самоэффективность, осознанность женщинами собственных физических характеристик, эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность (фактор С-), замкнутость - общительность (фактор А-). Иными словами, женщинам, разделяющим в своих жизненных планах карьеру и семейную жизнь, свойственно позитивное восприятие событий собственной жизни, склонность к риску, высокая степень осознанности женщинами собственных потенциальных интеллектуальных возможностей, целенаправленность.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассмотрены жизненные планы как автономное соотношение карьерного, матримониального планов и плана личностного роста студентов-выпускников; выявлены личностные детерминанты автономного соотношения различных планов в связи с половой дифференциацией студентов-выпускников.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы для индивидуального психологического консультирования, в профориентационной работе, профессиональной подготовке специалистов-психологов, в практике оптимизации учебного процесса студентов ВУЗов.

Выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу.

1. Содержание компонентов карьерных, матримониальных планов и плана личностного роста у мужчин и у женщин различны. Для мужских и женских вариантов карьерного и матримониального планов различия проявились, в широте спектра целей, плана личностного роста - в содержании целей. Для каждого в отдельности карьерного, матримониального планов и плана личностного роста различия между их мужскими и женскими вариантами отразились в широте спектра и содержании средств достижения целей, диффе-ренцированности эмоциональных переживаний в связи с планированием.

2. Личностными детерминантами структуры жизненных планов, представленной автономным соотношением карьерного и матримониального планов, у мужчин выступают позитивное восприятие событий, как в ситуациях успеха, так и в ситуациях неудач, поглощенность собственными идеями, высокая степень осознанности собственных потенциальных положительных волевых характеристик. У женщин - позитивное восприятие событий собственной жизни, склонность к риску, высокая степень осознанности собственных потенциальных интеллектуальных возможностей, целенаправленность. Перспективы исследования состоят в изучении структуры жизненных планов,

в которых семья и личностное развитие выступают в качестве ведущих целей, достижение которых осуществляется с помощью целей и средств карьерного плана.

Литература

1. Абасов З.А. Проектирование студентами пед. вуза профессиональной стратегии // Социологические исследования. - 2006. - № 4.

2. Ахмеров Р.А., Парыгин Г.С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психол. журнал. - 2005. -№ 6.

3. Безумова Л.Г. Социально-психологические факторы соотношения и изменения личностных ценностей и потребностей студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Саратов, 2009. - 25 с.

4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.

5. Дегтяренко Т.А. Социально-психологические особенности жизненных планов курсантов образовательных учреждений Минюста России: дис.... канд. психол. наук. - Ярославль, 2002. - 193 с.

6. Лисовский В.Т. Молодежь. Любовь, брак, семья: социологические исследования. - СПб.: Наука, 2003. - 365 с.

7. Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их особенности. - М., 2002.

8. Сагова З.А. Целевые ориентации в жизненных планах студентов вуза: дис.... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2004. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.