УдК 37.016:811.161.1 ББК Ч 426.131 Людмила Александровна Лопинцева,
аспирант Забайкальского государственного университета Муниципальное казенное учреждение «Городской научно-методический центр»
(Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Содержание коммуникативной компетенции в современных программах по русскому языку
В статье проанализировано содержание коммуникативной компетенции, представленное в современных программах по русскому языку для общеобразовательных учреждений. В работе рассматривается содержание предметной и общепредметной составляющих когнитивного, регуляторного и личностно-смыслового компонентов коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция является инструментальной основой для успешного освоения систематических знаний обучающихся по всем предметам, что обусловливает её общепредметный характер. Сделаны выводы о недостаточно полном представлении регуляторного и личностно-смыслового компонентов коммуникативной компетенции во всех программах по русскому языку, что снижает потенциал коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, когнитивный компонент, регуляторный компонент, личностно-смысловой компонент, образовательный стандарт, примерная программа, русский язык.
Lyudmila Aleksandrovna. Lopintseva,
postgraduate of Zabaikalsky State University Municipal budget institution “Municipal Center for Science and Teaching Methods”
(Chita, Russia), e-mail: [email protected]
The Content of the Communicative Competence in Modern Curricula for the Russian language Teaching
The article analyzes the content of the communicative competence which is presented in modern curricula for the Russian language teaching at comprehensive schools. The paper examines the content of the general and special elements of the cognitive, regulative and individual related components of the communicative competence. Being an instrumental basis for the students’ successful systemic learning of all the school subjects the communicative competence acquires a general character. There is a conclusion about inadequate presentation of regulative and individual related components of the communicative competence in all the curricula for the Russian language teaching. It reduces the potential of the communicative competence.
Keywords: communicative competence, cognitive component, regulative component, individual related component, educational standard, principle curriculum, the Russian language.
На современном этапе русский язык в школах города Читы преподаётся по программам, авторами которых являются М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский; В. В. Бабайцева, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова; М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов; С. И. Львова.
Цель данной статьи - сопоставить современные программы по русскому языку в аспек-© Л. а. Лопинцева, 2012
те содержания компонентов коммуникативной компетенции и выявить программу, в которой содержание компонентов коммуникативной компетенции представлено более полно и отвечает требованиям ФГОС второго поколения для основной школы. Важность данной компетенции обусловлена её метапредметным статусом и характером.
В «Примерной программе основного общего образования» по русскому языку Федерального государственного стандарта второго поколения под коммуникативной компетенцией понимает-
ся: «... овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения» [3, с. 6].
Индикаторами сформированности данной компетенции являются коммуникативные универсальные действия, которые составляют «... инструментальную основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний.» [4, с. 17]. В качестве базовых универсальных действий в стандарте названы следующие:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение адекватно воспринимать устную и письменную речь;
- умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
- соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского этикета [3, с. 7].
Прежде чем анализировать содержание современных программ по русскому языку в аспекте формирования коммуникативной компетенции, нам необходимо назвать компоненты компетенции и содержание каждого компонента.
В парадигме современных подходов в обучении, реализующих идею формирования школьника как субъекта учения, компетенция включает в себя три компонента [7, с. 90]:
- когнитивный (познавательный), который включает предметные и общепредметные знания, умения, навыки, способы деятельности;
- регуляторный, включающий знания о приёмах рефлексии и умения самодиагностики, самооценки, самокоррекции;
- личностно-смысловой, который включает ценностные ориентации школьника, мотивы учебно-познавательной деятельности, эмоциональную окрашенность учебного материала.
Содержание компонентов коммуникативной компетенции в обобщённом виде представлено в учебном пособии для студентов педагогических вузов под редакцией Е. А. Быстровой [2, с. 27]:
1) предметная составляющая когнитивного компонента «включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста» [2, с. 27];
2) общепредметная составляющая включает:
- речевые навыки и умения, продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (чтение, аудирование);
- овладение различными видами речевой деятельности в разных сферах общения;
- умения выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта.
В статье Л. В. Черепановой «Компетент-ностный подход в обучении русскому языку» формирование коммуникативной компетенции представлено как интегрированный процесс. Интеграция языковедческой, коммуникативной и культуроведческой компетенции осуществляется через общепредметную составляющую когнитивного компонента, регуляторный и личностносмысловой компоненты [8]:
- в общепредметную составляющую когнитивного компонента входят знания, связанные с научным понятием; знания, связанные с получением и переработкой информации, общепредметными умениями и навыками планирования и организации учебной деятельности, восприятия информации, мыслительной деятельности;
- регуляторный компонент компетенции составляют знания о приёмах, средствах и способах рефлексии, умения организовывать и корректировать собственную учебно-познавательную деятельность;
- личностно-смысловой компонент включает систему ценностных ориентаций, осознание образования как необходимое личностное качество; мотивацию познавательной деятельности; эмоциональную окрашенность учебного материала. Включение данного компонента «позволит формировать языковую личность, обладающую не только предметной компетенцией, но и языковым сознанием, что, в свою очередь, должно привести к формированию социализированной духовной личности, осознающей себя частью социума, государства, нации» [8].
Таким образом, наличие трёх компонентов в содержании коммуникативной компетенции является необходимым условием для её формирования. Рассмотрим, как представлено содержание этих компонентов в современных программах по русскому языку (табл.).
Программа Содержание компонентов Когнитивный компонент Регуляторный компонент Личностно- смысловой компонент
предметная составляющая общепредметная составляющая
Авторы: М. Т. Баранов Т. А. Ладыженская Л. А. Тростенцова, науч. ред. акад.РАО Н. М. Шанский Знания (основные понятия) Тема, основная мысль текста, стиль, типы речи, стили речи Этикетные диалоги, речевые жанры: доклад, тезис, конспект, литературно-критическая статья, заявление, автобиография Знания не представлены Умения находить и исправлять различные языковые ошибки Ценностные ориентации, мотивы учебнопознавательной деятельности: обогащение собственного запаса слов, совершенствование собственных письменных текстов
Умения, навыки, способы деятельности Интонационно правильно произносить предложения, определять тему и основную мысль текста, его стиль, создавать тексты разных типов Подробно и сжато излагать повествовательные тексты, составлять простой и сложный план, создавать текст на основе исходного, членить текст на части, осуществлять сбор и анализ материала к сочинению, подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику, пользоваться разными словарями, грамотно и чётко отвечать на вопросы, выступать по заданной теме, аргументировать свои выводы, выразительно читать письменный текст, соблюдать нормы литературного языка
B. В. Бабайцева, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, C. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова Знания (основные понятия) Устная и письменная формы речи; речь диалогическая, монологическая; понятие о связном тексте, тема, основная мысль текста, смысловые части текста, виды связи предложений в тексте, стили, типы речи; темы узкие и широкие, эпиграф Речевые жанры: отзыв о книге, сообщение, доклад, заявление, расписка, характеристика, автобиография Знания и умения не представлены Ценностные ориентации, мотивы учебнопознавательной деятельности: совершенствование своих высказываний. (Тематика устных и письменных высказываний связана с жизненным опытом детей, «пиши и говори О том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»)
Умения, навыки, способы деятельности Анализировать композиционные и языковые средства выражения идейного содержания текста Озаглавливать текст, составлять план высказывания, строить высказывание в определённой жанровокомпозиционной форме, строить устное публичное выступление; собирать материал из различных источников, составлять тезисы, конспекты
Профессиональное образование, теория и методика обучения
О)
о
М. М. Разумовская, B. И. Капинос, C.И Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов Знания (основные понятия) Признаки текста, тема и основная мысль, развитие мысли в тексте, данная и новая информация, членение текста на абзацы, строение абзаца, стили речи, типы речи; прямой и обратный порядок слов; нормативный повтор, повтор-недочёт Композиционные формы: деловая инструкция, объявление, аннотация, заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк, эссе, рецензия, тезисы, конспекты Знания не представлены. Ценностные ориентации, мотивы учебнопознавательной деятельности: совершенствование собственного текста, целесообразный выбор языковых средств, повышение выразительности речи
Умения, навыки, способы деятельности Говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст, читать и говорить, соблюдая интонацию Осмысленно и бегло читать учебные тексты, анализировать, воспроизводить, создавать текст Умения: находить и исправлять недочёты в содержании и структуре высказывания
С. И. Львова Знания (основные понятия) Текст и его признаки, тема и основная мысль текста, типы речи, микротема, абзац, строение абзаца, развитие мысли в тексте, виды связи предложений в тексте Основные этапы создания текста Знания о: самооценке, самокоррек-ции, самоконтроле Ценностные ориентации, мотивы учебнопознавательной деятельности: всестороннее развитие личности: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании
Умения, навыки, способы деятельности Определение основной мысли текста, элементарный анализ текста с целью выявления использованных в них выразительных средств Владеть техникой чтения текстов; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части, использовать все виды чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; работать с различными видами словарей, использовать при работе Интернет, прогнозировать содержание текста по заголовку, используя средства зрительной наглядности, составлять план текста, схемы, таблицы Умения: оценивать собственную речь и речь окружающих с точки зрения соответствия нормам современного литературного языка и правилам речевого этикета, редактировать собственные и чужие тексты; формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокор-рекцию
Ученые записки ЗабГГПУ
Из таблицы видно, что предметная составляющая когнитивного компонента коммуникативной компетенции во всех программах достаточно полно представлена речеведческими понятиями (текст как речевое произведение, структура текста, функционально-смысловые типы текста, речевые жанры) и формируемыми на их основе умениями.
Общепредметная составляющая когнитивного компонента представлена в программах под редакцией Н. М. Шанского, В. В. Бабайцевой, М. М. Разумовской следующими умениями:
- владеть техникой чтения, создающей условия для сознательного чтения текстов разных стилей;
- воспринимать письменную и устную речь;
- анализировать текст, в том числе учебный;
- систематизировать материал для подготовки докладов, сообщений.
На наш взгляд, этого недостаточно, т. к.зна-чение коммуникативной компетенции в формировании функциональной грамотности «как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать» [3, с. 7] велико. «Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся» [3, с. 7].
Регуляторный компонент, позволяющий ученику организовать собственную коммуникативную деятельность, в данных программах либо
отсутствует, либо ограничивается умениями находить и исправлять ошибки в собственной и чужой устной и письменной речи.
Наполнение личностно-смыслового компонента в программах недостаточно. Предполагается в качестве мотивации к познавательной деятельности формирование способности к совершенствованию собственной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
Отсутствие наполнения или неполное содержание этих компонентов в учебных программах снижает потенциал коммуникативной компетенции и не позволяет достичь личностных результатов, представленных в стандартах второго поколения в качестве основных:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей, определяющей роли в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности русского языка, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью [3, с. 5].
Наиболее полно содержание каждого компонента коммуникативной компетенции представлено в программе С. И. Львовой.
Таким образом, программа С. И. Львовой отвечает целям ФГОС второго поколения для основной школы.
Список литературы
1. Львова С. И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы. 3-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2009. 215 с.
2. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. М., 2004. 240 с.
3. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. М.: Просвещение, 2009. 112 с.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
5. Рыбченкова Л. М. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы. М.: Дрофа, 1998. 192 с.
6. Рыбченкова Л. М. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. 2-е изд., стер. М.: Дрофа, 2001. 160 с.
7. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск: Наука, 2006. 324 с.
8. Черепанова Л. В. Компетентностный подход в обучении русскому языку // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Уссурийск, 2008. С. 242-245.
Spisok literatury
1. L’vova S. I. Programmy po russkomu jazyku dlja obweobrazovatel’nyh uchrezhdenij.
5-11 klassy: osnovnoj kurs, jelektivnye kursy. 3-e izd., ster., M.: Mnemozina, 2009. 215 s.
2. Obuchenie russkomu jazyku v shkole: ucheb. posobie dlja studentov ped. vuzov/
E. A. Bystrova, S. I. L’vova, V. I. Kapinos i dr.; pod red. E. A. Bystrovoj. M., 2004. 240 s.
3. Primernye programmy osnovnogo obwego obrazovanija. Russkij jazyk. M.: Prosve-wenie, 2009. 112 s.
4. Primernaja osnovnaja obrazovatel’naja programma obrazovatel’nogo uchrezhdenija. Osnovnaja shkola. M.: Prosvewenie, 2011. 342 s.
5. Rybchenkova L. M. Programmno-metodicheskie materialy: Russkij jazyk. 5-9 klassy.
M.: Drofa, 1998. 192 s.
6. Rybchenkova L. M. Programmy dlja obweobrazovat. shkol, gimnazij, liceev: Russkij jazyk. 5-9 kl. 2-e izd., ster. M.: Drofa, 2001. 160 s.
7. Cherepanova L. V. Formirovanie lingvisticheskoj kompetencii pri obuchenii russkomu jazyku. Novosibirsk: Nauka, 2006. 324 s.
8. Cherepanova L. V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii russkomu jazyku // Prob-lemy slavjanskoj kul'tury i civilizacii. Ussurijsk, 2008. S. 242-245.
Статья поступила в редакцию 20.03.2012 г.