Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ РЖД В КОНТЕКСТЕ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ'

СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ РЖД В КОНТЕКСТЕ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
инвестиции / инвестиционные приоритеты / стратегия / риски / модернизация. / investments / investment priorities / strategy / risks / modernization.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поберий Марина Владимировна, Бондаренко Ирина Алексеевна

в работе анализируется инвестиционная деятельность компании ОАО «РЖД» за период с 2018 по 2021 гг., рассматриваются приоритеты программы «Стратегия-2030», динамика реализации Программ развития госкомпании в рамках Транспортной Стратегии РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поберий Марина Владимировна, Бондаренко Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF THE INVESTMENT PROGRAMS OF RZD IN THE CONTEXT OF THE TRANSPORT STRATEGY OF RUSSIA

The paper analyzes the investment activities of the Russian Railways JSC for the period from 2018 to 2021, considers the priorities of the Strategy-2030 program, the dynamics of the implementation of the development programs of the state-owned company within the framework of the Transport Strategy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ РЖД В КОНТЕКСТЕ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ»

Научная статья Original article УДК 338.28

СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ РЖД В КОНТЕКСТЕ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ

CONTENT OF THE INVESTMENT PROGRAMS OF RZD IN THE CONTEXT

Поберий Марина Владимировна, студентка 3 курса направления подготовки 38.03.01 «Экономика» НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ»(г. Краснодар) (350010 Россия, г.Краснодар, ул.Зиповская, д.5), тел. 8(861) 278-22-70, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8906-1250, marinapoberij8626@gmail.com. Бондаренко Ирина Алексеевна, доктор экономических наук, профессор кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ»(г. Краснодар) (350010 Россия, г.Краснодар, ул.Зиповская, д.5), тел. 8(861) 278-22-70, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8906-

1250, bonir5 5 @mail .ru.

Marina Vladimirovna Poberiy, 3rd year student in the direction of training 03.38.01 "Economics" of the National Academy of Sciences of the ChOU VO "Academy of Marketing and Social and Information Technologies - IMSIT" (Krasnodar) (350010 Russia, Krasnodar, Zipovskaya str., 5), tel. 8 (861) 278-2270, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8906-1250, marinapoberij 8626@gmail.com.

Irina Bondarenko, Doctor of Economics, Professor of the Department of Business Processes and Economic Security, NAS CHOU VO «Academy of Marketing and Socio-Information Technologies -IMSIT» (Krasnodar) (350010 Russia, Krasnodar, Zipovskaya str., 5), tel. 8(861) 278-22-70, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8906-1250 , bonir55@mail.ru .

Аннотация: в работе анализируется инвестиционная деятельность компании ОАО «РЖД» за период с 2018 по 2021 гг., рассматриваются приоритеты программы «Стратегия-2030», динамика реализации Программ развития госкомпании в рамках Транспортной Стратегии РФ.

Abstract: The paper analyzes the investment activities of the Russian Railways JSC for the period from 2018 to 2021, considers the priorities of the Strategy-2030 program, the dynamics of the implementation of the development programs of the state-owned company within the framework of the Transport Strategy of the Russian Federation.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные приоритеты, стратегия, риски, модернизация.

Key words: investments, investment priorities, strategy, risks, modernization.

Общая характеристика инвестиционной программы РЖД

Специфика инвестиционной деятельности на железнодорожном транспорте заключается в том, что инвестиционные программы по развитию компании ОАО РЖД разрабатываются и реализуются в среднесрочной перспективе. Такая программа состоит из перечня инвестиционных проектов, с подробным описанием финансовых вложений по периодам, что, делает её, по сути, бизнес - планом.

Инвестиционная программа в качестве источников финансирования имеет субсидии, дотации, участие в программах государственной поддержки стратегически важных предприятий. Оценка эффективности инвестиционных проектов в железнодорожной отрасли основана на актуальных методических

рекомендациях, которые регламентируют инвестиционную деятельность с учетом особенностей железнодорожной отрасли. Эффективность инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте может быть рассмотрена с различных позиций: экономической; технологической; социальной; экологической.

Экономическая же эффективность заключается в успешной оценке коммерческой и бюджетной составляющей проекта. Денежные потоки компании формируются в большей степени за счёт выручки от реализации сопутствующих товаров, перевозки грузов, пассажиров, оказания услуг, государству и юридическим лицам. Достижению долгосрочных целей обеспечения устойчивого развития железнодорожного транспорта способствует государственная политика стимулирования инвестиционной активности [1]. Можно сделать вывод о том, что взвешенная финансовая политика ОАО «РЖД» позволяет поддерживать сбалансированную структуру капитала компании, сохранять финансовую устойчивость и эффективно управлять своей ликвидностью.

Инвестиционный проект, как правило, состоит из двух крупных пакетов документов, содержащих:

- финансовое обоснование необходимости осуществления проекта, обоснование сроков и размера серьезных вложений, в том числе, всю нужную проектно-сметную документацию, которая была разработана в согласовании с работающим нормативно-правовыми актами и утвержденными стандартами;

- бизнес-план, включающий описание практических действий по реализации проекта.

С учётом большой региональной специфики привязки инвестиционных проектов развития ж/д транспорта, следует говорить о комплексных инвестиционных проектах. Задачей реализации данных

проектов часто является не только получение финансового эффекта, но и достижение определенного эффекта социальной направленности.

Полный инвестиционный проект воздействует как на социальную среду региона, так и на социальную среду компании, реализующую этот проект.

Инвестиционные проекты по развитию железнодорожного транспорта оказывают непосредственное влияние на конкретные компании, находящиеся в районе расположения железной дороги, формируют грузовую базу, а специфика развития каждого региона определяет как необходимость в инвестиционном проекте со стороны «РЖД», так и его финансово -экономические характеристики, а также обеспечение этого инвестиционного проекта в последующем факторами производства.

Железнодорожный транспорт в России представляет собой одну из крупнейших железнодорожных сетей в мире. Эксплуатационная протяжённость сети железных дорог общего пользования составляет 85,3 тыс. км, электрифицировано - 43,4 тыс. км.

Рынок грузовых и пассажирских транспортировок предоставляет государству, бизнесу и населению транспортные услуги на определенных ценовых условиях. Можно выделить следующие особенности инвестирования в объекты железнодорожного транспорта:

- заинтересованность государства и бизнеса в активизации инвестиционного процесса, та как финансовая безопасность хозяйствующих субъектов зависит от уровня развития перевозочного процесса;

- централизация источников инвестиционных ресурсов и их предстоящее распределение по филиалам и структурным подразделениям;

- необходимость регулярного направления больших объёмов капвложений в объекты инфраструктуры на всем протяжении железнодорожных линий;

- большой срок окупаемости инвестиционных проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры.

Эффективность инвестиционной деятельности крупной транспортной компании зависит от максимального учета внешних и внутренних факторов. В настоящее время крупнейшим источником дохода Федерального бюджета

является экспорт сырьевых ресурсов. В связи с этим, при распределении капиталовложений на реализацию долгосрочных программ развития железнодорожного транспорта принято рассматривать два варианта развития экономики и социального сектора государства: энерго - сырьевой и инновационный.

Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности Российских железных дорог в современных финансово-экономических условиях, когда централизованное выделение денежных средств серьезно ограничено, является одним из стратегических приоритетов инвестиционной деятельности на железнодорожном транспорте.

Новая редакция Транспортной стратегии Российской Федерации направлена на формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры [2].

Реализация стратегии требует

существенных вложений денежных ресурсов как со стороны государства, так и частного партнёрства, в роли которого выступает ОАО «Российские железные дороги». Для коммерческих организаций продуктивность их вложений оценивается, прежде всего, через финансовый результат, однако долгосрочный характер инфраструктурных проектов подразумевает развитие и модификацию традиционных методических подходов к оценке инвестиционной деятельности, которые исходили бы из целевой установки комплексного совершенствования производственно-финансовой

деятельности хозяйствующих субъектов.

Программа развития ОАО «Российские железные дороги» в рамках реализации базового сценария предполагает за период 2017-2025 гг. доведение уровня инвестиций до 5506 млрд. руб. При этом из источников финансирования предполагаемая доля амортизации в Программе должна составить 44,1% или 2429 млрд. руб.; чистой прибыли — 14,6% или 803 млрд. руб. Структура источников инвестиций ОАО РЖД на перспективу

до 2025 г. выглядит следующим образом(рис.1).

Источники инвестиций ОАО РЖД

■ Государственная поддержка

■ Кредиты

■ Чистая прибыль и прочие _собственные средства

Рис. 1. Источники инвестиций ОАО РЖД 2017—2025 гг., %

В Положении о «неофициальной иерархии» в качестве рабочей гипотезы, можно предполагать, что среди 4-х прогнозируемых на 20172025 гг. источников выделения финансовых средств, 2 - из закрепленных направлений инвестирования ОАО РЖД, должны быть профинансированы за счет собственных источников. Поэтому, прежде всего, нужно провести обновление основных фондов на уровне амортизационных отчислений, а краткосрочные коммерчески доходные проекты ожидается профинансировать за счет кредитов и займов[3].

В случае привлечения заёмных средств в форме кредитов в соответствие с расчетным значением коэффициента задолженности доля активов, которая должна быть профинансирована за счет долговых средств, соответствует прогнозируемой и составляет 49,8%. При таком варианте реализации инвестиционной программы нужно провести анализ последствий метода ее формирования с учетом целей структурных изменений, осуществляемых и не реализованных ОАО РЖД в полной мере на протяжении первых 2-х этапов структурной реформы.

С этой целью проведём анализ прогнозируемой динамики чистой приведенной стоимости (ЫРУ) и приведенной стоимости перспектив роста (РУОО), позволяющей оценить акции ОАО РЖД в случае их перспективной эмиссии в прогнозируемом периоде.

Прогноз финансовых результатов и эффекта реализации инвестиционной программы ОАО РЖД (2017—2025 гг.), млн. р.

Год Расходы по перевозкам Долг по кредитам и займам Доходы от перевозок КРУ — чистая приведенная стоимость РУОО — приведенная стоимость перспектив роста

базовый сценарий Стресс-сценарий

2017 1477,40 1164,70 1477,40 1462,63 -109,44 -1543,32

2018 1595,50 1270,90 1595,50 1579,55 -104,38 -1713,65

2019 1579,56 1285,39 1611,44 1595,33 -66,47 -1188,80

2020 1595,34 1300,04 1627,54 1611,27 -59,92 -1177,01

2021 1611,28 1314,85 1643,81 1627,37 -60,52 -1176,00

2022 1627,38 1329,84 1660,23 1643,63 -61,12 -1186,10

2023 1643,64 1345,00 1676,82 1660,05 -61,74 -1212,64

2024 1660,07 1360,33 1693,58 1676,64 -62,35 -1224,76

2025 1676,65 1375,83 1710,50 1693,39 -62,98 -1237,00

Оценивая соотношение КРУ и PVGO можно в результате принятия допущений о сохранении темпов изменения расходов и доходов от перевозочной деятельности сделать заключение об ожиданиях инвесторов относительно результатов деятельности и инвестирования в будущем, а именно:

• полученное в итоге расчётного прогноза отрицательное значение чистой приведенной стоимости заведомо подразумевает необходимость инвесторов вкладывать средства в инвестиционные проекты ОАО РЖД даже в условиях реинвестирования прибыли по ставке ниже рыночной капитализации;

•положительное значение приведенной стоимости перспектив роста характеризует соотношение между темпами роста и ставкой рыночной капитализации: в полученном расчетом случае темпы роста бизнеса ОАО РЖД меньше, чем рыночная капитализация компании [4].

Реализация инвестпрограмм требует пристального внимания к функциональной стратегии управления рисками в системе стратегического управления ОАО «РЖД». Осуществляемая в текущее время в ОАО «РЖД»

работа по установлению и предупреждению рисковых ситуаций характеризуется недостаточной скоординированностью, а также обособленностью управления некоторыми видами рисков в разных структурных подразделениях ОАО «РЖД». Максимально системно и регулярно выявление и предотвращение рисков производится в области управления безопасностью движения,

что обосновано специфичностью работы ОАО «РЖД».

Анализ проводимых в ОАО «РЖД» работ по выявлению и предупреждению рисков показал, что существует проблема рассредоточенного понимания риск-менеджмента. Многие его элементы уже применяются в ОАО «РЖД», при этом не рассматриваются как составляющие сферы управления рисками. Например, страхование в рамках корпоративной системы управления рисками может рассматриваться как один из способов передачи риска в управление специализирующимся в определенной области агентам, реализация планового ремонта активной части производственных фондов как предупредительные мероприятия для снижения вероятности реализации технических рисков [5].

Корпоративная система управления рисками ОАО «РЖД» включает три взаимосвязанных этапа, выполнение которых основаны на принципе обратной связи:

1) идентификация внешних и внутренних рисков, влияющих на функционирование ОАО «РЖД» и результаты его деятельности;

2) оценка вероятности и масштаба воздействия рисков на главные характеристики работы ОАО «РЖД» и на стратегические целевые ориентиры, определенные стратегической программой развития ОАО «РЖД»;

3) управление рисками с целью понижения их негативного воздействия на достижение стратегических задач ОАО «РЖД» и на результативность ОАО «РЖД» в целом.

Количественная оценка вероятности наступления отдельных рисков и

степени их возможного воздействия на производственные и финансовые результаты деятельности ОАО «РЖД» позволяет выделить более возможные по возникновению и существенные по размеру утрат опасности, которые будут являться объектом предстоящего анализа для принятия управленческих решений.

Взаимосвязь функциональной стратегии управления рисками в ОАО

«РЖД» с другими функциональными стратегиями ОАО «РЖД»

Функциональные стратегии ОАО «РЖД» Роль и место функциональной стратегии управления рисками в ОАО «РЖД» (РИСКИ) в системе стратегического управления ОАО «РЖД»

Стратегия увеличения продуктивности услуг на рынке грузовых транспортировок, также, нефти и продукции нефтепереработки, угля, готовой продукции и транзитных транспортировок через территорию РФ Обеспечивает выявление и управление рисками, формирующимися на рынке грузовых транспортировок

Стратегия увеличения продуктивности пассажирско го комплекса на базе предложения нового качества услуг на рынке пассажирских транспортировок обеспечивает выявление и управление рисками, формирующимися на рынке пассажирских перевозок

Стратегия развития пропускных возможностей на направлениях, которые обеспечивают возрастающий спрос на грузовые перевозки и повышение доходов ОАО «РЖД» обеспечивает выявление, анализ и управление производственно-технологическими и техническими рисками

Стратегия эффективного обеспечения потребностей ОАО «РЖД» в материальных ресурсах и технических средствах обеспечивает выявление и управление рисков в области материального и ресурсного обеспечения

Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса обеспечивает преждевременное выявление и нейтрализацию угроз в области безопасности перевозочного

процесса

Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» обеспечивает выявление и управление рисками при реализации инвестиционных проектов

Стратегия корпоративного строительства и совершенствования корпоративного управления обеспечивает выявление и управление рисками структурных изменений и качество корпоративного управления

Источник: https://infopedia.su/6x47b9.html

Железнодорожный транспортный комплекс в России имеет ряд»слабых мест», которые связаны с существенным износом подвижного состава, железнодорожного пути, объектов транспортной инфраструктуры, отсутствием оперативного внедрения современных технологий, средств производства, техники и программного обеспечения. Без решения данных вопросов невозможно достичь те ключевые показатели, которые намечены инвестиционными проектами самой отрасли, а также Транспортной Стратегией страны.

Одной из острых проблем железнодорожного транспорта является отсутствие развитой системы в удаленных районах. В соответствие со Стратегией развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» до 2030 г. для минимального варианта проекта нужно выстроить новые железные дороги общей протяженностью 16017 км, включающие в себя: стратегические (2246 км), социально значимые (1262 км), грузообразующие (4573 км), технологические (7277 км), высокоскоростные (657 км). В соответствии с данным проектом максимальный вариант развития составит протяженность железнодорожных линий 20730 км: стратегические (4112 км), социально значимые (1262 км), грузообразующие (4660 км), технологические (9168 км), высокоскоростные (1528 км) [6].

Усовершенствование и строительство новых железнодорожных магистралей согласно Стратегии - 2030 ОАО «РЖД» выстраивается соответственно приоритетности задач. В приоритете - переустройство

имеющихся и строительство новых железных дорог, технологические линии, обеспечивающие растущие потребности отрасли экономики в перевозочных процессах. Согласно Стратегии - 2030 минимальный объем вложений на развитие железнодорожного транспорта общего и не общего пользования составит на 2008-2030 годы 11447,8 млрд. руб. (2008-2015 гг. - 5119,5 млрд. руб., 2016-2030 годы - 6328,3 млрд. руб.).

Результатами инвестиционных проектов железнодорожного транспорта в стадии использования объектов должны стать:

- увеличение пропускной и провозной способности участков железнодорожных линии;

- повышение скоростей движения поездов;

- безопасность движения поездов;

- уменьшение отказов и пр.

Реализация инвестиционных программ железнодорожного транспорта окажет непосредственное влияние на эффективность развития страны:

- позволит расширить возможности транспортной сети России в целях выполнения главных международных задач страны, его глубокой интеграции в мировую транспортную систему;

- обеспечит транспортную доступность точек ресурсного обеспечения промышленного роста, мест работы, отдыха, лечения, образования и туризма;

- обеспечит дополнительные налоговые доходы Федерального и региональных бюджетов;

- Позволит создать новые рабочие места[7].

Литература

1. 1. Инвестиционная деятельность ИПрБ: //аг2020.rzd.ru/ru/performance-

overview/investment-activities

2. 2.Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

года file:///C:/Users/user/Downloads/ts proekt 16102008.pdf

3. 3.Анализ и оценка инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/236119/1/Сольская Грошева Анал из%20и%20оценка%20инвестиционной%20программы%20ОАО%20РЖ Д-Pdf

4. 4. Инвестиционная деятельность компании ОАО «РЖД» // Официальный сайт компании ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://old-ir.rzd.ru/static/public/ru

5. Роль и место функциональной стратегии управления рисками в системе стратегического управления ОАО «РЖД» https://infopedia.su/6x47b9.html

6. ПРИОРИТЕТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОАО «РЖД»// https://phsreda.com/e-publications/e-publication-206.pdf#page=21

7. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ https://www.miit.ru/content/Диссертация.pdf?id wm=750441

References

1. Investment activity https: //ar2020.rzd.ru/ru/performance-overview/investment-activities

2. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 file:///C:/Users/user/Downloads/ts proekt 16102008.pdf

3. Analysis and evaluation of the investment program of JSC "Russian Railways"

https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/236119/1/Сольская Грошева Анал из%20и%20оценка%20инвестиционной%20программы%20ОАО%20РЖ Mf

4. Investment activity of the company JSC "Russian Railways" // Official site of

the company JSC "Russian Railways" [Electronic resource], - Access mode: https://old-ir.rzd.ru/static/public/ru

5. The role and place of the functional risk management strategy in the strategic management system of Russian Railways https://infopedia.su/6x47b9.html

6. PRIORITY COMPONENTS OF THE IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF JSC "Russian Railways" // https://phsreda.com/e-publications/e-publication-206.pdf#page=21

7. IMPROVING THE EFFICIENCY OF RAILWAY TRANSPORT ON THE BASIS OF IMPROVING THE INVESTMENT MANAGEMENT SYSTEM https://www.miit.ru/content/Dissertation.pdf7id wm=750441

© Поберий М.В., Бондаренко И.А., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №12/2021

Для цитирования: Поберий М.В., Бондаренко И.А. СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ РЖД В КОНТЕКСТЕ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «Б^^Ь» №12/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.