Научная статья на тему 'Содержание интеграционного треугольника «Военная педагогика язык военно-профессиональная культура»'

Содержание интеграционного треугольника «Военная педагогика язык военно-профессиональная культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
военная педагогика / военно-педагогический процесс / воинское обучение / воинское воспитание / Курсант / офицер / профессиональное мастерство / профессиональное общение / Языковая компетенция / Military pedagogy / professional skill / the language competence / the language person / subjects of military-pedagogical process / professional dialogue

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковлакас Елена Федоровна

В статье рассматриваются возможные уровни взаимодействия военной педагогики, языка и военно-профессиональной культуры как неотъемлемых компонентов военно-педагогического процесса, направленного на формирование внутреннего мира военных специалистов и удовлетворение их духовных потребностей. Интеграционный треугольник «военная педагогика язык военно-профессиональная культура», по мнению автора, служит подходом, способным интегрировать военно-педагогический процесс, решить многие трудности методического и практического плана. Делается вывод о том, что данный подход к военно-педагогическому процессу будет способствовать интенсификации и гуманизации подготовки будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковлакас Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article possible levels of interaction of military pedagogy, language and military-professional culture as integral components of the military-pedagogical process directed on formation of social recognition of the cadet and the military man, attention to their private world, satisfaction of spiritual needs are considered. It is a question what an integration triangle «military pedagogy language military-professional culture» serves as the approach, capable to integrate military-pedagogical process, to solve difficulties of the methodical and practical plan. The conclusion, what the approach to military-pedagogical process on the basis of a paradigm becomes «military pedagogy language professional culture» promotes an intensification and a humanization of preparation of the military expert.

Текст научной работы на тему «Содержание интеграционного треугольника «Военная педагогика язык военно-профессиональная культура»»

Ковлакас Е. Ф.

СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ТРЕУГОЛЬНИКА «ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА -ЯЗЫК - ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

Военная педагогика с момента своего зарождения базируется на практическом опыте в целях исследования военно-педагогического процесса, который ставит своей целью формирование у военнослужащих добросовестного отношения к воинскому труду на основе овладения профессиональной культурой и воинским мастерством.

Профессиональная культура в военной педагогике охватывает отношение к военному труду и к воинской обязанности, взаимоотношения военнослужащих в процессе этого труда, т.е. каждый из них является членом воинского коллектива и участником военно-профессиональной деятельности, в которую входят сфера отношений, культура этой деятельности и личная ответственность за качество решения поставленных задач. Кроме того, в понятие «военно-профессиональная культура» должно входить умение военнослужащих поставить свое дело на определенную высоту в интересах укрепления обороноспособности и боевой мощи Российских Вооруженных Сил, создание творческой атмосферы сплоченности и патриотизма.

Военно-профессиональная культура - это не только результат, но и процесс производства и воспроизводства определенных ценностей и норм. Когда мы говорим, что военнослужащие должны обладать определенным уровнем профессиональной культуры, то подразумеваем под этим не только возможности создания ими какого-то минимума ценностей, но и степень освоения ими ценностей, уже созданных предшествующими поколениями.

Связующим звеном между военной педагогикой и военно-

профессиональной культурой может быть только язык, который, как писал В. Гумбольдт, «сам является миром, лежащим между миром внешних явлений и внутренним миром человека» [1, с. 85]. Следовательно, будучи средой нашего обитания, язык не существует вне нас как объективная данность, он находится в нас самих, в нашем сознании, нашей памяти, он меняет свои очертания с каждым

движением мысли, с каждой новой социо-культурной ролью, с каждой новой ситуацией профессионального общения.

Язык, являясь естественной моделирующей системой и отражением действительности, закрепляет все явления общественной жизни на всех этапах развития общества; служит инструментом, посредством которого человек усваивает культуру, экономику, политику; позволяет концептуально осмыслить реалии военно-патриотического процесса.

Рассмотрим уровни непосредственного взаимодействия военной педагогики, языка и военно-профессиональной культуры (см. рис.).

1. Субъектами военно-педагогического воздействия и взаимодействия являются военнослужащие, а применительно к данной статье - курсанты военных вузов, т.е. люди с уже имеющимися взглядами, личностными установками, мировоззрением. Военная педагогика ответственна за решение задач, требующих формирования высоких морально-психологических качеств, готовности профессионального служения Отечеству. Задача формирования таких качеств диктует необходимость качественных преобразований массового сознания, преодоления целого ряда сложившихся стереотипов мышления, выработки иного психологического типа поведения.

Процесс познания осуществляется при помощи целой системы «фильтров», корректирующих, деформирующих и в конечном счете конструирующих образ изучаемого объекта. Действие таких эпистемологических «фильтров» в значительной мере основано на функциях языка. Язык - непременный посредник практически в любой научной и практической деятельности. Но вопреки распро-

страненному мнению, это вовсе не нейтральный посредник, полно и без искажений выражающий и передающий мысль. Язык-посредник имеет достаточно сложную структуру: можно выделить, по меньшей мере, три качественно разнородных слоя языкового опосредования в военно-педагогическом процессе и связанные с ними эпистемологические «фильтры»:

- естественный (общекультурный) язык как средство описания реалий повседневной жизни - ему соответствует собственно языковый фильтр;

- терминология военной педагогики как инструмент научного описания военно-педагогического процесса - ей соответствует онтологический фильтр;

- внешнее, прежде всего литературное, оформление военно-педагогических текстов (как устных, так и письменных) и, соответственно, риторический фильтр.

Языковой фильтр как таковой, или фильтр естественного языка, - фактор общекультурный и в силу этого внешний для военно-педагогической науки и от нее независимый. Одной из главных функций научной терминологии является ослабление зависимости науки от многозначности слов естественного языка. Для военной педагогики естественный язык может быть только средством.

Два других фильтра действуют внутри самой науки. Они не только опосредуют деятельность ученого и педагога, но и формируются в этой деятельности. Язык здесь инструментален, при этом языковые средства и их функциональная роль могут существенно различаться. Одно дело - научная терминология как инструмент в процессе получения нового знания, другое - язык как средство представления уже полученного результата. В первом случае язык выступает посредником между ученым и объектом познания, и на этой основе формируется онтологический фильтр, определяющий, как исследователь «видит» свою предметную область. Во втором случае речь идет об отношениях между ученым и пользователем научного знания (в самой науке или вне ее) - тут действует риторический фильтр.

2. Риторический фильтр в современных работах по риторике понимается неоднозначно. Его можно рассматривать как следующий уровень взаимодействия военной педагогики, языка и военно-профессиональной культуры. В узком смысле риторика - это искусство формы, прежде всего мастерство владения словом, умение придать тексту адекватный литературный вид. Для риторического подхода в широком смысле слова язык - не самоцель. Это способ фиксации мыслей автора, которые и подлежат расшифровке. Предполагается, что научное знание эмпирически существует не иначе как изложенное средствами языка, то есть

как совокупность текстов, или дискурс. Акцент можно поставить на отношения между носителем знания и его пользователем, в отличие от отношений между субъектом и объектом познания.

А.В. Суворов, которого по праву называют создателем целостной военнопедагогической системы, особое внимание уделял воздействию словом. Офицеры должны были обращаться к солдатам добрыми советами и увещеваниями и лишь в особых случаях прибегать к «укрощению наказаниями». Боевая подготовка шла рука об руку со «словесным обучением» (так генералиссимус называл беседы с солдатами), назначение которого состояло в том, чтобы стратегические и тактические приемы объяснить солдатам простым и ясным языком, ибо «каждый воин должен понимать свой маневр». Афористичная речь А.В. Суворова по сей день служит ярким примером риторического искусства: «Работать быстро, храбро, по-русски», «Сам погибай, а товарища выручай», «Мы русские - мы победим».

3. В качестве следующего уровня следует отметить интеллектуальную сложность военно-педагогического процесса: постоянное увеличение объема знаний для успешного выполнения курсантами профессиональных обязанностей. Знание гуманитарных и социальных наук могут позволить курсантам получить комплексное представление о человеке, о его месте в обществе, о социальных функциях; естественные науки моделируют знания о взаимосвязи природы и человека; научно-технические и военно-научные знания аккумулируют опыт военного искусства.

Знания служат источником военно-профессионального опыта. Между знаниями и опытом неизменно стоит слово. Слово становится основой обобщения (орудием мышления) и средством общения - оружием речевой коммуникации. Значение слов развивается с фактом развития сознания. Под значением понимается объективно сложившаяся в процессе исторического развития система связей, которые стоят за словом. Усваивая значения слов, люди усваивают общечеловеческий опыт и способны отражать объективный мир с различной полнотой и глубиной. Чем лучше мы понимаем смысл слова, тем точнее воспринимаем и понимаем окружающий мир, репрезентируемый в словах.

4. Четвертый уровень взаимодействия военной педагогики, языка и военнопрофессиональной культуры мы видим в применяемых методах исследования, таких, как опрос (устный - беседа, письменный - анкетирование, тестирование,

интервью). Опрос помогает получить информацию о личности как участнице социокультурного и военно-педагогического процессов.

В ходе опроса мы будем иметь дело с языковой личностью. Языковая личность, т.е. личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств [2]. Личность - сосредоточие взаимосвязи культуры и языка, диалектики и развития. Поэтому о личности можно говорить только как о языковой личности. Опрос способствует поиску смысловых доминант личности, что является весьма трудоемким процессом.

Беседа, интервью, анкета являются текстами. Человек погружается в характерные тексты, которые выступают как его социокультурологические своеобразные маркеры. Это так называемые прецедентные тексты, позволяющие детерминировать личность как лингвистически выраженную. Понятие «языковая личность» может быть истолковано как носитель профессиональной культуры, ее обобщенное языковое воплощение.

Любая беседа способствует распознаванию степени воспитанности, образованности, особенностей личности, ментальности, т.е. тех черт, которые могут ускорять или затруднять процессы воспитания и обучения. Человек в той или иной форме представляет собой общество, свой народ, нацию, свою эпоху, универсальное значение личности нуждается в анализе и объяснении.

Важная задача, стоящая перед военной педагогикой, - восстановить непреходящие ценности культуры, утраченные в «деструктивный период» нашей истории, наспех переиначенные, реабилитировать и наполнить их истинным содержанием, а потом эти ценности привить своим воспитанникам, способствуя формированию гармонично развитой личности.

5. На пятом уровне взаимодействия военной педагогики, языка и культуры акцентируется внимание на последнем компоненте - профессиональной культуре.

В профессиональной культуре один из важнейших моментов - переговоры, которые можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком -это технология заключения договоров, в широком - суть горизонтальных отношений между людьми не только в деловой сфере, но и в других областях. Именно поэтому переговоры являются средством разрешения конфликтов и установления равноправных, равноуровневых отношений между людьми как независимыми субъектами.

В практике военно-педагогической деятельности переговорам уделяется особое внимание. Успех переговоров во многом зависит от того, насколько хорошо участники владеют языком, речью. С наступлением XXI века человечество ждет становления новых гармоничных отношений. Жизнь каждой страны, ее народа будет зависеть от сильной армии, в основе которой - высокоразвитая культура взаимоотношений между военнослужащими. Военная педагогика субъективно ориентирована, что означает усиление личностного начала. Тенденция к усилению личностного начала и диалогизации в настоящее время захватывает все сферы человеческого общения.

Коллективный характер переговоров ставит перед военной педагогикой задачи обучения как каждого специалиста в отдельности, так и необходимости четких, слаженных действий всех военнослужащих. Переговоры служат первичным этапом, подготавливающим последующие действия.

Все этапы подготовки и проведения переговоров лингвистически детерминированы. Успех взаимодействия на основе переговоров в значительной мере обусловливается тем, сколь адекватны друг к другу структуры действий порождения и интерпретации текстов, поскольку сознание воспринимает текст и интерпретирует его, порождая новый текст (порождение текста представляется деятельностью, в принципе аналогичной деятельности интерпретации речевого сообщения), сохраняющий свою смысловую структуру. Различия, скорее всего, определяются тем, что если при восприятии текста познавательный аспект как бы превалирует над коммуникативным, то в случае порождения текста акцент переносится на коммуникативный аспект описываемой деятельности, происходит ее перефокусировка. Наличие или отсутствие смысловых контактов в ходе общения существенным образом, хоть и по-разному, будет влиять на характер и эффективность взаимодействия социальных субъектов во всех сферах их практической жизни.

6. Шестой уровень взаимодействия военно-педагогического процесса, языка и военно-профессиональной культуры, по мнению автора, заключается в задачах самого военно-педагогического процесса: создание сплоченного коллектива, основанного на взаимопонимании и поддержке, психологической готовности и действиям в различных коммуникативных ситуациях, т.е. совершенствование навыков общения.

В понятие «военно-профессиональная культура» в качестве составной части входит культура общения как важный аспект человеческой деятельности.

Общение есть предпосылка для установления индивидуальных отношений людей друг с другом, равно как и для воспроизведения этих отношений. Общение порождает, воспроизводит и способствует изменению общественных отношений, которые в ходе развития перерастают в устойчивые связи индивидов, возникают и поддерживаются структуры их деятельности и взаимодействия, характеризующие образ жизни людей в условиях той или иной общественноисторической формации.

В силу появляющихся вследствие разделения труда субъективных условий, выражающихся в «разности предметного содержания сознания индивидов», возникает проблема дифференциации общения как механизма взаимодействия в социуме и общения как категории познавательного процесса. Познание в общении сопутствует (является одновременным) коммуникации.

В этом смысле общение может быть идентифицировано как коммуникативно-познавательный процесс, состоящий из действий порождения (воспроизводства) текстов и их интерпретации. Смена этих действий представляет собой семиотический (коммуникативный) континуум, разворачивающийся в пространстве и не ограниченный временем. Этот механизм необходимо учитывать независимо от того, какие аспекты общения исследуются в том или ином случае, поскольку вышеназванные действия приобретают вполне самостоятельное значение, оказывая влияние на исход взаимодействия.

Экспериментальные исследования, уже проведенные автором, показали, что при общении людей механизм смыслового контакта включается далеко не всегда, хотя только он и способен обеспечить взаимодействие, адекватное тем или иным целям. Гораздо чаще мы имеем дело с «псевдообщением», в ходе которого нет совпадения «фокусов» порождаемого и интерпретируемого текста. Весьма распространенная ситуация «смысловых ножниц» возникает в ходе несо-стоявшегося обмена коммуникативно-познавательной деятельностью, при взаимном непонимании. Эти данные требуют своего осмысления с точки зрения выяснения функций понимания и непонимания людьми друг друга в процессе их социального взаимодействия. Однако уже сейчас можно сказать, что общение, которое в отличие от того, что может быть названо «псевдообщением» (т. е. попытками общения, не увенчивающимися адекватными интерпретациями коммуникативных интенций) или «квазиобщением» (т. е. ритуальным «действом», подменяющим общение), цементирует осознанно мотивированное и целенаправленное взаимодействие.

Необходимым условием успешного взаимодействия людей в военнопедагогическом процессе является эффективность обмена текстовой информацией, которая содержит набор общеязыковых кодов, смысл, референцию и коммуникативную установку. Таким образом, в триаде «военная педагогика - язык -военно-профессиональная культура» общение выступает в самом широком смысле как социальный процесс установления и выявления связей и отношений между людьми на основе обмена в процессе военно-коммуникативной деятельности продуктами и результатами деятельности, информацией, т.е. как системноинтегративная деятельность.

Исследование автором данной проблемы позволило сделать ряд выводов.

1. Парадигма «военная педагогика - язык - военно-профессиональная культура» присутствует в современном образовательном процессе в военном вузе. Военно-педагогический процесс признается важнейшим средством общения и результатом коммуникативной деятельности. С точки зрения автора, это означает наличие потенциальной возможности совершенствования механизма взаимодействия в ходе военно-педагогического процесса как такового. Именно в возможности сделать этот вывод и видится несомненное преимущество рассмотрения военной педагогики и военно-профессиональной культуры как компонентов механизма взаимодействия, связующим звеном которого является язык. Такой подход приобретает особое значение в условиях нарастающих сложностей, темпов и напряженности жизни в эпоху дефицита общения.

2. Изучая общение как военно-педагогическую деятельность и как компонент механизма воспитания, можно проследить за путями нормотворчества, за тем, как порождаются, поддерживаются и изменяются устойчивые характеристики деятельности и поведения людей, составляющие основу их образа жизни. В ходе общения реализуется познание в самом широком смысле этого слова. В общении происходят обмен знаниями и эмоциями; передача господствующих в данном обществе, в той или иной социальной общности образцов деятельности и поведения как в пределах одного поколения, так и от одного поколения к другому. В процессе общения устанавливаются, поддерживаются и изменяются обычаи, ритуалы, традиции, неизменно влияющие на типы образа жизни людей, на избираемые людьми способы деятельности, поведения и взаимодействия.

3. Подход к военно-педагогическому процессу на основе парадигмы «военная педагогика - язык - военно-профессиональная культура» способствует интенсификации подготовки военного специалиста, эффективному использованию

современных методик обучения и воспитания, обеспечению высокой четкости и предельной организованности в работе.

4. Рассмотрение военно-педагогического процесса в рамках интеграционного треугольника «военная педагогика - язык - военно-профессиональная культура» позволяет по-новому осмыслить сам военно-педагогический процесс, преодолеть трудности, связанные с субъектами процесса воспитания, их адаптацией к социо-культурным условиям, преодолением психологических барьеров в межличностных и групповых взаимоотношениях, овладении и применении знаний в практической деятельности, повышением общего уровня профессиональной культуры будущих офицеров.

* * *

1. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

2. Караулов Ю. Я. Русский язык и языковая личность. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.