Научная статья на тему 'Содержание и сущность государственного управления'

Содержание и сущность государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5718
674
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / КИБЕРНЕТИКА / ИНФОРМАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNANCE / SUBJECT AND OBJECT / DIRECT CONTROL AND FEEDBACK / SYSTEM ANALYSIS / CYBERNETICS / INFORMATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кухтин В.С., Кулюкина А.Д.

В статье анализируется значение и понятие государственного управления, исследуются его системность, такие составные части, как субъект, объект, прямая и обратная связь, информация. Рассматриваются взаимосвязь управления и регулирования, система управления в живом организме как классическая кибернетическая система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content and essence of public administration

This article analyzes the value and the notion of governance, it explores the consistency, such components as subject, object, direct and feedback information. Discusses relationship management and regulation, control system in vivo as the classic cybernetic system.

Текст научной работы на тему «Содержание и сущность государственного управления»

УДК 354

СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В.С. Кухтин, А.Д. Кулюкина Московский политехнический университет

Аннотация.

В статье анализируется значение и понятие государственного управления, исследуются его системность, такие составные части, как субъект, объект, прямая и обратная связь, информация. Рассматриваются взаимосвязь управления и регулирования, система управления в живом организме как классическая кибернетическая система.

Ключевые слова.

государственное управление, субъект и объект управления, прямая и обратная связь, системный анализ, кибернетика, информация, регулирование. История статьи:

Дата поступления в редакцию 3.09.17 Дата принятия к печати 7.09.17

Государственный аппарат функционирует в трех направлениях, принятых в международной системе: сфера управления; охрана правопорядка; внутренняя и внешняя безопасность.

Главную роль из вышеуказанных функций имеет управление, так как остальные две функции осуществляются при его помощи.

Следовательно, без управления невозможно поддержать порядок и организованность людей, и безопасность государства. Человечество вступило в третье тысячелетие, в котором никакую проблему невозможно решить без управления. Без управления немыслимо и распределение материальных и духовных благ и потребления. Карл Маркс писал о том, что всякий непосредственный общественный и совместный труд нуждается в большей и меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованную работу. Так как отдельный скрипач лично управляет собой, но оркестр нуждается в руководителе, управляющим им, то есть дирижере.

Роль и место государственного управления в жизни общества, государства и человека не случайны, которое позволяет осуществлять единообразное, властное регулирование соответствующих общественных отношений на всей территории государства. После распада Союза Советских Социалистических республик (далее СССР) в бывших союзных республиках, в которых в принятых новых конституциях с закреплением принципа разделения властей органы государственного управления, являющиеся ведущей частью государственного аппарата, были заменены субъектами исполнительной власти, разделение труда были заменены на разделение властей.

Проблемы управления вызвали неоднозначную реакцию научной общественности на то, что «государственное управление» исчезло из текста статьи 32 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

После этого позиции ученых разошлись по трем направлениям. В первом направлении ученые отстаивают направление и понимание данного феномена; во втором направлении ученые имели свое направление, в котором заменяют термин «государственное управление» на «управление»; в третьем направлении ученые имеют представление о новом направлении, в котором радикально меняют содержание понятия государственного управления либо вовсе отказываются от его использования. Несмотря на замену выражений органов управления и органов исполнительной власти, функция управления государства, государственного аппарата остается без изменения и данное понятие существует.

Государство может исчезнуть без государственного воздействия на соответствующие общественные отношения, при этом превратившись в разрезанные, плохо управляемые составные части, постоянно стремящиеся доказать свое право на существование. Ни одна из стран не отказалась от государственного управления. Должное место государственному управлению и его постоянному совершенствованию уделяется в таких странах, как: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Китай, Индия, Италия и других государствах. В них управление выступает ведущим источником качественных преобразований и средством мобилизации всех общественных явлений для решения возникающих проблем. Они направили свои усилия на развитие теории и практики управления, постарались перевести управление на научный уровень. Франция считается родоначальником административного права и термина «государственное управление».

Следует отметить, что до появления кибернетики управление рассматривалось как внутренняя простая система. После второй мировой войны с возникновением кибернетики понятие «управление» вошло в число важнейших общенаучных понятий. Понятия «кибернетика», «информация», «система», «обратная связь» и т. д. субординированы или же координированы с понятием «управление». Исследование любого из этих понятий в отрыве от понятия «управление» невозможно. Так как предметом кибернетики являются законы управления, организации и связи как законы общие для динамики машин, живого организма, общества и других объектов, представляющих собой системы, которым свойственны информация, организация и управление.

Управление это многоаспектное, многогранное, многокачественное явление. Все виды управления, независимо от степени их общности, различаются не только по характеру своих объектов, но и по присущим им целям, методам, принципам, органам и т. д. Управление как социальное явление отличается динамизмом, изменчивостью, способностью приобрести в общественном движении различные уровни и виды.

Исследование понятия управления, как социально-юридического института в различных направлениях происходит наряду с раскрытием сущности государственного управления, однако некоторые проблемы до сих пор остаются нерешенными. В административно-правовой науке нет единого понятия государственного управления. Где, одни ученые его трактуют с точки зрения сути, реального содержания, другие ученые его трактуют с точки зрения форм, в которых оно выступает и в которых функционирует. Наиболее часто оно определяется путем отграничения одних видов государственной деятельности от других. То есть государственное управление это вовсе не законодательная и не судебная деятельность. Наиболее распространенным является такое определение: государственное управление это самостоятельный вид государственной деятельности, которая носит подзаконный, исполнительно-распорядительный характер, органов, то есть должностных лиц относительно практической реализации функций и задач государства в процессе регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сфер.

Существуют различные взгляды на понятие управления и рассматривается так:

- во-первых, как деятельность; считается, что управление есть особая, своеобразная деятельность, осуществляемая в так называемых управляющих структурах, и направлена на выработку, принятие и реализацию управленческих решений, а также на совершение управленческих действий;

- во-вторых, как определенный вид влияния в различных природных системах, то есть биологическая, социальная, технологическая и т. д. Это в известной мере универсалистская трактовка управления, связанная с кибернетикой, которая характеризует прямые и обратные связи между различными элементами либо объектами мироздания;

- в-третьих, как вертикальные «командноподчиненные» отношения. Главное здесь видят в том, чтобы любая команда была исполнена. В определенных пределах отношения «команда подчинение» проявляются в управлении, без них оно невозможно, но такое суждение не раскрывает еще сущности управления и его огромной роли в жизнедеятельности людей;

- в-четвертых, как целенаправленное воздействие, направленное на управляемый объект.

Необходимым условием осуществления процесса управления является наличие трех обязательных элементов: субъекта управления, объекта управления и отношений, складывающихся между ними в результате управления. Управление характерно для технических, биологических и социальных систем. По отношению к социальным системам определение понятия «управление» приобретает качественно иной характер это процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

Сущность социального управления раскрывается через триаду свойств: целеполагание, организация, регулирование.

В современной науке существуют виды социального управления выделенного из субъекта управления. Социальное управление, субъектом которого является государство, где посредством органов государственной власти и управления, и их должностных лиц, осуществляющее управленческую деятельность в установленном правовом порядке, есть государственное управление. Социальное управление, осуществляемое органами местного самоуправления на основе форм прямого волеизъявления граждан, в целях самоорганизации последних и решения вопросов местного значения, именуется муниципальным управлением. Управление, осуществляемое предпринимателем, собственником в целях получения прибыли, есть менеджмент.

Под социальным управлением, имеется в виду сознательное управление, понимается воздействие на общество в целом или его отдельные звенья, то есть производство, социально-политическая и духовная жизнь, отрасли экономики, предприятия и т. п., чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели.

Один из видов социального управления является государственное управление которое выступает предметом исследования различных наук, а именно: философия изучает его как один из видов управления обществом, специфическое выражение самоуправляющих свойств последних; социология в основном исследует социальную функцию государственного управления, ее реальное и конкретное отражение в общественной жизни; экономика и ее исследователи-экономисты изучают преимущественно роль государства в экономике, в управлении экономическими процессами, а также само государственное управление в качестве специфического вида труда, для психологов государственное управление является большим полем деятельности. Также привлекает государственное управление представителей математики, кибернетики и других наук.

Государственное управление представляет собой главный регулятор в борьбе за поддержание законности, правопорядка, обеспечение социальной справедливости и социально-правовой защиты прав и интересов граждан, юридических лиц и общественных объединений. Государственное управление в целях бесперебойности и эффективности действия требует наличие подготовленного кадрового состава, а также неукоснительного соблюдения государственными служащими предписаний.

При этом государственному управлению присущи следующие характерные черты:

- управление имеет место всегда там, где осуществляется совместная деятельность людей;

- управление обеспечивает сознательную, целенаправленную, совместную деятельность людей; управление достигает своих целей путем организации, то есть объединения, согласования и координирования поведения и действий людей, выполняя тем самым общие для совместной деятельности людей функции и обеспечивая согласованность между индивидуальными действиями;

- управление осуществляется на началах подчинения участников совместной деятельности единой воле, чем достигается единообразие и соответствие поставленным задачам этой деятельности;

- управление осуществляется в организационных отношениях.

Поэтому понятие государственного управления требуется рассматривать как междисциплинарное, общенаучное. В литературе сущность, содержание и назначение государственного управления характеризуются так: в системе социальных отношений оно занимает главенствующее место и служит укреплению государства, стабилизации общественных отношений, надежной защите государственных интересов как внутри, так и за его пределами; государственное управление это эффективное средство проведения в жизнь внутренней, внешней, экономической и оборонной политики.

Таким образом, государственное управление представляет собой разновидность социального управления, субъектом которого являются органы государственной власти и их должностные лица, объектом общественные процессы и отношения.

Многообразие дефиниций понятия «государственное управление» позволяет выделить широкую и узкую трактовку этого социального института. В узком смысле государственное управление отождествляется со сферой функционирования органов исполнительной власти. В широком смысле это непосредственная деятельность всех ветвей государственной власти, их органов и должностных лиц, по регулированию общественных отношений. В основу учебного пособия положено понимание государственного управления, как целенаправленного организующего регулирующего воздействия государства, через систему его органов и должностных лиц на общественные процессы, отношения и деятельность людей. К особым свойствам государственного управления можно отнести:

- наличие специфического субъекта органов государственной власти и их должностных лиц, порядок формирования и функционирования которых четко регламентирован Конституцией, федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами;

- наличие у субъекта управления властных полномочий государственное управление представляет собой способ реализации государственной власти, распространяется на все общество;

- масштаб охватываемых управлением общественных явлений: государственное управление направлено на согласование интересов и действий всех граждан и социальных групп общества, удовлетворение потребностей всего населения, а не отдельных граждан, на защиту совместных интересов;

- право государства на применение в процессе управления методов принуждения.

Одной из проблем становления методологии государственного управления в России является проблема соотношения управления, то есть администрирования и политики. Государственное управление, как управленческая деятельность, включает государственное администрирование и государственно-административное управление.

Государственное администрирование практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в совокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе административной ответственности за выполнение решений; государственно-административное управление трактуется как вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лип на всех уровнях государственно-административного устройства.

В настоящее время проявились два противоположных подхода к рассматриваемой проблематике. Сторонники одного подхода считают, что политическое и государственное управление несовместимы, роль политики в государственном управлении следует минимизировать; сторонники другого подхода рассматривают государственное управление как способ реализации политической стратегии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993г., с учетом изменений на 2017 г.

2. Рзаев А. Г. Государственная служба: организационно-правовые аспекты. Баку: Элм, 2013 г.

3. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Теория управления. Учебное пособие. Гриф. Минобр РФ, М.: Издательство: ИИУ МГОУ 2014 г.

4. knigaliv.ru>load/1-1-0-124

5. knygavisiems.lt>informatika/21901-informatika.html

6. Аленина Е.Э., Сендеров В.Л., Лебедев А.А. Принципы формирования механизма антикризисной информационной безопасности предприятий промышленности Системные технологии. 2016. № 3 (20). С. 26-31.

Н.Н. Панов, А.В. Тюменев

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

В.С. Кухтин, А.Д. Кулюкина. Содержание и сущность государственного управления. — Системные технологии. — 2017. — № 24. — С. 30—34

THE CONTENT AND ESSENCE OF PUBLIC ADMINISTRATION

Kukhtin V.S., Kulyukina A.D., Moscow Polytechnic University

Abstract Keywords:

This article analyzes the value and the notion of governance, it explores governance, subject and object, direct control

the consistency, such components as subject, object, direct and feedback and feedback, system analysis, Cybernetics,

information. Discusses relationship management and regulation, control information management.

system in vivo as the classic cybernetic system. Date of receip t in edition:

3.09.17

Date of acceptance for printing:

7.09.17

УДК 656.1/.5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОГО ВИДА ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Н.Н. Панов, А.В. Тюменев Московский политехнический университет,

Аннотация

В статье был проведен сравнительный анализ по безопасности использования таких видов транспорта как: авиатранспорт, ж/д транспорт и автотранспорт. Нами было проанализирована ценовая политика компаний, статистика катастроф, протяженность путей, возраст используемого транспорта. На основании проведённого исследования, используя данные с официальных источников, был выявлен наиболее надежный и безопасный вид транспорта.

Введение. В настоящее время транспорт занимает очень большое место в нашей жизни, перевозя как пассажиров, так и огромное количество грузов. Однако, как показывают исследования, такая роль транспорта ведет к росту происшествий, которые в свою очередь ведут к человеческим жертвам. Безопасность на транспорте в настоящее время является одной из первостепенных задач, которую нужно решать в ближайшее время.

Цель исследования: Изучение и выявление самого безопасного вида транспорта.

Задачи исследования:

1) проанализировать виды транспорта осуществляющих пассажирские перевозки;

2) выяснить наиболее безопасный вид транспорта для пассажиров;

3) выделить наиболее безопасные компании на рынке пассажирского перевоза.

Ключевые слова

Россия, авиатранспорт, безопасность, статистика, ценовая политика. История статьи:

Дата поступления в редакцию 11.09.17 Дата принятия к печати 15.09.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.