Научная статья на тему 'Содержание и структура жизненных планов, нацеленных на личностный рост, у студентов-выпускников'

Содержание и структура жизненных планов, нацеленных на личностный рост, у студентов-выпускников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
530
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА / МОТИВАЦИОННООРГАНИЗАЦИОННЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА / СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астафьева И. Н.

Данная статья посвящена выявлению содержания, структуры жизненных планов, нацеленных на личностный рост, у студентов-выпускников. Рассматриваются содержательные различия в ведущих мотивах, целях и средствах мотивационно-организационного компонента жизненных планов мужчин и женщин; особенности эмоционально-оценочного компонента; различия в субъектах планов у мужчин и женщин; различия в структуре и личностных особенностях, обусловливающих структуру жизненных планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура жизненных планов, нацеленных на личностный рост, у студентов-выпускников»

содержание и структура жизненных планов, нацеленных на личностный рост, у студентов-

выпускников

Астафьева И.Н.

Данная статья посвящена выявлению содержания, структуры жизненных планов, нацеленных на личностный рост, у студентов-выпускников. Рассматриваются содержательные различия в ведущих мотивах, целях и средствах мотивационно-организационного компонента жизненных планов мужчин и женщин; особенности эмоционально-оценочного компонента; различия в субъектах планов у мужчин и женщин; различия в структуре и личностных особенностях, обусловливающих структуру жизненных планов.

Ключевые слова: структура жизненного плана, мотивационноорганизационный, эмоционально-оценочный компоненты жизненного плана, субъект жизненного плана.

В настоящее время основной задачей подготовки в системе высшего образования становится воспитание конкурентоспособного специалиста, способного самореализовываться, непрерывно самосовершенствоваться и развиваться, сообразно жизненным целям. При этом, несмотря на кажущееся многообразие исследований, посвященных вопросам самореализации и саморазвития, личностный рост с точки зрения особенностей его представленности в жизненном плане изучен недостаточно.

Под жизненным планом мы понимаем совокупность решений личности, касающихся целей и способов достижения в значимых сферах жизни: личностной, карьерной, семейной.

Структура жизненного плана, по нашему мнению, проявляется во взаимосвязи между элементами карьерного, матримониального планов и плана личностного роста. Взаимосвязи могут выступать как цель-средство, часть-целое, причина-следствие и автономность. В данном исследовании мы будем рассматривать целесредственную структуру жизненного плана, в которой целью является личностный рост, осуществляемый за счет матримониального и карьерного плана.

Мы предполагаем наличие влияния половой дифференциации на структуру жизненных планов студентов-выпускников и, в связи с этим, в нашем исследовании выдвигаем следующую гипотезу: содержание компонентов и структура жизненных планов, нацеленных на личностный рост, у студентов-выпускников будут обусловлены их половой принадлежностью.

Цель данного исследования заключается в определении содержания компонентов и структу-

ры жизненных планов, нацеленных на личностный рост, студентов-выпускников в связи с их половой дифференциацией.

задачи исследования.

1. Изучение содержания компонентов жизненных планов студентов-выпускников.

2. Определение структуры и личностных детерминант жизненных планов студентов-выпускников.

Методы и этапы и процедура исследования.

Для решения поставленных задач использовался следующий методический инструментарий.

1. Анкетирование, направленное на выявление компонентов и характеристик структуры жизненных планов респондентов (Джанерьян С.Т., Астафьева И.Н.).

2. Психологическое тестирование (опросник са-моотношения Столина В.В. и Пантилеева С.Р. [6]; методика «Шкала общей самоэффективности» Шварцера Р. и Ерусалема М. (русская версия) [9]; «Шкала дифференциальных эмоций Изарда К [2]; «16-факторный личностный опросник» Кеттелла Р. (форма О [3]; методика «Свободный выбор ценностей» Фанталовой Е.Б. [8]; опросник «Автономность-зависимость» Прыгина Г.С.[4]; опросник «СТОУН» Гордеевой Т.О., Осина Е.Н., Шевяховой В.Ю.[1]; тест Куна «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) [7].

3. Метод контент-анализа для обработки ответов на «открытые вопросы анкеты и ответы по методике «Кто Я?».

4. Методы статистической обработки данных (множественный линейный регрессионный анализ и определение нормальности распределения

показателей (критерий Колмогорова-Смирнова); процедура квартилирования, биномиального распределения; непараметрические методы математической статистики: Манна-Уитни U-тест; критерии Фридмана, Вилкоксона) [5].

На первом этапе проводилось анкетирование и тестирование по выбранным методикам исследования и отдельным шкалам опросников. На втором этапе проводилась первичная обработка данных, полученных в результате анкетирования и с помощью тестовых методик, а также контент-анализ ответов на открытые вопросы анкеты и ответы по методике «Кто Я?». На третьем этапе была произведена математическая обработка данных с целью проверки гипотезы и выявления статистически значимых различий.

Структура жизненных планов представлена взаимосвязью карьерного, матримониального планов и плана личностного роста. В данном исследовании мы будем рассматривать целесредственную взаимосвязь между планом личностного роста и матримониальным и карьерным планами. Эмпирическими показателями взаимосвязи выступили субъективные оценки студентов-выпускников, по выраженности которых определялась данная структура жизненного плана. Цели плана личностного роста реализуются субъектом с учетом особенностей его матримониального и карьерного планов, исходя из этого, устанавливалось содержание мотивационно-организационного, эмоционально-оценочного компонентов и компонента «субъект» плана личностного роста, карьерного и матримониального планов, обусловливающих достижение целей, заявленных в плане личностного роста. В исследовании изучаются личностные детерминанты, обусловливающие структуру жизненного плана студентов-выпускников. В результате регрессионного анализа обнаружены личностные детерминанты, усиливающие искомую структуру жизненных планов, и личностные детерминанты, препятствующие искомой структуре. Метафорически можно выразить, что цели, связанные с личностным ростом, достигаются посредством реализации не только собственно плана личностного роста, но и матримониального и карьерного планов.

В качестве объекта исследования выступили 31 человек (22 женщины и 9 мужчин), из которых у 28 человек личностный рост является целью карьерного плана и у 3 человек личностный рост является целью матримониального плана. Средний возраст респондентов - 22 года.

Далее рассмотрим содержание компонентов жизненных планов мужчин и женщин.

Мотивационно-организационный компонент представлен мотивами, целями и средствами планов.

Ведущими мотивами жизненных планов и у

мужчин, и у женщин являются стремления к развитию собственных способностей и к комфортному уровню жизни, при этом у женщин, по сравнению с мужчинами, они выражены в большей степени. Мужчин, кроме того, планируя собственную жизнь, стремятся к стабильности.

Иерархию целей плана личностного роста у мужчин выявить не удалось в силу индивидуализирован-ности их показателей, у женщин ведущими являются развитие собственных способностей и достижение комфортных условий для саморазвития.

В карьерном плане у мужчин снова цели индивидуализированы, в то время как у женщин обнаружен широкий спектр целей, ведущими у них являются профессиональное развитие, устройство на надежное место работы, достижение признания со стороны коллег, комфортные условия деятельности.

В матримониальном плане наиболее значимыми и для мужчин, и для женщин являются желание чувствовать себя защищенными в семье и обеспечение комфортных условий проживания в ней. Однако, для женщин, по сравнению с мужчинами, значимость этих целей выше.

Среди средств достижения целей плана личностного роста ведущим и у мужчин, и у женщин является работа над собой. Последние склонны использовать также признание со стороны значимых других и социальный статус.

В карьерном плане мужчины используют любые средства, в то время как женщины склонны достигать целей, используя собственную профессиональную компетентность и осваивая новые профессиональные навыки.

Желая реализовать цели матримониального плана, мужчины также используют любые средства, а женщины - освоение новых семейных ролей, собственный авторитет в семье и социальные контакты.

Содержательно эмоционально-оценочный компонент жизненных планов мужчин и женщин раскрывается как оптимистичный, однако эмоциональные переживания женщин более дифференцированы.

Субъектом всех видов планов и мужчин, и женщин являются они сами, за исключением карьерных планов мужчин, в которых субъектом планов могут выступать они сами, другие люди и обстоятельства. В плане личностного роста показатели представления о себе как о субъекте осуществления плана у женщин, по сравнению с мужчинами, выше.

Рассмотрим далее такие характеристики жизненных планов как гибкость, перспектива и реалистичность.

И у студентов-мужчин, и у студенток наиболее гибким и долгосрочным планом является карьерный план. У мужчин не удалось выявить наиболее реалистичный план, у женщин им также стал карьерный

план.

Таким образом, выявлены следующие особенности содержания планов студентов-выпускников. Различия мотивов жизненных планов выразилось в большей широте их спектра у мужчин. В плане личностного роста цели у женщин в большей степени выражены, чем у мужчин; средства достижения целей у женщин имеют более широкий спектр. В карьерном плане у мужчин, в отличие от женщин, отсутствуют ведущие цели и средства. В матримониальном плане содержание целей у мужчин и женщин общее, однако, степень их значимости отличается, различия проявились также в степени выраженности показателей средств достижения целей.

Различия в содержании эмоциональнооценочного компонента проявилось в дифферен-цированности эмоциональных переживаний в связи с планированием.

Различия в представлениях о субъекте осуществления планов выразились в степени выраженности показателей субъекта «Я» в плане личностного роста.

Различия в характеристиках жизненных планов выразились в степени реалистичности карьерного плана.

Специфика структурных взаимосвязей между компонентами карьерного, матримониального планов и плана личностного роста также обусловлена половой дифференциацией студентов-выпускников.

Проведенный нами регрессионный анализ позволил выявить, что мужчины, жизненные планы которых подчинены личностному росту, нацелены на создание семьи и обеспечение комфортных условий проживания в ней (цели матримониального плана), достижение целей осуществляется исходя из оптимального физиологического состояние (средство матримониального плана).

Для женщин характерно самосовершенствование в семейной сфере (цель матримониального плана), устройство на надежное место работы (цель карьерного плана), завоевание уважения среди членов семьи (цель матримониального плана), цели реализуются посредством собственного авторитета в семье и социальных контактов (средства матримониального плана).

Далее с помощью регрессионного анализа были установлены личностные детерминанты, усиливающие описанную структуру, и личностные детерминанты, препятствующие ей.

В роли личностных детерминант, усиливающих структуру жизненных планов, направленных на личностный рост, у студентов-мужчин, выступили такие личностные особенности как эмоциональная нестабильность-стабильность (С+1,12), ценность отношений (0,5), интеллект (В+0,12), осознание

собственных отрицательных волевых особенностей (0,1).

Личностные детерминанты, препятствующие установленной структуре - доступность желаемых качеств (-0,96), замкнутость-общительность (А-0,69), отношение других (-0,21).

Иначе говоря, для студентов-мужчин, жизненные планы которых направлены на личностный рост, характерны эмоциональная зрелость, высокая ценность отношений со значимыми другими, высокие умственные способности и высокая степень осознанности собственных отрицательных волевых особенностей.

Структура жизненных планов, направленных на личностный рост, у студенток обусловлена такими их личностными особенностями, усиливающими структуру, как оптимизм в ситуациях неудач (1,77) и ситуациях успеха (0,66), замкнутость-общительность (А+0,44), осознанность собственных профессиональных (0,21) и эмоциональных возможностей (0,21), эмоциональных особенностей (0,18).

Препятствуют установленной структуре - оптимизм в сфере межличностных отношений (-1,1), осознанность собственных отрицательных волевых особенностей (-1,02), оптимизм в сфере достижений (-0,81), аутосимпатия (-0,63), интеллект (В-0,53), практичность-мечтательность (М-0,44), прямолинейность-дипломатичность (N-0,3), осознанность собственных профессиональных способностей (-0,25), положительных волевых (-0,25) и интеллектуальных особенностей (-0,24).

Иными словами, студенткам, жизненные планы которых направлены на личностный рост, свойственны позитивное восприятие событий, как в ситуациях успеха, так и в ситуациях неудач, общительность, высокая степень осознанности собственных эмоциональных особенностей, собственных профессиональных и эмоциональных возможностей.

Выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу.

1. Содержание компонентов карьерных, матримониальных планов и плана личностного роста у мужчин и женщин различны. В плане личностного роста содержательно цели совпадают, но интенсивность их выраженности у женщин выше, чем у мужчин; средства достижения целей у женщин имеют более широкий спектр. В матримониальном плане цели у мужчин и женщин содержательно совпадают, однако, их интенсивность отличается, как и степень выраженности показателей средств их достижения. Различия в содержании эмоционально-оценочного компонента проявилось в дифференцированности эмоциональных переживаний в связи с планированием. Различия в представлениях о субъекте осуществления планов выразились в степени выраженности показателей

субъекта «Я» в плане личностного роста. Различия в характеристиках жизненных планов выразились в степени реалистичности карьерного плана.

2. Для жизненных планов, нацеленных на личностный рост, установлено влияние на него целей и средств матримониального и карьерного планов у студентов-выпускников в зависимости от их половой дифференциации.

3. Личностными детерминантами структуры жизненных планов, направленных на реализацию карьеры, у студентов-мужчин выступают эмоциональная зрелость, высокая ценность отношений со значимыми другими, высокие умственные способности и высокая степень осознанности собственных отрицательных волевых особенностей; у студенток

- позитивное восприятие событий, как в ситуациях успеха, так и в ситуациях неудач, общительность, высокая степень осознанности собственных эмоциональных особенностей, собственных профессиональных и эмоциональных возможностей.

литература

1. Гордеева Т.О., Осин E^., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. - Смысл, 2009. - 152 с.

2. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2008.

- 464 с.

3. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - СПб.: Речь, 2001. - 112 с.

4. Прыгин Г.С. Индивидуально-типологические особенности субъектной саморегуляции: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2005. - 348 с.

5. Сидоренко EÆ. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 350 с.

6. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоот-ношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. - М., 1988.

- С. 123-130.

7. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб., 2006. - С. 82-103.

8. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - Самара: Издательский дом БАХРАХ-М., 2001. - 128 с.

9. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. - 1996.

- № 7. - С. 71-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.