Научная статья на тему 'Содержание и состав научно-методического обеспечения воспитательной деятельности педагога-куратора в современном вузе'

Содержание и состав научно-методического обеспечения воспитательной деятельности педагога-куратора в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-КУРАТОРА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL ACTIVITY OF A SUPERVISING TEACHER / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / PURPOSE OF EDUCATIONAL PROCESS / MODERN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Валерия Эдуардовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с научно-методическим обеспечением воспитательной деятельности педагога-куратора в современной профессиональной школе. Убедительно обосновывается значимость использования инновационных воспитательных технологий, показано их отличие от методики воспитательной деятельности. Раскрыта структура и содержание научно-методического обеспечения воспитательной деятельности педагога-куратора в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Валерия Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENTS AND THE STRUCTURE OF THE SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF SUPERVISING TEACHER’S EDUCATIONAL ACTIVITY IN A MODERN HIGHER SCHOOL

The article discusses the questions of the scientific and methodological support of supervising teacher’s educational activity in a modern higher vocational school. The author substantiates the relevance of the application of innovative educational technologies, shows their difference from the methodology of educational activities. The study reveals the structure and the content of the scientific and methodological support for supervising teacher’s educational activity.

Текст научной работы на тему «Содержание и состав научно-методического обеспечения воспитательной деятельности педагога-куратора в современном вузе»

УДК 378 : 379

Кириллова Валерия Эдуардовна Kirillova Valeria Eduardovna

соискатель Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования

СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-КУРАТОРА

В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

PhD applicant, Institute of Professional Education’s Pedagogic and Psychology, Russian Academy of Education

THE CONTENTS AND THE STRUCTURE OF THE SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF SUPERVISING TEACHER’S EDUCATIONAL ACTIVITY IN A MODERN HIGHER SCHOOL

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы, связанные с научно-методическим обеспечением воспитательной деятельности педагога-куратора в современной профессиональной школе. Убедительно обосновывается значимость использования инновационных воспитательных технологий, показано их отличие от методики воспитательной деятельности. Раскрыта структура и содержание научнометодического обеспечения воспитательной деятельности педагога-куратора в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова:

научно-методическое обеспечение, воспитательная деятельность педагога-куратора, воспитательные технологии, цель образовательно-воспитательного процесса, современный вуз.

Summary:

The article discusses the questions of the scientific and methodological support of supervising teacher’s educational activity in a modern higher vocational school. The author substantiates the relevance of the application of innovative educational technologies, shows their difference from the methodology of educational activities. The study reveals the structure and the content of the scientific and methodological support for supervising teacher’s educational activity.

Keywords:

scientific and methodological support, educational activity of a supervising teacher, educational technologies, purpose of educational process, modern higher educational institution.

Современное российское общество и государственные законодательные документы о развитии образования в стране (Закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. и др.) предъявляют системе образования новые требования - создание гибкой системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и ориентированной на инновационное обучение и воспитание личности, которой предстоит жить и работать в условиях глобального поликультурного пространства. Образование должно ориентироваться на интересы личности, на формирование ее социально-профессиональной компетенций, на развитие творческих начал и общей культуры обучаемого [1; 2]. Ведущая роль в решении этих задач принадлежит воспитанию.

Как показал наш анализ психолого-педагогической литературы, большинство исследователей воспитательную деятельность педагога профессиональной школы считают основной категорией педагогики. В то же время необходимо отметить, что при разработке единой официальной стратегии воспитания не полностью учитывались определенные проблемы и трудности современного этапа развития российского общества. В частности, одна из них - это существующая стратификация общества, его неоднородность. Вторая - отсутствие общих ценностей, конверсия личностных ценностей предыдущего состояния общества. Отсутствие единой стратегии воспитания сказывается и на проектировании содержания программ и проектов воспитательной деятельности педагога-куратора (классного руководителя) различных уровней образования: общеобразовательной школы, ссуза и вуза [3; 4].

Проектирование в образовании - одна из ведущих тенденций и перспектив его развития, так как оно направлено на реализацию его главной цели: воспитание личности и развитие профессионально-значимых и личностных качеств, которые необходимы для формирования общих и профессиональных компетенций студентов. Для реализации этой задачи необходимо в организации учебно-воспитательного процесса опираться на научно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагога-куратора на основе проектно-развивающего подхода, который наиболее адекватно отражает современную интегративную проектную парадигму.

Изучение отечественной и зарубежной научной литературы, а также философских, исторических, социологических, педагогических и психологических научных работ по проблеме показало, что при всем многообразии исследований проблема научно-методического обеспечения воспитательной деятельности педагога - куратора вуза - не получила исчерпывающей теоретической и практической разработки: не нашло отражение использование инновационных подходов к воспитательному процессу, не ведется целенаправленной подготовки педагогов-кураторов к использованию технологий воспитательной деятельности в образовательной профессиональной организации, не разработана модель научно-методического обеспечения воспитательной деятельности в современном вузе. Все эти обстоятельства свидетельствуют о принципиальной актуальности наших исследований, их теоретико-практической значимости.

Ряд исследователей [5; 6; 7] считают, что главная задача научно-методического обеспечения воспитательной деятельности при постановке цели - определить научные основы постановки целей, источники и процедуры педагогического целеполагания. Под целью воспитания подразумевается идеально представленный результат воспитательной деятельности, при этом цель и результат воспитания определяются как воспитанность - оценочная категория, содержание которой может варьироваться в социокультурном пространстве и историческом времени.

В зависимости от полноты выбора и сочетания тех или иных компонентов структуры социально-ориентированной личности в процессе нашего исследования перед педагогами-кураторами вуза ставилась задача оказывать содействие в осуществлении анализа (исследования) конкретной воспитательной ситуации, диагностики актуального уровня воспитанности студентов, прогнозирования желаемого результата, планирования деятельности по достижению цели (получение результата).

В зависимости от результатов педагогической диагностики давались рекомендации педа-гогам-кураторам в осуществлении следующих направлений воспитательной деятельности: компенсация или развитие недостающих свойств личности; опора на сильные личностные стороны; использование самосознания и самооценки в качестве стимулов к самовоспитанию; коррекция системы межличностных отношений; преобразование ситуации воспитания и др.

В соответствии с концептуальными позициями, которых придерживались педагоги-кураторы, оказывалось содействие в выборе понятийного контекста описания и представления цели и выявлении условий, при которых воспитательная деятельность приобретает социально-ориентированную направленность, а именно: открытость воспитательных целей, мотивированность (осмысленность) выдвижения цели; обозначения для себя и для всех субъектов воспитательного процесса рисков, сопутствующих достижению выбранной цели; гуманитарная экспертиза целей и другие.

Методика реализации содержательной стороны воспитательной деятельности педагога-куратора предусматривала наличие «подструктуры содержания воспитания» как компонента воспитательной деятельности. Структура содержания воспитания включала нормативный, креативный, коррелирующий и прогностические блоки.

Поскольку отношения считаются важным компонентом содержания воспитания, для педа-гогов-кураторов создавались условия для уяснения ими, что опыт должного отношения передается во всех культурах через социально-психологические эталоны, стандарты, стереотипы поведения, ритуалы, выступающие в педагогическом смысле в роли своеобразных нормирующих алгоритмов. Таким образом, в структуру содержания воспитания в качестве его объективно необходимых компонентов входили и нормы, а также и опыт.

Перед педагогами-кураторами ставилась задача - обеспечить различные модели поведения студентов (репродуктивные, ритуальные, осознанные, концептуальные, спонтанные). В содержание воспитания включалось также формирование прогностических моделей поведения. Осознанная выработка таких моделей (поведенческой реакции) осуществлялась на основе опережающей рефлексии, включающей прогноз последствий собственных деяний и деяний других людей. В системе поведения значительную роль играли поступки, в которых реализуются жизненные смыслы человека.

В структуру научно-методического обеспечения воспитательной деятельности педагога-ку-ратора входила и организация самовоспитания студентов, задачами которого были: осмысление своей жизни, окультуривание своей жизни, воспитание себя как семьянина, воспитание себя как носителя определенной профессии.

Известно, что одна из функций воспитательной деятельности - упорядочение взаимодействия педагога и воспитанников путем придания ему определенных форм. Оно многогранно по смыслу и употреблялось в следующих основных значениях: форма организации определенного вида деятельности; форма взаимодействия педагогов и студентов, комплексная форма воспитательной деятельности, форма управления воспитательным процессом, форма контроля и т. д.

При выборе форм педагогам-кураторам рекомендовалось придерживаться педагогического требования смысловой и эмоциональной адекватности формы и содержания.

Важным структурным компонентом воспитательной деятельности являются ее результаты. Поскольку результат - это не только итог, но и показатель качества деятельности, то можно сказать, что категория результата тесно соприкасается с категорией качества. Качество деятельности воспитателя выражено в понятиях «результативность» и «эффективность» воспитания. С философской точки зрения, качество является мерой определенности сущности феномена и не сводится к сумме отдельных его свойств. Качество связано с природой существования предмета как целого, представляет его полноту. В сфере воспитания вопрос о соотношении количества и качества приобретает специфический оттенок.

В процессе исследования акцентировалось внимание на том факте, что результат педагогической деятельности становится воспитательным в том случае, если: изначально была внятно задана цель воспитания и сформулированы его задачи, позволяющие выстроить логику движения к достижению цели; в своей деятельности педагог-куратор опирается на принципы и закономерности, свойственные именно природе воспитания; в итоге происходит не только накопление знаний, умений, взглядов и тому подобных количественных изменений, но и изменение в жизненной позиции, в системе отношений человека, т. е. наметился его переход в новое качество.

В воспитательной деятельности педагога-куратора качество во многом определяется использованием эффективных технологий как целенаправленной, наиболее оптимальной последовательности воспитательной деятельности. В ходе нашего исследования педагоги-кураторы ознакомились с технологией воспитательной деятельности, которая функционирует и в качестве науки (область педагогической теории), исследующей наиболее рациональные пути воспитания, и в качестве системы моделей, программ, прогнозов и проектов результатов воспитательной деятельности, и состоящего из алгоритмов, операций и инструментария, и в качестве реального технологического процесса воспитания. Педагогам-кураторам предлагалось представить ее всем комплексом своих аспектов либо какой-нибудь одной научной разработкой (проектом, концепцией).

В процессе исследования педагогам-кураторам предлагалось самостоятельное выявление соотношения понятий «технологии воспитательной деятельности», «воспитательные технологии», «методика воспитательной деятельности».

В процессе занятий акцентировалось внимание педагогов кураторов на том, что понятие «воспитательная технология» используется обычно в прикладном назначении. Ряд авторов понимают его как систему приемов, направленную на решение отдельных типовых педагогических задач (технология организации коллективного планирования, технология установления контакта с воспитанником), или как устойчивую, целенаправленную последовательность действий педагога, относительно независимую от личностных особенностей и гарантированно ведущую к воспитательному результату, заявленному в целях.

Для того чтобы понять сущность и смысл технологии воспитательной деятельности, ее следует соотнести с более общим понятием - методикой воспитательной деятельности. Педаго-гами-кураторами была внесена ясность, что эти понятия не взаимозаменяемы и выражают различную педагогическую реальность. Методика определяется как систематизированные знания об организации воспитательного процесса и целесообразных способах достижения воспитательных результатов. Признаками методики являются стратегия, определяющая цель деятельности, нацеленность ее на конечный результат; тактика, направленная на конкретизацию стратегических задач в зависимости от сложившихся обстоятельств; логика, предполагающая последовательность действий; техника, обеспечивающая инструментовку деятельности.

Сочетание таких признаков, как логика и техника, фактически обеспечивает технологию воспитательной работы. Стало быть, согласно представленной и достаточно аргументированной точке зрения, технологии присущи лишь два признака из четырех, относящихся к методике, что наглядно демонстрирует различие между этими терминами и выражаемой ими сущностью.

В процессе исследовательской работы были выявлены, обобщены и проанализированы общие и специфические технологии воспитательной деятельности педагога-куратора как составной части научно-методического обеспечения. К общим относятся технологии, доказавшие свою эффективность в организации воспитательной деятельности в современном вузе, а именно: технологии педагогического диагностирования, педагогического прогнозирования, оценивания, моделирования, проектирования и программирования. К частным (специфическим) относятся технологии, необходимые для решения специфических задач воспитательной деятельности. Их детальный анализ является содержанием уже не методологического, а теоретического педагогического знания.

При рассмотрении технологий в системе воспитательной деятельности педагога-куратора

был сделан вывод о том, что они не пересекаются, имеют собственные цели и содержание, последовательно связаны в едином технологическом цикле ее преобразования.

Ссылки:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

2. Трегубова Т.М. Компаративные исследования в области профессионального образования: основные тренды и проблемы адаптации // Казанский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 33-39.

3. Зимняя И.А. Указ. соч.

4. Масленникова В.Ш. Социальное и психологическое здоровье будущего специалиста как фактор эффективности образовательно-воспитательной деятельности профессионального учебного заведения // Казанский педагогический журнал. 2012 № 5/6. С. 129-134.

5. Там же.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002. 396 с.

7. Трегубова Т.М. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.