Научная статья на тему 'Содержание и роль самостоятельной работы в учебно-профессиональной адаптации студентов (теоретический аспект)'

Содержание и роль самостоятельной работы в учебно-профессиональной адаптации студентов (теоретический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИЛИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС / DIDACTIC / OR EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS / INDEPENDENT WORK / INDEPENDENT ACTIVITIES / SUBJECTIVITY / MANAGEMENT OF INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY / INTRODUCTORY COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солостина Татьяна Анатольевна

Проблема адаптации студентов представляется одной из важных в современной высшей школе. Поэтому в рамках организационно-педагогического сопровождения предлагается разработка и внедрение пропедевтического курса «Введение в профессию», одна из основных задач которого состоит в том, чтобы ввести в «профессию студента», т. е. научить студентов учиться. Особая роль при этом отводится самостоятельной работе студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND THE ROLE OF THE INDIVIDUAL WORK IN TRAINING AND VOCATIONAL ADAPTATION OF STUDENTS (THEORETICAL ASPECT)

At present the higher school is facing an acute problem of training specialists, demanded by the labour market. Therefore, the necessary condition is to improve the quality of education of the students, in which a special role is assigned to individual work, especially during transition to level and individually-focused training in the logic of state of educational standards of the third generation. Individual educational work seems rather a problematic concept. In the terms of quality issues the concept of “work” is determined by the concept of “activity”, which is the base for it. By means of individual work the students’ readiness for independent activity is carried out. And for the formation of self-reliance as the characteristics of an individual to adapt first-year students an opening course ‘Introduction to the vocation’ is designed. The main objectives of the suggested course are “to introduce students to the vocation”, i.e. introduce the features of student life and activities throughout the coming period of training, to form certain ideas and skills necessary for mastering of all subjects of the curriculum, as well as to introduce the features and requirements of the economics profession.

Текст научной работы на тему «Содержание и роль самостоятельной работы в учебно-профессиональной адаптации студентов (теоретический аспект)»

УДК 378 (14.35.07)

Т. А. Солостина

СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Проблема адаптации студентов представляется одной из важных в современной высшей школе. Поэтому в рамках организационно-педагогического сопровождения предлагается разработка и внедрение пропедевтического курса «Введение в профессию», одна из основных задач которого состоит в том, чтобы ввести в «профессию студента», т. е. научить студентов учиться. Особая роль при этом отводится самостоятельной работе студентов.

Ключевые слова: дидактическая или учебно-профессиональная адаптация студентов, самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, субъектность, управление самостоятельной учебной деятельностью, пропедевтический курс.

Во многих развитых странах одной из наиболее значимых проблем является трудоустройство молодых специалистов. Связанная с жесткой конкурентной борьбой за рабочие места, особо остро эта проблема стоит и в современной России. Востребованность выпускников на рынке труда является одним из основных показателей успешной деятельности вузов. Обеспечить конкурентное преимущество молодым специалистам может только высокое качество их подготовки.

Поэтому перед высшей школой стоит задача подготовки специалистов, главной отличительной чертой которых является способность к освоению и преобразованию мира, созданию новых форм общественной жизни и культуры в целом. Именно эта деятельность и готовность к ней должны воспроизводиться и формироваться в процессе обучения в вузе, особенно в условиях перехода на уров-невую профессиональную подготовку и индивидуально ориентированное обучение в логике ФГОС третьего поколения. При этом основным условием достижения студентами профессиональной компетентности становится вовлечение их в самостоятельную познавательную деятельность, а на первый план выдвигается задача формирования у студентов таких качеств, как способность приобретать новые умения, творческая активность и самостоятельность в принятии решений. Необходимым условием, обеспечивающим их развитие, является повышение качества самостоятельной учебной деятельности и профессиональное саморазвитие студента в ней.

В современных условиях самостоятельная образовательная работа (или деятельность) студентов представляется довольно проблематичным понятием. С одной стороны, о ней уже довольно много написано и многое сделано. С другой стороны, при такой колоссальной теоретической разработке вопроса на самом деле до истинно самостоятельной деятельности нашим студентам еще довольно далеко [1].

Не вдаваясь в дискуссию по поводу определения понятий «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность», отметим, что в круге вопросов качества понятие «деятельность» является базовым для понятия «работа». Понятие «работа» определяется через понятие «деятельность».

Деятельностный характер самостоятельной работы отмечается всеми современными учеными (В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Р. А. Низа-мов и др.), поскольку в процессе всей образовательной деятельности осуществляется взаимодействие главных субъектов - преподавателя и студента.

В целом самостоятельная работа как деятельность представляет собой многостороннее, поли-функциональное явление, из которого совершенно четко следует два важных аспекта в вопросах качества образования:

1) самостоятельная работа как деятельность по развитию и саморазвитию личности студента (или становлению его субъектности);

2) самостоятельная работа в вузе как организационно-управленческая деятельность (т. е. деятельность, направленная на создание условий по развитию субъектности).

В философии образования категория субъекта является одной из центральных. В современной психологической и педагогической науке развитие субъекта и становление субъектности находят отражение в трудах известных ученых - С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Бруш-линского, В. А. Петровского, В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева и др.

Жизненный смысл ориентации педагогики на формирование и развитие субъектности студента состоит в том, что человек должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия. В контексте деятельностного подхода

понимается только активность самоопределяющейся личности, то есть субъект.

Следует отметить, что самостоятельность не рождается сама по себе. Способность быть самостоятельным «выращивается», развивается, формируется, что требует, с одной стороны, желания и мотивации у самой личности, с другой - педагогически грамотно выстроенной технологии развития, «выращивания», формирования способности быть самостоятельным, помощи и поддержки этого творческого процесса «самостроительства» и «самодеятельности».

В обретении необходимых личностно-профессиональных качеств и заключается смысл самостоятельной деятельности студентов в вузе. В этом аспекте самостоятельная образовательная деятельность студентов представляет собой «моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это некая универсальная компетенция, применимая к любой профессиональной деятельности» [1].

Как известно, особенностью образовательного процесса в высшей школе является «обучение студентов методам самостоятельного познания и научно обоснованного действия» [2, с. 329]. В этом смысле наиболее эффективным направлением учебного процесса, развивающим самостоятельную творческую деятельность и стимулирующим приобретение и закрепление знаний, является организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, а именно контролируемые и управляемые ее виды. Следует отметить, что организация самостоятельной работы представляет собой весьма сложный педагогический процесс, для рационального осуществления которого необходимо научное управление. Причем по мере развития субъектности актуально такое управление самостоятельной учебной деятельностью студентов, в процессе которого происходит смена субъекта управления:

- сначала им является преподаватель, и его управляющая функция состоит в непосредственной помощи в постановке и планировании студентами своих учебных действий;

- постепенно часть таких функций переходит к студенту (группе студентов), трансформируясь в функции самоуправления и самоорганизации, а часть остается за преподавателем;

- наиболее развитой формой самостоятельной учебной деятельности студентов является выполняемая под опосредствованным (а не непосредственным) руководством преподавателя.

Именно в этом случае создаются необходимые психолого-педагогические условия и механизмы

для повышения зрелости студентов, роста индивидуальной и групповой субъектности, выражающейся в высоком уровне самореализации индивидуальных особенностей личности с одновременным становлением индивидуального стиля учебнопрофессиональной деятельности (системы индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешность в будущем). Одновременно для творческого взаимодействия преподавателя и студентов необходимым является сформированность у студентов умения организовать свою самостоятельную деятельность [3].

Следовательно, в целях обеспечения качества образования в вузе и для развития субъектности следует сначала научить студента быть самостоятельным. То есть создать ему такие организационно-педагогические условия, при которых он будет работать во взаимодействии с педагогом, другими студентами, представителями администрации, тогда самостоятельная работа будет представлять собой самостоятельную деятельность, станет фактором (главной причиной), влияющим на высокий уровень качества образования.

Среди факторов, влияющих на качество образования, специалисты выделяют также качество абитуриентов, в отношении которых отмечается устойчивая тенденция к снижению уровня базовой подготовки, неспособность большинства из них оперировать большим объемом информации и выделять главное, несформированность навыков самостоятельной работы.

Анализ литературы по проблемам адаптации первокурсников к вузовскому обучению показал, что если вопросам социальной адаптации уделяется достаточно большое внимание, то дидактические аспекты адаптации, связанные, в частности, со спецификой усвоения конкретных учебных дисциплин, пока недостаточно изучены.

Проведенный опрос студентов Орехово-Зуевского филиала Российского Нового Университета позволил выделить следующие причины затруднений, испытываемых первокурсниками в период адаптации:

- несформированность общеучебных умений (вести конспект лекций, самостоятельно изучать учебную литературу, работать над определением нового понятия, решением задачи, выступать перед аудиторией);

- сложность и абстрактность учебного материала;

- возрастание доли самостоятельной работы;

- психологические трудности перехода от школьной программы к вузовской;

- непонимание сущности изучаемого материала;

- несерьезное отношение к учебе, нерегулярная подготовка к занятиям.

Все это свидетельствует о необходимости дидактической адаптации студентов первого курса к усвоению экономических дисциплин. Специалисты называют такую адаптацию учебно-профессиональной [3, с. 138]. Ее задачи состоят в следующем:

- на основе обобщения и систематизации знаний, полученных студентами в школе, вывести их на уровень осмысления изученного и обеспечить осознанное усвоение ими функциональных понятий в курсе изучаемых дисциплин;

- обучить их работать с дидактическими единицами дисциплин экономического цикла, выделять в процессе обучения методы и приемы познания в экономике, обосновывать факты с точки зрения изученных в курсе теорий (например, экономической теории, теории экономического анализа и т. д.);

- развивать грамотную экономическую речь студентов, учить их корректно формулировать определения понятий, выделять свойства и признаки изучаемых объектов, устанавливать связи между изученными понятиями и применять теоретические положения при решении практических задач.

С целью оказания помощи студентам в решении этих и многих других задач в университете осуществляется организация педагогического сопровождения. На первом курсе - это пропедевтический курс по основам организации учебной работы и умственного труда под названием «Введение в профессию».

А. Ю. Маленова во введении своего учебно-методического пособия отмечает, что переход от стадии выбора профессии к собственно профессиональному обучению связан с определенными трудностями, среди которых основной является недостаток информации о студенте как субъекте учебно-профессиональной деятельности и будущей профессии в целом.

«Учебно-профессиональная деятельность в вузе организована таким образом, что на протяжении всего обучения постепенно происходит „превращение“ студента в профессионала, эти образы как бы накладываются один на другой, в последующем „растворяясь“ друг в друге. Несмотря на то, что конечной целью является профессиональное становление и развитие учащихся, все же освоение роли „студента“ и роли „специалиста“ требует решения разных задач, предъявляет различные требования к знаниям, умениям, навыкам, особенностям личности. Следовательно, успешность адаптации в условиях высшей школы включает первоначально достижение „студенческой“ идентичности, а затем и профессиональной [4, с. 4]».

Исследование специфики адаптационного процесса на младших курсах показывает, что недоста-

точная психологическая подготовленность студентов к особенностям содержания и организации обучения затрудняет процесс профессионального образования. Обучение в вузе предъявляет новые требования к качеству учебных умений студентов: повышение гибкости, универсальности, продуктивности и самостоятельности в их применении.

Содержание спецкурса включает два раздела, образно названных «Введение в профессию студента» и собственно «Введение в профессию экономиста», и «прорисовывает» особенности студенческой жизни и деятельности на весь предстоящий период обучения, формирует определенные представления и навыки работы при освоении всех дисциплин, которые включены в учебный план по направлению «Экономика».

Программа курса составлена на основе действующего Устава университета, государственного образовательного стандарта, результатов исследований отечественных специалистов [4-6].

Данный спецкурс является началом организационно-педагогического сопровождения студентов, которое продолжается на втором году обучения спецкурсом «Методология научных исследований», а на выпускном - «Управление личной карьерой».

В заключение отметим, что для эффективной производственной деятельности человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи. Достичь всего этого можно не только путем приобретения полного среднего или высшего образования, но в процессе постоянного, или регулярного, обучения. При этом обучение будет эффективным лишь в той мере, в какой ему удается пробудить в человеке человеческое: его духовность, волю к самостроительству, интерес к самопознанию и самоопределению [7, с. 64]. А для вуза, ориентированного на повышение качества подготовки специалистов, необходим принципиальный пересмотр содержания и организации не только самостоятельной работы, но и всего образовательного процесса с позиции усиления влияния стратегии самообучения и самообразования. Создание необходимых для успешной адаптации студентов условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в ходе всех видов учебной деятельности и будет включать в себя комплекс организационно-педагогического сопровождения студентов на протяжении всего периода обучения в вузе.

Список литературы

1. Елизарова Г. В. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов в логике реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования // Вестник Герценовского университета. 2010. № 4.

2. Архангельский С. И., Михеев В. И., Мясников С. А. О моделировании и обработке данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1994.

3. Чикина Т. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 137-140.

4. Введение в профессию в схемах и таблицах: учебно-метод. пособие / сост. А. Ю. Маленова. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 44 с.

5. Безюлёва Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. 320 с.

6. Студент вуза: технологии и организация обучения: учеб. пособие / под ред. С. Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2009. 475 с. (Менеджмент в высшей школе).

7. Павлова О. В. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых // Человек и образование. 2011. № 4 (29). С. 64-67.

Солостина Т. А., старший преподаватель.

Орехово-Зуевский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский Новый Университет».

Ул. Ленина, 86, Орехово-Зуево, Россия, 142600.

E-mail: tsolostina@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 18.11.2013.

T. A. Solostina

THE CONTENT AND THE ROLE OF THE INDIVIDUAL WORK IN TRAINING AND VOCATIONAL ADAPTATION

OF STUDENTS (THEORETICAL ASPECT)

At present the higher school is facing an acute problem of training specialists, demanded by the labour market. Therefore, the necessary condition is to improve the quality of education of the students, in which a special role is assigned to individual work, especially during transition to level and individually-focused training in the logic of state of educational standards of the third generation.

Individual educational work seems rather a problematic concept. In the terms of quality issues the concept of “work” is determined by the concept of “activity”, which is the base for it. By means of individual work the students’ readiness for independent activity is carried out. And for the formation of self-reliance as the characteristics of an individual to adapt first-year students an opening course ‘Introduction to the vocation’ is designed.

The main objectives of the suggested course are “to introduce students to the vocation”, i.e. introduce the features of student life and activities throughout the coming period of training, to form certain ideas and skills necessary for mastering of all subjects of the curriculum, as well as to introduce the features and requirements of the economics profession.

Key words: didactic, or educational and professional adaptation of students, independent work, the independent activities, subjectivity, management of independent educational activity, introductory course.

References

1. Elizarova G. V. Organization of independent learning activities of students in the logic of the federal state educational standards of higher education. Bulletin of the Herzen University, 2010, no. 4 (in Russian).

2. Archangel'skiy S. I., Mikheev V. I., Myasnikov S. A. On the modeling and processing of pedagogical experiment. Moskow, Znanie Publ., 1994 (in Russian).

3. Chikina T. Teaching and professional adaptation of freshmen. Higher Education in Russia, 2007, no. 12, pp. 137-140 (in Russian).

4. Introduction to the profession in diagrams and tables: Instructor's Manual. Comp. A. Y. Malenova. Omsk, 2004. 44 p. (in Russian).

5. Bezyuleva G. V. Psychological and educational support of professional adaptation of pupils and students. Moskow, Moscow Psychological and Social Institute Publ., 2008. 320 p. (in Russian).

6. University student: technology and business training: Textbook. Ed. S. D. Reznik. Moscow, INFRA-M Publ., 2009 (Management in Higher Education). 475 p. (in Russian).

7. Pavlova O. V. Enabling informal education in adult life strategies. Man and Education, 2011, no. 4 (29), pp. 64-67 (in Russian).

Of Orekchovo-Zuevo branch of NEE HPE RUSNOU - Non-state educational establishment Russian New University.

Ul. Lenina, 86, Orekhovo-Zuevo, Russia, 142600.

E-mail: tsolostina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.