Научная статья на тему 'Содержание и противоречия механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих в Российской Федерации'

Содержание и противоречия механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СИСТЕМА / МЕХАНИЗМ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крахмалов Алексей Николаевич

В статье рассматривается сущность и содержание механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих. Особое внимание уделяется анализу противоречий механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and Contradictions of the Mechanism of Management of Professional Competence’ System Development of Municipal Employees in Russian Federation

The article deals with essence and contradictions of the mechanism of management of professional competence’ system development of municipal employees. The analysis of contradictions of the mechanism of management of professional competence’ system development of municipal employees is in the spotlight

Текст научной работы на тему «Содержание и противоречия механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих в Российской Федерации»

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ

Крахмалов Алексей Николаевич

Старший преподаватель кафедры государственного управления и права Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

e-mail: Krahmalov-honour@mail.ru

Alexey Nikolaevich Krahmalov

Senior lecturer of the department of legal foundation of Public Administration, Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration e-mail: Krahmalov-honour@mail.ru

УДК 316:334

Содержание и противоречия механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих в Российской Федерации

Essence and Contradictions of the Mechanism of Management of Professional Competence' System Development of Municipal Employees in Russian Federation

В статье рассматривается сущность и содержание механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих. Особое внимание уделяется анализу противоречий механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих.

Ключевые слова и словосочетания: профессиональная компетенция, система, механизм, муниципальная служба, муниципальный служащий.

The article deals with essence and contradictions of the mechanism of management of professional competence' system development of municipal employees. The analysis of contradictions of the mechanism of management of professional competence' system development of municipal employees is in the spotlight.

Key words and word-combinations: professional competence, system, mechanism, municipal service, municipal employee.

В условиях реформирования российской государственности и становления системы местного самоуправления вопрос формирования корпуса высокопрофессиональных, специально подготовленных муниципальных служащих, способных эффективно решать вопросы местного значения, приобретает первостепенное значение. Для муниципальных служащих все более востребованным становится не общая образованность и опытность, а способность специалиста реализовывать профессионально-личностные качества в конкретной практической деятельности, то есть профессиональные компетенции.

Под профессиональными компетенциями муниципальных служащих следует понимать обобщенные характеристики личности, определяющие ее намерение и способность применять специальные знания, умения,

навыки и личностные качества, которые формально регламентированы требованиями занимаемой должности для успешного выполнения профессиональных задач в области муниципального управления.

Важное значение в процессе развития профессиональных компетенций приобретает система профессиональных компетенций муниципальных служащих, которая представляет собой совокупность общих образовательных и специальных организационно-управленческих, информационных, коммуникативных и вспомогательно-технологических профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально-личностных качеств, которые регламентируются нормативно-правовыми актами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, определяющими способность муниципальных служащих к эффективной профессиональной деятельности для достижения целей органов местного самоуправления.

Развитие профессиональных компетенций муниципальных служащих является час-тью механизма управления системой профессиональных компетенций и направлено на обеспече-ние роста эффективности труда муниципальных служащих. Выступая составной частью единого механизма управления системой профессиональных компетенций муниципальных служащих, развитие профессиональных компетенций определяет содержание процесса использования системы профессиональных компетенций и также зависит от внешних и внутренних факторов, определяющих эффективность данного процесса.

Механизм управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих включает в себя: цель, задачи, совокупность нормативно-правовых, организационных и экономических инструментов, используемых субъектами в достижении цели развития системы профессиональных компетенций муниципальных служащих и контроль, которые обеспечивают достижение поставленных перед органами местного самоуправления стратегических целей комплексного социально-экономического развития муниципального образования и повышения уровня и качества жизни местного населения.

Цель механизма управления развитием системы профессиональных компетенций заключается в прогнозируемом обеспечении органов местного самоуправления высокопрофессиональными кадрами муниципальной службы, позволяющими обеспечить эффективное исполнение возлагаемых на них профессиональных обязанностей и достижение стратегических целей развития муниципального образования.

Задачи механизма управления включают в себя осуществление основных способов развития и использования системы профессиональных служащих таких, как: профессиональную ориентацию; подготовку, переподготовку и повышение квалификации; набор и отбор кадров; оценку; работу с кадровым резервом, профессиональную ротацию; мотивацию и высвобождение персонала муниципальной службы.

Субъекты механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих представляют собой регламентированную законодательством совокупность взаимодействующих федеральных, региональных и муниципальных структур органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих достижение цели управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих в пределах установленной компетенции.

К федеральным структурам управления относятся: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации. Региональными структурами управления выступают: руководители высшего государственного органа исполнительной власти, непосредственно высшие государственные органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Муниципальные структуры включают: глав муниципальных образований, местные администрации, представительные органы власти, руководителей органов муниципального управления и специалистов кадровых служб.

Инструментами механизма управления развитием системы профессиональных компетенций выступают совокупность регламентированных нормативно-правовых, организационных и экономических способов воздействия организационных структур управления в пределах их компетенции и в установленном порядке на процессы, связанные с развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих.

Нормативно-правовой инструмент связан с регламентацией основ, принципов и признаков муниципальной службы в Российской Федерации, обязательных к исполнению федеральными, региональными и муниципальными структурами управления. Организационный инструмент включает процедуру поступления, прохождения, прекращения муниципальной службы и исполнение программ развития муниципальной службы. Экономический инструмент управления предполагает реализацию прав муниципальных служащих на оплату их труда и другие выплаты в соответствии с законодательством, а также финансирование программ развития муниципальной службы.

Контроль механизма управления представляет собой процесс определения субъектами текущих и перспективных отклонений состояния системы профессиональных компетенций от регламентированных

квалификационных требований должностей муниципальной службы, вызванных динамикой неуправляемых, корректируемых и управляемых факторов, оказывающих влияние на развитие системы профессиональных компетенций муниципальных служащих. Если по результатам контроля цель управления развитием системы профессиональных компетенций не будет достигнута, то структуры управления вырабатывают корректирующие управленческие воздействия и принимают необходимые управленческие решения для достижения поставленной цели.

С помощью реализации механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих происходит формирование эффективного кадрового корпуса муниципальных служащих и его превращение в эффективный административный ресурс муниципального образования и страны в целом [1, с. 392].

Анализ противоречий и проблем законодательства о муниципальной службе и их решение позволит повысить эффективность реализации механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих, а также результативность государственной и муниципальной кадровой политики в целом.

К числу противоречий механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих необходимо отнести:

Противоречие между необходимостью целевой профессиональной переподготовки муниципальных служащих и отсутствием правовой регламентации муниципального заказа на нее. В соответствии со статьей 9 Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. (далее - Федеральный закон №25-ФЗ) [2] для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации.

Согласно общим квалификационным требованиям, предусмотренным Законом Саратовской области №157-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области» от 2 августа 2007 г. (далее -Закон Саратовской области №157-ЗСО) [3], требования к уровню и профилю профессионального образования муниципального служащего устанавливаются в зависимости от группы должностей. Так, для высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы гражданин должен иметь высшее профессиональное образование. Для старших и младших должностей муниципальной службы - наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Причем, если среднее профессиональное образование гражданина для замещения старших и младших должностей муниципальной службы должно быть соответствующей направленности и специализации, то для высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы в отношении высшего образования подобного рода ограничений законодательством не предусматривается.

Отсутствие в Федеральном законе №25-ФЗ и Законе Саратовской области №157-ЗСО упоминания о специализации профессионального образования муниципальных служащих для замещения старших и младших должностей муниципальной службы можно расценивать как законодательный недостаток нормативно-правового инструмента развития системы профессиональных компетенций муниципальных служащих.

Согласно требованиям Федерального закона № 25-ФЗ одной из обязанностей муниципального служащего является поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей. В соответствии с п. 7 статьи 11 Федерального закона № 25-ФЗ муни-ципальный служащий имеет право на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета. Также в соответствии с п. 3 статьи 32 Федерального закона №25-ФЗ одним из приоритетных направлений формирова-ния кадрового состава муниципальной службы является повышение квалификации муниципальных служащих.

Законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено три вида дополнительного профессионального образования: профессиональная переподготов-ка, повышение квалификации и стажировка [4]. Ввиду преемственности гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации муниципальные служащие имеют право на аналогичные виды дополнительного профессионального образования, как и гражданские служащие. Однако, исходя из требований зако-нодательства, для муниципальных служащих предусматривается только повышение квалификации в соответствии с муниципальными правовыми актами за счет средств местного бюджета [4], а профессиональная

переподготовка муниципальных служащих должна осуществляться за счет личных средств муниципальных служащих.

Таким образом, проблема получения дополнительного профессионального образования муниципальными служащими стоит очень остро, так как законодательством не предусмотрено получение профессиональной переподготовки за счет средств бюджета. Видится целесообразным внести дополнения в п. 5 статьи 11 Федерального закона № 25-ФЗ о том, что муниципальный служащий имеет право на прохождение профессиональной переподготовки или повышение квалификации в соответствии с муниципальными правовыми актами за счет средств местного бюджета, тем самым удастся регламентировать систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, а также специализацию образования, поскольку в федеральном и региональном законодательстве о муниципальной службе не установлены квалификационные требования по профилю специализации профессионального образования муниципальных служащих, что не позволяет сформировать высокопрофессиональный кадровый состав муниципальной службы на протяжении последних лет реформирования института местного самоуправления и муниципальной службы.

Противоречие между правовой обязанностью муниципальных служащих повышать квалификацию и ответственностью за отказ от нее. В соответствии с Федеральным законом №25-ФЗ правовое положение муниципальных служащих определяется основными правами, обязанностями, ограничениями и запретами, связанными с поступлением, прохождением и прекращением муниципальной службы.

Согласно п. 5. ч.1 статьи 12 Федерального закона №25-ФЗ к основной из обязанностей муниципальных служащих относится поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Обязанность муниципального служащего поддерживать определенный уровень квалификации предполагает ответственность за ее отказ, если он получил соответствующее направление. Поддержание квалификации в практической деятельности означает самообразование и обучение, однако уровень квалификации и образования муниципальных служащих оценивается по результатам аттестации, а не по факту периодического обучения.

Возникает правовая коллизия: муниципальный служащий может пройти аттестацию успешно при отсутствии у него образования по специальности. Таким образом, органы местного самоуправления не заинтересованы в расходовании существенных средств местных бюджетов на повышение квалификации муниципальных служащих. Данное сдерживающее обстоятельство заключается в дефиците большинства местных бюджетов Российской Федерации и в отсутствии нормативных требований в Федеральном законе №25-ФЗ о специализации профессионального образования муниципальных служащих.

Следовательно, возникает необходимость расширения правовой ответственности муниципальных служащих в части повышения квалификации, а отказ без уважительной причины от повышения профессионального уровня необходимо квалифицировать как нарушение служебной дисциплины, сопровождающееся соответствующими правовыми санкциями вплоть до освобождения от должности, поэтому повышение квалификации и подготовка муниципальных служащих должна носить обязательный нормативно-регламентированный характер.

Противоречие между структурой денежного содержания муниципальных служащих и эффективностью их профессиональной деятельности. Основным мотивирующим фактором к эффективной профессиональной деятельности муниципальных служащих является оплата труда, которая в настоящее время слабо связана с результатами работы муниципальных служащих. Статья 22 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает, что оплата труда муниципальных служащих производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 7 Закона Саратовской области № 157-ЗСО денежное содержание муниципальных служащих складывается из должностного оклада и ежемесячных выплат (за выслугу лет, за классный чин, премия).

В целях совершенствования структуры денежного содержания муниципальных служащих более целесообразным является увеличение доли их должностного оклада в фонде оплаты труда за счет перераспределения таких надбавок как денежное поощрение, надбавка за особые условия труда, надбавка за выслугу лет. Вместо имеющихся надбавок целесообразно ввести премию за результаты профессиональной деятельности, потому что оплата труда муниципальных служащих не зависит от результатов их деятельности,

что негативно влияет на показатели эффективности использования системы профессиональных компетенций и эффективности муниципального управления. Поэтому рекомендуется формировать систему стимулирования от показателей эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих.

Институт местного самоуправления и муниципальной службы в Российской Федерации находится в состоянии постоянного реформирования и изменения, поэтому перечень определенных и сформулированных нами противоречий и проблем управления механизмом развития и эффективного использования системы профессиональных компетенций муниципальных служащих не является полным и исчерпывающим.

С целью совершенствования действующего механизма управления развитием системы профессиональных компетенций муниципальных служащих видится необходимым и предлагается:

1. Регламентировать специализацию образования и систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;

2. Ужесточить правовую ответственность муниципальных служащих в части повышения квалификации в силу того, что поддерживать определенный уровень квалификации является обязанностью муниципальных служащих;

3. Повысить эффективность процедуры оценки уровня профессионального образования и результатов труда муниципальных служащих;

4. Изменить структуру денежного содержания муниципальных служащих за счет перераспределения элементов оплаты труда между имеющейся системой надбавок и премией, что позволит сформировать систему стимулирования по результатам показателей эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих.

Библиографический список:

1. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. Пособие для студентов вузов / В.В. Черепанов; В.П. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.

2. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ в ред. от 25 нояб. 2013 г. // СЗ РФ. 2007, № 10, ст. 1152; Рос. газ. 2011. 24 окт.

3. О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области: Закон Саратовской области от 2 августа 2007 г. № 157-ЗСО в ред. от ред. от 27.09.2011 г. // Сарат. обл. газ. 2007. 27 авг.

4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в ред. от нояб. 2011 г. с изм. от 28 янв. 2013 г. // СЗ РФ. 2004, № 31, ст. 3215; Рос. газ. 2004. 31 июл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.