Финансовая система
Удк 336.01
содержание и проблемы устойчивости национальной финансовой системы
л. М. ШЕВЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Е-mail: lara-shevchenko@yandex. т Саратовский государственный социально-экономический университет
В статье освещены дискуссионные вопросы, связанные с определением понятия «финансовая система», особенностями ее сфер и звеньев. Предложен авторский подход к составу и структуре национальной финансовой системы. Затронуты проблемы финансовой устойчивости и финансовой стабильности национальной финансовой системы в контексте последствий мирового финансового кризиса.
Ключевые слова: финансовая система, финансовые отношения, сферы, звенья, финансовая устойчивость, финансовая стабильность.
В последнее время в российских научных изданиях активно освещаются проблемы национальной финансовой системы. Однако события, происходящие в мировой экономике, свидетельствуют о необходимости дальнейшей разработки направлений, связанных с эффективным функционированием финансовой системы государства. Несмотря на длительную историю существования финансовых отношений, в современной науке до сих пор не сформировалось единого мнения по поводу трактовки термина «финансовая система».
В финансовой науке выделяются две основные теории финансов:
- классическая;
- неоклассическая.
Классическая теория объединяет совокупность представлений, обосновывающих механизм мо-
билизации и распределения денежных средств в бюджеты и внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении субъектов власти. Данная теория получила всеобщее признание советских ученых-финансистов в период плановой экономики. Это объясняется тем, что в эпоху Советского Союза все финансовые отношения строго регламентировались государством. Изменения, произошедшие в России в начале 1990-х гг., и переход к рыночному типу хозяйствования создали предпосылки и возможности изучения проблем частного сектора на базе неоклассической теории финансов [11].
Для более глубокого понимания термина «финансовая система» обратимся к общему толкованию. Система (от древнегреч. «сочетание») - множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней как целое [12]. Система -это определенный порядок, основанный на взаимной связи, объединении частей чего-либо [12].
Наиболее распространенной является точка зрения, в соответствии с которой под термином «финансовая система» понимается совокупность организационных и взаимосвязанных между собой финансовых отношений в обществе. Кроме того, в некоторых учебных изданиях данный термин употребляется для обозначения финансовых учреждений страны. Финансовая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляются распределение, формиро-
вание и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности [7]. Финансовая система (как любая система) представляет собой совокупность органически взаимосвязанных элементов, движение которых подчиняется единой цели [2].
Профессор С. Барулин предлагает следующее определение финансовой системы: это основанная на финансовых отношениях совокупность отраслей и звеньев системы финансов, построенная на определенных принципах ее организации и управляемая общими и специальными органами государственной (публичной) власти и органами управления хозяйствующих субъектов» [1].
Исходя из представленных определений, можно сделать вывод о том, что большинство российских авторов едины во мнении относительно взаимодействия элементов (сфер, отраслей, звеньев), образующих финансовую систему государства.
Целесообразно выделить три основных подхода к определению термина «финансовая система»:
- совокупность сфер и звеньев финансовых отношений;
- совокупность финансовых учреждений;
- совокупность финансовых рынков.
Таким образом, под национальной финансовой системой предлагается понимать совокупность относительно самостоятельных, взаимосвязанных сфер финансовых отношений, отображающая структуру финансов страны и выполняющих функции финансовых посредников.
В настоящее время среди ученых-экономистов существуют принципиальные разногласия по вопросам выделения и названия сфер и звеньев финансовой системы, а также по поводу включения в ее состав дополнительных элементов. Например, в учебнике «Финансы» под редакцией В. Ковалева выделяются следующие сферы финансовой системы:
- централизованные финансы (государственные и муниципальные);
- децентрализованные финансы (финансы организаций и финансы домашних хозяйств) [5].
Аналогичного подхода придерживается профессор Г. Поляк [8].
Профессор Е. Ермакова выделяет два основных звена системы финансов:
- частнохозяйственные финансы (субъектов хозяйствования и предприятий);
- государственные (муниципальные) или публичные финансы [3].
Следует отметить, что группировка финансовых отношений по сферам и звеньям финансовой системы не остается неизменной и совершенствуется под влиянием экономических преобразований, с появлением новых видов собственности. Основным классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим все финансовые отношения подразделяются на три большие группы, называемые сферами финансовой системы:
- финансы субъектов хозяйствования;
- государственные и муниципальные финансы;
- финансовый рынок.
Наличие этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, а государству нужны финансовые ресурсы для реализации своих функций. Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Несмотря на разнообразие существующих подходов, каждая сфера и звено финансовой системы достаточно специфичны, что определяет их особенности в составе и структуре финансовых ресурсов и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и звеньях финансовой системы.
Например, в составе финансовой системы СССР в качестве одной из самостоятельных сфер выделялось страхование. С развитием рыночных отношений в стране страховые отношения получили бурное развитие, появились новые виды страхования, произошла демонополизация страхового дела. Поэтому, по мнению автора, страхование должно рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории и не включается в состав финансовой системы Российской Федерации.
Как было отмечено, наряду с классической теорией финансов выделяется неоклассическая теория, которая в последнее время получила признание в отечественной финансовой науке. Она имеет давнюю историю и широко распространена в зарубежной (преимущественно англо-американской) научной школе. Объектами изучения неоклассической школы финансов являются:
- рынки капитала
- финансы частного бизнеса.
В соответствии с этим в центре схемы функционирования финансовой системы размещаются все потоки финансового рынка. И государство, и субъекты хозяйствования, и домохозяйства являются равноправными участниками финансового рынка, который позволяет выгодно разместить временно свободные средства или получить необходимые ресурсы. Авторы труда «Глобализация и национальные финансовые системы», эксперты финансового сектора Всемирного банка Дж. А. Хадсон, П. Хо-нахан, Дж. Маджнони выделяют следующие составляющие национальных финансовых систем:
- банковская сфера;
- рынки ценных бумаг;
- система пенсионного обеспечения.
Иначе говоря, основу финансовой системы составляют финансовые посредники. Однако данный подход используется некоторыми российскими учеными-экономистами. Например, профессор. Б. Рубцов в статье «Эволюция институтов финансового рынка и развитие экономики» определяет финансовую систему как систему экономических отношений и институтов, связанных с перераспределением денежных накоплений между кредиторами и заемщиками (т. е. теми, у кого есть свободные денежные средства, и теми, кто в них нуждается) [9]. В то же время большинство российских ученых-экономистов при определении финансовой системы не ограничиваются рассмотрением особенностей функционирования финансового рынка, а включают в ее состав все группы финансовых отношений, возникающих как у субъектов хозяйствования, так и у субъектов власти и домохозяйств.
Таким образом, отождествление в анго-американской экономической литературе и в ряде научных публикаций российских ученых финансовой системы с отношениями по перераспределению финансовых
ресурсов между сберегателями, инвесторами и заемщиками на финансовом рынке обусловлено влиянием рынка на экономическое развитие государства.
Согласно авторской позиции национальная финансовая система должна иметь определенный вид (см. рисунок).
Таким образом, национальная финансовая система РФ состоит из трех сфер:
1) финансы субъектов хозяйствования:
- коммерческие организации;
- некоммерческие организации;
- финансы домашних хозяйств;
2) государственные и муниципальные финансы:
- бюджет государства;
- государственные внебюджетные фонды;
3) финансовый рынок:
- валютный рынок;
- кредитный рынок;
- рынок ценных бумаг.
Большинство ученых-экономистов едины во мнении относительно выделения в составе финансовой системы сферы финансов субъектов хозяйствования, а также государственных и муниципальных финансов. По мнению автора, выделение финансового рынка в составе сферы национальной финансовой системы является актуальной необходимостью. Некоторые ученые выделяют в составе финансовой системы фондовый рынок. Однако, на взгляд автора, фондовый рынок - понятие более узкое, нежели рынок финансовый. Кроме того,
Сферы и звенья национальной финансовой системы
финансовый рынок - это специфическая область финансовых отношений, где происходит процесс купли-продажи финансовых ресурсов.
Иначе говоря, финансовый рынок представляет собой специфический инструмент мобилизации, распределения и перераспределения ресурсов, выполняющий не менее значимую роль, чем бюджетная система и являющийся основным инструментом государственного перераспределения ресурсов.
Как считает автор, финансовый рынок - это как организованная, так и неформальная система торговли финансовыми активами и инструментами, в рамках которой происходит:
- обмен деньгами и их эквивалентами;
- предоставление кредита;
- мобилизация капитала.
В принципе, финансовый рынок должен быть выделен в качестве самостоятельной сферы национальной финансовой системы.
В целом национальная финансовая система любого развитого государства обязана решать следующие задачи:
- формирование, концентрация и оптимальное размещение достаточных для производства запланированного объема ВВП финансовых ресурсов;
- достижение максимальной эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов (максимизация объемов произведенного ВВП на основе выбора рациональной структуры форм финансового обеспечения);
- установление оптимальных пропорций распределения и перераспределения выработанного ВВП с целью полного обеспечения потребностей граждан, предприятий, государства;
- всестороннее содействие привлечению всех временно свободных средств и полученных доходов через учреждения финансового рынка на потребности финансового обеспечения производства ВВП;
- формирование страховых фондов с целью обеспечения возмещения потерь финансовых ресурсов и доходов и установление максимальных предпосылок для использования средств данных фондов в кругообороте ресурсов.
Национальная финансовая система должна основываться на определенных принципах, отражающих основополагающие требования к организации, взаимодействию и эффективному функционированию сфер и звеньев системы финансов. Содержание подобных принципов должно определять основные требования к построению рациональной финансо-
вой системы страны с учетом специфики ее государственного устройства, экономики и финансовой политики. Применительно к Российской Федерации основными принципами национальной финансовой системы являются:
- единство финансового пространства, материальной и нормативно-правовой базы и относительной равномерности распределения финансовых ресурсов на территории всей страны;
- функциональное назначение звеньев финансовой системы;
- четкое разграничение государственных (муниципальных) расходов и доходов между органами федеральной, региональной власти и органами местного самоуправления;
- эффективное и рациональное использование финансовых ресурсов;
- полное покрытие расходов каждого звена системы финансов собственными доходами и привлеченными финансовыми ресурсами;
- результативность функционирования каждого звена системы финансов;
- прозрачность всех финансовых потоков.
Последствия мирового финансового кризиса
оказали ощутимое влияние на устойчивость финансовых систем практически всех государств. В связи с этим, как представляется автору, необходимо затронуть проблему устойчивости национальной финансовой системы. В общем виде финансовая устойчивость - это сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени. Она во многом определяет финансовую независимость [12].
Следовательно, финансовая устойчивость должна проявляться в финансовых отношениях. Финансовую устойчивость можно рассматривать как способность финансовой системы сохранить количество и качество своих финансовых ресурсов при изменении среды. Последняя постоянно изменяется, подвергаясь внешним и внутренним воздействиям. Воздействуя на финансовую систему, среда вынуждает ее трансформироваться. Следовательно, финансовая система должна иметь финансовые ресурсы для удовлетворения сегодняшних потребностей, а также для сохранения способности к адаптации в будущем.
Применительно к национальной финансовой системе можно выделить три основных вида устойчивости:
- нормальная финансовая устойчивость;
- неустойчивое состояние;
- кризисное финансовое состояние.
При оценке устойчивости финансовой системы могут быть использованы математические и статистические модели динамики показателей устойчивости направленности изменений и степени достижения заданного результата [4].
На современном этапе развития мировой экономики не представляется возможным оценить какую-либо национальную финансовую систему как абсолютно устойчивую. На этой основе можно выделить два признака финансовой устойчивости:
- платежеспособность;
- наличие финансовых ресурсов, достаточных для дальнейшего развития.
Следует отметить, что довольно часто в научной литературе встречается понятие «стабильность финансовой системы». Оно связано с проблемой обеспечения максимально возможного уровня финансовой стабильности в экономике, т. е. стабильности финансовой системы в широком смысле слова. Согласно определению Ф. Мишкина, финансовая нестабильность возникает, когда шоки, которые действуют на финансовую систему, препятствуют информационному потоку таким образом, что финансовая система не может больше выполнять своей работы по канализированию денежных средств туда, где имеются возможности для продуктивных инвестиций [13]. Следовательно, финансовая нестабильность подразумевает такое соотношение рисков или уязвимости в финансовой системе, при которых она перестает осуществлять свои функции, а негативные шоки передаются через финансовую систему реальному сектору экономики. Однако в состоянии финансовой дестабилизации финансовая система не способна самостоятельно восстанавливаться от отрицательных воздействий.
Представители Банка России считают, что финансовая стабильность характеризуется способностью финансовой системы эффективно осуществлять в долгосрочном периоде ключевые функции в условиях неопределенности. Большой вклад в изучение проблем финансовой стабильности внес Г. Дж. Шинази. В работе «Определение финансовой стабильности» он дает следующее определение: «Финансовая стабильность определяется как состояние, при котором финансовая система способна противостоять шокам и устранять дисбалансы, снижая тем самым вероятность серьезных сбоев» [10].
Под финансовой стабильностью понимается такое состояние финансовой системы, при котором она эффективно выполняет свои ключевые функции и способна абсорбировать шоки, возникающие эндогенно и экзогенно, внутри себя, не нанося ущерба реальному сектору экономики [6].
Переход к более широкому определению финансовой стабильности национальной финансовой системы предполагает наличие следующих черт:
- стабильность платежной инфраструктуры (бесперебойное осуществление расчетов в экономике);
- стабильность финансовых институтов (банков и небанковских финансовых посредников);
- стабильность финансовых рынков (отсутствие чрезмерной волатильности);
- эффективное распределение финансовых ресурсов в экономике;
- эффективное управление финансовыми рисками в экономике (выявление, количественная оценка, распределение рисков).
Следует отметить, что финансовая нестабильность не является прямой противоположностью понятия «финансовая стабильность». При этом финансовая стабильность, как правило, может включать в себя нестабильность отдельных звеньев финансовой системы.
В условиях глобализированной рыночной экономики, подверженной периодическим финансовым кризисам, на взгляд автора, представляется более правомерным использовать понятие «устойчивость национальной финансовой системы». Если финансовая стабильность предполагает полное равновесие национальной финансовой системы, то финансовая устойчивость - это способность возвращаться к равновесию. Достижение устойчивости возможно при отсутствии негативных шоков.
Таким образом, по мнению автора, под финансовой устойчивостью следует понимать способность национальной финансовой системы абсорбировать шоки внутри себя, не нанося ущерба реальному сектору экономики, и возвращаться к равновесному состоянию после прекращения воздействия, выведшего ее из этого состояния (т. е. иметь запас прочности), и выполнять свои ключевые функции.
В зависимости от принадлежности к определенной научной школе финансов различаются подходы к определению финансовой системы, ее составу и структуре. Оптимальное использование результатов зарубежных и отечественных научных
исследований позволит ликвидировать существующие противоречия в определении понятия «финансовая система» и сформировать научную основу для перехода на новый уровень развития структурных элементов национальной финансовой системы.
Следует отметить, что поиском приемлемых определений финансовой устойчивости и финансовой стабильности национальной финансовой системы занимаются представители управленческих, академических и деловых кругов разных государств. Однако до сих пор четких определений данных понятий выработано не было, что свидетельствует о необходимости дальнейших исследований в данной области.
Список литературы
1. Барулин С. В, Самаруха В. И. Теория финансов и экономическое развитие регионов России: монография. Иркутск. Изд. БГУЭП. 2011.
2. Горелик В. Н. Финансовая система как подпространство денежной сферы // Финансы и кредит. 2009. № 28.
3. Ермакова Е. А. Государственные финансы в финансовой системе России // Финансы и кредит. 2007. № 3.
4. Игонина Л. Л. Модернизация финансовой системы России: задачи, императивы, тенденции // Финансы и кредит 2012. № 3.
5. Ковалев В. В. Финансы: учебник. М.: Проспект. 2010.
6. Кормилицына И. Г. Финансовая стабильность: сущность, факторы, индикаторы // Финансы и кредит 2011. № 35.
7.НешитойА. С. Финансы: учебник. М.: Дашков и К. 2006.
8. Поляк Г. Б. Финансы: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.
9. Рубцов Б. Б. Эволюция институтов финансового рынка и развитие экономики. Финансовые институты и экономическое развитие. М. : ИМЭМО РАН. 2006.
10. Шинази Г. Сохранение финансовой стабильности // Вопросы экономики. 2005. № 36.
11. Шмиголь Н. С. Современные представления о финансовой системе в экономической литературе // Финансы и кредит 2010. 43.
12. Mishkin F. S. Global Financial Instability: Framework, Events, Issues // Journal of Economic Perspectives. 1999. № 4. Vol. 13.
13. URL: http://ru.wikipedia.org.
SAM посчитает SAM сэкономит SAM защитит
Закажите консультацию прямо сейчас:
Телефон: +7 (495) 232-00-23. Электронная почта: [email protected] Сайт: www.sam-audit.ru
Управлять программными активами —
выгодно и просто.
souline