Научная статья на тему 'Содержание и организация самостоятельной работы студенток медицинского профиля по дисциплине «Физическая культура»'

Содержание и организация самостоятельной работы студенток медицинского профиля по дисциплине «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоголева Е.Н., Гоголев Н.Е., Дмитриева Л.П., Миронова Л.Д.

В статье рассматривается система организации самостоятельной работы студенток Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова по дисциплине «Физическая культура». Анализируются показатели их физического развития и физической подготовленности в течение педагогического эксперимента. Целью исследования является научное обоснование содержания и организации самостоятельной работы студенток для формирования физического развития и физической подготовленности. Широкое использование способов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает важные физические качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гоголева Е.Н., Гоголев Н.Е., Дмитриева Л.П., Миронова Л.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и организация самостоятельной работы студенток медицинского профиля по дисциплине «Физическая культура»»

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 01.06.2015 г.

Информация для связи с автором: 706037@mail.ru

Е.Н. Гоголева1

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Е. Гоголев1

Л.П. Дмитриева1

Л.Д. Миронова1

1 Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

CONTENT AND ORGANiZATiON OF SELF-STUDYiNG OF FEMALE MEDiOAL STUDENTS ON THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION"

E.N. Gogoleva1

Ph.D., Associate Professor N.E. Gogolev1 L.P. Dmitrieva1 L.D. Mironova1

1 Institute of Physical Culture and Sport of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Аннотация

В статье рассматривается система организации самостоятельной работы студенток Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова по дисциплине «Физическая культура». Анализируются показатели их физического развития и физической подготовленности в течение педагогического эксперимента. Целью исследования является научное обоснование содержания и организации самостоятельной работы студенток для формирования физического развития и физической подготовленности.

Широкое использование способов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает важные физические качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

Ключевые слова: самостоятельная работа студенток медицинского профиля, физическая культура, физическое развитие, физическая подготовленность.

Annotation

The system of organization of self-studying of female students of the medical institute of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov on the subject "Physical Education" was considered in the present paper. The parameters of their physical development and physical fitness have been examined throughout the educational experiment.

The purpose of the present research was to provide the scientific justification for

the content and organization of self-studying of female students with a view of

formation of physical development and physical fitness.

The widespread use of methods of self-study, stimulating thinking and practical

activities, helps develop important physical qualities of individuals providing

their further strive for continuous acquisition of knowledge and their practical

application.

Keywords: self-studying of medical students, physical education, physical development, physical fitness.

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

Введение. На сегодняшний день отношение студенток к физической культуре - одна из актуальных, социально значимых педагогических проблем. На студенток, как особую социальную группу со своими физиологическими и психологическими особенностями, влияют специфические факторы, сопровождающие обучение в вузе. По их мнению, такими факторами являются: напряженный умственный труд в течение длительного периода; занятость на протяжении всего дня; эмоциональные перегрузки, широкие социальные контакты в студенческой среде; диссонанс между высокими запросами и ограниченностью материальных средств; часто зависимое положение от родителей при стремлении к самостоятельности; необ-

ходимость работы в целях получения дополнительных средств к существованию в ущерб здоровью и качеству обучения; неподготовленность к самостоятельной организации режима труда, отдыха, питания и быта [3, 4].

Стремительность потока новой информации и переоценка старых сведений приводят к усложнению учебных программ, увеличению объема изучаемого материала, напряженности умственного труда [3].

Цель исследования - научное обоснование содержания и организации самостоятельной работы студенток медицинского института по дисциплине «Физическая культура» для формирования физического развития и физической подготовленности.

До

После -Норматив

Вес

Обхват груди Обхват талии Обхват бедер

■ Норматив После До

50

100

150

200

Рис. 1. Динамика физического развития студентов медицинского института СВФУ в течение педагогического эксперимента

Рис. 2. Динамика физической подготовленности студентов медицинского института СВФУ в течение педагогического эксперимента (1 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа (колич. раз), 2 - бег на 100 м (с), 3 - поднимание туловища из положения лежа (колич. раз за 1 мин), 3 - наклон туловища из положения сидя (см), 4 - прыжок в длину с места (см)

Система организации самостоятельной работы студенток 1-2-х курсов медицинского профиля

а н Формы и виды СРС

с я> 2 я> О На занятиях Во внеурочной деятельности

Изучить основные понятия теории физической культуры. Составить библиографические карточки на статьи по физической культуре (тест)

Выписать методы исследования, которые Вы будете применять в практической работе

Изучить постановку врачебного контроля: состояние здоровья человека, уровень физического развития; наблюдения врача за самочувствием человека на занятиях по физической культуре; дозировкой физической нагрузки, специальные занятия по исправлению осанки, дефектов стопы и других отклонений в состоянии здоровья и физического развития (тест)

Изучение опыта работы по формированию привычек ЗОЖ Выписать показатели физического развития и физической подготовленности людей разных возрастных групп

1 Подготовить семинар на тему: «Характеристика физических упражнений»

Наблюдение и анализ использования различных методов обучения физическим упражнениям Подготовиться к семинару на тему: «Характеристика методов и приемов обучения физическим упражнениям»

Подготовиться к семинару на тему: «Методика развития физических качеств»

Участие в соревнованиях СВФУ

Составление конспектов занятий по физической культуре, подвижных игр, гимнастики Составить комплекс физических упражнений, используя современные книги (двигательный диктант)

Составление конспектов обучения в разных возрастных группах Составить комплексы ОРУ для разных возрастных групп с предметами, на снарядах, в парах (двигательный диктант)

Изготовить зрительные ориентиры для практического проведения строевых упражнений (выставка)

2 Личное участие в соревнованиях СВФУ

Составление конспектов подвижных игр Подготовить картотеку подвижных игр для различных возрастных групп, атрибуты, альбом считалок (зачет)

Написать реферат на тему: «Влияние физической культуры на организм человека», «Мой любимый вид спорта» (по выбору)

Проанализировать двигательный режим студента (письменно)

3 Составить план-конспект физических занятий для открытого просмотра (двигательный диктант)

Участие в соревнованиях СВФУ

Составление конспектов утренней гимнастики Составить план-конспект утренней гимнастики, проведенной в нетрадиционной форме (двигательный диктант)

4 Составление плана двигательной деятельности на день Составить карту учета собственного состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, на этой основе сформулировать задачи на текущий год и разработать план-график распределения физических упражнений на год (письменно)

Участие в соревнованиях СВФУ

Методика и организация исследования. Наиболее эффективное решение по улучшению физического развития и физической подготовленности [1] формируется с помощью правильного подхода к организации самостоятельной работы студенток медицинского профиля, как, например, в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета (СВФУ). Во-первых, на учебных занятиях

по физической культуре планирование самостоятельной работы студенток осуществляется преподавателями кафедры физического воспитания с целью четкого определения последовательности решения задач, овладения техникой разнообразных физических упражнений. Во-вторых, будущие медики осваивают умения и навыки к выполнению комплексов физических упражнений, разработанных преподава-

№ 10 • 2015 Октябрь | ОсЬЬег

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

телями. В свободное от учебы время студентки выполняют индивидуальные программы, разработанные с учетом специфики заболевания. Деятельность преподавателя заключается в разъяснении, рекомендациях, консультациях, анализе данных программ. По итогам самостоятельной работы студенток медицинского института анализируются их физическое развитие и физическая подготовленность, которые дают возможность преподавателям владеть механизмом управления организмом студенток.

В настоящее время в СВФУ ведущими специалистами по физическому воспитанию разработаны новые программы, направленные на создание здоровьесохраняющей среды в вузе. Основными задачами программы являются сохранение и укрепление здоровья студентов, преподавателей и сотрудников вуза; целостность и взаимосвязь учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию. Преподаватели кафедры физического воспитания реализуют практическую часть программы в рамках вне-учебной деятельности: организуют и проводят общеуниверситетские спортивно-массовые мероприятия среди студентов, преподавателей и сотрудников вуза.

В физическом воспитании студенток используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме: теоретических, практических и контрольных; элективных учебно-тренировочных занятий; индивидуальных занятий или консультаций; самостоятельные работы по заданию и под контролем преподавателя. Внеучебные занятия организуются в форме выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятий в спортивных клубах, секциях по интересам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий. Особенностью построения учебного процесса по физическому воспитанию является внедрение технологии фитнес-аэробики и ее использование для совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию студенток. Новая система самостоятельной работы студенток повышает эффективность учебного процесса и более полно реализует поставленные задачи с учетом интересов занимающихся по предмету «Физическая культура».

Отношение студенток медицинского профиля к физической культуре как к необходимому звену общекультурной ценности и общеоздоровительной тактики в профессиональной деятельности - основная цель дисциплины «Физическая культура». В педагогическом эксперименте приняли участие 124 студентки медицинского института СВФУ. Эксперимент проводился с привлечением таких методов исследования: тестирование физического развития (вес, кг), обхват груди, талии, бедер (см) и физической подготовленности - сгибание-разгибание рук в упоре лежа (колич. раз), бег на 100 м (с), поднимание туловища из положения лежа (колич. раз за 1 мин), наклон туловища из положения сидя (см), прыжок в длину с места (см) [2]. При анализе тестов использовали метод математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. По итогам предварительного педагогического эксперимента тестирования студенток в динамике отмечаются стабильно низкие практически по всем измерениям показатели и отсутствие высоких результатов по сравнению с нормативными величинами (рис. 1).

Анализ данных позволяет утверждать, что студентки медицинского института по показателям физического развития и физической подготовленности имеют результаты значительно ниже должного норматива (рис. 2). Одним из средств устранения отставания в показателях тестирования, на наш взгляд, является учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студенток, привитие навыков саморазвития, обеспечение прозрачности физических данных и усиление мотивов побуждения к занятиям физической культурой.

Существуют четыре основные формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; самостоятельные тренировочные занятия; попутная тренировка [4]. В СВФУ работают спортивные секции: волейбола, баскетбола, легкой атлетики, футбола, аэробики, настольного тенниса, стрельбы, лыжного спорта, национальных видов спорта, интеллектуальных видов спорта, гимнастики, спортивных единоборств, плавания. В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.

Предлагаем систему организации самостоятельной работы студенток (СРС) 1-2-х курсов по дисциплине «Физическая культура» (см. таблицу).

Вывод. Широкое использование способов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает важные физические качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике. Литература

1. Гоголев Н.Е. Оценка физиометрических показателей студентов [Текст] / Н.Е. Гоголев, Е.Н. Гоголева, В.В. Протопопов // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 10. - С. 57-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития физической подготовленности [Текст]: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. - 208 с.

3. Панина С.В. Разработка учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов медицинского профиля по дисциплине «Физическая культура» [Текст] / С.В. Панина, Е.Н. Гоголева // Общество: социология, психология, педагогика. -Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2014. - № 4. - С. 109-112. ISSN 2221-2795 (print), 2223-6430 (online).

4. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе [Текст]: учеб. пособие / под ред. проф. В.Ю. Лебединского, доц. Э.Г. Шпорина. - Иркутск, 2012. - 296 с.

References

1. Gogolev, N.E. Otsenka fiziometricheskikh pokazateley studentov (Evaluation of physiometric indicators in students) / N.E. Gogolev, E.N. Gogoleva, V.V. Protopopov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury: nauchno-teoreticheskiy zhurnal. V.10. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury i sporta, 2012. - № 10. - P. 57-58.

2. Landa, B.H. Metodika kompleksnoy otsenki fizicheskogo razvitiya fizicheskoy podgotovlennosti: ucheb. posobie (Methods of integrated assessment of physical development of physical fitness: study guide) / B.H. Landa. - 3rd ed., rev. and sup. - Moscow: Sovetskiy sport, 2006. - 208 P.

3. Panina, S.V. Razrabotka uchebno-metodicheskogo obespecheniya samostoyatel'noy raboty studentov meditsinskogo profilya po distsipline «Fizicheskaya kul'tura» (Development of training and methodological maintenance of independent work of medical students on the subject "Physical Education") / S.V. Panina, E.N. Gogoleva // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologya, pedagogika. - Krasnodar: KhORS, 2014. - № 4. - P. 109-112. ISSN 2221-2795 (print), 22236430 (online).

4. Fizicheskaya kul'tura i fizicheskoe vospitanie studentov v tekhnicheskom vuze: ucheb. posobie (Physical culture and physical education of students in technical university: study guide) / Ed. by V.Yu. Lebedinsky, Yu.G. Shporin. - Irkutsk, 2012. - 296 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.