Научная статья на тему 'Содержание и нормативная инфраструктура бланкетных признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 228. 2 УК РФ'

Содержание и нормативная инфраструктура бланкетных признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 228. 2 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
287
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВ / ПРАВИЛА ОБОРОТА / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / DRUGS / RULES OF DRUG TRAFFICKING / CORPUS DELICTI

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Токманцев Денис Валерьевич

В статье рассматривается уголовно-правовое содержание некоторых бланкетных признаков объективной стороны состава нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, уточняется понятийный аппарат ст. 228.2 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Токманцев Денис Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENTS AND NORMATIVE INFRASTRUCTURE OF BLANK SIGNS OF THE OBJECTIVE SIDE OF THE CORPUS DELICTI UNDER ART. 228.2 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Criminal and legal content of some blank signs of the objective side of the corpus delicti in violation of rules of drugs and psychotropic substances trafficking is considered in the article; the conceptual apparatus of Art. 228.2 of the Criminal Code of the RF is specified.

Текст научной работы на тему «Содержание и нормативная инфраструктура бланкетных признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 228. 2 УК РФ»

УДК 343.2

Денис Валерьевич ТОКМАНЦЕВ,

доцент кафедры уголовного права и криминологии Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат юридических наук

СОДЕРЖАНИЕ И НОРМАТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА БЛАНКЕТНЫХ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 228.2 УК РФ

THE CONTENTS AND NORMATIVE INFRASTRUCTURE OF BLANK SIGNS OF THE OBJECTIVE SIDE OF THE CORPUS DELICTI UNDER ART. 228.2 OF THE CRIMINAL CODE OF THE

RUSSIAN FEDERATION

В статье рассматривается уголовно-правовое содержание некоторых бланкетных признаков объективной стороны состава нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, уточняется понятийный аппарат ст. 228.2 УК РФ.

Criminal and legal content of some blank signs of the objective side of the corpus delicti in violation of rules of drugs and psychotropic substances trafficking is considered in the article; the conceptual apparatus of Art. 228.2 of the Criminal Code of the RF is specified.

Ключевые слова: наркотические средств, правила оборота, состав преступления. Keywords: drugs, rules of drug trafficking, corpus delicti.

Анализ правоприменительной прак-л. жгики свидетельствует о том, что органы предварительного расследования и суды при разрешении уголовных дел о нарушении правил оборота наркотических средств и психотропных веществ в основном правильно применяют уголовно-правовую норму, предусмотренную ст. 228.2 УК РФ. Вместе с тем имеются отдельные факты неверного определения содержания и нормативной инфраструктуры некоторых признаков объективной стороны деяния.

Учитывая, что диспозиция уголовноправовой нормы, предусмотренной ст. 228.2 УК РФ, сформулирована по типу бланкетных норм, для уяснения содержания признаков нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ необходимо обращаться к норма-

тивным правовым актам, регламентирующим общественные отношения в сфере их оборота, и прежде всего к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - ФЗ от 8 января 1998 г. № З-ФЗ). Именно в нем определены понятия таких признаков объективной стороны, как производство, изготовление, переработка, распределение, ввоз, вывоз наркотических средств и психотропных веществ, культивирование наркосодержащих растений. Рассмотрим содержание и нормативную инфраструктуру этих признаков.

Под производством наркотических средств, психотропных веществ понимаются действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ

и (или) растений (ст. 1 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-Ф3).

В соответствии с установленными правилами производство наркотических, средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется уполномоченными на то субъектами - предприятиями и учреждениями, прошедшими государственную регистрацию и имеющими соответствующую лицензию, а именно:

1) государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, имущество которых находится в федеральной собственности, при наличии у них лицензий на производство конкретных наркотических средств и психотропных веществ - производство наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Список I, в целях изготовления аналитических образцов, а также наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II;

2) предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности при наличии у них лицензий на производство и изготовление конкретных психотропных веществ - производство психотропных веществ, внесенных в Список III (ст. 17 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ).

Конкретные правила производства таких предметов определены Правительством Российской Федерации.

Так правила производства прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицы I и II Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, установлены постановлением Правительства РФ от 18 августа 2010 г. №640 "Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (далее - постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. №640). В соответствии с данными правилами юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность, связанную с производством прекурсоров, внесенных в

таблицу I Списка IV Перечня, на основании соответствующей лицензии; принимают меры для обеспечения безопасности такой деятельности и исключения доступа к прекурсорам посторонних лиц; ежегодно не позднее 15 октября уведомляют территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о планируемом объеме производства прекурсоров на очередной год.

Правила производства инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, утверждены постановлением Правительства РФ от 22 марта 2001 г. №221 "Об утверждении Перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ" (далее - постановление Правительства РФ от 22 марта 2001 г. №221).

Изготовление наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства (ст. 1 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ).

Смысл нормативного термина "изготовление", как отмечает главный эксперт ЭКС УФСКН России по Московской области Е.В. Иванова, предполагает совершение действий, заключающихся в преобразовании химического состава реагентов либо

получении другого по содержанию понятия по сравнению с первоначальным.1

В соответствии с правилами изготовление аналитических (стандартных) образцов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в установленных законом целях осуществляется уполномоченными на то субъектами - предприятиями и учреждениями, прошедшими государственную регистрацию и имеющими лицензии на изготовление конкретных аналитических образцов:

1) внесенных в Список I - государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, имущество которых находится в федеральной собственности;

2) внесенных в Список II - государственными или муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;

3) внесенных в Список III - предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности (ст. 17 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ).

Переработка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров -действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а также получение на основе одних наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров других наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо получение веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами (ст. 1 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ).

В отличие от изготовления содержанием переработки наркотических средств и психотропных веществ является не преобразование одних объектов в другие (изменение содержания понятия и свойств), а действия по концентрированию определенных веществ либо получение смеси, имеющей большую активность по сравнению с исходными веществами.2 Если сущность изготовления наркотических средств и

психотропных веществ заключается в первичном получении, то их переработки - во вторичном, притом повышенного каче-ства.3

Переработка наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров в целях получения других наркотических средств, психотропных веществ или внесенных в Список I прекурсоров, препаратов, внесенных в Списки II и III, а также в целях получения на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или внесенными в Список I прекурсорами, осуществляется:

1) государственными унитарными предприятиями при наличии лицензии на указанный вид деятельности;

2) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 19 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ).

Перечень таких предприятий ранее был утвержден приказом Министерства экономики РФ от 21 октября 1999 г. №468 "Об утверждении перечня государственных унитарных предприятий, осуществляющих переработку и уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и перечня государственных унитарных предприятий, которые могут использовать изъятые из незаконного оборота и обращенные в доход государства инструменты и оборудование или прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ". Однако приказом Минэкономразвития России от 5 июля 2010 г. №269 этот приказ был отменен в связи с нарушением правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В соответствии с ч.5 ст. 14 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ разрешается переработка наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в Список I и изъятых из незаконного оборота:

1) для получения других наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров и последующего использования их в целях, предусмотренных данным законом;

2) для получения веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами.

Порядок организации переработки наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров определен постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №147 "Об организации переработки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (вместе с Положением об организации переработки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров), а также приказом Минздрава России от 23 сентября 1999 г. №350 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которые после изъятия из незаконного оборота и обращения в доход государства могут быть переданы государственным унитарным предприятиям для промышленной переработки или уничтожения путем трансформации и ресинтеза с последующим их использованием в медицинских целях".

Распределение наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества для осуществления оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 1 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ).

Распределение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензий на указанные виды деятельности (ст. 23 ФЗ от 8 января

1998 г. №3-ФЗ).

Правила распределения наркотических средств и психотропных веществ утвержде-

ны постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. №558 "О порядке распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров" (далее - постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. №558). Расчетные нормативы потребности наркотических средств и психотропных веществ для амбулаторных и стационарных больных утверждены приказом Минздрава России от 12 ноября 1997 г. №330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ".

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. №558 распределение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями при наличии у них лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с правом их распределения, в соответствии с планом распределения наркотических средств и психотропных веществ, ежегодно утверждаемым Министерством промышленности и торговли РФ.

При этом распределение наркотических средств и психотропных веществ конкретным юридическим лицам, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, и юридическим лицам, зарегистрированным на территории субъекта Российской Федерации, для отпуска, реализации, использования в медицинских и иных целях наркотических средств и психотропных веществ осуществляется при наличии у них лицензий на соответствующие виды деятельности и в соответствии с их заявками на получение конкретных наркотических средств и психотропных веществ.

Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров -перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с таможенной территории другого государства на таможенную территорию Российской Федерации или с таможенной территории Российской Федерации на таможен-

ную территорию другого государства (ст. 1 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ).

Общие правила ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определены ст. 28 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ: ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ, а также ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Список I и таблицу I Списка IV, осуществляются государственными унитарными предприятиями при наличии лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицу II и таблицу III Списка IV, осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности при наличии лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять деятельность по ввозу (вывозу) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и др.

Конкретные правила ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определены Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, и Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (утверждены постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г. №181) (далее - постановление Правительства РФ от 21 марта

2011 г. №181), Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в экспертной деятельно-

сти (утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. №573), а также постановлением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. №502 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в целях обеспечения их деятельности" и постановлением Правительства РФ от 18 августа 2007 г. №527 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г. №181 для осуществления ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров юридическим лицом должны быть получены:

а) разрешение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров.

За нарушение этого правила Миллеров-ским районным судом Ростовской области по ч.1 ст. 228.2 УК РФ был осужден Л. Являясь единственным учредителем и директором предприятия "...", Л. без разрешения ФСКН России осуществил ввоз через таможенный пост с территории Украины на территорию Российской Федерации уксусной кислоты в концентрации более 80% общим количеством 794 тонны, приобретенной им в ЗАО "..." (Украина);

б) сертификат Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, если они являются лекарственными средствами.

Культивирование наркосодержащих растений - деятельность, связанная с созданием специальных условий для посева и выращивания наркосодержащих расте-

ний, а также их посев и выращивание, совершенствование технологии выращивания, выведение новых сортов, повышение урожайности и устойчивости к неблагоприятным метеорологическим условиям (понятие введено Федеральным законом от 19 мая 2010 г. №87-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»).

Общие правила культивирования таких растений определены ст. 18 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ: запрещается культивирование наркосодержащих растений, кроме культивирования таких растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, и сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях (за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ); культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями при наличии лицензии на указанный вид деятельности (ч.2 ст. 18); культивирование сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях (за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ), осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ч.3 ст. 18).

Заметим, что в ч.1 ст. 228.2 УК РФ акцент сделан на нарушении правил культивирования наркосодержащих растений, для использования только в научных, учебных целях и в экспертной деятельности. Однако в ст. 18 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ определена еще одна возможная цель культивирования определенных сортов таких растений - промышленная (за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ). Из этого следует, что при бук-

вальном толковании закона нарушение правил культивирования определенных сортов наркосодержащих растений для использования в промышленных целях не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ.

Отдельные правила культивирования наркосодержащих растений определены Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (утверждено постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. №1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений"); постановлением Правительства РФ от 20 июля

2007 г. №460 "О запрете культивирования конкретных сортов конопли на территории Российской Федерации".

В ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ не раскрываются понятия перевозки, отпуска, реализации, пересылки, хранения, уничтожения и использования наркотических средств и психотропных веществ, поэтому их содержание следует определять исходя из нормативной инфраструктуры рассматриваемого уголовно-правового за-прета и сложившейся судебной практики.

П е ре в о зка наркотических средств, психотропных веществ - перемещение наркотического средства, психотропного вещества из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного ст. 21 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

В соответствии с указанным законом право осуществлять перевозку наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров на территории Российской Федерации предоставляется юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности;

физическим лицам разрешается перевозить наркотические средства и психотропные вещества, полученные в медицинских целях при наличии документа, выданного аптечной организацией и подтверждающего законность получения наркотических средств и психотропных веществ.

Правила перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформление необходимых для этого документов утверждены постановлением Правительства РФ от 12 июня

2008 г. №449 "О порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов". Эти правила распространяются на перевозку наркотических средств на территории Российской Федерации любыми видами транспорта, осуществляемую юридическими лицами независимо от формы собственности при наличии лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, с правом на их перевозку.

В соответствии с ними юридическое лицо осуществляет перевозку наркотических средств на основании заключенного в установленном порядке с другим юридическим лицом договора перевозки, договора поставки, договора передачи на уничтожение или иного договора, в соответствии с которым у одной из сторон договора возникает обязанность осуществить перевозку наркотических средств. Без заключения договора допускается перевозка только в целях обеспечения наркотическими средствами своих структурных подразделений (филиал, представительство или иное обособленное подразделение юридического лица, указанное в его учредительных документах), адрес места нахождения которых отличается от адреса места нахождения юридического лица.

При каждой перевозке наркотических средств руководителем юридического лица, осуществляющего перевозку наркотических средств, издается приказ о назначении лиц, ответственных за их получение,

доставку, передачу и сохранность, допущенных в установленном порядке к работе с наркотическими средствами. В приказе обязательно указываются транспортные средства, используемые для перевозки наркотических средств. Они должны быть закрытыми, оборудованными запирающим устройством и иметь места для размещения лиц, ответственных за перевозку, и лиц, осуществляющих охрану.

Охрану перевозимых наркотических средств обеспечивает юридическое лицо, осуществляющее их перевозку. При этом оно должно иметь лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности. В случае ее отсутствия охрана наркотических средств осуществляется путем привлечения к перевозке в установленном порядке: вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации; ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти или организаций; юридического лица, имеющего лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности.

Так, приговором Белевского районного суда Тульской области от 19 июля 2012 г. по ч.1 ст. 228.2 УК РФ за нарушение правил перевозки наркотических средств была осуждена главная медицинская сестра ГУЗ "... " Т. На основании приказа о списании с последующим уничтожением неиспользованных наркотических лекарственных средств Т. осуществила перевозку наркотических средств (морфина, промедола, фентанила) и психотропного вещества кетамина на не соответствующем п. 6 Правил перевозки наркотических средств автомобиле из ГУЗ "...", в Тульский филиал ФГУП , где передала наркотические средства и психотропное вещество представителю ООО.

Отпуск и реализация. Термины "отпуск" и "реализация" часто используются как синонимы, что недопустимо. Этимологически различие слов "отпуск" и "реализация" заключается в том, что отпуск осуществляется на безвозмездной основе физическим лицам, а реализация - юридическим лицам взамен какого-либо эквивалента (денежного или иного материального). В

отличие от отпуска реализация подразумевает полную оплату приобретаемых ве-щей.4

Отпуск и реализация наркотических средств и психотропных веществ, а также внесенных в Список I прекурсоров осуществляются юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензий на указанные виды деятельности (ст.23 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ).

Порядок отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 558, а также рядом ведомственных приказов. Основными из них являются приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. №785 "О Порядке отпуска лекарственных средств" (далее Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 г. №785), приказ Минздравсоц-развития России от 17 мая 2012 г. №562н "Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества", приказ Минздравсоц-развития РФ от 26 августа 2010 г. №735н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации".

Правила отпуска кодеиносодержащих препаратов также определены письмами Минздравсоцразвития России от 6 июня

2012 г. №975/25-1 "О порядке отпуска кодеинсодер-жащих лекарственных препаратов" и от 1 июня 2012 №944/25-1"О порядке отпуска комбинированных лекарственных препаратов, содержащих кодеин

или его соли" .

В соответствии с установленными правилами отпуск и реализация наркотических средств и психотропных веществ осуществляются юридическими лицами при наличии у них лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ с правом их отпуска и (или) реализации (п. 1 7 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. №558). Так, отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности (ч. 1 ст. 25 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ). При этом отпуску аптечными учреждениями (организациями) подлежат наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня, и психотропные вещества, внесенные в Список III Перечня (п. 3.1 приказа Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. №785). Отпуск больным наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня, и психотропных веществ, внесенных в Список III Перечня, осуществляется фармацевтическими работниками аптечных учреждений (организаций), имеющими на это право. Таким правом в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 13 мая 2005 г. №330 наделены лица, занимающие в аптечной организации должности: заведующий, заместитель заведующего, заведующий отделом, заместитель заведующего отделом, провизор, фармацевт. Они имеют право отпустить наркотические средства и психотропные вещества только по рецепту врача, если не истекли сроки его действия, больным, прикрепленным к конкретному амбулаторно-поликлиническому учреждению, которое закреплено за аптечной организацией. Выписанные врачом наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня, отпускаются больному или лицу, его представляющему, при предъявлении выданного в установленном порядке документа, удостоверяющего личность

(п. 3.5 приказа Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. №785).

Приговором Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 2 июля 2010 г. по ч.1 ст. 228.2 УК РФ за нарушение правил оборота прекурсоров наркотических средств, выразившееся в том числе в нарушении правил их отпуска, осужден Г. Он обязан был хранить серную кислоту на складе, контролировать ее использование только в производственных целях и производить отпуск лишь в цеха. Однако он отпустил серную кислоту постороннему лицу (не в цех), при этом в журнале учета данный факт не оформил.

Пересылка - действия лица, направленные на перемещение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов адресату (например, в почтовых отправлениях, посылках, багаже с использованием средств почтовой связи, воздушного или другого вида транспорта, а также с нарочным при отсутствии осведомленности последнего о реально перемещаемом объекте или его сговора с отправителем), когда эти действия по перемещению осуществляются без непосредственного участия отправителя.

В соответствии со ст. 22 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ и ст. 22 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №176-ФЗ "О почтовой связи" пересылка наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров в почтовых отправлениях, в том числе международных, запрещается. Пересылка запрещена даже под видом гуманитарной помощи. Исключение составляют случаи, когда пересылка наркотических средств и психотропных веществ осуществляется при чрезвычайных ситуациях в конкретные субъекты Российской Федерации в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

Получается, что под ст. 228.2 УК РФ подпадают только нарушения правил пересылки наркотических средств и психотропных веществ при чрезвычайных ситуациях. В иных случаях пересылка таких предме-

тов является незаконной и подпадает под действие ст. 228.1 УК РФ.

Хранение наркотических средств и психотропных веществ - содержание этих предметов в безопасности, целостности в соответствии с установленными правилами.

В соответствии с общими требованиями, предусмотренными ч.1 ст. 20 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ, хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров осуществляется юридическими лицами в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности.

Конкретные правила хранения таких средств и веществ определены постановлением Правительства РФ от 31 декабря

2009 г. №1148 "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" и принятыми в соответствии с ним ведомственными приказами и инструкциями.

Так, в соответствии с правилами, установленными указанным постановлением, в целях обеспечения сохранности наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров помещения, в которых хранятся наркотические средства и психотропные вещества, подлежат охране; наркотические средства и психотропные вещества должны храниться в запираемых сейфах; допуск конкретных лиц в такие помещения осуществляется на основании приказа руководителя юридического лица.

За нарушение указанных правил хранения наркотических средств приговором Октябрьского районного суда г. Орска от 25 апреля 2011 г. по ч.1 ст. 228.2 УК РФ была осуждена В. Являясь лицом, ответственным за хранение наркотических средств, она хранила 70 ампул промедола 1% - 1 мл, не используя запирающее устройство. Кроме этого В., сняв с охраны комнату хранения наркотических средств с целью выполнения ремонтных работ и допустив отделочников ООО "..." в указанное помещение, оставила данных лиц без наблюдения и должного контроля, не сообщив об этом руководству больницы, что

повлекло утрату наркотического средства промедол 1% - 1 мл в количестве 20 ампул.

К числу ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок хранения наркотических средств и психотропных веществ, относится, например, Положение о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденное приказом Минздрава России от 26 марта

1999 г. №100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации".

Так, приговором Октябрьского районного суда г. Самары от 7 сентября 2010 г. за нарушение правил хранения наркотических средств, повлекшее их утрату, по ч.1 ст. 228.2 УК РФ был осужден фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи Л. Находясь на дежурстве, он получил от фельдшера укладку с находящимися в ней тремя ампулами морфина гидрохлорида 1 % и одной ампулой проме-дола 2%, положил укладку на приборную панель автомобиля скорой медицинской помощи. В этот же день при доставке больной в приемное отделение городской больницы данная укладка была им утрачена. Суд в приговоре сослался на нарушение Л. требований пп. 2.11 п. 2 Положения о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи, а также п. 2.3 должностной инструкции фельдшера, выразившееся в надлежащем хранении укладки, то есть не в карманах спецодежды при себе, а в сумке-барсетке на приборной панели автомобиля.

Особенности хранения наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для обеспечения деятельности в системе органов федеральной службы безопасности и федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Так, в тех случаях, когда такие предметы выступают в качестве вещественных доказательств, применяются Правила хранения, учета и передачи вещественных доказательств, относящихся к

категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2010 г. №224, а также межведомственный приказ МВД РФ №840, Минюста РФ №320, Минздрава РФ № 388, Минэкономики РФ №472, ГТК РФ №726, ФСБ РФ №530, ФПС РФ №585 от 9 ноября 1999 г. "Об утверждении Инструкции

о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, в соответствии с указанной Инструкцией хранение изъятых из незаконного оборота инструментов и оборудования осуществляется в камерах хранения вещественных доказательств; после проведения экспертизы наркотики постановлением органа дознания, следователя, прокурора или определением (постановлением) суда приобщаются к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств и в течение суток передаются в камеру хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

8 декабря 2011 г. Хорошевским районным судом г. Москвы за нарушение этого правила по ч.1 ст. 228.2 УК РФ был осужден Ч. Являясь следователем СО при ЛОВД на водном транспорте, Ч., получив от эксперта вещественное доказательство дезоморфин по находящемуся у него в производстве уголовному дел, не принял должных мер по передаче этого наркотического средства в специально оборудованную камеру хранения наркотиков ЛОВД на ВТ МУВД на ВВТ МВД России, а продолжительный период хранил в служебном ка-

бинете. При передаче уголовного дела изготовил от имени ответственного за сохранность наркотиков инженера квитанцию о приеме наркотического средства в камеру хранения, которую приобщил к материалам уголовного дела. Впоследствии допущенные им нарушения правил оборота наркотических средств повлекли полную утрату указанного наркотического средства при не установленных следствием обстоятельствах.

Уничтожение наркотических средств и психотропных веществ -действия, приводящие к полной и невосстановимой утрате первоначальных свойств таких средств и веществ, осуще-ствлемые в соответствии с действующим законодательством.

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также инструменты или оборудование, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным, подлежат уничтожению (ч.1 ст. 29 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ) в порядке, установленном следующими нормативными актами:

1) постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. №647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным";

2) Инструкция по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным (утверждена приказом Минздрава РФ от 28 марта 2003 г. №127);

3) Положение о списании и уничтожении наркотических лекарственных средств и специальных рецептов, не использованных онкологическими больными (утверждено приказом Минздрава РФ от 12 ноября

1997 г. №330);

4) Инструкция о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения (утверждена приказом МВД РФ №840, Минюста РФ №320, Минздрава РФ №388, Минэкономики РФ №472, ГТК РФ №726, ФСБ РФ №530, ФПС РФ №585 от 9 ноября 1999 г.);

5) Порядок выдачи, учета, проведения инъекций наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии и уничтожения остатков наркотических средств и психотропных веществ, не пригодных к дальнейшему применению, а также использованной упаковки от них (утвержден приказом Минсельхоза РФ от 18 февраля 2005 г. №19).

В соответствии с установленными правилами уничтожаются наркотические средства, психотропные вещества и внесенные в Список I прекурсоры:

- с истекшим сроком годности;

- подвергшиеся химическому или физическому воздействию, следствием которого стала их непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки (к физическому воздействию можно отнести: инфракрасное, ВЧ и СВЧ электромагнитное, электрогидродинамическое, магнитоимпульсное, лазерное, механическое и др. Вскрытые ампулы (флаконы) с остатками не полностью использованных наркотических средств и психотропных веществ следует считать подвергшимися механическому (физическому) воздей-ствию5);

- принятые от родственников умерших больных;

- в отношении которых невозможно определить, является препарат наркотическим средством, психотропным веществом или внесенным в Список I прекурсором;

- конфискованные наркотическое средство, психотропное вещество или внесенные в Список I прекурсоры при условии, что они не могут быть использованы в медицинских, научных или иных целях,

а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч.2 ст. 29 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ).

Использование наркотических средств и психотропных веществ -применение таких средств и веществ в целях и порядке, установленных законом.

В соответствии с действующим законодательством использование наркотических средств и психотропных веществ допускается:

1 ) в медицинских целях - в соответствии с законодательством Российской Федерации о лекарственных средствах (Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств") в части, не противоречащей Федеральному закону от 8 января 1998 г. №3-ФЗ (ст. 31). В соответствии с п 2.4. приказа Минздрава России от 12 ноября

1997 г. № 330 лечащие врачи назначение и использование наркотических средств и психотропных веществ, независимо от лекарственной формы, обязаны оформлять записями в истории болезни и листке назначения с указанием наименования лекарственной формы наркотического средства и психотропного вещества, его количества и дозировки. Этим же приказом на лечащих и дежурных врачей возложена обязанность использованные ампулы из-под наркотических средств и психотропных веществ сдавать в этот же день, за исключением выходных и праздничных дней, заместителю руководителя по лечебной части, а в учреждениях, где он отсутствует, - руководителю лечебно-профилактического учреждения. Уничтожение использованных ампул производится не реже одного раза в 1 0 дней комиссией под председательством руководителя с оформлением соот-

ветствующего акта по установленной форме (п.2.5.);

2) для лечения транзитных пассажиров

- в соответствии с Правилами провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 июня

1998 г. №591);

3) в ветеринарии - в соответствии Положением об использовании наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии (утверждено постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. №453). Перечень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии, утвержден приказом Мин-сельхоза РФ №1580, Минздрава РФ №619 от 29 декабря 2003 г. К таким средствам отнесены кетамин и кетамина гидрохлорид (калипсол, кеталар). Порядок выдачи, учета, проведения инъекций наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии и уничтожения остатков наркотических средств и психотропных веществ, не пригодных к дальнейшему применению, а также использованной упаковки от них утвержден приказом Мин-сельхоза РФ от 18 февраля 2005 г. №19 "Об утверждении Порядка выдачи, учета, проведения инъекций наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии";

4) в научных и учебных целях - в соответствии со ст.34 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ;

5) для экспертной деятельности - в соответствии со ст.35 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ;

6) для осуществления оперативно-розыскной деятельности - при проведении контролируемых поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента, сбора образцов для сравнительного исследования, оперативного внедрения, исследования предметов и документов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст.36 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ), в соответствии с приказом МВД

РФ №840, Минюста РФ №320, Минздрава РФ №388, Минэкономики РФ №472, ГТК РФ №726, ФСБ РФ №530, ФПС РФ №585 от 9 сентября 1999 г.;

7) в военных целях - воинскими частями и подразделениями при участии в вооруженных конфликтах, оперативно-боевых мероприятиях, выполнении боевых и учебно-боевых задач (ст.36.1 ФЗ от 8 января

1998 г. №3-ФЗ).

Учет наркотических средств и психотропных веществ - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о состоянии таких средств и веществ и их изменениях путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций, связанных с их оборотом.

Учет таких средств и веществ осуществляется в соответствии с Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (утверждены постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. №644 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (вместе с Правилами представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ)).

Так, приговором Адамовского районного суда Оренбургской области от 31 августа 2010 г. за нарушение правил учета наркотических средств по ч. 1 ст. 228.2 УК РФ осуждена Н. Согласно должностной инструкции она была назначена ответственной за хранение, использование и учет наркотических средств. Получив из отделения ... 1 ампулу с наркотическим средством фентанил 0,005% - 2 мл для списания и уничтожения в связи с истечением срока годности, Н. в нарушение ст. 20 и

ст. 29 ФЗ от 8 января 1998 г. № З-ФЗ, п.. 1 приложения №6 к приказу Минздрава России от 12 ноября 1997 г. №330 от "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств", п.. 5 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, не произвела своевременное списание, а, утратив ампулу с наркотическим средством фентанил 0,005% - 2 мл, умышленно составила акт о том, что ампула была разбита, тем самым вывела из законного оборота наркотическое средство, что привело к его утрате.

Порядок учета прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ установлен постановлением Правительства РФ от 9 июня 2010 г. №419 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом". В соответствии с этим постановлением при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций; записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции.

За нарушение указанных и других правил учета прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ Ж. приговором Богородского городского суда Нижегородской области была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228.2 УК РФ. Являясь начальником химической лаборатории ОАО ”..." - лицом, ответственным за ведение и хранение журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Ж. не произвела учет под-

контрольного вещества "серная кислота" (не внесла соответствующую запись в Журнал учета прекурсоров) и впоследствии осуществила его сбыт.

Правила учета вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, утверждены постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2010 г. №224.

Продажа наркотических средств и психотропных веществ - передача таких средств и веществ другому лицу в обмен на денежную оплату (одна из частей сделки купля-продажа).

Включение в состав ст. 228.2 УК РФ ответственности за нарушение легальных правил продажи подконтрольных предметов необоснованно, поскольку ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ не прдусматрива-ет продажу в качестве формы оборота подконтрольных предметов.6

Приобретение наркотических средств и психотропных веществ -получение таких средств и веществ в соответствии с установленными правилами.

В соответствии с общим правилом приобретение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров для производства, изготовления, переработки, реализации, использования, в том числе в медицинских и иных целях, осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензий на указанные виды деятельности (ст. 24 ФЗ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ).

Правила приобретения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, определены постановлением Правительства РФ от

22 марта 2001 г. №221; правила приобретения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ - постановлением Правительства РФ от 18 августа 2010 г. №640.

Проведенный анализ содержания и нормативной инфраструктуры бланкетных признаков объективной стороны рассматриваемого состава преступления приводит к выводу о том, что избирательный подход законодателя к определению понятий отдельных признаков объективной стороны нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ не позволяет однозначно толковать содержание таких действий, как отпуск, реализация, продажа, уничтожение и использование наркотических средств и психотропных веществ. Их понятия применительно к составу преступления, предусмотренному ст. 228.2 УК РФ, не разъясняются и Пленумом Верховного Суда РФ. Разрозненный, неконсолидированный характер нормативной инфраструктуры уголовно-правового запрета значительно осложняет квалификацию нарушений правил оборота наркотических средств и психотропных веществ.

1 Иванова Е.В. Механизм незаконного создания наркотических средств или психотропных веществ и информация о нем // Актуальные вопросы уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков : матер. науч.-практ. семинара. Иркутск, 2012. С. 12.

2 Там же. С. 15.

3 Баранников А.Е. Разграничение составов незаконного изготовления, переработки и производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Российская юстиция. 2007. № 9.

4 Фёлкин С.И. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, инструментов и оборудования : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. М., 2011. С. 18.

5 Об обороте наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ : письмо Минздравсоцразвития РФ от 2 ноября 2005 г. № 5268-ВС // Новая аптека. 2006. №3.

6 Фёлкин С.И. Указ. раб. С.18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.