Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ СТЕРЕОТИПНОГО ОБРАЗА РОССИИ В ЗАПАДНЫХ СМИ'

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ СТЕРЕОТИПНОГО ОБРАЗА РОССИИ В ЗАПАДНЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

360
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
СТЕРЕОТИПЫ / ОБРАЗ РОССИИ / СТРАНЫ ЗАПАДА / ОБРАЗ СТРАНЫ / СМИ / STEREOTYPES / THE IMAGE OF RUSSIA / THE WESTERN COUNTRIES / THE IMAGE OF THE COUNTRY / THE MEDIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поздеева Валерия Дмитриевна

Данная статья посвящена рассмотрению вербального и визуального образов России в СМИ Западных стран, их содержания и направленности. В статье приводятся результаты исследований образа России, проведенных отечественными учеными и исследования, проведенные автором с применением метода визуального контент-анализа карикатур в западных электронных СМИ. Сделаны выводы о преобладании в СМИ западных стран негативного образа России. В структуру образа России, транслируемого в западных СМИ, прежде всего, входят представления о географическом положении государства, внешней и внутренней политике страны, населении и его характерных чертах, образ президента и его роль в политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND TRENDS OF THE STEREOTYPICAL IMAGE OF RUSSIA IN WESTERN MEDIA

This article is concentrated on studying verbal and visual images of Russia in Western media, their content and direction. The results of studies of the image of Russia are presented in the article. They are done by Russian scientists and by the author of the article. The author used content analysisof cartoons in Western electronic media. It was concluded, that in Western media the negative image of Russia is prevailing. The image of Russia, broadcasted in the Western media, includes geographical position of the country, international and domestic politics of the country, population and its characteristics, the image of the president and his role in politics.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ СТЕРЕОТИПНОГО ОБРАЗА РОССИИ В ЗАПАДНЫХ СМИ»

УДК 316

Поздеева Валерия Дмитриевна Pozdeeva Valeria Dmitrievna

Студент Student

Кубанский государственный университет Kuban State University

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ СТЕРЕОТИПНОГО ОБРАЗА

РОССИИ В ЗАПАДНЫХ СМИ

THE NATURE AND TRENDS OF THE STEREOTYPICAL IMAGE OF RUSSIA IN WESTERN MEDIA

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вербального и визуального образов России в СМИ Западных стран, их содержания и направленности. В статье приводятся результаты исследований образа России, проведенных отечественными учеными и исследования, проведенные автором с применением метода визуального контент-анализа карикатур в западных электронных СМИ. Сделаны выводы о преобладании в СМИ западных стран негативного образа России. В структуру образа России, транслируемого в западных СМИ, прежде всего, входят представления о географическом положении государства, внешней и внутренней политике страны, населении и его характерных чертах, образ президента и его роль в политике.

Abstract. This article is concentrated on studying verbal and visual images of Russia in Western media, their content and direction. The results of studies of the image of Russia are presented in the article. They are done by Russian scientists and by the author of the article. The author used content analysisof cartoons in Western electronic media. It was concluded, that in Western media the negative image of Russia is prevailing. The image of Russia, broadcasted in the Western media, includes geographical position of the country, international and domestic politics of the country, population and its characteristics, the image of the president and his role in politics.

Ключевые слова. стереотипы, образ России, страны запада, образ страны, СМИ

Key words: stereotypes, the image of Russia, the Western countries, the image of the country, the media

Образ страны в представлениях жителей других стран и данного государства формируются за счёт многих факторов, важную роль среди которых играет комплекс сложившихся авто- и гетеростереотипов. Вербальные стереотипы зачастую подкрепляются визуальным, роль которых могут выполнять карикатуры, шаржи, персонажи кинофильмов и др. Поэтому следует рассматривать образ страны как совокупность вербальных и визуальных стереотипов, тем самым имея перед собой целостное представление интересующего нас объекта.

Рассмотрению стереотипного образа России и русских за рубежом посвящены работы ряда отечественных и зарубежных исследователей. Так, Ходановичем С. проведено исследование ведущих мировых СМИ с применением метода контент-анализа, с целью выявить образ России, транслируемый в западной прессе [6]. Автором сделан вывод, что в большинстве публикаций посвященных России немаловажная роль отводится президенту РФ - В. В. Путину, фактически президент отожествляется со страной. За все, что происходит в стране, а также за действия за пределами государства, по мнению западных СМИ, отвечает именно президент.

Работа Алексеевой А.А. «Лексические и фразеологические репрезентанты образа России в современной российской, англо- и франкоязычной прессе» основана на результатах исследования, согласно которому зарубежные СМИ чаще всего транслируют информацию об агрессивном и враждебном отношении России к другим странам, о хамстве российских политиков, о жестокости России по отношению к собственным гражданам. Россия воспринимается как страна агрессор, создающая проблемы не только для своих ближайших соседей, но и для целого мира. В заключении, автор говорит, что не стоит рассматривать образ России только с негативной точки зрения, есть и положительные стороны, отмеченные в СМИ, к примеру, в сферах культуры и искусства, в которых наша страна признается неповторимой [1].

Проведенное Кобзевой С.В. исследование образа России в прессе США на материалах таких изданий как New York Times, US Today и Wall Street Journal имело цель выявить наиболее часто встречаемые категории. По итогам исследования, автор отмечает, что категория «Власть» значительно обошла все остальные. Это говорит о том, что интерес американской прессы в значительной степени направлен на проблемы реализации власти в России. Также немаловажный интерес для СМИ представляют темы экономического и социокультурного развития России, а также проблемы безопасности и благополучия российских граждан. Самыми значимыми темами в дискурсе анализируемых изданий являются «энергетика» и «государственность» [3].

Зырянова И. П. изучая образ России, созданный в современных британских СМИ на примере журнала «The Economist», отмечает, что в британской прессе наблюдается негативная, скептическая оценка изменений, происходящих во внешней политике России, первоначальной целью которой является налаживание отношений с Западом, что в совокупности приводит к формированию и закреплению отрицательного образа России в СМИ [2].

Целостное представление существующих стереотипов о России и подробное описание их типов представлено в работе Орловой О. Г. [4]. В ходе исследования американского публицистического дискурса были выделены следующие виды стереотипов: геополитические, политические, социумные и этнокультурные. К геополитическим относятся, стереотипы характеризующие Россию как территорию и раскрывающие её отношения с другими государствами. Автор относит к ним такие представления о России, как об особой, огромной, великой и при этом агрессивной стране, являющийся причиной «холодной войны» и бессмертным оппонентом США. И высказывания о том, что Россия противостоит всему цивилизованному миру и вмешивается в дела других стран, стремясь навязать им свою волю. Политические представляют собой комплекс мнений о русских, как самых несчастных мучеников, не понимающих в политике ничего и с радостью бы обменявших свободу на

сильного правителя. А Россия, по мнению американцев, представляет собой авторитарное государство, находящиеся в упадке из-за отсутствия разумных политических решений и невозможности осуществления демократии в стране. Социумные стереотипы представляют собой совокупность мнений о государстве и социуме. Такие стереотипы показывают Россию, как отсталую нецивилизованную страну, в которой процветает коррумпированность, что привело к бедности большую часть населения, а также отмечают такие проблемы государства как преступность и национализм. Этнокультурные стереотипы отражают неповторимый русский уклад жизни и ментальность. Национальный колорит выступает символом России и русских и заключается в предметах быта, народных традициях и праздниках, особенностях климата и природы, примером могут служить появление таких слов, как баня, дача, самовар, водка, зима или снег и т.д.

В представлении о русском человеке присутствуют такие черты характера как любовь к Родине, гостеприимство, широта души, терпение, находчивость, противоречивость, по мнению американских СМИ. А прототипом русского человека является русский крестьянин, мужик.

Также нельзя не сказать о таком стереотипном символе, как «русский медведь», который является одновременно частью политического и геополитического стереотипов. В этот символ вкладывается смысл, заключенный в представлениях об агрессивности, дикости и не цивилизованности проводимой русскими политикой.

Существуют множество исследований посвященных вербальным стереотипам о России и русских, но при этом мало изученной остается их визуальная составляющая. Данный аспект анализа, на наш взгляд, является недооцененным, ведь информация, подкрепленная визуальными эффектами, запоминается лучше, а, следовательно, такой образ будет более устойчивым в сознание масс.

Тусельбаева Ж. А., Оршуляк М. А. провели исследования, изучив художественные фильмы, отражавшие этнические стереотипы американцев о русских [5]. В работе авторами были использованы такие методы, как дискурсивный анализ, сопоставительный метод и дескриптивный метод. По итогам исследования были выявлены черты русских и их типичная внешность. По мнению американцев, для русских характерны: эмоциональность, загадочность, религиозность, нелогичность мышления, нерациональности, грубость, покорность, тяга к страданию, пессимизм, фатализм, жестокость, лень, подозрительность, но при этом доброта, терпимость, гостеприимство, широта русской души. Внешний вид русского представлен как большой человек с бородой и темными волосами, порой довольно неуклюжий.

В фильмах чаще всего также упоминается русский климат, где Россия изображается как очень снежная и холодная страна. Обычными русскими блюдами, по мнению американцев, являются борщ, картошка и капуста. А самым популярным напитком является водка, которую принято у русских употреблять с утра.

Американский кинематограф показывает русских жестокими людьми, и большинство из них заняты в сфере криминального бизнеса, осуществляют незаконный экспорт оружия, водки, икры. Часто упоминается русская мафия, держащая в страхе простых людей и создающая проблемы для честных полицейских. В самой России из-за напряженной криминальной обстановки, тюрьмы представляют собой мини-государства со своими порядками и знаками отличия. Исключительным авторитетом среди членов преступного мира пользуется так называемый «вор в законе».

Особенное влияние на формирования образа России в кино сыграла Холодная война. Русских в фильмах представляли как жестоких шпионов, целью работы которых была заполучить важные секретные данные о США и использовать против Америки или её президента. Шпионы, которые не

приносили пользу своей стране, на родине ждала тюрьма, что ещё раз подтверждает мнение о жестокости русских, считают американцы.

Таким образом, авторы исследования делают следующие выводы: из всех американских стереотипов о России и русских, на первом месте стоит склонность русского народа к страданию и безропотности. Он смиренно принимает все невзгоды жизни и не жалуется на это, даже в тех случаях, когда это необходимо сделать. На втором месте находится пессимизм и фатализм, что объясняют американцы, связано с тем, что Россия более близка к странам Востока. Следующее место занимает мнение о том, что жизнь русского человека скучна и однообразна, как и его культура. На четвёртом месте расположился стереотип о русских, которые уверенны в своей исключительности и считают, что России уготована особая миссионерская роль в мире. Также были отмечены такие стереотипы, как неоднозначность и противоречивость русской культуры, враждебность к другим государствам и их культурам, агрессивность.

Нами было рассмотрено исследование американского кино, данная кинематографическая продукция на сегодняшний момент оказывает огромное влияние на современные представления не только стран западной Европы, но и практически всего мира. Поэтому можно предположить, что отношения американских СМИ к России во многом схожи с отношением стран Западной Европы. В целом, мы видим, что представления носят негативный характер, показывают отсталость России во многих сферах от других государств мира, в частности о США.

Вербальные стереотипы чаще всего подкрепляются визуальными образами. Поэтому мы постараемся в своем исследовании выяснить, какой образ России сформировался в сознание стран Запада и транслируется в СМИ и что важнее как этот образ визуализируется.

В проведенном нами исследовании в качестве метода был использован визуальный контент-анализ. В качестве источников - такие электронные сайты, публикующие в открытом доступе карикатуры, как Madison.com (веб-сайт

газеты Wisconsin State Journal), theguardian.com (веб-сайт газеты the Guardian), U.S.News и ocregister.com (веб-сайт газеты The Orange County Register). Рассматривались материалы, опубликованные в течение двух месяцев: апрель и май 2018 г.

Выбор анализируемых источников объясняется несколькими причинами. Во-первых, в немногих СМИ Западных стран публикуются карикатуры. В большинстве случаев у карикатуристов есть собственные сайты или страницы в социальных сетях, где они размещают свои работы. Нам же было интересно исследовать именно те карикатуры, которые публикуются в СМИ. Во-вторых, зарубежные издания, имеющие электронную версию, требуют платную подписку от своих пользователей, поэтому мы воспользовались новостным сайтом и сайтами, имеющими печатный аналог в виде газет. В выборку попали американские и британские СМИ, как наиболее доступные источники для нашего исследования, в отличие от немецких и французских СМИ.

В процессе анализа мы имели дела с ограниченным количеством исследуемого материала, что объяснялось спецификой источников, платным доступом ко многим материалам, а также относительно спокойной ситуацией в мире, отсутствие «громких дел» с участием России.

Нами были выделены следующие категории анализа: присутствие России в карикатуре, взаимодействие с другими странами и внешний вид карикатуры. Единицами анализами мы будем считать появление России как объекта или как упоминание, характер изображения, контекст изображения, появление других стран или государственных политических деятелей, характер отношений со странами, цвет карикатуры, наличие фона, наличие текста или подписи. За единицу счёта мы принимаем количество карикатур, в которых появляется определенный объект, а также частота появления карикатур определенного характера.

Из всех рассмотренных карикатур, опубликованных за указанный период в выбранных нами источниках, мы особое внимание уделяли лишь тем, в

которых присутствовало изображение России (либо связанных с ней элементов), а также фиксировались карикатуры, в которых присутствовало упоминание России (либо связанных с ней элементов), таких в итоге оказалось двадцать шесть.

Первое, на что обращаем внимание, это внешний вид карикатур. Из проведенного исследование мы видим, что все изображения являются цветными, имеют текст и отмечены подписью автора. Но не во всех карикатурах прорисовывается задний фон, лишь в 53,9% изображений. Все эти данные говорят нам о специфике изображения карикатур в СМИ Западных стран, которые обязательно являются цветными, в них присутствует текст, который дополняет и в некоторых моментах объясняет происходящие действие в карикатуре, а отсутствие фона предполагает большую концентрацию на действующих лицах изображения. Все карикатуры подписываются, поэтому не составляет труда найти не только автора работы, но и другие его работы.

Карикатуры, в которых присутствует Россия (либо связанные с ней элементы) составляют половину от всех карикатур, анализируемых нами. В большинстве случаев, а именно 46,2%, упоминания встречаются в виде слов в диалогах персонажей карикатур или надписей на меловых досках и в основном касаются внешней политики России. Распространенными темами являются вмешательство России (а точнее, как утверждают в карикатурах, российских хакеров и Путина В.В.) в выборы президента США, якобы участие России (Путина В.В.) в отравлении Скрипаля и т.д. В одной из карикатур мы наблюдаем намёк на Россию в виде огромной ушанки на голове Хиллари Клинтон. Упоминания в большинстве случаев (69%) несут негативный характер.

Рассматривая, карикатуры, где присутствует Россия (либо связанные с ней элементы), мы можем отметить присутствие в большинстве случаев, а именно в 26,9 %,на них В. В.Путина. Образ президента во всех карикатурах довольно типичен и легко узнаваем. На нём, как правило, надет костюм с галстуком. Данный персонаж появляется при изображении событий международного

масштаба негативного характера как прямой или косвенный участник данного события. Например, участие в сирийском конфликте, присутствие при важных мировых событиях, вмешательство в дела других стран. Отмечен также интерес Западных СМИ к внутренней политике России, где они метко подмечают постоянство граждан в выборе президента России, долгий срок Путина В.В. на данном посту.

Также на одной из карикатур Россия изображена в виде кровожадного медведя, не признающего своей вины в очевидных преступлениях и изображение российских олигархов, которые уверены, что их богатство позволяет открывать любые двери в любой стране. Появление персонажей, связанных с Россией, в карикатурах оцениваются в основном с негативной точки зрения (84,6%).

Мы можем заметить, что действия в карикатурах в основном связаны с внешней политикой России и лишь малая часть рассматривает внутреннюю политику и другие сферы. К другим сферам мы относим карикатуры, в которых изображают российского олигарха и его помощника, которые хотят получить заграничную визу и карикатура, в которой упоминались российские боты.

Сложно в ходе анализа оценить отношения между Россией и США, Россией и Великобританией, так как с одной стороны, оценивая Россию с негативной точки зрения, с другой стороны, карикатуристы стараются не рисовать напрямую взаимодействующих персонажей, олицетворяющих собой государства, давая зрителям лишь неясные намёки. Единственное, что можно выяснить из просмотра карикатур, что между Трампом и Путиным, по мнению зарубежных карикатуристов, существуют некие отношения, но понять характер этих отношений довольно проблематично, их нельзя назвать дружескими, но и открытой вражды тоже не наблюдается.

В карикатурах помимо России, США и Великобритании присутствуют также Франция, Евросоюз, Сирия и Китай в контексте взаимодействия стран при регулировании конфликтов в мире. Самый популярный персонаж, которого изображают во многих карикатурах, это Дональд Трамп - президент США. Из

других государственных деятелей можно отметить Бориса Джонсона (министр иностранных дел Великобритании), Эммануэля Макрона (президент Франции), Башара Асада (президент Сирии).

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что большая часть карикатур отражает внешнюю политику России и оценивается явно с негативной стороны. Россия чаще всего выступает как агрессор, который учувствует в кровавых конфликтах, либо как секретный агент, который вмешивается в политику других государств и старается разрушить их изнутри. Образ России в основном представлен президентом Путиным В.В. или медведем. В некоторых карикатурах подчеркиваются «особые отношения» между лидерами США и России, а также лидерами Сирии, Франции и Великобритании, но явного взаимодействия их с Россией не происходит.

Особенность внутренней политики России в карикатурах отражается в несменяемости Путина В.В. на посту президента. Из традиционных символов, указывающих на Россию можно отметить появление в одной из карикатур военной шапки ушанки.

Отдельно стоит отметить появление в карикатурах таких персонажей, как российские олигархи. Их представляют в негативном свете, как людей, которые считают, что им позволено что угодно и где угодно благодаря своему капиталу.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что негативный образ России сохраняется и поддерживается и сегодня в СМИ западных стран.

Библиографический список:

1. Алексеева, А.А. Лексические и фразеологические репрезентанты образа России в современной англо- и франкоязычной прессе [Текст] / А.А. Алексеева//Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры: материалы Международной научной конференции. Екатеринбург, 13-17 сентября 2010 / Урал.гос. пед. ун-т; Гл. ред. Чудинов А. П. - Екатеринбург, 2010. - С. 15-17.

2. Зырянова, И.П. Образ России в современных британских СМИ (на материале журнала «The Economist») [Текст] / И.П. Зырянова // Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры: материалы Международной научной конференции. Екатеринбург, 13-17 сентября 2010 / Урал.гос. пед. ун-т; гл. ред. Чудинов А. П. - Екатеринбург, 2010. - С. 64-66.

3. Кобзева, С.В.Россия в зеркале американской прессы компьютерный контент-мониторинг изданий New York Times, US Today и Wal lStreet Journal [Электронный ресурс] / С.В. Кобзева. - Режим доступа:https://www.hse.ru/data/2010/09/03/1220649435/Кобзева%20Рсия%20в% 20

зеркале%20американской%20прессы%20(контент-анализ).pdf (дата обращения 10.09.2020).

4. Орлова, О.Г. Стереотипы-представления о России в американском публицистическом дискурсе [Электронный ресурс] / О.Г. Орлова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2011. - №4. - С. 93-102. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stereotipy-predstavleniya-o-rossii-v-amerikanskom-publitsisticheskom-diskurse (дата обращения 10.09.2020).

5. Тусельбаева, Ж.А. Художественный фильм как отражение этнических стереотипов: стереотипы американцев о русских [Электронный ресурс] / Ж.А. Тусельбаева, М.А. Оршуляк //Вестник Инновационного Евразийского университета. - 2012 . - Режим доступа: https://articlekz.com/article/13372 (дата обращения 10.09.2020).

6. Ходанович, С. Образ России в зеркале западных СМИ [Электронный ресурс] / С. Ходанович. - Режим доступа: https://inosmi.ru/world/20070 503/234331.html (дата обращения 10.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.