ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ И РЕГИОНОВ
Содержание и методы оценки эффективности деятельности муниципальных органов управления
Анохов Алексей Владимирович,
аспирант, Международный банковский институт имени Анатолия Собчака E-mail: [email protected]
Затевахина Анна Васильевна,
кандидат экономических наук, доцент, первый проректор, Международный банковский институт имени Анатолия Собчака
E-mail: [email protected]
Одним и основных направлений повышения эффективности муниципальных органов управления является совершенствование управления на муниципальном уровне. Одной из основных проблем в исследованиях является проведение оценки эффективности определенного вида деятельности, включая деятельность муниципальных органов управления. Управляемая система оценивается с точки зрения количественного или качественного формата оценки. При этом в ряде исследований отмечается, что изменения в системе не всегда связаны с эффективностью управления, а могут быть обусловлены рядом внешних причин, к которым относятся изменения на рынке, в геополитике, в мире в целом. При этом особую значимость приобретает оценка эффективности на уровне местного самоуправления.
Ключевые слова: муниципальные органы, управление, эффективность, изменение, управляемая система.
Введение
Определение уровня местного самоуправления представляет определенные трудности. Это связано в первую очередь с тем, что муниципальные образования априори очень неоднородны и дифференцированы. Во-вторых, органы местного самоуправления, максимально приближенные к повседневным потребностям граждан, должны более «осторожно» подходить к управлению своими общими инструментами управления с учетом специфики своего региона. Указ Президента Российской Федерации № 607 от 28 апреля 2008 г. определяет методику оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации [8]. Несмотря на то, что технология существует давно, она все еще подвергается критике [5, с. 182].
Постановка задачи
Методика оценки деятельности государственных учреждений в Российской Федерации развита больше, чем в западных странах, и имеет свои уникальные параметры. Западные фильмы 60-х и 70-х годов. Большое внимание в ХХ веке уделялось разработке методов измерения эффективности деятельности государственных органов. Это связано с высоким уровнем автономии органов местного самоуправления в развитых странах. В России активный период развития метода начался в 1990-е годы ХХ века.
Исследования этого периода первоначально касаются регионального (квазифедерального) уровня и сосредоточены на типологии регионального развития по типу и уровню социально-экономических проблем (табл. 1).
Таблица 1. Генезис подходов к оценке деятельности органов публичной власти
Элементы для сравнения За рубежом В Российской Федерации
Время активного развития методических подходов 60-70 гг. ХХ века 90 гг. ХХ века, начало ХХ1 века
Уровень оценки (главный / второстепенный) Муниципальный / региональный Региональный /муниципальный
Элементы для сравнения За рубежом В Российской Федерации
Цель Оценка эффективности деятельности органов власти различных уровней Выявление факторов дифференциации территорий
Результаты Рейтинг социально-экономического развития территорий Типологизация развития территорий
Источник: составлено автором.
Это объясняется развитием дифференциации на уровне регионов, вызванной переходом к рыночной системе нового типа. Методология оценки изменений на уровне региона в формате экономического пространства страны исследуется научным сообществом.
Эту проблему решает А.Г. Гранберг [4], П. В. Назаров, А.В. Плотников [6]. Также отмечается проблема межрегиональной дифференциации в контексте местного самоуправления [3, с. 31]. Исследовательские вопросы Исследовательские институты также уделяют внимание развитию регионального правительства и оценке деятельности регионального правительства. Наиболее известными произведениями XX и XXI рубежа являются:
- Институт экономики города изучает методологический подход к полной оценке муниципального развития в контексте ограниченных муниципальных статистических данных («Городской барометр», 1999-2004 годы).
- Созданный в середине 2000-х годов фонд Новая Евразия имел целью проведение мониторинга финансирования на уровне местного самоуправления.
- Аналитические материалы по развитию регионов и городов готовятся на базе Леонтьевского международного центра исследований.
28 апреля 2008 года был издан Указ Президента Российской Федерации № 607, в котором была определена методика оценки деятельности органов муниципальной власти в РФ. Сравнивая подходы к оценке деятельности региональных органов власти в 2008 и 2022 годах, хотя и есть идеологическое сходство, 2022 год включает в себя оценку рейтингов удовлетворенности в показателях), но ряд динамических рейтингов и рейтингов удовлетворенности жителей составляются отдельно с разными весовыми коэффициентами.
Методы исследования
Эта технология сейчас хорошо развита и имеет множество преимуществ: „ - Оценивает динамику муниципального состоя-= ния вместо представления статической ситуа-© ции.
- Предполагает оценку результатов деятельно-~ сти на уровне социально-экономических пока-г зателей, а также оценку процесса управления.
- Предполагает оценку удовлетворенности граждан функционированием муниципальных органов власти.
- Содержит показатели, которые используются для расчета размера субсидии.
Каждый субъект РФ может осуществить адаптацию методологии в регионе, принимая во внимание ключевые функции. Методика в данный момент достаточно проработана на федеральном уровне, что подтверждается наличием научной дискуссии по данному вопросу на данном уровне [1, с. 256].
В целях определения тенденций развития нормативно-правовой базы мониторинга и оценки программ на муниципальном уровне следует проанализировать новации, предлагаемые Методикой разработки и реализации федеральных целевых программ, разработанной Минэкономики России:
- необходимость включения оценки ожидаемых результатов, включающих экономические, социальные, экологические параметры; предполагается наличие количественных показателей, которые могут быть достигнуты в рамках реализации программы, при этом осуществляется сравнение с данными официальной статистики;
- необходимость формирования промежуточного отчета о выполнении основных пунктов программы муниципальным органом власти;
- в заключительном отчете должны быть представлены выводы об окончательных результатах программы, которые включают оценку результативности и эффективности деятельности муниципальных органов власти.
Также на уровне Минэкономики РФ представлен проект соглашения о развитии на уровне региона, в котором определен порядок его подготовки и реализации. В документе обозначены основные направления установления контроля за деятельностью органов местной власти.
Ключевыми процедурами, которые определяют реализацию стратегии на уровне муниципалитета, являются разработка критериев оценки, мониторинг реализации стратегии и корректировка развития муниципалитета или региона на основе достигнутых критериев оценки.
Возможность для органов региональной власти - правительств и местных советов - использовать методические рекомендации Минэкономики РФ и утверждение Федеральной стратегии социально-экономического развития на 2020-2022 годы Распоряжением Президента и Правительства, новый регион года Это движущая сила разработки стратегии развития.
В настоящее время в России решением органа местного самоуправления или распоряжением главы местного самоуправления утверждено 17 региональных стратегий развития.
Одним из ключевых понятий эффективности местного самоуправления является эффективность управления персоналом. Самым важным ресурсом любой организации, коммерческой, национальной или местной, являются ее сотрудники.
В связи с этим совершенствование деятельности муниципальных органов управления должно базироваться на формировании актуальной требованиям развития системы управления персоналом.
Хотя местные органы власти в настоящее время не используют передовые технологии для управления программами государственной службы, их внедрение будет способствовать развитию как отдельных сотрудников, так и всей кадровой системы.
Цель по оптимизации системы управления персоналом должна базироваться на решении следующих задач:
- необходимость разработки ключевых принципов управления персоналом;
- развитие новых сотрудников;
- разработка системы мотивации персонала;
- система оценки персонала, его аттестации;
- развития персонала с учетом концепции индивидуальное траектории развития;
- повышение профессионального уровня сотрудников и формирование системы обучения. При проведении оценки деятельности персонала муниципальных органов управления следует использовать общие для оценки всех систем персонала показатели, основанные на оценке производительности труда и качестве оказания услуг. При этом следует выделить специальные методы оценки, осуществляющие мониторинг удовлетворенности персонала и психологического климата в коллективе. Также применяются показатели оценки экономической эффективности.
Среднегодовая выработка на одного сотрудника рассчитывается путем деления среднегодового оборота делится на среднегодовую численность сотрудников (1) [7, 5].
Увыр = и / Р, руб. / раб. (1)
где: и - поступления средств за год, руб.; Р - среднесписочная численность персонала, раб.
Коэффициент текучести обосновывает уровень социальной эффективности (2):
Кт = Рв / Р*100, % (2)
где: Рв - уволенные сотрудники, раб.; Р - среднесписочная численность персонала, раб.
Есть показатели, свидетельствующие об изменениях внутри организации:
- Естественная текучесть (3-5%) - показывает нормальную кадровую динамику. Текучесть кадров способствует своевременному обновлению команды.
- Избыточная ликвидность (5% и более) - высокая доля ликвидности. Такая текучка может привести к значительным финансовым потерям и вызвать организационные, кадровые, технические и другие проблемы. Требует конкретных действий и управления.
Также рассчитывается коэффициент невыходов на работу (3):
А = Dn / (N*D), раб (3)
Дн - рабочие дни, дни, потерянные за период в связи с отсутствием на работе. Д - рабочий день, день. N -
Среднесписочная численность работников, чел. Коэффициент невыхода на работу относится к среднему количеству рабочих дней, потерянных из-за неявки на работу.
Высокий уровень невыхода на работу вынуждает организации тратить деньги на компенсацию отсутствующих сотрудников, отсутствующих замещающих работников и потерь.
Для анализа движения работников используются следующие показатели, не отражающие напрямую эффективность системы управления персоналом: Текучесть кадров - это процент работников, который возникает в результате изъятия работников от общего числа работников в периоде (4):
Кпр = Чпр / Чср*100, % (4)
где: Чпр - принятые сотрудники, раб.; Чср - среднесписочная численность персонала, раб.
Коэффициент оборота по увольнению:
Кур = Чур / Чср*100, % (5)
где: Чпр - количество уволенных работников, раб.; Чср - среднесписочная численность персонала, раб.
Эффективность системы управления персоналом определяется эффективностью персонала компании.
Выводы
Одним из основных пунктов оценки деятельности администрации области является региональное управление социально-экономическим развитием администрации области.
Рис. 1. Алгоритм оценки деятельности муниципальных органов управления
Е. Алисенов констатировал, что муниципальное (региональное) управление в основном осуществляется с ограниченными ресурсами, в том числе Ы бюджетными и целевыми программами [10, с. 101]. Важно соотнесение показателей качества управления на уровне муниципалитета с деятельностью должностных лиц, ответственных за изменения
в сфере управления, бюджетирования и создание системы, ориентированной на результат.
Важно создать системный способ всесторонней оценки качества работы муниципалитетов, что важно для развития сообщества в связи с изменением определения государственного управления. Необходим метод оценки эффективности муниципальных услуг.
Поэтому необходимо оценивать эффективность экономического развития города (деятельность муниципалитетов) и обеспечивать иной подход (в процессе «затраты-выгода») - учитывать, что потенциал территории определяет эффективность экономического развития. Рисунок 1 содержит алгоритм оценки деятельности муниципальных органов управления.
Матрица эффективности муниципального управления представлена в таблице 2.
Таблица 2. Матрица эффективности муниципального управления
Уровень социально-экономического развития района
вы-со-кий выше среднего средний ниже среднего низкий
Потенциал развития высокий I II IV IV IV
средний I I II IV IV
низкий I I II III III
Таким образом, можно сделать вывод, что региональная стратегия должна отвечать приоритетам регионального развития. Если рассматривать страны ЕС, следует отметить, что Польша, например, на уровне регионов занимается внедрением требований к реализации государственных программ. На основе мониторинга программ проводится мониторинг конкретных проектов, реализуемых в рамках программ.
В России осуществляется процесс целостного подхода к оценке деятельности муниципального управления с учетом стратегий развития на уровне регионов. В настоящее время подход к разработке и мониторингу стратегий на уровне регионов формализован. При этом следует отметить недостаточный уровень развития навыков в области управления, что делает необходимым закрепление качественной выборки мониторинговых программ на уровне федеральном.
Также в России на сегодняшний день отсутствует независимое агентство, которое могло бы проводить оценку деятельности муниципальных органов власти. При этом следует обратить внимание на опыт оценки региональных программ, реализуемых неправительственными организациями, экспертами извне. Инновации такого плана финансируются преимущественно иностранными организациями, в рамках реализации международных проектов.
Как известно, большинство индикаторов, выбранных в качестве индикаторов реализации программы, предоставлены для мониторинга Национальной системой статистики.
При проведении оценки ограничения по группам интервалов следующие:
- низкий потенциал: [Xmax; Xmax - L);
- средний потенциал: [Xmax - L; Xmax - 2 L);
- высокий потенциал: [Hmax - 2L; Humin],
где Xmax - значение максимального количества районных локаций в индикаторном блоке; cumin -минимальное количество локаций в районе индикаторного блока; L = (Xmax - Xmin) / 3.
Как отмечает В.Н. Южакова, городскому округу с высоким потенциальным значением присваивается 2 балла, со средним значением 1 балл - 1 балл и менее 1 балла - 0 баллов. Для обеспечения сопоставимости оценки и возможности делать выводы об изменении уровня муниципального потенциала за границы значений рекомендуется принимать интервалы высокого, среднего и низкого потенциала. Данные прошлого года [11, с. 19].
Уровень социально-экономического потенциала - это:
- низкий СЭП - 0-4 балла;
- средний СЭП - 5-8 баллов;
- высокий СЭП - 9-12 баллов.
= Региональная стратегия является обобщающим е документом для оценки эффективности на уровне Я муниципалитетов. На ее основе можно проводить ° мониторинг и оценку реализации стратегий и про-5в грамм на уровне муниципалитетов.
Заключение
Современная система местного самоуправления основана на использовании различных объективных методов для оценки эффективности, а также для решения комплексных инфраструктурных, управленческих, общественных и других задач. Данные методы включают оценивание со стороны общества на основе голосования, оценка со стороны внешних экспертов или экспертных групп, определение приоритетов со стороны региональных властей.
Объединение двух задач (оптимизация процесса муниципального управления и оценка его эффективности) в одном электронном сервисе для решения важных локальных повседневных задач и получения как непосредственно, так и предложений от жителей. В результате мониторинга эффективности регионального правительства выявлены направления, требующие первоочередного внимания, разработан перечень мероприятий по повышению эффективности деятельности, проведена оценка качества предоставляемых услуг и выявлены внутренние ресурсы.
Понятно, что цифровизация местной администрации должна сопровождаться совершенствованием действующего законодательства об общих отправных точках для администрации местной администрации. В частности, необходимо предло-
жить новые способы оценки эффективности и оптимизации муниципальной деятельности.
Литература
1. Арзуманян М.С. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов Брянской области // Состояние, проблемы и перспективы развития современной науки: Сборник научных трудов национальной научно-практической конференции, 20-21 мая 2023 года. Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2023. С.256-262.
2. Бардакова С.М. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Известия государственного байкальского университета. 2011 г. № 3. С. 97-100.
3. Ворошилов Н.В. Дифференциация социально-экономического развития муниципальных образований Вологодской области 19912011 гг. // Проблемы развития территорий. 2013. № 3(65). С. 31-41.
4. Гранберг А.Г. Экономическое пространство России: вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск стратегий // Экономическое возрождение России: периодическое научное издание. 2004. № 1. С. 16-22.
5. Корсунов Д. А., Буров А.Б. KPI как система управления и оценки эффективности деятельности органов власти и местного самоуправления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1. С. 182-187. DOI 10.22394/20791690-2021-1-1-182-187. -EDN ZAWVBR.
6. Назаров П.В., Плотников А.В. Экономическая безопасность и устойчивость социально-экономической системы в периоды кризисов// Ученые записки Международного банковского института. Вып. 4 (42)/ Под науч. ред. М.В. Сиговой. - СПб.: Изд-во МБИ, 2022. - 192 с.
7. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2022 г. // URL: http://www. cdep.ru/index. php?id=79&item=5671 (дата обращения: 09.11.2022).
8. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
9. Умная трансформация городов России // URL: https://social.hse.ru/ data/2020/ 03/05/1165848180/Лекция%205^. (дата обращения: 09.11.2022).
10. Экономическая теория и практика: современные приоритеты: материалы межвузовской научно-методической конференции. Май 2021: сборник статей / А.С. Алисенов [и др.]. -Москва: Дело, 2021. - 216 c. - ISBN 978-585006-362-7. - Текст: электронный // IPR
SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop. ru/124087.html (дата обращения: 04.03.2023). 11. Южаков В. Н. и др. Качество российского государственного управления: проблемы и приоритеты. - Издательский дом» Дело» РАНХиГС, 2022.
CONTENT AND METHODS FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE ACTIVITIES OF MUNICIPAL GOVERNMENTS
Anokhov A.V., Zatevakhina A.V.
International Banking Institute named after Anatoly Sobchak
One of the main directions for improving the efficiency of municipal governments is the improvement of management at the municipal level. One of the biggest challenges in research is assessing the effectiveness of certain types of services, including local government services. The management system is evaluated by means of quantitative or qualitative analysis. At the same time, many studies say that organizational change is not always linked to management skills and can be driven by various external factors, including market, geopolitical and international changes. At the same time, performance evaluation at the municipal level has an important meaning.
Keywords: municipal bodies, management, efficiency, change, controlled system.
References
1. Arzumanyan M.S. Evaluation of the effectiveness of the activities of local governments of municipal districts of the Bryansk region // Status, problems and prospects for the development of modern science: Collection of scientific papers of the national scientific and practical conference, May 20-21, 2023. Bryansk: Bryansk State Agrarian University, 2023, pp. 256-262.
2. Bardakova S.M. Evaluation of the effectiveness of local self-government bodies // Bulletin of the State Baikal University. 2011 № 3. pp. 97-100.
3. Voroshilov N.V. Differentiation of socio-economic development of municipalities in the Vologda Oblast in 1991-2011. // Problems of development of territories. 2013. No. 3 (65). pp. 31-41.
4. Granberg A.G. The economic space of Russia: eternal problems, transformational processes, the search for strategies // Economic revival of Russia: periodical scientific publication. 2004. No. 1. pp. 16-22.
5. Korsunov D. A., Burov A.B. KPI as a system for managing and evaluating the effectiveness of the activities of authorities and local self-government // State and municipal management. Scientific notes. 2021. No. 1. S. 182-187. DOI 10.22394/207916902021-1-1-182-187. - EDN ZAWVBR.
6. Nazarov P.V., Plotnikov A.V. Economic security and sustaina-bility of the socio-economic system in times of crisis // Scientific notes of the International Banking Institute. Issue. 4 (42) / Under scientific. ed. M.V. Sigova. - St. Petersburg: MBI Publishing House, 2022. - 192 p.
7. Summary statistical information on the activities of federal courts of general jurisdiction and justices of the peace for 2022 // URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5671 (accessed 11/09/2022).
8. Decree of the President of the Russian Federation of April 28, 2008 N 607 "On assessing the effectiveness of the activities of local governments of municipal, urban districts and municipal districts." Official Internet portal of legal information. URL: http:// www.pravo.gov.ru
9. Smart transformation of Russian cities // URL: https://social. hse.ru/data/2020/ 03/05/1165848180/ Lecture%205.pdf. (date of access: 09.11.2022).
10. Economic theory and practice: modern priorities: materials of the interuniversity scientific and methodological conference. May 2021: collection of articles / A.S. Alisenov [i dr.]. - Moscow: Delo, 2021. - 216 p. - ISBN 978-5-85006-362-7. - Text: electronic // IPR SMART: [website]. - URL: https://www.iprbook-shop.ru/124087.html (date of access: 03/04/2023).
11. Yuzhakov VN et al. The quality of Russian public administration: problems and priorities. - Publishing house "Delo" RANEPA, 2022.
C3
о
CO £
m Р СГ
CT1 А
IE