Научная статья на тему 'Содержание и методика нравственного воспитания женщины в гимназии Ф. А. Аитовой в конце XIX начале XX века'

Содержание и методика нравственного воспитания женщины в гимназии Ф. А. Аитовой в конце XIX начале XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минуллина Э. И.

В данной статье с привлечением архивных материалов исследована история появления гимназии Ф.А.Аитовой в конце XIX начале XX века, раскрыто содержание образования и методика нрав-ственного воспитания в татарской женской гимназии Ф.А.Аитовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и методика нравственного воспитания женщины в гимназии Ф. А. Аитовой в конце XIX начале XX века»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №1(12)

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ГИМНАЗИИ Ф.А.АИТОВОЙ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

© Э.И.Минуллина

В данной статье с привлечением архивных материалов исследована история появления гимназии Ф.А.Аитовой в конце XIX - начале XX века, раскрыто содержание образования и методика нравственного воспитания в татарской женской гимназии Ф.А.Аитовой.

Нравственность, духовность, проблемы нравственного воспитания вышли на первый план объективного прогнозирования перспектив развития нашего Отечества, так как в нравственной культуре и воспитанности женщины заложены ресурсы общества и сегодня, и завтра, в будущем. Большое значение в нравственном становлении личности имеет преемственность традиций предшествующих поколений, грамотное использование огромного богатства народной мудрости, содержащей ценные идеи в опыте воспитания. Сохранение многовековых традиций татарской национальной культуры, умелое использование их в нравственном воспитании личности является составной частью решения социальных и ряда экономических проблем, актуальных для современного общества.

Благодаря стараниям передовой части татарского общества, в конце XIX - начале XX века стали появляться женские новометодные учебные заведения с введением классно-урочной системы, обучением девочек по новому, звуковому методу, включением светских наук и русского языка в курс обучения. К таким передовым учебным заведениям относится женская гимназия Фатыйхи Абдулвалеевны Аитовой. Помимо подготовки высококвалифицированных педагогов для мектебе основная цель данной гимназии заключалась в нравственном воспитании "будущих матерей татарского народа".

В воспитании и образовании подрастающего поколения одна из ведущих ролей принадлежит учителю, однако одним из первых воспитателей детей в семье является женщина-мать, от которой зависит нравственное становление личности ребенка. При изучении и анализе исторических фактов, архивных материалов и литературы о становлении, развитии женского образования в республике Татарстан и положении женщины в обществе мы пришли к выводу, что акцент должен быть прежде всего сделан на понимании роли и места татарской женщины в семье и обществе.

В конце XIX - начале ХХ века положение татарской женщины было бесправным: мусуль-

манская женщина была бесправна, мир ее духовных интересов ограничивался домом, она была исключена из общественной жизни, фактически ее социальная функция сводилась к естественнобиологической стороне.

Помимо тяжелого положения из-за религиозных законов, особенно острой была проблема бесправия татарской женщины в обществе. По законам царской власти ей запрещалось принимать участие в сельских собраниях, у нее не было паспорта, после замужества ее записывали в паспорт мужа, если она совершала побег, ее разыскивала полиция и возвращала домой к мужу, при расторжении брака правом развода пользовался лишь мужчина.

Причину появления проблемы бесправия татарской женщины педагоги видели в условиях жизни, недостатках воспитания и ограниченности миропонимания, решать данную задачу они предлагали путем просвещения женщин наравне с мужчинами.

Среди учебных заведений для девочек периода конца XIX - начала XX века особое место занимает татарская гимназия для девочек Фа-тыйхи Абдулвалеевны Аитовой (1866-1944).

После смерти своего отца, троицкого купца-миллионера А.Яушева, Ф.А.Аитова стала наследницей его состояния. Все деньги она хотела использовать на просвещение татарских детей. В 1897 году Ф.А.Аитова открыла гимназию для первоначального обучения татарских девочек в Суконной слободе города Казани. Однако школа просуществовала только лишь три года.

В конце 1912-1913 гг. Ф.А.Аитова начала ходатайствовать о преобразовании своего мектебе в школу с восьмилетним курсом обучения. В своем прошении от 23 июля 1913 года она в частности пишет: "Имею честь донести Вашему Превосходительству, что четырехлетний мой опыт ясно показал мне, что содержимая мною школа - мектебе, состоящая из четырех отделений, далеко не удовлетворяет потребностям учащихся. Это объясняется тем, что основы нашей религии и вообще все магометанское веро-

учение изложено на совершенно чуждом для татарок арабском языке. Прежде чем приступить к изучению вероучения, нам, мусульманам, необходимо изучать арабский язык, который является лишь средством к изучению основных догматов нашей религии. Кроме того, в течение первых четырех лет наряду с изучением родного татарского языка как подготовительной ступени к изучению магометанского вероучения нужно проходить необходимый в нашем отечестве русский язык. Таким образом, для изучения магометанского вероучения, изложенного на арабском языке, при четырехлетнем курсе обучения учения остается совсем мало времени, и приступать к изучению арабского языка возможно лишь в начале пятого года. А потому у нас в мужском медресе полный курс учения продолжается двенадцать лет. А между тем женщины нуждаются в знании магометанского вероучения столько же, сколько и мужчины. Несмотря на это, у нас для женщин не имеется ни одного медресе. Поэтому для более или менее основательного ознакомления учениц с магометанским вероучением необходим по крайней мере восьмилетний курс обучения" [1, л.7].

После многократных дополнительных обращений к попечителю и представления требуемых документов 4 марта 1916 года Ф.А.Аитовой было разрешено открыть в городе Казани частное среднее учебное заведение для девочек-мусульманок: "...М. г-ня (милостивая государыня - М.Э.),... я разрешаю Вам открыть в г.Казани частное среднее учебное заведение для девочек-магометанок . при непременном соблюдении нижеследующих условий: 1) чтобы в учебном заведении употреблялись только те учебные руководства, которые допущены Министерством Народного Просвещения и духовным начальством по принадлежности (параграф 9 вышеуказанных правил),

2) чтобы преподаватели избирались из лиц правоспособных (параграф 17 тех же правил),

3) чтобы в число предметов, преподаваемых в проектируемом учебном заведении, было введено в изучение русской словесности (п.1, па-рагр.8 указанных правил)" [2].

В первой татарской женской гимназии преподавался широкий набор предметов. Программа гимназии Ф.А.Аитовой представлена в таблице 1 [3, л.10]:

Таблица 1

Число уроков в неделю в "частном женском среднем учебном заведении, учрежденном Ф.А.Аитовой в г.Казани"

Предметы I кл. II кл. III кл. IV кл. V кл. VI кл. VII кл.

Вероучение 4 4 4 4 4 5 5

Тюрко-татарский язык 4 4 4 4 4 3 3

Арабский язык - - 3 4 4 3 -

Русский язык 6 6 5 5 6 6 6

Педагогика и дидактика 2 2

Практические уроки 3

Арифметика 3 3 3 3 - - -

Алгебра - - - - 2 2 -

Геометрия - - - - 2 2 2

История - 2 2 3 3 3 3

География 2 2 2 2 - - -

Естествознание 2 2 2 2 - - -

Анатомия и физиология человека - - - - 3 - -

Гигиена 2

Физика 2 3

Чистописание (татарское) 1 1 1 - - - -

Чистописание (русское) 2 2

Рисование 1 1 1 1 - - -

Рукоделие 1 1 1 2 2 2 1

Ручной труд 1 1 1 - - - -

Общее количество часов 27 29 29 30 30 30 30

Таблица 1 показывает, что наибольшее количество часов отводится в гимназии на религиозные предметы - вероучение. На наш взгляд, при составлении авторы программы старались укрепить религиозные чувства девочек. Дело в том, что татарский народ был твердо убежден, что женщины - хранительницы догматов веры Ислама.

Второе место по количеству часов отведено светским предметам (гуманитарным и естественно-математическим): русский язык, тюрко-та-тарский, арабский, история, арифметика, алгебра, геометрия, география, история, физика, естествознание, анатомия и физиология человека.

Необходимо отметить, что выбор тем, которые изучались на занятиях по гигиене, показывает, что девочки получали знания, необходимые им не только в процессе обучения в гимназии, но и в повседневной жизни: анатомия и физиология человека, распространение микробов заразных болезней, обитающих в водоемах, и важнейшие способы их обезвреживания, пищевые вещества и фальсификация пищевых продуктов, способы передачи заразных болезней и меры против распро-

странения их. Также изучались темы, имеющие особенно большое значение при ведении домашнего хозяйства и в воспитании детей: одежда и уход за одеждой, белье - носильное и постельное: смена его, стирка, дезинфекция, обувь, жилище, строительные материалы, освещение (дневной свет и искусственное освещение), недостаточное освещение и развитие близорукости и других болезней глаз, питание, задачи питания, фальсификация пищевых продуктов, заражение продуктов: трихиноз, глисты, спорынья, напитки, гимнастика и другие физические упражнения, краткие сведения по гигиене первого детского возраста.

В гимназии Фатыйхи Аитовой занятия по рукоделию проходили в 1-У11 классах, по ручному труду - в 1-111 классах, на которых девочки учились шить и вязать одежду как для самих себя, так и для мужчин и детей, то есть получали навыки и умения, необходимые для успешного ведения семейных дел.

Таким образом, авторы программы стремились дать своим ученицам разностороннее образование, о чем свидетельствует наличие в программе предметов: рисования, педагогики и дидактики, рукоделия, ручного труда, чистописания (русского и татарского). Знания по педагогике, дидактике, гигиене, рукоделию и ручному труду необходимы для подготовки хорошей хозяйки.

Примечателен и тот исторический факт, что в гимназии Ф. А. Аитовой производилось анкетирование девочек, поступающих учиться. Рассмотрим анкету Халилы Апанаевой, которая поступала в 1916 году в гимназию Ф.А.Аитовой [4]:

Анкета ученицы Халилы Апанаевой, поступающей в гимназию Ф.А.Аитовой (1916 год)

1. Как тебя зовут? - Халила Апанаева.

2. Сколько тебе лет? - 13 лет.

3. Какими болезнями переболела? - На глазу выскочил ячмень, болит глаз. Переболела обычными болезнями.

4. Родители живы? - Живы.

5. Как они зарабатывают на пропитание? -Такого специализированного промысла нет.

6. Читать-писать умеешь? - Да, умею.

7. Живете у родственников? - Летом живу у матери, зимой - у тетки.

8. Есть братья или сестры? - Да, есть.

9. Где они (братья или сестры) учатся? - Ни сестренка, ни братишка еще не учатся.

10. Чему хочешь обучиться в мектебе? - Хочу обучиться профессии.

11. Сколько времени хочешь обучаться в мектебе? Посоветуйся с родителями, прежде чем будешь отвечать на вопрос. - Пока неизвестно.

12. Чем хочешь заниматься по окончании гимназии? - Хочу стать учительницей.

13. Какой предмет особенно нравится? - Все предметы.

14. Сколько времени тратишь на выполнение домашнего задания? - 3 часа.

15. Выходишь ли каждый день, чтобы подышать свежим воздухом? - Нет.

16. Чем занимаешься в праздники? - Езжу к родственникам...

17. Перечисли рассказы и книги, прочитанные тобой? - Читаю 55 книгу.

18. Какие произведения особенно любишь? -"Кавказские рассказы", "Страдания храброй Ди-яж".

19. Была ли ты когда-нибудь в театре? - Да.

20. Какие пьесы видела? - "Зулейха"...

21. Путешествовала ли ты, выехав за пределы Казани? - Да.

22. Куда ездила? - На дачу.

23. Как проводишь весну? - Езжу на дачу.

24. Играешь ли ты на каком-нибудь музыкальном инструменте? - Нет.

25. Хочешь ли обучаться музыке? - Хочу научиться петь и играть на рояле.

26. Из представленных иностранных языков: арабский, персидский, турецкий, французский, немецкий, английский языки, какие хочешь изучать? - Хочу знать все.

Анкетирование способствовало определению уровня эрудиции девочек, их личностноценностных ориентаций, направленности и уровня притязаний учениц, что, несомненно, было прогрессивным явлением в практике женского образования и нравственного воспитания в период конца XIX - начала XX века.

Внутренняя позиция личности и ее активность определяются внешними факторами, в том числе и воспитанием. Следовательно, на процесс воспитания можно оказывать психолого-педаго-гическое воздействие различными методами и средствами нравственного воспитания.

Для нравственного совершенствования личности своих воспитанниц Ф.А.Аитова стремилась вовлечь каждую ученицу в разнообразные виды практической деятельности. Фатыйха-ха-нум организовала практические упражнения, в ходе которых ученицам прививались такие нравственные качества, как доброта, милосердие, сострадание. Например, когда в России началась война с Германией, Ф.А.Аитова, ее ученицы и преподаватели не остались в стороне. Солдатам на германский фронт были посланы рубашки, белье, варежки, выполненные руками учениц и их учительниц [5, б.131].

Одна из учениц гимназии Фатыйхи Аитовой Зухра (Мустафина) Атнагулова вспоминает: " Однажды все мы сделали очень красивые белые цветы и вышли на улицу для продажи своих белых цветов. За наши цветы люди давали нам денег по мере своих возможностей. Кто-то пожертвовал даже рубль. Собрав все деньги до копейки, мы принесли их в школу. Все деньги перечислялись на оказание помощи больным туберкулезом" [5, б.159-160].

Одним из проявлений нравственного отношения человека к себе, к своему месту в обществе, в коллективе, среди других людей, наедине с собой является дисциплина и дисциплинированность. В гимназии Ф. А. Аитовой дисциплине и формированию дисциплинированности воспитанниц уделялось большое внимание. Процесс обучения в этих учебных заведениях проходил строго по определенному расписанию, ученицы были обязаны носить форму. Дело в том, что с увеличением числа учениц из разных слоев населения в гимназии Фа-тыйхи Аитовой возникла проблема с одеждой учениц: кто-то из них был одет очень богато, а некоторые из них - бедно. В связи с этим, введение формы для учениц стало необходимым. Предложение Фатыйхи-ханум о необходимости введения формы для учениц встретило недовольство матерей богатых учениц. Однако Фатыйха Аитова нашла выход из ситуации, вручив каждой из учениц отрезы на платье, фартук и платок. С этого времени ученицы Фатыйхи Аитовой стали носить форму, состоящую из коричневого платья, черного фартука, белого платка с каймой и розовыми цветами. По праздникам черный фартук сменялся на белый, платок - на изящный калфак. Необходимо отметить, что в будние дни сами учительницы носили синие платья и синий кал-фак. По праздникам учительницы преображались: они одевались в синие платья с белым воротником, белый калфак и белую шаль [5, б.48]. Мы считаем, что введение формы как для учениц, так и для учительниц способствовало формированию у них дисциплинированности, а также сглаживало различие в социальном положении учениц.

В процессе нравственного воспитания широко применяются методы поощрения и наказания, используемые для одобрения положительных поступков и действий и осуждения отрицательных. В своей гимназии Ф.А.Аитова также награждали лучших учениц. В уставе проекта гимназии говорится: "30) К обязанности педагогического комитета относится: . 4) определение наград учениц, отличившихся поведением и успехами" [3, об.л.12].

Необходимо отметить и тот важный исторический факт, что в татарской женской гимназии Фатыйхи Аитовой в обязанность учредительни-

цы и наставниц входило заботиться о моральном облике воспитанниц, о чем свидетельствуют архивные материалы. В уставе гимназии в правилах под номерами 21 и 23 сказано: "21) Главная обязанность заведующей состоит в надзоре как за ходом преподавания и воспитания, так и за порядком и благосостоянием вверенного ей учебного заведения и вообще за точным исполнением всех положений устава, распоряжений Попечителя учебного округа, относящихся до училища, и постановлений педагогического комитета.

Примечание: в случае болезни или отсутствия заведующей обязанности ее исполняет, с разрешения Попечителя учебного округа, одна из преподавательниц по избранию учредительницы.

". " 23) Ближайший надзор за успехами и нравственностью учащихся возлагается на наблюдательниц, избираемых из числа преподавательниц или из лиц, имеющих право преподавать в этом учебном заведении, руководить одним или двумя классами или отделениями" [3,

об.л.11-12].

Таким образом, татарская женская гимназия Фатыйхи Аитовой стала первой национальной гимназией в Казани, выпускницы которой были хорошо знакомы с новейшими методами преподавания и могли донести свои знания до других, способствуя тем самым прогрессу татарской нации. Заслуга гимназии Фатыйхи-ханум заключается не только в обучении и воспитании квалифицированных педагогических кадров, но и в пробуждении национального самосознания у лучших представительниц татарского народа. Это была первая победа в борьбе за равноправие женщин в обществе и образовании в период конца XIX - начала XX вв. и в пробуждении национального самосознания у лучших представительниц татарского народа. Ф.А.Аитова стремилась к воспитанию и образованию высоконравственных "матерей нации".

Сохранение и применение традиций нравственного воспитания женщины в гимназии Ф.А.Аитовой способствует повышению эффективности развития воспитательного и образовательного процесса в современных средних педагогических учебных заведениях, в особенности при образовании и воспитании девочек.

1. НА РТ, Ф.160, оп.1, д.1289. Дело канцелярии директора народных училищ Казанской губернии о разрешении жене Казанского купца Фатихе Аитовой открыть в Казани женский мектебе для обучения татарских девочек.

2. НА РТ, Ф.92, оп.2, д.10735. Дело канцелярии Попечителя Казанского Учебного Округа по III

столу. Мектебе и Медресе. Переписка по поводу 5. РэсYлова З. Ху^иэхмэтов Э. Мэгьрифэт йолдыз-

их открытия и существования. лыгында / Э.Н.Ху^иэхмэтов редакциясендэ. Ка-

S. НА РТ, Ф. 92, оп.2, д. 23178, лл.1-35. зан., 1998.

4. НА РТ, Ф.1065, оп.1, д.7. Анкеты учениц, поступаю-

щих в гимназию (на татарском языке). 1916 год. Л.1.

THE CONTENT AND METHODS OF MORAL EDUCATION OF A WOMAN AT AITOVA’S GYMNASIUM ON THE BOUNDARY OF THE XIX-XXTH CENTURIES

E.LMinullina

In this article with the help of archival documents the author investigated the education process and the methods of the girls' moral education in one the Tatar gymnasium for woman organized by the well-known educator of the XIX-XX centuries F.A.Aitova.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.