УДК 372.8
М. В. Худякова
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИНИИ «МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ»
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ «1С: ШКОЛА. ИНФОРМАТИКА»
Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения линии «Моделирование и формализация». Приводятся возможные варианты обучения с ипользованием электронных изданий «1С: Школа. Информатика». Использование данного образовательного ресурса в учебном процессе способствует повышению эффективности обучения информатике, в частности при изучении темы «Моделирование и формализация», формированию ИКТ компетенций школьника.
Ключевые слова: моделирование, электронное издание «1С: Школа. Информатика».
Современный этап развития образования, в частности общего среднего образования, характеризуется повышенным вниманием к понятию модели и методологии моделирования применительно к различным областям знания. Примером этому может служить включение понятия «модель» в содержание образовательных областей «Физика», «Математика», «Химия», «Информатика и информационные коммуникационные технологии» и др.
Моделирование - многоаспектное явление и многоплановая деятельность. Можно говорить о моделировании как о методологической основе современной науки, как об инструменте любой познавательной деятельности, как о важном дидактическом средстве [1].
В обучении важное место занимает такой класс моделей, как информационные модели. Это всевозможные формулы, графики, словесное описание, таблицы, схемы, формулировки законов, алгоритмы и пр.
Важность включения содержательной линии «Моделирование и формализация» именно в курс информатики обусловлена несколькими факторами. Главные факторы связаны с ролью, которую моделирование играет:
- как метод научного познания в современной науке, и в частности в информатике;
- как средство обучения;
- как способ представления информации в виде текста;
- как основной элемент информационной и алгоритмической деятельности специалистов.
Содержание этой линии определено следующим перечнем понятий:
- моделирование как метод познания;
- формализация;
- материальные и информационные модели;
- основные типы информационных моделей [2].
Линия моделирования наряду с линией информации и информационных процессов является теоретической основой курса информатики. Содержательная линия «Моделирование и формализация» выполняет в курсе информатики важнейшую педагогическую задачу - развитие системного мышления учащихся, так как работа с огромными объемами информации невозможна без навыков ее систематизации. За основу обучения мы взяли программу 1С.
59
Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015
Образовательный комплексе «Информатика, 10-11 кл.» предназначен как для самостоятельной работы дома, так и для использования в классе под руководством учителя. Курс включает в себя более 1200 медиаобъектов. Выполнено на платформе «1С: Образование 4. Дом»1.
Тема «Моделирование и формализация» в программе 1С раскрывается во 2 главе «Моделирование и формализация» (рис. 1).
Рис. 1. Моделирование и формализация
В каждый параграф главы входят четыре информационных блока (рис. 2-6).
Рис. 2. Информационные блоки
^ t ^ <одццщ|г Лиан: Ивбшжоу . |
•Нор*'™1* Им £ |2.1.0снааной1взиефррмм*мцни ' 2.1,3. Я;ьи;т:11»стр]г1иитфия|цм!»чин 2.14. Форипимскшв aejiinifKiMian
Пим* Тгрм*уингпи1ишиг‘ И ) ГТсот1Т«щщ^» питии ууп" нл т» mu»w*hi И* ?*дт]ОЕя1| 13,Г Скнт «w«i 13* цч«т*> 11* ^ужъостъ щиеВ 11111мсрв1м»ац|р|11|Щ l!. 11- Шщш »9*1Пр»яа Wtfvlty W titot i Гмы 1 Кшшт вас фысты si
21.1. Пошони* окружающего лжро. Мед*лгро«а-н*. ♦арма/лиция 6р»В*ВР#И«а аладДОЛиЬ СШМГкЫ»ОИа>вЫЛО>»Н*С«¥Ж«1Ч(ГО Mp4. Совете» acfxwmPTP «сгкгнмтя Галил» Гапнлв* утнохв*, что ведущим пришли* iwmmi жккяолникнг вишсмецногой «Извашго жра га я## ютивши. Лкшмлоа'нн, в проще наминний вы вбнгдошн ккую ^стоДччв>и’ нмнсиернмть, «приме* ют фат, <гто лаг каш предана, бряшикм с сдвой в ТОЙ яг истопи, уладр кв эв«о еднмрившю (ГВгипй сбр4оввл cfliiJKttoS &аимп в сдан н lot «в тп времвш П]Ш«4М ад» «осой GO кг к зиэчлельнв бон» гсгкуе *pU*tniiiVntynB наогай ХО г Оба тела имели примерно омнаковев обтек**» " акгига» земли ощвдфеикпк].
Гчм!. НсВвЕВЧЦЮ'М PCUT
ruut Urta> *tmwa»3 • ■» г-KorS Гшгспимк'ГЭ IWtt*
га 4
Рис. 3. Подробное раскрытие темы параграфа
1 Образовательный комплекс «1С: Школа. Информатика, 11 класс».
60
Гуманитарные исследования
фНЫоршлижЦщ «Юл Пни $41 {■сеч Cnw»
♦*, - В * Содержание Дневник иЯщанмое 1 л
глав*!. Ъоршлшц£1и.ысде|1н| (LLOunsMeal 1:лкф«р<1или SJ.2 Пекин »■»€*»*.«
S2.J Hrnirnrnr niririft Ь2А. ЦЫ*гШАМиЬ6Ынп|1
55 J 0c»«»»4 jrjnij Ырш>«рд
ii.t эдегиодвлей
5'?.J (UlitruliWXa
m SM.
SJ.10. Алгоритм» лрсгрммз кан
51.11. Моды и мпрои прел» гг
52.11, модели ыдаи Ml 1 tew Ы ta BP pp&Jfe * C rtrttMf it
Гт!нЗ. »1»Л(1ЧИр1Ч»ЦЧЛ-|»|Л
riUUl, ««мрмынише^тмммвп
fflH1 rtlflfl[HIM|llfll lllif- Г 1ТЯ
ГЧН1. [1кф*ымни«вс<чче№Н( Г|Чи7. HnfiApMAinUins^iKnMNT ГламР. Методы гкследоынийвии Глоссарий Подгегеека « ВО
Ключевая информация $2.1
Основные этапы моделирования;
> ввделенне суиуегг&енньы признаков объекта, явления млн процесса в змнснмостн от поставленной аадачн; г фррналнззцнЦг т,е. представление исшели в некоторой форме или е каком-либо языке.
Оба этих аачюнентд нераерьюно связаны друг t другом. 11
Основной теэис Формализации; существует принципиальная возможность разделения объекта н его обозначения,
Знак - зга элемент пененного мюжепеа отличных друг ат дога элементе*.
Знаковая ситуация возникает, когда есть паса сбозиачаемого объекта (денотата! л знака,
Осноыые черти мм, продляющиеся е дна*#»* ситуаци*::
> Способность знака выступать как мместигельденотатэ.
, Нетрждесгаенность знака л денотат» - л» никогда не может лолноегью заменить обозначаемое.
> Многозначность. соответствии «знак-денотат*.
Язык ■ зто знаковая система, лепельзуирп для целен котуннкаця и и познания.
Языки можно разделять на естественные, формализованные и формальные.
Кэждьй язьк имеет алфавит, словарь я обладает набором определенные правил образования аьрэжений, правил придания значений (опала) этим ацнжтиям н правил их использования. Друга m словаки, лак характеризуется: ,
Рис. 4. Ключевая информация параграфа
V Ib^epM™1* 11 " • lp*irynimii— 1 Ун Сыч Скмш bsri^ «У
- Г Ф седерасаняе д*емг»г и*вм>«<ое 1 г|
Г.ИМ 1, Ир Пива 2. № ем.о-чмжнч 52.1, гиелтщ кие.
ft-U-U,
St.B.Oopmhm агальг ыодрнироо:
У2.6. Виды ПОДСЛОЙ
Ji. I. СооДстжо мадмга
Ji t. толичепмпчм и начоегоек
н. в. ддыаинъяьжмллей
52.10. AfirejhrtiHH П|Ш{ммш
52.11. Мадыинлрееепееим
52.12. Pd**i<»4M'H мдеги
м awp> 1 яи пв рЮет* ь с нем и* л гчц а. коктфпгершфчаапеб
гмо*а. ме1счйи рчамаемт ПалгатевквкЕГ»
интересные факты к 52.1
к настолько лривычнььм, ч
ы польэуемог ими
I, почти неосознанна.
Если попросить кого-то написать формулы площади прямоугольника н первого закона ньютона, то почти мгновеяньм результатом будут S -збн F- ли, А если условие задачи сформулировать иначе, а именно; «сгона сторона прямоугольного участка # другая - г; определить чему , будет равна площадь этого участка Ь>, то пройдет гораздо больше времени, прежде чем появится формула gi. I
бшв один пример. Игр» «буриме» заключается в том, что нопрльгуя **ес*4мыо рифмующихся между собой von. следует сочинить стихотворение. Если же вместе со слои ни привести пример г» ого стихотворения, то вепищ вероятность того, «то подавляющее болы1я*ястиг «творений:» играющих будут иметь тот же «ритн», что я у образца, - ту же стихотворную ферму.
стоит обратить янн манне на то, что слева «формлизатне» (Гегта1гштол) н «информация» (information) имеют одну н гу же часть каряя «форма». И эго, разумеется, нз случайна. Понятие «информаций» носит совершенно определенна исторический характер и генеткчеон связью с категорней «форма». Еще Платон отчетливо разделял понятия «ферма» и «материя», говорил об иерархии форм и переходе ферм друг вдруг». Аристотель развил учение Платона о Форш и ввел понятие -универсалзная форма» или «форма форм».
В Новое время и. Кант склоняется к числи о тон, «то категория формы становится соединительна* звеном эмпирического (опытного) н теоретического познания, а Г.Ф. Гегель делает попытку полного синтеза материального и формального н выделяет две диалектически взаимосвязанные категории; «форма» н «содержание», В философе*зн угсевре сказано; «категория Формы анзажает внутреннюю связь н способ оргвнннцнн взаимодействии элементов и процессов как между собой, так. и с внешни»* условиям*».
Интерес к понятий* «форма», * содержа*™ е», «структура» приводит к развитию формального подхода к двленнйи окружающей дейстбительности, который определяет ведущую тенденцию а формировании еоарсмонной картины «нра и новые методы познаний «формализация» и «модеяиров»ие».
I га L*i_. j J л [
Рис. 5. Приводятся интересные факты к параграфу
Рис. 6. Подборка текстовых заданий
Основное содержание линии «Моделирование и формализация» в программе 1С представлено следующими параграфами:
§ 2.1. Основной тезис формализации.
§ 2.2. Понятие «Модель».
§ 2.3. Назначение моделей .
61
Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015
§ 2.4. Цели моделирования.
§ 2.5. Основные этапы моделирования.
§ 2.6. Виды моделей.
§ 2.7. Свойства моделей.
§ 2.8. Количественная и качественная оценка моделей.
§ 2.9. Адекватность моделей.
§ 2.10. Алгоритм и программа как информационная модель.
§ 2.11. Модели и мировоззрения.
§ 2.12. Разные модели задачи.
В качестве примера мы разработали конспект урока по теме «Моделирование и формализация» с использованием электронных изданий «1С: Школа. Информатика». Конспект урока по теме «Моделирование и формализация».
Тема урока: Табличные модели.
Цель урока: Формировать знание учащихся о табличных моделях, их структуре, правилах оформления.
Задачи:
• обучающие:
- учащиеся должны знать структуры табличных моделей;
- учащиеся должны разбираться в типах таблиц;
- учащиеся должны уметь строить различные по типу таблицы;
• развивающие:
- развитие мышления, сосредоточенности и внимательности;
- познавательного интереса и культуры учащихся;
• воспитательные:
- формирование умения самостоятельной работы;
- умения групповой работы;
- положительной мотивации учебного труда;
- чувства коллективизма и ответственности.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала).
3. Изучение нового учебного материала.
4. Закрепление учебного материала.
5. Задание на дом.
Предлагаемый подход, основывающийся на использовании программного комплекса «1С: Школа. Информатика», обеспечивает не только овладение современными информационно-коммуникационными технологиями, но и целесообразную актуализацию необходимых знаний, умений и навыков эффективного использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. При этом урок не заменяется тривиальной демонстрацией ЦОР, а естественным образом включает их в основную дидактическую стратегию организации познавательной деятельности ученика.
Список литературы
1. Губанова, О. М. Методические особенности использования образовательного комплекса «1С: Школа. Информатика» при подготовке будущих учителей / О. М. Губанова, М. А. Родионов // Новые информационные технологии в образовании (Применение технологий «1С» для повышения эффективности деятельности организаций образования) : сб. науч. тр. 14-й Меж-дунар. науч.-практ. конф. - М. : ООО «1С-Паблишинг», 2014. - Ч. 2. - С. 277-280.
62
Гуманитарные исследования
2. Губанова, О. М. Методика обучения линии моделирования и формализации в курсе теории и методики обучения информатике педагогических вузов / О. М. Губанова // Наука и школа. -2009. - № 2. - С. 59-60.
Худякова Мария Викторовна студентка, Пензенский государственный университет E-mail: mashylca58@mail.ru УДК 372.8 Худякова, М. В. Khudyakova Mariya Viktorovna student, Penza State University
Содержание и методика изучения линии «моделирование и формализация» в школьном курсе информатики с использованием электронных изданий «1С: Школа. Информатика» / М. В. Худякова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 4 (12). - C. 59-63.